Научная статья на тему 'ИНИЦИАТИВЫ КАЗАХСТАНА В РАМКАХ ЕАЭС (2015-2018 ГГ.)'

ИНИЦИАТИВЫ КАЗАХСТАНА В РАМКАХ ЕАЭС (2015-2018 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
131
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН / ЕАЭС / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ЦЕНТР / ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ / ТЕХНОЛОГИИ БЛОКЧЕЙН / CURRENT STATE / PROSPECTS OF DEVELOPMENT / REPUBLIC OF KAZAKHSTAN / EEU / INTERNATIONAL FINANCIAL CENTER / GREAT SILK WAY / TECHNOLOGIES BLOCKCHAIN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ханова И.Е.

В данной статье предпринята попытка проанализировать конкурентные преимущества Казахстана в рамках ЕАЭС, инициативы Казахстана по созданию Международного Финансового Центра в Астане, что особенно актуально в связи с введением финансово-экономических санкций против РФ. Статья также рассматривает инициативы реализации проекта "Великий Шелковый Путь", а также реализацию технологии блокчейн в рамках ЕАЭС и те результаты, которые получает Республика Казахстан от данного проекта. Рассмотрены вопросы, связанные с развитием международной арбитражной системы, необходимостью введения единой электронной валюты в рамках ЕАЭС на согласованных участниками правилах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KAZAKHSTAN'S INITIATIVES WITHIN THE EURASIAN ECONOMIC UNION (2015-2018)

An attempt was made to analyze the competitive advantages of Kazakhstan within the in the EEU, discussed Kazakhstan’s initiative to establish an International Financial Center in Astana, which is especially important in connection introduction of economic and financial sanctions against the Russian Federation; the initiatives of the project “Great silk Road” and the implementation of blockchain technology in the framework of the EAEU and the results that accrue to the Republic of Kazakhstan from the project. The issues related to the development of the international arbitration system, the need for the introduction of a single electronic currency within the EAEU on the rules agreed by the participants.

Текст научной работы на тему «ИНИЦИАТИВЫ КАЗАХСТАНА В РАМКАХ ЕАЭС (2015-2018 ГГ.)»

Современное востоковедение и международные отношения

УДК 327.7(574)

Б01: 10.28995/2073-6339-2019-3-112-123

Инициативы Казахстана в рамках ЕАЭС (2015-2018 гг.)

Ирина Е. Ханова

Кандидат философских наук, доцент кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ, Москва irkh_76@mail.ru

Аннотация. В данной статье предпринята попытка проанализировать конкурентные преимущества Казахстана в рамках ЕАЭС, инициативы Казахстана по созданию Международного Финансового Центра в Астане, что особенно актуально в связи с введением финансово-экономических санкций против РФ. Статья также рассматривает инициативы реализации проекта «Великий Шелковый Путь», а также реализацию технологии блокчейн в рамках ЕАЭС и те результаты, которые получает Республика Казахстан от данного проекта. Рассмотрены вопросы, связанные с развитием международной арбитражной системы, необходимостью введения единой электронной валюты в рамках ЕАЭС на согласованных участниками правилах.

Ключевые слова: современное состояние, перспективы развития, Республика Казахстан, ЕАЭС, международный финансовый центр, великий шелковый путь, технологии блокчейн

Для цитирования: Ханова И.Е. Инициативы Казахстана в рамках ЕАЭС (2015-2018 гг.) // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения». 2019. № 3. С. 112-123. Б01: 10.28995/20736339-2019-3-112-123

© XaHOBa H.E., 2019

Kazakhstan's initiatives within the Eurasian economic Union (2015-2018)

Irina E. Khanova

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; irkh_76@mail.ru

Abstract. An attempt was made to analyze the competitive advantages of Kazakhstan within the in the EEU, discussed Kazakhstan's initiative to establish an International Financial Center in Astana, which is especially important in connection introduction of economic and financial sanctions against the Russian Federation; the initiatives of the project "Great silk Road" and the implementation of blockchain technology in the framework of the EAEU and the results that accrue to the Republic of Kazakhstan from the project. The issues related to the development of the international arbitration system, the need for the introduction of a single electronic currency within the EAEU on the rules agreed by the participants.

Keywords: current state, prospects of development, Republic of Kazakhstan, EEU, international financial center, great silk way, technologies blockchain

For citation: Khanova IE. Kazakhstan's initiatives within the Eurasian economic Union (2015-2018). RSUH/RGGU Bulletin. "Political Science. History. International Relations" Series, 2019;3:112-123. DOI: 10.28995/20736339-2019-3-112-123

Введение

В современном мире инвестиции страны являются инструментом реализации национальных интересов. Государство выполняет функцию мощного экономического агента, которое располагает огромным потенциалом в сфере влияния на экономические процессы.

Ниже рассмотрим возможности Республики Казахстан, которые реализуются в рамках его участия в региональном интеграционном объединении ЕАЭС.

Создание МФЦ в Астане

XVI съезд партии «Нур Отан» (март 2015 г.) ознаменовался предложением президента страны Нурсултана Назарбаева серии реформ, которые будут способствовать модернизации государственной системы, ставить во главу угла правовую систему, закон-

ность, повышать конкурентоспособность страны, ее экономический рост, способствовать укреплению казахстанского национального самосознания [1]. В рамках государственной стратегии «100 конкретных шагов», которую выдвинул Назарбаев, было предложено создание Международного финансового центра (МФЦА/AIFC). В мае 2015 г. Президент издал указ «О Международном финансовом центре «Астана», который создавался по модели доказавшего свою эффективность международного финансового центра в ОАЭ (Дубай). Отметим, что «...ОАЭ очень быстро достигли высот в международном бизнесе, продолжают стремительное развитие и превращаются в один из мировых финансовых центров»1. ОАЭ отличаются эффективной стабильной экономикой, сотрудничают с лондонским, нью-йоркским, гонконгским рынками капитала, а DIFC - это один из наиболее успешных проектов в стране. В 2004 г. Рашид Аль Мактум, премьер-министр ОАЭ, создал DIFC, когда подписал декрет об учреждении Финансового Центра. Сейчас можно говорить об успехе этого финансового центра, поскольку он занимает свою позицию в первой двадцатке среди мировых финансовых центров. В современном мире сейчас около 90 таких центров, причем самые развитые расположены в Великобритании, США, Японии, Канаде, Сингапуре и др.

5 июля 2018 г. в рамках Международной финансовой конференции Astana Finance Days в Конгресс-центре «Экспо» прошла церемония официального открытия Международного финансового центра «Астана» (МФЦА) - финансового хаба, который должен стать крупнейшим в регионе ЕАЭС и Центральной Азии поставщиком финансовых услуг. Ключевой особенностью МФЦА является юрисдикция общего английского права, являющаяся привычной и удобной для инвесторов; для резидентов действует льготный налоговый режим. Все это будет создавать удобную и комфортную среду для международного бизнеса, который Казахстан рассчитывает привлечь в регион.

Республика Казахстан столкнулась с необходимостью формирования МФЦА, поскольку на фоне снижения темпов экономического роста и цен на нефть в мире экономике республики требуются новые механизмы защиты от внешних колебаний, в связи с чем необходимо обеспечить привлечение международного капитала [2]. Потому основной миссией МФЦА является обеспечение содействия роста несырьевых экономических секторов. Среди иностранных эмитентов также привлекательными являются компании стран бывшего

1 О Международном финансовом центре «Астана»: Конституционный закон Республики Казахстан от 7 декабря 2015 года № 438-V ЗРК // Ведомости Парламента РК. 2015. № 24. Ст. 175.

Советского Союза. В случае, если проведение IPO в РК для зарубежного предприятия обойдется недорого в сравнении с Шанхаем или Лондоном, удастся привлечь данный сегмент:

Чтобы претендовать на звание мирового финансового объединения, Астане необходимо привлекать международные капиталы с движением по валютным, кредитным, финансовым операциям, осуществлять сделки с ценными бумагами и золотом. В настоящее время данным требованиям соответствуют МФЦ: Париж, Лондон, Нью-Йорк, Токио, Люксембург, Франкфурт-на-Майне, Цюрих, Сянган, Сингапур. Дополнить этот список может Астана2.

Астана может быть центром притяжения для стран-членов СНГ, поскольку обладает уникальным географическим расположением и фактическим устранением такого конкурента, как Россия, в связи с введением против нее различных финансово-экономических ограничений со стороны стран Запада, прежде всего в банковском секторе. Так как данные ограничения в виде санкций введены в отношении РФ, Республика Казахстан получает ощутимые конкурентные преимущества.

Регион Центральной Азии сегодня подвержен значительным изменениям как в политике, так и в экономике, меняется инфраструктура, привлекаются иностранные инвестиции, в связи с чем растет необходимость в новых финансовых хабах мирового уровня в этом регионе. В настоящий момент выходит на новый уровень экономика Узбекистана. Для развития стран региона огромное значение будет иметь вовлечение в китайский проект «Один пояс - Один путь», который будет способствовать росту товарооборота между странами и в целом развитию Центрально-Азиатского региона.

Говоря о Казахстане и России, следует отметить, что у обеих стран много общего. Казахстан и Россия являются членами Евразийского экономического союза, в рамках которого предпринимают значительные инициативы и усилия по укреплению интеграционного потенциала, пытаются находить возможности для преодоления сырьевой направленности экономики обеих стран. МФЦА активно налаживает контакты с Евразийской экономической комиссией, принимает и участвует в обсуждении единого финансового рынка ЕАЭС. Также разрабатываются различные механизмы сотрудничества с международными финансовыми центрами.

2 Тулиндинова Ж. МФЦ «Астана»: финансовый оазис в казахстанских степях? URL: http://ia-centr.ru/expert/24312/ (дата обращения 15.10.2018).

Формирование МФЦ - это выбор развития сложного современного рынка, который способен привлекать внутренние и внешние инвестиции для экономики страны и предоставлять бизнесу России и других стран финансовые услуги на мировом уровне.

Дискуссии о перспективах формирования финансового центра в Астане, которые ведут профессиональные участники фондового рынка, содержат мнение о решении в первую очередь проблем финансовой системы страны, а также о достижении перечня важнейших задач:

- радикальная модернизация финансовой сферы и ее опережающего развития по сравнению с другими сферами экономики, которое должно быть четко структурировано со следующими областями - банки, страховые компании, банки, фондовые биржи;

- формирование и развитие товарных бирж в Казахстане, которые торгуют производными от экспортных контрактов - газ, металл, нефть, зерновые и т. д.;

- создание инвестиционного поведения у граждан страны и их финансовой грамотности для достижения стабильности доходов среднего класса, развития накопительной системы пенсионного обеспечения и расширения границ среднего класса; трансформация Астаны в первый город глобального уровня.

Приведенные задачи связаны между собой, хотя каждой присущ собственный алгоритм, согласно которому она может быть решена. Следовательно, решение каждой задачи предполагает собственные ресурсы, инструменты, сроки и распределение ответственности. В краткосрочной перспективе целесообразно осуществить их структурирование и распределять их согласно государственным программам и проектам. Иначе может произойти размывание цели формирования МФЦ узкопрофильными и ведомственными подходами.

Остается актуальным среднесрочное определение целей, которое касается увеличения темпов развития фондового рынка Казахстана:

Следует выделить задачи создания регионального международного финансового центра, поскольку это является первой ступенью становления, в форме отдельной программы, рассчитанной на период от 5 до 7 лет. Данная программа представляет собой стимул реализации конкретных действий для создания финансового центра в Астане3.

3 Агеев А.И., Аверьянов МА, Евтушенко С.Н., Кочетова ЕЮ. Цифровое общество: архитектура, принципы, видение // Экономические стратегии. 2017. Т. 19. № 1 (143). С. 114.

Также путем составления данной программы будет облегчено использование существующих масштабных наработок в рассматриваемом направлении: консолидация инфраструктуры рынка, увеличение количества участников фондовых операций, формирование вертикально интегрированного биржевого холдинга, расширение состава инструментов, обеспечение решений на законодательном уровне и т. п. Также важным является отражение в программе вопросов стимулирования индивидуального инвестирования и развития пенсионной системы накопительного характера с обязательной и добровольной составляющей, в качестве самостоятельного финансового института.

Международный финансовый центр реализует свою главную функцию - привлекает в национальную экономику значительные дополнительные частные инвестиции, что не должно быть тесно связано с внутренней конъюнктурой.

Развитие международной арбитражной системы AIFC: потенциал и перспективы развития

В Указе о создании международного финансового центра «Астана» говорится о том, что в данном процессе обязательно сформировать систему финансовых судов, привлекать высоко квалифицированный состав судей из других стран и в судопроизводстве использовать английский язык. Все эти меры должны способствовать достижению максимально эффективного и справедливого разрешения возникающих инвестиционных споров. Также президентом обозначена важность исследования полученного в ОАЭ опыта в отношении работы МФЦА.

В Казахстане МФЦА формируется в соответствии с DIFC, потому инвестиционные споры - это предмет разбирательств независимого арбитража с судьями из разных стран. Вынесение решений должно основываться с учетом применения англосаксонской правовой системы, т. е. на имеющихся прецедентах, а именно уже вступившие в силу решения судов DIFC, Англии. Назначение судей нужно основывать на информации об опыте и репутации каждого претендента.

Стратегия «100 конкретных шагов»:

Современное государство для всех предполагает формирование для МФЦА соответствующего международного арбитражного центра, который будет создаваться по аналогии с дубайским арбитражем DIFC-LCIA. Опыт работы международного финансового центра в Дубаи позволяет применять на территории Казахстана

основы английского арбитражного регламента, который считается эффективным, и использовать услуги иностранных арбитров в работе международного арбитражного центра. Таким образом, международный арбитражный центр и финансовый суд МФЦА как идея вызвали положительную реакцию среди иностранных и казахских юристов, в том числе среди представителей крупных компаний в республике4.

На сегодняшний день Казахстанский международный арбитраж является самым крупным мозговым юридическим центром страны, который привлекает огромный штат юристов из разных стран мира. Следует отметить, что Казахстанский арбитраж стал партнером многих ведущих арбитражных иностранных учреждений. Благодаря созданию международного арбитражного центра в Астане, возникающие споры смогут быть решены в республике благодаря опыту международных арбитражей. Данный подход позволит создать дополнительную инфраструктуру инвестирования региона, привлечь капитал, развивать рынок юридических услуг в регионе, сформировать положительное представление о республике среди других стран.

Согласно законодательству DIFC:

...[независимо] от действующих международных договоров с другими государствами, решения их судов и арбитражей признают и исполняют в DIFC. Таким образом, Республика Казахстан вынуждена исполнять решения иностранных судов, если с этой страной заключен соответствующий договор. Поскольку РК заключила незначительное количество международных договоров, то исполнение решений иностранных судов в РК затруднено. К примеру, не исполнятся решения, вынесенные судами США и Европы. Использование описанного опыта DIFC приемлемо для РК, однако признание и исполнение решений, которые вынесены иностранными судами, - это одностороннее преимущество для иностранных компаний. И речи о двухстороннем признании решений судов идти не может5.

Однако необходимо детально исследовать и оценить положительные и отрицательные стороны такого подхода именно для Казахстана, потому что копировать чужую практику - рискованно и опрометчиво, и может привести к серьезным последствиям.

4 Генкин А.С., Михеев А.А. ICO - новые экономико-правовые формы секьюритизации на базе технологии блокчейн // Современный юрист. 2017. № 3 (20). С. 91.

5 Куприянова Л.М. Технология блокчейна и криптовалюты // Современный юрист. 2017. № 4 (21). С. 81.

Иными словами, «чтобы исполнять решения судов Б1РС, следует основываться на механизме признаний и исполнений решений арбитражей. Также признавать и исполнять решения иностранных арбитражей в Казахстане можно согласно процедуре, которая предполагает возможность признания и исполнения в зависимости от возражений ответчика. Следовательно, не каждое иностранное арбитражное решение исполняется, и в значительной мере это зависит от судов на местах. Так, суды Б1РС в признании и исполнении иностранных арбитражных решений достаточно квалифицированны, потому что их подход либерален и отличается от подходов других судов в эмирате Дубай. Как результат, степень вероятности признания и исполнения решений иностранных арбитражей через суды Б1РС, чтобы в дальнейшем исполнить на территории ОАЭ, выше, чем признание и исполнение арбитражного решения через суды эмирата»6.

В апреле 2016 г. Казахстан принял закон «Об арбитраже». К основным изменениям и нововведениям нужно отнести следующее:

- понятие «третейского суда» и понятие «международного арбитража» (первые занимаются разрешением споров с резидентами, вторые - с участием нерезидентов) объединены в единый термин «арбитраж»;

- внедрение принципа «делимости» арбитражной оговорки;

- изменения в компетенции арбитража относительно гражданско-правовых вопросов;

- более жесткие требования к оформлению и содержанию арбитражной оговорки.

Реализация проекта «Великий Шелковый путь»

Создание финансового центра в Астане прежде всего рассчитано на привлечение китайских инвесторов. Сейчас особую актуальность получает возрождение проекта «Шелковый путь», по которому будет осуществлять движение товаров из КНР в Среднюю Азию, а также в Европейский союз и Россию.

Следует отметить, что «Шелковый путь» имеет глубокие исторические корни более чем 1700-летней давности. После Великих

6 Логинов ЕЛ, Эриашвили Н.Д., Борталевич В.Ю., Логинова В.Е., Сорокин Д.Д. Агентно-ориентированные подходы к мониторингу динамики биржевых и внебиржевых валютных операций в системе распределенных валютно-финансовых рынков // Образование. Наука. Научные кадры. 2017. Т. 2. № 2. С. 107.

географических открытий «Великий Шелковый путь» утратил свое былое влияние. Как известно, история циклична, и ей свойственно повторяться. Не исключено, что при возрождении «Великого Шелкового пути» вновь возродятся торговое и культурное сотрудничество государств региона.

Фундамент концепции Нового шелкового пути, которая была выдвинута Китаем в 2013 г., основан на взаимодействии нескольких компонентов:

Это единая инфраструктура, политическое взаимодействие, валют-

но-финансовые рынки, торговое и гуманитарное сотрудничество7.

Для создания и функционирования сухопутного пути и транспортной инфраструктуры необходимо привлечение значительных инвестиционных ресурсов. В Китае, который является главным инвестором, для осуществления этого проекта был создан многомиллиардный фонд Шелкового пути и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.

Реализация технологии блокчейн в рамках ЕАЭС и те положительные эффекты, которые получает Республика Казахстан от данного проекта

Интеграционное объединение Евразийский экономический союз (ЕАЭС) в рамках углубления экономической интеграции должен сформировать четкую и понятную для всех стран-участниц структуру финансовых институтов и рынков, что в перспективе создаст возможности для использования технологии блокчейн как основы создания единого платежного пространства финансовых рынков стран Евразийского экономического союза.

Направление «финансовые технологии» предусмотрено в разрабатываемом проекте государственной программы «Цифровой Казахстан 2020» в рамках раздела «Цифровая индустрия». Предполагается, что будет создан центр блокчейн-технологий, а также организованы некоторые образовательные программы по финтеху. Национальный банк Республики Казахстан занимается разработкой нескольких проектов по криптовалюте8.

7 Сафронова Е.И. Новые моменты в экономической дипломатии Китая в Северо-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе и региональная безопасность // Проблемы обеспечения безопасности в Северо-Восточной Азии: региональные измерения и российско-китайское сотрудничество. М.: ИДВ РАН, 2015. С. 82-83.

8 Дюдикова Е.И. Перспективы внедрения криптовалюты в национальную платежную систему России / Е.И. Дюдикова, Н.Н. Куницына //

По мнению экспертов, распространение криптовалют на территории стран ЕАЭС вероятно в виде инвестиционного товара для виртуальной биржи. Сама торговая площадка могла бы находиться в юрисдикции стран-участниц ЕАЭС и функционировать на базе регионального финансового центра. По мере популяризации этого инструмента и повышения доверия к нему стало бы возможным его применение в качестве расчетной денежной единицы на территории ЕАЭС при условии свободной конвертации в национальные валюты стран-участниц. Дальнейшее развитие могло бы пойти по пути децентрализации эмиссии региональной криптовалюты либо разрешения хождения частных крип-товалют, эмитентами которых выступали бы профессиональные участники платежной системы или коммерческие банки. В любом случае, организатором и регулирующим органом должен был бы стать наднациональный банк ЕАЭС, который может создать свое ПО с заложенными механизмами соблюдения законодательства. При этом наиболее подверженные рискам виды деятельности с криптовалютами «необходимо было бы сделать лицензируемыми и налогооблагаемыми»9.

Благодаря эффективному реформированию имеющейся финансовой структуры для применения единой электронной валюты в рамках ЕАЭС можно определить характеристики валютного пакета финансовых ресурсов, которые эквивалентны западным валютным пулам. Существует необходимость в налаживании и координировании операций, в которых единая электронная валюта ЕАЭС используется на биржах и глобальном валютно-финансовом рынке. Использование такой валюты осуществляется по согласованным с участниками союза правилами обмена российского рубля и иностранной валюты с применением российской криптографии. Также нуждаются в координации операции, предполагающие взаимодействие единой валюты ЕАЭС с цифровыми финансовыми активами, которые выпускаются децентрализованными организациями. В данном случае требуется применение четкой стратегии по сегментации структуры финансовых институтов и рынков в рамках союза, предполагающих совершение операций с цифровыми финансовыми активами. Причем речь идет и о структурах финансовых регуляторов в России и других государствах членов ЕАЭС, и о структурах финансовых регуляторов в других странах.

Актуальные проблемы функционирования финансового механизма регионов: материалы I всероссийской научно-практической конференции. Махачкала: ФГБОУ ВО ДГУ, 2016. С. 21.

9 Демидов О. Связанные одним блокчейном: обзор международного опыта регулирования криптовалют // Индекс безопасности. 2016. № 2 (113). С. 12.

Основываясь на этом, можно выбирать сертифицированные криптобиржи, которые осуществляют операции по обороту крип-товалют, майнинг и ICO с преимущественным использованием единой электронной валюты в рамках Евразийского экономического союза. Благодаря государственной поддержке возможно усиление их позиций при формировании международной группы банков и финансовых компаний России и ЕАЭС. Причем делается это по согласованным участниками правилам обмена на национальную валюту Российской Федерации и иностранные валюты. Благодаря этому обеспечивается валютно-финансовая и общая экономическая безопасность с соблюдением коммерческих приоритетов в их деятельности. Выделение кластеров сертифицированных крипто-бирж целесообразно осуществлять путем построения модели оборота цифровых финансовых активов. Также для этого используется математический аппарат потоковых графов и нейромоделирование с учетом воздействия курсовых соотношений на ценовые колебания на биржевых рынках и вне бирж. Благодаря такому принципу выделения контура оборота цифровых финансовых активов биржами, банками и платежными системами, ведущими торговлю цифровыми активами, операции могут осуществляться и с использованием «центра эмиссии» в рамках ЕАЭС с применением блок-чейн-технологии, и без этого центра. Такие же возможности будут у корпораций России и других государств-членов ЕАЭС, осуществляющих операции по майнингу и ICO, а также операции по обороту криптовалют, причем делаться все будет по согласованным участниками правилами обмена на национальные валюты с учетом экономической активности и валютных курсов. Применение данного механизма возможно к территориально обособленным экономически системам стран ЕАЭС, которые в то же время взаимосвязаны между собой. С его помощью легче включить в состав экономических союзов с участием России другие экономические системы, а также облегчается задача по регулированию криптовалют, май-нинга и ICO на базе «центра эмиссии» с применением блокчейн-технологии в рамках Евразийского экономического союза.

Заключение

Чтобы успешно провести модернизацию и перейти к развитию, необходим базовый финансовый потенциал. Также для этого требуется наличие благоприятного инвестиционного климата, наличие стабильной политической и правовой системы. На плечи государства в данной ситуации ложится задача поддержать и простимулировать инвестиционную деятельность. Важно создать необходимые условия для инновационного развития националь-

ной экономики, а также достаточное финансирование, условно делящееся на две группы:

1) фундаментальные условия, помогающие в осуществлении предпринимательской деятельности;

2) инновационное кредитование для развития инновационной деятельности.

Это говорит о том, что перед государством стоит стратегическая задача по формированию условий для создания благоприятного инвестиционного климата на всех экономических уровнях, от микро до макро. Данное решение поможет в эффективном использовании отечественных инвестиционных источников. С его помощью создаются хорошие условия для привлечения иностранных инвесторов, а вывод капитала из государств-членов ЕАЭС станет невыгодным.

Литература

1. Агеев А.И., Логинов Е.Л., Махутов Н.А., Побываев С.А. Формирование системных механизмов защиты российских валютно-финансовых ресурсов в условиях спекулятивного манипулирования мировыми финансовыми рынками // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 7 (54). С. 8-11.

2. Анализ таможенной инфраструктуры и рынка околотаможенных услуг стран Евразийского экономического союза: аналитический обзор // Евразийская экономическая комиссия. М., 2015.

References

1. Ageev AI., Loginov EL., Makhutov NA. Having visited SA Formation of system mechanisms of protection of Russian monetary and financial resources in the conditions of speculative manipulation of the world financial markets. Competitiveness in the global world: economy, science, technology. 2017;7:8-11. [In Russ.]

2. Analysis of customs infrastructure and customs services market of the Eurasian economic Union: analytical review. V: Eurasian economic Commission. Moscow, 2015. [In Russ.]

Информация об авторе

Ирина Е. Ханова, кандидат философских наук, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; ГСП-3, 125993, Россия, г. Москва, Миусская пл., д. 6; irkh_76@mail.ru

Information about the author

Irina E. Khanova, Cand. of Sci. (Philosophy), Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Sq., Moscow, Russia, GSP-3, 125993; irkh_76@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.