3. Дмитриев, А.А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей / А.А. Дмитриев. - Москва : Советский спорт, 1991. - 32 с.
4. Сучилин А.А. Начальное обучение игре в футбол детей 8-9 лет : дис. .. .канд. пед. наук / Сучилин, Анатолий Александрович. - Волгоград, 1971. - 175 с.
REFERENCES
1. Aksenov A.V. (2011), Improving the efficiency of the process of physical education of children of primary school age in an inclusive environment, dissertation, St. Petersburg.
2. Vysoven G.I. (2016), Formation of the recreational culture of schoolchildren of 12-13 years old with mild mental retardation in mini-volleyball lessons in Japanese, dissertation, St. Petersburg.
3. Dmitriev, A.A. (1991), Organization of the motor activity of mentally retarded children, Soviet sport, Moscow.
4. Suchilin A.A. (1971), Initial training in playing football for children of 8-9 years old, dissertation, Volgograd.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.11.2020
УДК 796.89
РАЗВИТИЕ БОРЬБЫ КУРЕШ В КРЫМУ ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
1917 ГОДА
Андрей Викторович Мутьев, кандидат педагогических наук, доцент, Крымский федеральный университет имени В.И, Вернадского, Симферополь, Ленур Абдураимович Османов, преподаватель, Мемет Абдулович Юнус, преподаватель, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, Симферополь
Аннотация
Целью статьи явилось изучение развития борьбы куреш в Крыму в период от окончательного установления советской власти и до начала Великой Отечественной Войны. Были использованы исторические и общетеоретические методы исследования. Анализ и обобщение литературных и электронных источников позволил установить, что в изучаемый период национальную борьбу ку-реш начинают использовать для отвлечения народных масс от религии и включают в государственную систему развития физической культуры. Разрабатывают официальные правила и систему соревнований, начинают готовить квалифицированные тренерские кадры и включают национальную борьбу для Крыма в новый комплекс ГТО.
Ключевые слова: Крым, развитие, борьба куреш, советская власть, ГТО.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p256-260
DEVELOPMENT OF THE KORESH STRUGGLE IN CRIMEA AFTER THE OCTOBER REVOLUTION OF 1917
Andrey Viktorovich Moutiev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, V.I. Ver-nadsky Crimean Federal University, Simferopol, Lenur Abduraimovich Osmanov, the teacher, Memet Abdulovich Yunus, the teacher, Crimean Engineering and Pedagogical University the
name of Fevzi Yakubov, Simferopol
Abstract
Purpose of scientific article is definition of the development of Kuresh wrestling in Crimea since October 1917 Revolution to beginning of World War II. Historical and theoretical research methods were used. As result of the research was established a facts: the national wrestling of Koresh is beginning to be used to distract the masses from religion. They are included in the Soviet state system of physical culture development. Were introduced official rules and competition system by Koresh wrestling. Soviet authorities are beginning to train qualified coaching staff and include national wrestling for the Crimea in the new
GTO complex.
Keywords: Crimea, development, Koresh wrestling, GTO complex.
ВВЕДЕНИЕ
Важной проблемой современного физкультурного образования является распространение среди широких слоев населения, особенно школьников и учащейся молодежи, конкретной суммы знаний о физической культуре и спорте, их истории и значении.
Борьба на поясах (куреш) имеет глубокие исторические корни и пользуется огромной популярностью не только у многих народов Российской Федерации, но и во всем мире. Свой стиль борьбы на поясах есть практически у каждого народа, благодаря чему сейчас стало возможно проводить мировые чемпионаты по борьбе на поясах [8].
Пройдя длительный исторический путь развития, борьба куреш, как форма развлечения, забавы, проявления силы и сегодня пользуется большой популярностью и является составной частью национальной культуры многих народов, в том числе крымских татар.
Существует достаточно большое количество научных работ, посвящённых историческим аспектам развития борьбы на поясах в разных регионах [5, 6], то же время становление и развитие этого вида спорта в Крыму практически не исследовано и этому вопросу посвящены лишь единичные публикации [1, 2]. В связи с этим целью нашего исследования стало изучение развития борьбы куреш в Крыму в период от окончательного установления советской власти и до начала Великой Отечественной Войны.
В процессе исследования использовались исторические (проблемно-хронологический метод, ретроспективный анализ) и общетеоретические методы: анализ и обобщение литературных и электронных источников по исследуемой тематике.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Борьба, как вид состязаний в силе и ловкости, была известна в Крыму еще со времен существования там древнегреческих полисов [2]. Широкое распространение среди крымских татар получила борьба куреш. Она обязательно, наряду со скачками и перетягиванием каната, входила в программу народных праздников Навруз, Дервиза. В ней принимали участие и дети и взрослые, а победителей ждали призы и подарки. С самого начала борьба использовалась для военно-физической подготовки юношей, потом как забава, развлечение, где можно было проявить силу, волю к победе.
Эти традиции продолжали существовать и после окончательного установления в Крыму Советской власти в 1920 году.
Анализ особенностей изучения борьбы куреш среди населения Крыма показал, что с пятилетнего возраста мальчиков уже учили приемам национальной борьбы. Состязались под открытым небом. Каждый борец обхватывал своего соперника за талию и таким образом вел поединок, стремясь положить его на лопатки.
Первыми на площадку выходили мальчики лет 7-8, потом боролись старшие по возрасту курешисты. В прошлом борьба устраивалась по принципу «выхода на победителя», то есть любой, кто хотел испробовать свои силы, боролся только с победителем предыдущего поединка. Наиболее сильные борцы вступали в борьбу на поздней стадии состязаний [4, 7].
Крымские послереволюционные газеты 20-30-х годов ХХ столетия часто помещали статьи и заметки про «татарскую борьбу». Так газета «Красный Крым» следующим образом описывала поединки борцов-курешистов: «На поляне, на лужайке зрители образовывают большой круг. В круг выходят борцы. Подав друг другу руку, в знак того что борьба будет честная, они опоясываются длинными матерчатыми кушаками (поясами). По команде судьи цепко берутся за пояса: левой рукой - впереди над правым бедром противника, правой рукой сзади, над крестцом. Корпус наклоняется вперед, плечо крепко упирается в плечо.
Борьба началась. Ни на мгновение не отрыва рук от пояса и как бы переминаясь с ноги на ногу, борцы пробуют силы друг друга, выжидают для нападения. Вот несколько коротких шагов, резкие, едва уловимые движения, и более сильный и ловкий поднимает противника и кидает на землю. Иногда схватки бывают молниеносные. Побежденным считается тот, кто коснулся земли какой-либо частью тела выше бедра.
На первый взгляд, как будто несложная и однообразная, татарская борьба требовала большой сноровки, выносливости, силы» [2].
С 1923 года в Крыму, как и во всей стране, активно набирает обороты физкультурное движение, характерными чертами которого были массовость и доступность, широкий охват деревенского, коренного населения и национальных меньшинств, а также научный подход к организации занятий физической культурой и спортом. Первое время комиссия по физической культуре ЦИК Крымской АССР пыталась совместить традиционные формы проведения состязаний по борьбе куреш во время национальных праздников с новыми советскими правилами пролетарской физкультуры.
Ярким примером этих тенденций стало проведение в октябре 1926 года праздника Всекрымская «Дервиза» в Симферополе, на борцовский турнир которого собрались практически все сильнейшие борцы Крыма. До нас дошло имя сильнейшего борца турнира, сельского головы села Аджи-Булат - Ягьи Абдула. Наградная атрибутика для победителей в состязаниях борцов содержала как религиозную мусульманскую стилистику, так и советскую символику.
Однако религиозная направленность таких праздников была несовместима с атеистической идеологией новой власти, поэтому в марте 1929 года принимается решение о проведении Первого Всекрымского национального праздника по физкультуре. Праздник решено было проводить в Бахчисарае, как национальном центре крымско-татарского населения Крымской АССР [3].
Несмотря на то, что место проведения Первого Всекрымского национального праздника по физкультуре не было должным образом подготовлено, тем не менее, он был проведен, как и было решено, 23 мая 1929 года. Его результаты были запротоколированы и представлены также сведения об участниках и программе.
Помимо спортивных состязаний, были представлены и национальные виды спорта, а также национальные танцы и музыка.
Д.А. Борисов приводит результаты данных соревнований по «Татарской борьбе», представленной на празднике:
- 16-19 лет - победитель - А. Эмиров, Карасубазар;
- 19-23 года - победитель- Д. Алиев, Симферополь;
- 23 и выше - победитель- Анадов Идрез, Симферополь [3].
Итоги Первого Всекрымского национального праздника физкультуры были подведены не только на самих соревнованиях, но и на заседании Президиума ЦИК Крымской АССР 29 мая 1929 года: «1-й Всекрымский национальный праздник физкультуры показал сравнительно высокие спортивно-технические данные в общих и национальных видах спорта и выполнил свои основные задачи: противопоставил празднику религиозному «Курбан-Байрам» праздник пролетарской физкультуры, несмотря на попытки духовенства и националистов сорвать революционно-культурное творчество национальных масс».
Очевидно, что в этот период спорт и физическая культура были призваны отвлечь народные массы от религии, и праздник физической культуры был противопоставлен религиозному празднику «Курбан-Байрам», который проводился также 23 мая [3].
В конце 30-х начале 40-х годов происходит перестройка работы спортивных секций в соответствии с новой государственной программой, способствующей всестороннему физическому воспитанию населения на основе комплекса ГТО. При этом большое внимание начинает уделяться национальным видам спорта, в частности крымско-
татарской борьбе. Так, изучение приемов крымско-татарской борьбы активно проводилось в Комитете по делам физкультуры и спорта при Совнаркоме Крымской АССР. Работник комитета, многократный победитель крымских соревнований по тяжелой атлетике и борьбе, тов. Н.Х. Османов составил правила соревнований по татарской борьбе, которые были утверждены на специальном методическом совещании и проверены на Все-крымских соревнованиях лучших борцов Крыма в Симферополе в 1940 году.
К соревнованиям по крымско-татарской борьбе было решено допускать мужчин, достигших 18 летнего возраста. По новым правилам борец мог поднять противника и взять его на колени (тизге алмак), оторвав противника от земли, взять его на бедро и положить на землю (анбаш) или поднять своей ногой обе ноги противника (котериб дяк какмак), тянуть противника к себе на грудь и подняв его, положить на землю спиной (огуз анк, топор).
Разрешался захват противника ногой (иргак), полусуплесс без касания головы о мат (смудздан акмак), отрыв противника от земли и вращение его вокруг себя на руках (джапалак) и т.п.
Разработанные Комитетом правила должны были поднять спортивно-техническое мастерство крымских борцов, внести порядок в соревнования по татарской борьбе, поскольку определенных правил по этому виду спорта до этого не было.
Татарскую борьбу, как национальный вид спорта было решено включить для Крыма в новый комплекс ГТО в числе других прикладных упражнений. Это ставило перед физкультурными организациями Крыма задачу - включить татарскую борьбу в систему своей учебно-спортивной работы, пропагандировать этот увлекательный вид спорта и по-средствам его шире вовлекать местное татарское население, особенно взрослых, в физкультурное движение.
Комитет по делам физкультуры и спорта при Совете Народных Комиссаров Крымской АССР должен был наладить подготовку кадров судей и инструкторов татарской борьбы, провести соответствующий семинар. Лучших мастеров татарской борьбы т.т. Тантана, Катаклы, Абдурешитова и других было решено использовать в качестве тренеров на местах.
Излюбленный вид спорта крымских татар, культивирующий решительность, быстроту, подвижность, силу и выносливость, должен был занять свое место в подготовке трудящихся Крыма к труду и обороне.
1-2 мая 1941 года было решено в Ялте провести соревнования на первенство Крыма между сборными командами городов и районов Крыма, а 20 июля в Симферополе -соревнования на звание абсолютного чемпиона Крыма по крымско-татарской борьбе. Начало войны и последующая депортация крымско-татарского народа прервало развитие борьбы куреш в Крыму на долгие годы.
ВЫВОДЫ
С установлением в Крыму Советской власти, как и до революции, национальная борьба крымских татар в Крыму продолжала существовать. Все национальные праздники, любые события в татарской деревне всегда сопровождались широко популярной среди местного населения борьбой на поясах куреш. К концу 20-х годов власти пытаются отвлечь народные массы от религии и включают национальную борьбу и другие виды спорта в программы проведения Всекрымских праздников физической культуры как противопоставление религиозным праздникам. К концу 30-х годов «татарскую борьбу» включают в государственную программу развития физкультурной работы: разрабатывают официальные правила и систему соревнований, ставят вопросы подготовки квалифицированных тренерских кадров и вносят ее для Крыма в новый комплекс ГТО в числе других упражнений, развивающих навыки защиты и нападения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асанов Б.И. Национальная борьба крымских татар куреш : учебное пособие / Б.И. Аса-нов, С.А. Ягьяев. - Симферополь : Тезис, 2010. - 120 с.
2. Крым, спорт, мир! : [сборник] / отв. ред.: Мутьев А.В. - Симферополь : Ариал, 2015. -183 с. - (Всемирная серия: Народы и времена / Борис Балаян ; т. 6).
3. Борисов Д. А. Красный спорт в Крыму. Продолжение истории (1923-1940 гг.) / Д. А. Борисов // Историческое наследие Крыма : сборник статей / Гос. ком. по охране культ. наследия Респ. Крым. — Симферополь : Антиква, 2016. - С. 149-160.
4. Гружевский В.А. Исторически обусловленные особенности физической культуры крымско-татарского народа / В. А. Гружевский // Слобожанский научно-спортивный вестник. -2014. - № 2 (40). - С. 72-74.
5. Жоомарт УК.М. История развития Кыргызской борьбы «куреш» в Ак-Талинском районе / УК. Жоомарт, М.К. Саралаев // Вестник физической культуры и спорта. - 2018. - № 3 (22). -С. 24-29.
6. Зиннатуллина Р.И. История развития куреш, как вида спорта в республике Башкортостан // Молодой ученый: вызовы и перспективы . Сборник статей по материалам VII международной научно-практической конференции. - Москва : Интернаука, 2016. - С. 76-80.
7. Крымские татары: Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре / М.А. Араджиони, А.Г. Герцен. - Симферополь : Доля, 2005. - 576 с.
8. Файзуллин Р.Н. Борьба на поясах (куреш) на Универсиаде 2013 / Р.Н. Файзуллин, О.Б. Соломатин // Всероссийская научно-практическая конференция «Перспективы развития современного студенческого спорта. Итоги выступлений российских спортсменов на Универсиаде-2013 в Казани». - Казань, 2013. - С. 276-277.
REFERENCES
1. Asanov, B.I. and Yagyaev, S.A. (2010), National wrestling of Crimean Tatar Kuresh, Теzis, Simferopol.
2. Balayan, B.S., Moutiev, A.V. and Nemirovski, G.M. (2015), Crimea. Sports. World. World series. Peoples and times, Arial, Simferopol.
3. Borisov, D.A. (2016), "Red sport in Crimea. Continue of history (1923-1940)", Historical legacy of Crimea, Antiqa, Simferopol, pp. 149-160.
4. Gruzhevskiy, V.A. (2014), "Physical culture's historical features of Crimean Tatar people", Slobozhanskiy Bulletin of science and sport, No. 2 (40), pp. 72-74.
5. Joomart U.K. and Saralaev M.K. (2018), "History of development "Kuresh" Kyrgyz wrestling in Ak-Taliskiy region", Bulletin of physical culture and sports, No. 3 (22), pp. 24-29.
6. Zinnatullina R.I. (2016), "History of development sport of "Kuresh" in Bashkortostan Republic", Young Scientist: Challenges and Prospects. Collection of articles based on the materials of the VII international scientific and practical conference, Internauka, Moscow, pp. 76-80.
7. Arajioni М.А. and Gercen А^. (Ed) (2005), Crimean Tatars: Anthology on ethnic history and traditional culture, Dolya, Simferopol.
8. Fayzullin R.N. and Solomatin ОЛ. (2013), "Belt wrestling (Kuresh) in Universiade 2013", All-Russian scientific and practical conference "Prospects for the development of modern student sports. Results of Russian athletes' performances at the 2013 Universidad in Kazan", Kazan, pp. 276-277.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.01.2021
УДК 796.431.14
ВЛИЯНИЕ КОФЕИНА НА РАЗЛИЧНЫЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ У ЖЕНЩИН
Олег Борисович Немцев, доктор педагогических наук, профессор, Айдамир Батерби-евич Бгуашев, кандидат педагогических наук, профессор, Марина Николаевна Мартынова, Наталья Алексеевна Немцева, кандидат педагогических наук, доцент, Игорь Ки-мович Гунажоков, кандидат педагогических наук, доцент, Адыгейский государственный