И.А. Баскакова
Создание международного финансового центра «Астана» в рамках общего финансового рынка ЕАЭС
В статье рассматривается процесс создания общего финансового рынка ЕАЭС, главные направления сотрудничества и достигнутые результаты. Основное внимание уделяется казахстанскому проекту Международного финансового центра «Астана» и его значению для формирования общего финансового рынка.
Ключевые слова: ЕАЭС, евразийская интеграция, финансовый рынок, Казахстан, блокчейн.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) существует уже около трех лет. Его создание происходило в очень сложной геополитической и экономической ситуации. Однако несмотря на все трудности последних лет, такие как финансовый кризис, санкци-онное противостояние России и стран Запада, вызывающее негативную реакцию партнеров по ЕАЭС, и ряд других проблем, Союз продолжает развиваться. В январе - мае 2017 г. впервые с момента его образования зафиксирован рост объема взаимной торговли1. Взрывной рост объемов взаимной торговли произошел в 2010 г. с созданием Таможенного союза, показатель был положительным в течение трех лет, но с 2014 г. все время находился в отрицательной зоне.
В соответствии со взятыми на себя обязательствами страны продолжают согласование вопросов, касающихся формирования общих рынков: идет работа по созданию нового Таможенного кодекса, общего рынка газа, нефти и нефтепродуктов, единых норм на рынке труда, в образовательном пространстве, сфере услуг, в том числе транспортных (что особенно актуально с учетом реализации
© Баскакова И.А., 2017
китайского проекта Экономического пояса Шелкового пути), и т. д. Большое значение придается формированию общего финансового рынка. Этот процесс должен завершиться только к 2025 г., но уже сейчас на межгосударственном уровне происходит разработка и принятие соглашений, которые будут регулировать финансовое пространство.
Эта сфера сотрудничества всегда имела особое значение для Республики Казахстан. Развитие рынка финансовых услуг является одним из приоритетов для властей страны. Для этого формируется соответствующая инфраструктура. С января 2018 г. в Казахстане начинает работу Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА).
Для Казахстана это уже вторая попытка реализации столь амбициозного проекта. В 1995 г. Нурсултан Назарбаев выдвинул идею создания регионального финансового центра в Алма-Ате (РФЦА) для использования имеющихся у республики конкурентных преимуществ в финансовом секторе по отношению к другим странам региона, а также расширения финансового посредничества и привлечения в страну международных финансовых потоков2. Однако из-за экономического кризиса 1998 г. в полном объеме проект реализован не был. РФЦА заработал только в 2006 г. в достаточно усеченном варианте. Назвать его деятельность успешной сложно3.
Весной 2015 г. в рамках предвыборной кампании президент Казахстана вновь озвучил идею создания финансового центра. На этот раз проект был намного более амбициозным, охватывал большое количество направлений сотрудничества и требовал значительных изменений в законодательстве.
Затем проект был включен в президентскую программу «План нации - 100 конкретных шагов» во исполнение «пяти институциональных реформ», направленную на преодоление последствий экономического кризиса. Программа предполагает «создание Международного финансового центра "Астана" на базе инфраструктуры ASTANA EXPO 2017 с приданием ему специального статуса. Закрепление особого юридического статуса финансового центра в Конституции. Становление центра в качестве финансового для стран СНГ, а также всего региона Западной и Центральной Азии. Создание независимой судебной системы с собственной юрисдикцией, которая будет функционировать на принципах английского права. Судейский корпус формируется из числа иностранных специалистов. В перспективе финансовый хаб Казахстана должен войти в 20 передовых финансовых центров мира»4.
«Основные направления деятельности МФЦА - развитие рынка капитала, управление активами, управление благосостоянием состоятельных частных лиц, исламские финансы, новые финансовые технологии»5.
В декабре 2015 г. был принят Конституционный закон «О Международном финансовом центре "Астана"»6, а весной 2017 г. внесены поправки в Конституцию, согласно которым в городе Астане может быть установлен особый правовой режим в финансовой сфере7.
Создание МФЦА имеет большое значение не только для Казахстана, но и для всех стран - участников Евразийского экономического союза, учитывая, что идет формирование общего финансового рынка.
Общий финансовый рынок позволит признавать банковские, страховые лицензии и лицензии на осуществление деятельности на рынке ценных бумаг во всех странах-участниках, обеспечит недискриминационный доступ на финансовые рынки государств ЕАЭС и гарантирует защиту прав потребителей финансовых услуг8, но главное, облегчит выход банков и финансовых компаний стран-участников на рынки друг друга.
В настоящее время Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) ведет работу по согласованию текста Концепции формирования общего финансового рынка ЕАЭС, который будет представлен на утверждение Высшему евразийскому совету.
В Концепции будут определены основные цели, принципы, задачи, этапы и ожидаемые результаты формирования общего финансового рынка ЕАЭС; правовая база и главные направления его функционирования; порядок информационного взаимодействия и административного сотрудничества его регуляторов; задачи и полномочия наднационального органа по регулированию общего финансового рынка; ключевые мероприятия по реализации Концепции и др.9
Кроме того, одобрен проект Плана гармонизации законодательства государств - членов ЕАЭС в финансовой сфере. Это долгосрочная «дорожная карта», которая позволит сблизить нормы регулирования финансовых рынков в странах Союза. Гармонизация будет иметь свою специфику для каждого из трех секторов финансового рынка: банковского, страхового и рынка ценных бумаг. Сроки проведения гармонизации для каждого сектора могут незначительно отличаться. При этом ключевыми принципами будут являться требования о неухудшении действующего законодательства и ориентация на соответствующие международные стандарты и лучшую мировую практику10.
В Договоре о ЕАЭС (в отличие от договоров о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве) предусмотрена необходимость разработки механизма взаимодействия уполномоченных органов государств-членов в сфере регулирования, контроля и надзора за деятельностью на своих финансовых рынках.
Планируется, что финансовый регулятор будет размещен в Астане11. На данный момент его полномочия полностью не определены. Очевидно, они будут несопоставимы с имеющимися у Европейского центрального банка, но часть полномочий от национальных центральных банков ему передана будет. В любом случае для Казахстана это важно и с точки зрения «практического наполнения» МФЦА, и как имиджевая составляющая.
Завершается работа над Соглашением о подходах к регулированию валютных правоотношений и принятии мер либерализации в странах ЕАЭС. Соглашение будет способствовать обеспечению свободы движения капитала и денежных средств, формированию общего финансового рынка в государствах-участниках. документ определяет перечень валютных операций резидентов стран ЕАЭС, к которым странами Союза не будут применяться валютные ограничения. Соглашение предоставит возможность физическим и юридическим лицам открывать на недискриминационной основе счета во всех банковских учреждениях любого из государств - членов ЕАЭС.
Помимо этого, важным фактором формирования общего финансового рынка является создание единого биржевого пространства (ЕБП). Благодаря ЕБП будет возможно обеспечить свободное передвижение капитала между экономиками стран ЕАЭС. Планируется, что единое биржевое пространство начнет работу после подписания серии межгосударственных соглашений, в которых будут закреплены гармонизированные нормы, запускающие механизм межгосударственной биржевой торговли на финансовом рынке. Одно из наиболее важных - разработанное ЕЭК Соглашение о допуске брокеров и дилеров одного государства Союза на биржи других стран-членов. Документ предусматривает допуск без дополнительной регистрации брокеров и дилеров на национальные биржи государств ЕАЭС.
Кроме того, ЕЭК разрабатывает ряд других соглашений, в том числе Соглашение о взаимном признании выпуска ценных бумаг, Соглашение по аудиторам и др.12 Планируется наладить обмен кредитными историями, что создаст возможность для привлечения на национальные рынки кредитования клиентов из других стран ЕАЭС.
При этом на официальном уровне неоднократно подчеркивалось, что формирование единого биржевого пространства не предполагает кардинальных изменений в функционировании финансовых рынков государств ЕАЭС13.
Создание общего финансового рынка особенно важно с учетом роста заинтересованности стран ЕАЭС в инвестиционном сотрудничестве. В 2016 г., несмотря на сокращение национальных экономик, взаимные прямые иностранные инвестиции (ПИИ) стран ЕАЭС выросли на 15,9% и составили 26,8 млрд долл. Естественно, крупнейшими экспортерами капитала в ЕАЭС выступили российские компании (более 78% ПИИ). На втором месте Казахстан (13,5%), на третьем - Белоруссия (7,8%). Армения и Кыргызстан заметно уступили по этому показателю. Новым трендом стало то, что Россия не только направляет свои инвестиции в другие государства ЕАЭС, но и получает все больше инвестиций от соседей. Накопленный объем ПИИ составил 5 млрд долл. Но главными получателями ПИИ по-прежнему являются Белоруссия (8,6 млрд долл. к концу 2016 г.) и Казахстан (8,2 млрд долл.).
К сожалению, средний и малый бизнес пока не готов к участию в зарубежных проектах, основными инвесторами являются крупные компании. При рассмотрении отраслевой структуры инвестицией не вызывает удивления, что более половины российских инвестиций в странах ЕАЭС направляется в топливный комплекс. Заметное место занимают инвестиции в цветную металлургию, связь и информационные технологии, финансовый сектор. В свою очередь, ПИИ, полученные Россией, - это инвестиции в химический, агро-продовольственный и транспортный секторы14.
Разумеется, вопросы создания общего финансового рынка тесно связаны с валютным регулированием. Как уже неоднократно заявляли президенты стран ЕАЭС, введение единой валюты на территории Союза не планируется. Однако государства-участники активизируют сотрудничество в области криптовалют.
Во время Петербургского международного экономического форума в июне 2017 г. заместитель председателя Центрального банка России Ольга Скоробогатова анонсировала запуск пилотного проекта по использованию технологии блокчейн для взаимодействия стран Евразийского экономического союза в области финансовых услуг. К концу 2017 г. в ЕАЭС может начать работу экспериментальный общий блокчейн-проект. Его успешная реализация, без сомнения, будет способствовать формированию общего финансового пространства. Предполагается, что регулирование примене-
ния блокчейн-технологии будет согласовано на наднациональном уровне15.
Актуальность данной темы очевидна. Поэтому практически все страны ЕАЭС заявили о своем интересе к блокчейн-технологиям. Очень активен на этом направлении Казахстан. В Международном финансовом центре «Астана» уже развивается проект по внедрению криптовалюты. К настоящему времени создана правовая база, которая позволяет проводить ICO16, осуществлять обмен крипто-валют на национальную валюту и создавать сложные производные механизмы на смарт-контрактах. Над проектом работают компании «Делойт» СНГ, "Waves", ЮК «Юскутум» и «Кесарев Консалтинг». Большинство участвующих в разработке специалистов из России, часть - из Украины.
Точно оценить потенциальную выгоду для Казахстана от внедрения блокчейна сложно. Но, например, по мнению генерального директора инновационного кластера "Almaty TechGarden" Санжа-ра Кеттебекова, глобальное принятие криптовалюты способно дать до 20 % экономии ежегодно только в области финансовых транзакций благодаря устранению посредников (в первую очередь банков) из основанных на блокчейне систем. Возможно, подобные оценки достаточно оптимистичны и относятся к средне- и долгосрочной перспективе, но уже сейчас Казахстан стремится стать ведущим игроком в этой сфере на пространстве ЕАЭС.
До конца 2017 г. Национальный банк Казахстана начнет продажу бондов на основе блокчейна. В будущем на блокчейне, возможно, начнут размещаться и ценные бумаги в рамках IPO17. Стоит отметить, что Центробанк России создал Ассоциацию «Финтех», которая разрабатывает блокчейн-платформу «Ма-стерчейн»18. Министр связи РФ Николай Никифоров недавно заявил о планах создания в России собственной криптовалюты, так как западные проекты вряд ли будут полностью легализо-ваны19. Блокчейн-проекты есть в Белоруссии20 и Киргизии21. В свою очередь, армянская сторона пока соответствующего интереса не проявляла.
Накопленный Россией и Казахстаном опыт в этой сфере может быть использован на пространстве всего Евразийского экономического союза в рамках создания общего финансового рынка и особенно с использованием инфраструктуры МФЦА.
Формирование общего финансового рынка, выработка единых норм и правил в данной области будут способствовать дальнейшему развитию ЕАЭС, появлению новых возможностей для сотрудничества компаний стран-членов.
Примечания
1 Экономические связи и развитие ЕАЭС [Электронный ресурс] // Бюллетень о текущих тенденциях мировой экономики. 2017. Август. № 23. URL: http:// ac.gov.ru/files/publication/a/14124.pdf (дата обращения: 04.09.2017).
2 История создания РФЦА [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национального банка Республики Казахстан. 2013. 5 дек. URL: http://nationalbank. kz/document/?docid=4658&to%20=get&switch=russian (дата обращения: 04.09.2017).
3 Темирханов А. Региональный финансовый центр Алматы: полная безнадега [Электронный ресурс] // Forbes-Казахстан. 2015. 6 апр. URL: https://forbes. kz/finances/finance/regionalnyiy_finansovyiy_tsentr_almatyi_polnaya_beznadega (дата обращения: 04.09.2017).
4 «План нации - 100 конкретных шагов»: Программа Президента Республики Казахстан от 20 мая 2015 г. [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. URL: http:// adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000100 (дата обращения: 04.09.2017).
5 О Центре [Электронный ресурс] // Официальный сайт Международного финансового центра «Астана». URL: http://www.aifc.kz/index_ru.html# (дата обращения: 04.09.2017).
6 Конституционный закон Республики Казахстан от 7 декабря 2015 г. № 438-V «О Международном финансовом центре «Астана» (с изменениями от 13.03.2017 г.) // Zakon.kz. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_ id=39635390 (дата обращения: 04.09.2017).
7 Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 г.) (с изменениями и дополнениями по состоянию на10.03.2017 г.) // Zakon.kz. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1005029#pos=1188;-148 (дата обращения: 04.09.2017).
8 Страны ЕАЭС создадут общий финансовый рынок без введения единой валюты [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. 2015. 17 июля. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/ Pages/23-07-2015-2.aspx (дата обращения: 04.09.2017).
9 ЕЭК создает комфортное пространство для потребителей и поставщиков финансовых услуг в странах ЕАЭС [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. 2017. 30 авг. URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/30-08-2017-1.aspx (дата обращения: 04.09.2017).
10 Тимур Жаксылыков: «Интеграция по всем азимутам» [Электронный ресурс] // Экономика и жизнь. 2017. 24 авг. URL: https://www.eg-online.ru/article/353218/ (дата обращения: 04.09.2017).
11 Никулина Е. Наднациональный финансовый регулятор предложили разместить в Астане [Электронный ресурс] // Литер. 2016. 21 июня. URL: https://liter.
kz/ru/articles/show/21094-nadnacionalnyi_finansovyi_regulyator_predlozhili_ razmestit_v_astane (дата обращения: 04.09.2017).
12 Мурычев А.В. Формирование общего финансового рынка ЕАЭС: преимущества и вызовы для стран-участников [Электронный ресурс] // Официальный сайт российского союза промышленников и предпринимателей. URL: http://www. orlov.rspp.ru/viewpoint/view/951 (дата обращения: 04.09.2017).
13 ЕЭК создает комфортное пространство для потребителей и поставщиков финансовых услуг в странах ЕАЭС [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. 2017. 30 авг. URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/30-08-2017-1.aspx (дата обращения: 04.09.2017).
14 ЕАБР: После трех лет падения начался рост взаимных инвестиций в Евразийском экономическом союзе - взаимные ПИИ ЕАЭС выросли на 16% [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского банка развития. URL: https:// eabr.org/press/news/eabr-posle-trekh-let-padeniya-nachalsya-rost-vzaimnykh-investitsiy-v-evraziyskom-soyuze-vzaimnye-pii/ (дата обращения: 04.09.2017).
15 Банк России запустит блокчейн-проект в финансовой сфере ЕАЭС [Электронный ресурс] // Век. 2017. 5 июня. URL: https://wek.ru/bank-rossii-zapustit-blokchejn-proekt-v-finansovoj-sfere-eayes (дата обращения: 04.09.2017).
16 ICO (Initial Coin Offering) - создание или эмиссия некоторого количества токенов для продажи инвесторам с целью собрать необходимые средства для дальнейшего развития проекта или криптовалюты. Подробнее см., например: Акст Р. Анатомия краудфандинга, или Феномен ICO [Электронный ресурс] // Google Books. URL: https://books.google.ru (дата обращения: 04.09.2017).
17 IPO (от англ. Initial Public Offering) - первая публичная продажа акций акционерного общества, в том числе в форме продажи депозитарных расписок на акции, неограниченному кругу лиц.
18 Кузнецова Н. Астана станет новой криптовалютной гаванью [Электронный ресурс] // Инвест Форсайт. 2017. 17 июня. URL: https://www.if24.ru/astana-kriptovalyutnaia-gavan/ (дата обращения: 04.09.2017).
19 Отечественный биткоин зашифруют в России [Электронный ресурс] // Вести. Экономика. 2017. 4 сент. URL: http://www.vestifinance.ru/articles/90478 (дата обращения: 04.09.2017).
20 В Беларуси создана информационная сеть по технологии блокчейн - Нацбанк [Электронный ресурс] // Интерфакс-Запад. 2017. 17 июля. URL: https://www. interfax.by/news/belarus/1227474 (дата обращения: 04.09.2017).
21 В Кыргызстане намерены построить дата-центр для изучения блокчейна [Электронный ресурс] // Forklog. 2017. 18 июля. URL: http://forklog.com/v-kyrgyzstane-namereny-postroit-data-tsentr-dlya-izucheniya-blokchejna/ (дата обращения: 04.09.2017).