Научная статья на тему 'Образовательные среды и типологические особенности их развития в муниципальной системе'

Образовательные среды и типологические особенности их развития в муниципальной системе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ТИПЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SOCIOLOGICAL APPROACH / INFORMATIONAL APPROACH / CULTURAL APPROACH / TYPES OF MUNICIPAL EDUCATIONAL ENVIRONMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Резинкина Лилия Владимировна

В статье на основе общего подхода к пониманию структуры образовательных сред раскрыта их типология применительно к муниципальной системе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the basis of general approach to understanding the structure of educational environments the paper discloses its typology in the context of municipal system

Текст научной работы на тему «Образовательные среды и типологические особенности их развития в муниципальной системе»

Л. В. Резинкина

(Санкт-Петербург)

Образовательные среды и типологические особенности их развития в муниципальной системе

В статье на основе общего подхода к пониманию структуры образовательных сред раскрыта их типология применительно к муниципальной системе

Проблема развития персонала во многих компаниях, в том числе и в отдельных учреждениях, сегодня стоит очень остро, так как обусловлена кадровым голодом и ценностью финансовых сотрудников на рынке труда. Для того чтобы удержать квалифицированный персонал (преподавателей, методистов и др.], работодатели пытаются решить этот вопрос на основе профессионального развития работника, построения плана карьерного роста, включения в кадровый резерв. Все это осуществляется в условиях муниципальной образовательной среды.

В трудах Д. Ж. Марковича, П. А. Сорокина и других ученых среда рассматривается в социологическом аспекте: «Совокупность взаимосвязанных условий и влияний, присутствующих в некоем окружении»; «социальное многомерное пространство ценностно-ориентированных отношений индивидов, определенным образом иерархизированных, где есть возможность социального перемещения индивидов как в горизонтальном, так и вертикальном направлениях» [7].

Создание такой формирующей среды способствует реализации гуманистической концепции системы образования., о чем говорится в работе А. А. Макарени: «Социальная среда - окружающие человека общественные, материальные, духовные условия его существования и деятельности. Социальная среда в широком смысле (макросреда] охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру» [4, с. 65-67].

Первоначальные условия для формирования образовательной среды региона находятся в реальном географическом, культурно-образовательном и социально-экономическом пространстве региона, составными элементами которого являются памятники культуры и природы, различные музеи, учреждения культуры и образования, предприятия, при-

родный и архитектурный ландшафт и многое другое.

Понятию образовательной среды региона присущи такие качества, как целостность, системность, многоаспектность, духовные и материальные условия образовательной деятельности, социально-психологическая реальность, система необходимых психолого-педагогических условий для ориентации личности в потоке информации.

Для анализа образовательной среды региона можно определить следующие критерии:

- широта (структурно-содержательная характеристика, отражающая включенность субъектов, объектов, процессов и явлений в данную среду];

- интенсивность (структурно-динамический показатель, отражающий уровень наполнения образовательной среды возможностями, условиями и их концентрированно-стью];

- модальность (качественно-содержательная характеристика с качественной, типологической точки зрения];

- степень осознаваемости (характеристика осознанной включенности в среду всех субъектов образования];

- обобщенность (показатель уровня ско-ординированности деятельности всех субъектов среды];

- доминантность (показатель важности данной локальной среды в общей системе ценностей субъекта образовательного процесса, отражающий иерархическую ступень образовательной среды региона в системе влияния на формирование и развитие личности];.

- социальная активность (характеристика социально ориентированного потенциала данной локальной образовательной среды];

- мобильность (показатель способностей

образовательной среды к органичным эволюционным изменениям в системе средовых взаимоотношений и др.

Таким образом, образовательная среда является целостной качественной характеристикой внутренней жизни региона или муниципального района, определяется реальными задачами, которые данные субъекты ставят и решают в своей деятельности. Она рассматривается как совокупность технологий обучения, информационных ресурсов и обеспечения образовательного процесса, которые реализуют на базе единых принципов её построения.

Называют несколько типов образовательной среды региона в зависимости от ряда критериев, лежащих в основе их выделения. По стилю взаимодействия внутри среды она может описываться как конкурентная или кооперативная, гуманистическая или технократическая; по характеру отношения к социальному опыту и его передаче среда может быть традиционной или инновационной, национальной или универсальной; по степени творческой активности выделяют творческий и регламентированный типы; по характеру взаимодействия с внешней средой называют открытый и замкнутый типы.

Разумеется, не существует типов среды в чистом виде, и в одном регионе сочетаются разные, иногда достаточно противоречивые среды.

Различают смешанные типы муниципальной образовательной среды: муниципалитет с разветвленной структурой взаимодействия с Институтом повышения квалификации, муниципалитет с кластерной системой поддержки специалистов, муниципалитет как открытая образовательная система, муниципалитет с ориентацией на мегаполис, муниципалитет с сетевым взаимодействием, муниципалитет с распределенной системой поддержки.

В муниципалитетах с разветвленной структурой взаимодействия с Институтом повышения квалификации опора осуществляется на инновационную школу, которая формирует инновационный кадровый ресурс муниципального образования на основе практического опыта педагогов-новаторов, и Институт повышения квалификации, который обеспечивает теоретические занятия, что обеспечивает практикоориентированное и продолжительное во времени обучение, а

также межкурсовое методическое сопровождение педагогов. Такая деятельность делает возможным более эффективно использовать ресурсы различного рода, в том числе и для более качественной профессиональной подготовки конкурентоспособных педагогов и управленцев. Наиболее эффективные способы работы лучших педагогов найдут распространение в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Муниципалитет с кластерной системой поддержки специалистов предполагает реализацию процесса формирования профессиональной компетентности преподавателей СПО в совместной деятельности с субъектами образовательно-производственного кластера. В данном варианте предусмотрено построение производственно-образовательной среды профессиональной подготовки преподавателей системы СПО, структурной организации их учебной, практической, производственной деятельности в тесном сотрудничестве с профессиональными партнерами. Для эффективной деятельности образовательного кластера большое значение имеют взаимодействие и взаимовлияние субъектов внутри него. Сотрудничество, внутренние связи, наличие постоянных личных контактов и общего взаимодействия способствуют установлению стабильных коммуникаций, обработке, анализу, передаче и применению актуальной информации. Субъекты образовательного кластера быстро реагируют на инновации в сфере образования, имеют возможность проверить их в учебном процессе, отслеживая новые тенденции в развитии научно-технического прогресса.

Более современной парадигме образования, включающей понимание образовательного учреждения как открытой образовательной системы, соответствует муниципалитет как открытая образовательная система. Развитие муниципальной образовательной среды обусловлено постоянным взаимодействием с внешней средой, прежде всего с сопряженностью рынков труда и образовательных услуг. Данный тип наиболее эффективно обеспечивает переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь». Такая образовательная среда может стать таким социальным институтом, который предоставляет человеку разнообразный образовательный

сервис, позволяющий ему непрерывно учиться и получать актуальные профессиональные знания, выстраивая индивидуальную образовательную траекторию, наиболее полно соответствующую его образовательным и профессиональным потребностям, независимо от его места проживания. Необходимая среда может сформироваться как ассоциация образовательных учреждений, обусловленная наличием информационно-педагогического многомерного пространства образовательного сервиса, обеспечивающего взаимосвязь и преемственность программ и создающего для потребителя оптимальные условия развития.

При рассмотрении муниципалитета с ориентацией на мегаполис учитывается его близость с большому городу с разветвленной образовательной структурой. В соответствии с этим программы повышения квалификации и переподготовки кадров разрабатываются в соответствии с предлагаемыми программами повышения квалификации педагогических и управленческих кадров высших учебных заведений (в том числе негосударственных учреждений]. В некоторых случаях такие программы составляются по государственному заказу или заказу работодателей.

Муниципалитет с сетевым взаимодействием рассматривается как формирование единого образовательного ресурса района на основе создания информационного сетевого взаимодействия, которое является максимально эффективным механизмом обустройства образовательных пространств. Сеть является открытой системой, в которой задаётся способ переноса и пространство переноса инновационных знаний и опыта. Образовательная сеть в данном случае определяется как совокупность субъектов образовательного процесса, предоставляющая безвозмездно собственные образовательные ресурсы в целях улучшения результативности и качества образования друг друга. Таким образом, именно сетевое взаимодействие есть механизм, соответствующий поставленной цели эффективности продвижения инновационного образовательного продукта или сервиса в различных сообществах с целью расширения ресурсного обеспечения.

Муниципалитет с распределенной системой поддержки опирается на центры информационных технологий района и т.д., являющиеся базой для распределения среди них сфер деятельности по повышению квали-

фикации с целью создания условий приближенности обучения к месту проживания специалиста. Сегодня система повышения квалификации должна ориентироваться не только на распространение готовых продуктов, но и на собственное накопление и обобщение инновационного практического опыта (Д. А. Иванов, Н. Ф. Радионова, И. И. Соколова, А. П. Тряпицына, А. В. Хуторской и др.]. При этом проектируется и реализуется модель повышения квалификации специалистов, основанная на распределении полномочий и функций между муниципальными образовательными учреждениями с интеграцией кадровых, технических и других ресурсов образовательных сред регионального и муниципального уровня. Реализация распределенной модели приближает базовый уровень обучения непосредственно к педагогу, оставляя за региональными и федеральными высшими образовательными организациями научно-методическое сопровождение и координацию деятельности муниципальных опорных площадок.

Традиционно формальное образование эффективно действовало как монофункциональная система, преимущественно подготавливая специалистов узкого профиля. Эффективны также ресурсные центры, создаваемые на базе проявивших себя в какой-либо форме инновационной деятельности учреждений в области общего и профессионального образования, профильной подготовки учащихся, обучения педагогов ИК-технологи-ям, в ряде случаев являвшиеся центрами сетевого взаимодействия.

Проблемное поле этих организаций и центров было ограничено узкой профильностью подготовки и переподготовки педагогов, что с экономической и социально-культурной точки зрения для муниципальных систем было недостаточно эффективно.

Нами предлагается полифункциональная система непрерывного образования взрослых, охватывающая подготовку и переподготовку специалистов широкого спектра профессий - не только педагогов, но и социальных работников, специалистов служб занятости населения, культурно-просветительской сферы, производственных и общественных организаций.

Как показывает опыт, развитие такой полифункциональной системы оправдано, если она создается на базе инновационного обра-

зовательного учреждения (лицея, колледжа, вуза и др.]. В этом случае весьма существенной является разработка исходной стратегии развития полифункциональных систем непрерывного образования специалистов.

В связи с этим нами предлагаются следующие стратегии проектирования непрерывного образования разных категорий взрослых в условиях муниципального района: андраго-гическая и акмеологическая стратегии, стратегии роста профессиональной карьеры и развития форм социального партнерства, стратегия повышения качества семейного воспитания.

Одной из ведущих стратегий, как показывают наблюдения в муниципальном образовании и анализ его кадрового потенциала, является андрагогическая стратегия, применяемая в подготовке специалистов сферы производства, социальной, культурной и профессиональной сферы для обучения взрослого контингента. Это касается преподавателей учебно-профессиональных центров при производстве, кадров сферы занятости населения, преподавателей колледжей и техникумов, осуществляющих переподготовку взрослых. Преподавателей в этой области в настоящее время специально не готовят, их ан-драгогическая подготовка институционально не оформлена и реализуется отдельными образовательными организациями, занимающимися непосредственно обучением взрослых людей.

Содержательным смыслом акмеологиче-ской стратегии организации непрерывного образования взрослых является учет этапов профессионального становления педагогов -вхождение в профессию, формирование индивидуального стиля деятельности, самоактуализация педагога в профессии, профессиональная зрелость. Такое понимание акмеоло-гической стратегии особенно важно для проектирования индивидуальных траекторий повышения квалификации специалистов. Концепции профессионального становления педагога рассматриваются в трудах С. Г. Вер-шловского, И. А. Колесниковой, А. Е. Марона и других ученых.

Ряд исследователей подчеркивают значение непрерывного образования взрослых как стратегию роста профессиональной карьеры, что достигается в процессе сопровождения и поддержки педагогов в качественной реализации идей в реальной практике по

внедрению инноваций в области актуальных проблем - новые стандарты, учет муниципальных потребностей и др.

Одной из наиболее актуальных для государства и общества является стратегия повышения качества воспитания через развитие родительской культуры и ответственного ро-дительства, содействие в организации дет-ско-родительского сообщества. В исследованиях И. В. Гребенникова приведены данные о том, что педагогическая культура значительного большинства современных родителей крайне низка, что негативно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, выражаясь в низком уровне воспитанности подрастающего поколения.

Поэтому считаем данную стратегию одним из главных условий повышения воспитательного потенциала современной семьи, актуализации аксиологической составляющей семейного воспитания. В этой логике аксиологического подхода ответственное роди-тельство можно определить как интегрированное психологическое образование взрослой личности, которое включает совокупность ценностных ориентаций, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений, позиций и убеждений субъекта относительно себя как родителя.

Родительская культура имеет сложную структуру, поэтому приоритетной стратегией её формирования и развития должна быть ориентация на отечественные цивилизаци-онные ценности, а соответствующей тактикой - приобщение современной семьи к культурно-педагогической практике путем деятельного освоения и интеграции воспитательных возможностей традиционной культуры с вызовами времени. Поэтому все чаще педагоги и родители совместно пытаются найти наиболее эффективные механизмы решения данной проблемы, создают новое содержание и инновационные формы современного педагогического просвещения. Педагогов необходимо специально готовить к организации взаимодействия с родителями, обеспечивающего им педагогическую поддержку, обучать построенным на диалоге с родителями или ориентированным на развитие у родителей практических умений таким формам работы, как - дискуссии, круглые столы, семейные гостиные, деловые игры, мастер-классы.

Стратегия развития социального и профессионального партнерства основана на интеграции деятельности образовательных (дошкольных, школьных, дополнительных], социальных, производственных, муниципальных, общественных систем. В основе проектирования данной стратегии лежат исследования теории становления и деятельности образовательного кластера. В современных исследованиях образовательный кластер рассматривается как форма социального и профессионального партнерства образовательного учреждения и производственного предприятия, позволяющая соединить учебные, воспитательные, информационные и материально-технические ресурсы для эффективной и практикоориентированной подготовки будущего специалиста.

Рассматривая профессиональное партнерство в широком смысле, определяем составляющую образовательного кластера как разнообразные формы сотрудничества на основе координации образовательных систем с другими производственными системами, новые формы отношений. В исследованиях Л. А. Высоцкого и А. А. Моштакова профессиональное партнерство представлено как конструктивное взаимодействие учебного заведения с субъектами рынка труда и рынка образовательных услуг, с работодателями для удовлетворения интересов и запросов всех взаимодействующих сторон.

Данная стратегия логично вплетается во все вышеперечисленные стратегии, способствуя их максимальной эффективности. В работах исследователей проблематики образовательного кластера выделено положение о том, что данный подход не только стимулирует развитие, но и предполагает качественные изменения деятельности профессионального преподавателя, содержательных

компонентов деятельности, структуры и технологии, кадрового потенциала участников совместной деятельности и др.

Таким образом, исследование ведущих стратегий непрерывного образования взрослых (андрагогической, акмеологической, карьерного роста, воспитательного воздействия, социального и профессионального партнерства] предусматривает уровневое рассмотрение проблем образования взрослой личности.

В качестве концептуальных оснований становления многопрофильного ресурсного центра рассматриваются следующие аспекты формирования нового института непрерывного образования взрослых: раскрытие сущности непрерывного образования взрослой личности как продвижение на уровне элементарной и функциональной грамотности, профессиональной компетентности, общей и профессиональной культуры (методологический]; организация поддержки и сопровождения непрерывного образования взрослых (функционально-целевой]; проектирование программно-методического и диагностического обеспечения формирования основ элементарной и функциональной грамотности, профессиональной компетентности, общей и профессиональной культуры, развитие исследовательских навыков и андрагогической компетентности специалистов в рамках непрерывного образования взрослых; развитие рефлексивной культуры (оценка, самооценка]; формирование экологического сознания и культурно-просветительской деятельности (содержательно-технологический].

Указанные концептуальные положения легли в основу построения структурно-содержательной модели становления ресурсного центра как полифункциональной системы.

Литература

1. Башмаков М. И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Информационная среда обучения. СПб.: Свет, 1997. - 254 с.

2. Калмыков А. А., Хачатуров Л. А. Опыт создания виртуальных образовательных сред // Научно-методический семинар «Информационные системы в наукоемких технологиях образования» : тезисы-доклады, решения и рекомендации : МГДТДиЮ ; МИРЭА. - М., 2000. - С. 41-54.

3. Крылова О. Н. Традиции и инновации учебного содержания. - СПб.: Аграф, 2004.- 120 с

4. Макареня А. А. Культуротворческая среда: статус, структура, функционирование. - Тюмень, 1997. - 146 с.

5. Тарасов С. В. Образовательная среда и развитие школьника. - СПб.: ЛОИРО, 2003. - 139 с.

6. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. - М., 1997. - С. 181.

7. Сорокин П. А. Главные тенденции нашего времени // Партнерство цивилизаций. - 2014. - № 1. - С. 281-297.

8. Шалаев И. К., Веряев А. Л. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства // Педагог. - 1998. - С. 23-27.

9. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.