Научная статья на тему 'Международный опыт подготовки кадров сферы туризма и практика обучения менеджеров в российских вузах'

Международный опыт подготовки кадров сферы туризма и практика обучения менеджеров в российских вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ / МЕНЕДЖМЕНТ / СФЕРА ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Елена Николаевна

В статье рассматриваются вопросы подготовки кадров сферы туризма в контексте современных требований Государственного образовательного стандарта и опыта обучения студентов соответствующего профиля в вузах западноевропейских стран и США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный опыт подготовки кадров сферы туризма и практика обучения менеджеров в российских вузах»

ляются самостоятельность и решительность. Их развитие у студентов-дизайнеров проходит несколько этапов. На первом самостоятельность проявляется лишь в исполнении того, что было запланировано руководителем проекта (преподавателем). На втором - усваиваются методы самоконтроля. На третьем этапе учащийся получает навыки планирования деятельности и проявляет творческую инициативу, которая выражается в умении поставить цель, выбрать пути ее достижения, принять на себя ответственность за осуществление дела.

Успешное формирование самостоятельности основывается на приобретенных знаниях и умениях, необходимых в данном виде деятельности. Оно требует учета ряда обстоятельств, создания определенных условий и должно проходить под контролем наставника (преподавателя), но без лишней опеки, сковывающей инициативу [4].

Основным способом развить способности к выполнению сложных дизайнерских проектов является моделирование проблемных ситуаций, в которых необходимо принять решение в условиях выбора, при недостатке информации и т. д. Специальные методы обучения подготовят студента к возможным трудностям, укрепят его уверенность в своих способностях - сформируют качества ас-сертивной личности.

Литература

1. Чисхольм П. Уверенность в себе: путь к деловому успеху. М., 1994.

2. Каппони В., Новак Т. Как делать все по-своему, или Ассертивность - в жизнь. СПб., 1995.

3. Бишоп С. Как делать все по-своему. СПб., 2003.

4. Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб., 2003.

n. p. kolpakova. developing students-designers the sense of assertiveness

Considering the possibilities to form such quality as self-confidence, the author of the article relies on the foreign researches of assertiveness.

Key words: professional training, pedagogical and psychological researches of assertiveness.

Е. Н. ЕГОРОВА

международный опыт подготовки кадров сферы туризма

и практика обучения менеджеров в российских вузах

В статье рассматриваются вопросы подготовки кадров сферы туризма в контексте современных требований Государственного образовательного стандарта и опыта обучения студентов соответствующего профиля в вузах западноевропейских стран и США. Ключевые слова: подготовка кадров, менеджмент, сфера туризма.

Требования к профессиональной подготовке специалистов для сферы туризма определяются современным состоянием и тенденциями развития мирового сообщества, международной индустрии гостеприимства и туризма, а также формированием межотраслевого туристского комплекса. Каждый из названных факторов оказывает существенное влияние на содержание и формы высшего профессионального образования данного профиля.

Специалисты, работающие в этой отрасли экономики, призваны комплексно решать проблемы, направленные на:

- успешное экономическое развитие тура-генств, фирм-туроператоров (персонал - менеджеры, экономисты, специалисты по маркетингу и бронированию);

- отлаживание кадровой структуры и управление ею (административный персонал - управляющие турфирмами и турагентствами);

- обеспечение работой сервисных служб в контактной с туристами зоне (производственный персонал);

- предоставление качественных туристских услуг;

- гарантированную безопасность пребывания туристов и экскурсантов (управленческий и производственный персонал) [1].

Поскольку обучение и образование занимают центральное место в политике ЕС по трудоустройству и являются ведущей темой исследований в сфере туризма, существует возможность координировать учебные программы с кругом инициатив Европейского Союза. Открытие границ между государствами дает студентам возможность ликвидировать недостаток информации, накопить профессиональный опыт, пользуясь опытом зарубежных специалистов, - способствует поликультурной направленности процесса подготовки кадров сферы менеджмента [2].

В 2014 году в Сочи состоится российская зимняя Олимпиада, что предполагает прием большого количества туристов, любителей спорта и спортсменов со всего мира. В связи с этим, по последним прогнозам, значительно увеличится потребность в специалистах по туризму, приему

№ 3 (46), 2012

жизнь Юга России" ^

и размещению (hospitality industry) гостей из-за рубежа. Начиная с 2001 года, в Россию регулярно приезжают представители различных международных учебных центров, колледжей, университетов, готовящих специалистов туристического бизнеса; проводятся семинары-презентации этих учебных заведений в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре.

К международным тенденциям развития профессионального туристского образования можно отнести, во-первых, модернизацию профессионального образования туристского профиля; во-вторых - обеспечение непрерывности системы профессионального туристского образования; в-третьих - расширение спектра образовательных программ туристского профиля; в-четвертых - создание возможности личностного выбора (уровень приобретаемой профессиональной квалификации определяется в связи с потребностями обучаемых). Следует подчеркнуть, что развитие туризма как многопрофильной отрасли экономики зависит от кадровых ресурсов и их мобильности (способности работников к переходу на новые виды профессиональной деятельности), а также от умения взаимодействовать со специалистами смежных профессий.

В целях совершенствования подготовки будущих менеджеров сферы туризма (в частности, их приспособления к работе в поликультурной среде) целесообразно изучать опыт зарубежных стран и использовать его при разработке содержания практико-ориентированного обучения в вузе. Известно, что подходы, реализуемые в образовательных учреждениях за рубежом в области менеджмента, направлены не столько на приобретение знаний, сколько на их применение, ибо «можно приобрести опыт, но упустить суть» [3].

Профессия менеджера рассматривается учеными в свете компетенций (Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Гюелли, Ч. Дикерсон, Д. Бэттэн, К. Камерон и др.); с позиции основного действия (Э. Столмен, Г. Хемель, П. Друкер и др.); в плане ролевой деятельности (Г. Минтзберг и др.). Сравнительный анализ массива европейских и американских научных исследований позволяет утверждать, что единого подхода к обучению не может быть. Это обусловлено различием социальных, экономических, исторических особенностей каждой отдельной страны.

Немалый научно-практический интерес, на наш взгляд, представляет сравнение американской и западноевропейской систем управленческого образования и подготовки кадров туристического бизнеса по основным параметрам, которые мы перечислим.

При подготовке менеджеров туризма в образовательных системах США акцентированы:

- связь с университетами;

- детальная и глубокая разработка теории управления;

- фундаментальная теоретическая подготовка менеджеров.

Аналогичные системы подготовки специалистов туристического бизнеса в странах Западной

Европы особо выделяют:

- практическую направленность обучения;

- внимание к международному опыту подготовки кадров в сфере менеджмента;

- привлечение к подготовке кадров сферы менеджмента зарубежных специалистов;

- повышенные требования к подготовке в области прикладных дисциплин (поликультурное образование, этика, иностранные языки, межкультурная коммуникация и др.).

При сравнении сведений о разных странах заметна общность в определении содержания подготовки менеджеров. Практически все зарубежные учебные заведения опираются на программу нового образца, ориентируются на способность адаптироваться к новым ситуациям и потребностям, вбирать в учебный процесс самые разнообразные ценностные установки и цели в соответствии с современными задачами. Преобладающими характеристиками обучающих программ являются уважение к национальным и этническим традициям, признание необходимости учитывать поликультурное разнообразие. В изученных нами работах подчеркивается, что установка на формирование, прежде всего, деловых качеств менеджеров не исключает необходимости учитывать моральные, межкультурные и общечеловеческие ценности.

Так, в структуре содержания профессиональной подготовки менеджеров во Франции принципы отбора материала ориентированы на развитие и воспитание личности будущего специалиста. Не менее важными представляются модульность, вариативность, проблемность, индивидуализация и дифференциация, интеграция содержательной / процессуальной стороны обучения [4]. Базисом процесса подготовки кадров для сферы менеджмента в высших профессиональных школах Франции выступают технологии обучения (включая модульную технологию, технологию обучения действием, информационные и коммуникационные технологии и др.). Активное применение в учебном процессе находят кейсы, моделирование (модернизация), ролевые игры.

Вместе с тем, ряд французских исследователей считает, что подготовка будущих менеджеров -это целый комплекс ключевых квалификаций, которые дифференцируются в соответствии с уровнем профессиональной активности. Практически все они могут быть применены и в том случае, когда речь идет о подготовке специалистов сферы управления [5].

Как считают американские ученые, успех менеджера в значительной степени зависит от умения ладить со всеми социальными группами, занятыми в производстве (ведущими становятся дипломатическая и коммуникативная функции). Преподаватель школы бизнеса и государственных административных систем при университете им. Джорджа Вашингтона Питер Вейл выделяет следующие требования к руководителям-менеджерам в современных условиях: больше отчетности; больше лидерства; больше внимания коллективной работе; более тесный контакт с людьми; боль-

шая условность власти; больше индивидуальности; больше самоотдачи; больше стрессов; новое сочетание интеллекта и оперативных качеств [6].

Немаловажная задача при подготовке менеджеров - сбалансировать соотношение теории и практики. В начале 1960-х годов американское бизнес-образование считалось более практичным, чем, скажем, в Европе. Ныне заметна противоположная тенденция: например, университетские программы в Бельгии не менее теоретичны, чем в США; вместе с тем большинство стран в подготовке специалистов придерживаются практической направленности.

В Европе (особенно в Великобритании) обучение менеджменту имеет тенденцию к охвату более широкой тематики, расширению межпред-ментых областей.

В специальной литературе продолжается обсуждение и уточнение «пакета» требований к менеджерам. Английские специалисты по управлению Майкл Вудкок и Дейв Френсис предлагают следующие параметры: умение управлять собой; разумные личные ценности; четкие личные цели; упор на постоянный личный рост; навык в решении проблем; изобретательность и восприимчивость к инновациям; высокая способность влиять на окружающих; знание современных управленческих подходов; способность руководить, обучать и развивать подчиненных, формировать и развивать эффективные рабочие группы [7].

Генри Минтзберг [8] несколько иначе трактует компетенции, предполагая у менеджера наличие ролей, которые они должны реализовывать в своей практической деятельности: межличностные роли (номинальный глава, лидер, связной), информационные роли (аналитик, глашатай, представитель) и роли, исполняемые при принятии решения (предприниматель, блюститель, распределитель, посредник).

Анализ имеющихся практик свидетельствует, что в современный период основу подготовки успешного менеджера составляет воспитание качеств - профессиональных и личных, взаимосвязь (интеграция) которых служит залогом профессионального мастерства.

Во второй половине XX века требования к менеджерам стали формироваться с учетом многообразия, сложности и динамизма внутренней и внешней среды - «ситуационный подход» изменил взгляды на деятельность руководителя в организации, критерии его оценки: главным признают умение адаптироваться к условиям. Существенные изменения претерпели и так называемые традиционные качества менеджеров.

Подводя итог, отметим, что разработанные в учебных заведениях западноевропейских стран

и США программы по менеджменту строятся в ориентире на определенный комплекс технологий, методов и форм подготовки специалистов. Наиболее эффективными признаны:

- преимущественно практическая направленность;

- активное участие в совместной деятельности фирм разного профиля с различными формами собственности;

- самостоятельное изучение независимых исследований по теории и практике менеджмента;

- целенаправленное введение краткосрочных обучающих программ по отдельным направлениям менеджмента;

- независимость изучения специальных предметов по менеджменту от общего комплекса дисциплин (интегрированные курсы);

- обязательный практический управленческий опыт на предприятии или фирме.

В контексте современной практико-ориенти-рованной парадигмы отечественного высшего образования данные аспекты нашли свое отражение при разработке компетентностного подхода к подготовке менеджеров сферы туризма.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 Туризм. Квалификация (степень) «бакалавр» (16.12.2009, регистр. № 15644).

2. Балицкая И. В. Мультикультурное образование в США, Канаде и Австралии: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. М., 2009; Бар Р. Б. От обучения к учению - новая парадигма высшего образования // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Минск, 2001. С. 13-39; Виноградова Т. В. Технология продаж услуг туристской индустрии: учеб. М., 2010; Восколович Н. А. Маркетинг туристских услуг: учеб. М., 2009.

3. Cowen S. Teaching and Tenting: The Organizational Perspective. Business Strategy. San Francisco, 1996. P. 15.

4. Корнеева Л. И. Дополнительное гуманитарное образование менеджеров в России и Германии: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2005.

5. Денисов В. М. Ресурсы менеджера. Менеджмент в России и за рубежом. URL: http://www.dis. ru/manag/ arhiv/2003/4/6.html

6. The future of Project Management. Vancouver, 1999.

7. Вудкок М. Раскрепощенный менеджер. М., 1991. С. 34.

8. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. СПб., 2001.

ye. n. egorova. the international experience of a personnel training in tourism sphere and practice of managers training in russian higher educational institutions

The article deals with the questions about personnel training in tourism sphere in the context of the modern requirements of the State educational standard and with the experience of teaching students of the respective specialization in higher educational institutions in West European countries and in the USA. Key words: personnel training, management, sphere of tourism.

№ 3 (46), 2012

"Культурная жизнь Юга России"

^99

Л. А. ДОНСКОВА

развитие коммуникативной толерантности в процессе

обучения студентов-менеджеров иностранному языку

В статье приводятся результаты экспериментального исследования по развитию коммуникативной толерантности на основе инновационных педагогических технологий.

Ключевые слова: межличностная коммуникация, экспериментальное обучение, педагогические технологии.

Поведение индивида и свойства его характера проявляются во взаимодействии с окружающими как часть сферы межличностных отношений. Показателем развития навыков общения служит коммуникативная толерантность, уровень которой определяется по наличию организаторских способностей, эмпатии, а также умения строить общение, избегая конфликтов (контролировать свое поведением в различных ситуациях; понимать и принимать индивидуальность других людей).

Мы предлагаем свою технологию формирования коммуникативной толерантности, апробированную в Кубанском государственном аграрном университете на занятиях по иностранному (немецкому) языку. Эксперимент по ее внедрению проводился в течение трех семестров среди студентов-менеджеров 1-го (42 чел.) и 2-го (38 чел.) курсов факультета управления.

После подбора необходимого инструментария было осуществлено констатирующее исследование коммуникативной толерантности на основе валидных тестов:

- тест описания поведения (К. Томас [1]);

- методика «Изучение коммуникативной толерантности» (В. В. Бойко [2]);

- методика выявления и оценки коммуникативных и организаторских способностей (В. В. Синявский и Б. А. Федоршин [3]);

- методика измерения личностной представленности человека в общении (И. В. Амяга [4]);

- методика определения эмпатийных способностей (И. М. Юсупов [5]).

В соответствии с поставленной целью - определить возможности воздействия на уровень коммуникативной толерантности с помощью экспериментального учебно-методического комплекса - использовались традиционные и инновационные подходы к образованию. Учитывались все особенности педагогического процесса, что позволило варьировать средства, методы и формы обучения.

Студенты были поделены на группы: контрольную (преподавание по утвержденной государственной программе) и экспериментальную (преподавание на основе специально разработанного материала в сочетании с традиционно используемыми на уроках иностранного языка играми и упражнениями).

На подготовительном этапе (I семестр) испытуемых знакомили с тематикой мероприятий, развивающих коммуникативную толерантность в процессе общения на иностранном языке. Поскольку необходимо было сформировать умение

соотносить изучаемый материал с системой родного языка, организовать работу в коллективе, на занятиях давались сведения лингвострановедче-ского характера, уделялось внимание пополнению словарного запаса, моделировались различные речевые ситуации.

Ядром основного этапа эксперимента (II и III семестры) стал языковой практикум с активным применением методов комплексного диалогового общения. Предлагаемые тематические тренировочные упражнения, деловые игры, дискуссии и споры сопровождались обсуждением отрицательных / положительных моментов в поведении коммуникантов. По мнению студентов, такое обучение говорению оказалось более сложным, но и более интересным.

В заключение (рефлексивный этап) для подтверждения рабочей гипотезы потребовалось выявить уровень и динамику развития коммуникативной толерантности студентов-менеджеров. Для определения эффективности предложенной нами технологии, направленной на обучение конструктивному взаимодействию при разрешении конфликтных ситуаций, использовались:

- метод экспертных оценок;

- методы математической статистики;

- анкетирование преподавателей и студентов;

- тестирование.

Испытуемые из контрольной группы оказались менее лояльны к людям, менее гибки в различных аспектах человеческих отношений. Они достаточно общительны, но при этом любят быть в центре внимания, часто проявляют вспыльчивость, нетерпеливость. Участники экспериментальной группы стали более миролюбивыми, бесконфликтными. Они охотно идут на контакт с новыми людьми, что свидетельствует о достаточно высоком уровне коммуникативной толерантности - одном из профессионально важных качеств специалиста.

Эксперимент повысил интерес молодых людей к проблемам эффективного межличностного взаимодействия, позволил им получить навыки диалогового общения на иностранном языке. Существенно пополнился и теоретический инструментарий учащихся: анкетирование показало, что студенты уверенно трактуют значение термина «коммуникативная толерантность» и смежных с ним понятий из области психологии, культурологии, лингвистики.

Проведенное исследование имело значимость и для преподавателей Кубанского государственного аграрного университета: позволило определить

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.