Закон и право. 2023. № 12. С. 145-153. Law and legislation. 2023;(12):145-153.
Научная статья УДК 347
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-145-153 EDN: https://elibrary.ru/PVOXJI
NIION: 1997-0063-12/23-713 MOSURED: 77/27-001-2023-12-913
Развитие арбитража, как в рамках свободной финансовой зоны, так и в рамках неправительственного некоммерческого центра в Объединенных Арабских Эмиратах, посредством государственного регулирования
Тимур Ахмедович Чекуев
Фонд поддержки пострадавших от преступлений, Москва,
Россия, timur1980msk@yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена процессу становления арбитражного центра как в рамках свободной финансовой зоны, так и в рамках неправительственного некоммерческого арбитражного центра. Исследуются структура и правовая система свободной финансовой зоны, которая позволяет развивать правовые институты (в том числе и арбитраж), направленные на регулирование общественных взаимоотношений. Проводится правовой анализ неправительственного некоммерческого арбитражного центра как регулятора арбитражных процессов.
Ключевые слова: Объединенные Арабские Эмираты, свободная финансовая зона, неправительственный некоммерческий центр, арбитраж.
Для цитирования: Чекуев Т.А. Развитие арбитража, как в рамках свободной финансовой зоны, так и в рамках неправительственного некоммерческого центра в Объединенных Арабских Эмиратах, посредством государственного регулирования // Закон и право. 2023. № 12. С. 145—153. https://doi.org/10.24412/ 2073-3313-2023-12-145-153 ББЫ: https://elibrary.ru/PVOXJI
Original article
The development of arbitration, both within the framework of a free financial zone and within the framework of a non-governmental non-profit center in the United Arab Emirates, through state regulation
Timur A. Chekuyev
Crime Victims Support Fund, Moscow, Russia, timur1980msk@yandex.ru
Abstract. The article is devoted to the process of formation of an arbitration center, both within the framework of a free financial zone and in the cancers of a non-governmental non-profit arbitration center. The structure and legal system of the free financial zone, which allows the development of legal institutions (including arbitration) aimed at regulating public relations, is investigated. A legal analysis of the non-governmental non-profit arbitration center as a regulator of arbitration processes is also carried out.
Keywords: United Arab Emirates, free financial zone, non-governmental non-profit center, arbitration.
For citation: Chekuyev T.A. The development of arbitration, both within the framework of a free financial zone and within the framework of a non-governmental non-profit center in the United Arab Emirates, through state regulation // Law and legislation. 2023;(12):145—153. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-145-153 EDN: https://elibrary.ru/PVOXJI
© Чекуев Т.А. М., 2023. LAW & LEGISLATION • 12-2023
Арбитраж имеет длительную историю развития в арабском мире, арбитраж «на арабском языке tahkeem — ?_означает использование арбитража для урегулирования различных конфликтов (споров), который восходит ко временам Пророка Мухаммеда. Посредничество и достижение справедливого результата — именно этот метод разрешения конфликтов предпочитал Пророк Мухаммед [13]. Современное исламское право также поощряет арбитраж и посредничество в коммерческих спорах путем урегулирования и примирения сторон, посредством рассмотрения спора третьей стороной (арбитрами) с целью достижения компромисса между спорящими сторонами в конкретно взятом арбитражном разбирательстве.
Объединенные Арабские Эмираты — это исламская страна, находящаяся под сильным влиянием шариата, который по-прежнему непосредственно применяется в таких областях, как семейное право и право наследования. Нормы шариата всячески поощряют применения арбитража при рассмотрении гражданских споров в Объединенных Арабских Эмиратах. До принятия Закона «Об арбитраже» № 6 от 2018 г. (Federal Law № (6) of 2018 on Arbitration) [6] в Объединенных Арабских Эмиратах арбитражное разбирательство регулировалось Гражданским процессуальным кодексом ОАЭ, а именно, главой 3 об арбитраже (статьи 203—218) [4]. Положения указанной главы не отображали в полной мере принятые международные стандарты третейского (арбитражного) разбирательства.
Это приводило к различным «партизанским тактикам», при помощи которых недобросовестные стороны стремились сорвать третейское (арбитражное) разбирательство и избежать для себя неблагоприятных арбитражных решений по техническим или объективно необоснованным причинам. Многочисленные потенциальные подводные камни для неосторожных участников увеличивали стоимость арбитража в Объединенных Арабских Эмиратах и понижали репутацию Объединенных Арабских Эмиратов как «дружественной к арбитражу» юрисдикции [17].
Однако за последние десятки лет арабский мир стал одним из ведущих регионов международной арбитражной деятельности. С экономическим ростом арабских стран возросло и число коммерческих споров, в том числе и с иностранным участием (инвестициями), что, безусловно, способствовало развитию арбитража как регулятора экономических (коммерческих) споров и
созданию региональных арабских арбитражных центров.
Одним из ярких примеров развития арбитража в арабском мире являются Объединенные Арабские Эмираты (далее — ОАЭ). Именно наличие, в том числе в ОАЭ, свободных финансовых зон (которые освобождены от правовых аспектов как федерального законодательства, так и местного законодательства об эмиратах) позволило развивать арбитраж.
Более подробно рассмотрим процесс становления арбитража в свободной финансовой зоне в ОАЭ. Первый шаг на пути создания свободных финансовых зон был сделан, когда была внесена поправка (от 10 января 2004 г.) в ст. 121 Конституции ОАЭ (United Arab Emirates's Constitution of 1971 with Amendments through 2004) [3].
Данная поправка установила возможность создавать и формировать финансовые свободные зоны, при этом исключив финансовые свободные зоны из сферы применения положений федеральных законов.
Указанная поправка позволила федеральному органу власти принять закон о создании свободной финансовой зоны, в том числе и в рамках конкретного эмирата.
В соответствии со статьями 1 и 2 Федерального закона № 8 от 2004 г. «О свободных финансовых зонах в Объединенных Арабских Эмиратах» (Federal Law № 8 of 2004 Regarding The Financial Free Zones) свободная финансовая зона может быть создана в любом из эмиратов ОАЭ на основании федерального указа. Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 3 указанного Закона на финансовую свободную зону не распространяется юрисдикция гражданского и коммерческого законодательства ОАЭ, за исключением Федерального закона № 4 от 2002 г. «О криминализации отмывания денег» и уголовного законодательства [5].
По нашему мнению, в ОАЭ действуют три основных (мирового уровня) арбитражных института, два находятся в Дубае, а третий в Абу-Даби. Это Дубайский международный финансовый центр — Dubai International Financial Centre (далее — DIFC) [8], Дубайский международный арбитражный центр — Dubai International Arbitration Centre (далее — DIAC) [21] и Глобальный рынок Абу-Даби — Abu Dhabi Global Market (далее — ADGM) [20].
При рассмотрении Дубайского международного финансового центра — Dubai International Financial Centre (DIFC) выясняется, что DIFC был создан в соответствии с Федеральным ука-
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023
зом № 35 от 2004 г. «О создание DIFC в качестве финансовой свободной зоны в Дубае» (Federal Decree № 35 of 2004: establishing the DIFC as a financial free zone in Dubai) [7].
При этом под DIFC понимается независимая законодательная база, основанная на международных стандартах и принципах общего права. DIFC работает в рамках уникальной нормативно-правовой базы, создавая оптимальные условия для роста финансовых услуг и смежных отраслей. Это основа закреплена в конституции ОАЭ как на федеральном уровне, так и на уровне Дубая, что позволяет DIFC иметь собственную гражданскую и коммерческую правовую базу, включая регулирование финансовых услуг и систему судов, основанную на международных стандартах и принципах общего права [14] и с учетом уникальных потребностей региона.
Создание юрисдикции DIFC наряду с существующей юрисдикции Дубая, стало уникальным событием мирового масштаба. Взаимосвязь двух юрисдикций, которые имеют разные правовые традиции, поднимает вопросы взаимодействия и совместимости юрисдикций.
Закон Дубая № 9 от 2004 г. «Об учреждении Дубайского международного финансового центра» (Law № (9) of 2004 In respect of the Dubai international Financial Center) — это закон эмирата Дубая, который признает финансовую и административную независимость DIFC.
Статья 3 указанного Закона учреждает следующие органы центра:
■ Управление центра DIFC;
■ Управление финансовых услуг Дубая (DFSA);
■ Орган по разрешению споров — судебный орган DIFC.
В статье 8 указанного Закона прописан орган по разрешению спора, в состав которого входят:
1. Суды Центра.
2. Арбитражный институт.
Также прописывается, что орган по разрешению спора обладает отдельной правосубъектностью и имеет независимый и сводный бюджет, который включает бюджет судов Центра, бюджет Арбитражного института. Правительство выделяет органу по разрешению споров необходимые средства, независимо от других органов центра [8].
Помимо этого, правительство Дубая осуществляет финансирование главного судьи DIFC и судей центра. Правитель Дубая также назначает своим указом главного судью DIFC и судей DIFC, при этом назначенный судья должен при-
нять присягу перед правителем или его делегатом, прежде чем приступить к исполнению своих обязанностей [9]. Отметим, что решения судов DIFC выносится от имени правителя Дубая [9, ст. 3].
В статье 8 рассматриваемого Закона также прописывается, что суды центра обладают исключительной юрисдикцией по толкованию законов и положений Центра. При этом суды эмирата Дубая обладают только юрисдикцией в отношении преступлений, совершенных в пределах центра DIFC.
Соответственно, полагаем, что в рамках DIFC были созданы условия не только для развития DIFC как свободной финансовой зоны, но и арбитража как независимого регулятора общественных взаимоотношений.
Подтверждением указанного являлась деятельность DIFC — LCIA как совместное предприятие Дубайского международного финансового центра и Лондонского международного арбитражного суда (в 2021 г. был упразднен решением правителя Дубая).
Арбитражный центр DIFC — LCIA был создан посредством заключения соглашения между DAI (управлением по разрешению споров DIFC) и LCIA (Лондонским международным арбитражным судом) в ноябре 2015 г. DIFC — LCIA обеспечивал эффективное и беспристрастное администрирование арбитражных и других альтернативных процедур разрешения споров (ADR) независимо от места нахождения и в соответствии с любой системой права.
Местом расположения DIFC — LCIA являлся DIFC. Еще одно уникальное предложение DIFC — LCIA заключалось в том, что когда стороны выбирали DIFC в качестве места арбитража или когда DIFC становился местом по умолчанию, суды DIFC являлись судом первой инстанции. Суды DIFC были судом первой инстанции в целях признания арбитражного решения и вынесения решения о его применении в отношении активов (где бы они не находились) ответчика. Решение DIFC — LCIA, выданное в DIFC, могло быть применено непосредственно во всем арабском мире1.
Соответственно, задачами указанного арбитражного центра являлось продвижение арбитражного разбирательства и других альтернативных процедур для разрешения споров сторон, ведущих бизнес в регионах Персидского залива,
1 Сайт DIFC — LCIA // URL: http://www.difc-lcia.org/ overview.aspx (Дата обращения: 22.02.2020)
LAW & LEGISLATION • 12-2023
Ближнего Востока и Северной Африки, как действенного, эффективного и гибкого правового механизма разрешения споров [18].
Следует отметить, что Закон Дубая № 12 от 2004 г. «О судебной власти в Дубайском международном финансовом центре» прописывает, что суды DIFC учреждаются и осуществляют свои функции независимо, в соответствии с положениями настоящего Закона и положениями других законов и постановлений Центра.
Помимо законодательной основы и финансовой независимости, обеспеченной правительством Дубая, судьи суда DIFC не имеют какой-либо зависимости от своего судейского статуса, так как большинство судей DIFC не являются гражданами ОАЭ. Подразумевается, что иностранные судьи DIFC не могут быть подвержены какому-либо влиянию со стороны судейского сообщества Дубая, но при этом надо учитывать, что иностранные судьи DIFC имеют большой опыт судейской работы и соответствующую репутацию квалифицированных юристов. Данные факты, безусловно, будут являться определенной степенью доверия со стороны всех участников правоотношений, находящихся или связанных с деятельностью DIFC.
Статья 5 указанного Закона также прописывает юрисдикцию судов DIFC; так, суды первой инстанции обладают исключительной юрисдикцией для заслушивания и определения гражданских или коммерческих исков, которые так или иначе относятся или связаны с деятельностью DIFC.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что суды эмирата Дубая не могут вмешиваться в деятельность судов DIFC как вышестоящая инстанция и не могут осуществлять контроль в качестве надзорной инстанции. По нашему мнению, этот факт указывает на независимость судов DIFC, осуществляющих правосудие (Закон Дубая № 12 от 2004 г. «О судебной власти в Дубайском международном финансовом центре»).
В пункте «е» ст. 5 (1) сказано, что «суды DIFC рассматривают любые иски, в отношении которых суды DIFC обладают юрисдикцией в соответствии с законами и правилами DIFC». Такая же норма прописана в Законе DIFC № 10 от 2004 г. «О суде DIFC» в ст. 19 «Юрисдикция» (1) (D).
Статья 7 (2) Закон Дубая № 12 от 2004 г. «Закон о судебной власти в Дубайском международном финансовом центре» сказано, что «если предмет исполнения находится за пределами DIFC, решения, постановления и распоряжения, вынесенные судами, и арбитражные реше-
ния, ратифицированные судами, исполняются компетентным органом, обладающим юрисдикцией за пределами DIFC, в соответствии с процедурой и правилами, принятыми такими органами в связи с этим, а также с любыми соглашениями или меморандумами о взаимопонимании между судами и этими органами».
В статье 42 (1) Закона DIFC № 1 от 2008 г. «Об арбитраже DIFC» указывается, что «арбитражное решение, независимо от государства или юрисдикции, в которой оно было вынесено, признается имеющим обязательную силу в рамках DIFC. И в случае направления письменного заявления в суд DIFC о приведении в исполнении арбитражного решения, оно приводится в исполнение с учетом положений следующих статей 43 и 44»2.
Однако если ОАЭ заключили применимый договор о взаимном исполнении судебных решений, постановлений или решений, суд DIFC должен соблюдать условия такого договора и им руководствоваться.
Следовательно, суд DIFC может ратифицировать арбитражные решение, в том числе и иностранные арбитражные решения.
Статья 7 «Исполнение» Закона Дубая № 12 от 2004 г. «О судебной власти Дубайского международного финансового центра» подразумевает исполнение арбитражных ратифицируемых решений. Исходя из этого арбитражные решения должны быть признаны (утверждены) и исполнены судом DIFC при соответствии арбитражных решений, в том числе и иностранных с прописанными требованиями в соответствующих нормативно-правовых актах.
С учетом того, что ОАЭ являются участником Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений» (заключена в г. Нью-Йорке в 1958 г.) на суды DIFC накладывается обязательство в соответствии со ст. 3 Нью-Йоркская конвенция 1958 г. признавать арбитражные решения как обязательные и приводить их в исполнение [1].
Однако такие страны арабского региона, как Ирак, Ливия, Йемен, Судан не подписали Нью-Йоркскую конвенцию 1958 г., данный факт является серьезным препятствием для принудительного исполнения арбитражных решений в отношении должников, имеющих активы в указанных юрисдикциях.
2 См.:Arbitration Law DIFC Law № 1 of 2008 // URL: https://www.difc.ae/files/9614/5448/9173/Arbitration_ Law_DIFC_Law_No_1_of_2008.pdf
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023
При этом 6 апреля 1983 г. участники Лиги арабских государств заключили Эр-Риядскую арабскую конвенцию о судебном сотрудничестве (далее — Эр-Риядская конвенция), подписало данную Конвенцию 21 государство (включая ОАЭ, Алжир, Бахрейн, Иорданию, Кувейт, Ливан, Ливию, Ирак, Йемен, Марокко, Оман, Катар, Саудовскую Аравию и Тунис).
Сфера применения и регулирования указанной Конвенции обширна и включает многие вопросы, в том числе регулирует признание и исполнение судебных и арбитражных решений между государствами, ратифицировавшими данную Конвенцию.
В соответствии со ст. 25 Эр-Риядской конвенции указывается, что «каждая договаривающаяся сторона признает судебные решения, вынесенные судами любой другой договариваю -щейся стороны по гражданским делам, включая судебные решения, касающиеся гражданских прав, вынесенные уголовными судами, а также в коммерческих, административных и личных делах. Это решение суда, имеющее силу «res judicata» (лат. — разрешенное дело)»3.
В статье 25 Эр-Риядской конвенции указывается на решения (это касается в том числе и арбитражных решений), которые не могут быть признаны и исполнены:
■ решения, вынесенные против правительства запрашиваемой стороны;
■ решения, вынесенные против любого из ее сотрудников в отношении действий, предпринятых в ходе исполнения служебных обязанностей или исключительно на их основании;
■ решения, признание или выполнение которых противоречило бы международным договорам и соглашениям, применяемым запрашиваемой стороной;
■ временные и предупредительные меры и решения, принятые в случаях банкротства, налогов и сборов [2].
Соответственно, в рамках правовой системы DIFC предусмотрен правовой механизм исполнения арбитражных решений, например арбитража London Court of International Arbitration (Лондонский международный арбитражный суд; далее — LCIA) посредством обращения в суд
3 Res judicata — вопрос, окончательно решенный судом и поэтому не подлежащий рассмотрению вновь тем же судом или судом параллельной юрисдикции / Словарь латинских терминов // URL: https://base.garant.ru/ 2540005/#friends (Дата обращения: 21.01.2020)
DIFC, после ратификации арбитражного решения, последующим обращением в Йеменскую или Иракскую юрисдикцию в соответствии с Эр-Риядской конвенцией, для исполнения арбитражного решения без рассмотрения по существу, в соответствии со ст. 25 указанной Конвенции [11, пункты 38—41].
Анализируя вышеуказанное, можно однозначно сделать вывод о том, что юрисдикция DIFC позволяла не только функционировать арбитражному институту DIFC — LCIA, но и быть действительно успешным правовым механизмом в регулировании экономических споров, в том числе и в арабском регионе.
Так, специалисты оценивают деятельность арбитража DIFC — LCIA с 2015 г. по 20 сентября 2021 г. как весьма успешную, наблюдался уверенный рост рассматриваемых споров в DIFC — LCIA; по имеющимся сведениям, по состоянию на середину 2021 г. DIFC — LCIA рассмотрел около 180 активных дел. Данному обстоятельству предшествовали, прежде всего, адаптированный под современные реалии арбитражный регламент DIFC — LCIA, место арбитража — Дубайс-кий международный финансовый центр (DIFC), суды DIFC являются юрисдикцией общего права, а DIFC имеет арбитражный закон, основанный на модели ЮНСИТРАЛ [22].
В опубликованной статье Бена Ригби от 18 ноября 2019 г. представлена информация из отчета DIFC — LCIA, указывающая на то, что DIFC — LCIA демонстрирует уверенный рост и расширяет региональное присутствие. Так, «стоимость дел» только за 2018 г. увеличилась и превысила 2 млрд дирхамов ОАЭ (600 млн долл. США). Применение английского права при рассмотрении споров осталось предпочтительным правом и в процентном соотношении составило 53% от рассматриваемых дел, применение права DIFC при рассмотрении споров составило 18%.
Арбитраж использовался в 70% споров и 71% респондентов заявили, что выбрали правила DIFC — LCIA, при этом только 3% выбрали Ду-байский международный арбитражный центр, а 14% — саму LCIA.
84% респондентов перешли на правила DIFC — LCIA в 2017 г. — это значительное улучшение по сравнению с 55%, когда DIFC — LCIA был реформирован. Появление арбитража DIFC — LCIA облегчило регистрацию и приведение в исполнение решений в DIFC, а затем и в местных судах. 57% сторон в арбитражных разбирательствах DIFC — LCIA в 2018 г. составили граждане ОАЭ, 18% — граждане Саудовской Аравии,
LAW & LEGISLATION • 12-2023
а также и другие представители национальностей, включая африканцев и азиатов.
Исследование Clyde & Co показало, что суды DIFC сохраняют свою привлекательность, арбитраж DIFC — LCIA получил признание и стал более авторитетным и надежным для разрешения споров в регионе. В опросе Clyde & Co говорится: что «Арбитраж завоевал популярность благодаря тому, что правила DIFC —LCIA стали наиболее популярной формой разрешения споров, как при слияниях и поглощениях, так и при создании совместных предприятий», как самый предсказуемый и надежный для разрешения споров» [15].
Следовательно, в ОАЭ была создана законодательная основа для создания свободных финансовых зон, в которых функционируют, в том числе, и арбитражные институты. При этом отдельно взятая финансовая зона получила правовые основания создавать свою автономную нормативно-правовую базу для разрешения общегражданских и коммерческих вопросов, что позволило осуществлять деятельность финансовой свободной зоны, основываясь на собственном праве, в том числе и при разрешении арбитражных споров.
При этом арбитраж DIFC — LCIA стал одним из привлекательных вариантов для сторон, заинтересованных в проведении международного арбитража в арабском регионе под эгидой крупного арбитражного учреждения и в соответствии с современным набором институциональных арбитражных правил.
По нашему мнению, указанный арбитражный институт не только занял лидирующие позиции в эмирате Дубая в рамках рассмотрения гражданских споров, но и был признан мировым арбитражным сообществом одним из самых профессиональных и компетентных учреждений.
Однако 20 сентября 2021 г. вступил в силу Указ № 34 от 2021 г. «О Дубайском международном арбитражном центре (DIAC)» (далее — Указ), который внес существенные изменения в арбитражный «ландшафт» эмирата Дубая. Суть указанного Указа состоит в том, что были упразднены DIFC — LCIA и Эмиратский морской арбитражный центр (далее — EMAC).
В соответствии со ст. 4, пунктами (1) и (2) Указа EMAC и DIFC — LCIA упраздняются и именуются в дальнейшем «Упраздненные арбитражные центры».
В соответствии со ст. 5 (b) Указа DIAC заменит упраздненные арбитражные центры во всех
их правах и обязанностях, в том числе это касается: права собственности на недвижимое имущество; движимое имущество; активы, устройства, оборудование и другое имущество упраздненных центров.
В статье 6 Указа сказано, что соглашения об обращении в арбитраж в упраздненных арбитражных центрах, заключенные до даты вступления в силу настоящего Указа, считаются действительными. DIAC заменит упраздненные арбитражные центры при рассмотрении и разрешении всех споров, вытекающих из указанных соглашений, если стороны не договорились об ином.
Текущие арбитражные разбирательства, сформированные до даты вступления в силу настоящего Указа, будут продолжать без перерыва рассматривать и разрешать все арбитражные иски в упраздненных арбитражных центрах в соответствии с правилами и процедурами, которые они принимают в этом отношении. Однако DIAC и его административные органы будут контролировать обработку этих требований.
В статье 7 Указа прописано, что как суды Дубая, так и суды DIFC будут продолжать рассматривать дела, запросы и возражения, связанные с любым решением или приказом, вынесенным арбитражными судами DIAC и упраздненными арбитражными центрами.
Основываясь на Указе, DIAC является неправительственным некоммерческим центром, который обладает правосубъектностью, финансовой и административной автономией, а также правоспособностью для достижения поставленных целей.
В соответствии со ст. 2 Устава Дубайского международного арбитражного центра (далее — Устав) DIAC ставит перед собой следующие цели:
1. Укрепить позицию эмирата как надежного международного центра разрешения споров при помощи методов ADR.
2. Укрепить позицию DIAC как одного из лучших вариантов, доступных сторонам споров для эффективного и действенного разрешения споров, путем принятия передового международного опыта в управлении методами ADR.
3. Содействовать использованию методов ADR с целью обеспечения наилучших интересов финансового и делового сообщества эмирата.
Хотя в ст. 6 «Формирование совета директоров» и прописывается, что председателя, заместителя председателя и других членов совета директоров DIAC назначают решением Правителя. При этом можно констатировать, что функ-
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023
ции совета директоров, прописанные в ст. 8 Устава, подразумевают самостоятельность и не подконтрольность со стороны органов исполнительной власти эмирата Дубая [10].
Отметим, что арбитражный суд Б1ЛС сформирован, в том числе, и из иностранных граждан; так, председателем арбитражного суда Б1ЛС является д-р Майкл Прайлс, а вице-президентом арбитражного суда Б1ЛС — Эрин Миллер Рэн-кин (гражданка Канады). Данные лица занимают лидирующие позиции в арбитражном суде Б1ЛС и фактически определяют политику и стандарты рассмотрения споров в арбитражном суде Б1ЛС.
По нашему мнению, данные обстоятельства также указывают на самостоятельность Б1ЛС, по крайне мере, при принятии решений по арбитражным спорам в рамках Б1ЛС.
Несомненно, определяющим для сторон арбитражного спора будет являться место арбитражного разбирательства. Поскольку от места арбитражного спора будет зависеть, какие суды будут осуществлять надзор за арбитражным разбирательством, в том числе в отношении обеспечительных мер до начала арбитражного разбирательства, какая помощь будет оказана в получении доказательств в ходе арбитражного разбирательства, а также признания или аннулирования арбитражного разбирательства.
В соответствии с Уставом [10, ст. 8] и Арбитражным регламентом 2022 Б1ЛС4, если стороны арбитражного разбирательства не договорились о месте арбитражного разбирательства, применяются следующие положения и правила:
1. Если стороны арбитража выбирают эмират в качестве местонахождения или места арбитража, арбитражное соглашение и арбитражное разбирательство регулируются вышеупомянутым Федеральным законом № (6) от 2018 г. и суды будут иметь юрисдикцию для рассмотрения любых претензий, заявлений или апелляций, касающихся любого вынесенного решения или арбитражной меры, принятой арбитражными судами Б1ЛС.
2. Если стороны арбитража выбирают БШС в качестве местонахождения или места арбитража, арбитражное соглашение и арбитражное разбирательство будут регулироваться вышеупомянутым Законом БШС № (1) от 2008 г. или любым другим заменяющим его законодатель-
4 См.: статья 20.1 DIAC Arbitration Rules // URL: https:// www.diac.com/wp-content/uploads/2022/10/DIAC-Rules-2007-1.pdf
ством. В данных обстоятельствах суды DIFC будут иметь юрисдикцию для рассмотрения любых претензий, заявлений или апелляций, касающихся любого вынесенного решения или арбитражной меры, принятой арбитражными судами DIAC.
Если стороны в арбитраже не могут договориться о местонахождении или месте арбитража, то DIFC (а не суды Дубая) будет считаться «начальным» местом, местом арбитражного разбирательства и будут регулироваться положением, предусмотренным в подпункте (2) и правилами арбитража, принятыми DIAC.
Данное положение Указа, по мнению специалистов Curtis (Curtis, Mallet-Prevost, Colt & Mosle LLP)5 связано с тем, что суды DIFC заработали благоприятную для арбитража репутацию и действуют в соответствии с законом DIFC № 1 от 2008 г. Арбитраж, который основан на типовом законе ЮНИСТРАЛ [19].
Опубликованный годовой отчет DIAC в 2022 г. также свидетельствует о росте количества и стоимости зарегистрированных споров, а также широком охвате регионов. Так, DIAC сообщает, что в 2022 г. было зарегистрировано 340 дел, в 2021 г. — 276 дел, а в 2020 г. — 231 дело.
В 2022 г. 44% от общего количества дел связаны с международными спорами, в делах участвовали стороны из 48 стран, включая стороны из Европы, Китая, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки. При этом в 47% всех рассматриваемых споров одной из сторон являлись представители ОАЭ.
Стоимость рассмотренных зарегистрированных споров в DIAC составила 3,1 млрд долл. США. Более половины зарегистрированных рассмотренных случаев находятся в диапазоне приблизительно 13,5 млн долл. США (160 дел, 1 52 дела стоимостью до 272 000 долл. США), также сообщается о двух случаях на сумму более 270 млн долл. США, при этом один превышает 400 млн долл. США. Как обычно, для ближневосточного региона почти половина дел (49%) приходится на дела, связанные со строительным сектором, за ними следуют коммерческие споры (27%) и споры о недвижимости (16%) [16].
5 Curtis — одна из старейших в мире международных юридических фирм с лидирующей на рынке практикой в области международного права, основанная в 1830 г. в Нью-Йорке в которой работает 250 юристов в 19 офисах по всему миру // URL: https://en.rn.wikipedia.org/ wiki/Curtis,_Mallet-Prevost,_Colt_&_Mosle
LAW & LEGISLATION • 12-2023
Анализируя вышеуказанное, можно констатировать следующее: опыт развития DIFC — LCIA оказался успешным. В рамках DIFC был создан арбитражный центр, который за относительно короткий промежуток времени занял лидирующие позиции не только в Дубае (в арабском регионе), но и в мировом сообществе. Данный факт стал возможен только благодаря деятельности правительства Дубая, которое создало DIFC, а впоследствии был создан на базе DIFC и арбитражный центр DIFC — LCIA.
При принятии решения об упразднении DIFC — LCIA правительство Дубая инициировало объединение всех арбитражных процессов в эмирате Дубая в рамках деятельности DIAC, который получил новый статус, новый административный регламент и новый состав арбитров.
На сегодняшний день деятельность DIAC, на наш взгляд, также является успешной. По сути, правительство Дубая в какой-то мере проводит арбитражный эксперимент, предлагая как на региональном уровне, так и на мировом уровне свои правила ведения арбитражных процессов, соблюдая при этом высокий уровень международных стандартов, но уже в рамках DIAC.
Список источников (References)
1. Конвенция Организации Объединенных Наций о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (заключена в г. Нью-Йорке в 1958 г.) / The United Nations Convention on the Recognition and Enforcement of Foreign Arbitral Awards (concluded in New York in 1958) // http://www.consultant.ru/
2. Конвенция о судебном сотрудничестве (подписано в г. Эр-Рияд 06.04.1983). (Riyadh Arab Agreement for Judicial Cooperation) // URL: https: // www.refworld.org/docid/3ae6b38d8.html
3. United Arab Emirates's Constitution of 1971 with Amendments through 2004 // URL: https:// www.constituteproject.org/constitution/United_ Arab_Emirates_2004.pdf, поправка // URL: https:// www.difc.ae/files/5714/5449/7479/Constitu-tional_Amendment_No_1_of_2004_English.pdf
4. Federal Law № (11) of 1992 Concerning Issuance of the Civil Procedures Code * Amended by: Federal Law № (30) of 2005 dated 30/11/2005; Federal Law № (10) of 2014 dated 20/11/2014 // URL: https: //legaladviceme.com/legislation/143/ uae-federal-law-11 -of-1992-concerning-issuance-of-civil-procedures-code
5. Federal Law № 8 of 2004 Regarding the Financial Free Zones // URL: // https://www. difc.ae/files/5314/5449/7480/Federal_Law_
No_8_of_2004_English.pdf (flaTa o6pa^eHHa: 16.05.2019) / Cm.: Dubai International Financial Centre // URL: https://www.difc.ae/
6. Federal Law № (6) of 2018 on Arbitration // URL: https://www.tamimi.com/crm-media-uploader/fileupload/server/php/files/UAE% 20Arbitration%20Law%20-%20Federal% 20Law%20No%20%206%20of%202018.pdf
7. Federal Decree № 35 of2004: establishing the DIFC as a financial free zone in Dubai // URL: https://www.difccourts.ae/application/files/6015/ 9465/4858/Federal-Decree-No-35-of-2004.pdf
8. Law № (9) of 2004 In respect of the Dubai international Financial Center // URL: https:// www.difc.ae/files/4414/5735/7076/Dubai_Law_ No_9_of_2004_-_English.pdf, Law № (7) of 2014 Amending Law № (9) of2004 Concerning the Dubai International Financial Centre // URL:https:// www.difccourts.ae/wp-content/uploads/2017/10/ Amendments_to_Dubai_Law_No_9_of_2004_English.pdf
9. Law № 12 of 2004 in respect of the Judicial Authority at Dubai International Financial Centre as amended // URL: https://www.difccourts.ae/wp-content/uploads/2017/10/Dubai12of2004_ amended2011.pdf (flaTa o6pa^eHHa: 29.07.2019). H3MeHeHHa (Changes) // URL: https://www.difcco-urts.ae/wp-content/uploads/2017/10/Dubai_Law_ No. 16_of_2011_English.pdf DIFC Court Law DIFC Law № 10 of2004 // URL: https://www.difc.ae/files/ 1914/5448/9176/Court_Law_DIFC_Law_ No.10_of_2004.pdf
10. Decree № (34) of2021 Concerning the Dubai International Arbitration // URL: https://dlp.dubai. gov.ae/Legislation%20Reference/2021/Decree%20 No.%20(34)%20of%202021.pdf
11. PemeHHa anen^annoHHOH HHCTaHHHH cyfla DIFC no fleny (1) Mr Rafed Abdel Mohsen Bader Al Khorafi (2) Mrs Amrah Ali Abdel Latif Al Hamad (3) Mrs Alia Mohamed Sulaiman Al Rifai v (1) Bank Sarasin-Alpen (ME) Limited (2) Bank Sarasin & Co Limited CA 002/2010 (1) Bank Sarasin-Alpen (ME) Limited v (1) Mr Rafed Abdel Mohsen Bader Al Khorafi (2) Mrs Amrah Ali Abdel Latif Al Hamad (3) Mrs Alia Mohamed Sulaiman Al Rifai v (1) Bank Sarasin-Alpen (ME) Limited (2) Bank Sarasin & Co Limited [2010] DIFC CA 001 // URL: https:// www.difccourts.ae/2011/01/26/ca-0012010-1-mr-rafed-abdel-mohsen-bader-al-khorafi-2-mrs-amrah-ali-abdel-latif-al-hamad-3-mrs-alia-mohamed-sulaiman-al-rifai-v-1-bank-sarasin-alpen-me-limited-2-bank-sarasin-co-limited-3/
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023
12. DIAC Arbitration Rules // URL: https:// www.diac.com/wp-content/uploads/2022/10/ DIAC-Rules-2007-1.pdf
13. Ионова А.И. Судебная практика и арбитраж в исламе // Вестник Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 1995. № 1 (Ionova A.I. Judicial practice and arbitration in Islam / / Bulletin of the Moscow University. Ser. 13. Oriental Studies. 1995. № 1) // URL: https://kavkaznasledie.ru/?p=1689
14. Кожевников B.B. Современное Английское общее право: новое прочтение // Вестник Омского ун-та. Сер. Право. 2015. № 4 (45). С. 53—64 / Kozhevnikov V.V. Modern English common law: a new reading // Bulletin of Omsk University. Ser. Right. 2015. № 4 (45). Pp. 53—64.
15. Ben Rigby. EXCLUSIVE: DIFC-LCIA report heralds positive Dubai Arbitration Week // URL: https://www.cdr-news.com/categories/ people-and-firms/10454-exclusive-difc-lcia-report-heralds-positive-dubai-arbitration-week
16. Luka Kristovic-Blazevic, Taisiya Vorotilova, Marlize Dumas Uae: DIAC 2022 Annual Report released // URL: https://me-insights.bakermcken-zie.com/2023/06/14/uae-diac-2022-annual-report-released/
17. Stephen Burke, Lucas Pitts, Philip Punwar. Highlights of the UAE Federal Arbitration Act (Law № 6 of 2018) Lexology Navigator // URL: https:// www.lexology.com/library/detail.aspx?g=b88a986a-6cc6-4f01-9c75-a14b06e08a20.
18. Reformation of the Dubai International Arbitration Centre // Aceris Law LLC // URL: https://www.acerislaw.com/
19. The Dubai International Arbitration Centre (DIAC) has launched the DIAC Arbitration Rules 2022 // URL: https://www.curtis.com/our-firm/ news/the-dubai-international-arbitration-centre-diac-has-launched-the-diac-arbitration-rules-2022
20. Abu Dhabi Global Market // URL: https:// www.adgm.com/
21. Dubai International Arbitration Centre /// URL: http://www.diac.ae/idias/
22. Dubai International Arbitration Centre // URL: http://www.diac.ae/idias/
23. Dubai Abolishes DIFC-LCIA Arbitration Centre and Moves to Revamp DIAC Arbitration // Copyright Linklaters LLP // URL: https:// www.linklaters.com/en/insights/blogs/arbitrati-onlinks/2021/september/dubai-abolishes-difc-lcia
Информация об авторе
Чекуев Т. А. — юрист
Статья поступила в редакцию 1 5.1 0.2023; одобрена после рецензирования 08.11.2023; принята к публикации 14.11.2023.
Information about the author
Chekuyev T.A. — lawyer
The article was submitted 15.10.2023; approved after reviewing 08.11.2023; accepted for publication 14.11.2023.
LAW & LEGISLATION • 12-2023