Научная статья на тему 'Развитие автоматизации процессов планирования заказов вооружения, военной техники и реализации военного имущества'

Развитие автоматизации процессов планирования заказов вооружения, военной техники и реализации военного имущества Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
170
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие автоматизации процессов планирования заказов вооружения, военной техники и реализации военного имущества»

Уважаемые коллеги!

Очередной номер журнала посвящен вопросам автоматизации организационной деятельности в штабах и службах Военно-Морского Флота Российской Федерации.

В настоящий период организационное управление характеризуется достаточно частой сменой условий выполнения задач, сжатыми сроками их выполнения и нечеткостью их формального описания. Необходимость сокращения времени на выполнение задач организационного управления ведет к возрастанию роли комплексной автоматизации служб, офисов на основе новых информационных технологий.

На примере данной специфичной проблемной области авторский коллектив постарался осветить ряд общих вопросов и проблем автоматизации организационной деятельности.

В журнал вошли статьи, посвященные автоматизации научных и проектных исследований при подготовке оборонного заказа, автоматизированным системам поддержки принятия решений при эксплуатации технических средств кораблей, автоматизации повседневной деятельности служб и штабов ВМФ на основе применения тре-нажно-имитационных средств и многим другим вопросам.

Богатый опыт разработки и эксплуатации АСУ, отраженный в статьях, позволяет надеяться, что журнал заинтересует широкий круг читателей, связанных с современными проблемами и задачами в области автоматизации сложных организационных и управляющих систем, и будет способствовать установлению новых научных и деловых связей.

Начальник управления заказов и поставок вооружения и военной техники ВМФ контр-адмирал Кудряшов К.И.

РАЗВИТИЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАКАЗОВ ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ВОЕННОГО ИМУЩЕСТВА

В.А. Арбузов, А.А. Попов

Одним из направлений эффективного планирования и контроля расходования средств на стадиях жизненного цикла вооружения и военной техники (ВВТ) (изделий и материалов) является создание системы, обеспечивающей автоматизированное формирование государственного оборонного заказа (ГОЗ) и контроль его выполнения. Постоянно меняющиеся параметры ГОЗ, жесткие временные рамки подготовки плановых и отчетных документов, а также достоверность контроля последующего выполнения заказа определяют актуальность автоматизированной обработки информации о заказах.

Жизненный цикл ВВТ охватывает весь период времени от замысла разработки образца до момента снятия с эксплуатации последнего экземпляра этого образца и его утилизации или реализации (продажи для дальнейшего использования). Это совокупность взаимосвязанных процессов последовательного изменения состояния образца конкретного типа от начала исследования и обоснования разработки до окончания эксплуатации в подразделениях вида Воо-

руженных Сил (ВС) и его утилизации или реализации. Жизненный цикл изделий и материалов разбивается на стадии: исследование и обоснование разработки, разработка, производство с учетом капитального строительства, эксплуатация с учетом планового ремонта, утилизация и реализация. Производство, эксплуатация и утилизация по времени совпадают с некоторыми другими стадиями жизненного цикла ВВТ. Обеспечение утилизации, реализации или дальнейшего использования ВВТ может включать в себя практически все стадии жизненного цикла объектов и изделий. На каждой стадии жизненного цикла изделия (материалов) проводятся виды работ, состав которых определен в нормативных документах Министерства обороны (МО) (вида ВС).

Финансовое обеспечение работ осуществляется по определенным статьям бюджета в соответствии со сметой МО РФ и на определенных для конкретной статьи сметы стадиях жизненного цикла ВВТ за счет средств госбюджета, а также внебюджетных источников финансирования, самообеспечения или за счет

средств иностранных государств (для утилизации). В процессе жизненного цикла изделия (стадии, вида работ и этапов видов работ) проводятся работы, осуществляемые силами МО или предприятиями промышленности. На все работы заключаются контракты.

ГОЗ предусматривает выполнение работ или услуг (заказов) для государственных нужд в целях поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности страны. Основные показатели заказа содержат объемы бюджетных ассигнований, распределенных по основным видам поставок продукции (работ, услуг) и направляемых государственным заказчикам на эти цели.

В виде ВС заказчиками работ являются главные управления, управления и службы по закрепленной номенклатуре. Размещение оборонного заказа в основном проводится на конкурсной основе. Головным исполнителем (исполнителем) заказа могут быть на равных основаниях организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, имеющие лицензию на занятие соответствующим видом деятельности по выполнению оборонного заказа.

Формированием ГОЗ, распределением финансовых ресурсов, размещением, текущим финансированием, осуществлением контроля выполнения заказа и формированием отчетов по соответствующей бюджетной статье в виде ВС занимается множество подчиненных и подведомственных войсковых частей и отдельных подразделений, которые территориально распределены в различных местах дислокации. При этом условно можно выделить следующие уровни взаимодействия руководства и специалистов войсковых частей и отдельных подразделений: Главные и центральные управления МО РФ; финансово-экономические органы вида ВС; заместитель Главнокомандующего (ЗГК) по вооружению; руководство планового органа вида ВС и его подразделений, а также других заказывающих управлений и служб; специалисты планового органа вида ВС по соответствующим статьям расходов МО; специалисты плановых и финансовых органов заказывающих управлений; подчиненные и подведомственные части и подразделения; исполнители (подрядчики). Сроки выполнения работ определяются нормативными документами, поступлением оперативных документов и донесений, а также распоряжениями органов управления.

Исходя из временного и пространственного распределения работ, которые необходимо проводить при формировании ГОЗ и обеспечении контроля выполнения заказов ГОЗ, источников финансирования работ, а также специальных требований к условиям обработки и передачи данных (безопасность, секретность или конфиденциальность и т.п.), определены задачи, которые будут приведены ниже.

Для обеспечения функционирования этих задач необходимо проведение большого объема работ и значительных затрат трудовых и финансовых ресурсов по видам обеспечения системы: техническому,

информационному, программному, математическому, организационному, правовому, эргономическому. Ввиду ограниченности финансовых ресурсов работы необходимо проводить поэтапно (по задачам, объектам управления) с учетом взаимодействия объектов управления, а также их взаимодействия с Главными и центральными управлениями МО РФ.

Информационное обеспечение работ должно быть направлено на получение участниками работ полной и достоверной информации, необходимой для разработки и реализации программ, обоснования годовых планов работ и ГОЗ, а также контроля их выполнения.

Базы данных согласно требованиям нормативных документов МО и вида ВС должны включать значительный объем нормативно-справочной информации: классификаторы по ВВТ и боеприпасам, товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности, сведения по серийно выпускаемой, модернизируемой и новой продукции, продукции производственно-технического назначения, объектам капитального строительства, по продукции и работам для обеспечения эксплуатации, наименования ВВТ согласно решениям о принятии их на вооружение, некоторое количество справочной информации (курс доллара, технические характеристики ВВТ, перечни заказчиков, подрядчиков и т.д.) и т.п. В настоящее время часть информации поступает от управления начальника вооружения МО. Необходимо определить источники таких данных, порядок их получения и ведения.

Работа осложняется постоянно меняющейся (или находящейся в состоянии проработки) нормативной базой МО и вида ВС. Как правило, ежегодно меняются формы и состав отчетных документов. Необходимо проведение работ по корректировке и строгому исполнению табеля срочных донесений с едиными формами и требованиями представления документов в вышестоящие органы управления.

В интересах планового органа и части заказывающих управлений вида ВС на базе локальной вычислительной сети (ЛВС) ведутся разработка и внедрение задач для ряда статей расходов МО РФ. Основная цель работы - это получение требуемых документов и визуализация данных в виде отчетов или экранных форм для ведущих определенные направления работ и руководства планового органа вида ВС и управлений при формировании ГОЗ и контроле его выполнения. В рамках каждой задачи в основном реализуются следующие функции: ввод, модификация и удаление данных; поиск и просмотр информации по запросам пользователей; формирование документов в заказывающих управлениях и плановом органе вида ВС; вывод на внешний носитель (печать); экспорт/импорт данных.

Ведение данных из Государственной программы вооружения (ГПВ) или Программы промышленной утилизации (ППУ) осуществляется для их использования в качестве исходных данных при разработке ГОЗ и открытии заказов. Планируются работы по обеспечению формирования ГПВ и ППУ с использо-

ванием математико-экономических методов моделирования.

Формирование тематических карточек (обоснований) по НИОКР и обеспечение ведения этих данных выполняется с использованием данных из ГПВ, ППУ, ГОЗ, из новых работ. Тематические карточки применяются при формировании программ, ГОЗ или при заключении контрактов.

Ведение данных из решений, определяющих стадии жизненного цикла ВВТ или состояние специальных работ, заключается в фиксации оснований для открытия работ, сведений о результатах работ, принятии на вооружение, списании или снятии с вооружения, ремонтах, консервации и т.д.

Ведение сведений о конкурсах на выполнение заказа в данной системе заключается в фиксации перечня участников конкурса с отметкой победителя. В дальнейшем планируется ввод всех представляемых на конкурс сведений для их использования при анализе деятельности и определении возможностей участников конкурса. Возможно проведение конкурсов с использованием современных сетевых информационных технологий.

Распределение лимитов, формирование и ведение ГОЗ заключается в разработке проекта оборонного заказа на планируемый год заказывающими управлениями вида ВС по закрепленной номенклатуре на основе действующей ГПВ или ППУ и планируемых ассигнований, которые утверждаются командованием вида ВС и доводятся до них плановым органом. Заказывающие управления вида ВС с получением от планового органа годовых лимитов ассигнований на оплату работ формируют предложения в проект оборонного заказа с учетом: ГПВ (ППУ); других долгосрочных программных документов; указаний Главнокомандующего вида ВС или ЗГК по вооружению по приоритетам выполняемых работ; заявок довольствующих органов на поставку ВВТ и технического имущества (ТИ); заявочных планов ремонта; сведений о выведенных из состава и списанных ВВТ; данных о состоянии имущества; сведений о наличии вторичного сырья (драгоценных, цветных и черных металлов); перечня работ по международным договорам; долгов; предложений подчиненных и подведомственных войсковых частей и подразделений.

В дальнейшем планируется автоматизация работ по прогнозированию цен и работ по формированию долгосрочных программных документов и заявочных планов ремонта. Также для довольствующих органов (подчиненных и подведомственных частей и их отдельных специальных подразделений) планируются работы по формированию: заявок на поставку ВВТ и ТИ; сведений о выведенных из состава и списанных ВВТ; данных о состоянии имущества; предложений на реализацию имущества; сведений о наличии вторичного сырья (драгоценных, цветных и черных металлов); предложений в ГОЗ.

Техническое и информационное обеспечение защиты проектов программ, ГОЗ и отдельных работ предназначено для разработки средств поддержки

(презентаций), обеспечивающих наглядное сопровождение в ходе представления защищаемых проектов.

Формирование (проектирование) и ведение государственных контрактов (договоров) заключается в разработке определенного состава документов государственного контракта (контракт, дополнительное соглашение, календарный план выполнения работ, протокол соглашения о контрактной цене, структура цены, спецификация-разнарядка) или в фиксации данных из государственных контрактов, в выполнении процедуры их согласования, а также в их учете. Сведения о государственных контрактах (договорах), заключенных службами подчиненных и подведомственных войсковых частей, поступают от них в форме реестра государственных контрактов (договоров). Предпочтительнее использование у них таких же средств формирования государственных контрактов (договоров) с последующей их передачей по выделенным каналам связи вышестоящему органу управления. Государственные контракты заключаются в пределах лимитов, определенных в выписках из ГОЗ.

В дальнейшем для каждого ведущего планируется комплексирование рабочего места в составе ЛВС. Требуется разработка единой нормативной базы для государственных контрактов (договоров), работы по которым выполняются на основе самообеспечения.

Ведение данных из решений по государственным контрактам (договорам) выполняется для фиксации сведений об использовании результатов работ, о приостановке или прекращении работ, о перенесении сроков выполнения и об изменении объемов работ и т.п. На основании решений производится корректировка государственных контрактов (договоров).

Ведение данных о выполненных работах, авансах и состоянии работ по государственным контрактам (договорам) выполняется для реализации следующих функций: ввод счетов на оплату выполненных работ, погашение аванса или предоплаты или на выплату аванса или предоплату, ввод данных о выполнении работ, ввод актов о получении груза.

Распределение финансовых ресурсов, поступающих от вышестоящего уровня управления, осуществляется с указанием объемов целевого назначения (на заработную плату, на оплату долгов определенному исполнителю и т.п.) и назначения выплат (за выполненную работу, авансирование, на зарплату, на оплату налогов и т.п.) до конкретной выполненной работы, указанной в счете.

Ведение данных о платежах и подготовка платежных документов по государственным контрактам (договорам) выполняется для реализации следующих функций: подготовка платежных поручений или иных платежных документов, ввод данных о платежах, печать платежных поручений, ввод данных об исполнении банком платежных поручений и указание фактического плательщика, отображение состояния работ по договору (карточка договора). Сведения о выполненных работах и платежах по государственным контрактам (договорам), которые заключаются подчиненными и подведомственными довольствующими органами, заносятся из ежемесячного донесе-

ния и копий платежных поручений. Предпочтительнее использование у них средств ведения сведений о выполненных работах и платежах по договорам с последующей их передачей по выделенным каналам связи вышестоящему органу управления.

Отображение состояния заказа в виде экранных форм и справок осуществляется для получения сведений о заказе, содержащихся в целевых программах, тематической карточке для НИОКР, ГОЗ и его корректировках, государственных контрактах, выполненных работах по государственным контрактам и платежам, решениях по заказу и государственным контрактам, об участниках конкурса. Планируется возможность задания пользователем состава отображаемой информации.

Формирование отчетов о финансовом состоянии по государственным контрактам и других отчетных документов осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов МО и вида ВС. Реализуются следующие функции: проектирование и рассылка шаблонов выходных документов, формирование отчетов, вывод (печать) результирующей информации в форматах данных Excel или Word, ввод данных от внешних источников.

Необходимо проведение работ по выработке единых согласованных требований и форм представления отчетных документов для различных статей бюджета.

Сбор статистической и бухгалтерской отчетности по ведомственным предприятиям и организациям вида ВС осуществляется для реализации следующих функций: проектирование шаблонов документов и формирование таблиц увязок; ввод данных первичных документов; прием данных первичных документов на магнитном носителе от объектов, не входящих в ЛВС; формирование сводных по управлению вида ВС бухгалтерских и статистических отчетов; формирование сводных по закрепленным предприятиям и организациям бухгалтерских и статистических отчетов; формирование аналитических справок об экономической деятельности предприятий на основании данных первичных документов бухгалтерских и статистических отчетов и некоторых данных ГОЗ; формирование оперативных справок по запросу к имеющимся доступным данным в соответствии с выполняемыми должностными функциями; просмотр и печать первичных данных по предприятиям.

Ведение сведений о сдаче на переработку вторичного сырья, содержащего драгоценные металлы (реализация драгоценных металлов; статистическая отчетность), предназначено для реализации следующих функций: формирование предложений по сдаче в Государственный фонд России драгоценных металлов в виде лома и отходов на планируемый год; ведение данных о наличии вторичного сырья, подлежащего переработке; фиксация данных о составе предприятий (организаций), имеющих право на выполнение работ по переработке вторичного сырья, данных о договорах на переработку вторичного сырья, данных по ценам на драгоценные металлы, дан-

ных из донесения о взаимодействии с перерабатывающими организациями вторичного сырья и о суммах денежных средств, поступивших за драгоценные металлы, данных о количестве драгоценных металлов в составе ВВТ, переданных на утилизацию, и полученных денежных средствах, данных о передаче драгоценных металлов на переработку и платежах на установленный вид внебюджетных средств; ведение данных из документов Государственной статистической отчетности.

Ведение сведений о реализации и использовании высвобождаемого военного имущества осуществляется для формирования плана на реализацию и использование высвобождаемого военного имущества на планируемый год, ведения перечня высвобождаемого военного имущества МО РФ, формирования отчетных документов.

Экспорт/импорт данных в локальных сетях и между удаленными источниками предназначен для передачи/приема электронных документов между взаимодействующими должностными лицами в локальной сети или на магнитном (бумажном) носителе.

В дальнейшем предполагается использование выделенных защищенных каналов связи с внедрением необходимых задач на удаленных источниках данных, а также увеличение рабочих мест ЛВС.

Ведение нормативно-справочной информации предназначено для выполнения обслуживания классификаторов и справочников в точках их ввода, необходимых для решения задач системы.

Информационно-поисковая система предназначена для использования в составе других задач или самостоятельно. Перечень доступных данных для нее определяется правами пользователя, результаты работы предоставляются для просмотра, а также могут быть распечатаны или преобразованы в форматы данных Excel или Word и сохранены в списке результатов запросов. Система выполняет формирование запросов, поиск необходимых данных, подготовку отчетов и справок на множестве хранящейся информации.

Обеспечение безопасности информации достигается выполнением необходимых работ по аттестации системы. Также разрабатываются программно-технические средства защиты информации. Надежность функционирования системы обеспечивается комплексом мер: архивированием данных, их резервным копированием и восстановлением, администрированием баз данных и др.

Полученная в ходе выполнения задач информация представляет широкий спектр показателей: использование финансовых ресурсов в соответствии с заказом, правильность и эффективность целевого использования выделяемых средств, объем заключаемых заказчиками государственных контрактов и их соответствие выделенным лимитам, объем выполненных работ, распределение ассигнований, оценку остатков финансовых ресурсов и задолженности, справочную информацию для лиц, принимающих решения.

Указанные задачи внедряются для следующих уровней взаимодействия руководства и специалистов войсковых частей и отдельных подразделений: ЗГК по вооружению; руководство планового органа вида ВС и его подразделений; специалисты планового органа вида ВС по соответствующим статьям расходов МО РФ; специалисты плановых и финансовых органов заказывающих управлений по соответствующим статьям расходов МО РФ. Вышестоящие управления, исполнители оборонного заказа, подчиненные и подведомственные довольствующие органы и их подчиненные части, а также специалисты планового органа вида ВС и заказывающих управлений, не включен-

ные в состав ЛВС, рассматриваются как внешние по отношению к системе источники данных.

Для эффективного решения рассматриваемых задач на всех уровнях взаимодействия необходимо их внедрение на последующих этапах в подчиненных и подведомственных частях и подразделениях вида ВС с обеспечением их закрытыми каналами связи.

Внедрение системы автоматизированного планирования ГОЗ и контроля его выполнения для вида ВС в полном объеме позволит оперативно получать исходные данные для их анализа, получения интегральных оценок, выработки концептуальных подходов, проведения многовариантных расчетов и выработки оптимальных решений.

ПРЯМАЯ И ОБРАТНАЯ ЗАДАЧИ ПЛАНИРОВАНИЯ В КОРАБЛЕСТРОЕНИИ: ПОСТАНОВКА И АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ

М.М. Четвертаков

Практический опыт разработки и сопровождения кораблестроительной программы свидетельствует о том, что эта проблема не может решаться исключительно формальными методами военно-экономического анализа. Процесс формирования программы военного кораблестроения (ПВК) тесно связан с рассмотрением политических, социально-экономических, исторических и других вопросов и задач, не поддающихся строгому математическому описанию.

С другой стороны, в этой проблеме присутствуют и объективные законы и аспекты, которые могут быть более или менее адекватно описаны с помощью математических моделей. Одной из особенностей таких моделей является их значительная информационно-параметрическая размерность. Вследствие этого формальные аспекты задачи планирования в кораблестроении могут корректно и эффективно решаться с использованием технологий СУБД.

На начальных этапах концептуального планирования при обосновании стратегических направлений развития военного кораблестроения и в процессе обобщенного анализа альтернативных вариантов ПВК используются логико-эвристические методы и модели в рамках аппарата так называемого некорректного анализа. В дальнейшем на стадии разработки базового варианта ПВК используются обобщенные аналитические зависимости и макромодели военно-экономического анализа.

Базовый вариант ПВК должен удовлетворять требованиям непротиворечивости по основным текущим и прогнозируемым технико-экономическим ограничениям и обоснованной достаточности с точки зрения возможности выполнения флотом возлагаемых на него функций. Одновременно формируется ряд (обычно не более двух-трех) альтернативных вариантов ПВК, ориентированных на предполагаемые варианты развития военно-политической и финансово-экономической ситуации.

Таким образом, формирование ПВК является перманентным процессом, состоящим из ряда чередующихся этапов, на которых последовательно используются методы от некорректного анализа текущих и прогнозируемых внешних условий и ограничений к формализованному синтезу базового варианта ПВК, удовлетворяющему этим условиям и ограничениям. Базовый вариант становится исходным для дальнейшей детальной проработки и для обоснования предложений по ежегодным ассигнованиям и по формированию доли ВМФ в бюджете Министерства обороны [1,2].

Исходным моментом для начала формирования варианта ПВК является текущее состояние в области строительства заложенных кораблей и оценка возможностей по завершению строительства серий в полном объеме. В случае невозможности уложиться в заданные ежегодные ограничения по ассигнованиям возможны три варианта действий:

- отказ от продолжения постройки кораблей с наименьшим процентом технической готовности пропорционально по всем проектам;

- искусственное растягивание сроков постройки при уменьшении ежегодных затрат в сопоставимых цифрах также пропорционально по всем проектам;

- частичное или полное продолжение серийного строительства кораблей одних проектов в ущерб сокращению серийного строительства кораблей других классов или проектов.

На практике обычно используются комбинации всех этих путей при сохранении, однако, порядка приоритетов. Третий путь, вообще говоря, приводит к необходимости пересмотра концепции, поэтому наименее желателен. Хотя существенные ограничения в финансировании проводят к необходимости использования именно этого пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.