Научная статья на тему 'Научные основы проектирования полифункциональной модели муниципального ресурсного центра непрерывного образования педагогов'

Научные основы проектирования полифункциональной модели муниципального ресурсного центра непрерывного образования педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / ИННОВАЦИОННЫЕ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Резинкина Л. В.

В статье анализируются научно-теоретические основы и принципы проектирования полифункционального института непрерывного образования педагогических кадров муниципального района.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научные основы проектирования полифункциональной модели муниципального ресурсного центра непрерывного образования педагогов»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070

Интеграция науки, образования и производства должна выступить основным механизмом инновационного развития экономики путем ликвидации технологического отставания отечественных предприятий от зарубежных конкурентов, увеличения притока инвестиций в инновации и инноваций в производство, а также развития науки и образования, как инновационного потенциала страны. Поэтому, является актуальным изучение и внедрение эффективных зарубежных моделей интеграции науки, образования и производства, адаптированных к местным условиям, задачам, финансовой и правовой системе.

Список использованной литературы

1. Нурутдинова А.Р. Инновационная деятельность: анализ взаимодействия кластера и технопарка // VII Международная заочная научно-практическая конференция «Социально-гуманитарные и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире»: сборник материалов конференции (14 мая 2012 г.). -Краснодар, 2012. - 161-165 с.

2. Нурутдинова А.Р. Государственная политика поддержки инноваций за рубежом // Педагогика. - М., - 2013.

- №2. - С. 118 - 123.

3. Пахомов Ю. Про инновационную модель // Сборник научных трудов. Вып. 36 / Под. ред. В.Э.Новицкой.

- Киев: 1СЕМВ НАН Украина, 2001. - С. 3-5.

4. Проект «Большие деньги»: южноуральское образование // Сайт ГТРК «Южный Урал»:

http://chelyabinsk.rfh.ru/mews.html?id=77979 (03.02.2008).

5. Савченко Н.А. Инновации в образовании: основания и смысл / Социально-гуманитарное и политологическое образования. Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/84191 (20.05.2008).

6. Nurutdinova A.R., Dmitrieva E.V. Comparative analyses in leading industrial free/private enterprise in the East and the West (case study: China) // International Journal of Development and Sustainability, Vol. 2 No. 3. 2013. -76 - 88 p.

7. Hoff K., Stiglitz J.E. Modern Economic Theory and Development // Frontiers of Development Economics. The Future in Perspective / Ed. By Gerald M. Meier, Jozeph E. Stiglitz. - N.Y.: World Bank and Oxford University Press. -Pp. 389-459.

©А.Р .Нурутдинова, Е.В. Дмитриева,2015

УДК 377.4

Л.В.Резинкина

Кандидат педагогических наук Санкт-Петербургский государственный университет технологий и дизайна Заместитель директора Колледжа Технологий, моделирования и управления

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ

Аннотация

В статье анализируются научно-теоретические основы и принципы проектирования полифункционального института непрерывного образования педагогических кадров муниципального района.

Ключевые слова

непрерывное образование, непрерывное образование муниципальный ресурсный центр, инновационные

школы.

263

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070

Проблема современного подхода к развитию кадрового потенциала конкретной территории имеет разные варианты решения, в том числе через создание муниципальных ресурсных центрах нового вида, способствующих непрерывному, опережающему и практикоориентированному обучению педагогов разных специализаций без отрыва от работы. Решение задачи практикоориентированного обучения педагогов наиболее эффективно при использовании потенциала инновационной образовательной организации муниципального района. Это обусловлено тем, что становление муниципальных ресурсных центров на базе инновационных школ как элемента системы повышения квалификации должно привести к тому, что практическая направленность обучения педагогов позволит создать условия для формирования гибких образовательных траекторий, обеспечит реакцию отечественной системы образования на быстро меняющиеся запросы и потребности человека, общества, конкретной территории.

В качестве целей проектирования полифункциональной модели муниципального ресурсного центра непрерывного образования педагогов выступают развитие системы непрерывного образования педагогов муниципального района, обеспечение его кадрового потенциала, стимулирование и мотивация учителей на саморазвитие, опора на реальный опыт и практическую деятельность педагогического сообщества района.

[4]

B теоретический базис построения полифункциональной модели процесса становления муниципального ресурсного центра положены результаты научных трудов: по теории и практике обучения педагогических кадров (С.Г.Вершловский, Ю.Н.Кулюткин, А.Е.Марон, В.Г.Онушкин, Г.С.Сухобская и др.), по развитию систем непрерывного образования личности (Л.А.Выговский, В.Г.Онушкин, Р.М.Шерайзина и др.), по основным положениям андрагогики (С.Г.Вершловский, С.И. Змеев, М.Т. Громкова, А.Е. Марон, Л.Ю.Монахова, Р.М. Шерайзина и др.), по проблемам педагогического моделирования и проектирования (А.П.Тряпицына, В.З.Юсупов и др.).

Прогностический компонент модели определяет характер стратегий деятельности муниципального ресурсного центра для развития кадрового потенциала района: андрагогическую стратегию,

выражающуюся в подготовке педагогов, работающих в сфере непрерывного образования взрослых (преподаватели учебно-профессиональных центров, преподаватели системы СПО и др.); акмеологическую стратегию, выполняющую функции в сопровождении личностно-профессионального роста педагога, его профессиональной зрелости на разных этапах профессиональной деятельности; стратегия развития профессиональной карьеры педагогических кадров как направление подготовки резерва руководителей в муниципальном районе, преподавателей различных методических служб, управленцев и др.[1]

На основе проведенного нами исследования особенностей муниципальных образовательных сред нами выдвинута ведущая идея - полифункциональная направленность организации, координирующей деятельность по формированию кадрового потенциала муниципального района.

В качестве такой полифункциональной организационной структуры непрерывного образования педагогов выступает муниципальный ресурсный центр, реализующий широкий набор функций, обусловленных такими факторами как:

- потребностями и запросами различных категорий педагогических кадров муниципального района -педагогов, руководителей школ, воспитателей, социальных педагогов, преподавателей системы дополнительного и среднего профессионального образования и др. - в широком наборе образовательных

услуг;

- необходимостью с учетом территориальных особенностей муниципалитета координировать и систематизировать инновационные достижения педагогов, выращивать новые модели инновационных систем, характерных для динамического развития данной территории;

- своевременным реагированием на социальные запросы общества и государства, связанные с внедрением федеральных образовательных стандартов и Профессионального стандарта педагога;

- поддержкой индивидуальных инициатив педагогических кадров, формированием индивидуальных траекторий педагогов в личностно-профессиональном развитии на основе усиления их исследовательской и проектной компетентности, повышения качества работы в условиях интеграции процесса повышения квалификации и реальной практики в школе;

264

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070

- необходимостью интеграционного согласования территориальной системы поддержки педагогов и содержанием курсового обучения педагогов в рамках институтов повышения квалификации, что содействует качественному выполнению вариативной составляющей образовательных программ, лицензируемых в данных институтах. [2]

Разработку модели ресурсного центра практикоориентированного обучения педагогов мы осуществляли с учетом принципов: непрерывности в формировании инновационного ресурса

муниципального образования; опережающего образования и развития личности; практикоориентированности процесса повышения квалификации в рамках взаимодействия ресурсного центра и образовательной среды инновационной школы; открытости и интеграционного согласования; опоры на требования содержанию Профессионального стандарта педагога; принцип информационного обеспечения личностно-профессионального становления педагога. [3,5]

Указанные принципы легли в основу проектирования полифункциональной модели муниципального ресурсного центра, становление, развитие и функционирование которого осуществляется в логике исследования отдельных компонентов общей системы проектирования данной модели.

Средовый компонент модели предполагает учет особенностей разных территорий в обеспечении качества образовательной среды для реализации личностных и профессиональных потребностей населения. Как нами отмечалось образовательная среда нами рассматривается как совокупность социальных, культурных научно-методических и учебно-воспитательных условий, а также фактор, обеспечивающий доступ к системе муниципальных образовательных услуг. В соответствии с этим средовый компонент предполагает следующую типологию образовательных сред для муниципальных районов в области: муниципалитет с разветвленной структурой взаимодействия с Институтом повышения квалификации; муниципалитет с кластерной системой поддержки специалистов; муниципалитет как открытая образовательная система; муниципалитет с ориентацией на мегаполис; муниципалитет с распределенной системой поддержки.

Процессуальный компонент модели характеризует деятельностный алгоритм становления и развития инновационной образовательной организации в статусе муниципального ресурсного центра практикоориентированного обучения педагогических кадров конкретного района.

Программно-технологический компонент полифункциональной модели муниципального ресурсного центра как обучающей организации включает: программно-модульное обеспечение содержания повышения квалификации педагогов района с учетом разных специализаций; мониторинговый маркетинг-анализ запросов и потребностей педагогических кадров конкретного района в повышении квалификации; андрагогические технологии; проектно-исследовательскую деятельность учителей по разработке, созданию и диссеминации инновационного образовательного продукта; технологии сетевого взаимодействия; технологии профессионального развития.

Рефлексивно-оценочный компонент выражается в системе образовательно-развивающих эффектов деятельности муниципального ресурсного центра, ориентированных на личностно-профессиональное развитие педагогов разных специализаций. К числу этих эффектов мы относим развитие метакомпетентности, интеграционное согласование опыта разных педагогов, развитие

самообразовательной компетентности, профессиональная ориентация и адаптация, соответствие Профессионального стандарта педагога и др.

Предлагаемая полифункциональная модель муниципального ресурсного центра

практикоориентированного обучения педагогических кадров на базе инновационной школы направлена на совершенствование профессионализма педагогов муниципального района, необходимых для успешного выполнения инновационной деятельности в соответствии с новым Профессиональным стандартом педагога, и реализацию запросов и потребностей конкретной территории.

Список использованной литературы:

1. Абрамян Г.В., Марон А.Е. Стратегия и технология развития систем опережающего образования в современных условиях // Содержание и технологии образования взрослых: проблема опережающего обучения : сб. науч. тр. / под ред. А.Е. Марона - СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2007. - С. 12-13.

265

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070

2. Бордовская Н.В. Вызовы времени и новые модели развивающей образовательной среды / Академический вестник Института образования взрослых Российской Академии образования «Человек и образование». СПб: ИОВ РАО № 2 (35). 2013 С.4-11.

3. Прикот О.Г., Виноградов В.Н. Образовательные организации: предпосылки креативного управления. /Человек и образование. - 2013, №4. - с.23 - 27.

4. Резинкина, Л.В. Развитие кадрового потенциала в муниципальной системе образования. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. - 178 с.

5. Тряпицына А.П., Акулова О.В. Внутрифирменная подготовка учителей к реализации идей модернизации общего образования // Образование взрослых в современном развивающемся обществе. Материалы Международной научно-практической конференции 18-19 ноября 2003 г. В 2-х частях. Гл. науч. ред.: проф., д.п.н., В.И.Подобед. - СПб.: ИОВ РАО, 2003.

© Резинкина Л.В., 2015

УДК 37.013.2

Е.П. Романов

К.п.н., доцент

Институт истории, филологии и иностранных языков Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

г. Магнитогорск, Российская федерация

МЕСТО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРАКТИКУМОВ У СТУДЕНТОВ НЕПРОФИЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

Аннотация

Статья посвящена проблематике подготовки к компьютерным занятиям, проводимым у студентов непрофильных специальностей. Рассматриваются как педагогико-психологические аспекты, так и технические.

Ключевые слова

Информационные технологии, компьютерный практикум, лабораторный практикум.

Растет популярность компьютерных занятий и занятий, проводимых в интерактивной форме с использованием ПК. Если несколько лет назад многие преподаватели скептически относились к применению ПК на своих предметах, то в настоящее время, пожалуй, нет такой дисциплины, которая обходилась бы без ЭВМ. В компьютерных классах проводятся как дисциплины напрямую связанные с информатикой, так и непрофильные. И все они пользуются большой популярностью у студентов. Почему же так происходит?

Во-первых, компьютер замыкает на себя большую часть контрольных функций и реакций на ошибки студента. Они безжалостно фиксируются компьютером, но становятся в значительной степени его частным делом, а не предметом гласности.

Во-вторых, компьютер, вступая со студентом в партнерские отношения, освобождает учителя от необходимости поддерживать темп и тонус деятельности ученика. Каждый выполняет работу в том режиме, который свойственен его темпераменту. В результате этого преподаватель получает возможность видеть обстановку в аудитории в целом и уделять разовое внимание отдельному студенту.

266

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.