Научная статья на тему 'Валютное регулирование в странах ЕАЭС'

Валютное регулирование в странах ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4246
695
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВАЛЮТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ / КРИПТОВАЛЮТА / FOREIGN EXCHANGE REGULATION / CURRENCY INTEGRATION / MONETARY UNION / CRYPTOCURRENCY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андриенко Екатерина Владимировна, Ильина Татьяна Геннадьевна

Представлен сравнительный анализ валютного регулирования в странах ЕАЭС. Выявлены основные недостатки союза, препятствующие дальнейшей интеграции. Рассмотрены политики стран-участниц и предпринимаемые меры, направленные на урегулирование и согласование валютного и криптовалютного регулирования внутри союза. Дана оценка перспектив дальнейшей валютно-финансовой интеграции стран ЕАЭ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign Exchange Regulation in the countries of the Eurasian Economic Union

Comparative analysis of currency regulation in Eurasian Economic Union is presented in the paper. The most important drawbacks obstructing possible integration are revealed. Different kinds of politics of participating countries aimed at settlement and reconciliation of currency and crypto-currency regulation inside of the Union are examined. An estimate to future outlooks of currency and financial integration of Eurasian Economic Union's countries is given.

Текст научной работы на тему «Валютное регулирование в странах ЕАЭС»

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА И ФИНАНСОВ № 28 2017

УДК 336.025 JEL G15, F33

DOI: 10.17223/22229388/28/4

Е.В. Андриенко, Т.Г. Ильина

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СТРАНАХ ЕАЭС

Представлен сравнительный анализ валютного регулирования в странах ЕАЭС. Выявлены основные недостатки союза, препятствующие дальнейшей интеграции. Рассмотрены политики стран-участниц и предпринимаемые меры, направленные на урегулирование и согласование валютного и криптовалютного регулирования внутри союза. Дана оценка перспектив дальнейшей валютно-финансовой интеграции стран ЕАЭ.

Ключевые слова: валютное регулирование, валютная интеграция, валютный союз, криптовалюта.

В условиях современной эпохи всемирной глобализации за последние несколько десятилетий резко усилились интеграционные процессы между странами - региональными экономическими партнерами, так как это позволяет повышать их конкурентоспособность и наращивать темпы экономического роста.

Евразийский экономический союз является «молодым» союзом, официально он существует с 2015 г. На данный момент странами-членами ЕАЭС являются Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия.

Одним из важных и наиболее сложных вопросов в рамках ЕАЭС является вопрос валютного регулирования. При дальнейшем развитии интеграции стран ЕАЭС в валютный союз острота данного вопроса будет только возрастать в силу необходимости создания оптимального валютного режима. Кроме того, активная цифровизация экономик стран ЕАЭС ставит вопрос о предпочтительности проектов по созданию валютного союза, основанного на наднациональной криптовалюте и использовании других цифровых инструментов, а это, несомненно, потребует изучения вопросов криптовалютного регулирования как на уровне союза, так и на уровне стран-участниц. Поэтому целью нашего исследования являются выявление и сравнение проблем и перспектив развития валютного регулирования в странах ЕАЭС, в том числе в сфере криптовалютных отношений.

Валютное регулирование в каждой из стран ЕАЭС базируется на соответствующих законах о валютном регулировании. Органы, осуществляющие регулирование, субъекты и объекты в валютных системах стран ЕАЭС схожи, но не являются идентичными (таблица). Принципы и направления валютной политики устанавливаются каждой

страной самостоятельно, но в соответствии со ст. 64 Договора о Евразийском экономическом союзе. Приоритетным направлением является повышение доверия к национальным валютам стран-участниц [1].

Самой консервативной в плане валютного регулирования является Республика Беларусь. Государственный контроль в данной республике наиболее ощутим по сравнению с остальными странами-участницами ЕАЭС и проявляется в многочисленных валютных ограничениях, таких как обязательная продажа валютной выручки, ограничения по открытию счетов резидентами в иностранных банках, механизм целевой покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке и др.

Наиболее либеральным является законодательство Республики Кыргызстан, поскольку валютные ограничения в данной республике практически отсутствуют.

В целом валютно-финансовые системы стран-участниц ЕАЭС можно охарактеризовать как системы с высокой степенью конвергенции, поскольку они достаточно синхронно отвечают внешним вызовам посредством монетарного и валютно-финансового регулирования.

Системы органов валютного регулирования стран-участниц ЕАЭС различаются составом и распределением полномочий и обязанностей, что обусловливает необходимость проведения работ по согласованию законодательства и установлению унифицированных правил совместного наднационального валютного регулирования для поддержания политики, направленной на разработку и введение оптимального валютного режима ЕАЭС.

Серьезным недостатком, препятствующим интеграции данного союза, является отсутствие наднационального органа монетарного и валютно-финансового регулирования. Для решения этой проблемы в перспективе предлагается использование подхода, применяемого при создании Единого эмиссионного центра Союзного государства Россия-Беларусь [2].

Кроме того, среди проблем валютного регулирования стран ЕАЭС можно выделить нестабильность курсов национальных валют, что влечет за собой «эффект ожидания» экономики, который проявляется в долларизации экономик [3]. В 2015 г. в Казахстане в корпоративном сегменте доля валютных депозитов составила 58,7%, а в розничном -76,7%. В Армении в 2016 г. данное явление достигло отметки 74%. Вместе с этим негативное влияние также оказывает устойчивая девальвация валют стран союза, что, в свою очередь, усугубляется сильной взаимозависимостью экономик некоторых стран-участниц, приводящей к торговому дисбалансу внутри союза ЕАЭС [4].

Сравнительный анализ валютного регулирования в странах-участницах ЕАЭС

Критерий сравнения Республика Армения Республика Беларусь Республика Казахстан Республика Кыргызстан Российская Федерация

Закон о валютном регулировании Закон Республики Армения «О валютном регулировании и валютном надзоре» от 24.11.2004 ЗР-135-Н Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» от 22.07.2003 № 226-З Закон Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» от 13.06.2005 № 57-Ш Закон Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» от 16.12.2016 № 206 Федеральный закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173- ФЗ

Национальная валюта Драм Белорусский рубль Тенге Киргизский сом Рубль

Органы валютного регулирования Центральный банк; Уполномоченный орган управления государственными финансами; Уполномоченный орган Правительством Республики Армения Совет Министров Республики Беларусь; Национальный банк Национальный банк Республики Казахстан; Правительство Республики Казахстан; иные государственные органы Национальный банк Центральный банк Российской Федерации; Правительство Российской Федерации

Субъекты валютного регулирования Лица, осуществляющие операции с валютой и контролирующий государственный орган Лица, регламентирующие и осуществляющие валютные операции. К ним относятся: Совет Министров, Национальный банк; Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет; органы государственного управления Физические и юридические лица, которые, в свою очередь, подразделяются на резидентов и нерезидентов Лица, осуществляющие операции с валютой и контролирующий государственный орган Резиденты (юридические и / или физические лица); нерезиденты (юридические и / или физические лица); эмиссионные (центральные) банки; экспортеры и импортеры; девизные (уполномоченные) банки; инвесторы (резиденты и / или нерезиденты); правительства (исполнительные органы)

Отсутствие согласованности политик центральных банков и единых подходов в сфере ва-лютно-финансового регулирования способствует дисбалансу экономических циклов стран-участниц союза. Отсутствие общих торговых целей и единого внешнеторгового механизма ставит страны на противоборствующие позиции. Так, например, Россия и Казахстан - экспорто-ориентированные страны, а Армения и Киргизия - импорто-ориентированные.

Страны-участницы регулярно принимают меры по устранению возникающих проблем. К 2025 г. будет учрежден единый регулятор. Предполагается, что он будет располагаться в столице Республики Казахстан Астане. Согласно Приложению №17 к Договору о Евразийском экономическом союзе к 2020 г. государства-члены ЕАЭС планируют гармонизировать политику в сфере функционирования общего финансового рынка (включая формы и виды валютного контроля). Уже есть некоторые положительные сдвиги в области гармонизации валютного законодательства. Республика Армения внесла изменения в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в соответ-

ствии с требованиями ЕАЭС. Республика Казахстан внесла коррективы в некоторые законодательные акты относительно валютного контроля, а также изменила порядок осуществления экспортно-импортного валютного контроля через утверждение новых Правил в соответствии с методикой ЕАЭС. Российская Федерация дополнила Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», согласно которому функции по контролю за осуществлением валютных операций некредитными финансовыми организациями переданы Центральному банку РФ. Указом Президента Республики Беларусь внесены необходимые изменения в Инструкцию о порядке регистрации сделок, деятельности банков, работе небанковских кредитно-финансовых организаций.

В сфере криптовалютного регулирования можно отметить, что все страны-участницы ЕАЭС настроены на применение современной технологии блокчейн в валютных отношениях, ведется изучение возможности введения криптовалюты и создания основ ее регулирования. Так, в Республике Беларусь в декабре 2017 г. Президентом подписан декрет «О развитии цифровой экономики», кото-

Е.В. Андриенко, Т.Г. Ильина

рый легализовал майнинг, блокчейн, деятельность криптобирж и иные операции с криптовалютами.

Данный декрет легализует гражданам самостоятельное владение криптовалютами, их добычу, обмен, покупку и продажу за белорусские рубли и валюту, а также разрешает дарить и завещать криптовалюту. Юридические лица для осуществления операций с криптовалютами должны обращаться за помощью к белорусскому парку высоких технологий (ПВТ). Также декрет подразумевает льготное налогообложение до 2023 г. Резиденты ПВТ за операции с криптовалютами не облагаются НДС и налогом на прибыль, физические лица -подоходным налогом, в том числе и за майнинг. Также операции с криптовалютами не предполагают получения специальной лицензии [5]. Более того, здесь уже создана и функционирует первая национальная криптовалюта - талер. Талер является децентрализованной криптовалютой, не имеющей единого эмиссионного центра и централизованного управления. Поэтому можно сказать, что Республика Беларусь в криптоиндустрии является наиболее лояльной и продвинутой из всех стран ЕАЭС.

В отношении криптовалютного регулирования в России можно отметить следующее. По приказу Президента РФ Правительство и Государственная Дума начали разработку нормативных актов, регулирующих оборот криптовалюты, майнинг и ICO, и в январе 2018 г. был опубликован законопроект «О цифровых финансовых активах».

Согласно данному законопроекту цифровым финансовым активом признается имущество в электронном виде, созданное с помощью криптографических средств. Смарт-контрактом признается договор в электронной форме, исполнение прав и обязательств по которому осуществляется путем совершения в автоматическом порядке цифровых транзакций в распределенном реестре цифровых транзакций в строго определенной им последовательности и при наступлении определенных им обстоятельств.

В рамках проекта лица, не являющиеся квалифицированными инвесторами, имеют право приобрести в пределах одного выпуска токены в размере, не превышающем 50 тыс. рублей.

До опубликования оферты о выпуске токенов запрещено рекламировать и предлагать их потенциальным получателям.

Любые сделки, связанные с обменом цифровыми финансовыми активами, должны осуществляться только через оператора обмена цифровых финансовых активов при условии регистрации в Банке России. По мнению Минфина, соответствующая мера поспособствует снижению рисков мошенничества, отмывания нелегальных доходов, финансирования терроризма, а также сформирует условия

для создания прозрачного налогового режима для операций с криптовалютами, что увеличит налоговые поступления в бюджет РФ.

Использования криптовалют в качестве средства платежа не предполагается, так как согласно законодательству РФ рубль является единственным законным средством платежа [Там же]. Также следует отметить, что Банк России считает преждевременным разрешение к обращению криптовалют и иных финансовых инструментов, связанных с криптовалютами, на территории РФ. Однако можно констатировать, что в России на сегодняшний день сделаны первые шаги к легализации цифровых активов на законодательном уровне.

В Казахстане не запрещены добыча и использование криптовалюты, однако сделки с их использованием затруднительны ввиду неурегулированности статуса криптовалюты. Майнеры обязаны самостоятельно исчислять и платить индивидуальный подоходный налог по ставке 10%. Также у них возникает необходимость ежегодного представления декларации о доходах [6]. В октябре 2017 г. Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА) и инвестиционная компания EXANTE подписали меморандум о сотрудничестве, в рамках которого на базе платформы Stasis будет создана новая криптовалюта, обеспеченная традиционными финансовыми активами. Правительство Казахстана нацелилось на технологическую модернизацию экономики, для этого уже создана государственная программа «Цифровой Казахстан» [5]. Инфраструктурой для развития блокчейна в Казахстане и разработкой законодательства, регулирующего криптовалютные транзакции, будет заниматься рабочая группа международного финансового центра «Астана».

Республики Армения и Кыргызстан не имеют на сегодняшний день законов в области криптова-лют и рекомендуют гражданам пока воздержаться от операций с ними [Там же].

В сфере криптовалютного регулирования Армения не признает виртуальные валюты электронными деньгами, а также призывает граждан воздержаться от их использования. Центральный банк Армении никак не обозначил свою позицию относительно блокчейна, но словами выразил поддержку стремлению использовать инновационные платежные инструменты [Там же].

Однако оппозиционный парламентский блок Армении предложил к рассмотрению законопроект «О цифровых технологиях» по легализации крип-товалют. В нем изложены следующие предложения: любое физическое лицо по достижении 18 лет, а также юридические лица могут заниматься май-нингом и криптовалютными операциями на территории Армении без дополнительных разрешений и лицензий; до начала 2024 г. добыча криптовалют

должна быть освобождена от каких-либо налогов и сборов, а также установлены различные виды таможенных и прочих льгот [7].

Национальный банк Республики Кыргызстан также рекомендует гражданам воздерживаться от использования криптовалют и не принимать их в качестве средства платежа. Тем не менее следует отметить, что Национальный банк Республики Кыргызстан отслеживает складывающуюся в мире ситуацию в сфере цифровой экономики, изучает опыт других стран и перспективы практического использования технологии блокчейн, ее особенности и возможности применения в самых различных сферах. В прессе отмечается, что по мере необходимости в дальнейшем будут рассматриваться различные варианты криптовалютного регулирования в республике [5].

Таким образом, говоря о валютно-финансовой интеграции стран ЕАЭС, необходимо отметить, что разночтения существуют не только в области валютного регулирования и законодательства, как указывалось выше, но и в области криптовалютного регулирования. Более того, именно в области криптовалютного регулирования наблюдается отсутствие какого-либо законодательства в некоторых из государств-участников ЕАЭС, что, конечно, является заметной проблемой. Тем не менее многие специалисты, например вице-президент РАКИБ Денис Душнов, положительно оценивают перспективу создания наднациональной криптова-люты [8], и уже предлагаются различные проекты. Так, Банк России совместно с Ассоциацией Финтех прорабатывает возможность использования блок-чейн-платформы Мастерчейн для создания единого платежного пространства в рамках ЕАЭС [9].

Таким образом, на данном этапе страны ЕАЭС имеют множество неразрешенных вопросов как в сфере валютного регулирования, так и в рамках

союза в целом, поэтому пока они не готовы к созданию единой валютной зоны. Однако страны ведут деятельность, направленную на устранение разногласий, создание либеральной унифицированной валютно-финансовой и монетарной политики, в том числе и в сфере криптовалютных отношений.

Литература

1. Филатова В.В. Особенности валютного регулирования стран в условиях членства в ЕАЭС // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2017. № 2 (79). С. 94.

2. Навой А.В. Валютно-финансовые критерии конвергенции в ЕАЭС // Деньги и кредит. 2015. № 6. С. 7-8.

3. Кабзиманян М.Г. Проблемы и перспективы валютного регулирования в условиях ЕАЭС // Известия Санкт-Петербургского экономического университета. 2017. № 5 (107). С. 127.

4. Искаджян С.О. Проблемы и перспективы валютного регулирования в ЕАЭС // Актуальные вопросы валютного контроля в современных условиях : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Саратов : Саратов. Соц.-экон. ин-т (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. С. 23.

5. Регулирование криптовалют. URL: http://www.eura siancommission.org/ (дата обращения: 13.05.2018).

6. Все о цифровой экономике и ИКТ-политике. URL: https://digital.report/kazahstan-regulirovanie-kriptovalyut/ (дата обращения: 13.05.18).

7. Армения рассматривает вопрос легализации криптовалют // Bitcoin : русскоязычный информационный сайт о криптовалюте. URL: https://bits.media/news/armeniya-rassmatrivaet-vopros-legalizatsii-kriptovalyut/ (дата обращения: 13.05.2018).

8. Гладышева Т. ЕАЭС унифицирует подход к регулированию криптовалют и ICO Известия. URL: https://iz.ru/737376/tatiana-gladysheva/eaes-unifitciruet-podkhod-k-regulirovaniiu-kriptovaliut-i-ico (дата обращения: 13.05.18).

9. ЦБ предложил использовать блокчейн-платформу Финтеха в ЕАЭС // ТАСС : информационное агентство России [Электронный ресурс] - URL: http://tass.ru/ekonomika/ 5089860 (дата обращения: 13.05.18).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.