ки - способствует установлению интегративных межпредметных связей и раскрывает творческий потенциал учащихся.
Литература
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров. М., 2005.
2. Кадина Г. В. Мультимедиа технологии - одно
из перспективных направлений учебного процесса // Музыка в школе. 2009. № 3. С. 39-40.
3. Бороздин А. О. Караоке на уроке. Новые информационные технологии в общем музыкальном образовании // Музыка в школе. 2006. № 5. С. 69-72.
4. Ксензова Г Ю. Перспективные школьные технологии: учеб.-метод. пособие. М., 2000.
5. Козачек О. В. Современные мультфильмы и дети. иЯЬ: http://www.volgograd.ru/theme/info/ zozh/95911.pub
v. g. grosheva. the interactive means of forming artistic AND aesthetic NEEDS AT MuSIC LESSoNS
The possibilities to use the multimedia technologies as one of the ways to bring up the sense of beauty in schoolchildren are considered in the article.
Key words: artistic and aesthetic needs, interactive learning tools, music pedagogy.
Н. П. КОЛПАКОВА РАЗВИТИЕ АССЕРТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ
Рассматривая возможности формирования такого качества, как уверенность в себе, автор статьи опирается на зарубежные исследования ассертивности.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, педагогико-психологические исследования ассертивности.
В современной социально-политической и экономической ситуации перед людьми открываются возможности для проявления деловой активности, успех в любом начинании невозможен без ассертивности (от англ. assert) - чувства уверенности в себе, привитого с детства или приходящего с жизненным опытом. Согласно П. Чисхольму, оно вырабатывается по следующим направлениям:
- освоение и совершенствование профессионального мастерства;
- адекватное поведение в различных ситуациях общения;
- поддержание и укрепление здоровья и работоспособности;
- создание привлекательного внешнего облика [1].
Эти качества обеспечивают благоприятные условия для карьерного роста в условиях жесткой конкуренции, когда необходимо справляться с любым заданием без посторонней помощи, проявлять свои знания и способности, эффективно работать в коллективе, независимо от должности и социального положения сотрудников.
Кроме того, ассертивность как философия личной ответственности, демонстрация уважения к себе и окружающим подразумевает, что человек не использует угрозы, оценки или высказывания, не допускающие возражений; не уходит от темы разговора. Имеют значение и иные составляющие: собеседник смотрит в глаза оппоненту, не раскачивается взад-вперед, не сутулится (не проявляет тем самым нерешительность); говорит твердо, но с нормальной высотой и силой голоса и не в повышенном / замедленном темпе, избегает длинных пауз. Такое поведение позволяет значительно облегчить адаптационные процессы при начале профессионального обучения и сфор-
мировать позитивный имидж делового человека (в данном случае ассертивность тесно связана с аттракцией и фасцинацией).
Зрелая ассертивная личность - человек с выработанной позицией ненасилия - ведет себя твердо, но корректно, умеет выразить недовольство и радость, а не злость или злорадство, стремится к людям, а не против людей [2]. Для нее характерно обостренное чувство ответственности, совестливое, не агрессивное отношение к окружающему миру. При этом индивид имеет право:
- не оправдываться, не извиняться за свое поведение;
- брать на себя ответственность за чужие проблемы;
- передумать (изменить свое мнение);
- делать ошибки и отвечать за них;
- не зависеть от отношения других;
- быть нелогичным в принятии решений;
- сказать: «Я не знаю»;
- ответить: «Меня не интересует», «Меня не волнует» [3].
Роль ассертивности в построении успешной карьеры велика, особенно - для профессии дизайнера, представляющей собой синтез нескольких отдельных специальностей. На разных этапах работы он выполняет функции художника, верстальщика, психолога, менеджера, даже маркетолога. И от его таланта, вдохновения, умения общаться с клиентами зависит конечный результат.
Главная цель дизайнера - привлечь внимание потребителя и донести нужную информацию. Маркетинговые исследования (изучение вкусов целевой аудитории) позволяют выбрать наиболее подходящую концепцию, а креативность мышления - осуществить задуманное.
Важными компонентами ассертивности яв-
ляются самостоятельность и решительность. Их развитие у студентов-дизайнеров проходит несколько этапов. На первом самостоятельность проявляется лишь в исполнении того, что было запланировано руководителем проекта (преподавателем). На втором - усваиваются методы самоконтроля. На третьем этапе учащийся получает навыки планирования деятельности и проявляет творческую инициативу, которая выражается в умении поставить цель, выбрать пути ее достижения, принять на себя ответственность за осуществление дела.
Успешное формирование самостоятельности основывается на приобретенных знаниях и умениях, необходимых в данном виде деятельности. Оно требует учета ряда обстоятельств, создания определенных условий и должно проходить под контролем наставника (преподавателя), но без лишней опеки, сковывающей инициативу [4].
Основным способом развить способности к выполнению сложных дизайнерских проектов является моделирование проблемных ситуаций, в которых необходимо принять решение в условиях выбора, при недостатке информации и т. д. Специальные методы обучения подготовят студента к возможным трудностям, укрепят его уверенность в своих способностях - сформируют качества ас-сертивной личности.
Литература
1. Чисхольм П. Уверенность в себе: путь к деловому успеху. М., 1994.
2. Каппони В., Новак Т. Как делать все по-своему, или Ассертивность - в жизнь. СПб., 1995.
3. Бишоп С. Как делать все по-своему. СПб., 2003.
4. Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб., 2003.
n. p. kolpakova. developing students-designers the sense of assertiveness
Considering the possibilities to form such quality as self-confidence, the author of the article relies on the foreign researches of assertiveness.
Key words: professional training, pedagogical and psychological researches of assertiveness.
Е. Н. ЕГОРОВА
международный опыт подготовки кадров сферы туризма И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ
В статье рассматриваются вопросы подготовки кадров сферы туризма в контексте современных требований Государственного образовательного стандарта и опыта обучения студентов соответствующего профиля в вузах западноевропейских стран и США.
Ключевые слова: подготовка кадров, менеджмент, сфера туризма.
Требования к профессиональной подготовке специалистов для сферы туризма определяются современным состоянием и тенденциями развития мирового сообщества, международной индустрии гостеприимства и туризма, а также формированием межотраслевого туристского комплекса. Каждый из названных факторов оказывает существенное влияние на содержание и формы высшего профессионального образования данного профиля.
Специалисты, работающие в этой отрасли экономики, призваны комплексно решать проблемы, направленные на:
- успешное экономическое развитие тура-генств, фирм-туроператоров (персонал - менеджеры, экономисты, специалисты по маркетингу и бронированию);
- отлаживание кадровой структуры и управление ею (административный персонал - управляющие турфирмами и турагентствами);
- обеспечение работой сервисных служб в контактной с туристами зоне (производственный персонал);
- предоставление качественных туристских услуг;
- гарантированную безопасность пребывания туристов и экскурсантов (управленческий и производственный персонал) [1].
Поскольку обучение и образование занимают центральное место в политике ЕС по трудоустройству и являются ведущей темой исследований в сфере туризма, существует возможность координировать учебные программы с кругом инициатив Европейского Союза. Открытие границ между государствами дает студентам возможность ликвидировать недостаток информации, накопить профессиональный опыт, пользуясь опытом зарубежных специалистов, - способствует поликуль-турной направленности процесса подготовки кадров сферы менеджмента [2].
В 2014 году в Сочи состоится российская зимняя Олимпиада, что предполагает прием большого количества туристов, любителей спорта и спортсменов со всего мира. В связи с этим, по последним прогнозам, значительно увеличится потребность в специалистах по туризму, приему