общем случае эта зависимость нелинейная и для каждого элемента задается своей функцией. С учетом множества функциональных связей между элементами системы вклад каждого из них в общую эффективность зависит от уровня состояния всех элементов системы. Эта зависимость также в общем случае для каждого элемента уникальна и имеет нелинейный характер.
Подробнее процесс эволюции системы вооружения в ходе реализации ГПВ описывается следующим образом. Находясь в некотором состоянии, предполагаем, что система будет претерпевать изменение под воздействием прогнозного объема выделенных средств. То есть текущему состоянию системы ставится в соответствие множество новых прогнозных состояний, различающихся между собой вариантами распределения выделенных средств. При заданных функциях вклада множеству прогнозных состояний системы ставится в соответствие множество (диапазон) значений функции эффективности. Очевидно, что оптимальным следует считать то распределение средств, при котором достигается наилучшее зна-
чение заданного критерия. То есть из текущего состояния система переходит в прогнозное состояние для следующего года с запоминанием соответствующего выбранного варианта распределения средств между элементами.
Переходя к анализу следующего годового среза, предполагается, что система находится в прогнозном состоянии. В том случае, если объем реально выделенных средств равен прогнозируемому на этот год, то состояние системы не меняется. А если он меньше, то система переходит в новое, реальное этому году состояние. При этом выделенные средства распределяются по ранее принятой схеме. Применительно к следующему году цикл повторяется: находим прогнозное значение объема средств (ассигнований), строим различные варианты их распределения, соответствующее множество прогнозных состояний системы и значений функции эффективности и далее ранее определенным путем находим оптимальный вариант распределения с соответствующим прогнозным состоянием системы на следующий год. И так до конца программного периода.
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ВАРИАНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА ВМФ ГОДОВОМУ СРЕЗУ ГПВ
Ю.И. Арепин, Н.Г. Коваленко
Предметом исследования являются плановые документы развития вооружения и военной техники (ВВТ) (Государственная программа вооружения - ГПВ и государственный оборонный заказ -ГОЗ), охватывающие три года: предыдущий, текущий и предстоящий (планируемый), а также состояние системы вооружения ВМФ на конец программного периода.
Формирование предложений в ГОЗ предполагает анализ результатов исполнения ГОЗ, обоснование бюджетной заявки ВМФ, распределение выделяемых объемов ассигнований по заказчикам ВМФ, определение уровней соответствия вариантов ГОЗ годовому срезу ГПВ.
Основной целью анализа результатов исполнения ГОЗ предыдущего года и оценки последствий их влияния на развитие ВВТ является повышение обоснованности предложений ВМФ в проект ГОЗ на очередной плановый год в интересах достижения установок ГПВ.
Потребителями выходной информации являются должностные лица органов управления и организации процессов планирования развития ВВТ ВМФ.
Целью использования системы управления и контроля развития (СУ и КР) ВВТ является по-
вышение оперативности и удобства работы пользователей на всех этапах работ с текстовыми документами за счет автоматизации наиболее трудоемких и часто повторяющихся операций, а также разработка средств поддержки принятия решений при формировании ГОЗ и его корректировке.
Сущность автоматизируемого процесса состоит в следующем.
СУ и КР ВВТ организует связи между входящими в ее состав задачами, обеспечивая пользователю возможность комплексной обработки текстового документа в единой программной среде.
Приведем термины, которые в данном случае определяют следующие понятия.
Документ - файл, учтенный в архиве документов и имеющий индивидуальную карту документа.
Функциональная зависимость (ФЗ) - набор, состоящий из операндов (собственно функциональные зависимости, показатели базы данных, константы числового, строкового и логического типов) и операций (арифметических: умножение, деление, суммирование, вычитание, взятие процента; логических: больше, меньше, равно, отрицание; операций над строками: сложение, отсечение; а также сортировка данных, нумерация, условный переход и множественное суммирование
типа "итого").
Текстовый документ - документ, содержащий текст, таблицы без ФЗ, диаграммы и другие элементы в текстовом формате.
Табличная форма (ТФ) - оформленный в виде таблицы документ, в графах которого содержатся ссылки на БД (в виде ФЗ).
Форма текстового документа (ФТД) - документ, содержащий как текстовую часть, так и ссылки на одну или несколько ТФ.
Задача работает как в диалоговом режиме по запросу диспетчера СУ и КР ВВТ, так и автоматически.
Реализация годовых срезов ГОЗ определяется рядом показателей.
В качестве основных показателей контроля исполнения ГОЗ используются показатели трех видов:
- агрегированные количественные показатели ГОЗ за предыдущий (запланированные и фактические) и текущий (запланированные) годы в сопоставлении с соответствующими плановыми показателями ГПВ-2010 и их прогноз на предстоящий (очередной плановый) год;
- показатели контроля хода проведения важнейших работ ГПВ-2010;
- показатели оценки влияния ГОЗ на состояние системы вооружения на период до 2010 года.
Агрегированные количественные показатели ГОЗ на предыдущий и текущие годы в сопоставлении с соответствующими показателями ГПВ-2010 и их прогноз на следующий год включают:
- расхождение объемов ассигнований на ГПВ и ГОЗ;
- перечень номенклатурных работ ГПВ, не включенных в ГОЗ на предыдущий плановый год;
- перечень номенклатурных работ ГПВ, не включенных в ГОЗ на текущий плановый год;
- уровень рассогласования ассигнований на важнейшие работы ГПВ и ГОЗ;
- сдвиг сроков завершения НИОКР по результатам формирования плана ГОЗ текущего года и фактического исполнения ГОЗ предыдущего года;
- соответствие объемов закупок важнейших образцов ВВТ по плану ГОЗ текущего года и факту исполнения ГОЗ предыдущего года запланированным объемам в ГПВ;
- соответствие объемов выполнения ОКР важнейших образцов ВВТ по плану ГОЗ текущего года и факту исполнения ГОЗ предыдущего года запланированным объемам в ГПВ;
- показатели совпадающих работ ГПВ и ГОЗ;
- показатели работ ГПВ и ГОЗ, совпадающих по объемам ассигнований с точностью до 5%.
Расхождение между ГПВ и ГОЗ (А VI) определяется следующим образом:
А^ = ^ГПВ - VIго3,
где VI - запланированные ассигнования в ГПВ на 1-й год;
VIго3 - ассигнования в ГОЗ в 1-м году (для предыдущего года фактические ассигнования, а для текущего года - запланированные).
Запланированные ассигнования в ГПВ на 1-й год ^1ГПВ) определяются следующим образом:
^тв _ 5^ГПВ»,
где 5 - коэффициент-дефлятор;
5^™° - запланированные ассигнования в ГПВ на 1-й год в ценах 2000 года.
Процент расхождения есть отношение А^1ГПВ
При определении уровня рассогласования ассигнований на важнейшие работы ГПВ и ГОЗ в бюджетной классификации используются описанные выше выражения для расчета расхождения объемов ассигнований на ГПВ и ГОЗ, но вместо общих ассигнований берутся ассигнования только на важнейшие работы в ГПВ и ГОЗ.
Для определения агрегированных показателей, характеризующих совпадающие работы ГПВ и ГОЗ, на данные накладываются следующие ограничения:
- при определении количества номенклатурных работ (№гаВн и №ГОЗн) и объема ассигнований (^гавн и ^ГОЗн) на них в ГПВ и ГОЗ используются работы ГПВ, не имеющие составных частей, и работы в ГОЗ, которым соответствует одна работа ГПВ;
- при определении количества "мешков" (№ГПВм и №ГОЗм) и объема ассигнований ^1ГПВм и VIго3") на них в ГПВ и ГОЗ используются работы ГПВ, имеющие составные части, и работы в ГОЗ, которые им соответствуют и имеют составные части.
Процент совпадающих работ ГОЗ и ГПВ есть
отношение
эдГОЗсовп / эдГО3,
где эдГОЗсгаш - количество работ ГОЗ 1-го года, запланированные в программу вооружения на соответствующий год;
№ГО3 - общее количество работ в 1-м году.
Общее количество работ в 1-м году:
№ГШ = №ГОЗн + №ГОЗм, где №ГОЗн - количество номенклатурных работ в 1-м году;
эдГОЗм - количество "мешков" в 1-м году.
При определении количества совпадающих работ ГПВ и ГОЗ и объемов ассигнований на них с точностью до 5% по объемам ассигнований используются только те работы ГПВ и ГОЗ, для которых:
А VI?1!
^ГПВ] • 10°% * 5%,
где А^1 = ^гаВ? - ViГОЗ1 - разность ассигнований по ГПВ и ГОЗ на совпадающие работы (?-я работа
ГПВ совпадает с 1-й работой ГОЗ в 1-м году).
Доля ассигнований на номенклатурно совпадающие работы в ГОЗ есть отношение:
уГОЗн5% / уГОЗн совп
где УГШн совп - ассигнования в ГОЗ на номенклатурно совпадающие работы в 1-м году,
У1гШн5% - ассигнования в ГОЗ в 1-м году на номенклатурно совпадающие работы с точностью до 5%.
Доля от количества номенклатурно совпадающих работ в ГОЗ есть отношение:
^1ГОЗн5% / ^^ГОЗн совп
где №ГОЗн совп - количества номенлатурно совпадающих работ в 1-м году,
№ГШн5% - количество номенклатурно совпадающих работ в ГОЗ в 1-м году с точностью до 5%.
Показателями оценки влияния ГОЗ базовых лет ГПВ на состояние системы вооружения на период до 2010 года являются показатели прогноза уровня исправного ВВТ за период с текущего года по 2010 год при условии реализации текущего ГОЗ и ГПВ-2010 по основной номенклатуре ВВТ.
Прогноз изменения состояния образцов ВВТ, стоящих на вооружении, при реализации ГОЗ в текущем году и ГПВ-2010 рассчитывается по следующим формулам:
К ВВТ тл ВВТ . тл СП Т/-С.
¡+1 - К1 + К1 - К1 , Ки = К ввт + К-Тр - К-ТС-
к1+1ТУ -' К-ТУ + К-У + КС',
где ' - рассматриваемый год; К'ВВТ - количество образцов ВВТ, стоящих на вооружении в 1-м году; К'Р - количество образцов ВВТ, прошедших капитальный ремонт и модернизацию в 1-м году; К'СП -количество образцов ВВТ, закупаемых в 1-м году; К1И - количество исправных образцов ВВТ, стоящих на вооружении в 1-м году; К1С - количество образцов ВВТ, списываемых в 1-м году; К1У - количество образцов ВВТ, утилизируемых в 1-м году; К1ТР - количество образцов ВВТ, требующих капитального ремонта в 1-м году; К1ТС - количество образцов ВВТ, требующих списания в 1-м году; К1ТУ - количество образцов ВВТ, требующих утилизации в 1-м году.
РАЗВИТИЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАКАЗОВ ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ВОЕННОГО ИМУЩЕСТВА
В.А. Арбузов
Одним из направлений эффективного планирования и контроля расходования средств на стадиях жизненного цикла вооружения и военной техники (ВВТ) (изделий и материалов) является создание системы, обеспечивающей автоматизированное формирование государственного оборонного заказа (ГОЗ) и контроль его выполнения. Постоянно меняющиеся параметры ГОЗ, жесткие временные рамки подготовки плановых и отчетных документов, а также достоверность контроля последующего выполнения заказа определяют актуальность автоматизированной обработки информации о заказах.
В качестве исходных данных при разработке ГОЗ и открытии заказов используются данные из Государственной программы вооружения (ГПВ) или программы промышленной утилизации (ППУ). Планируются работы по обеспечению формирования ГПВ и ППУ с использованием математико-экономических методов моделирования.
Формирование тематических карточек (обоснований) по НИОКР и обеспечение ведения этих данных выполняется с использованием данных из ГПВ, ППУ, ГОЗ, из новых работ. Тематические карточки применяются при формировании программ, ГОЗ или при заключении контрактов.
Ведение данных из решений, определяющих стадии жизненного цикла ВВТ или состояние специальных работ, заключается в фиксации оснований для открытия работ, сведений о результатах работ, о принятии на вооружение, списании или снятии с вооружения, о ремонтах и т.д.
Ведение сведений о конкурсах на выполнение заказа в данной системе заключается в фиксации перечня участников конкурса с отметкой победителя. В дальнейшем планируется ввод всех представляемых на конкурс сведений для их использования при анализе деятельности и определении возможностей участников конкурса. Возможно проведение конкурсов с использованием современных сетевых информационных технологий.
Распределение лимитов, формирование и ведение ГОЗ заключается в разработке проекта оборонного заказа на планируемый год заказывающими управлениями вида Вооруженных Сил (ВС) по закрепленной номенклатуре на основе действующей ГПВ и ППУ и планируемых ассигнований, которые утверждаются командованием вида ВС и доводятся до них плановым органом. Заказывающие управления вида ВС с получением от планового органа годовых лимитов ассигнований на оплату работ формируют предложения в проект оборонного заказа с учетом: ГПВ (ППУ); других