Научная статья на тему 'Развитие автоматизации процессов планирования заказов вооружения, военной техники и реализации военного имущества'

Развитие автоматизации процессов планирования заказов вооружения, военной техники и реализации военного имущества Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
87
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие автоматизации процессов планирования заказов вооружения, военной техники и реализации военного имущества»

ГПВ совпадает с 1-й работой ГОЗ в 1-м году).

Доля ассигнований на номенклатурно совпадающие работы в ГОЗ есть отношение:

уГОЗн5% / уГОЗн совп

где УГШн совп - ассигнования в ГОЗ на номенклатурно совпадающие работы в 1-м году,

У1гШн5% - ассигнования в ГОЗ в 1-м году на номенклатурно совпадающие работы с точностью до 5%.

Доля от количества номенклатурно совпадающих работ в ГОЗ есть отношение:

^1ГОЗн5% / ^^ГОЗн совп

где №ГОЗн совп - количества номенлатурно совпадающих работ в 1-м году,

№ГШн5% - количество номенклатурно совпадающих работ в ГОЗ в 1-м году с точностью до 5%.

Показателями оценки влияния ГОЗ базовых лет ГПВ на состояние системы вооружения на период до 2010 года являются показатели прогноза уровня исправного ВВТ за период с текущего года по 2010 год при условии реализации текущего ГОЗ и ГПВ-2010 по основной номенклатуре ВВТ.

Прогноз изменения состояния образцов ВВТ, стоящих на вооружении, при реализации ГОЗ в текущем году и ГПВ-2010 рассчитывается по следующим формулам:

К ВВТ тл ВВТ . тл СП Т/-С.

¡+1 - К1 + К1 - К1 , Ки = К ввт + К-Тр - К-ТС-

к1+1ТУ -' К-ТУ + К-У + КС',

где ' - рассматриваемый год; К'ВВТ - количество образцов ВВТ, стоящих на вооружении в 1-м году; К'Р - количество образцов ВВТ, прошедших капитальный ремонт и модернизацию в 1-м году; К'СП -количество образцов ВВТ, закупаемых в 1-м году; К1И - количество исправных образцов ВВТ, стоящих на вооружении в 1-м году; К1С - количество образцов ВВТ, списываемых в 1-м году; К1У - количество образцов ВВТ, утилизируемых в 1-м году; К1ТР - количество образцов ВВТ, требующих капитального ремонта в 1-м году; К1ТС - количество образцов ВВТ, требующих списания в 1-м году; К1ТУ - количество образцов ВВТ, требующих утилизации в 1-м году.

РАЗВИТИЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАКАЗОВ ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ВОЕННОГО ИМУЩЕСТВА

В.А. Арбузов

Одним из направлений эффективного планирования и контроля расходования средств на стадиях жизненного цикла вооружения и военной техники (ВВТ) (изделий и материалов) является создание системы, обеспечивающей автоматизированное формирование государственного оборонного заказа (ГОЗ) и контроль его выполнения. Постоянно меняющиеся параметры ГОЗ, жесткие временные рамки подготовки плановых и отчетных документов, а также достоверность контроля последующего выполнения заказа определяют актуальность автоматизированной обработки информации о заказах.

В качестве исходных данных при разработке ГОЗ и открытии заказов используются данные из Государственной программы вооружения (ГПВ) или программы промышленной утилизации (ППУ). Планируются работы по обеспечению формирования ГПВ и ППУ с использованием математико-экономических методов моделирования.

Формирование тематических карточек (обоснований) по НИОКР и обеспечение ведения этих данных выполняется с использованием данных из ГПВ, ППУ, ГОЗ, из новых работ. Тематические карточки применяются при формировании программ, ГОЗ или при заключении контрактов.

Ведение данных из решений, определяющих стадии жизненного цикла ВВТ или состояние специальных работ, заключается в фиксации оснований для открытия работ, сведений о результатах работ, о принятии на вооружение, списании или снятии с вооружения, о ремонтах и т.д.

Ведение сведений о конкурсах на выполнение заказа в данной системе заключается в фиксации перечня участников конкурса с отметкой победителя. В дальнейшем планируется ввод всех представляемых на конкурс сведений для их использования при анализе деятельности и определении возможностей участников конкурса. Возможно проведение конкурсов с использованием современных сетевых информационных технологий.

Распределение лимитов, формирование и ведение ГОЗ заключается в разработке проекта оборонного заказа на планируемый год заказывающими управлениями вида Вооруженных Сил (ВС) по закрепленной номенклатуре на основе действующей ГПВ и ППУ и планируемых ассигнований, которые утверждаются командованием вида ВС и доводятся до них плановым органом. Заказывающие управления вида ВС с получением от планового органа годовых лимитов ассигнований на оплату работ формируют предложения в проект оборонного заказа с учетом: ГПВ (ППУ); других

долгосрочных программных документов; указаний Главнокомандующего вида ВС или заместителя Главнокомандующего по вооружению по приоритетам выполняемых работ; заявок довольствующих органов на поставку ВВТ и технического имущества (ТИ); заявочных планов ремонта; сведений о выведенных из состава и списанных ВВТ; данных о состоянии имущества; сведений о наличии вторичного сырья (драгоценных, цветных и черных металлов); перечня работ по международным договорам; долгов; предложений подчиненных и подведомственных войсковых частей и подразделений.

В дальнейшем планируется автоматизация работ по прогнозированию цен и работ по формированию долгосрочных программных документов и заявочных планов ремонта. Также для довольствующих органов (подчиненных и подведомственных частей и их отдельных специальных подразделений) планируются работы по формированию: заявок на поставку ВВТ и ТИ; сведений о выведенных из состава и списанных ВВТ; данных о состоянии имущества; предложений на реализацию имущества; сведений о наличии вторичного сырья (драгоценных, цветных и черных металлов); предложений в ГОЗ.

Техническое и информационное обеспечение защиты проектов программ, ГОЗ и отдельных работ предназначено для разработки средств поддержки (презентаций), обеспечивающих наглядное сопровождение в ходе представления защищаемых проектов.

Формирование (проектирование) и ведение государственных контрактов (договоров) заключается в разработке определенного состава документов государственного контракта (контракт, дополнительное соглашение, календарный план выполнения работ, протокол соглашения о контрактной цене, структура цены, спецификация-разнарядка) или в фиксации данных из государственных контрактов, в выполнении процедуры их согласования, а также в их учете. Сведения о государственных контрактах (договорах), заключенных службами подчиненных и подведомственных войсковых частей, поступают от них в форме реестра государственных контрактов (договоров). Предпочтительнее использование у них таких же средств формирования государственных контрактов (договоров) с последующей их передачей по выделенным каналам связи вышестоящему органу управления. Государственные контракты заключаются в пределах лимитов, определенных в выписках из ГОЗ.

В дальнейшем для каждого ведущего планируется комплексирование рабочего места в составе ЛВС. Требуется разработка единой нормативной базы для государственных контрактов (договоров), работы по которым выполняются на основе самообеспечения.

Ведение данных из решений по государственным контрактам (договорам) выполняется для фиксации сведений об использовании результатов работ, о приостановке или прекращении работ, о перенесении сроков выполнения и об изменении объемов работ и т.п. На основании решений производится корректировка государственных контрактов (договоров).

Ведение данных о выполненных работах, авансах и состоянии работ по государственным контрактам (договорам) выполняется для реализации следующих функций: ввод счетов на оплату выполненных работ, погашение аванса или предоплаты или на выплату аванса или предоплату, ввод данных о выполнении работ, ввод актов о получении груза.

Распределение финансовых ресурсов, поступающих от вышестоящего уровня управления, осуществляется с указанием объемов целевого назначения (на заработную плату, на оплату долгов определенному исполнителю и т.п.) и назначения выплат (за выполненную работу, авансирование, на зарплату, на оплату налогов и т.п.) до конкретной выполненной работы, указанной в счете.

Ведение данных о платежах и подготовка платежных документов по государственным контрактам (договорам) выполняется для реализации следующих функций: подготовка платежных поручений или иных платежных документов, ввод данных о платежах, печать платежных поручений, ввод данных об исполнении банком платежных поручений и указание фактического плательщика, отображение состояния работ по договору (карточка договора). Сведения о выполненных работах и платежах по государственным контрактам (договорам), которые заключаются подчиненными и подведомственными довольствующими органами, заносятся из ежемесячного донесения и копий платежных поручений. Предпочтительнее использование у них средств ведения сведений о выполненных работах и платежах по договорам с последующей их передачей по выделенным каналам связи вышестоящему органу управления.

Отображение состояния заказа в виде экранных форм и справок осуществляется для получения сведений о заказе, содержащихся в целевых программах, тематической карточке для НИОКР, ГОЗ и его корректировках, государственных контрактах, выполненных работах по государственным контрактам и платежам, решениях по заказу и государственным контрактам, об участниках конкурса. Планируется возможность задания пользователем состава отображаемой информации.

Формирование отчетов о финансовом состоянии по государственным контрактам и других отчетных документов осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов МО и вида ВС. Реализуются следующие функции: проектирование и рассылка шаблонов выходных

документов, формирование отчетов, вывод (печать) результирующей информации в форматах данных Excel или Word, ввод данных от внешних источников.

Необходимо проведение работ по выработке единых согласованных требований и форм представления отчетных документов для различных статей бюджета.

Сбор статистической и бухгалтерской отчетности по ведомственным предприятиям и организациям вида ВС осуществляется для реализации следующих функций: проектирование шаблонов документов и формирование таблиц увязок; ввод данных первичных документов; прием данных первичных документов на магнитном носителе от объектов, не входящих в ЛВС; формирование сводных по управлению вида ВС бухгалтерских и статистических отчетов; формирование сводных по закрепленным предприятиям бухгалтерских и статистических отчетов; формирование аналитических справок об экономической деятельности предприятий на основании данных первичных документов бухгалтерских и статистических отчетов и некоторых данных ГОЗ; формирование оперативных справок по запросу к имеющимся доступным данным в соответствии с выполняемыми должностными функциями; просмотр и печать первичных данных по предприятиям.

Ведение сведений о сдаче на переработку вторичного сырья, содержащего драгоценные металлы (реализация драгоценных металлов; статистическая отчетность), предназначено для реализации следующих функций: формирование предложений по сдаче в Государственный фонд России драгоценных металлов в виде лома и отходов на планируемый год; ведение данных о наличии вторичного сырья, подлежащего переработке; фиксация данных о составе предприятий (организаций), имеющих право на выполнение работ по переработке вторичного сырья, данных о договорах на переработку вторичного сырья, данных по ценам на драгоценные металлы, данных из донесения о взаимодействии с перерабатывающими организациями вторичного сырья и о суммах денежных средств, поступивших за драгоценные металлы, данных о количестве драгоценных металлов в составе ВВТ, переданных на утилизацию, и полученных денежных средствах, данных о передаче драгоценных металлов на переработку и платежах на установленный вид внебюджетных средств, ведение данных из документов Государственной статистической отчетности.

Ведение сведений о реализации и использовании высвобождаемого военного имущества осуществляется для формирования плана на реализацию и использование высвобождаемого военного имущества на планируемый год, ведения перечня высвобождаемого военного имущества МО РФ, формирования отчетных документов.

Экспорт/импорт данных в локальных сетях и между удаленными источниками предназначен для передачи/приема электронных документов между взаимодействующими должностными лицами в локальной сети или на магнитном (бумажном) носителе.

В дальнейшем предполагается использование выделенных защищенных каналов связи с внедрением необходимых задач на удаленных источниках данных, а также увеличение рабочих мест ЛВС. Ведение нормативно-справочной информации предназначено для выполнения обслуживания классификаторов и справочников в точках их ввода, необходимых для решения задач системы.

Информационно-поисковая система предназначена для использования в составе других задач или самостоятельно. Перечень доступных данных для нее определяется правами пользователя, результаты работы предоставляются для просмотра, а также могут быть распечатаны или преобразованы в форматы данных Excel или Word и сохранены в списке результатов запросов. Система выполняет формирование запросов, поиск необходимых данных, подготовку отчетов и справок на множестве хранящейся информации.

Обеспечение безопасности информации достигается выполнением необходимых работ по аттестации системы. Также разрабатываются программно-технические средства защиты информации. Надежность функционирования системы обеспечивается комплексом мер: архивированием данных, их резервным копированием и восстановлением, администрированием баз данных и др.

Полученная в ходе выполнения задач информация представляет широкий спектр показателей: использование финансовых ресурсов в соответствии с заказом, правильность и эффективность целевого использования выделяемых средств, объем заключаемых заказчиками государственных контрактов и их соответствие выделенным лимитам, объем выполненных работ, распределение ассигнований, оценку остатков финансовых ресурсов и задолженности, справочную информацию для лиц, принимающих решения.

Указанные задачи внедряются для следующих уровней взаимодействия руководства и специалистов войсковых частей и отдельных подразделений: заместителя Главнокомандующего по вооружению; руководства планового органа вида ВС и его подразделений; специалистов планового органа вида ВС по соответствующим статьям расходов МО РФ; специалистов плановых и финансовых органов заказывающих управлений по соответствующим статьям расходов МО РФ. Вышестоящие управления, исполнители оборонного заказа, подчиненные и подведомственные довольствующие органы и их подчиненные части, специалисты планового органа вида ВС и заказывающих управлений, не включенные в состав ЛВС, рассматри-

ваются как внешние по отношению к системе источники данных.

Для эффективного решения рассматриваемых задач на всех уровнях взаимодействия необходимо их внедрение на последующих этапах в подчиненных и подведомственных частях и подразделениях вида ВС с обеспечением их закрытыми каналами связи.

Внедрение системы автоматизированного планирования ГОЗ и контроля его выполнения для вида ВС в полном объеме позволит оперативно получать исходные данные для их анализа, получения интегральных оценок, выработки концептуальных подходов, проведения многовариантных расчетов и выработки оптимальных решений.

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МО РФ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ГОЗ, ПРИ КАЗНАЧЕЙСКОЙ СИСТЕМЕ ИСПОЛНЕНИЯ ВОЕННОГО БЮДЖЕТА

Н.Г. Коваленко

В целях проведения рациональной государственной бюджетной политики, управления расходами в процессе выполнения государственного оборонного заказа (ГОЗ), повышения оперативности в финансировании НИОКР и серийного производства вооружения и военной техники (ВВТ), усиления контроля за экономным использованием государственных средств с 1 января 2000 г. Министерство обороны (МО) РФ переведено на казначейское исполнение Федерального бюджета.

При этом финансирование предприятий МО РФ через органы Федерального казначейства характеризуется некими особенностями, которые необходимо учитывать в условиях организации различных вариантов оплаты их продукции.

В схеме финансирования промышленных предприятий финансовыми органами, осуществляющими оплату их продукции, являются финансово-экономические органы распорядителей бюджетных ассигнований 1-й и 2-й степени, являющихся заказчиками продукции предприятий МО РФ и осуществляющих оперативное руководство их деятельностью. Для обеспечения выполнения ГОЗ договорная деятельность осуществляется по предприятиям, подчиненным видам ВС, главным (центральным) управлениям - их заказывающими управлениями, предприятиями окружного подчинения - довольствующими службами округов, однако во всех случаях с регистрацией в соответствующих финансово-экономических органах МО РФ. Важно отметить, что деятельность предприятий центрального подчинения видам Вооруженных Сил (ВС), главным управлениям МО РФ осуществляется в интересах всего МО, так как номенклатура выпускаемой ими продукции не ограничивается потребностями того или иного округа, на территории которых дислоцируются предприятия, а предназначена для ВС в целом.

После перехода на финансирование через органы Федерального казначейства организация руководства и контроля за деятельностью промыш-

ленных предприятий не изменилась. Это вызывает необходимость организации финансирования через органы Федерального казначейства, соответствующие уровню подчиненности предприятий. Учитывая изложенное, а также то, что промышленные предприятия МО РФ являются получателями бюджетных средств, а не расходчиками, как бюджетные воинские части, финансирование промышленных предприятий через органы Федерального казначейства предполагается осуществлять по двум вариантам. Оба варианта предполагают, что низшее звено органов Федерального казначейства, через которые будет производиться оплата продукции предприятий - это управления Федерального казначейства (УФК) субъектов Федерации, обслуживающие финансово-экономические органы военных округов.

В настоящее время оплата продукции промышленных предприятий центрального подчинения видов ВС осуществляется через расходный счет ГлавФЭУ МО РФ в ГУФК при Министерстве финансов РФ. Оплата продукции предприятиям центрального подчинения видов ВС и главных (центральных) управлений МО РФ производится в следующем порядке:

• по поступлению в ГлавФЭУ МО РФ текущего финансирования (реестров текущих ассигнований). ГлавФЭУ МО после утверждения в установленном порядке распределения ассигнований доводит до видов ВС, главных (центральных) управлений извещение о выделенных средствах;

• виды ВС, главные (центральные) управления на основании утвержденных ранее смет расходов и заключенных договоров (контрактов) с предприятиями представляют в ГлавФЭУ МО РФ акцептованные счета и платежные поручения;

• ГлавФЭУ МО РФ проверяет соответствие предъявленной на оплату продукции уведомлениям о заключенных видами ВС и главными (центральными) управлениями договоров, выделенным лимитам и утвержденным ценам. Для оплаты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.