МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
ISSN 2410-700Х
№6/2015
3. Просветова Т.С. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - Воронеж.: ВГПУ, 2006. - 209 с.
© Т.С. Просветова, 2015
УДК 377.4
Резинкина Лилия Владимировна,
Россия, г.Санкт-Петербург, к.п.н., заместитель директора КТМУ СПГУТД e-mail: [email protected]
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ: МУНИЦИПАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Аннотация
В статье показано, что проблема современного подхода к развитию кадрового потенциала конкретной территории имеет разные варианты решения, в том числе через создание муниципальных ресурсных центров нового вида, способствующих непрерывному, опережающему и практикоориентированному обучению взрослых разных профессий без отрыва от работы. Становление муниципальных ресурсных центров на базе инновационных школ как элемента системы повышения квалификации будет способствовать быстрой реакции системы образования на динамично изменяющиеся потребности общества и конкретной территории.
Ключевые слова
непрерывное образование взрослых, полифункциональный муниципальный ресурсный центр.
В условиях модернизации российской системы образования особо остро ставится проблема создания новых институтов непрерывного образования взрослых, приближения их к реальной практической деятельности. Это соответствует Федеральной государственной политике по реализации системных приоритетов, содержащихся в Концепции долгосрочного развития РФ на период до 2020 года в части развития кадрового потенциала различных территорий. Необходимость своевременной и массовой профессиональной переподготовки специалистов и руководителей для обеспечения социально-экономических реформ в России предполагает построение более гибкой системы непрерывного образования взрослых, реагирующей на современные социально-экономические вызовы и запросы конкретных территорий. [2]
Особо значимым являются научные обоснования стратегий развития образовательных систем на уровне муниципального образования. В этих условиях возникает необходимость создания таких институтов непрерывного образования, которые реализуют идеи вторичной социализации кадров, их профессионального роста в межкурсовой период, расширяют академические свободы субъектов, формируют содержание образования в соответствии с муниципальными особенностями и требованиями работодателя. [1]
В этом плане мы солидарны с мнением О.Г.Прикота об актуальности решения на уровне муниципальной системы образования следующих проблем:
• перенос акцента в механизмах решения территориальных проблем (города, муниципалитета) на самоорганизацию коммуникаций, укрепление самоуправления;
• создание «цифрового города» с максимальной открытостью и доступом к информации, вовлечение академического сообщества в решение муниципальных проблем;
• развитие общественных пространств для безопасного пребывания всех групп населения;
• поддержка авторских и инновационных школ, что позволит создать задел человеческого капитала на будущее;
• индивидуализация образовательных услуг, поддержка их разнообразия и выбора;
290
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_
• развитие и поддержка образования для взрослых. [4]
Решение указанных проблем нами было реализовано через программно-технологическое сопровождение деятельности муниципального ресурсного центра для разных групп населения в рамках создания индивидуальных образовательных маршрутов.
Реальный анализ современной практики непрерывного образования и научные исследования свидетельствуют о необходимости эволюции существующих организационных структур непрерывного образования от мономоделей, ориентированных на формирование специалиста для технократической цивилизации, к полифункциональной модели, предназначенной для саморазвития специалиста и его рефлексии.
Исследования свидетельствуют об актуальности построения в рамках конкретной территории системы непрерывного образования взрослых, которым присущи следующие признаки:
• полифункциональность как обеспечение развития кадрового потенциала территории в широком спектре профессий - руководителей образовательных организаций, специалистов профессиональной и социальной сферы;
• практикоориентированность как реализация идеи «интегративно-профессионального согласования», опора на профессиональный опыт специалиста, его переосмысление с позиций новых идей, соотнесение с опытом муниципального сообщества в ходе презентации и обсуждения;
• инновационность как создание условий для личностно-профессионального развития взрослого с учетом этапом становления его в профессии и стремлении развития инновационно-творческого потенциала и карьерного роста;
• интегративность как расширение сферы взаимодействия в системе «Муниципальный ресурсный центр» — «Базовая организация — Институт повышения квалификации», определяющей возможности перехода модели «обучающаяся организация» к модели «обучающийся регион (муниципалитет)». [3,4]
Формирование целостной системы непрерывного образования взрослых в муниципальной территории опирается на существующие теоретические разработки и диссертационные работы, касающиеся таких аспектов как развитие и прогнозирование федеральной и региональной образовательных систем, повышение квалификации и переподготовка кадров (Э.М.Никитин, Т.С.Панина, В.Н.Скворцов, В.В.Тарасов), формирование качества развития этих систем (О.В.Ковальчук, З.Г.Найденова и др.), теоретические основы профессионально-педагогического становления учителя в системе непрерывного образования (К.Зарипов, Р.М.Шерайзина и др.), социо-культурный и гуманитарно-аксиологический подходы к деятельности ИПК (В.Г.Воронцова, Н.М.Чегодаев и др.).
В условиях муниципальной образовательной системы в соответствии с потребностями и запросами кадров различных профессий возникает необходимость в становлении муниципального ресурсного центра, учитывающего возможности и запросы конкретной территории в развитии кадрового потенциала, повышения качества и результативности этой образовательной системы, становления ее инновационного характера, что предусматривало учет институционально-средового аспекта непрерывного образования взрослых.
В стратегическом плане непрерывное образование взрослых в муниципальном районе преемственно согласуется с базовым этапом в условиях института повышения квалификации, одновременно реализует идеи вторичной социализации взрослой личности в реальной практике, осуществляется процесс интегративного профессионального согласования как переосмысления профессионального опыта с позиции его соотнесения с опытом муниципального сообщества.
Как показывает практика становление полифункциональных муниципальных ресурсных центров непрерывного образования взрослых наиболее эффективно на базе инновационных школ, Это позволит создать условия для формирования гибких образовательных траекторий, обеспечит реакцию системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества, конкретной территории; приведет к реализации модели «обучающегося региона».
Список использованной литературы: 1. Климов С. М. Неформальное образование: проблемы экономики и управления. - СПб.: Знание, 1998. -
291
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_
С.18.
2. Концепция долгосрочного развития РФ на период до 2020 года в части развития кадрового потенциала различных территорий.
3. Онушкин В.Г., Кулюткин Ю.Н. Непрерывное образование - приоритетное направление науки // Советская педагогика. - 1989. - №2. - С.12-18.
4. Прикот О.Г. Непрерывное дополнительное профессиональное образование: новые модели и правовое поле / Человек и образование N 3 (32) 2012 С.17-21
© Л.В. Резинкина, 2015
УДК. 37
Тарасов Ариан Егорович,
доцент ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» к.п.н.,
Российская Федерация Доктор Бела Мухи,
доцент Эдуконский университет, Факультет экономики предприятия Сремска Каменица, Сербия
Доктор Франья Фратрич,
профессор Эдуконский университет, Факультет экономики предприятия Сремска Каменица, Сербия
Йовица Пэулич
докторант Факультет спорта и физического воспитания, Нови-Сад, Сербия
Доктор Коста Горанович доцент Факультет спортивного менеджмента, Подгорица, Черногория
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ В РЕГИОНАХ РОССИИ И СЕРБИИ: ПОТЕНЦИАЛЫ И
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ECOLOGICAL TOURISM IN THE REGIONS OF RUSSIA AND SERBIA: POTENTIALS AND
PROSPECTS
Tarasov Arian Ye, associate professor FGAOU VPO "North-Eastern Federal University. MK Ammosova
"Ph.D., Russia
Dr. Bela Fly, associate professor Edukonsky University, Faculty of Economics Sremska Kamenica
enterprise, Serbia
Dr. Fran Fratrich Professor Edukonsky University, Faculty of Economics Sremska Kamenica enterprise,
Serbia
Jovica Peulich, PhD Faculty of Sport and Physical Education, Novi Sad, Serbia Dr. Costa Goranovich, Associate Professor Department of Sport Management, Podgorica, Montenegro
Аннотация
В данной статье рассматривается перспективы развития экологического туризма в регионах Республики Сербии и Российской Федерации, как устойчивого развития и улучшения качества жизни, экономического развития, индивидуального благополучия за счет снижения загрязнение природных ресурсов и нагрузки на окружающую среду.
Ключевые слова
окружающая среда, устойчивое развитие, экотуризм, природные ресурсы.