Научная статья на тему 'Трансформация подготовки управленческих кадров на этапе цифровизации экономического и социального развития общества'

Трансформация подготовки управленческих кадров на этапе цифровизации экономического и социального развития общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подготовка управленческих кадров / цифровизация экономики и социальной сферы / трансформация профессиональной подготовки / человеческий капитал / система профессионального образования / готовность к инновационной деятельности / training of management personnel / digitalization of economy and social sphere / transformation of professional training / human capital / system of professional education / readiness for innovative activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костюк Наталья Васильевна, Панина Татьяна Семеновна, Пахомова Елена Алексеевна

В статье определены задачи, касающиеся междисциплинарной разработки научной проблемы оптимизации подготовки управленческих кадров на этапе цифровизации экономического и социального развития общества. Научная новизна определяется учетом неоднородности предмета профессиональной деятельности менеджера одновременно с ее целостностью. Авторами подчеркивается, что к созданию условий формирования готовности управленческих кадров к инновационной деятельности наиболее готова система дополнительного профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of Managerial Training at the Stage of Digitalization of the Economic and Social Development of Society

The article defines the tasks related to the interdisciplinary development of the scientific problem of optimization of management training at the stage of digitalization of economic and social development of society. Scientific novelty is determined by taking into account the heterogeneity of the subject of professional activity of the Manager at the same time with its integrity. The authors emphasize that the system of additional professional education is the most ready to create conditions for the formation of readiness of managerial personnel for innovative activities.

Текст научной работы на тему «Трансформация подготовки управленческих кадров на этапе цифровизации экономического и социального развития общества»

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

4/2019 | 43

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Трансформация подготовки управленческих кадров на этапе цифровизации экономического и социального развития общества

КОСТЮК

Наталья Васильевна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Кемеровского государственного института культуры, Кемерово

Аннотация

В статье определены задачи, касающиеся междисциплинарной разработки научной проблемы оптимизации подготовки управленческих кадров на этапе цифровизации экономического и социального развития общества. Научная новизна определяется учетом неоднородности предмета профессиональной деятельности менеджера одновременно с ее целостностью. Авторами подчеркивается, что к созданию условий формирования готовности управленческих кадров к инновационной деятельности наиболее готова система дополнительного профессионального образования

Ключевые слова:

подготовка управленческих кадров, цифровизация экономики и социальной сферы, трансформация профессиональной подготовки, человеческий капитал, система профессионального образования, готовность к инновационной деятельности

ПАНИНА

Татьяна Семеновна,

доктор педагогических наук, профессор, руководитель Института дополнительного профессионального образования Кузбасского государственного технического университета имени Т. Ф. Горбачева, Кемерово

ПАХОМОВА Елена Алексеевна,

доктор педагогических наук, доцент, профессор интегрированной базовой кафедры профессионально-педагогического образования Российского государственного профес-сионально-педагогиче-ского университета, Кемерово

Проблема подготовки управленческих кадров в условиях динамичных социально-экономических изменений не нова. Она активно разрабатывается в русле социально-экономических наук и имеет широкий спектр научно обоснованных вариантов оптимизации процесса. Достаточно внимания уделяется научной разработке вопросов профессиональной эффективности менеджера как субъекта управленческой деятельности.

Тем не менее процессы цифровизации в России, имеющие свои характерные особенности [8; 19], диктуют необходимость трансформации подготовки управленческих кадров. Так, с одной стороны, цифровизация выступает драйвером общественного развития и обеспечивает рост эффективности экономики и улучшение качества жизни. С другой стороны, процессы цифровизации обеспечивают рост автоматизации

Костюк Н. В., Панина Т. С., Пахомова Е. А. Трансформация подготовки управленческих кадров на этапе цифровизации экономического и социального развития общества // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 4. — С. 43-50. □□! 10.24411/2307-4264-2019-10404.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

большинства производственных, коммуникационных и управленческих процессов, что приводит к передаче части функций, выполняемых человеком как субъектом профессиональной деятельности, автоматическим приборам и устройствам [13; 21]. В связи с этим в контексте циф-ровизации формируется потребность в разработке и применении новых технологий и новых методов принятия решений. Однако, несмотря на множество научных и прикладных исследований, задача подготовки управленческих кадров, обладающих способностью и готовностью к осуществлению деятельности на этапе цифровизации экономического и социального развития общества, диктует необходимость постоянного обновления имеющегося научно-практического опыта.

Целью данной статьи является определение задач, требующих первоочередного решения в аспекте междисциплинарной разработки научной проблемы оптимизации подготовки управленческих кадров, обладающих способностью и готовностью к осуществлению деятельности на этапе цифровизации экономического и социального развития общества, обоснование перспективных направлений в поиске способов ее оптимального решения.

Для определения первоочередных задач и концептуальных оснований путей их решения представляется целесообразным обратиться к вопросу трансформации подготовки управленческих кадров, точнее — профессиональной переподготовки в системе дополнительного профессионального образования, так как именно эта система позволяет гибко реагировать на происходящие изменения и требования внешней среды, обладает повышенной гибкостью относительно индивидуальных запросов обучающихся.

При этом необходимо учитывать, что предмет профессиональной деятельности менеджера не является однородным. Независимо от уровня управленческой компетентности профессионал имеет дело и со стратегией, и со структурой организации, и с человеческими ресурсами. Данные составляющие предмета деятельности преломляются квалификационным уровнем управленческой компетентности (должностными функциями и обязанностями), который акцентирует приоритетные стороны предмета, сохраняя, тем не менее, его неоднородность и целостность. Соответственно, с одной стороны, управленец ориентирован на внешние факторы действительности, в соответствии с которыми определяются стратегии и тактики управления. С другой стороны, любой аспект управления неразрывно связан с необходимостью выстраивания взаимодействия с другими субъектами трудовых отношений, в том числе с управлением человеческими ресурсами, формированием и развитием человеческого капитала. В условиях цифровизации повышается риск негативного влияния человеческого фактора с точки зрения возможного отрицательного отношения к происходящим изменениям остальных субъектов профессиональной деятельности вследствие их личностной и профессиональной ригидности, так и на удовлетворенность работников процессом и результатами собственной профессиональной деятельности. Данный тезис является главной идеей, лежащей в основе дальнейших научных изысканий в направлении трансформации профессиональной подготовки управленческих кадров.

Ключевыми внешними факторами, обуславливающими ориентиры управленческой деятельности, особенно среднего и высшего звена, являются процессы, динамично протекающие в современной России. Изменения, связанные с ними, определяются целью осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации [1]. В целях, задачах и содержании указа Президента Российской Федерации сделан акцент не только и не столько на «прорывное развитие» собственно России, сколько на научно-технологическое и социально-экономическое развитие страны, в основе которого лежит развитие человеческого капитала как совокупности сущностных сил субъектов социально-экономической деятельности (квалификация, мотивы, интересы, идеалы и ценности, культура, образование и т. д.). Стратегические ориентиры государства в направлении цифровизации экономики и развития информационного общества определены Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации [2] и программой «Цифровая экономика Российской Федерации» [3].

Цифровые технологии в современном мире — это не только инструмент, а среда существования, которая открывает новые возможности: обучение в любое удобное время, непрерывное образование, возможность проектировать индивидуальные образовательные маршруты, что составляет сегодня основу дополнительного профессионального образования [4; 6; 20].

Следующим основанием, подчеркивающим актуальность заявленной темы и обосновывающим необходимость ее разработки, является функционирование объективно существующей системы формирования (развития) человеческого капитала, в число элементов которой входят:

- субъекты деятельности (граждане РФ, выступающие в определенных ситуациях в разных социальных ролях);

- субъекты формирования человеческого капитала (семья, социальные институты, предприятия реального сектора экономики, инфраструктура рынка, рынок труда и т. д.);

- особенности взаимодействия (формы, способы, механизмы, результаты и т. п.) субъектов деятельности и субъектов формирования человеческого капитала в определенных социально-экономических условиях.

Проведенный анализ позволяет утверждать, что управленческая деятельность должна включаться в систему формирования человеческого капитала в качестве ее основного элемента, одновременно расширяя ее и взаимно увязывая остальные представленные элементы. Только взаимоувязанное эффективное функционирование системы развития человеческого капитала, обеспеченное включением управленческой деятельности в качестве основного элемента, способно обеспечить оптимальность достижения стратегических целей и решения поставленных задач каждого уровня.

Задачами, требующими первоочередного решения в контексте проблемы трансформации подготовки управленческих кадров на этапе циф-ровизации экономического и социального развития общества, выступают:

1. Оценка качества профессионального и высшего образования. Решение данной задачи позволяет обеспечить гибкость образовательного

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

процесса, что является основой для корректировки его задач, трансформации форм и содержания в соответствии с результатами оценки, выступающей, с одной стороны, показателем качества подготовки кадров, являющихся непосредственными субъектами трудовой деятельности, трудовых отношений, а с другой — соответствия подготовленных «ресурсов» требованиям стратегических преобразований. Образование выступает как источник развития каждого человека и как основной фактор развития человеческого капитала территории, накопление и формирование которого на конкретной территории в значительной степени зависит от уровня развития системы образования, кадрового обеспечения и финансирования.

2. Формирование готовности управленческих кадров к инновационной деятельности, способных к персональной трансформации в соответствии с условиями их профессиональной деятельности, которые также подвержены трансформации в связи с наличием факторов, обозначенных выше.

3. Трансформация собственно процесса подготовки управленческих кадров. Решение данной задачи пересекается с задачами 1 и 2. Но в контексте заявленной темы эта задача выделена отдельно, так как речь идет прежде всего о подготовке управленческих кадров высшего звена. Именно этот уровень менеджмента и включает в себя функции, связанные с развитием человеческого капитала территории на этапе цифровизации ее экономического и социального развития.

В основе решения задачи оценки качества профессионального и высшего образования как корректировки его задач, трансформации форм и содержания в соответствии с результатами оценки лежит идея взаимосвязи инновационного потенциала организации профессионального и высшего образования, готовности выпускников к профессиональной деятельности и внешних условий функционирования региональной системы профессионального образования [11; 22]. Концептуальное обоснование данной взаимосвязи представлено интеграцией системного, деятельностного и интегративно-модульно-го подходов как особой формы теоретической и практической деятельности.

Субъект профессиональной деятельности, вступая в трудовые отношения, становится частью предмета деятельности управленца. Учитывая данное положение, а также научно обоснованное положение о влиянии субъективного восприятия на оценку условий и результатов образовательной деятельности участниками этого процесса (будущими выпускниками) и их родителями, сочетающих характеристики потребителей образовательных услуг и представителей общественности [17], представляется целесообразным применять для оценки качества профессионального и высшего образования следующие процедуры:

- мониторинг удовлетворенности потребителей образовательных услуг деятельностью образовательных организаций;

- построение рейтинга образовательных организаций;

- подсчет комплексного индекса конкурентоспособности образовательной организации [9, 12; 14].

Мониторинг удовлетворенности потребителей образовательных услуг условиями и результатом обучения выступает в качестве метода организации исследовательского процесса, определяя периодичность сбора данных для анализа с промежуточной корректировкой объектов изучения и выборочной совокупности. Основным методом сбора данных в рамках мониторинга выступает опрос обучающихся и родителей [10; 16] посредством специально разработанной анкеты для каждой категории участников.

Методика построения рейтинга организаций профессионального образования основана на комплексной оценке их деятельности, которая представляется в виде ранжированного распределения образовательных организаций в общем списке в соответствии со значением итогового показателя деятельности образовательной организации. Данный показатель нацелен на отражение ключевых аспектов деятельности образовательной организации: образовательная деятельность, кадровое обеспечение, инфраструктура, финансово-экономическое обеспечение, эффективность деятельности организации на рынке труда, развитие потенциала организации. Обозначенный итоговый показатель рассчитывается на основании объективных данных об организации [22].

В настоящее время для определения и научного обоснования прорывных точек деятельности менеджера перспективной становится задача формирования готовности управленческих кадров к инновационной деятельности. Управленец инновационной формации должен быть способен к персональной трансформации в соответствии с динамичными условиями профессиональной деятельности [5]. Наиболее эффективным методом решения данной задачи выступает метод фокус-групп, с помощью которого возможно выявить потребности субъектов управленческой деятельности в профессиональном росте на основе их реального профессионального функционирования, определить необходимые и достаточные механизмы достижения целей и варианты выстраивания индивидуальных траекторий повышения профессиональной квалификации для каждого из участников процесса.

Опыт решения задачи трансформации процесса подготовки управленческих кадров для подготовки управленцев высокого уровня представлен деятельностью Кузбасса, где, как и во всей стране, более двадцати лет реализуется Президентская программа подготовки управленческих кадров для народного хозяйства [18; 15; 7]. Ее цель — обеспечение предприятий и организаций народного хозяйства региона и России высококвалифицированными специалистами в области управления и организации производства, способными эффективно работать в рыночных условиях, знакомыми с управленческой культурой и опытом ведущих зарубежных стран.

За прошедшие два десятилетия накоплен большой опыт и в реализации программы, и во внедрении предложений, выработанных в ходе ее освоения, в практику реального производства [23]: до 60% разработанных проектов внедряется в практику в течение трех лет, из них до 40% — в течение первого года. В то же время проводимые исследования показывают, что на начальном этапе слушатели слабо владеют

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

навыками проектного управления (52%), имеют лишь поверхностное представление об этапах и фазах проекта (33%), не имеют опыта работы со стейкхолдерами (71,3%), не владеют методиками подбора и формирования команды (43%). Установлено, что успех любого проекта напрямую зависит от профессионального уровня и квалификации каждого члена команды, выполняющего определенные функции, обладающего конкретным уровнем ответственности и заинтересованного в достижении конечного результата, следовательно, специалистов в области управления предприятий необходимо готовить в рамках проектной среды и командной работы [24].

Подводя итог вышеизложенному, необходимо сделать следующие выводы:

- научная разработка проблемы трансформации подготовки управленческих кадров как условия их способности и готовности к инновационной деятельности для достижения стратегических целей развития как региона, так и страны в целом представляется перспективной в том числе в контексте развития человеческого капитала территорий на этапе цифровизации экономического и социального развития общества;

- концептуальным основанием перспективных научных исследований теоретического и прикладного характера, посвященных проблемам оптимизации подготовки эффективных менеджеров и трансформации собственно управленческой деятельности, становится учет неоднородности предмета профессиональной деятельности менеджера одновременно с его целостностью. Компоненты предмета деятельности менеджера преломляются квалификационным уровнем управленческой компетентности, который акцентирует приоритетные стороны предмета деятельности непосредственно в реализации профессиональной деятельности. Любой аспект управленческой деятельности потенциально, прямо или косвенно, связан с развитием человеческого капитала;

- к созданию условий формирования готовности управленческих кадров к инновационной деятельности наиболее адекватна и готова система дополнительного профессионального образования. Именно эта система обладает ресурсами и потенциалом, позволяющими гибко реагировать на происходящие изменения, стратегические цели и требования внешней среды, обладает повышенной гибкостью относительно индивидуальных запросов обучающихся.

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» № 204 от 07.05.2018 г. [Электронный ресурс] // Официальные сетевые ресурсы Президента России. URL: http://kremlin.ru/acts/ bank/43027 (дата обращения — 21.10.2019).

2. Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» от 9 мая 2017 г. № 203 [Электронный ресурс] // Гарант.ру: информационно-правовой портал. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71570570/#ixzz5ycRPmKzg (дата обращения — 21.10.2019).

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» от 28 июля 2017 г. №1632-р [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ.-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_221756/ (дата обращения — 21.10.2019).

4. Ачкасова О. Г., Дворовенко О. В. Образовательный маркетинг вуза при реализации ДПО на этапе цифровизации профессионального образования // Адресная подготовка специалистов среднего профессионального образования в процессе сетевого взаимодействия: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. с международ. участием (Екатеринбург, 17-18 июня 2019 г.). — Уфа, 2019. — С. 185-192.

5. Бастрыкин С. В., Зайцев С. В., Чичканова К. А. Оценка эффективности инвестиций в человеческий капитал как элемент кадровой политики организации // Экономический анализ: теория и практика. — 2015. — Вып. 26. — С. 38- 48.

6. Блинов В. И., Сергеев И. С., Есенина Е. Ю. и др. Управление региональными системами подготовки кадров // Образование и наука. — 2019. — Т. 21. — № 3. — С. 50-76.

7. Будаинская О. В., Шейнбаум В. С. Институциональное обеспечение непрерывного инженерного образования // Высшее образование в России. — 2018. — № 10. — С. 32-46.

8. Козырев А. Н. Цифровая экономика и цифровизация в исторической ретроспективе // Цифровая экономика. — 2018. — № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://digital-economy.ru/stati/tsifrovaya-ekonomika-i-tsifrovizatsiya-v-istoricheskoj-retrospektive (дата обращения — 04.09.2019).

9. Костюк Н. В. Методы исследования в профессиональном образовании: организационно-педагогические и маркетинговые аспекты. Кемерово: Изд-во Кемеровского гос. ин-та культуры, 2016. — 92 с.

10. Костюк Н. В. Формирование готовности будущих менеджеров в сфере культуры к реализации инновационных моделей управления социально-культурной деятельностью в условиях изменяющегося рынка труда // Вестник Кемеровского гос. ин-та культуры: журнал теоретических и прикладных исследований. — Кемерово, 2013. — № 22. — Ч. 1. — С. 178-180.

11. Костюк Н. В. Формирование готовности выпускников учреждений профессионального образования к инновационной деятельности: дис. ... д-ра пед. наук. — Великий Новгород, 2013. — 363 с.

12. Кузбасский студент — 2015 // Социологический ежегодник КемГУ (2015/2016 уч. год, 2016/2017 уч. год): сб. отчетов по результатам вузовских социологических исследований. — Кемерово: КемГУ, 2017. — С. 5-65.

13. Муравьева А. А., Олейникова О. Н., Аксенова Н. М., Дорожкин Е. М. Национальная система квалификаций в России — эпистемологическая перспектива // Образование и наука. — 2019. — Т. 21 (4). — С. 92-114.

14. Панина Т. С., Костюк Н. В. Удовлетворенность обучением в колледже и вузе // Аккредитация в образовании. — 2014. — № 76. — С. 82-85.

15. Панина Т. С., Грентикова И. Г., Веремеенко А. В. Президентская программа подготовки управленческих кадров: проблемы и пути реше-

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ния // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2016. — № 3. — С. 25-30.

16. Пахомова Е. А. Развитие региональной системы оценки качества среднего профессионального образования // Теория и практика оценки качества профессионального образования. — Кемерово: КРИРПО. — 2015. — С. 138-185.

17. Пахомова Е. А. Становление территориальной многоуровневой системы педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся: дис. ... д-ра пед. наук. — Великий Новгород, 2017. — 479 с.

18. Перевозова О. В., Лазарева В. Н. Инновационно-ориентированный подход в подготовке управленческих кадров // Социум и власть. — 2015. — № 2 (52). — С. 126-129.

19. Пешкова Г. Ю., Самарина А. Ю. Цифровая экономика и кадровый потенциал: стратегическая взаимосвязь и перспективы // Образование и наука. — 2018. — Т. 20 (10). С. 50-75.

20. Плотникова Г. Г. Подготовка управленческих кадров в системе дополнительного профессионального образования // Образование и наука. — 2014. — № 6. — С. 134-148.

21. Халин В. Г. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. — 2018. — № 10. — С. 46-63.

22. Kostyuk N., Panina T., Dochkin S., Pahomova E. Innovation potential of vocational education and training institutions as a basis for high quality professional training // Dilemas contemporáneos: Educación, Política y Valores, Year VI, Special Edition, March 2019. — Title № 4. Available from: https://www.dilemascontemporaneoseducacionpoliticayvalores.com/en/ edici%E2%99%80n-2013/year-vi-special-edition-march-2019/.

23. Panina T., Dochkin S. Advanced Management Training for Sustainable Development of the Mining Region // IVth International Innovative Mining Symposium, Kemerovo, Russian Federation, October 14-16, 2019. — Title № 04039. Available from: https://www.e3sconferences.org/articles/e3sconf/ abs/2019/31/e3sconf_iims18_04039/e3sconf_iims18_04039.html.

24. Panina T., Kostyuk N., Dochkin S., Pahomova E. Individual work of students in contemporary e-learning environments // Dilemas contemporáneos: Educación, Política y Valores, Year VI, Special Edition, March 2019. — Title № 1. Available from: https://www.dilemascontempora neoseducacionpoliticayvalores.com/en/edici%E2%99%80n-2013/year-vi-special-edition-march-2019/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.