Научная статья на тему 'К вопросу о структуре и содержании образовательных услуг в условиях муниципального района'

К вопросу о структуре и содержании образовательных услуг в условиях муниципального района Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
непрерывное образование / подготовка специалистов / муни-ципальный образовательный сервис / continuing education / training / municipal educational service

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Резинкина Лилия Владимировна

В статье показана возможность организации процесса непрерывного образования взрослых в условиях муниципального района, раскрыты принципы и основные направления развития муниципального образовательного сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows the possibility of organizing the process of continuous education in the municipal area, the principles and main directions of development of municipal educational service.

Текст научной работы на тему «К вопросу о структуре и содержании образовательных услуг в условиях муниципального района»

К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Л. В. Резинкина

В статье показана возможность организации процесса непрерывного образования взрослых в условиях муниципального района, раскрыты принципы и основные направления развития муниципального образовательного сервиса.

The article shows the possibility of organizing the process of continuous education in the municipal area, the principles and main directions of development of municipal educational service.

Ключевые слова: непрерывное образование, подготовка специалистов, муниципальный образовательный сервис.

Key words: continuing education, training, municipal educational service.

Организация и предоставление образовательных услуг - одно из перспективных направлений сервисной деятельности [6]. В теории управления образовательным сервисом принято считать такую педагогическую систему, которая предусматривает реализацию функций сопровождения образования специалистов на различных этапах его профессионального пути [6]. В работе И. В. Осокиной и Л. С. Цветлюк образовательный сервис определяется как индивидуализированная, т. е. ориентированная на конкретного потребителя или узкую адресную группу деятельность по предоставлению потребителю требующихся ему образовательных услуг в форме знаний и компетенций общего и/или профессионального характера [6].

Особое место в системе непрерывного образования занимает процесс организации повышения квалификации и переподготовки кадров в рамках малой территории региона - муниципального района. Именно образовательные услуги на муниципальном уровне могут стать эффективным инструментом удовлетворения актуальных и выявления потенциальных потребностей в непрерывном образовании не только педагогов, но и специалистов разных профессий. В условиях их организации на муниципальном уровне стоят три взаимообусловленных задачи: (1) рост общей культуры, реализация кадровых ресурсов и их модернизация. Первая задача предполагает освоение базовых компетенций и привитие общей культуры; (2) содействие формированию профессиональной кадровой политики, необходимой для поддержания рыночной экономики; (3) модернизацию и развитие кадрового потенциала для оперативного приспособления к динамике производства и социализации [6].

«Образовательные услуги, пишет А. О. Ченцов, - создаются в процессе научно-педагогического труда, являющегося в свою очередь разновидностью научного труда. Результат научно-педагогического труда может быть назван образовательным продуктом. Образовательный продукт - это часть интеллектуального продукта, адаптированная к соответствующему сегменту образовательных услуг» [8, с. 120]. В большинстве работ образовательную услугу рассматривают как процесс передачи определенной информации для усвое-

550

ния с целью получения определенного результата. С этой точки зрения образовательную услугу Е. Д. Липкина понимает как «совокупность знаний, умений, навыков и определенного объема информации, которые используются для удовлетворения специфической потребности человека и общества в интеллектуальном развитии и приобретении профессиональных умений и навыков» [4, с. 10]. Также В. А. Долятойский и О. А. Мазур определяют образовательную услугу как «неосязаемые действия, направленные на сознание индивида, обеспечивающие реализацию потребности человека в получении определенного вида знаний, умений, навыков, в приобретении профессии или квалификации; обеспечивают удовлетворение спроса на рынке труда» [3, с. 14]. Наиболее полно отражает специфику непрерывного образования взрослых понимание образовательной услуги как целенаправленного, организованного творческого процесса содействия освоению новых знаний и компетенций в рамках отдельной образовательной программы (специальности) в виде суммы знаний общественного и специального характера, а также практических навыков, передаваемых гражданину по определенной программе [2, с. 12].

Образовательные услуги наиболее легко адаптируются к локальной (местной) промышленной, национально-культурной и религиозной специфике, что особенно востребовано в муниципальном образовании.

При проектировании муниципальных образовательных услуг как формы сопровождения непрерывного образования специалистов необходимо учесть результаты исследования Т. Ю. Ломакиной, согласно которым понятие образовательных услуг в условиях непрерывного образования условно относится к следующим субъектам и объектам образования [5]: (1) к личности, которая постоянно учится в учреждениях образования или занимается самообразовательной деятельностью; (2) к образовательному процессу (программе), что характеризует включенность человека в образовательный процесс на протяжении всей жизни и преемственность образовательной деятельности; (3) к организационной структуре образования, что определяет номенклатуру сети образовательных учреждений и их взаимосвязь, создающую пространство образовательного сервиса с преемственностью образовательных программ, способных удовлетворить все множество образовательных потребностей, возникающих как в обществе в целом, так и в каждом отдельном регионе и у каждого человека.

Из вышеизложенного видно, что именно конкретная адресность образовательных услуг в условиях непрерывного образования обеспечивает возможность многомерного и оптимального движения человека в образовательном пространстве.

Раскроем основные направления, цели и содержание развития образовательного сервиса в условиях непрерывного образования в муниципальном районе.

Первое направление - содействие развитию непрерывного образования как управлению изменениями в системе образовательного сервиса на муниципальном уровне. Это направление обеспечит становление практики

551

организации образовательного сервиса на различных уровнях как процесса совместной выработки представлений разных субъектов о предстоящей общей деятельности. Исследовательский характер деятельности педагогических кадров будет способствовать снижению трудоемкости при разработке программ и проектов, формированию субъектности участников методического сервиса, взаимоусилению всех элементов образовательной деятельности и развитию творчества участников образовательного процесса в системе муниципального образования.

Второе направление - научно-методическая поддержка в форме образовательных услуг становления инфраструктуры образовательного учреждения, обеспечивающего результативность инновационной деятельности в образовательном пространстве муниципального района. Целью этого направления является разработка организационной модели конструктивного взаимодействия инновационной и традиционной практик в системе муниципального образования. Это осуществляется путем содействия обеспечению единства исследований, разработок и опытного экспериментального производства образцов, задающих вектор инновационного преобразования традиционной практики в системе образования муниципалитета; организации деятельности площадок, обеспечивающих апробацию инновационных образцов, собирающих, обобщающих, объясняющих и сохраняющих устойчивый положительный педагогический опыт. Решение поставленных задач обеспечит качественную реализацию целевых установок инновационной политики департамента образования администрации муниципалитета.

Третье направление - научно-педагогическое сопровождение организации сетевого взаимодействия субъектов образовательного пространства муниципального района как инструментарий методического сопровождения сетевого взаимодействия на основе ресурсных возможностей информационно-коммуникационных технологий: выявление и оформление набора методических услуг, обеспечивающих эффективность сетевых форм взаимодействия в системе образования на муниципальном уровне; овладение дистанционными формами взаимодействия с субъектами образовательного пространства; разработка и поддержка сайта системы образования муниципалитета и др.

Четвертое направление - организационно-правовая помощь в обеспечении механизмов интеграции учреждения в региональную систему повышения квалификации педагогических работников (мониторинг дефицитов и возможностей образовательного сервиса, удовлетворённости реализацией запроса; разработка инструментария оценки результатов социального и профессионального партнерства, соответствующего нормативно-правового обеспечения; формирование информационного пространства, организация публичных дискуссий, государственно-общественной экспертизы, обмен опытом, издание материалов, работа со СМИ).

Как показал эксперимент, указанные направления развития образовательного сервиса в системе непрерывного образования в муниципальном районе могут быть реализованы через образовательный сервис, организуе-

552

мым муниципальным ресурсным центром, созданным на базе инновационной образовательной организации. Такой муниципальный ресурсный центр является организатором и координатором непрерывного образования взрослых, охватывающего подготовку и переподготовку специалистов широкого спектра профессий - не только педагогов, но и социальных работников, специалистов служб занятости населения, культурно-просветительской сферы, производственных и общественных организаций.

Список литературы

1. Баталова О. С. Специфика образовательной услуги как основа маркетинговой политики вуза // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (Москва, апрель 2011 г.). Т. II. - М.: РИОР, 2011. - С. 7-12.

2. Валиев Ш.З., В.И. Сухочев Рынок образовательных услуг: теоретические аспекты. -Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2008. - 84 с.

3. Долятовский В.А., Мазур О.А., Кузнецова И.В. и др. Стратегическое планирование деятельности вуза на рынке образовательных услуг: моногр. / под ред. В.А. Долятовского, О.А. Мазура. - Ростов н/Д.: Невинномысск: СКНЦ ВШ-РГЭУ «РИНХ»-НИЭУП, 2005. -235 с.

4. Липкина Е.Д. Конкурентоспособность вузов на современном рынке образовательных услуг: моногр. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. - 136 с.

5. Ломакина Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования. - М.: Наука, 2006. - 224 с.

6. Осокина И.В., Цветлюк Л.С Теоретико-методологические основы образовательного сервиса: учеб. пособие. - М., 2005.

7. Прикот О.Г. Непрерывное дополнительное профессиональное образование: новые модели и правовое поле // Человек и образование. - №3. - 2012. - С. 17-21.

8. Ченцов А. О бизнесе образовательных услуг // Высш. образование в России. - 1999. -№ 2 - С. 120-123.

553

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.