Научная статья на тему 'Современные программы развития ассертивности специалиста в различных образовательных системах'

Современные программы развития ассертивности специалиста в различных образовательных системах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1064
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССЕРТИВНОСТЬ / АС СЕРТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРО ГРАММЫ / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ASSERTIVENESS / ASSERTIVENESS BEHAVIOR / EDUCATIONAL PROGRAMS / COMMUNICATIVE COMPETENCE / PROFESSIONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьевская Ирина Владимировна

Ассертивность (англ. to assert настаи вать на своем, отстаивать свои права) в совре менную эпоху признается неотъемлемым про фессионально важным качеством специалиста. В статье рассматривается практический опыт развития ассертивности специалиста как в отечественной системе образования, так и в за рубежных странах. На основании анализа об разовательных программ выделены их общие и особенные качества. Предложено авторское видение развития внедрения программ форми рования ассертивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern programs of development of assertiveness in different educational systems

Assertiveness (English to assert insist, assert their rights) in the modern era is recognized as inalienable professionally important quality of the specialist. The article deals with practical experience in the development of assertiveness in the national educational system and in foreign countries. Based on the analysis of educational programs their general and special qualities are highlighted. The author 's vision of the implementation of programs on assertiveness is offered.

Текст научной работы на тему «Современные программы развития ассертивности специалиста в различных образовательных системах»

ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ EXPERIENCE OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS ACTIVITIES

УДК/UDC 37:159.923.3 И. В. Григорьевская

I. Grigoryevskaya

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ АССЕРТИВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ MODERN PROGRAMS OF DEVELOPMENT OF ASSERTIVENESS IN DIFFERENT EDUCATIONAL SYSTEMS

Ассертивность (англ. to assert — настаивать на своем, отстаивать свои права) в современную эпоху признается неотъемлемым профессионально важным качеством специалиста. В статье рассматривается практический опыт развития ассертивности специалиста как в отечественной системе образования, так и в зарубежных странах. На основании анализа образовательных программ выделены их общие и особенные качества. Предложено авторское видение развития внедрения программ формирования ассертивности.

Assertiveness (English to assert — insist, assert their rights) in the modern era is recognized as inalienable professionally important quality of the specialist. The article deals with practical experience in the development of assertiveness in the national educational system and in foreign countries. Based on the analysis of educational programs their general and special qualities are highlighted. The author 's vision of the implementation of programs on assertiveness is offered.

Ключевые слова: ассертивность, ас-

сертивное поведение, образовательные программы, коммуникативные компетенции, профессионально важные качества.

Keywords: assertiveness, assertiveness behavior, educational programs, communicative competence, professional qualities.

В контексте теоретических основ профессионального самоопределения, ориентации и отбора профессиональных кадров, то есть формирования пригодности к профессиональной деятельности, идея взаимного соответствия личных качеств человека, с одной стороны, и требований, предъявляемых ему обстоятельствами работы, деятельности, с другой — является фундаментальной [4].

Одним из важнейших факторов профессиональной пригодности является наличие профессионально важных (значимых) качеств — отдельных динамических свойств личности, ее психических и психомоторных свойств (выраженных уровнем развития соответствующих процессов), а также физических качеств, соответствующих требованиям к человеку со стороны определенной профессии и способствующих успешному овладению этой профессией [3].

В последнее время вопросами формирования профессионально важных качеств задаются не только потенциальные работодатели, педагоги, родители, но и сами студенты.

В особенности это касается профессий категории «человек — человек», где процесс осуществления профессиональной деятельности происходит в режиме интенсивных социальных коммуникаций и предполагает наличие соответствующих компетенций у специалистов. От него требуется быть уверенным в своих профессиональных компетенциях, демонстрировать эту уверенность, проявлять не только самоуважение, но и уважение к другим, отвечать за собственное поведение, отстаивать свои взгляды, находить конструктивные способы межличностного взаимодействия, избегая манипуляции и агрессии, уметь идти на компромисс, то есть быть ассертивной личностью.

Ассертивность как компонент самооценки личности чаще всего ассоциируется с уверенностью в себе и уверенным поведением, независимостью суждений, способностью отстаивать собственное мнение, мотивированностью на решение реальных задач и пр. Опираясь на теории И. Л. Зиновьевой, В. Г Ро-мека, Б. В. Высоцкого и других, автор понимает ассертивность как многокомпонентное профессионально значимое качество работника сервисной деятельности, включающее открытость к получению знаний о себе и других; способность к пониманию своих эмоций, мотивированность на решение реальных задач, соответствующих реальному уровню притязаний, и уверенное поведение. Автор предлагает анализ некоторых дидактических аспектов формирования ассертивности в различных образовательных системах.

В развитых зарубежных странах давно осознается необходимость использования программ развития ассертивного подхода в обучении. Считается, что современным студентам недостаточно закончить обучение в университете или колледже, кроме образования молодым людям необходимо приобрести жизненный опыт и развить навыки, которые делают их привлекательными для работодателей и успешными при социальных контактах. Единственное, что может сдерживать их, — отсутствие уверенности в себе при общении с преподавателями, сверстниками, работодателями. Молодым людям не нужно было бы затрачивать много усилий, отстаивая свои интересы, и адаптироваться к новым социальным условиям, если бы можно было приобрести соответствующие навыки во время обучения [15].

Программы развития ассертивности имеются в большинстве учебных заведений Евро-

пы, США, Канады и Австралии, но не в России.

Основная особенность программ такого рода — их прикладной, практический характер, направленный, прежде всего, на развитие коммуникативных компетенций как на осознанный выбор ассертивного поведения, основанный на повышении самооценки, так и на выработку навыков — применение алгоритмов общения, формальных коммуникативных приемов.

Выделяют два основных тематических направления программ.

— Курсы и тренинги, объединенные тематикой Assertiveness Social, предназначены для развития личностных качеств. Такие курсы часто объединены общим направлением Your Life (твоя жизнь) и включают наряду с курсами ассертивности управление гневом, борьбу с вредными привычками (алкоголем, курением), преодоление неуверенности, тревожности, депрессии и пр. Так, в канадском Red River College курсы Learn to be Assertive («Учитесь быть ассертивными») предназначены для поднятия самооценки, воспитания уверенности в себе, овладения простейшими приемами психологической защиты и ассертивного поведения. В качестве технических средств обучения используются видео- и аудиозаписи, ролевые игры. Эти программы состоят из небольших групповых сессий и обычно требуют одного-двухчасовых сеансов в течение 1—2 месяцев и проводятся на территории образовательного центра [12].

— Направление Assertiveness Business ориентировано на студентов, изучающих курсы экономики и менеджмента, а также профессионалов.

Такие курсы изучаются факультативно, в числе вариативных дисциплин в процессе обучения по направлениям MBA in Marketing (магистр), BBA in Marketing (бакалавр). Программы курсов могут быть различными по длительности, интенсивности, стоимости, содержанию. Результаты традиционных курсов предполагают:

• развитые навыки ассертивного поведения, которые помогут достичь желаемых целей;

• понимание преимущества ассертивного поведения;

• понимание разницы между уверенностью и самоуверенностью;

• понимание собственных прав и принятие прав других;

• представление об эффективных методах реагирования на критику и жалобы;

• знания методов урегулирования конфликтов [10].

Имеются программы, основанные на современных теориях коммуникации. Например, в университете Сиднея Центр дополнительного образования предлагает курс ассертив-ности, основанный на теории эмоционального интеллекта, общей областью которого является ассертивность. Программа курса также предусматривает установление конструктивных коммуникационных связей, поведенческой гибкости, привитие навыков использования алгоритмов общения и т. д. [8].

Курсы по развитию ассертивности для профессионалов и всех желающих доступны в центрах дополнительного образования большинства крупных университетов всего мира. Только в Лондоне начитывается 105 центров, где можно пройти курс ассертивного поведения, созданных на базе учебных заведений и общественных организаций. Так, только BPP University, один из самых известных и престижных университетов Британии, предлагает более 10 различных курсов ассертивности: очных, заочных, дистанционных, длительностью от нескольких часов (дней) до нескольких месяцев [9].

Ассертивность воспринимается как необходимое профессиональное качество профессионалов бизнеса (производства, сервиса, торговли, финансов), но и значимо для тех профессий, где неверно выбранный стиль коммуникации может травмировать психику (медицина и педагогика).

Большую популярность приобрел подход к ассертивному поведению, разработанный Ли и Марлен Кантерами (Lee and Marlene Canter] для педагогов системы среднего общего образования под лозунгом «Навыки и уверенность, чтобы управлять поведением учеников, учитывая новые реалии времени» [11]. Он предполагает «общение без гнева и враждебности», основанное на четких и понятных правилах поведения, при уважительном подходе как к учителю, так и к обучающимся, не ущемляющих ничьих прав, но строго соблюдаемых. За несоблюдение правил предполагается наказание, соблюдение — поощряется по выработанной учителем системе.

Уже к 2004 г. более 2 млн педагогов прошли обучение по этой программе. С 2003 г. образовательные семинары по методике Кантеров проводятся и в вузах.

Разрабатываются программы ассертивно-го поведения для медсестер, работа которых связана со стрессом. Следовательно, им необходимы определенные навыки, чтобы справ-

ляться с негативными эмоциями. Уверенность влияет на эффективность общения между медсестрой и пациентом. Уверенное и доброжелательное (не агрессивное) поведение среднего медицинского персонала позволит пациентам уважительно обращаться и относиться к работникам этой сферы. Желательно, чтобы медсестры получили эту образовательную подготовку во время обучения. В качестве основного педагогического метода используются ролевые игры, позволяющие приобрести навыки межличностного общения в целом [14].

В помощь студентам публикуются труды практического, прикладного характера, посвященные развитию ассертивности в процессе учебы (Academic Assertiveness), являющиеся, скорее, руководством к действию. В частности, Jennifer Moon (Борнмутский университет, Британия) рассматривает приобретение навыков ассертивного поведения во время учебы как необходимое условие для успешной академической, профессиональной и социальной адаптации студента [13]. Автор дает свое видение развития ассертивности у студентов во время обучения, приводит доказательства в пользу данного личностного качества, предлагает реалистичные примеры различных жизненных ситуаций, для разрешения которых необходимы практические навыки ассертивного поведения. В книге даны различные упражнения, практические советы.

В России практическое развитие коммуникативной компетенции педагогическими средствами на основе ассертивного подхода или уже — на основе ассертивной модели поведения — пока не получило широкого распространения. Анализ имеющихся в настоящее время программ формирования ассертивности на различных уровнях отечественного образования позволил выделить несколько отраслей реализации изучения ассертивности:

— экспериментальные авторские программы, реализуемые в ходе научных исследований;

— учебные программы курсов изучения ас-сертивности в учреждениях высшего и среднего профессионального образования;

— программы корпоративного обучения.

В последнее десятилетие наибольший научный интерес к развитию ассертивности проявляют психологи, так как их разработки обращаются преимущественно к психологическим методам формирования этого личностного свойства (О. А. Федосенко, Е. В. Жатько, И. В. Попова, В. Б. Высоцкий и др.).

Научный интерес автора обращен к развитию ассертивности педагогическими методами. В частности, акцентировались профессионализация, направления развития учебных программ, объем изучаемого материала, полнота и прикладной характер.

Немногочисленные педагогические исследования демонстрируют различные дидактические подходы к данной проблеме. Модификация учебных программ предполагает развитие ассертивности, которая реализуется при блочно-модульном подходе. Программа содержит модули: философский, экономический, политологический, социологический, правовой, — с включением в их содержание ряда тем и вопросов из таких предметов, как культурология, этика деловых отношений, этика и психология профессиональной деятельности, социальная психология, психология управления, психология и педагогика и др. Блочно-модульный подход предоставляет возможность полученные знания переориентировать на будущую сферу профессиональной деятельности при повышении уровня социально-профессиональной компетентности на основе личностной композиции социально-ценностных отношений. Реализация инновационных методов обусловливает обеспечение совместного творчества педагога и обучающегося, тесную связь с будущей практической деятельностью студентов [5].

Достаточно традиционен междисциплинарный подход, основанный на дидактическом принципе активности обучающихся. Основа данной методики — моделирование профессиональных ситуаций общения специалиста сервиса с клиентом. Работа в этом направлении предусматривает отработку ассертивных умений и навыков в типичных для профессиональной деятельности специалистов сервиса ситуациях общения с клиентами (установление контакта с клиентом, выявление потребностей клиента, предоставление продукта, конфликтные ситуации). Цель направления: увеличение объема психологических знаний студентов за счет изучения предложенных тем и перенос «выученных» ассертивных умений и навыков в реальную жизнь посредством домашних заданий, выполнение которых контролируется обсуждением на учебных занятиях [7].

В системе отечественного образования изучение ассертивности с целью использования полученных знаний и навыков в профессиональной деятельности широкого развития не получило. Тем не менее имеющийся опыт преподавания достаточно интересен и раз-

нообразен как по охвату дисциплин и направлений, так и по содержанию образовательных программ. Примечательно, что в системе отечественного образования реализация учебных программ по изучению ассертивности и ас-сертивного поведения происходит путем, аналогичным западному, — с использованием ее прикладного, поведенческого компонента, где в центре внимания — развитие практических навыков.

В отечественных условиях при отсутствии понимания необходимости развития ассертив-ности как общей компетенции (надпрофессио-нальной) образовательные программы данной тематики разрабатываются в контексте тех направлений, где коммуникативная компетентность — необходимое условие. Иными словами, подход более профессионализирован, и программы имеют адресное отнесение к каждой группе направлений профессий «человек — человек»: медицине («Сестринское дело», «Консультативная психология»), социальной работе, менеджменту, управлению персоналом.

Так, достаточно широкий диапазон получила реализация современных представлений об ассертивности в области медицинского образования. В частности, интересен опыт преподавания дисциплины «тренинг ассертивного поведения» на кафедре психологии ГУ ВШЭ (зав. кафедрой К. А. Абульханова) [1], где она изучается как факультативная для подготовки бакалавров-психологов. Навыки ассертивного поведения авторы программы считают необходимыми для практических психологов при работе с «трудными» клиентами.

Цель изучения дисциплины — обучить студентов навыкам ассертивного поведения, умению уверенно и свободно общаться в любой, даже самой трудной ситуации, т. е. быть ассертивным. Студенты рассматривают роль ассертивного поведения в консультативной практике, изучают основные техники, навыки и способы развития ассертивного поведения, способы ассертивного воздействия (отстаивание собственных интересов и противостояние манипулированию), а также техники самопре-зентации, навыки самораскрытия и предоставления свободной информации.

Большая часть работы носит самостоятельный характер: домашнее задание по курсу представляет собой отчет в письменной форме о ежедневном двухнедельном домашнем тренинге «Три успешных дела». Ежедневно отмечаются и записываются три дела, которые удалось сделать наблюдателю и которыми

можно гордиться и хвалить себя, описываются качества, способствовавшие достижению успеха в описанных делах. Цель домашнего задания-тренинга — развитие способности обращать внимание на свои достоинства и достижения как один из важнейших элементов тренинга ассертивности [1].

Аналогично зарубежному актуализировалось изучение навыков ассертивного поведения при подготовке медсестер. В курсе дисциплин «социальная психология» и «психология» по направлению «Сестринское дело» в медицинских колледжах (Москва, Екатеринбург, Ульяновск) осваиваются техники и приемы эффективного общения, в частности, техники противостояния манипуляции в общении, развитие техники установления контакта и активного слушания, способы разрешения конфликтов, ассертивное поведение в рамках тренинга самопрезентации [6].

Наличие программ развития ассертивно-сти входит в число критериев и индикаторов оценки вузов Министерства здравоохранения Российской Федерации на звание «Вуз здорового образа жизни». В некоторых вузах (Кубанский медицинский университет) в рамках студенческого научного сообщества проводятся тренинги по изучению и формированию ассертивного поведения, что увеличивает число возможных способов поведения человека, которые заключаются в отходе от знакомых, стереотипных паттернов и в поиске альтернативных, более эффективных способов взаимодействия.

Вообще медицинские вузы демонстрируют нетрадиционный подход к изучению ассертив-ности. Примером может служить преподавание дисциплины «гендерология и феминология» по направлению подготовки «Социальная работа», где ассертивность связана с бытованием гендерного стереотипа и, помимо изучения ассертивного поведения, рассматривается тема значения ассертивности для современной женщины на Западе и в России [2].

Встречается также упоминание об ас-сертивности в курсе вариативных дисциплин «экономика и управление на предприятиях», «управление персоналом и экономика труда».

Таким образом, можно утверждать, что:

—ассертивность является необходимым качеством современного специалиста и условием успешных социальных контактов. Поэтому внедрению учебных программ ассертивно-сти как социальной, так и профессиональной направленности уделяется большое внимание

в развитых странах. Такой подход постепенно начинает распространяться и в России;

— при изучении факторов и компонентов ассертивности в центре внимания исследователей обычно находятся социально-психологические факторы ее формирования, при этом недостаточное внимание уделяется дидактическим факторам;

— современное состояние развития ассер-тивности дидактическими методами в отечественном образовании происходит в контексте формирования профессионально важных качеств, что особенно важно для групп профессий, связанных с межличностными коммуникациями;

— учебные программы, как правило, сосредоточены только на узкопрактическом аспекте — выработке навыков ассертивного поведения;

— перечень направлений, в программы которых входит ассертивность, явно недостаточен для современного социально-экономического развития общества;

— развитие ассертивности следует начинать с системы среднего профессионального образования, так как развитие данного комплексного качества позволит быстрее адаптироваться к профессиональному и социальному уровням.

На основании данных выводов автор предлагает:

— дополнить краткий перечень направлений, реализующих учебные программы ассер-тивности, включив в него сервисные дисциплины, в частности «гостиничный сервис»;

— сформировать у студентов колледжа представление об ассертивности как комплексном психологическом явлении, включающем когнитивный, мотивационный, эмоциональный и поведенческий компоненты;

— рассмотреть ассертивность как профессионально важное качество специалиста СПО гостиничного сервиса, развитие которого определяется преобладанием комплекса подобранных педагогических технологий в условиях практико-ориентированного обучения.

1. Бабулина Л. В. Тренинг ассертивного поведения: учебная программа для направления 030300.62 Психология (подготовка бакалавра). — М.: ГУ ВШЭ, 2009. — 8 с.

2. Гендерология и феминология: рабочая программа: направление подготовки 040400.62. Социальная работа (бакалавр) / сост. Е. Н. Поддубная. — М.: ММСУ, 2012.

3. Душков Б. А., Королев А. В., Смирнов Б. А. Энциклопедический словарь: психология труда, управления, инженерная психология и эргономика. — М.: 2005. — 567 с.

4. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях : учебное пособие. — М.: МГУ, 1995. — 348 с.

5. Кочнева Е. В. Формирование уверенности в себе у студентов средних профессиональных учебных заведений как фактор социально-профессионального становления : дис. ... канд. пед. наук. — Казань, 2005. — 201 с.

6. Психология : учебная программа / сост. Е. Б. Аюше-ва. — М., 2012. — 12 с.

7. Ражина Н. Ю. Формирование коммуникативной компетентности у студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм», на основе ассертивной модели поведения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Омск, 2006. — 196 с.

8. Assertive Communication Skills Course: Advanced [Electronic resourse]. — URL: cce.sydney.edu.au/course/ GMWY.

9. Assertiveness — An Introduction [Electronic resourse] // Bpp. com. - URL: www.bpppofessionaldevelopment.com/ law/productdetails.aspx?product=2842&sitting=DEFA ULT&location.

10. Assertiveness Skills The University of Adelaide. Professional & Continuin Education [Electronic resourse]. — URL: pce.adelaide.edu.au/continuity/CourseListing.aspx? master_id=1875&master

11. Canter Lee, Canter Marlen. Assertive discipline: a take charge approach. for today's educator. — NY.: Canter and Associates, 1976. — 191 p.

12. Learn to be Assertive [Electronic resourse] // Red River College. — URL: www.rrc.ca/index.php?pid=7758.

13. Moon Jennifer. Achieving Success through Academic Assertiveness: Real life strategies for today's higher education students. — NY : Routlege, 2008. — 288 p.

14. Timmins F., McCabe C. How assertive are nurses in the workplace? A preliminary pilot study // Journal of Nursing Management. — 2005. — № 1 (13). — PP. 61- 75.

15. Young-Powell A. Do students need to be more assertive? [Electronic resourse]. — URL: www.theguardian.com/ education/201 3/nov/1 9/students-assertive-enough.

УДК/UDC 316.74:33 О. А. Нивинская

O. Nivinskaya

ВОСПИТАНИЕ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ У СПЕЦИАЛИСТОВ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ EDUCATION OF BUSINESS CULTURE AMONG THE SPECIALISTS FOR TRAVEL INDUSTRY IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

Воспитание деловой культуры будущих менеджеров туристской индустрии наиболее эффективно в условиях бизнес-инкубатора вуза для развития молодежного предпринимательства.

The article discusses the practical aspects of business culture training among future managers of travel industry in terms of the business incubator of high school. According to the author, the impact of innovative business incubator environment is the most effective for the development of the activity aspect of business culture.

Ключевые слова: деловая культура, индустрия гостеприимства, туризм, студенты колледжа, бизнес-инкубатор, деловые игры.

Keywords: business culture, hospitality, tourism, college students, business incubator, business games.

Понятие «деловая культура» широко используется в быту, экономике и управлении,

психологии и педагогике. В настоящее время нет его однозначной трактовки, и в зависимости от подходов содержание понятия имеет различное наполнение. Через мораль и этику деловая культура может быть определена как совокупность наиболее важных ценностей, система формальных и неформальных норм деятельности, моральных норм, ритуалов, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей общения и поведения [5]. Менеджмент понимает деловую культуру как определенный уровень создания, открытия и управления фирмой, организационно-распорядительных действий руководителя, учредительных, служебных и производственно-хозяйственных документов. Этнология изучает национальные особенности деловых культур, влияние национального менталитета, религиозных, нравственных представлений различных народов на деловое взаимодействие.

Содержательное поле деловой культуры представлено широко и разнообразно в ра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.