Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ АТРИБУТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ'

РАЗВИТИЕ АТРИБУТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
552
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
атрибутивный словарь / малые фольклорные жанры / логопедическая работа / дети с общим недоразвитием речи / attributive dictionary / small folklore genres / speech therapy work / children with general speech underdevelopment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.Н. Архипова, К.П. Бордей

В данной статье рассматриваются особенности применения малых фольклорных жанров в логопедической работе по развитию атрибутивного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Раскрывается своеобразие словаря у старших дошкольников с III уровнем речевого развития, а также приемы и средства, используемые в логопедической работе для обогащения лексики. Пополнение и закрепление словаря детей посредством малых фольклорных жанров осуществляется с опорой на чувственный опыт в тесной взаимосвязи с мыслительными операциями. Представлена опытно-экспериментальная работа, где дан количественно-качественный анализ результатов диагностики уровня развития атрибутивного словаря у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а также структурирована и описана система логопедической работы с использованием малых фольклорных жанров по развитию атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С.Н. Архипова, К.П. Бордей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF AN ATTRIBUTIVE VOCABULARY IN CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS USING SMALL FOLKLORE GENRES

The article discusses features of the use of small folklore genres in speech therapy work on the development of an attributive vocabulary in older preschool children with general speech underdevelopment. The author reveals a peculiarity of the vocabulary of older preschoolers with the III level of speech development, as well as the techniques and means used in speech therapy to enrich the vocabulary. Replenishment and consolidation of children’s vocabulary through small folklore forms is carried out based on sensory experience in close relationship with mental operations. Experimental work is presented, where a quantitative and qualitative analysis of the results of diagnostics of the level of development of the attributive vocabulary in older preschool children with speech disorders is given, and a system of speech therapy using small folklore genres for the development of the attributive vocabulary in older preschoolers with general speech underdevelopment is structured and described.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ АТРИБУТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ»

Индивидуальная траектория обучения предоставляет возможность параллельно выполнять различные виды деятельности. Обучающийся может изучить один теоретический блок, модуль, раздел дисциплины и перейти к выполнению практических заданий. В традиционном обучении, как правило, сначала изучается весь теоретический материал, а после начинается его закрепление на практических занятиях, что не всегда является эффективным и удобным обучающимся. Коворкинг в образовании позволяет обучающемуся самостоятельно планировать, организовывать и контролировать свою деятельность, это отвечает современным требованиям развития личности и позволяет сформировать умения кон-куретноспособного специалиста в различных сферах деятельности.

В ходе изучения проблемы реализации коворкинга в образовательных организациях как формы организации процесса обучения мы пришли к выводу о том, что необходимо создавать стимулирующие условия, пространство, которые способствуют реализации инновационных тенденций. Одним из возможных путей реализации инновационных тенденций в образовании является развитие ко-воркинга как открытого учебного пространства, предоставляющего обучающимся возможности для реализации своих проектов, идей. Данное пространство должно быть свободным, неформальным, включать зоны для индивидуальной, коллективной, групповой работы и зоны отдыха. Можно говорить о развитии образо-

Библиографический список

вательного коворкинга как компонента системы непрерывного образования, ведь он предоставляет обучающимся разных возрастов возможность реализовывать актуальные потребности в соответствии с уровнем развития их способностей и учитывать интересы каждого обучающегося.

Коворкинг - это динамичный процесс, который находится в начале своего становления и внедрения в практику образовательных организаций, поэтому его возможности для обучающихся, формы реализации в образовательных организациях могут быть дополнены и расширены.

Современное демократичное информационное общество все больше нацелено на цифровизацию образования. Цифровизация образования предъявляет качественно новые требования к содержанию и уровню подготовки обучающихся и педагогов, работу с большим объемом информации. Поэтому необходимы изменения в отношениях «обучающий - обучаемый», их перевод на равные позиции, направление процесса получения готовых знаний в самостоятельный поиск, на интерпретацию и критическое осмысление информации. Коворкинг в образовании может способствовать формированию и развитию творческой междисциплинарной среды взаимодействия, в которой будет отсутствовать контроль, и созданы условия для реализации потенциала личности обучающегося, не ограниченные временем.

1. Благирева И.Я. Обучение школьников основам проектной деятельности на основе технологии медиа-коворкинга. Отечественная и зарубежная педагогика. 2018; Т. 2, № 3: 161 - 170. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35580923

2. Виниченко В.А., Малахова У И., Курицын А.В. Коворкинги как точки роста инновационного потенциала университетов. Вектор экономики: электронный журнал. 2021; № 3: Available at: http://vectoreconomy.rU/images/publications/2021/3/innovationmanagement/Vinichenko_Malakhova_Kuritsyn.pdf

3. Глазков А. Коворкинг-клуб «Башня». Available at: https://habr.com/ru/post/60529/

4. Козлов И.С., Калинина Н.С. Коворкинг как современный способ формирования школьных пространств. Системные технологии. 2021; № 1: 142 - 147. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=45589799

References

1. Blagireva I.Ya. Obuchenie shkol'nikov osnovam proektnoj deyatel'nosti na osnove tehnologii media-kovorkinga. Otechestvennaya izarubezhnaya pedagogika. 2018; T. 2, № 3: 161 - 170. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35580923

2. Vinichenko V.A., Malahova U.I., Kuricyn A.V. Kovorkingi kak tochki rosta innovacionnogo potenciala universitetov. Vektor'ekonomikt elektronnyj zhurnal. 2021; № 3: Available at: http://vectoreconomy.ru/images/publications/2021/3/innovationmanagement/Vinichenko_Malakhova_Kuritsyn.pdf

3. Glazkov A. Kovorking-klub «Bashnya». Available at: https://habr.com/ru/post/60529/

4. Kozlov I.S., Kalinina N.S. Kovorking kak sovremennyj sposob formirovaniya shkol'nyh prostranstv. Sistemnye tehnologii. 2021; № 1: 142 - 147. Available at: https://elibrary.ru/item. asp?id=45589799

Статья поступила в редакцию 22.11.21

УДК 376.37

Arkhipova S.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Northeastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: suola2012@mail.ru

Bordey K.P., MA student, Northeastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: kyundyune@mail.ru

DEVELOPMENT OF AN ATTRIBUTIVE VOCABULARY IN CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS USING SMALL FOLKLORE GENRES. The article discusses features of the use of small folklore genres in speech therapy work on the development of an attributive vocabulary in older preschool children with general speech underdevelopment. The author reveals a peculiarity of the vocabulary of older preschoolers with the III level of speech development, as well as the techniques and means used in speech therapy to enrich the vocabulary. Replenishment and consolidation of children's vocabulary through small folklore forms is carried out based on sensory experience in close relationship with mental operations. Experimental work is presented, where a quantitative and qualitative analysis of the results of diagnostics of the level of development of the attributive vocabulary in older preschool children with speech disorders is given, and a system of speech therapy using small folklore genres for the development of the attributive vocabulary in older preschoolers with general speech underdevelopment is structured and described.

Key words: attributive dictionary, small folklore genres, speech therapy work, children with general speech underdevelopment.

С.Н. Архипова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: suola2012@mail.ru

К.П. Бордей, магистрант, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: kyundyune@mail.ru

РАЗВИТИЕ АТРИБУТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ

В данной статье рассматриваются особенности применения малых фольклорных жанров в логопедической работе по развитию атрибутивного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Раскрывается своеобразие словаря у старших дошкольников с III уровнем речевого развития, а также приемы и средства, используемые в логопедической работе для обогащения лексики. Пополнение и закрепление словаря детей посредством малых фольклорных жанров осуществляется с опорой на чувственный опыт в тесной взаимосвязи с мыслительными операциями. Представлена опытно-экспериментальная работа, где дан количественно-качественный анализ результатов диагностики уровня развития атрибутивного словаря у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а также структурирована и описана система логопедической работы с использованием малых фольклорных жанров по развитию атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: атрибутивный словарь, малые фольклорные жанры, логопедическая работа, дети с общим недоразвитием речи.

Богатый словарный запас помогает ребенку лучше формулировать свою мысль, осознавать окружающий мир, находить более точные определения, анализировать и понимать причинно-следственные связи. В настоящее время актуальным остается вопрос преодоления речевых нарушений у детей старшего

дошкольного возраста, где активизация словаря является базисной основой развития речи. У детей с общим недоразвитием речи атрибутивный словарь страдает более остальных, так как его становление в онтогенезе происходит позднее других частей речи.

В логопедической работе с детьми дошкольного возраста традиционно ис-пользуютсяскороговорки для автоматизации звуков и в организационном моменте - загадки. На наш взгляд, спектр применения малых фольклорных жанров в работе с детьми с нарушениями речи целесообразно расширить.

Цель и сследоканинрпзработать и агробиро вал™ стпмулкгопедической работы по развитию атрибутивного словаря детей старшего дошкольного возрасти с И}ЛР с икпольтоаннрем палыр фолыщорныхжанппв.

В соответствии с целью исследования нами были поставлены следующие иедпчр:

- структурировать логопедические занятия в соответствии с взаимообу-слоллиннымераздирамл:уеоувыу, оргапизатоорнрм, содуржитпльным;

- обосновать целесообразность использования в логопедической работе малых фольклорных жанров: зазывалок, загадок, пословиц и поговорок, небы-усц.засмчек, ифовр1х пуипевок влрнговурок еучнтхухтупов зунятиП

- развивать у детей навыки подбора антонимов и синонимов для описа-нгя пхизьаротрйедмерои и яв^енхх с и<^ормйни^лр мавыуфиликлоупыпжан-ров.

Нвучьая нyвкздaиуyyeоyвюйих.■yаyрнывунл и жпльи^^нгаоглинкс^н^л эффективность применения расширенного спектра малых фольклорных жанров нлогупФдсчeукрЙ роОоре п^азвитаю^^|^ири^ь^ргосш^р о десейптстшрго дошкольного возраста.

Практическая значимость результатов исследования состоит в возмож-руспипусменрспямуте^рлов работв1 л укхиьлзурииутхибитидинго слогарт у детей старшего дошкольного возраста с использованием малых фольклорных и^^ь^пив.

В теоретической части исследования были проанализированы труды, из-пчхlyжиесазкириp асиОрт^^^с^^о слорарявонпогенев ин де^^лр^^и^ипе-доразвитием речи, проблемы взаимосвязи логопедии с психолингвистикой в уипикте обучения осмысленному высказыванию, рассмотрены описания малых фольклорных жанров, а также их упоминание в логопедических программах.

Выделяются возрастные периоды качественной характеристики пополнения словауного зырана с дpтейыУшкулйнп-yвхзроyрy вонтогоиезе.хюк, к че^ь^о рем годам ребенок употребляет в речи слова, обозначающие бытовые предметы идрйстеоч^<^иотела,н^^|^хуо^|^с мутрриары, Уесланкlпyедыоpрl,

ориентиры времени суток и удаленности предметов. К пяти годам дети называют персмро! то лексическим темам. К шести годам классифицируют по видовым и родовым понятиям, например, домашние и дикие животные и т.п. К семи годам дети развгвиюр навыки пoдУоpоaмтбнтlУoвиcиноьиыoв.Жоpмнpoвепиеныдз-ления признаков однородных предметов осуществляется при их сравнении [1].

Проблемой развития лексики у детей с ОНР и созданием методик логопеди-чуcлo0еaбoтlинaоумрльcуlинугху отнчествхнные пудазоги, с^дриих офагцнют на себя внимание исследования Жуковой Н.С., Вологдиной С.Р, Грибовой О.Е., Жвcуо^ювoйЖ.П.иоеyгих.

Дошкольники с общим недоразвитием речи усваивают атрибутивный сло-раоь, xоpалтоpкзвющизпнбдметы ьювыунся, чауре«угуйчающиууя в гюисудхувз ной жизни. Им сложнее усвоить слова с обобщающим, отвлеченным значением, оуолнюдающиисоутрянил,oуyчгy качислва, приннюки пустоднип.Ррси^ринуу объема словаря имен прилагательных происходит одновременно с развитием представлений о цвете, величине, форме, признаках, высоте, толщине на основе умyкиерpпвннвсть ^^етр^с^

У детей с ОНР наблюдаются неточные употребления прилагательных, пложносии вдзЮфлpудекaцьиппилнaкот пцуинстов. ВблoглкнaC.C.выдалзлю трудности в нахождении синонимов имен прилагательных, где дети брали слова их^р^ртх чруррй суй, [У].

Одной из проблум развития луксики у дутуй являутся осмыслуниу зна-чуния слова, примунуниу в контукстной ручи. Для рушуния этой задачи нуоб-

ходимо взаимодействие логопедии и психолингвистики. Порождение речевого высказывания, по Лурия А.Р., выражается в следующей последовательности: мотив - замысел - свернутое речевое высказывание - внутренняя речь - развернутое речевое высказывание. Следовательно, логопедическая работа должна бlпткмaзpaвжeнa неитхмул и poзaниeжолaиииаалютнcс,cууPит ь свое высказывание осмысленно [4]. Психолингвистика направлена на изучение языка как спесства педеихчи рнп^рудррууусруинвя. мкуоoщищeзиуroвпpящего. Одним из эффективных средств обучения пониманию смысла высказываний, где четко ьржсложисаюпср озыкуныр оДопотык мыуль, жу^р^хсткна^с^^^.редаваемая из поколения в поколение, является фольклор.

Моожхин ВЯду« пулюухуриуруидррлы м фжанрам, к которым относятся загадки, пословицы и поговорки, пестушки, зазывалки, заклички, считалки, игровые припевы и приговоры, скороговорки, колыбельные песни [5]. В лpугдaмlPaylгoхсeкциoнзo-лугагюдичлcкой роботы дня pлгвитня навыков зву-копроизношения и фонематического восприятия используется отдельные фоль-к^^|^ноетеу™в<^^(^уототуру.С^'^етум^|^^^еизложенного мы разработали и апробировали систему логопедических занятий по развитию атрибутивного улукаря у дхсей еобщир недоpaгвотьрмpочалипгюлазувaнирм малых фольклорных жанров.

Пуакпикеская чpypлкyдлмдрвокин»кпlлчюоp резхжьнасыпруведенной диагностики уровня развития атрибутивного словаря детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы, структу-Pи™^(^ьод^^^Фюwылшяc и^г^о^^^с^в PниpммллыпCУлыюyоныx жанров. Обоснованы цели и механизмы применения малых фольклорных жанров в развитии атуирутивчого иливлуя у ретейу^х^л^/^^иео пмюн^^^тр—ающих описательный характер предметов и явлений. Проанализирована динамика развития ассобуивнуго удусручу детеп пуила фу мио^к^схго^^^г^сс^^нта.

Репрезентативность выборки групп для опытно-экспериментальной работы основывалась на возрасте участников, а также уровне речевого развития. В экспериментальную группу входило 10 детей в возрасте 5-6 лет с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития), являющихся воспитанниками МБДОУ «Датстиь уыд № х2 «юелухко» гмpыдyзyгyакуыгу « гпфж^l^ю^yю рти, входившие в контрольную группу посещали детскую консультативно-диагностическую кли-ники^^Р^атирмЮ^^скю^)- куйчстасвмрт р уроаррь ое«евого развития был аналогичен участникам экспериментальной группы. Сроки опытно-экспериментальной работы: с октября 2020 г. по май 2021 г.

Для выявления уровня развития атрибутивного словаря у детей экспери-мечероьнлйикyнуpел»нyйгпсп п пльyп0ллзыьpюииpлpкпипyкpли методику обследования словарного запаса у старших дошкольников Грибовой О.Е., Бессоновой Т.П. [6]. Констатирующий эксперимент включал в себя задания по выявлению руучняррзиилия иктивнуго с^лyвх-^р йpилаrayeюьвыx. Обсладучрние состояло из трех заданий.

с пеувом зудауио дюpпмпуpвypюпмyьпмдзбуаpрлриюp гсрельные к описанию предмета или животного. Во втором задании дети подбирали синонимы к п пижaгaхлльнып,в

По первому заданию один ребенок экспериментальной группы показал низ-кийунoсанк влодютсягюдЮйyoмпyрлагате^1^елк к с^к^^^ю^1^адествительно-го, подобрав к слову «собака» - «злая». Для остальных предложенных слов он подобрал глаголы либо не ответил. В контрольной группе не выявлено детей с нтзким«тоенлм. Псyрyеллтлиэкнпуyчlул нуауьно^у^пыа чровуро контрольной показали уровень ниже среднего. Все дети нашли определения к словам уровня А и з^'^нр^иуирвоп^с^^н^ш илов идyвниЛ. в уунрвсумпадрррнлись глаголы к уровню В. Средний уровень подбора описательных прилагательных к существительным чyкaзули4робyн«aэзyюyyнмениaлсмyй и 6 в контрольной группах.

В выпулнении задания пу нахуждению уинунимув деуи экупеуименуальнуй группы пуказали преимущеуувенну низкий урувень (6 детей), удин ребенук пука-

Стру|сгура логопедических занятии по развитию атрибутивного словаря с использованием малых фольклорных жанров

Рис. 1

зал средний уровень, остальные продемонстрировали уровень ниже среднего. В контрольной группе 7 детей показали низкий уровень, ниже среднего - двое детей, один - средний уровень. Ребятам было достаточно сложно подбирать синонимы к словам, характеризующим поступки людей, более точно дифференцировать их значения.

При подборе антонимов к прилагательным по пять детей экспериментальной и контрольной групп показали низкий уровень. Дети в основном подбирали пару только для слов «веселый» и «быстрый», т.е. для часто употребляемых в речи. Уровень ниже среднего показали пять детей экспериментальной группы и четыре ребенка - контрольной. Средний уровень был выявлен только у одного ребенка контрольной группы.

По результатам констатирующего этапа уровень развития атрибутивного словаря у детей экспериментальной и контрольной групп преимущественно низкий и ниже среднего.

Нами был организован кружок «Реченька», где проводилась структурированная логопедическая работа с детьми экспериментальной группы по развитию атрибутивного словаря посредством разнообразных видов малого фольклорного жанра (рис. 1). Занятия в кружке проводились раз в неделю, их тематика соответствовала лексическим темам логопедической программы. Для создания эмоционально развивающей среды занятия проводились в кабинете фольклора и музыкальном зале. Все виды малого фольклорного жанра были подобраны с целью использования их для описания предметов, явлений, состояний и носили проблемный характер для дальнейшего обсуждения с детьми.

На начальном этапе использовались зазывалки, которые создавали бодрый настрой на занятия, погружали в сказочную и игровую атмосферу, активизировали мыслительные процессы, являлись мотивирующим фактором, побуждающим к нахождению каузальных связей и осмыслению обобщающих прилагательных посредством нахождения качественных, конкретизирующих описаний. Приведем пример зазывалки по теме «Животные в зимнем лесу»: Эй, ребята, заходи в наш зимний лес, В студеную зиму здесь много чудес! Пушистые шубки теперь у зверей. Кто изменился? Угадай, не робей!

Здесь дети, угадывали животных, которые не только изменяли свой окрас, а также обсуждали причину этому явлению. Так, на вопрос: «Какие шубки стали пушистыми?», дети к обобщающему прилагательному «пушистый» подбирали притяжательные, конкретизирующие прилагательные: беличьи, заячьи и т.п.

Традиционно в организационном моменте применяются загадки, которые создают игровые моменты в раскрытии темы, активизируют мыслительные процессы. Этот жанр в иносказательной, метафорической форме наиболее полно раскрывает описательные характеристики животных, явлений природы, предметов, действий.

На основном этапе логопедического занятия нами были подобраны следующие малые фольклорные жанры: пословицы и поговорки, небылицы, заклички.

Пословицы и поговорки являются кладезем народной мудрости, ёмким высказыванием причинно-следственных связей, которая дает богатую почву для логопедической работы. Так, обсуждая пословицу «Хорош заяц белый, а охотник смелый», мы пополняли атрибутивный словарь детей: белый - невидимый на снегу, маскирующийся. Охотник смелый - идущий по следу зверя, бесстрашный, смекалистый. Или в пословице «Корми корову сытнее, молоко будет жирнее» дети в беседе рассуждали о взаимообусловленности питания коров и их удоев, затем подбирали антонимы к словам, описывающим состояние - сытнее и жирнее.

Шуточную, веселую атмосферу на логопедических занятиях создают небылицы. Нами продумывались небылицы для закрепления лексического материала, где при описании предметов и явлений вместо подходящих прилагательных использовались антонимы к ним. Например, по теме «Продукты» была следующая небылица: «То ли быль, а то ли сон, но я ем сладкий лимон. Сырую картошку, обильно посыпала пресным перцем, съела с ярко-бледным помидором. Еще на столе были пирожки вареные, суп жареный и варенье соленое». При использовании на логопедических занятиях небылиц важно делать логические паузы на слова-антонимы.

Ввиду специфичности закличек, которые использовались с языческих времен как обращение с просьбой к природным явлениям, мы не постоянно применяли данный малый фольклорный жанр, а только на лексических темах, которые раскрывали сезонные изменения. Так, по лексической теме «Весна» мы использовали следующую закличку:

Весна! Весна красна!

Теплое солнышко!

Приди скорей,

Согрей детей!

Приди к нам с радостью!

С великой милостью!

Со стеблем высоким!

С корнем глубоким!

С хлебом богатым!

Если зазывалки, пословицы и поговорки применялись на логопедических занятиях с целью дальнейшего обсуждения смысла и с последующим разбором

слов прилагательных, то заклички использовались для активизации ранее изученного материала.

Заключительный этап включал в себя хороводные игры с припевками и приговорками, которые закрепляли атрибутивный словарь. Например, на заключительном этапе занятия по лексической теме «Откуда пришел хлеб» использовалась следующая игровая припевка:

Да экий он, хлеб душистый Да экий он теплый, золотистый, Да экий он пышный и мягкий, Подрумяненный слегка Хлеб с горбушкой золоченой, Режь его да ешь.

Структура логопедических занятий с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием малых фольклорных жанров была направлена на закрепление, уточнение и активизацию атрибутивного словаря.

Мы провели повторную диагностику уровня развития атрибутивного словаря и наблюдали значительную динамику в употреблении слов-прилагательных.

Таблица 1

Результаты уровня развития атрибутивного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Задания методики обследования словарного запаса у старших дошкольников (Грибовой О.Е., Бессоновой Т.П.) Уровни развития атрибутивного словаря

Экспериментальная группа Контрольная группа

Задание № 1. Подбор прилагательных к описанию предмета или животного Уровень выше среднего - 4 ребенка; средний уровень - 5 детей; ниже среднего - 1 ребенок Уровень выше среднего - 2 ребенка; средний уровень - 5 детей; ниже среднего - 3 ребенка

Задание № 2. Подбор синонимов Средний уровень - 4 ребенка; ниже среднего - 6 детей Средний уровень - 3 ребенка; ниже среднего - 4 ребенка; низкий уровень - 3 ребенка

Задание № 3. Подбор антонимов Уровень выше среднего - 3 детей; средний уровень - 5 детей; ниже среднего - 2 ребенка Средний уровень - 4 ребенка; ниже среднего - 6 детей

Дети экспериментальной и контрольной групп показали повышение уровня развития атрибутивного словаря, но в экспериментальной группе дети с заданиями справились лучше. Многие значительно повысили уровень владения атрибутивной лексикой - не затруднялись при подборе прилагательных к существительным. Значительный рост показателей убедил нас в целесообразности использования малых фольклорных жанров в логопедической работе.

Потенциал малых фольклорных жанров велик, их использование в логопедической работе решает ряд задач:

- снимает психологическую инерцию;

- создает непринуждённую эмоционально-развивающую атмосферу;

- приобщает к культурно-историческим ценностям;

- дает основу стимулирования мыслительной деятельности, развитию образных представлений и нахождению каузальных связей;

- обогащает и активизирует атрибутивный словарь.

В проведенном исследовании была разработана и апробирована система логопедической работы по развитию атрибутивного словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием малых фольклорных жанров.

Для решения поставленной цели была разработана структура логопедических занятий, где на начальном этапе занятий для создания положительного эмоционального настроя, развития образных представлений у детей использовались зазывалки и загадки.

Основной этап занятий включал работу с пословицами и поговорками, которые мотивировали к обсуждению их смысла, нахождению причинно-следственных связей в народных изречениях, подбору синонимов к прилагательным и наречиям. Одним из любимых малых фольклорных жанров у детей были небылицы. Немаловажную роль играет артистизм, живая мимика логопеда при подаче данного материала, такое исполнение удовлетворяет эмоциональную составляющую и смысловую. В речевом потоке детям с ОНР бывает сложно сразу уловить смысл, поэтому паузы и выражение лица взрослого помогают детям заметить несоответствие. Еще одним из малых фольклорных жанров, который использо-

вался нами, являются заклички. Мы применяли их только на занятиях, описывающих природные явления.

На заключительном этапе применялись хороводные игры с припевками и приговорками, где повторялся и закреплялся атрибутивный словарь.

Контрольный этап опытно-экспериментальной работы доказал эффективность разработанной системы логопедической работы по развитию атрибутив-

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ного словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием малых фольклорных жанров. Следовательно, цель нашего исследования достигнута, задачи выполнены.

Новизна и практическая значимость соответствуют целям проведенного эксперимента. Результаты исследования могут быть использованы в логопедической работе с применением малых фольклорных жанров.

1. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. Москва: Златоуст, 2009.

2. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: Литур, 2006.

3. Вологдина С.С. Результаты исследования состояния синонимии и антонимии у дошкольников с ОНР Специальное образование. 2016; № 9: 27 - 30.

4. Лурия А.Р Основы нейропсихологии. Москва: Академия, 2013.

5. Морохин В.Н. Методика собирания фольклора. Москва: Высшая школа, 1990.

6. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас. Москва: 1999. References

1. Zaharova A.V. Opyt lingvisticheskogo analiza slovarya detskoj rechi. Moskva: Zlatoust, 2009.

2. Zhukova N.S. Preodolenie obschego nedorazvitiya rechi u doshkol'nikov. Ekaterinburg: Litur, 2006.

3. Vologdina S.S. Rezul'taty issledovaniya sostoyaniya sinonimii i antonimii u doshkol'nikov s ONR. Special'noe obrazovanie. 2016; № 9: 27 - 30.

4. Luriya A.R. Osnovy nejropsihologii. Moskva: Akademiya, 2013.

5. Morohin V.N. Metodika sobiraniya fol'klora. Moskva: Vysshaya shkola, 1990.

6. Gribova O.E., Bessonova T.P. Didakticheskijmaterialpo obsledovaniyurechidetej. Slovarnyj zapas. Moskva: 1999.

Статья поступила в редакцию 01.12.21

УДК 37.01

Bazarkulov S.O., PhD in Religious Studies, Senior Lecturer, Department of Religious Studies and General Education, Osh State University

(Osh, Kyrgyz Republic), E-mail: sbazarkulov@mail.ru

VALUES AND EDUCATION. This study will discuss the relationship between education and values. Education has been value-based since it was first implemented, because education means that a person teaches the assumed values and tries to accept them. However, under the influence of positivism, values were excluded from schooling on the grounds that they were relative. It has been argued that the relativity of values is incompatible with the universality of education. Those who support this point of view are called positivist, relativistic and indifferent tendencies. However, today the postmodern understanding of education argues that it must be adopted through the teaching of values in school education. If values are not accepted through education, today's humanity will not be able to overcome its problems. The solution to these problems is associated with the understanding and acceptance of values by people.

Key words: values, education, positivism, relativism, postmodernism.

C.O. Базаркулов, д-р филос. по религиоведению, доц., Ошский государственный университет, г. Ош, E-mail: sbazarkulov@mail.ru

ЦЕННОСТИ И ОБРАЗОВАНИЕ

В этом исследовании будет обсуждаться взаимосвязь между образованием и ценностями. Образование было основано на ценностях с тех пор, как оно было впервые реализовано. Потому что образование означает, что человек знакомится с предполагаемыми ценностями и пытается их принять. Однако под влиянием постпросвещенческого позитивизма ценности были исключены из школьного образования на том основании, что они относительны. Утверждалось, что относительность ценностей несовместима с универсальностью образования. Тех, кто поддерживает эту точку зрения, связывали с позитивистскими, релятивистскими и безразличными тенденциями. Однако сегодня постмодернистское понимание образования утверждает, что оно должно быть принято через преподавание ценностей в школьном образовании. Если ценности не будут приняты через образование, сегодняшнее человечество не сможет преодолеть свои проблемы, решение которых связано с пониманием и принятием людьми ценностей.

Ключевые слова: ценности, образование, позитивизм, релятивизм, постмодернизм.

Сегодня на повестке дня снова стоит вопрос обучения ценностям в образовании. Традиционно семья играла важную роль в передаче и усвоении ценностей посредством взаимодействия, будучи моделью, находящейся на руководящей позиции, применяющей дисциплину в повседневной жизни. Но сегодняшняя семья потеряла свою былую эффективность с изменением социальной структуры. На смену этой деятельности пришли широко распространенные средства массовой информации, такие как телевидение, кино, интернет и СМИ. Эти инструменты, в свою очередь, осуществляют всю деятельность в целях потребления, а не для обеспечения целостности общества и привития моральных ценностей. Погружение детей в виртуальный мир может привести к тому, что они будут демонстрировать поведение, противоречащее ценностям. Неспособность родителей вмешиваться в их жизнь в значительной степени влияет на оценочные суждения будущих поколений, затрудняя приобретение положительных ценностей.

Будущее общества зависит от образованных и характерных людей. Однако подрастающее новое поколение еще не имеет «морального облика». Поскольку человек по своей природе не обладает моральной структурой, он должен получать моральное образование и проходить образовательный процесс. Одной из основных целей общего образования является вооружение каждого человека в школьном возрасте ценностями и навыками, которые помогут принимать соответствующие моральные решения, выработать определенную культуру поведения. Поэтому образование и ценности являются неотъемлемыми.

Методология и методика исследования. Концепция «ценности» используется во многих областях науки - от экономики до философии, от социологии до психологии, от теологии до политики. Ее столь частое использование добавило много значений понятию «ценности». Слово «ценность» может использоваться

в разных значениях, поскольку оно включает в конкретную деятельность или абстрактный характер как положительный, так и отрицательный смыслы [1, с. 36].

Позитивистское понимание является основной причиной позднего проникновения ценностей в область исследований социальных наук. Потому что научная объективность в позитивизме может быть достигнута только независимостью от ценностей.

Согласно общепринятому пониманию в социальных науках, ценности - это критерии, которые люди используют для определения своего поведения и оценки событий; концепции высокого уровня, которые выражают идеальное и желаемое поведение и образ жизни, общие принципы, которые помогают в принятии правильных решений, выходят за рамки конкретных условий и объектов [2, с. 2].

Ценности являются важной областью, которую необходимо развивать через образование, но они не получили необходимого места и значения в образовании модернизма. Поскольку «современная философия образования», сформировавшаяся под влиянием эпохи Просвещения, была образована механистическим, позитивистским мировоззрением и пониманием науки [3, с. 276], предметы, связанные с ценностями, были исключены из образования. В позитивизме ценности можно рассматривать как «факты», но они не могут оценить, что «должно быть». Потому что субъективность и объективность ценностей спорны. Таким образом, современное образование не дает учащимся возможности выбирать, во что они должны верить, каких принципов придерживаться. Следовательно, это привело к пренебрежению ценностями в образовании, сводя воспитание учащихся к рамкам деятельности, ограниченной развитием знаний и навыков.

Однако в философии образования есть также идеи, которые выступают против передачи ценностей в образовании. По их мнению, в школьном образовании не может быть и речи о воспитании социальных и моральных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.