Научная статья на тему 'Муниципально-образовательная среда как объект управления'

Муниципально-образовательная среда как объект управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / AND CULTURAL STUDIES APPROACHES / ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД / MAIN TYPES OF MUNICIPAL EDUCATIONAL ENVIRONMENTS / SOCIAL / INFORMATIONAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марон Аркадий Евсеевич, Резинкина Лилия Владимировна

В статье раскрываются социально-культурные и институциональные основания использования методологии средового подхода в развитии теории управления муниципальных образовательных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUNICIPAL-EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS OBJECT OF MANAGEMENT

The article reveals the socio-cultural and institutional reasons for using the methodology of the environmental approach in the development of the theory of management of municipal educational systems.

Текст научной работы на тему «Муниципально-образовательная среда как объект управления»

Управление образованием: теория и практика

2015 №2 (18)

Марон Аркадий Евсеевич,

филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт управления образованием Российской академии образования» в г. Санкт-Петербург, заведующий лабораторией, доктор педагогических наук, профессор, [email protected]

Резинкина Лилия Владимировна,

Колледж технологий, моделирования и управления Санкт-Петербургского университета технологий и дизайна, заместитель директора, кандидат педагогических наук, [email protected]

МУНИЦИПАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация

В статье раскрываются социально-культурные и институциональные основания использования методологии средового подхода в развитии теории управления муниципальных образовательных систем.

Ключевые слова:

образовательная среда; социологические, информационные и

культурологические подходы; основные типы муниципальных образовательных сред.

Управление образовательными системами в современных условиях в значительной мере определяется факторами принадлежности и учета особенностей конкретной территории. При этом муниципально-

территориальные образования составляют социально-культурную и экономическую основу развития государства. В рамках конкретных территорий создается особое пространство взаимодействия различных образовательных структур, участия их в создании сетевого сообщества и в целом социально-культурного и экономического фона территории.

Актуальность исследования выражается в поиске научных оснований классификации муниципальных образовательных сред, так как в рамках региона общая картина территориальных образований достаточно разнообразная.

Средовый подход является одним из ведущих оснований построения научных исследований, определяющих педагогическое пространство и организационно-технологические условия

взаимодействия субъектов образования.

В большинстве исследований понятие образовательной среды определяется через термины эффективности образовательного учреждения как социальной системы: эмоциональный климат, личностное благополучие, особенности микрокультуры, качество воспитательно-образовательного процесса региона (района, города, муниципалитета) [6].

29

Управление образованием: теория и практика

2015 №2 (18)

В трактовке понятия «образовательная среда» часто используют характеристики целостности, многоаспектности, системности, социальнопсихологической реальности, материальных и духовных условий образовательной деятельности, совокупности необходимых условий для погружения личности в целенаправленно подготовленную информацию.

Среда в личностном аспекте характеризуется психологическим, духовным, культурным, социальным и другим окружением человека, предполагая и его присутствие. Различают внешние среды (социальная, географическая, образовательная, экологическая, культуротворческая) и внутренние учебные среды (результат педагогического воздействия).

Анализ образовательной среды проводится с помощью следующих параметров:

• широта - структурно-содержательная характеристика образовательной среды, отражающая включенные в неё субъекты, объекты, явления и процессы;

• интенсивность - структурно-динамическая характеристика

образовательной среды, определяющая концентрированность влияний, условий, возможностей и их проявлений;

• модальность - качественно-содержательная характеристика

образовательной среды, характеризующая её в качественном,

типологическом аспекте;

• доминантность - характеристика значимости конкретной локальной среды в совокупности ценностей субъектов образовательного процесса, выявляющая иерархию данной школьной среды в системе влияния на личность других источников;

• мобильность - характеристика образовательной среды через её способность к органичным эволюционным преобразованиям в аспекте взаимоотношений с окружающей средой [3].

Образовательная среда территории в современном понимании рассматривается как целостная качественная характеристика внутренней жизнедеятельности региона, определяемая конкретными внутренними запросами. Среда определяет выбор средств для удовлетворения территориальных потребностей; эффективность образовательной среды выражается в индивидуальном, интеллектуальном и социальном развитии личности, которого она позволяет достигнуть.

Образовательная среда региона может рассматриваться как система информационных ресурсов, технологий и обеспеченности процесса обучения, которая реализуется на основе принципов, обеспечивающих непрерывное образование взрослых.

Называют несколько типов социокультурной образовательной среды региона в зависимости от ряда критериев, лежащих в основе этого деления. По стилю взаимодействия внутри среды она может описываться как конкурентная или кооперативная, гуманистическая или технократическая; по характеру отношения к социальному опыту и его передаче среда может быть традиционной или инновационной, национальной или универсальной;

30

Управление образованием: теория и практика

2015 №2 (18)

по степени творческой активности выделяют творческий и

регламентированный типы; по характеру взаимодействия с внешней средой называют открытый и замкнутый типы.

Для исследования, имеющего целью построения инновационной муниципальной системы непрерывного образования взрослых важно рассмотреть требования к институциональной среде региона, района или организации. В настоящее время институциональный подход становится все более характерным для анализа взаимодействия между субъектами культуры и образования. Этот подход получил особое признание благодаря Нобелевскому лауреату - ученому Д. Норту, автору теории

институциональных изменений. Институты определяются как относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечиваются устойчивые связи и отношения в рамках организованного общества [5].

Разумеется, не существует типов среды в чистом виде, и в одном регионе сочетаются разные, иногда достаточно противоречивые среды.

Охарактеризуем различные типы муниципальных образовательных сред.

Муниципальная образовательная среда с разветвленной структурой взаимодействия с Институтом повышения квалификации.

Опора осуществляется на инновационную школу, которая формирует инновационный кадровый ресурс муниципального образования на основе практического опыта педагогов-новаторов, и Институт повышения квалификации, который обеспечивает теоретические занятия, что

обеспечивает практикоориентированное и продолжительное во времени обучение, а также межкурсовое методическое сопровождение педагогов [4]. Такая деятельность делает возможным более эффективно использовать ресурсы различного рода, в том числе и для более качественной профессиональной подготовки конкурентоспособных педагогов и управленцев. Наиболее эффективные способы работы лучших педагогов найдут распространение в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Муниципальная образовательная среда с кластерной системой поддержки специалистов предполагает реализацию процесса формирования профессиональной компетентности преподавателей среднего профессионального образования (СПО) в совместной деятельности с субъектами образовательно-производственного кластера. В данном варианте предусмотрено построение производственно-образовательной среды профессиональной подготовки преподавателей системы СПО, структурной организации их учебной, практической, производственной деятельности в тесном сотрудничестве с профессиональными партнерами. Для эффективной деятельности образовательного кластера большое значение имеют взаимодействие и взаимовлияние субъектов внутри него. Сотрудничество, внутренние связи, наличие постоянных личных контактов и общего взаимодействия способствуют установлению стабильных коммуникаций, обработке, анализу, передаче и применению актуальной информации.

31

Управление образованием: теория и практика

2015 №2 (18)

Субъекты образовательного кластера быстро реагируют на инновации в сфере образования, имеют возможность проверить их в учебном процессе, отслеживая новые тенденции в развитии научно-технического прогресса.

Муниципальная образовательная среда с ориентацией на мегаполис, учитывающая его близость с большому городу с разветвленной образовательной структурой. В соответствии с этим программы повышения квалификации и переподготовки кадров разрабатываются в соответствии с предлагаемыми программами повышения квалификации педагогических и управленческих кадров высших учебных заведений (в том числе негосударственных учреждений). В некоторых случаях такие программы составляются по государственному заказу или заказу работодателей.

Образовательная среда муниципалитета с сетевым взаимодействием рассматривается как формирование единого образовательного ресурса района на основе создания информационного сетевого взаимодействия, которое является оптимальным способом организации пространств переноса форм инновационной деятельности. Сеть, являясь открытой системой, задаёт пространство переноса и способы переноса. Такая образовательная сеть определяется как совокупность субъектов образовательного процесса, представляющих собственные образовательные ресурсы друг другу для улучшения результативности и качества образования. Именно сетевое взаимодействие представляется адекватным инструментом для решения задач эффективного позиционирования инновационных образовательных программ образовательных и иных сообществах с целью расширения ресурсного обеспечения.

Образовательная среда муниципалитета с распределенной системой поддержки опирается на центры информатизации образования, лицеи, гимназии и т.д., которые могут быть базой для распределения между этими общеобразовательными учреждениями сфер деятельности по повышению квалификации для приближения обучения к месту проживания обучаемых. Сегодня систему повышения квалификации важно направить не только на усвоение готовых форм использования ИКТ в образовательном процессе, но и на получение и распространение многообразной собственной практики.

При этом проектируется и реализуется модель повышения квалификации педагогов в сфере информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которая базируется на распределении полномочий и функций между инновационными в данной сфере образовательными учреждениями с интеграцией технических, кадровых и других ресурсов образовательных информационных сред федерального, регионального и муниципального уровня и нацелена на эффективную помощь учителю в развитии его ИКТ-компетентности [2].

Построение и реализация данных моделей образовательных сред оптимально приближает базовый уровень обучения непосредственно к педагогу, возлагая на региональные и федеральные образовательные учреждения координацию деятельности муниципальных опорных площадок и обеспечение научно-методического сопровождения.

32

Управление образованием: теория и практика

2015 №2 (18)

Таким образом, современной парадигме образования соответствует муниципалитет как открытая образовательная среда. Развитие

муниципальной образовательной среды обусловлено постоянным

взаимодействием с внешней средой, прежде всего с сопряженностью рынков труда и образовательных услуг. Это наиболее эффективно обеспечивает переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь». Такая образовательная среда может стать таким социальным институтом, который предоставляет человеку разнообразный образовательный сервис, позволяющий организовать процесс непрерывного обучения и получения современных профессиональных знаний,

выстраивания той образовательной траектории, которая наиболее полно отвечала бы его образовательным и профессиональным способностям и потребностям, независимо от его местонахождения.

В соответствии с типологией образовательных сред вырабатывается стратегия управления муниципальными педагогическими системами.

Одной из ведущих стратегий, как показывают наблюдения в муниципальном образовании и анализ его кадрового потенциала, является андрагогическая стратегия, применяемая в подготовке специалистов сферы производства, социальной, культурной и профессиональной сферы для обучения взрослого контингента. Это касается преподавателей учебнопрофессиональных центров при производстве, кадров сферы занятости населения, преподавателей колледжей и техникумов, осуществляющих переподготовку взрослых. Преподавателей в этой области в настоящее время специально не готовят, их андрагогическая подготовка институционально не оформлена и реализуется отдельными образовательными организациями, занимающимися непосредственно обучением взрослых людей.

Содержательным смыслом акмеологической стратегии управления муниципальной системы непрерывного образования взрослых является учет этапов профессионального становления педагогов - вхождение в профессию, формирование индивидуального стиля деятельности, самоактуализация педагога в профессии, профессиональная зрелость. Такое понимание акмеологической стратегии особо важно для проектирования индивидуальных траекторий повышения квалификации специалистов. Концепции профессионального становления педагога рассматриваются в трудах С.Г. Вершловского, И.А. Колесниковой, А.Е. Марона и др.

Ряд исследователей (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина) подчеркивают значение непрерывного образования взрослых как стратегию роста профессиональной карьеры, что достигается в процессе

сопровождения и поддержке педагогов в качественной реализации идей в реальной практике по внедрению инноваций в области актуальных проблем -новые стандарты, учет муниципальных потребностей и др.

Одной из наиболее актуальных для государства и общества является стратегия повышения качества воспитания через развитие родительской

33

Управление образованием: теория и практика

2015 №2 (18)

культуры и ответственного родительства, содействие в организации детскородительского сообщества. В современных исследованиях приводятся данные о том, что педагогическая культура значительного большинства современных родителей крайне низка, что негативно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, выражаясь в низком уровне воспитанности подрастающего поколения.

Стратегия развития социального и профессионального партнерства основана на интеграции деятельности образовательных (дошкольных, школьных, дополнительных), социальных, производственных, муниципальных, общественных систем. В основе проектирования данной стратегии лежат исследования теории становления и деятельности образовательного кластера. Образовательный кластер рассматривается как форма социального и профессионального партнерства образовательного учреждения и

производственного предприятия, позволяющая соединить учебные,

воспитательные, информационные и материально-технические ресурсы для эффективной и практикоориентированной подготовки будущего специалиста.

Рассматривая профессиональное партнерство в широком смысле, определяем составляющую образовательного кластера как разнообразные формы сотрудничества на основе координации образовательных систем с другими производственными системами, новые формы отношений. В исследованиях Л.А. Высоцкого и А.А. Моштакова профессиональное партнерство представлено как конструктивное взаимодействие учебного заведения с субъектами рынка труда и рынка образовательных услуг, с работодателями для удовлетворения интересов и запросов всех взаимодействующих сторон [1].

Данная стратегия логично вплетается во все вышеперечисленные стратегии, способствуя их максимальной эффективности. В работах исследователей проблематики образовательного кластера выделено положение о том, что данный подход не только стимулирует развитие, но и предполагает качественные изменения деятельности профессионального преподавателя, компонентов деятельности, структуры и технологии, кадрового потенциала содержательных участников совместной деятельности и др.

Исследование показывает, что учет муниципальных особенностей при реализации указанных стратегий позволяет достичь положительных результатов в развитии кадрового потенциала муниципальной территории в общеобразовательной, профессиональной и социально-культурных средах.

Литература

1. Высоцкий Л. А. Интеграционный подход в системе профессиональной подготовки студентов колледжа. СПб. : ЛОИРО, 2008. 166 с.

2. Горюнова М.А. Распределенная модель повышения квалификации педагогов в сфере информационных и коммуникационных технологий: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. СПб., 2006. 180 с.

34

Управление образованием: теория и практика

2015 №2 (18)

3. Ковальчук О.В. Инновационное развитие муниципальной образовательной системы в контексте проектно-квалитативной парадигмы дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Великий Новгород, 2012. 260 с.

4. Резинкина Л.В. Становление муниципального ресурсного центра практикоориентированного обучения педагогов на базе инновационной школы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Великий Новгород, 2012. 180 с.

5. Савина М.А. Совершенствование системы социального управления учреждениями культуры: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08. М., 2007. 188 с.

6. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей

образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. 1997. Вып. 7. С. 181.

35

Управление образованием: теория и практика

2015 №2 (18)

Maron Arkadij Evseevich,

The Branch of The Federal State Budgetary Scientific Institution «Institute of Management of Education of The Russian Academy of Education» in St. Petersburg, the Head of the Laboratory, Doctor of Pedagogics, Professor, [email protected]

Rezinkina Liliya Vladimirovna,

The College of Technologies, Modeling and Management of The St. Petersburg University of Technologies and Design, the Deputy director, Candidate of Pedagogics, [email protected]

MUNICIPAL-EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS OBJECT OF MANAGEMENT

Annotation

The article reveals the socio-cultural and institutional reasons for using the methodology of the environmental approach in the development of the theory of management of municipal educational systems.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords:

educational environment; social, informational, and cultural studies approaches; main types of municipal educational environments.

36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.