МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
№4 2015
Обеспечение безопасности России в условиях противостояния западным стратегиям воспроизводства нефтяных и газовых ближневосточных конфликтов как факторов растущей мировой финансовой конкуренции
ПЕТРОВА ТАЛИНА ВЛАДИСЛАВОВНА
Заместитель директора Института проблем безопасности СНГ, руководитель Центра международно-правовых и политических проблем евразийского сотрудничества, доктор юридических наук, профессор МГИМО (У) МИД России
Аннотация: 31.12.2015 г. принята новая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, которая определила современные угрозы безопасности, в том числе, в условиях нефтяных и газовых ближневосточных конфликтов и противостояния западным стратегиям воспроизводства международной напряженности. В число угроз национальной безопасности государства включена незащищенность национальной финансовой системы, уязвимость информационной инфраструктуры, несбалансированность национальной бюджетной системы и др. Проанализирована взаимозависимость транснациональных финансовых корпораций и международных финансовых центров со стратегиями воспроизводства нефтяных и газовых конфликтов. В условиях мировой финансовой конкуренции показана связь финансовых операций на международных нефтяных биржах с колебаниями курсов мировых валют и стоимостью финансовых инструментов на международных фондовых биржах.
Ключевые слова: международные нефтяные биржи, финансовая безопасность, энергетическая безопасность, международные финансовые центры, нефтяные и газовые конфликты
The development of the Russian doctrine of international and Eurasian security in the context of risk amplification vectors of Turkish and American influence on Мiddle Eastern and African directions
PETROVA GALINA VLADISLAVOVNA
Deputy Director Institute of problems of safety of the CIS, Head of the centre for international legal and political issues Eurasian cooperation,doctor of law sciences, professor MGIMO (U)MFA Russia
Abstract: 31 December 2015 adopt a new national security Strategy of the Russian Federation, which defined modern security threats in terms of oil and gas of the middle East conflict and opposition to Western strategies of reproduction of international tension. Among the threats to national security included the vulnerability of the national financial system, the vulnerability of the information infrastructure, the imbalance in the national budget system, etc. Analyzed the interdependence of the transnational financial corporations and international financial centres with the strategies of reproduction of oil and gas conflicts. In terms of global financial competition shows the relationship of financial transactions on the international oil exchanges with the fluctuations of world currencies and the value of the financial instruments on international stock exchanges.
Key words: international oil exchange, financial security, energy security, international financial centers, oil and gas disputes
17
№4 2015
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
Обеспечение финансовой и энергетической безопасности России в контексте новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 31.12.2015 г.
В настоящее время все чаще требуется разрешение на национальном уровне проблем обеспечения финансовой безопасности и независимости России при возникающих мировых финансовых и энергетических кризисах в условиях противостояния западным стратегиям воспроизводства нефтяных и газовых ближневосточных конфликтов как факторов растущей мировой финансовой конкуренции. Международные нефтегазовые конфликты на Ближнем Востоке, разжигаемые, в числе прочих причин, американским и арабским «попустительством» преступного «самопровозглашенного государства» ИГИЛ, запрещенного в России и во многих странах мира, угрожают национальной безопасности России и ее стратегическим интересам, в том числе на Ближнем Востоке.
В этой связи Российской Федерации потребовалась новая Стратегия национальной безопасности, общие контуры которой были намечены в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 03.12.2015 г. Далее последовал Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», утвердивший новую стратегию обеспечения национальной безопасности Российской Федерации1.
Согласно п. 56-57 раздела Стратегии национальной безопасности РФ «Экономический рост», к числу главных экономических угроз безопасности России в финансовом и нефтегазовом секторе в числе прочих относятся:
1 Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации>ФПр://шшш.г2.ги/2015/12/31/пас-bezopasnost-site-dok.html
• незащищенность национальной финансовой системы от действий нерезидентов и спекулятивного иностранного капитала;
• уязвимость ее информационной инфраструктуры;
• несбалансированность национальной бюджетной системы;
• регистрация прав собственности в отношении значительной части организаций в иностранных юрисдикциях;
• ухудшение состояния и истощение сырьевой базы и сокращение добычи и запасов стратегически важных полезных ископаемых;
• введение против Российской Федерации ограничительных экономических мер;
• глобальные и региональные экономические кризисы;
• усиление недобросовестной конкуренции и неправомерное использование юридических средств.
Согласно п. 58-59 раздела Стратегии национальной безопасности РФ «Экономический рост» к числу важнейших факторов обеспечения экономической безопасности, в том числе в финансовом и нефтегазовом секторах, в числе прочих относятся:
• повышение эффективности государственного регулирования экономики в целях достижения устойчивого экономического роста;
• повышение производительности труда, освоение новых ресурсных источников;
• стабильность функционирования и развития финансовой системы и повышение ее защищенности;
• обеспечение эффективного валютного регулирования и контроля;
• накопление финансовых резервов и сохранение финансовой стабильности;
• сбалансированность бюджетной системы и совершенствование межбюджетных отношений;
18
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
№4 2015
• преодоление оттока капитала и квалифицированных специалистов;
• увеличение объема внутренних сбережений и их трансформация в инвестиции, снижение инфляции;
• активные меры по борьбе с коррупцией, теневой и криминальной экономикой, а также по государственной защите российских производителей, осуществляющих деятельность в области военной, продовольственной, информационной и энергетической безопасности.
Согласно п. 61 Стратегии национальной безопасности РФ необходимыми условиями обеспечения энергетической безопасности являются:
• повышение эффективности государственного управления топливно-энергетическим комплексом;
• надежность и бесперебойность поставок энергоресурсов потребителям;
• обеспечение технологического суверенитета страны на мировом энергетическом рынке;
• внедрение перспективных энергосберегающих и энергоэффективных технологий, повышение степени переработки энергоресурсов;
• недопущение дискриминации российских поставщиков энергоносителей на зарубежных рынках и российских добывающих компаний при освоении месторождений углеводородов за пределами Российской Федерации;
• противодействие попыткам ряда государств регулировать рынки энергоресурсов исходя из политической, а не экономической целесообразности;
• разработка перспективных энергосберегающих технологий и международный обмен ими.
Согласно п. 62 Стратегии национальной безопасности РФ в целях противодействия угрозам экономической безопасности необходимо принять меры по:
• обеспечению устойчивости макроэкономической ситуации;
• повышению эффективности и качества государственного управления экономикой;
• снижению издержек и неэффективных бюджетных расходов, борьбе с нецелевым использованием и хищением государственных средств, коррупцией;
• повышению эффективности управления принадлежащими государству активами;
• укреплению финансовой системы, обеспечению ее суверенитета, устойчивости валютного курса рубля;
• оптимизации валютного регулирования и контроля, снижению инфляции;
• развитию национальной инфраструктуры финансовых рынков;
• снижению банковских ставок, повышению уровня прямых инвестиций, доступности кредитования за счет «длинных» денег»;
• привлечению внутренних накоплений, деоф-шоризации экономики;
• возврату российского капитала и сокращение его вывоза за рубеж;
• повышению привлекательности российской юрисдикции;
• совершенствованию условий для предпринимательской деятельности;
• развитию конкуренции;
• выработке новых подходов к деятельности органов государственного контроля (надзора);
• обеспечению стабильности налоговой и правовой систем, гарантированной защиту права частной собственности и выполнения договоров.
19
№4 2015
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
Заинтересованность транснациональных финансовых корпораций и международных финансовых центров в продвижении стратегий воспроизводства нефтяных и газовых ближневосточных конфликтов
Современная «внешнеполитическая» деятельность транснациональных коммерческих, финансовых корпораций, международных финансовых центров отражает продвижение западных стратегий воспроизводства нефтяных и газовых ближневосточных конфликтов в целях противодействия многостороннему сотрудничеству в рамках Организации Объединенных Наций по защите национальных интересов государств, имеющих на своей территории запасы углеводородного сырья.
Надо отметить, что сам «феномен транснациональных нефтяных и газовых корпораций», объединяющих государства, участников финансовых рынков, разработчиков, владельцев углеводородного сырья и др., оценивается на протяжении вот уже более 50 лет «комплексно и противоречиво» как механизм осуществления прямых инвестиций, как организационная форма капитальных вложений инвесторов, как «локомотив» трансграничного движения капиталов, как многонациональное объединение предприятий, как главный «недобросовестный» конкурент на национальных рынках и др. То есть один и тот же феномен ТНК постоянно «переоценивается» ООН в разные периоды современной истории, как отрицательно, так и положительно.
Как и ранее, в период 2000-2016 г. ООН стремится, но не всегда успешно, международно-правовыми мерами ограничить надгосударственный контроль, регулирование и надзор за мировыми инвестиционными, финансовыми и коммерческими процессами со стороны ТНК в нефтегазовом секторе, который иногда выражается в «силовых» стратегических мерах реализации выгодной ТНК нефтяной и газовой политики на Ближнем Востоке.
Но, надо сказать прямо, за последние годы ООН через свои основные органы по транснациональным корпорациям, Комиссию ООН по транс-
национальным корпорациям, Центр ООН транснациональным корпорациям (ЦТК ООН), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), проводит устойчивую политику международно-правовой защиты национальных финансовых и энергетических интересов государств от недобросовестного поведения и «нечестной» конкуренции ТНК. Это достигается, в частности, путем разработки Общих принципов ОЭСР о поведении ТНК, доктрин ОЭСР о международном налогообложении, об обязанности бенефициарного собственника уплачивать налог в стране получения дохода,, о судебных процедурах и компенсационных мер.
С 2008 г. в рамках ООН в дополнение «общих принципов поведения» ТНК принята «Концепция глобального договора между государствами и ТНК о корпоративной социальной ответственности». Однако если недобросовестная конкуренция ТНК ограничивается нормами корпоративного, конкурентного права на товарных рынках, то на финансовых рынках ТНК менее связаны обязательствами перед государствами.
Крупнейшие транснациональные финансовые корпорации, участвуя в капиталах организованных мировых торгов нефтью и газом, влияют на международные нефтяные биржи Лондона, Нью-Йорка, Токио, государств Арабского Востока, таких как ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия, а также Турция, Иран, Ирак, формируя мировые цены в нефтегазовом комплексе. Доходы ТНК «оседают» в международных финансовых центрах, расположенных в свободных экономических зонах офшорных юрисдикций, в том числе на Арабском Востоке, где действует английское корпоративное, банковское и другое коммерческое право «обычного» типа, а не национальное право государства (право шариата). То есть налицо «дуализм» финансово-правовой системы не-
20
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
№4 2015
фтегазового сектора, включая регион арабского мира, когда цены и трансграничные финансовые операции с нефтегазовыми доходами государств находятся как под влиянием ОПЭК, так и под «британским протекторатом», ориентированным на ценовую политику Лондонской международной нефтяной биржи, а также под «американским финансовым надзором», устанавливающим через нефтяные фьючерсы и опционы Нью-Йоркской фондовой биржи мировые котировки стоимости активов на энергоресурсы.
Система факторов растущей финансовой конкуренции международных финансовых центров США и Великобритании с финансовыми корпорациями Катара и Саудовской Аравии требует новые приемы предотвращение финансирование терроризма и усиления контроля за отмыванием денег международными финансовыми центрами.
В этих условиях Российская Федерация в целях своей национальной безопасности, включая финансовую безопасность, должна использовать
современные реалии мировых финансовых рынков; повысить роль рубля в международных расчетах; шире использовать, кроме других резервных валют, китайский юань в качестве мировой резервной валюты использовать как российскую юрисдикцию, так и унифицированные обычные нормы мировой торговли финансовыми услугами. Планируется создать на территории Москвы к 2017-2019 гг. Международный финансовый центр, правовая основа которого развивается, но это развитие следует ускорить.
Думается, что развитие международных финансовых центров также возможно в специальных экономических зонах Причерноморского, Прикаспийского, Дальневосточного регионов, включающих международные нефтяные биржи и международные финансовые центры с фондовыми биржами и другими финансовыми институтами при участии стран ЕАЭС, БРИКС, ШОС, АСЕАН по торговле нефтяными фьючерсами и опционами, другими финансовыми инструментами.
Российская доктрина обеспечения защищенности
с/ С и
национальном финансовом системы и национальной финансовой безопасности
Доктрина финансовой безопасности России с учетом особенностей международной торговле нефтью и газом должна опираться на встраивание не только российской нефтегазовой стратегии и энергетической доктрины, но и на долгосрочную доктрину развития международных финансовых центров в России с особым финансово-правовым регулированием оборота нефтегазовых контрактов и с привлечением национальных квалифицированных специалистов по мировым финансовым рынкам, международному финансовому, энергетическому, корпоративному и конкурентному праву.
Международное конкурентное право на рынке нефтепродуктов не работает и заменено «мировым картельным регулированием», которое уза-
конивает право государств - членов ОПЭК Ближневосточного региона на международный сговор под эгидой группы монополий. Одна из главных целей картельных нефтяных соглашений - добиться экспортных цен на нефть выгодных как для финансовых картелей США, Великобритании, Японии, так и для ведущих стран нефтяного картеля ОПЕК (Катара, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов). Международные финансовые центры Великобритании и США тесно связаны с международными финансовыми центрами Западного Азиатского региона (Ближнего Востока).
Цены на нефть устанавливаются «манипулированием» критериями оценки спроса и предложения нефти на мировых рынках как в экономических, финансовых, так и в политических целях.
21
№4 2015
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
Концессионные транснациональные соглашения дают нефтяным компаниям абсолютные права на добытую в развивающихся странах нефть. Именно по этим причинам в одних и тех же городах мира находятся «по соседству» международные финансовые центры и международные нефтяные биржи.
Российский рынок нефти не может в условиях «организованных» США кризисов зависеть от цен на нефть, формируемых в ОПЕК. ОПЕК представляет собой международную организацию, созданную нефтедобывающими странами, преимущественно Ближнего Востока, в 1960 г. в целях стабилизации цен на нефть. В ее состав входят 12 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, ОАЭ, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола. ОПЕК как минимум два раза в год собирается на саммиты, где устанавливаются квоты добычи для отдельных стран. При этом часто участники игнорируют квоты, добывая больше, чем обязались1.
ОПЕК как межгосударственное объединение по типу международного нефтяного картеля создано 12 государствами и представляет собой мегатранснациональную финансово-промышленную группу из семи крупнейших транснациональных нефтяных корпораций, занятую распределением секторов мировой добычи углеводородного сырья, его рынков сбыта, установления монопольных цен и получения максимальной прибыли2.
1 Договор о создании ОПЭК - Организация стран - экспортеров нефти 1960 г. http://www.ereport.ru/articles/ ecunions/opec.htm
2 Annual Statistical Bulletin 2015ОРЕС http://www.opec.org/ opec_web/en/publications/202.htm
Нефтяные ТНК давно разработали корпоративный механизм «мирового сговора» по так называемому «справедливому» согласованию цен на нефть в рамках ОПЕК, обосновывая их «выгодность» для развивающихся стран в целях «финансирования развития» и «взрывного роста» прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Однако основные доходы нефтегазовых компаний от ПИИ, расположенных в странах Ближнего Востока, находятся под контролем зарубежных управляющих компаний ТНК и не уходят на социально-экономические цели пополнения национальных бюджетов государств места получения доходов ТНК, поскольку управляющие компании этих корпораций расположены на иностранных территориях, включая офшорные юрисдикции.
Причинами падения цен на нефть в числе прочих факторов являются усложнившиеся отношения между Саудовской Аравией и США, когда США резко ограничили импорт нефти из этой страны и намерены сами стать поставщиками нефти и газа. На фоне нефтегазовых конфликтов усиливается финансовая конкуренция между международными финансовыми центрами Запада и Ближнего Востока.
Нефтегазовые конфликты на Ближнем Востоке являются результатом противоборства быстро развивающихся стран ОПЭК с различными векторами национального развития, за доминирование в регионе не только на рынке экспортеров нефти, но и на рынке финансовых услуг, поскольку большинство стран - членов ОПЭК имеют развивающиеся международные финансовые центры, усиливающие богатство правящих элит.
Международная нефтяная биржа (International Petroleum Exchange - IPE) была создана в Лондоне, где осуществляются торговля нефтью и финансовые операции с финансовыми инструментами по продаже фьючерсов и опционов на сырую нефть из месторождения Brent, Gas Oil, на тяжелую топливную нефть и фьючерсы на бензин (неэтиллированный). Данная торговая площадка предлагает торги опционными и фьючерсны-
22
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
№4 2015
ми контрактами на энергоносители «черное золото» и нефтепродукты, электроэнергию, уголь, сжиженный природный газ, выбросы углекислого газа1.
Россия, для которой очень важны высокие цены на нефть, заинтересована в создании собственного рынка нефтяных фьючерсов. Проявляются намерения российских нефтегазовых
компаний организовать собственные международные нефтяные биржевые торги в Москве и Санкт-Петербурге, создав конкуренцию фьючерсной торговле в Нью-Йорке и Лондоне. Собственный фьючерсный рынок для российских сортов нефти Urals и Espo может по примеру Китая продвинуть Россию в части влияния на мировые нефтяные цены.
Саммит«Группы-20»в г. Анталье (Турция) 15-16.11.2015 г. о направлениях совместных действий государств по достижению устойчивого роста и укреплению финансовой безопасности
На Саммите «Группы-20» в г. Анталье (Турция) 15-16.11.2015 г. государства - участники определили направления совместных действия по достижению устойчивого и сбалансированного роста в целях повышения благосостояния народов, обеспечения стимулирования всеобъемлющего роста государств, укрепления доверия всех заинтересованных сторон, что предполагает: 1) увеличение объема инвестиций как движущей силы и обеспечение всеобъемлющего характера экономического роста; 2) расширение диалога с развивающимися странами с низким уровнем дохода; 3) восстановление мировой экономики и повышение потенциала экономического роста.
Международная финансовая стабильность и международная финансовая безопасность, согласно Итоговому документу Саммита «Группы-20» в г. Анталья (Турция) 15-16.11.2015 г., формируются в важнейшие сферы международно-правового финансового регулирования. Это означает возникновение новой архитектуры мирового финансового правопорядка, в котором на международно-правовом уровне закрепляются принципы международной финансовой стабильности и международной финансовой безопасности как гарантии эффективного финансирования развития.
1 Международная нефтяная биржа. http://www.moneyball. info/54694-international-petroleum-exchange-ipe.html
Международная финансовая стабильность и международная финансовая безопасность включают следующие экономико-правовые меры, предпринимаемые государствами:
• Государства проводят устойчивую макроэкономическую политику, когда их финансовые учреждения государств обеспечивают ценовую стабильность, проводят гибкую фискальную политику, поддерживают рост и создание рабочих мест, обеспечивают стабилизацию уровня долга к ВВП (пп. 4-5 Итогового документа Саммита «Группы-20» 2015 г.).
• Государства формируют структуру своих бюджетных расходов и доходов для того, чтобы поддержать производительность труд и сокращать глобальные дисбалансы.
• Государства в условиях растущих рисков, связанных с транснациональным движением капитальных потоков, будут поддерживать финансовую стабильность, включая меры по обеспечению адекватной глобальной сети финансовой безопасности, получая при этом преимущества от финансовой глобализации (п. 6).
• Государства будут стремиться к устранению неравенства финансового положения граждан, владеющих и не владеющих капитальными инвестициями, рассматривая неравенство как фактор дестабилизации финансовой безопасности государства (п. 7).
23
№4 2015
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
• Государства в целях улучшения процесса осуществления инвестиций разрабатывают эффективные модели государственно-частных партнерств (ГЧП), рассматривая альтернативные финансовые механизмы, включая финансирование, обеспеченное активами, прозрачную секьюритизацию для улучшения посреднических функций в отношении малых и средних предприятий (МСП) и инфраструктурных инвестиций (п. 10).
• Государства призывают международные и региональные многосторонние банки развития (МБР) мобилизовать ресурсы для финансирования малого и среднего бизнеса, оптимизировать свои операции в этом направлении и катализировать финансирование со стороны частного сектора, основываясь на совместных Принципах «Группы-20» и ОЭСР в области корпоративного управления (п. 12).
• Государства будут стремиться укреплять национальные финансовые институты и стабильность национальных финансовых систем посредством проведения финансовых реформ в целях повышения устойчивости глобальной финансовой системы.
• Государства признают важность формирование «глобального международного стандарта» по
общей способности поглощать убытки (TLAC) глобальными системно значимыми банками путем установления требований к отнесению убытков для глобальных системно значимых страховщиков (п. 13).
• Государства нацелены на построение более сильной и устойчивой мировой финансовой системы, с продолжением мониторинг возникающих рисков и уязвимых мест в мировой финансовой системе, многие из которых исходят не из банковского сектора.
• Государства усиливают надзор и регулирование теневого банковского сектора для предотвращения появления системных рисков для устойчивости рыночных механизмов финансирования и по необходимости для урегулирования снижения объемов корреспондентских банковских операций.
• Государства усиливают надзор и регулирование внебиржевого рынка производных финансовых инструментов (OTC) и в полном объеме и последовательно намерены реализовывать концепцию глобального финансового урегулирования в соответствии с согласованными сроками.
Международные финансовые центры и организованные торги нефтью в ближневосточных странах и государствах евразийского пространства
В 2011 г. в Тегеране открылась Международная нефтяная биржа Ирана, которая стала организационно-правовой формой проведения организованных торгов нефтью, включив Иран в процесс интернационализации условий формирования цен.
С одной стороны, это ослабило монополию государства по контролю за нефтью, но с другой - помогло привлечь частный и другие секторы экономики к участию в нефтяных сделках, что содействовало привлечению к установлению цен на нефть на международных рынках еще большего числа стран - ее экспортеров.
Международная нефтяная биржа Ирана находится в Зоне свободной торговли на курортном острове Киш в центре региона, в котором активно развивается торговля между такими странами, как Объединенные Арабские Эмираты, Иран, Бахрейн, Саудовская Аравия, Ирак, Катар, Оман и Кувейт. Ежегодный товарооборот между ними, по данным иранской статистики, составляет 100 млрд долл.1
Однако когда 04.01.2016 г. Саудовская Аравия разорвала дипломатические отношения с
1 Организация деятельности международной нефтяной биржи в Иране на острове Киш / http://www.oilru.com/ news/145137/
24
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
№4 2015
Ираном, роль международной нефтяной биржи Ирана упала, что повысило вес других международных нефтяных бирж и поставило под угрозу эмиссию суверенных облигаций Ирана в 2016 г., номинированных в иностранной валюте, минимум на 500 млн долл. Иран планирует создать инструменты валютного хеджирования на фьючерсном рынке для иностранных инвесторов, которые хотят избежать рисков, связанных с колебанием курса риала. Однако падение цен на нефть и агрессивная политика Саудовской Аравии по отношению к Ирану негативно отразятся на экономике Ирана и состоянии инвесторов с Ближнего Востока - наиболее вероятных покупателей его облигаций1.
Дубайский международный финансовый центр (DIFC) - современная финансовая структура мирового значения. Dubai International Financial Centre (DIFC) - федеральная финансовая свободная зона, расположенная в г. Дубае (Объединенные Арабские Эмираты). DIFC был создан в соответствии с Федеральным Декретом ОАЭ № 35 2004, Федеральный закон № 8 ОАЭ 2004 и Закон № 12 Дубая 20041 2.
1 Иран намерен выйти на мировой долговой рынок. http:// www.oilru.com/news/492525/
2 Организационно-правовой статус Дубайского между-
народного финансового центра. http://aHiance-dubai.net/ nashi-uslugi/novosti-dubaya/mezhdunarodny-j-finansovy
DIFC имеет собственную правовую систему и суды с юрисдикцией по корпоративному коммерческому, гражданскому, трастовому праву Великобритании. Это делает DIFC привлекательным для транснациональных финансовых корпораций, позволяя сотрудничать с рынками капитала Лондона, Нью-Йорка, Гонконга.
Арабские Эмираты формируются как международный финансовый центр, объединяя Северную и Восточную Африку, Индостан, Юго-Восточную Азию, страны Персидского залива и Каспийский регион. Финансовая привлекательность DIFC подкрепляется лидерством ОАЭ на нефтяном рынке.
Указом Президента Республики Казахстан от
19.05.2015 г. № 24 «О Международном финансовом центре Астана и передислокации Национального Банка Республики Казахстан в город Астану» был создан международный финансовый центр «Астана» (AIFC) со специальным правовым статусом3.
Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА) включает фондовую биржу, на которой будут выпускать ценные бумаги наиболее привлекательных в инвестиционном плане ква-
3 Указ Президента Республики Казахстан от 19.05.2015 г. «О Международном финансовом центре Астана и передислокации Национального Банка Республики Казахстан в город Астану». http://astana.gov.kz/ru/modules/material/8200
25
№4 2015
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
зигосударственных компаний и гособлигации, в нем также будут расположены резиденции крупнейших финансовых управляющих компаний, инвестбанков, исламских финансовых институтов. Уверенности в реалистичности проекта МФЦА добавляют статус особой правовой системы с независимым арбитражем для защиты активов, а так же особые экономические условия, например, освобождение резидентов центра от налогов на 50 лет (кроме НДС).
Согласно Указу Президента Казахстана Н.А. Назарбаева от 19.05.2015 г. № 24 задачи МФЦА включают:
• регулирование отношений между участниками Центра на основе стандартов ведущих мировых финансовых центров, принципов и норм английского права с использованием английского языка в делопроизводстве;
• создание в Центре финансового суда с привлечением иностранных судей при рассмотрении споров, в том числе с правом рассмотрения инвестиционных споров;
• освобождение на 10 лет от уплаты корпоративного подоходного налога по доходам, полученным на территории Центра, и индивидуального подоходного налога, облагаемого у источника выплаты по доходам, полученным в виде дивидендов, а также по доходам сотрудников участников Центра;
• возможность привлечения участниками Центра иностранной рабочей силы без получения разрешения;
• возможность предоставления иных льгот и преференций для участников Центра;
• приведение законодательства Республики Казахстан в соответствие со стандартами ведущих мировых финансовых центров.
Нормативно-правовые акты и литература
1. Указ Президента Российской Федерации от
31.12.2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». http://www. rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html
2. Договор о создании ОПЭК - Организация стран-экспортеров нефти 1960 г. http://www.ereport.ru/ articles/ecunions/opec.htm
3. Annual Statistical Bulletin 2015ОРЕС. http://www. opec.org/opec_web/en/publications/202.htm
4. Международная нефтяная биржа. http://www. moneyball.info/54694-international-petroleum-exchange-ipe.htm
5. Организационно-правовой статус Дубайского международного финансового центра. http://alliance-dubai.net/nashi-uslugi/novosti-dubaya/mezhdunarod nyj-finansovy
6. Указ Президента Республики Казахстан № 24 от
19.05.2015 г. «О Международном финансовом центре Астана и передислокации Национального Банка Республики Казахстан в город Астану». http://astana.gov. kz/ru/modules/material/8200
7. Порядок организация деятельности международной нефтяной биржи в Иране на острове Киш. http://www.oilru.com/news/145137/
26