Научная статья на тему 'Развитие арбитража, как в рамках свободной финансовой зоны, так и в рамках неправительственного некоммерческого центра в Объединенных Арабских Эмиратах, посредством государственного регулирования '

Развитие арбитража, как в рамках свободной финансовой зоны, так и в рамках неправительственного некоммерческого центра в Объединенных Арабских Эмиратах, посредством государственного регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
35
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
Объединенные Арабские Эмираты / свободная финансовая зона / неправительственный некоммерческий центр / арбитраж / United Arab Emirates / free financial zone / non-governmental non-profit center / arbitration

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тимур Ахмедович Чекуев

Статья посвящена процессу становления арбитражного центра как в рамках свободной финансовой зоны, так и в рамках неправительственного некоммерческого арбитражного центра. Исследуются структура и правовая система свободной финансовой зоны, которая позволяет развивать правовые институты (в том числе и арбитраж), направленные на регулирование общественных взаимоотношений. Проводится правовой анализ неправительственного некоммерческого арбитражного центра как регулятора арбитражных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of arbitration, both within the framework of a free financial zone and within the framework of a non-governmental non-profit center in the United Arab Emirates, through state regulation

The article Is devoted to the process of formation of an arbitration center, both within the framework of a free financial zone and in the cancers of a non-governmental non-profit arbitration center. The structure and legal system of the free financial zone, which allows the development of legal institutions (including arbitration) aimed at regulating public relations, is investigated. A legal analysis of the non-governmental non-profit arbitration center as a regulator of arbitration processes is also carried out.

Текст научной работы на тему «Развитие арбитража, как в рамках свободной финансовой зоны, так и в рамках неправительственного некоммерческого центра в Объединенных Арабских Эмиратах, посредством государственного регулирования »

Закон и право. 2023. № 12. С. 145-153. Law and legislation. 2023;(12):145-153.

Научная статья УДК 347

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-145-153 EDN: https://elibrary.ru/PVOXJI

NIION: 1997-0063-12/23-713 MOSURED: 77/27-001-2023-12-913

Развитие арбитража, как в рамках свободной финансовой зоны, так и в рамках неправительственного некоммерческого центра в Объединенных Арабских Эмиратах, посредством государственного регулирования

Тимур Ахмедович Чекуев

Фонд поддержки пострадавших от преступлений, Москва,

Россия, timur1980msk@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена процессу становления арбитражного центра как в рамках свободной финансовой зоны, так и в рамках неправительственного некоммерческого арбитражного центра. Исследуются структура и правовая система свободной финансовой зоны, которая позволяет развивать правовые институты (в том числе и арбитраж), направленные на регулирование общественных взаимоотношений. Проводится правовой анализ неправительственного некоммерческого арбитражного центра как регулятора арбитражных процессов.

Ключевые слова: Объединенные Арабские Эмираты, свободная финансовая зона, неправительственный некоммерческий центр, арбитраж.

Для цитирования: Чекуев Т.А. Развитие арбитража, как в рамках свободной финансовой зоны, так и в рамках неправительственного некоммерческого центра в Объединенных Арабских Эмиратах, посредством государственного регулирования // Закон и право. 2023. № 12. С. 145—153. https://doi.org/10.24412/ 2073-3313-2023-12-145-153 ББЫ: https://elibrary.ru/PVOXJI

Original article

The development of arbitration, both within the framework of a free financial zone and within the framework of a non-governmental non-profit center in the United Arab Emirates, through state regulation

Timur A. Chekuyev

Crime Victims Support Fund, Moscow, Russia, timur1980msk@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to the process of formation of an arbitration center, both within the framework of a free financial zone and in the cancers of a non-governmental non-profit arbitration center. The structure and legal system of the free financial zone, which allows the development of legal institutions (including arbitration) aimed at regulating public relations, is investigated. A legal analysis of the non-governmental non-profit arbitration center as a regulator of arbitration processes is also carried out.

Keywords: United Arab Emirates, free financial zone, non-governmental non-profit center, arbitration.

For citation: Chekuyev T.A. The development of arbitration, both within the framework of a free financial zone and within the framework of a non-governmental non-profit center in the United Arab Emirates, through state regulation // Law and legislation. 2023;(12):145—153. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-145-153 EDN: https://elibrary.ru/PVOXJI

© Чекуев Т.А. М., 2023. LAW & LEGISLATION • 12-2023

Арбитраж имеет длительную историю развития в арабском мире, арбитраж «на арабском языке tahkeem — ?_означает использование арбитража для урегулирования различных конфликтов (споров), который восходит ко временам Пророка Мухаммеда. Посредничество и достижение справедливого результата — именно этот метод разрешения конфликтов предпочитал Пророк Мухаммед [13]. Современное исламское право также поощряет арбитраж и посредничество в коммерческих спорах путем урегулирования и примирения сторон, посредством рассмотрения спора третьей стороной (арбитрами) с целью достижения компромисса между спорящими сторонами в конкретно взятом арбитражном разбирательстве.

Объединенные Арабские Эмираты — это исламская страна, находящаяся под сильным влиянием шариата, который по-прежнему непосредственно применяется в таких областях, как семейное право и право наследования. Нормы шариата всячески поощряют применения арбитража при рассмотрении гражданских споров в Объединенных Арабских Эмиратах. До принятия Закона «Об арбитраже» № 6 от 2018 г. (Federal Law № (6) of 2018 on Arbitration) [6] в Объединенных Арабских Эмиратах арбитражное разбирательство регулировалось Гражданским процессуальным кодексом ОАЭ, а именно, главой 3 об арбитраже (статьи 203—218) [4]. Положения указанной главы не отображали в полной мере принятые международные стандарты третейского (арбитражного) разбирательства.

Это приводило к различным «партизанским тактикам», при помощи которых недобросовестные стороны стремились сорвать третейское (арбитражное) разбирательство и избежать для себя неблагоприятных арбитражных решений по техническим или объективно необоснованным причинам. Многочисленные потенциальные подводные камни для неосторожных участников увеличивали стоимость арбитража в Объединенных Арабских Эмиратах и понижали репутацию Объединенных Арабских Эмиратов как «дружественной к арбитражу» юрисдикции [17].

Однако за последние десятки лет арабский мир стал одним из ведущих регионов международной арбитражной деятельности. С экономическим ростом арабских стран возросло и число коммерческих споров, в том числе и с иностранным участием (инвестициями), что, безусловно, способствовало развитию арбитража как регулятора экономических (коммерческих) споров и

созданию региональных арабских арбитражных центров.

Одним из ярких примеров развития арбитража в арабском мире являются Объединенные Арабские Эмираты (далее — ОАЭ). Именно наличие, в том числе в ОАЭ, свободных финансовых зон (которые освобождены от правовых аспектов как федерального законодательства, так и местного законодательства об эмиратах) позволило развивать арбитраж.

Более подробно рассмотрим процесс становления арбитража в свободной финансовой зоне в ОАЭ. Первый шаг на пути создания свободных финансовых зон был сделан, когда была внесена поправка (от 10 января 2004 г.) в ст. 121 Конституции ОАЭ (United Arab Emirates's Constitution of 1971 with Amendments through 2004) [3].

Данная поправка установила возможность создавать и формировать финансовые свободные зоны, при этом исключив финансовые свободные зоны из сферы применения положений федеральных законов.

Указанная поправка позволила федеральному органу власти принять закон о создании свободной финансовой зоны, в том числе и в рамках конкретного эмирата.

В соответствии со статьями 1 и 2 Федерального закона № 8 от 2004 г. «О свободных финансовых зонах в Объединенных Арабских Эмиратах» (Federal Law № 8 of 2004 Regarding The Financial Free Zones) свободная финансовая зона может быть создана в любом из эмиратов ОАЭ на основании федерального указа. Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 3 указанного Закона на финансовую свободную зону не распространяется юрисдикция гражданского и коммерческого законодательства ОАЭ, за исключением Федерального закона № 4 от 2002 г. «О криминализации отмывания денег» и уголовного законодательства [5].

По нашему мнению, в ОАЭ действуют три основных (мирового уровня) арбитражных института, два находятся в Дубае, а третий в Абу-Даби. Это Дубайский международный финансовый центр — Dubai International Financial Centre (далее — DIFC) [8], Дубайский международный арбитражный центр — Dubai International Arbitration Centre (далее — DIAC) [21] и Глобальный рынок Абу-Даби — Abu Dhabi Global Market (далее — ADGM) [20].

При рассмотрении Дубайского международного финансового центра — Dubai International Financial Centre (DIFC) выясняется, что DIFC был создан в соответствии с Федеральным ука-

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023

зом № 35 от 2004 г. «О создание DIFC в качестве финансовой свободной зоны в Дубае» (Federal Decree № 35 of 2004: establishing the DIFC as a financial free zone in Dubai) [7].

При этом под DIFC понимается независимая законодательная база, основанная на международных стандартах и принципах общего права. DIFC работает в рамках уникальной нормативно-правовой базы, создавая оптимальные условия для роста финансовых услуг и смежных отраслей. Это основа закреплена в конституции ОАЭ как на федеральном уровне, так и на уровне Дубая, что позволяет DIFC иметь собственную гражданскую и коммерческую правовую базу, включая регулирование финансовых услуг и систему судов, основанную на международных стандартах и принципах общего права [14] и с учетом уникальных потребностей региона.

Создание юрисдикции DIFC наряду с существующей юрисдикции Дубая, стало уникальным событием мирового масштаба. Взаимосвязь двух юрисдикций, которые имеют разные правовые традиции, поднимает вопросы взаимодействия и совместимости юрисдикций.

Закон Дубая № 9 от 2004 г. «Об учреждении Дубайского международного финансового центра» (Law № (9) of 2004 In respect of the Dubai international Financial Center) — это закон эмирата Дубая, который признает финансовую и административную независимость DIFC.

Статья 3 указанного Закона учреждает следующие органы центра:

■ Управление центра DIFC;

■ Управление финансовых услуг Дубая (DFSA);

■ Орган по разрешению споров — судебный орган DIFC.

В статье 8 указанного Закона прописан орган по разрешению спора, в состав которого входят:

1. Суды Центра.

2. Арбитражный институт.

Также прописывается, что орган по разрешению спора обладает отдельной правосубъектностью и имеет независимый и сводный бюджет, который включает бюджет судов Центра, бюджет Арбитражного института. Правительство выделяет органу по разрешению споров необходимые средства, независимо от других органов центра [8].

Помимо этого, правительство Дубая осуществляет финансирование главного судьи DIFC и судей центра. Правитель Дубая также назначает своим указом главного судью DIFC и судей DIFC, при этом назначенный судья должен при-

нять присягу перед правителем или его делегатом, прежде чем приступить к исполнению своих обязанностей [9]. Отметим, что решения судов DIFC выносится от имени правителя Дубая [9, ст. 3].

В статье 8 рассматриваемого Закона также прописывается, что суды центра обладают исключительной юрисдикцией по толкованию законов и положений Центра. При этом суды эмирата Дубая обладают только юрисдикцией в отношении преступлений, совершенных в пределах центра DIFC.

Соответственно, полагаем, что в рамках DIFC были созданы условия не только для развития DIFC как свободной финансовой зоны, но и арбитража как независимого регулятора общественных взаимоотношений.

Подтверждением указанного являлась деятельность DIFC — LCIA как совместное предприятие Дубайского международного финансового центра и Лондонского международного арбитражного суда (в 2021 г. был упразднен решением правителя Дубая).

Арбитражный центр DIFC — LCIA был создан посредством заключения соглашения между DAI (управлением по разрешению споров DIFC) и LCIA (Лондонским международным арбитражным судом) в ноябре 2015 г. DIFC — LCIA обеспечивал эффективное и беспристрастное администрирование арбитражных и других альтернативных процедур разрешения споров (ADR) независимо от места нахождения и в соответствии с любой системой права.

Местом расположения DIFC — LCIA являлся DIFC. Еще одно уникальное предложение DIFC — LCIA заключалось в том, что когда стороны выбирали DIFC в качестве места арбитража или когда DIFC становился местом по умолчанию, суды DIFC являлись судом первой инстанции. Суды DIFC были судом первой инстанции в целях признания арбитражного решения и вынесения решения о его применении в отношении активов (где бы они не находились) ответчика. Решение DIFC — LCIA, выданное в DIFC, могло быть применено непосредственно во всем арабском мире1.

Соответственно, задачами указанного арбитражного центра являлось продвижение арбитражного разбирательства и других альтернативных процедур для разрешения споров сторон, ведущих бизнес в регионах Персидского залива,

1 Сайт DIFC — LCIA // URL: http://www.difc-lcia.org/ overview.aspx (Дата обращения: 22.02.2020)

LAW & LEGISLATION • 12-2023

Ближнего Востока и Северной Африки, как действенного, эффективного и гибкого правового механизма разрешения споров [18].

Следует отметить, что Закон Дубая № 12 от 2004 г. «О судебной власти в Дубайском международном финансовом центре» прописывает, что суды DIFC учреждаются и осуществляют свои функции независимо, в соответствии с положениями настоящего Закона и положениями других законов и постановлений Центра.

Помимо законодательной основы и финансовой независимости, обеспеченной правительством Дубая, судьи суда DIFC не имеют какой-либо зависимости от своего судейского статуса, так как большинство судей DIFC не являются гражданами ОАЭ. Подразумевается, что иностранные судьи DIFC не могут быть подвержены какому-либо влиянию со стороны судейского сообщества Дубая, но при этом надо учитывать, что иностранные судьи DIFC имеют большой опыт судейской работы и соответствующую репутацию квалифицированных юристов. Данные факты, безусловно, будут являться определенной степенью доверия со стороны всех участников правоотношений, находящихся или связанных с деятельностью DIFC.

Статья 5 указанного Закона также прописывает юрисдикцию судов DIFC; так, суды первой инстанции обладают исключительной юрисдикцией для заслушивания и определения гражданских или коммерческих исков, которые так или иначе относятся или связаны с деятельностью DIFC.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что суды эмирата Дубая не могут вмешиваться в деятельность судов DIFC как вышестоящая инстанция и не могут осуществлять контроль в качестве надзорной инстанции. По нашему мнению, этот факт указывает на независимость судов DIFC, осуществляющих правосудие (Закон Дубая № 12 от 2004 г. «О судебной власти в Дубайском международном финансовом центре»).

В пункте «е» ст. 5 (1) сказано, что «суды DIFC рассматривают любые иски, в отношении которых суды DIFC обладают юрисдикцией в соответствии с законами и правилами DIFC». Такая же норма прописана в Законе DIFC № 10 от 2004 г. «О суде DIFC» в ст. 19 «Юрисдикция» (1) (D).

Статья 7 (2) Закон Дубая № 12 от 2004 г. «Закон о судебной власти в Дубайском международном финансовом центре» сказано, что «если предмет исполнения находится за пределами DIFC, решения, постановления и распоряжения, вынесенные судами, и арбитражные реше-

ния, ратифицированные судами, исполняются компетентным органом, обладающим юрисдикцией за пределами DIFC, в соответствии с процедурой и правилами, принятыми такими органами в связи с этим, а также с любыми соглашениями или меморандумами о взаимопонимании между судами и этими органами».

В статье 42 (1) Закона DIFC № 1 от 2008 г. «Об арбитраже DIFC» указывается, что «арбитражное решение, независимо от государства или юрисдикции, в которой оно было вынесено, признается имеющим обязательную силу в рамках DIFC. И в случае направления письменного заявления в суд DIFC о приведении в исполнении арбитражного решения, оно приводится в исполнение с учетом положений следующих статей 43 и 44»2.

Однако если ОАЭ заключили применимый договор о взаимном исполнении судебных решений, постановлений или решений, суд DIFC должен соблюдать условия такого договора и им руководствоваться.

Следовательно, суд DIFC может ратифицировать арбитражные решение, в том числе и иностранные арбитражные решения.

Статья 7 «Исполнение» Закона Дубая № 12 от 2004 г. «О судебной власти Дубайского международного финансового центра» подразумевает исполнение арбитражных ратифицируемых решений. Исходя из этого арбитражные решения должны быть признаны (утверждены) и исполнены судом DIFC при соответствии арбитражных решений, в том числе и иностранных с прописанными требованиями в соответствующих нормативно-правовых актах.

С учетом того, что ОАЭ являются участником Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений» (заключена в г. Нью-Йорке в 1958 г.) на суды DIFC накладывается обязательство в соответствии со ст. 3 Нью-Йоркская конвенция 1958 г. признавать арбитражные решения как обязательные и приводить их в исполнение [1].

Однако такие страны арабского региона, как Ирак, Ливия, Йемен, Судан не подписали Нью-Йоркскую конвенцию 1958 г., данный факт является серьезным препятствием для принудительного исполнения арбитражных решений в отношении должников, имеющих активы в указанных юрисдикциях.

2 См.:Arbitration Law DIFC Law № 1 of 2008 // URL: https://www.difc.ae/files/9614/5448/9173/Arbitration_ Law_DIFC_Law_No_1_of_2008.pdf

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023

При этом 6 апреля 1983 г. участники Лиги арабских государств заключили Эр-Риядскую арабскую конвенцию о судебном сотрудничестве (далее — Эр-Риядская конвенция), подписало данную Конвенцию 21 государство (включая ОАЭ, Алжир, Бахрейн, Иорданию, Кувейт, Ливан, Ливию, Ирак, Йемен, Марокко, Оман, Катар, Саудовскую Аравию и Тунис).

Сфера применения и регулирования указанной Конвенции обширна и включает многие вопросы, в том числе регулирует признание и исполнение судебных и арбитражных решений между государствами, ратифицировавшими данную Конвенцию.

В соответствии со ст. 25 Эр-Риядской конвенции указывается, что «каждая договаривающаяся сторона признает судебные решения, вынесенные судами любой другой договариваю -щейся стороны по гражданским делам, включая судебные решения, касающиеся гражданских прав, вынесенные уголовными судами, а также в коммерческих, административных и личных делах. Это решение суда, имеющее силу «res judicata» (лат. — разрешенное дело)»3.

В статье 25 Эр-Риядской конвенции указывается на решения (это касается в том числе и арбитражных решений), которые не могут быть признаны и исполнены:

■ решения, вынесенные против правительства запрашиваемой стороны;

■ решения, вынесенные против любого из ее сотрудников в отношении действий, предпринятых в ходе исполнения служебных обязанностей или исключительно на их основании;

■ решения, признание или выполнение которых противоречило бы международным договорам и соглашениям, применяемым запрашиваемой стороной;

■ временные и предупредительные меры и решения, принятые в случаях банкротства, налогов и сборов [2].

Соответственно, в рамках правовой системы DIFC предусмотрен правовой механизм исполнения арбитражных решений, например арбитража London Court of International Arbitration (Лондонский международный арбитражный суд; далее — LCIA) посредством обращения в суд

3 Res judicata — вопрос, окончательно решенный судом и поэтому не подлежащий рассмотрению вновь тем же судом или судом параллельной юрисдикции / Словарь латинских терминов // URL: https://base.garant.ru/ 2540005/#friends (Дата обращения: 21.01.2020)

DIFC, после ратификации арбитражного решения, последующим обращением в Йеменскую или Иракскую юрисдикцию в соответствии с Эр-Риядской конвенцией, для исполнения арбитражного решения без рассмотрения по существу, в соответствии со ст. 25 указанной Конвенции [11, пункты 38—41].

Анализируя вышеуказанное, можно однозначно сделать вывод о том, что юрисдикция DIFC позволяла не только функционировать арбитражному институту DIFC — LCIA, но и быть действительно успешным правовым механизмом в регулировании экономических споров, в том числе и в арабском регионе.

Так, специалисты оценивают деятельность арбитража DIFC — LCIA с 2015 г. по 20 сентября 2021 г. как весьма успешную, наблюдался уверенный рост рассматриваемых споров в DIFC — LCIA; по имеющимся сведениям, по состоянию на середину 2021 г. DIFC — LCIA рассмотрел около 180 активных дел. Данному обстоятельству предшествовали, прежде всего, адаптированный под современные реалии арбитражный регламент DIFC — LCIA, место арбитража — Дубайс-кий международный финансовый центр (DIFC), суды DIFC являются юрисдикцией общего права, а DIFC имеет арбитражный закон, основанный на модели ЮНСИТРАЛ [22].

В опубликованной статье Бена Ригби от 18 ноября 2019 г. представлена информация из отчета DIFC — LCIA, указывающая на то, что DIFC — LCIA демонстрирует уверенный рост и расширяет региональное присутствие. Так, «стоимость дел» только за 2018 г. увеличилась и превысила 2 млрд дирхамов ОАЭ (600 млн долл. США). Применение английского права при рассмотрении споров осталось предпочтительным правом и в процентном соотношении составило 53% от рассматриваемых дел, применение права DIFC при рассмотрении споров составило 18%.

Арбитраж использовался в 70% споров и 71% респондентов заявили, что выбрали правила DIFC — LCIA, при этом только 3% выбрали Ду-байский международный арбитражный центр, а 14% — саму LCIA.

84% респондентов перешли на правила DIFC — LCIA в 2017 г. — это значительное улучшение по сравнению с 55%, когда DIFC — LCIA был реформирован. Появление арбитража DIFC — LCIA облегчило регистрацию и приведение в исполнение решений в DIFC, а затем и в местных судах. 57% сторон в арбитражных разбирательствах DIFC — LCIA в 2018 г. составили граждане ОАЭ, 18% — граждане Саудовской Аравии,

LAW & LEGISLATION • 12-2023

а также и другие представители национальностей, включая африканцев и азиатов.

Исследование Clyde & Co показало, что суды DIFC сохраняют свою привлекательность, арбитраж DIFC — LCIA получил признание и стал более авторитетным и надежным для разрешения споров в регионе. В опросе Clyde & Co говорится: что «Арбитраж завоевал популярность благодаря тому, что правила DIFC —LCIA стали наиболее популярной формой разрешения споров, как при слияниях и поглощениях, так и при создании совместных предприятий», как самый предсказуемый и надежный для разрешения споров» [15].

Следовательно, в ОАЭ была создана законодательная основа для создания свободных финансовых зон, в которых функционируют, в том числе, и арбитражные институты. При этом отдельно взятая финансовая зона получила правовые основания создавать свою автономную нормативно-правовую базу для разрешения общегражданских и коммерческих вопросов, что позволило осуществлять деятельность финансовой свободной зоны, основываясь на собственном праве, в том числе и при разрешении арбитражных споров.

При этом арбитраж DIFC — LCIA стал одним из привлекательных вариантов для сторон, заинтересованных в проведении международного арбитража в арабском регионе под эгидой крупного арбитражного учреждения и в соответствии с современным набором институциональных арбитражных правил.

По нашему мнению, указанный арбитражный институт не только занял лидирующие позиции в эмирате Дубая в рамках рассмотрения гражданских споров, но и был признан мировым арбитражным сообществом одним из самых профессиональных и компетентных учреждений.

Однако 20 сентября 2021 г. вступил в силу Указ № 34 от 2021 г. «О Дубайском международном арбитражном центре (DIAC)» (далее — Указ), который внес существенные изменения в арбитражный «ландшафт» эмирата Дубая. Суть указанного Указа состоит в том, что были упразднены DIFC — LCIA и Эмиратский морской арбитражный центр (далее — EMAC).

В соответствии со ст. 4, пунктами (1) и (2) Указа EMAC и DIFC — LCIA упраздняются и именуются в дальнейшем «Упраздненные арбитражные центры».

В соответствии со ст. 5 (b) Указа DIAC заменит упраздненные арбитражные центры во всех

их правах и обязанностях, в том числе это касается: права собственности на недвижимое имущество; движимое имущество; активы, устройства, оборудование и другое имущество упраздненных центров.

В статье 6 Указа сказано, что соглашения об обращении в арбитраж в упраздненных арбитражных центрах, заключенные до даты вступления в силу настоящего Указа, считаются действительными. DIAC заменит упраздненные арбитражные центры при рассмотрении и разрешении всех споров, вытекающих из указанных соглашений, если стороны не договорились об ином.

Текущие арбитражные разбирательства, сформированные до даты вступления в силу настоящего Указа, будут продолжать без перерыва рассматривать и разрешать все арбитражные иски в упраздненных арбитражных центрах в соответствии с правилами и процедурами, которые они принимают в этом отношении. Однако DIAC и его административные органы будут контролировать обработку этих требований.

В статье 7 Указа прописано, что как суды Дубая, так и суды DIFC будут продолжать рассматривать дела, запросы и возражения, связанные с любым решением или приказом, вынесенным арбитражными судами DIAC и упраздненными арбитражными центрами.

Основываясь на Указе, DIAC является неправительственным некоммерческим центром, который обладает правосубъектностью, финансовой и административной автономией, а также правоспособностью для достижения поставленных целей.

В соответствии со ст. 2 Устава Дубайского международного арбитражного центра (далее — Устав) DIAC ставит перед собой следующие цели:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Укрепить позицию эмирата как надежного международного центра разрешения споров при помощи методов ADR.

2. Укрепить позицию DIAC как одного из лучших вариантов, доступных сторонам споров для эффективного и действенного разрешения споров, путем принятия передового международного опыта в управлении методами ADR.

3. Содействовать использованию методов ADR с целью обеспечения наилучших интересов финансового и делового сообщества эмирата.

Хотя в ст. 6 «Формирование совета директоров» и прописывается, что председателя, заместителя председателя и других членов совета директоров DIAC назначают решением Правителя. При этом можно констатировать, что функ-

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023

ции совета директоров, прописанные в ст. 8 Устава, подразумевают самостоятельность и не подконтрольность со стороны органов исполнительной власти эмирата Дубая [10].

Отметим, что арбитражный суд Б1ЛС сформирован, в том числе, и из иностранных граждан; так, председателем арбитражного суда Б1ЛС является д-р Майкл Прайлс, а вице-президентом арбитражного суда Б1ЛС — Эрин Миллер Рэн-кин (гражданка Канады). Данные лица занимают лидирующие позиции в арбитражном суде Б1ЛС и фактически определяют политику и стандарты рассмотрения споров в арбитражном суде Б1ЛС.

По нашему мнению, данные обстоятельства также указывают на самостоятельность Б1ЛС, по крайне мере, при принятии решений по арбитражным спорам в рамках Б1ЛС.

Несомненно, определяющим для сторон арбитражного спора будет являться место арбитражного разбирательства. Поскольку от места арбитражного спора будет зависеть, какие суды будут осуществлять надзор за арбитражным разбирательством, в том числе в отношении обеспечительных мер до начала арбитражного разбирательства, какая помощь будет оказана в получении доказательств в ходе арбитражного разбирательства, а также признания или аннулирования арбитражного разбирательства.

В соответствии с Уставом [10, ст. 8] и Арбитражным регламентом 2022 Б1ЛС4, если стороны арбитражного разбирательства не договорились о месте арбитражного разбирательства, применяются следующие положения и правила:

1. Если стороны арбитража выбирают эмират в качестве местонахождения или места арбитража, арбитражное соглашение и арбитражное разбирательство регулируются вышеупомянутым Федеральным законом № (6) от 2018 г. и суды будут иметь юрисдикцию для рассмотрения любых претензий, заявлений или апелляций, касающихся любого вынесенного решения или арбитражной меры, принятой арбитражными судами Б1ЛС.

2. Если стороны арбитража выбирают БШС в качестве местонахождения или места арбитража, арбитражное соглашение и арбитражное разбирательство будут регулироваться вышеупомянутым Законом БШС № (1) от 2008 г. или любым другим заменяющим его законодатель-

4 См.: статья 20.1 DIAC Arbitration Rules // URL: https:// www.diac.com/wp-content/uploads/2022/10/DIAC-Rules-2007-1.pdf

ством. В данных обстоятельствах суды DIFC будут иметь юрисдикцию для рассмотрения любых претензий, заявлений или апелляций, касающихся любого вынесенного решения или арбитражной меры, принятой арбитражными судами DIAC.

Если стороны в арбитраже не могут договориться о местонахождении или месте арбитража, то DIFC (а не суды Дубая) будет считаться «начальным» местом, местом арбитражного разбирательства и будут регулироваться положением, предусмотренным в подпункте (2) и правилами арбитража, принятыми DIAC.

Данное положение Указа, по мнению специалистов Curtis (Curtis, Mallet-Prevost, Colt & Mosle LLP)5 связано с тем, что суды DIFC заработали благоприятную для арбитража репутацию и действуют в соответствии с законом DIFC № 1 от 2008 г. Арбитраж, который основан на типовом законе ЮНИСТРАЛ [19].

Опубликованный годовой отчет DIAC в 2022 г. также свидетельствует о росте количества и стоимости зарегистрированных споров, а также широком охвате регионов. Так, DIAC сообщает, что в 2022 г. было зарегистрировано 340 дел, в 2021 г. — 276 дел, а в 2020 г. — 231 дело.

В 2022 г. 44% от общего количества дел связаны с международными спорами, в делах участвовали стороны из 48 стран, включая стороны из Европы, Китая, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки. При этом в 47% всех рассматриваемых споров одной из сторон являлись представители ОАЭ.

Стоимость рассмотренных зарегистрированных споров в DIAC составила 3,1 млрд долл. США. Более половины зарегистрированных рассмотренных случаев находятся в диапазоне приблизительно 13,5 млн долл. США (160 дел, 1 52 дела стоимостью до 272 000 долл. США), также сообщается о двух случаях на сумму более 270 млн долл. США, при этом один превышает 400 млн долл. США. Как обычно, для ближневосточного региона почти половина дел (49%) приходится на дела, связанные со строительным сектором, за ними следуют коммерческие споры (27%) и споры о недвижимости (16%) [16].

5 Curtis — одна из старейших в мире международных юридических фирм с лидирующей на рынке практикой в области международного права, основанная в 1830 г. в Нью-Йорке в которой работает 250 юристов в 19 офисах по всему миру // URL: https://en.rn.wikipedia.org/ wiki/Curtis,_Mallet-Prevost,_Colt_&_Mosle

LAW & LEGISLATION • 12-2023

Анализируя вышеуказанное, можно констатировать следующее: опыт развития DIFC — LCIA оказался успешным. В рамках DIFC был создан арбитражный центр, который за относительно короткий промежуток времени занял лидирующие позиции не только в Дубае (в арабском регионе), но и в мировом сообществе. Данный факт стал возможен только благодаря деятельности правительства Дубая, которое создало DIFC, а впоследствии был создан на базе DIFC и арбитражный центр DIFC — LCIA.

При принятии решения об упразднении DIFC — LCIA правительство Дубая инициировало объединение всех арбитражных процессов в эмирате Дубая в рамках деятельности DIAC, который получил новый статус, новый административный регламент и новый состав арбитров.

На сегодняшний день деятельность DIAC, на наш взгляд, также является успешной. По сути, правительство Дубая в какой-то мере проводит арбитражный эксперимент, предлагая как на региональном уровне, так и на мировом уровне свои правила ведения арбитражных процессов, соблюдая при этом высокий уровень международных стандартов, но уже в рамках DIAC.

Список источников (References)

1. Конвенция Организации Объединенных Наций о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (заключена в г. Нью-Йорке в 1958 г.) / The United Nations Convention on the Recognition and Enforcement of Foreign Arbitral Awards (concluded in New York in 1958) // http://www.consultant.ru/

2. Конвенция о судебном сотрудничестве (подписано в г. Эр-Рияд 06.04.1983). (Riyadh Arab Agreement for Judicial Cooperation) // URL: https: // www.refworld.org/docid/3ae6b38d8.html

3. United Arab Emirates's Constitution of 1971 with Amendments through 2004 // URL: https:// www.constituteproject.org/constitution/United_ Arab_Emirates_2004.pdf, поправка // URL: https:// www.difc.ae/files/5714/5449/7479/Constitu-tional_Amendment_No_1_of_2004_English.pdf

4. Federal Law № (11) of 1992 Concerning Issuance of the Civil Procedures Code * Amended by: Federal Law № (30) of 2005 dated 30/11/2005; Federal Law № (10) of 2014 dated 20/11/2014 // URL: https: //legaladviceme.com/legislation/143/ uae-federal-law-11 -of-1992-concerning-issuance-of-civil-procedures-code

5. Federal Law № 8 of 2004 Regarding the Financial Free Zones // URL: // https://www. difc.ae/files/5314/5449/7480/Federal_Law_

No_8_of_2004_English.pdf (flaTa o6pa^eHHa: 16.05.2019) / Cm.: Dubai International Financial Centre // URL: https://www.difc.ae/

6. Federal Law № (6) of 2018 on Arbitration // URL: https://www.tamimi.com/crm-media-uploader/fileupload/server/php/files/UAE% 20Arbitration%20Law%20-%20Federal% 20Law%20No%20%206%20of%202018.pdf

7. Federal Decree № 35 of2004: establishing the DIFC as a financial free zone in Dubai // URL: https://www.difccourts.ae/application/files/6015/ 9465/4858/Federal-Decree-No-35-of-2004.pdf

8. Law № (9) of 2004 In respect of the Dubai international Financial Center // URL: https:// www.difc.ae/files/4414/5735/7076/Dubai_Law_ No_9_of_2004_-_English.pdf, Law № (7) of 2014 Amending Law № (9) of2004 Concerning the Dubai International Financial Centre // URL:https:// www.difccourts.ae/wp-content/uploads/2017/10/ Amendments_to_Dubai_Law_No_9_of_2004_English.pdf

9. Law № 12 of 2004 in respect of the Judicial Authority at Dubai International Financial Centre as amended // URL: https://www.difccourts.ae/wp-content/uploads/2017/10/Dubai12of2004_ amended2011.pdf (flaTa o6pa^eHHa: 29.07.2019). H3MeHeHHa (Changes) // URL: https://www.difcco-urts.ae/wp-content/uploads/2017/10/Dubai_Law_ No. 16_of_2011_English.pdf DIFC Court Law DIFC Law № 10 of2004 // URL: https://www.difc.ae/files/ 1914/5448/9176/Court_Law_DIFC_Law_ No.10_of_2004.pdf

10. Decree № (34) of2021 Concerning the Dubai International Arbitration // URL: https://dlp.dubai. gov.ae/Legislation%20Reference/2021/Decree%20 No.%20(34)%20of%202021.pdf

11. PemeHHa anen^annoHHOH HHCTaHHHH cyfla DIFC no fleny (1) Mr Rafed Abdel Mohsen Bader Al Khorafi (2) Mrs Amrah Ali Abdel Latif Al Hamad (3) Mrs Alia Mohamed Sulaiman Al Rifai v (1) Bank Sarasin-Alpen (ME) Limited (2) Bank Sarasin & Co Limited CA 002/2010 (1) Bank Sarasin-Alpen (ME) Limited v (1) Mr Rafed Abdel Mohsen Bader Al Khorafi (2) Mrs Amrah Ali Abdel Latif Al Hamad (3) Mrs Alia Mohamed Sulaiman Al Rifai v (1) Bank Sarasin-Alpen (ME) Limited (2) Bank Sarasin & Co Limited [2010] DIFC CA 001 // URL: https:// www.difccourts.ae/2011/01/26/ca-0012010-1-mr-rafed-abdel-mohsen-bader-al-khorafi-2-mrs-amrah-ali-abdel-latif-al-hamad-3-mrs-alia-mohamed-sulaiman-al-rifai-v-1-bank-sarasin-alpen-me-limited-2-bank-sarasin-co-limited-3/

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023

12. DIAC Arbitration Rules // URL: https:// www.diac.com/wp-content/uploads/2022/10/ DIAC-Rules-2007-1.pdf

13. Ионова А.И. Судебная практика и арбитраж в исламе // Вестник Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 1995. № 1 (Ionova A.I. Judicial practice and arbitration in Islam / / Bulletin of the Moscow University. Ser. 13. Oriental Studies. 1995. № 1) // URL: https://kavkaznasledie.ru/?p=1689

14. Кожевников B.B. Современное Английское общее право: новое прочтение // Вестник Омского ун-та. Сер. Право. 2015. № 4 (45). С. 53—64 / Kozhevnikov V.V. Modern English common law: a new reading // Bulletin of Omsk University. Ser. Right. 2015. № 4 (45). Pp. 53—64.

15. Ben Rigby. EXCLUSIVE: DIFC-LCIA report heralds positive Dubai Arbitration Week // URL: https://www.cdr-news.com/categories/ people-and-firms/10454-exclusive-difc-lcia-report-heralds-positive-dubai-arbitration-week

16. Luka Kristovic-Blazevic, Taisiya Vorotilova, Marlize Dumas Uae: DIAC 2022 Annual Report released // URL: https://me-insights.bakermcken-zie.com/2023/06/14/uae-diac-2022-annual-report-released/

17. Stephen Burke, Lucas Pitts, Philip Punwar. Highlights of the UAE Federal Arbitration Act (Law № 6 of 2018) Lexology Navigator // URL: https:// www.lexology.com/library/detail.aspx?g=b88a986a-6cc6-4f01-9c75-a14b06e08a20.

18. Reformation of the Dubai International Arbitration Centre // Aceris Law LLC // URL: https://www.acerislaw.com/

19. The Dubai International Arbitration Centre (DIAC) has launched the DIAC Arbitration Rules 2022 // URL: https://www.curtis.com/our-firm/ news/the-dubai-international-arbitration-centre-diac-has-launched-the-diac-arbitration-rules-2022

20. Abu Dhabi Global Market // URL: https:// www.adgm.com/

21. Dubai International Arbitration Centre /// URL: http://www.diac.ae/idias/

22. Dubai International Arbitration Centre // URL: http://www.diac.ae/idias/

23. Dubai Abolishes DIFC-LCIA Arbitration Centre and Moves to Revamp DIAC Arbitration // Copyright Linklaters LLP // URL: https:// www.linklaters.com/en/insights/blogs/arbitrati-onlinks/2021/september/dubai-abolishes-difc-lcia

Информация об авторе

Чекуев Т. А. — юрист

Статья поступила в редакцию 1 5.1 0.2023; одобрена после рецензирования 08.11.2023; принята к публикации 14.11.2023.

Information about the author

Chekuyev T.A. — lawyer

The article was submitted 15.10.2023; approved after reviewing 08.11.2023; accepted for publication 14.11.2023.

LAW & LEGISLATION • 12-2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.