№4 2015
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
Обеспечение энергетической безопасности государств СНГ и ЕАЭС и роль Форума стран — экспортеров газа (ФСЭГ) в решении проблем ближневосточного нефтегазового противостояния
ГРАЧЕВ АРТЕМ ЮРЬЕВИЧ
Старший научный сотрудник Центра международно-правовых и политических проблем евразийского сотрудничества Института проблем безопасности СНГ
Аннотация: В статье отмечается, что регион Каспийского моря превратился в важный объект мировой геополитики. Поэтому выбор Россией верной стратегии в отношении этого региона чрезвычайно важен для сохранения ее экономической и военной безопасности. Внешнеполитические цели России направлены на обеспечение национальной и международной безопасности России в регионе Каспийского моря. В целях энергетической безопасности и урегулирования Ближневосточного нефтегазового конфликта России необходимо укреплять сотрудничество с прикаспийскими государствами в нефтегазовом секторе, включающее прежде всего Азербайджан, Туркмению, Казахстан, Узбекистан и Иран.
Ключевые слова: энергетическая безопасность евразийских государств, форум стран экспортеров газа, сотрудничество государств Каспийского моря в сфере нефти и газа
The energy security of the CIS and the Eurasian economic Union and the role of the Forum of gas exporting countries (GECF) in solving the problems of the middle East oil and gas the opposition
GRACHEV ARTEM YURIEVICH
Senior researcher. The center for international legal and political challenges of Eurasian cooperation. Institute of security problems of the CIS
Abstract: In article it is noted that the Caspian sea region has become an important object of global geopolitics. Therefore, the choice of Russia the right strategy in the region is crucial for maintaining its economic and military security. Foreign policy goals of Russia is intended to confirm the leading status of Russia in the Caspian sea region. For the purposes of energy security and IVliddle East oil and gas conflict Russia needs to strengthen cooperation with littoral States in the oil and gas sector, including primarily Azerbaijan, Turkmenistan, Kazakhstan, Uzbekistan and Iran.
Key words: energy security of the Eurasian countries, the forum of gas exporting countries, the cooperation of States of the Caspian sea in the oil and gas
36
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
№4 2015
Возможности международных соглашений в рамках Форума стран — экспортеров газа и Прикаспийского нефтегазового сотрудничества
Сегодня Россия является одним из ключевых государств - экспортеров нефти Каспийского региона, влияющих на мировой нефтегазовый сектор. Для внешней политики России развитие евразийского сотрудничества по обеспечению безопасности в Прикаспийском регионе является одним из приоритетных направлений. Российская Федерация имеет как экономические, так и геополитические интересы в целях укрепления безопасности СНГ и ЕАЭС и стремится защитить свои позиции на Каспии в целях не допустить доминирования стран НАТО в этом регионе, что может нанести ущерб ее национальным интересам.
Нефтегазовая политика России направлена на решение нескольких важнейших стратегических задач в регионе Каспийского моря, включающих как защиту и укрепление позиций России на Каспии, так и сохранение стабильности в регионе, в том числе путем содействия в урегулировании и предотвращении Ирано-Иракских, Турецко-Иракских и других конфликтов, а также в урегулировании положения в Сирии.
Проблемы обеспечения стабильности в Сирии и дальнейшее развитие регионального сотрудничества является частью нефтегазовой политики России. Президент России В.В. Путин определил стратегию максимизации доходов от экспорта через отмену привилегированного положения отдельных стран - покупателей нефти и газа.
В условиях, когда Каспийский регион превратился в важный объект мировой геополитики, выбор Россией верной стратегии в отношении этого региона чрезвычайно важен для сохранения ее экономической и военной безопасности. Внешнеполитические усилия, предпринимаемые Россией для подтверждения своего лидирующего статуса в регионе Каспийского моря, требуют дальнейшего развития с учетом
реалий политики Прикаспийских государств и стран Ближнего Востока, прежде всего Азербайджана, Туркмении, Казахстана, Узбекистана и Ирана.
Сегодня основные направления политики России и государств СНГ на Каспии заключаются в стремлении контролировать как можно больший объем экспортируемых каспийских углеводородов; предоставить «Газпрому» и государственным компаниям - экспортерам нефти стран СНГ преимущественное право транспортировки газа из Средней Азии; расширить свое участие в проектах добычи каспийских нефти и газа, главным образом в казахстанском секторе.
Особая роль в сотрудничестве России и Казахстана как нефтегазовых экспортеров и партнеров по ЕАЭС отводится Форуму стран - экспортеров газа (ФСЭГ). Форум стран - экспортеров газа объединяет страны, лидирующие в мире по экспорту природного газа. По аналогии с Организацией стран - экспортеров нефти форум часто называют «газовой ОПЕК», хотя не все его участники выступают за создание картеля. Форум был основан в 2001 г. в Тегеране и учрежден юридически 23.12.2008 г. в Москве, где министры энергетики стран-участниц приняли устав ФСЭГ и подписали межправительственное соглашение. Участниками форума являются Алжир, Боливия, Венесуэла, Египет, Иран, Катар, Ливия, Нигерия, Россия, Экваториальная Гвинея, Тринидад и Тобаго. Нидерланды, Норвегия и Казахстан участвуют в нем в качестве наблюдателей.
Первый Саммит ФСЭГ прошел в Дохе 15.11.2011 г. Заседание Второго Газового Саммита глав государств и правительств членов Форума стран - экспортеров газа 01.07.2013 г. проходило в Российской Федерации, в Москве, под названием «Природный газ - ответ на призыв
37
№4 2015
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
XXI в. к устойчивому развитию»1. На Втором газовом Саммите ФСЭГ в Москве государства:
• подтвердили абсолютное и неизменное суверенное право стран ФСЭГ распоряжаться своими природными ресурсами и решимость развиваться на основе принципов и положений, изложенных в Декларации Саммита в Дохе;
• признали возрастающее значение природного газа как экологически благоприятного для окружающей среды энергоресурса и промышленного сырья для долгосрочного устойчивого развития мировой экономики;
• отметили, что страны ФСЭГ располагают основной долей мировых запасов газа и являются в долгосрочной перспективе надежными и безопасными экспортерами этого сырья и у них есть большой потенциал для дальнейшего вклада в развитие мировой экономики;
• одобрили международно-правовые принципы и договорные нормы международной торговли газом, выразили озабоченность, что некоторые односторонне введенные отдельными странами-потребителями меры могут неблагоприятно повлиять на стабильность газового рынка;
• подчеркнули важность стабильности рынка для гарантирования достаточности инвестиций в новые газовые проекты;
1 Московская Декларация от 01.07.2013 г. Итоговый документ Второго Газового Саммита глав государств и правительств членов Форума стран - экспортеров газа (ФСЭГ). www.ruscable.ru
• отметили важность справедливого распределения рисков между всеми участниками газового рынка с целью обеспечения безопасности поставок и спроса на газ;
• выразили решимость укреплять ФСЭГ в качестве платформы для создания и продвижения позиций стран-членов по проблемам и вызовам международных газовых рынков;
• намерены усиливать в глобальном масштабе координацию действий по защите интересов Стран - экспортеров газа во всех областях, включая взаимодействие с регуляторными органами стран - потребителей газа;
• намерены сохранять и усиливать принципы международной торговли газом, включая механизмы распределения рисков, которые доказали свою эффективность и позволили непрерывно развиваться природному газу в мире;
• намерены поддерживать неоспоримую роль долгосрочных контрактов на поставку газа в финансировании крупномасштабных газовых проектов в цепочке добавленной стоимости и в обеспечении взаимно приемлемых решений для безопасности спроса и поставок;
• будут продолжать поддержку ценообразования на газ на основе индексации к ценам нефти и нефтепродуктов для гарантирования справедливых цен и стабильной разработки запасов природного газа;
• будут способствовать стабильному росту использования природного газа как изобильного невозобновляемого источника энергии с целью повышения его доли в мировом балансе первичных энергоресурсов; продвигать расширение использования природного газа в различных формах, включая моторное топливо и промышленное сырье;
• стремятся поощрять диалог ФСЭГ со всеми участниками и заинтересованными сторонами газового рынка как драйвера экологически приемлемого экономического роста и социального развития.
38
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
№4 2015
Саммит ФСЭГ 2015г. в Тегеране как конструктивный механизм
обеспечения безопасности в газовом секторе
через международные и региональные энергетические организации
Третий Саммит Форума стран-экспортеров газа, который состоялся 23.11.2015 г. в столице Ирана г. Тегеране, принял Итоговый документ об основных направлениях сотрудничества стран ФСЭГ в газовой сфере1. На Саммите 2015 г. говорилось об обеспечении «абсолютного суверенитета» стран - производителей газа над их природными ресурсами,поскольку все участники форума являются добросовестными и высокотехнологичными экспортерами.
В итоговом документе Саммита ФСЭГ 2015 г. намечены следующие совместные действия государств ФСЭГ: 1) активизация обмена информацией и данными между участниками форума по производству и торговле газом; 2) объединение усилий по продвижению газа как наиболее экономичного и экологического топлива; 3) наращивание инвестиций в газовую отрасль; 4) сохранение практики долгосрочных контрактов, обеспечение прозрачности рынка газа и справедливого ценообразования.
Тегеранская Декларация от 23.11.2015 г. Третьего газового Саммита глав государств и правительств членов Форума стран - экспортеров газа явилась важным международно-правовым соглашением о новых принципах международного сотрудничества государств в целях обеспечения национальной, региональной и международной безопасности стран - экспортеров и потребителей газа, защиты суверенных прав государств на природные ресурсы, прав и обязанностей стран - импортеров газа.
Участники Саммита ФСЭГ 2015 г. в Тегеране подчеркнули основополагающую роль долгосрочных газовых контрактов в финансировании круп-
1 Тегеранская Декларация от 23.11.2015 г. Итоговый Документ Третьего Саммита глав государств и правительств -членов Форума стран - экспортеров газа (ФСЭГ). ria.ru/ trend/summit_GECF_23112015/#ixzz3ssgwruTX
номасштабных газовых проектов по цепочке и намерение развивать договорные рамки, принимая во внимание значительные усилия, инвестиции, обязательства и риски, предпринимаемые странами-членами.
Участники Саммита ФСЭГ 2015 г. в Тегеране высказали намерение вести открытый и конструктивный диалог с импортерами природного газа через международные и региональные энергетические организации. Диалог касается вопросов спроса на природный газ и перспектив развития приграничной газовой инфраструктуры, обмена информацией о возможных рисках в поставках природного газа между поставщиками и потребителями, а также условий заключения сделок на организованных торгах газом на принципах добросовестной политики и конкуренции в сфере финансов, торговли, энергетики и экологической безопасности.
Участники Саммита ФСЭГ 2015 г. в Тегеране выразили стремление к расширению и укреплению сотрудничества, координации и обмена мнениями между странами-членами и всеми заинтересованными сторонами в промышленности для достижения целей ФСЭГ, особенно в таких областях, как технологии, логистика, управление и развитие человеческих ресурсов, в целях повышения эффективности, инноваций, передачи технологий и лучших международных практик.
Значительным достижением Саммита ФСЭГ было признание необходимости разработки новых подходов в вопросе формирования цен, ме-
39
№4 2015
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
ханизма ценообразования, распределения рисков в связи с колебаниями цен на сырую нефть и ее продукты, на природный газ в долгосрочных контрактах, чтобы обеспечить своевременность инвестиций в газовой цепочке и признать необходимость достижения справедливого и разумного образования цен на природный газ с уче-
том его характера в качестве невозобновляемог и исчерпаемого ресурса, а также его преимущества с точки зрения энергоэффективности и охраны окружающей среды премий.
Участники Саммита ФСЭГ 2015 г. в Тегеране твердо возразил против применения экстерриториальных законов и правил и экономических санкций в газовой торговле и против стран -членов ФСЭГ. Они также отметили роль ФСЭГ в качестве главной платформы для определения и продвижения позиций стран-членов в проблемах мировой энергетической сферы. Государства ФСЭГ нацелены эффективный диалог между странами-членами, странами-потребителями и заинтересованными сторонами газовой промышленности для обеспечения прозрачности рынка, стабильность и содействия передаче технологии в интересах стран-членов.
Исторические и современные векторы противостояния нефтегазовых и территориальных интересов Ирана, Ирака, Турции
Для безопасности евразийских государств, включая страны СНГ ЕАЭС, ШОС, Россию, Казахстан, Китай, Кыргизию, Армению, Азербайджан, устранение конфликтов в нефтегазовом секторе между Ираном, Ираком, Турцией, Сирией, Саудовской Аравией и другими Ближневосточными странами - членами ОПЭК является фактором обеспечения безопасности многих проектов евразийского сотрудничества, в том числе в рамках Экономического проекта Нового Шелкового пути.
Нефтяная промышленность Ирака является самой развитой и прибыльной отраслью экономики Ирака. Однако вплоть до 1972 г. почти все основные месторождения и почти вся добыча нефти находились в руках англо-американских монополий, которые получали от эксплуатации природных ресурсов этой страны огромные доходы. Поэтому англо-американские транснациональные корпорации постоянно в ХХ в. и сей-
час, в 2010-2015 гг. развязывают новые войны, провоцируя конфликты на границах и территории Ирака, в том числе вызывая конфликты с Ираном1.
Экономическое развитие Ирана стало возможным благодаря огромным доходам от нефти. В июле 1973 г. Иран добился полного контроля над своими нефтяными ресурсами. В конце ХХ в. в Тегеране было подписано несколько многосторонних соглашений на компенсационной основе
0 поставке иранского природного газа в ФРГ, Австрию и Францию через российскую территорию начиная с января 1981 г. и вплоть до 2003 г. Тогда Иран по экспорту природного газа занимал
1 Республика Ирак (РИ) до начала боевых действий США представляла собой развитое арабское государство ЮгоЗападной Азии, ограниченное с севера и востока горами Тавр и Загрос, расположенное в основном в междуречье Тигра и Евфрата, что соответствует территории древней Месопотамии. Площадь Ирака составляла 434,9 тыс. кв. км, что почти вдвое больше площади Великобритании.
40
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
№4 2015
третье место среди капиталистических и развивающихся стран1.
Ирано-Иракская война, или Первая война в Персидском заливе, представляет собой военный конфликт между Ираком и Ираном с 1980 по 1988 г. Война началась 22.09.1980 г. вторжением иракской армии в иранскую провинцию Хузестан. Первоначальное успешное продвижение армии Ирака вскоре натолкнулось на упорное сопротивление Ирана и было остановлено. К лету 1982 г. Иран вернул оккупированные Ираком территории, после чего стороны начали длительную и изнурительную войну. Перемирие, окончившее войну, было подписано 20.08.1988 г. и восстановило довоенную ситуацию. По продолжительности, задействованным ресурсам и человеческим жертвам ирано-иракская война является одним из крупнейших военных конфликтов после Второй мировой войны2.
Война Ирака с Ираном в 1980-1988 гг. стала периодом восстановления отношений Ирака с Турцией. В ходе Ирано-Иракской войны 19801988 гг. было расторгнуто Соглашение Ирана и Ирака от 06.03.1975 г., так называемое «Алжирское соглашение», заключенное в форме совместного коммюнике о переговорах, состоявшихся между шахом Ирана и заместителем председателя Совета революционного командования Ирака в ходе работы конференции глав государств - членов ОПЕК в Алжире. Согласованные сторонами меры по достижению «окончательного и прочного урегулирования всех существующих между ними проблем» предусматривали демаркацию сухопутной границы между Ираком и Ира-
1 Исламская Республика Иран (ИРИ) является одним из наиболее крупных государств Юго-Западной Азии, которое по площади (1648 тыс. кв. км) намного превосходит граничащие с ним Турцию (на северо-западе), Афганистан и Пакистан (на востоке), Ирак (на западе). Если сравнивать Иран со странами Европы, то получается, что его территория равна Англии, Испании, Франции, Италии и Швейцарии, вместе взятым. На севере Иран омывают воды Каспийского моря, на юге - Персидского и Оманского заливов.
2 Ирано-Иракские конфликты. http://enc-dic.com/diplomat/ Irano-Irakskij-Dogovor-19z7-1252.html (Дипломатический словарь)
ном на основании Константинопольского протокола 1913 г. и протоколов Комиссии по делимитации границ 1914 г.
Расторжение Договора между Ираном и Ираком от 13.06.1975 г. о государственных границах и добрососедских отношениях в 1980 г., заключенного на основе и в развитие Алжирского соглашения 1975 г., подписанного в Багдаде, обострило вопросы демаркации сухопутных и делимитации речных границ, а также основы обеспечения безопасности на ирако-иранской границе. К моменту денонсации Договора 1975 г. уже была проведена окончательная демаркация сухопутной и делимитация речной границы.Эта линия сухопутной и речной границ между Ираком и Ираном закреплялась как неприкосновенная, постоянная и окончательная, а соответствующие положения Договора 1975 г. и протоколов к нему не подлежали изменению и нарушению ни под каким предлогом.
Поиски мирного решения спорных вопросов между Ираком и Ираном активно велись в рамках ООН, движения неприсоединения, общеарабских и других международных совещаний и организаций. Советом Безопасности ООН был принят ряд резолюций, призывавших Ирак и Иран воздержаться от дальнейшего применения силы, разрешить возникший между ними спор мирными средствами, воспользоваться любым приемлемым предложением о посредничестве или примирении. Таким образом, путем привлечения множества межправительственных организаций суверенных государств, регулирующее значение норм и принципов международного права ООН было в несколько раз весомее и эффективнее в урегулировании конфликтов в Персидском заливе в 1980-х гг., чем сейчас, в 2010-2015 гг.
Война между Ираном и Ираком 1980-1988 гг. носила для государств изматывающий и затяжной характер, что сказалось на мировом рынке нефти, который стал активно формироваться к тому времени под влиянием ОПЕК. В июне 1984 г.
41
№4 2015
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
Ирак и Иран при посредничестве Генерального секретаря ООН и при мирных советских инициативах в ООН достигли договоренности, обязывающей обе стороны воздерживаться от нападений на гражданские объекты и населенные пункты. Советский Союз в 1980-х гг. занимал активную позицию в ООН по урегулированию ближневосточного кризиса между Ираном и Ираком, что способствовало решению ряда ключевых проблем безопасности на Ближнем Востоке.
Новый виток напряженности возник в связи с актом нападения Ирака на Кувейт и последовавшей за этим новой войной в Персидском заливе, что привело к обострению отношений между Ираком и Турцией, поскольку как член НАТО Турция разрешила силам коалиции стран НАТО использовать свои базы для воздушных атак против иракской армии. Образование на севере Ирака Рабочей партии Курдистана (РПК) еще больше осложнило отношения между двумя странами, что не помешало им сотрудничать друг с другом в целях противостояния РПК. Отказ Турции участвовать в военной акции США против Ирака в 2003 г. и свержение в этой стране законного режима привели к тому, что США стали препятствовать военной операции Турции против РПК на севере Ирака. Этот процесс продолжался до 2007 г., когда возобновилось сотрудничество между США и Турцией, в результате чего Турция начала операцию в северной части Ирака.
К сожалению, с начала ХХ! в. под эгидой США и НАТО возникло «право международной силы»,
где доминируют не Резолюции Совета Безопасности ООН, а договоренности «военных альянсов» о «взаимной помощи» в «гибридных войнах», где воюющие часто не знает точно, кто на ближайший год или даже календарный месяц «определен» США в «террористы», «противники», «антидемократические режимы», сепаратисты, оппозиционеры, повстанцы, реакционные движения и прочие не угодные США государства и народы. При этом многие подобные режимы были созданы самими США как фактор «раскачивания» неугодных режимов Ближнего и Среднего Востока.
Важнейшее событие для Ирана - это соглашения с международным сообществом по ядерной программе, когда декабре 2015 г. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) приняло резолюцию, закрывающую иранское ядерное досье, поскольку Иран в полном объеме и в срок выполняет взятые на себя обязательства, зафиксированные в Совместном плане действий по иранской ядерной программе1.
Ключевое и наиболее трудоемкое условие Плана действий выполнено совместно корпорацией «Росатом» и Организацией по атомной энергии Ирана. Значительна роль России в решении ядерной проблемы Ирана, поскольку именно международные нормы и принципы многостороннего ядерного сотрудничества Ирана с МАГАТЭ, предложенные Россией, легли в основу подписанного соглашения. За Ираном осталось право на осуществление мирной ядерной программы, включая деятельность по обогащению урана при постановке этой программы под международный контроль и снятии всех действующих против ИРИ санкций. Министерство экономики и финансов Ирана в октябре 2015 г. обратилось в Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк оказать содействие Исламской Республике Иран в развитии экономики страны, Об этом было за-
1 Соглашение Ирана и МАГАТЭ о ядерной Программе Ирана 2015. http://gpolitika.com/politika/chem-zapomnitsya-iranu-2015-god.html
42
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
№4 2015
явлено официальными лицами Ирана в Лиме, столице Перу, на ежегодном совместном совещании руководства МВФ и Всемирного банка с министрами экономики и руководителями центральных банков государств.
Иракское направление продолжает рассматриваться государственным и военным руководством Исламской Республики Иран (ИРИ) в качестве одного из приоритетов своего нынешнего внешнеполитического курса в регионе Ближнего и Среднего Востока. Во многом это определяется стремлением Ирана ликвидировать существующие противоречия и восстановить прерванные дипломатические отношения, культурные, экономические и иные связи с Ираком.
Налаживание всесторонних отношений с Ираком неоспоримо выгодно для Ирана. Протяженность ирано-иракской границы составляет около 1500 км, что с точки зрения национальной безопасности предполагает наличие дружественного соседа; огромные запасы природных ресурсов Ирака, особенно углеводородного сырья (нефть, природный газ и т. д.), превращают эту страну в потенциально выгодного торгово-экономического партнера Ирана.
Определение нынешней политико-экономической составляющей иранской внешнеполитической деятельности на иракском направлении состоялось в феврале 2008 г., когда было подтверждено намерение Ирана продолжать активные действия по налаживанию всесторонних отношений с Ираком, включая меморандумы о взаимопонимании и сотрудничестве в области национальной безопасности, борьбы с терроризмом и экстремизмом, энергетики, транспорта и перевозок, образования, промышленности, безопасности, сельского хозяйства, развития свободных экономических и промышленных зон, таможни, страхования, стандартизации, а также горнорудной промышленности.
Иран признает легитимными все органы и структуры иракской государственной власти, сформированные в «постсаддамовский» период,
начиная с Временного управляющего совета, Переходного правительства Ирака и до нынешнего правительства страны. ИРИ выступает за сохранение Ирака в его политических и географических границах и резко протестует против федеративного устройства страны по этническому принципу. Развитие торгово-экономических отношений с Ираком Тегеран рассматривает в качестве одного из главных инструментов реализации своих политических планов в отношении этой страны, в том числе закрепления там своего политического влияния. На данный момент Багдаду по итогам мартовского визита М. Ахмадинежада (2-3.03.2008 г.) на 50 лет на льготных условиях (после первых 10 лет ставка сокращается до 0,5 % в год) предоставлен кредит размером 1 млрд долл. США.
Иран старается по возможности максимально удовлетворить возникающий в Ираке спрос на самые необходимые товары, даже если он сам испытывает определенный дефицит товаров и продукции. В обмен на иракскую нефть Иран осуществляет поставки нефтепродуктов, хотя иранский нефтеперерабатывающий потенциал пострадал от бывших санкций, и промышленность Ирана нуждается в инвестициях и финансовой поддержке. При этом иранские должностные лица уверяют, что их страна готова полностью удовлетворить потребности Ирака в продуктах нефтепереработки. Схожая ситуация складывается с поставками металлов, цемента и электричества из Исламской Республики Иран.
Сирия исторический союзник России1. Поэтому Россия станет важнейшим препятствием в планах Турции на Ближнем Востоке. Цели России в Сирии, включая инвестиции и торговлю, имеют
1 Благодаря сотрудничеству в конце ХХ века с СССР, Сирия одной из первых в арабском мире начала проводить независимую нефтяную политику и без участия западных компаний осуществлять разведку, добычу, транспортировку и сбыт нефти (открытие нефтепромысла в Сувайдии в 1968 г. способствовало вхождению Сирия в число нефтедобывающих стран).
43
№4 2015
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
широкий диапазон, но Россия не будет отклоняться от своего партнерства с законно избранным руководством Сирии.
Современный сирийский конфликт тесно связан со сложными историческими отношениями государств Ближневосточного региона. После распада Османской империи отношения Турции и Ирака с 1932 по 1958 г. имели характер тесного сотрудничества, однако в период с 1958 по 1990 г. их отношения стали более сложными, потому как внешняя политика и Турции, и Ирака претерпела серьезные изменения. Отношения двух стран были сосредоточены в сфере нефти и водных ресурсов и в сфере нефти имел место компромисс. Однако, в отношении использования совместных водных ресурсов между странами существовали серьезные разногласия.
Ухудшение отношений между Турцией и Россией предоставит Соединенным Штатам и их партнерам в Центральной и Восточной Европе возможность включить Турцию в тесный альянс. Хотя ни Турция, ни Россия не могут себе позволить полного разрыва отношений, торговые связи между этими странами будут страдать, а стратегические энергетические проекты столкнутся с дальнейшим нарушением сроков их реализации. Это сделает Турцию более настойчивой в продвижении энергетических проектов в Азербайджане и курдских районах Ирака. Турция также будет вынуждена еще активнее добиваться прогресса в переговорах по воссоединению Кипра, чтобы проложить себе путь в восточные средиземноморские энергетические проекты.
Страны,заинтересованные в сохранении доминирующего положения на Ближнем Востоке, такие как Саудовская Аравия, Катар и другие нефтегазовые экспортеры, недавно еще бывшие союзниками США, в настоящее время за-
нимают «непредсказуемую и противоречивую» позицию». Они выражают готовность увеличить военную поддержку как противникам,так и союзникам ИГИЛ, что не стабилизирует, а накаляет обстановку, способствуя снижению стимулов для нахождения компромиссов при проведении переговоров.
В то время как Турция становится все более активной на Ближнем Востоке, ее конкуренция с Ираном в Сирии и Ираке будет усиливаться. Иран будет стремиться использовать разногласия в курдских районах Ирака, чтобы противостоять усилиям Турции по расширению своих экономических и энергетических связей в северном Ираке. Россия также могла бы восстановить свои отношения с курдскими оппозиционными подразделениями в качестве одного из рычагов давления на Турцию. Хотя Турция и пытается укрепить взаимосвязи с Демократической партией Курдистана для углубления своих позиций в курдских районах Ирака, турецкие отношения с «региональным правительством» Курдистана неизбежно столкнутся с осложнениями, поскольку Турция наверняка продолжит преследовать курдских повстанцев, которые используют Ирак в качестве своего убежища.
Сирийский военный конфликт по борьбе с ИГИЛ сталкивает интересы большого количества конкурентов нефтегазового сектора. Поэтому любые попытки полностью прекратить военные действия или достигнуть окончательного соглашения пока ограничены.
Только усилия российской внешней военной политики и дипломатии в этом регионе, основанные на международном праве, уважении суверенитета и территориально целостности государств, смогут обеспечить урегулирование сирийского конфликта и обеспечение интересов России в сфере энергетической безопасности.
44
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
№4 2015
Нормативно-правовые акты и литература
1. Соглашение Ирана и МАГАТЭ о ядерной Программе Ирана 2015 г. http://gpolitika.com/politika/ chem-zapomnitsya-iranu-2015-god.html
2. Нефтегазовая политика Прикаспийских государств. http://www.trend.az/iran/business/2442543.html
3. Московская Декларация от 01.07.2013 г Итоговый документ Второго Газового Саммита глав государств и правительств членов Форума стран - экспортеров газа (ФСЭГ). www.ruscable.ru
4. Тегеранская Декларация от 23.11.2015 г. Итоговый Документ Третьего Саммита глав государств
и правительств членов Форума стран - экспортеров газа (ФСЭГ). ria.ru/trend/summit_GECF_2311 2015/#ixzz3ssgwruTX
5. Современные международные отношения: монография / под общ. ред. акад. РАН, ректора МГИМО А.В. Торкунова. М.: Издательство МГИМО (У) МИД России. 2012. 542 с.
6. Лабин Д.К. Международное право по защите и поощрении иностранных инвестиций: монография. М.: Волтерс-Клувер, 2010. 336 с.
45