ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
Л.В. Резинкина, канд. пед. наук, зам. директора Колледжа технологий, моделирования и управления, Санкт-Петербургский государственный университет технологий и дизайна, г. Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
В статье обоснована необходимость проектирования инновационной муниципальной системы непрерывного образования взрослых; раскрыта идея инновационной формы обучения взрослых и дано описание общей структуры ресурсного центра как организационной структуры непрерывного образования взрослых в условиях муниципальной территории, реализующей три уровня становления такого центра — модель «обучающаяся организация» => модель «обучающая организация» => модель «обучающийся муниципалитет». Автор приводит конкретные данные по результатам апробации первого и второго уровня деятельности ресурсного центра; систематизирует и обобщает цели, содержание и прогнозируемые результаты по каждому уровню и особенности уровневой модели становления полифункционального муниципального ресурсного центра, определяет критерий эффективности реализации модели второго уровня — развитие профессиональной компетентности педагогических кадров муниципалитета на основе нового профессионального стандарта педагога. По итогам маркетингового анализа выявлены его приоритетные функции, наиболее востребованные на конкретной территории; определены образовательно-развивающие эффекты приближения процесса повышения квалификации кадров к реальной муниципальной практике. Результаты проектирования организационной структуры муниципальной системы непрерывного образования взрослых систематизированы в виде таблицы характеристик уровневой модели становления полифункционального муниципального ресурсного центра.
Ключевые слова: непрерывное образование взрослых, инновационная форма образования взрослых, уровневая модель, практико-ориентированное обучение, муниципальный ресурсный центр, обучающая и обучающаяся организация, обучающийся муниципалитет, образовательно-развивающие эффекты.
\ ^ I
Проблема быстрого устаревания информации и знаний, демографическая ситуация в России делают актуальным реализацию стратегии непрерывно обучающегося общества, в частности обучающегося муниципалитета. В этой связи возникает необходимость решения на уровне региона и города следующих вопросов: повысить качество образования взрослых через участие инновационных образовательных институтов; сделать образование открытой системой, адекватной времени и потребностям граждан, бизнеса, государства; включить образовательные механизмы раз-
вития кадрового потенциала муниципальной территории1.
Как отмечает Н.В. Бордовская, сегодня в образовательном пространстве увеличивается ценность инновационного мышления и деятельности, умения проектировать и экспериментировать2.
В соответствии с обозначенными проблемами нами разработана и проверена уровневая модель ресурсного центра как организационной структуры муниципальной системы непрерывного образования взрослых.
Первый подготовительный уровень проектирования муниципальной системы
непрерывного образования взрослых и становления его новой структурной формы — муниципального ресурсного центра — предполагал развитие функций инновационной школы в направлении реализации идеи «обучающаяся образовательная организация».
На данном уровне осуществляется формирование коллектива инновационной организации как команды единомышленников через создание организационно-педагогических условий для самореализации педагогов, повышение их конкурентоспособности и всего образовательного учреждения, изменение статуса учителя, повышение его авторитета в обществе, стимулирование и мотивацию его труда.
Работа по диагностике и развитию творческого потенциала и инновационного мышления педагогов проводилась под научным руководством института повышения квалификации «Ленинградский областной институт развития образования». Творческая группа разработала программу развития инновационного потенциала педаго-
гического коллектива, которая стала механизмом, обеспечивающим эффективность функций управленческой деятельности по проведению эксперимента. Результатами ее реализации являются в том числе мотиваци-онная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств, андрагогическая и практическая готовность.
Оценка кадрового потенциала инновационной школы корректировалась результатами экспертизы со стороны работников Института повышения квалификации. Экспертиза показала, что при несколько завышенной самооценке уровня организационных, гностических и прогностических умений наблюдается общая тенденция роста исследовательской и рефлексивной культуры педагогов. Таким образом, развитие андрагогической культуры педагогов в наибольшей степени оказывает позитивное влияние на результативность обучения и на общую удовлетворенность.
Уровень готовности педагогического коллектива к работе в статусе сотрудников ресурсного центра и влияние внедря-
Проблема быстрого устаревания информации и знаний, демографическая ситуация в России делают актуальным реализацию стратегии непрерывно обучающегося общества, в частности обучающегося муниципалитета.
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
емых новшеств на качество их профессиональной компетентности изучался в ходе формирующего эксперимента и показал высокую степень сформированности компетентности у 72 и допустимый — у 28% педагогов. Критического уровня компетентности в конце эксперимента не выяв-лено3.
Второй уровень предполагает становление ресурсного центра как обучающей образовательной организации для педагогов района. Приоритетными направлениями деятельности муниципального ресурсного центра были определены более индивидуализированное повышение квалификации, практико - ориентированно е и опережающее обучение педагогических кадров, приближение к месту работы специалистов.
Как отмечается экспертами и опытными руководителями образовательных организаций, участвующими в эксперименте, становление и развитие муниципального ресурсного центра практико-ориентиро-ванного обучения педагогов наиболее продуктивно на базе инновационной образовательной организации, которая имеет опыт самостоятельной разработки, успешной апробации образовательных программ и программ развития, способствующих изменению социокультурного статуса данной организации.
В ходе эксперимента был реализован механизм становления муниципального ресурсного центра второго уровня — обучающая организация — на базе Киришского лицея, являющегося победителем приоритетного национального проекта «Образование». Коллектив данной школы после прохождения уровня «обучающаяся организация» был готов к процессу направления «инновационных потоков» не как абстрактной информации, а как интеграции передовых идей с конкретным опытом, к применению андрагогических технологий их реализа-
Мониторинг профессиональной подготовки педагогов муниципального образования показал значительный рост количества учителей района, освоивших в муниципальном ресурсном центре и успешно применяющих новые образовательные технологии. Дистанционная поддержка и консультирование отмечены всеми участниками эксперимента как положительная и необходимая черта ресурсного центра.
ции, презентации продуктов и результатов деятельности.
Такое внедрение педагогических инноваций за рамками образовательной организации в разработку и описание процесса диссеминации, субъектами которого являются, с одной стороны, «диссеминатор» — ресурсный центр на базе инновационной школы, осуществляющий распространение идей и реальной практики, и «реципиенты» — педагогические кадры района как получатели этих практико--ориентированных и апробированных знаний.
Второй уровень становления муниципального ресурсного центра в статусе «обучающая организация», то есть выход на педагогическое сообщество района, предполагает единую нормативно-правовую базу, методологию и информационную базу, интеграцию материальных, кадровых и информационных ресурсов.
Для определения эффективности реализации модели второго уровня использовался критерий — «развитие профессиональной компетентности педагогических кадров», которая анализировалась по способности осуществлять диагностику и це-леполагание в образовательном процессе, разрабатывать и реализовывать учебные программы отдельных предметов, курсов, технологий с учетом особенностей образовательных задач и личности обучаю-_ щихся, осуществлять контрольно-оценочную деятельность (профессиональная компетентность).
Мониторинг профессиональной подготовки педагогов муниципального образования показал значительный рост количества учителей района, освоивших в муниципальном ресурсном центре и успешно применяю -щих новые образовательные технологии. Дистанционная поддержка и консультирование педагогами лицея по проблемам внедрения инновационных образовательных продуктов отмечена всеми участниками
эксперимента как положительная и необходимая черта ресурсного центра. Зафиксирована позитивная динамика развития проектно-исследовательских умений (показатель самооценки — 74%), интегратив-ных умений разработки, научно-методического обеспечения и экспертизы инновационных проектов и моделей педагогического учебного процесса (соответственно 78 и 88%)4.
Одним из результатов работы муниципального ресурсного центра является значительный рост количества участников профессиональных конкурсов, лауреатов и победителей. В этом направлении были проведены мастер-классы для администрации школ и инновационных учителей по творческому подходу к участию в конкурсах, современному оформлению документации, логическому отбору содержания. Опыт коллег явился хорошим стимулом для многих педагогов района.
Подводя итог реализации второго уровня создания ресурсного центра следует отметить, что главным, бесспорно, остается личное желание педагогов соответствовать требованиям времени.
Вершиной модификации нашей модели явилось создание нового института образования взрослых — полифункционального муниципального центра непрерывного образования взрослых как модели «обучающийся муниципалитет».
В этой модели муниципальной системы непрерывного образования взрослых реализуется широкий набор функций, обусловленных такими факторами, как потребности и запросы различных категорий взрослых муниципального района; необходимость учета территориальных особенностей муниципалитета, выращивание моделей инновационных систем для динамического развития данной территории5; поддержка индивидуальных инициатив кадров разных специализаций, формирование
индивидуальных траекторий специалистов в личностно-профессиональном развитии на основе усиления их исследовательской и проектной компетентности, обеспечение качества работы в условиях интеграции процесса повышения квалификации и реальной практики; необходимость интеграционного согласования территориальной системы поддержки специалистов с содержанием курсового обучения в рамках институтов повышения квалификации, что содействует качественному выполнению вариативной составляющей образовательных программ, лицензируемых в данных институтах.
Показателями интегративного критерия качества организационной структуры муниципальной педагогической системы непрерывного образования взрослых являются полифункциональность центра, практико - ориентированность, открытость, качество образовательного сервиса. Опрос руководителей образовательных учреждений дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования показал, что требованиям построения системы непрерывного образования удовлетворяют такие показатели, как практико-ориентиро-ванность и открытость. Это свидетельствует об актуальности приближения содержания повышения квалификации разных категорий взрослых к реальной их деятельности с опорой на профессиональный и жизненный опыт.
Открытость системы была охарактеризована в связи с представлением объектов сетевого взаимодействия в рамках регионального образования, лучшего инновационного опыта региона, его адресности. Несколько отстает удовлетворенность таким качеством проектируемой системы, как технологичность и ресурсное обеспечение. Это связывается с потребностью разработки для разных категорий взрослых специализированного про-
Опрос руководителей образовательных учреждений района показал, что требованиям построения системы непрерывного
образования удовлетворяют такие показатели, как практико-ориентированность и открытость. Это свидетельствует об актуальности приближения содержания повышения квалификации разных категорий взрослых к реальной их деятельности с опорой на профессиональный и жизненный опыт.
дискуссия t
журнал научных публикаций Ц
граммно-модульного сопровождения при том, что образовательные модульные программы, в частности по андрагогической подготовке взрослых, были оценены высоко.
Таким образом, проведенный нами эксперимент показал, что проектирование уровневой модели непрерывного образования взрослых удовлетворяет требованиям современного социального института образования и обладает следующими преимуществами: возможностью гибкого реагирования на меняющуюся образовательную ситуацию; опережающим характером обучения; организацией командной работы; распространением ценного опыта отдельных работников; оказанием непрерывной квалифицированной методической помощи конкретным специалистам по решению конкретной проблемы6.
Литература
1. Марон А.Е., Монахова Л.Ю. Концепция развития открытых систем образования взрослых // Человек и образование. 2008. № 1. С. 75-82.
2. Бордовская Н.В. Вызовы времени и новые модели развивающей образовательной среды // Академический вестник Ин-та образования взрослых Российской Академии образования «Человек и образование». СПб: ИОВ РАО. 2013. № 2 (35). С. 4-11.
3. Резинкина Л.В. Ресурсный центр как обучающая организация в системе повышения квалификации педагогических кадров // Академический вестник Ин-та образования взрослых Российской Академии образования «Человек и образование». 2010. № 4(25). С. 131-134.
4. Резинкина Л.В. Развитие кадрового потенциала в муниципальной системе образования. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. 178 с.
5. Прикот О.Г., Виноградов В.Н. Образовательные организации: предпосылки креативного управления //Человек и образование. 2013. № 4. С. 23-27.
6. Тряпицына А.П., Акулова О.В. Внутрифирменная подготовка учителей к реализации идей модернизации общего образования // Образование взрослых в современном развивающемся обществе. Материалы Международной научно-практической конференции 18-19 ноября 2003 г. В 2-х ч. СПб.: ИОВ РАО, 2003. 476 с.
THE LEVEL MODEL OF MUNICIPAL SYSTEM OF ADULTS' CONTINUING EDUCATION
L.V. Rezinkina, Candidate of Pedagogy, deputy director, The College of technologies, modeling and management, St. Petersburg State University of Technology and Design, St. Petersburg, Russia, [email protected]
This article substantiates the necessity of innovative municipal system of adults' continuing education projecting; it also exposes the idea of innovative form of adults' education and gives a description of resource center's general structure as an organizational structure of adults' continuing education in the conditions of municipal territory which realizes three levels of this center: model «studying organization» => model «teaching organization» => model «studying municipality». The author provides the exact data of testing results of the first and the second levels of the resource center's activity; the author also systematizes and generalizes goals, content and forecasting results for each level and the peculiarities of level model of multifunctional municipal resource center's formation, defines the criterion of the second level model realization efficiency; it is a development of professional competence of municipality's pedagogical personnel on the base of professional standard of a pedagogue. According to the marketing analysis results the article exposes it priority functions, in demand on an exact territory; it also defines educative and developmental effects of coming training process in the real municipal practice. The results of organizational structure of municipal system of adults' continuing education projecting are systematized as a table of characteristics of level model of multifunctional municipal resource center's formation.
Key words: continuing education for adults, innovative form of adult education, level model, practice-oriented training, municipal resource center, training and learning organization, learning municipality, educational and developmental effects.
References
1. Maron A.E., MonakhovaL.Iu. Kontseptsiia razvitiia otkrytykh system obrazovaniia vzroslykh [The concept of development of open systems of adult education]. Che-lovek i obrazovanie — People and education, 2008, no. 1, pp. 75-82.
2. Bordovskaia N.V. Vyzovy vremeni i novye modeli raz-vivaiushchei obrazovatel'noi sredy [Challenges and new models of education environment]. Akademicheskii vest-nik Instituta obrazovaniia vzroslykh Rossiiskoi Akademii obrazovaniia «Chelovek i obrazovanie» — Academic Bulletin of the Institute of adult education of Russian Academy of education "People and education ", 2013, no. 2 (35), pp. 4-11.
3. Rezinkina L.V. Resursnyi tsentr kak obuchaiushchaia organizatsiia v sisteme povysheniia kvalifikatsii peda-gogicheskikh kadrov [Resource center as a learning organization in system of improvement of professional skill of pedagogical shots]. Akademicheskiivestniklnsti-tutaobrazovaniiavzroslykhRossiiskoiAkademiiobrazovaniia «Chelovekiobrazovanie» — Academic Bulletin of the Institute of adult education of Russian Academy of education "People and education", 2010, no. 4(25), pp. 131-134.
4. Rezinkina L.V. Razvitie kadrovogo potentsiala v muni-tsipal'noi sisteme obrazovaniia [The development of human resources in the municipal education system]. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. 178 p.
5. Prikot O.G., Vinogradov V.N. Obrazovatel'nye organi-zatsii: predposylki kreativnogo upravleniia [Educational organization: preconditions creative management]. Che-lovekiobrazovanie — People and education, 2013, no. 4, pp. 23-27.
6. Triapitsyna A.P., Akulova O.V. Vnutrifirmennaia pod-gotovka uchitelei k realizatsii idei modernizatsii ob-shchego obrazovaniia [In-house training of teachers to implement the ideas of modernization of General education]. Obrazovanie v zroslykh v sovremennom raz-vivaiushchemsia obshchestve. Materialy Mezhdunarod-noi nauchno-prakticheskoi konferentsii 18-19 noiabria 2003 g. V 2-kh chastiakh.Gl. nauch. red.: prof., d.p.n., V.I. Podobed [Adult education in a modern developing society. Materials of the int. scie.-pract.conf. on November 18-19, 2003.In 2 parts. Ed. byV.I. Podobed]. SPb.: IOV RAO Publ., 2003. 476 p.