Научная статья на тему 'Муниципальный ресурсный центр и его возможности в обеспечении системы образовательных услуг'

Муниципальный ресурсный центр и его возможности в обеспечении системы образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
393
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / MODERNIZATION OF EDUCATION / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / TRAINING / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / MUNICIPAL RESOURCE CENTER / ПРАКТИКО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ / PRACTICE-ORIENTED PROJECT OF THE LIFELONG EDUCATION / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / MUNICIPAL EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Резинкина Л.В.

В статье предложены решение задач совершенствования качества повышения квалификации работников общего образования и разработка научных основ проектирования системы повышения квалификации учителей в области непрерывного образования взрослых с учетом муниципальных особенностей, а также самого учителя. Автором предложен практико ориентированный проект создания муниципального ресурсного центра непрерывного образования кадров, рассмотрены научно-теоретические основы нового инструмента повышения квалификации и переподготовки кадров, обеспечивающего возможность многомерного и оптимального движения взрослой личности в образовательном пространстве. В статье подчеркиваются значение и эффективность инновационной системы как ведущего фактора обучения и использования кадрового потенциала образовательного учреждения в условиях муниципального района. Одним из перспективных направлений сервисной деятельности муниципального ресурсного центра является организация и предоставление образовательных услуг. В работе раскрываются принципы и основные направления развития муниципальных образовательных услуг, которые могут быть реализованы муниципальным ресурсным центром, выступающим в этом случае организатором и координатором непрерывного образования взрослых, охватывающего практико ориентированное повышение квалификации, развитие кадрового потенциала и переподготовку специалистов разных профессий муниципального района не только педагогов, но и социальных работников, специалистов служб занятости населения, культурно-просветительской сферы, производственных и общественных организаций, востребованных на рынке труда в современных социально-экономических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Municipal resource center and its opportunities for providing educational services system

This article offers a solution for common education workers advanced training and development of scientific basics of advanced training system improvement of teachers in the field of continuous education of adults with a glance of municipal peculiarities and a teacher oneself. The author offers practice-oriented project of municipal resource center of continuous education creation, considers scientific and theoretical basics of the new tools for advanced training which provide an opportunity of multidimensional and optimal movement of adult in educational sphere. This article underlines the significance and efficiency of innovative system as a leading factor of education and application of personnel potential of education institution in the conditions of municipal district. One of the most perspective ways of this center is an organization and supply of educational services. The paper exposes the principles and basic ways of municipal educational services ways which can be realized by the municipal resource center; in this case the center is an organizer and coordinator of continuous education, which embraces practice-oriented advanced training, development of personnel’s potential and retraining of specialists. The considered ways of this center’s activity embrace training and retraining of specialists with wide scope of professions like pedagogues, social workers, employment workers, cultural workers, industrial and social ones; all these professions are in demand at the modern social and economic conditions.

Текст научной работы на тему «Муниципальный ресурсный центр и его возможности в обеспечении системы образовательных услуг»

Л.В. Резинкина, канд. пед. наук, зам. директора Колледжа технологий, моделирования и управления, Санкт-Петербургский университет технологий и дизайна, г. Санкт-Петербург, Россия, Iastik65@yandex.ru

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР И ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

В статье предложены решение задач совершенствования качества повышения квалификации работников общего образования и разработка научных основ проектирования системы повышения квалификации учителей в области непрерывного образования взрослых с учетом муниципальных особенностей, а также самого учителя. Автором предложен практико ориентированный проект создания муниципального ресурсного центра непрерывного образования кадров, рассмотрены научно-теоретические основы нового инструмента повышения квалификации и переподготовки кадров, обеспечивающего возможность многомерного и оптимального движения взрослой личности в образовательном пространстве. В статье подчеркиваются значение и эффективность инновационной системы как ведущего фактора обучения и использования кадрового потенциала образовательного учреждения в условиях муниципального района. Одним из перспективных направлений сервисной деятельности муниципального ресурсного центра является организация и предоставление образовательных услуг. В работе раскрываются принципы и основные направления развития муниципальных образовательных услуг, которые могут быть реализованы муниципальным ресурсным центром, выступающим в этом случае организатором и координатором непрерывного образования взрослых, охватывающего практико ориентированное повышение квалификации, развитие кадрового потенциала и переподготовку специалистов разных профессий муниципального района — не только педагогов, но и социальных работников, специалистов служб занятости населения, культурно-просветительской сферы, производственных и общественных организаций, востребованных на рынке труда в современных социально-экономических условиях.

Ключевые слова: модернизация образования, повышение квалификации, муниципальный ресурсный центр, практико ориентированный проект, непрерывное образование, подготовка специалистов, муниципальные образовательные услуги.

\ ^ I

Сегодня модернизация системы повышения квалификации связана с развитием автономности образовательных учреждений, организации системы внутрифирменного непрерывного обучения педагогов. Раскроем условия деятельности по созданию муниципального ресурсного центра на базе отдельно взятой инновационной школы с возможностью непрерывного практико ориентированного обучения педагогов. Они во многом определяются тем, что устойчивый характер деятельности общеобразовательного учреждения зависит

от наличия в нем долгосрочной стратегии развития. Такая социально-экономическая стратегия развития инновационной школы лежит в основе непрерывного образования педагогов, элементом которой является система повышения квалификации.

Система повышения квалификации педагогов является одним из старейших компонентов системы отечественного образования. Оложилась устойчивая модель деятельности институтов повышения квалификации и других образовательных учреждений, работающих со взрослыми. Сегодня увеличилось

количество вузов и других учреждений, которые получили лицензию на повышение квалификации представителей различных профессий. Поэтому Министерство образования и науки РФ стремится вовлечь инновационные школы и педагогов-новаторов в деятельность по модернизации системы повышения квалификации и расширить перечень организаций, реализующих такие программы.

Отечественные ученые и практики ведут интенсивную работу по решению проблем и задач, стоящих перед современной системой образования, которая является важнейшим фактором развития всех сфер нашего государства. В ходе модернизации системы общего образования была создана структура разноуровневых и разнопрофильных образовательных организаций. Они предложили большой выбор вариативных программ обучения, включая индивидуальные маршруты обучающихся, активно реализовали систему общественного самоуправления, расширили диапазон научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы. Как правило, руководители данных организаций по-новому осмысливают свой функционал и свою ответственность, постоянно работая над повышением личных методологических и управленческих компетентностей. Такие руководители особенно ясно понимают необходимость развития кадрового потенциала в своих школах.

Сегодня именно учитель является важнейшим двигателем любых изменений и нововведений в общей системе образования, имеет возможность быть не только расположенным к переподготовке в быстро меняющихся условиях, но и самому участвовать в обучении других специалистов.

В «Энциклопедии профессионального образования» повышение квалификации педагогов определяется как вид дополнительного профессионального образования, направленного на формирование готовности работника учреждения к выполнению более сложных трудовых функций1.

П.Г. Щедровицкий пишет, что система повышения квалификации — это непре-

рывное образование и личностное развитие, всемерное повышение уровня образованности и развитости отдельных людей2. Данная точка зрения согласуется с целью нашего проекта, направленного на профессионально-личностное становление педагогических работников. В трудах М.В. Никитина система повышения квалификации сотрудников образования рассматривается как совокупность образовательных учреждений дополнительного образования в различных организационно-правовых формах, реализующих дополнительные педагогические профессиональные программы повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов3. Данный аспект отражает институциональный подход к реализации предлагаемого проекта развития кадрового потенциала муниципального образования.

Интересное мнение по этому поводу высказывает В.Г. Виненко: «Многими специалистами разделяется мнение о том, что обучение в вузе — лишь начальный этап формирования высококвалифицированных учителей. Учитель становится профессионалом в ходе практической деятельности в органической связи с постдипломным образованием, осуществляемым как самостоятельно, так и в системе повышения квалификации работников образования»4. Вышеуказанный аспект отражает необходимость прак-тико ориентированного обучения педагогов, в частности на базе инновационной школы.

Таким образом, анализ вышеперечисленных подходов к определению повышения квалификации позволяет охарактеризовать и интерпретировать ведущие закономерности профессионально-личностного становления педагогов в непрерывном образовании и обосновать возможные направления их реализации в условиях муниципального образования, в частности в проектируемом нами новом институте образования взрослых — муниципальном ресурсном центре.

Система повышения квалификации по сравнению с базовым профессиональным образованием имеет следующие преимуще-

Сегодня именно учитель является важнейшим двигателем любых

изменений и нововведений в общей системе образования, имеет возможность быть не только расположенным к переподготовке в быстро меняющихся условиях,

но и самому участвовать в обучении других специалистов.

ства: меньшая инертность, быстрая реакция на социально-экономические и организационно-технологические изменения, непосредственная двусторонняя связь с практикой, короткий срок обучения, приближенный образовательный результат. Еще одним важным положительным моментом, на наш взгляд, является способность обучаемого контингента критически оценивать предлагаемые инновации, а также принимать участие в их апробации, развитии и реализации.

Вместе с тем по мере профессионально-личностного совершенствования и развития творческих инициатив все более отчетливо стали обозначаться и проблемы, которые задают исследовательское поле для профессионального самоопределения педагогов в системе непрерывного образования.

Анализ научной педагогической литературы показал, что сегодня существует много исследований, посвященных технологиям формирования и развития педагогов, их мотивации на самообразование (С. Г. Верш-ловский, И.А. Колесникова, А.Е. Марон, Л.Ю. Монахова, В.А. Сластенин, И.И. Со-

Обучение в вузе - лишь начальный этап формирования высококвалифицированных учителей. Учитель становится профессионалом в ходе практической деятельности в органической связи с постдипломным образованием, осуществляемым как самостоятельно, так и в системе повышения квалификации работников образования.

колова, Р.М. Шерайзина и др.). При теоретической и практической важности этих исследований, их значимости в решении проблем улучшения качества системы повышения квалификации работников общего образования следует заметить, что при проектировании ресурсного центра муниципального образования недостаточно учтен фактор практической ориентированности обучения и личности самого учителя.

Требования к профессионализму совре-= менных педагогов актуализируют необходимость модернизации системы непрерывного образования.

Очевидно, что для обеспечения растущих потребностей в системном повышении квалификации педагога, важно создать специфичную инфраструктуру доступа к непрерывному профессиональному образованию на протяжении профессиональной деятельности, а в последующем — на протяжении всей жизни.

Данная инфраструктура имеет следующие основные компоненты:

— программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, стро-

ящиеся на принципах модульности, и учреждения и организации различных форм собственности (в том числе муниципальные ресурсные центры), которые их реализуют;

— социально-общественные и профессиональные организации, которые осуществляют деятельность по формированию квалификационных требований к уровню подготовки специалистов, адекватных запросам рынка труда, разработке и отбору инновационных образовательных технологий, оценке (аттестации и аккредитации) качества образования;

— единая система оценивания, основанная на современной информационной инфраструктуре учета, хранения и накопления данных об итогах образования, полученного специалистом;

— общенациональная система оценки качества образования, которая не зависит от организаций, реализующих образовательные программы, и отвечает за создание единого образовательного пространства.

Представим инфраструктуру доступа к непрерывному профессиональному образованию в муниципальном районе в виде рисунка.

Предметом ожидаемых обществом и государством изменений в образовании становятся:

— новые государственные образовательные стандарты, их внедрение;

— индивидуализация образования (на основе индивидуальных учебных планов при профильном обучении на старшей ступени);

— новая система оценки качества образования;

— становление новых организационно-правовых форм в общем образовании (школа как «автономное учреждение»);

— повышение активности общественных институтов в управлении общим образованием (на школьном, муниципальном и региональном уровнях);

— информатизация общего образования и другие инновации.

Как следует из анализа представленной схемы, существенным звеном в общей инфраструктуре доступа к непрерывному образованию педагогов является муниципальный ресурсный центр, созданный на базе инновационного образовательного учреждения.

К обеспечению качества образования в рамках ресурсного центра можно отнести не только материально-техническое и учеб-

Именно образовательные услуги на муниципальном уровне могут стать эффективным инструментом удовлетворения актуальных и выявления потенциальных потребностей в непрерывном образовании не только педагогов, но и специалистов разных профессий.

Инфраструктура доступа к непрерывному профессиональному образованию

в муниципальном районе

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

но-лабораторное оборудование, но и научно-методические, информационные источники и средства обеспечения процесса профессиональной подготовки педагогов, кадровый и финансовый потенциал, социально-образовательных партнеров, заинтересованных в опережающей системе повышения квалификации востребованных рыночной экономикой кадров.

Создание муниципального ресурсного центра призвано реализовать идею о том, что процесс повышения квалификации педагогических работников должен обладать такими качествами как индивидуализи-рованность, практическая ориентированность, эффективность и функциональность, приближенность к месту работы педагога и носить опережающий характер, способствовать развитию инновационного потенциала муниципального образования.

Анализ последипломного образования педагогических кадров позволяет сделать вывод о том, в России накоплен огромный опыт в создании и реализации авторских инновационных проектов, продуктов и концепций, таких как профессионально-педагогическое становление педагога в системе непрерывного образования (Р.М. Шерай-зина); личностно ориентированный подход к повышению квалификации учителей на коррекционно-диагностической основе (Т.С. Панина); развитие и прогнозирование федеральной, региональной и регионально-национальной системы последипломного образования (Э.М. Никитин, В.Н. Скворцов, В.В. Тарасов и др.); формирование научно-педагогического информационного сопровождения повышения квалификации педагогических кадров (Г.В. Абрамян, С.В. Зенкина, М.В. Корнилова, Д.Ш. Матрос и др.).

При несомненной теоретической и практической значимости данных исследований и важности их в решении задач роста уровня квалификации работников общего образования, необходимо отметить, что при проектировании научно-теоретических основ системы повышения квалификации педагогических кадров в области непрерывного

Образовательные услуги наиболее легко адаптируются к локальной (местной) промышленной, национально-культурной и религиозной специфике, что особенно востребовано в муниципальном образовании.

образования взрослых необходим учет муниципальных особенностей.

Инновационным институтом, реализующим миссию организации процесса повышения квалификации и переподготовки кадров в рамках малой территории региона — муниципального района — является муниципальный ресурсный центр, перспективным направлением деятельности которого является организация и предоставление образовательных услуг. Именно образовательные услуги на муниципальном уровне могут стать эффективным инструментом удовлетворения актуальных и выявления потенциальных потребностей в непрерывном образовании не только педагогов, но и специалистов разных профессий5.

В настоящее время в инновационной практике образовательной деятельности может быть реализован механизм создания муниципальных ресурсных центров на базе общеобразовательных учреждений — победителей приоритетного национального проекта «Образование», который способен направить «инновационные потоки» не по абстрактной информации, а на получение конкретного опыта с целью распространения идей, методов их реализации, продуктов и результатов деятельности.

Распространение педагогических инноваций за рамками проектного пространства образовательного учреждения предполагает выработку, описание и обобщение моделей диссеминации, участниками которых являются: «доноры» (диссеминаторы) — инновационные школы, осуществляющие распространение и передачу своих результатов, и «реципиенты» (получатели) — потенциальные пользователи этих результатов.

Третья сторона, обеспечивающая поддержку, сопровождение и управление в процессах диссеминации, представлена органом управления образованием и институтом повышения квалификации.

= Для эффективности реализации целей и задач муниципального ресурсного центра по распространению инновационного опыта необходимо наличие и развитие педагогического и ме-

тодического инструментария по оказанию образовательных услуг: это андрогогиче-ский подход, интенсив-курсы, практикумы для освоения технологий обобщения опыта, описание и представление передового педагогического опыта, создание электронных банков, каталогов, баз данных; методики подготовки и выпуск печатной продукции. Своевременным является внедрение в образовательную практику презентационных бизнес-технологий, пиар-технологий, экранных, тренинговых и видеотехнологий, проектного менеджмента, а также совершенствование — с учетом современных подходов — технологий проведения семинаров, мастер-классов, создания портфолио и кейсов. Это потребует введения в процесс обучения педагогов нового статуса преподавателей — тьютора, консультанта, коучера и др.

В условиях их организации на муниципальном уровне должны решаться три взаимообусловленных задачи: рост общей культуры, реализация кадровых ресурсов и их модернизация. Первая задача предполагает освоение базовых компетенций и привитие общей культуры; вторая — содействие формированию профессиональной кадровой политики, необходимой для поддержания рыночной экономики; третья — модернизацию и развитие кадрового потенциала для оперативного приспособления к динамике производства и социализации.

В исследованиях О. Г. Прикота называются следующие задачи непрерывного образования, эффективным инструментом для решения которых могут быть образовательные услуги: развитие конкурентной образовательной среды и ее насыщение разнообразными образовательными услугами; создание институтов и инфраструктуры непрерывного образования; внедрение в непрерывное образование современных технологий обучения и новых финансовых механизмов6.

В большинстве научных исследований образовательная услуга рассматривается как

Исследовательский характер деятельности педагогических кадров будет способствовать снижению трудоемкости при разработке программ и проектов, формированию субъектности участников методического сервиса, взаимоусилению всех элементов образовательной деятельности и развитию творчества участников образовательного процесса в системе муниципального образования.

деятельность по передаче конкретной информации для усвоения с целью получения спланированного результата. В этом аспекте Е.Д. Липкина предлагает рассматривать образовательные услуги как «совокупность знаний, умений, навыков и определенного объема информации, которые используются для удовлетворения специфической потребности человека и общества в интеллектуальном развитии и приобретении профессиональных умений и навыков»7. На наш взгляд, данное определение не совсем исчерпывающе отражает специфику деятельности ресурсного центра, реализующего образовательные услуги в условиях муниципального района.

Наиболее полно пониманию специфики непрерывного образования взрослых соответствует определение образовательной услуги как целенаправленного, организованного творческого процесса содействия освоению новых знаний и компетенций в рамках отдельной образовательной программы (специальности) в виде совокупности знаний специальной и общественной направленности, а также практических навыков, передаваемых специалисту в рамках определенной программы8.

Образовательные услуги наиболее легко адаптируются к локальной (местной) промышленной, национально-культурной и религиозной специфике, что особенно востребовано в муниципальном образовании.

Раскроем основные направления, цели и содержание развития образовательных услуг в условиях непрерывного образования в муниципальном районе.

Первое направление — содействие развитию непрерывного образования как управлению изменениями в системе образовательного сервиса на муниципальном уровне.

Это направление обеспечит становление практики организации образовательного сервиса на различных уровнях — как процесса совместной выработки представлений разных субъектов о предстоящей общей деятельности. Ис-

следовательский характер деятельности педагогических кадров будет способствовать снижению трудоемкости при разработке программ и проектов, формированию субъ-ектности участников методического сервиса, взаимоусилению всех элементов образовательной деятельности и развитию творчества участников образовательного процесса в системе муниципального образования.

Второе направление реализации образовательных услуг заключается в научно-методической поддержке деятельности инфраструктуры образовательной организации, обеспечивающей эффективность инновационной деятельности в муниципальном образовательном пространстве. Целью этого направления является разработка организационной модели конструктивного взаимодействия инновационной и традиционной практики в системе муниципального образования.

Это достигается путем содействия обеспечению единства исследований, разработок и опытного экспериментального производства образцов, задающих вектор инновационного преобразования традиционной практики в системе образования муниципалитета, а также организации деятельности площадок, обеспечивающих апробацию инновационных образцов, собирающих, обобщающих, объясняющих и сохраняющих устойчивый положительный педагогический опыт.

Решение поставленных задач обеспечит качественную реализацию целевых установок инновационной политики департамента образования администрации муниципалитета.

Третье направление — научно-педагогическое сопровождение организации сетевого взаимодействия субъектов образовательного пространства муниципального района как методический инструментарий на основе ресурсных возможностей информационно-коммуникационных технологий: выявление и оформление набора методических услуг, обеспечивающих эффективность сетевых форм взаимодействия в системе образования на муниципальном уровне; овладение дистанционными формами взаимодействия с субъектами образовательного пространства; разработка и поддержка сайта системы образования муниципалитета и другое.

Четвертое направление — организационно-правовая помощь в обеспечении

механизмов интеграции учреждения в региональную систему повышения квалификации педагогических работников. Это мониторинг дефицитов и возможностей образовательного сервиса, удовлетворенности реализацией запроса; разработка инструментария для ценки результатов социального и профессионального партнерства и соответствующего нормативно-правового обеспечения; формирование информационного пространства, организация публичных дискуссий, государственно-общественной экспертизы, обмен опытом, издание материалов, работа со СМИ.

Таким образом, муниципальный ресурсный центр является организатором и координатором формирования системы образовательных услуг, охватывающей подготовку и переподготовку специалистов разных профессий — не только педагогов, но и социальных работников, специалистов служб занятости населения, культурно-просветительской сферы, производственных и общественных организаций, востребованных на рынке труда в современных социально-экономических условиях. ^

Литература

1. Энциклопедия профессионального образования. В 3 т. / под ред. С. Я. Батышева. М.: РАО; Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. 1320 с.

2. Щедровицкий П.Г. Методология и философия управленческой деятельности: основные понятия и принципы. М.: Путь, 2003. 288 с.

3. Никитин М.В. Ресурсный центр как функциональная модель развития непрерывного образования. М.: ИЦ НОУ ИСОМ, 2004. 198 с.

4. Виненко В.Г. Общие основы педагогики. М.: Дашков и Ко, 2009. 298 с.

5. Осокина И.В., Цветлюк Л.С Теоретико-методологические основы образовательного сервиса: учебное пособие. М., 2005.

6. Прикот О.Г. Непрерывное дополнительное профессиональное образование: новые модели и правовое поле // Человек и образование. 2012. № 3. С. 17-21

7. Липкина Е.Д. Конкурентоспособность вузов на современном рынке образовательных услуг: Монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. С. 10. (136 с.)

8. Валиев Ш.З. Рынок образовательных услуг: теоретические аспекты / Ш.З. Валиев, В.И. Сухочев. Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2008. 84 с.

MUNICIPAL RESOURCE CENTER AND ITS OPPORTUNITIES FOR PROVIDING EDUCATIONAL SERVICES SYSTEM

L.V. Rezinkina, Candidate of pedagogy, The deputy director of College of technologies, modeling and management, St. Petersburg University of Technology and Design, St. Petersburg, Russia, lastik65@yandex.ru

This article offers a solution for common education workers advanced training and development of scientific basics of advanced training system improvement of teachers in the field of continuous education of adults with a glance of municipal peculiarities and a teacher oneself. The author offers practice-oriented project of municipal resource center of continuous education creation, considers scientific and theoretical basics of the new tools for advanced training which provide an opportunity of multidimensional and optimal movement of adult in educational sphere. This article underlines the significance and efficiency of innovative system as a leading factor of education and application of personnel potential of education institution in the conditions of municipal district. One of the most perspective ways of this center is an organization and supply of educational services. The paper exposes the principles and basic ways of municipal educational services ways which can be realized by the municipal resource center; in this case the center is an organizer and coordinator of continuous education, which embraces practice-oriented advanced training, development of personnel's potential and retraining of specialists. The considered ways of this center's activity embrace training and retraining of specialists with wide scope of professions like pedagogues, social workers, employment workers, cultural workers, industrial and social ones; all these professions are in demand at the modern social and economic conditions.

Key words: modernization of education, training, municipal resource center, practice-oriented project of the lifelong education, training, municipal educational services.

References

1. Entsiklopediia professional'nogo obrazovaniia. V 3-kh tomakh / pod red. S.Ia. Batysheva [Encyclopedia of professional education. In 3 vol. Ed. by S.J. Batyshev]. Moscow, RAO Publ., Assotsiatsiia «Professional'noe obra-zovanie» Publ., 1999. 1320 p.

2. Shchedrovitskii P.G. Metodologiia i filosofiia uprav-lencheskoi deiatel'nosti: osnovnye poniatiia i printsipy [Methodology and philosophy of management activity: basic concepts and principles]. Moscow, Put' Publ., 2003. 288 p.

3. Nikitin M.V. Resursnyi tsentr kak funktsional'naia model' razvitiia nepreryvnogo obrazovaniia [Resource center as a functional model for the development of continuing education]. Moscow, ITs NOU ISOM Publ., 2004. 198 p.

4. Vinenko V.G. Obshchie osnovy pedagogiki [General bases of pedagogics]. Moscow, Dashkov i Ko Publ., 2009. 298 p.

5. Osokina I.V., Tsvetliuk L.S Teoretiko-metodologicheskie osnovy obrazovatel'nogo servisa. Uchebnoe posobie [Theoretical and methodological foundations of the educational service. Tutorial]. Moscow, 2005. 116 p.

6. Prikot O.G. Nepreryvnoe dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie: novye modeli i pravovoe pole [Continuous additional professional education: new models and the legal field]. Chelovek i obrazovanie — People and education, 2012, no. 3, pp. 17—21.

7. Lipkina E.D. Konkurentosposobnost' vuzov na sovre-mennom rynke obrazovatel'nykh uslug: Monografiia [The competitiveness of universities in the modern market of educational services. Monograph]. Omsk, Izd-vo OmGPU Publ., 2006. 136 p.

8. Valiev Sh.Z. Rynok obrazovatel'nykh uslug: teoreticheskie aspekty [The market of educational services: theoretical aspects]. Ufa, DizainPoligrafServis Publ., 2008. 84 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.