Научная статья на тему 'Форум стран-экспортеров газа - амбициозный проект с нераскрытым потенциалом'

Форум стран-экспортеров газа - амбициозный проект с нераскрытым потенциалом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1236
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРУМ СТРАН-ЭКСПОРТЕРОВ ГАЗА / ФСЭГ / ГАЗПРОМ / ИРАН / КАТАР / GAS EXPORTING COUNTRIES FORUM / GECF / GAZPROM / IRAN / QATAR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бирюков Евгений Сергеевич

В статье рассматривается проблематика функционирования Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ), созданного в 2001 г. и преобразованного в международную организацию в2008 г. Показано, что при создании данной организации ставились цели координации работы крупнейших экспортеров газа на экспортных рынках с возможностью влияния на мировые цены. Однако потенциал ФСЭГ не был реализован. Участники Форума выступают на внешних рынках в качестве конкурентов и не координируют свою политику. На это повлияли дипломатические усилия импортеров газа, неразрешенные противоречия между экспортерами-создателями Форума, корректировка основных принципов функционирования мирового рынка газа из-за роста поставок сжиженного природного газа. Россия является крупнейшим мировым экспортером газа, поэтому неспособность ФСЭГ оказывать влияние на мировой рынок газа не соответствует экономическим интересам нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Forum of Gas Exporting Countries: an ambitious project with unrealized potential

The article considers the issues of the Forum of Gas Exporting Countries (GECF), established in 2001 and transformed into an international organization in 2008. It is shown that the objectives of policy coordination between the largest gas exporters alongside with the ability to influence on the world prices were aimed when creating the organization. However, the potential of the GECF was not realized. The participants of the Forum act as competitors in the foreign markets and do not coordinate their policies. It occurs due to diplomatic efforts of gas importers, unresolved contradictions between exporters-creators of the Forum, adjustment of the basic principles of the global gas market functioning due to increased deliveries of liquefied natural gas. Russia is the largest world gas exporter, thus the failure of the GECF to influence the global gas market does not correspond to the economic interests of the country.

Текст научной работы на тему «Форум стран-экспортеров газа - амбициозный проект с нераскрытым потенциалом»

Форум стран-экспортеров газа - амбициозный проект с нераскрытым потенциалом

Е. С. Бирюков, УДК 339.5:061.1

кандидат экономических наук, Московский государственный ББК 65.428

институт международных отношений (университет) МИД Б-649

России, кафедра международных экономических отношений и внешнеэкономических связей - доцент

Аннотация

В статье рассматривается проблематика функционирования Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ), созданного в 2001 г. и преобразованного в международную организацию в 2008 г. Показано, что при создании данной организации ставились цели координации работы крупнейших экспортеров газа на экспортных рынках с возможностью влияния на мировые цены. Однако потенциал ФСЭГ не был реализован. Участники Форума выступают на внешних рынках в качестве конкурентов и не координируют свою политику. На это повлияли дипломатические усилия импортеров газа, неразрешенные противоречия между экспортерами-создателями Форума, корректировка основных принципов функционирования мирового рынка газа из-за роста поставок сжиженного природного газа. Россия является крупнейшим мировым экспортером газа, поэтому неспособность ФСЭГ оказывать влияние на мировой рынок газа не соответствует экономическим интересам нашей страны.

Ключевые слова: Форум стран-экспортеров газа, ФСЭГ, Газпром, Иран, Катар. E.S. Birukov,

Candidate of Economic Sciences, Moscow State Institute of International Relations (University) MFA Russia, Department of International Economic Relations and Foreign Relations - Assistant Professor

The Forum of Gas Exporting Countries: an ambitious project with

unrealized potential

Abstract

The article considers the issues of the Forum of Gas Exporting Countries (GECF), established in 2001 and transformed into an international organization in 2008. It is shown that the objectives of policy coordination between the largest gas exporters alongside with the ability to influence on the world prices were aimed when creating the organization. However, the potential of the GECF was not realized. The participants of the Forum act as competitors in the foreign markets and do not coordinate their policies. It occurs due to diplomatic efforts of gas importers, unresolved contradictions between exporters-creators of the Forum, adjustment of the basic principles of the global gas market functioning due to increased deliveries of liquefied natural gas. Russia is the largest world gas exporter, thus the failure of the GECF to influence the global gas market does not correspond to the economic interests of the country.

The keywords

Gas Exporting Countries Forum, GECF, Gazprom, Iran, Qatar.

^ 12

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2015

Форум стран-экспортеров газа - ФСЭГ (Gas Exporting Countries Forum - GECF) - это международная межправительственная организация, в которую входит большинство ведущих мировых производителей газа. На страны-члены ФСЭГ приходится 67% мировых запасов газа. В настоящее время в газовый альянс входят 12 стран, еще 6 стран имеют статус наблюдателей. Члены ФСЭГ: Алжир, Боливия, Венесуэла, Египет, Иран, Катар, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Россия, Тринидад и Тобаго, Экваториальная Гвинея. Наблюдатели: Ирак, Казахстан, Нидерланды, Норвегия, Оман, Перу.

Основной идеей создания ФСЭГ являлась возможность согласования политики экспортеров газа в их взаимодействии с импортерами, в том числе в вопросах ценовой политики. Конкретное обсуждение данной идеи ведущими экспортерами, включая Россию, стало происходить в начале XXI в., хотя следует отметить, что подобная идея обсуждалась еще в 1970-х гг. Ираком, Ираном и Катаром, но в тот момент она не была реализована из-за политических разногласий, смены режима в Иране, начавшейся ирако-иранской войны.

Форум был создан в мае 2001 г. во время состоявшейся в Тегеране (Иран) министерской встречи, в которой участвовали представители десяти стран. С того момента ФСЭГ еще не стал международной организацией, а был «форумом» -площадкой для обмена мнениями и информацией между официальными представителями стран-участниц и руководителями их национальных нефтегазовых компаний. Датой превращения ФСЭГ в полноценную международную организацию является 23 декабря 2008 г., когда на седьмой министерской встрече в Москве были подписаны Устав и межправительственное соглашение.

При формировании организации мировые СМИ назвали ее «газовой ОПЕК», этот же термин неоднократно использовался главами государств-членов. Ряд стран, прежде всего Иран, Россия, Венесуэла и Алжир, действительно предполагали возможность не просто координации действий, но и определенного влияния на ценообразование на мировом рынке природного газа. Однако ФСЭГ вплоть до настоящего момента не смог реализовать заложенный в нём потенциал. На это повлияли как дипломатические усилия импортеров газа, так и неразрешенные противоречия между экспортерами-создателями Форума. Несмотря на создание ФСЭГ, его участники выступают на внешних рынках в качестве конкурентов и не координируют свою политику. Существенное влияние на функционирование Форума оказывает также научно-технический прогресс (НТП).

Крупнейшими производителями газа, которые не входят во ФСЭГ, являются США, Канада, Саудовская Аравия, Китай, Индонезия, Туркменистан и Австралия. Суммарно на эти 7 стран приходится 25% запасов и еще большая доля добычи - 38% . Таким образом, некоторые крупные экспортеры газа под влиянием не только экономических, но и политических причин, предпочитают координировать свою газовую политику не с участниками ФСЭГ, а с импортерами газа. Роль стран-участников ФСЭГ на мировом рынке газа показана в таблице 1. Из таблицы видно,

10 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

13 Q

что доли России по запасам и по производству газа примерно совпадают, но для других членов Форума, обладающих крупными запасами - Ирана, Катара, ОАЭ, Венесуэлы, Нигерии, а также вышедшего из состава ФСЭГ Туркменистана (на эту страну приходится 9% мировых запасов) - характерна такая ситуация, что их доля в мировом производстве значительно меньше их доли в общемировых запасах, что несет в себе значительный риск для положения России на мировом рынке газа в случае наращивания добычи другими экспортерами. Кроме того, в случае снятия санкций с Ирана у этой страны, обладающей крупнейшими в мире запасами, появится возможность экспортировать газ, что приведет к снижению доли российского газа в энергопотреблении импортеров.

Таблица 1

Страны с крупнейшими запасами газа (2013 г.)

Место Членство во ФСЭГ Страна Запасы газа, трлн м3 (% от общемировых) Исчерпаемость газа при текущем уровне добычи Производство газа, млрд м3 (% от общемирового) Справочно: место в мире по запасам нефти

1 да Иран 33,8 (18,2%) >100 166,6 (4,9%) 5

2 да Россия 31,3 (16,8%) 51,7 604,8 (17,9%) 9

3 да Катар 24,7 (13,3%) >100 158,5 (4,7%) 14

4 нет Туркменистан 17,5 (9,4%) >100 62,3 (1,8%) <30

5 нет США 9,3 (5,0%) 13,6 687,6 (20,6%) 12

6 нет Саудовская Аравия 8,2 (4,4%) 79,9 103 (4,0%) 2

7 да ОАЭ 6,1 (3,3%) >100 56,0 (1,7%) 8

8 да Венесуэла 5,6 (3,0%) >100 28,4 (0,8%) 1

9 да Нигерия 5,1 (2,7%) >100 36,1 (1,1%) 11

10 да Алжир 4,5 (2,4%) 57,3 78,6 (2,3%) 18

11 нет Австралия 3,7 (2,0%) 85,8 42,9 (1,3%) 26

12 наблюдатель Ирак 3,6 (1,9%) >100 0,6 (0%) 6

13 нет Китай 3,3 (1,8%) 28,0 117,1 (3,5%) 15

14 нет Индонезия 2,9 (1,6%) 41,6 70,4 (2,1%) 28

15 наблюдатель Норвегия 2,0 (1,1%) 18,8 108,7 (3,2%) 20

16 нет Канада 2,0 (1,1%) 13,1 154,8 (4,6%) 3

17 да Египет 1,8 (1,0%) 32,9 56,1 (1,7%) 27

18 нет Кувейт 1,8 (1,0%) >100 15,6 (0,5%) 7

19 да Ливия 1,5 (0,8%) >100 12,0 (0,4%) 10

20 наблюдатель Казахстан 1,5 (0,8%) 85,2 18,5 (0,5%) 13

наблюдатель Оман 0,9 (0,5%) 30,7 30,9 (0,9%) 24

наблюдатель Нидерланды 0,9 (0,5%) 12,4 68,7 (2,0%) <30

^ 14

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2015

Место Членство во ФСЭГ Страна Запасы газа, трлн м3 (% от общемировых) Исчерпаемость газа при текущем уровне добычи Производство газа, млрд м3 (% от общемирового) Справочно: место в мире по запасам нефти

да Тринидад и Тобаго 0,4 (0,2%) 8,2 42,8 (1,3%) <30

наблюдатель Перу 0,4 (0,2%) 35,7 12,2 (0,4%) <30

да Боливия 0,3 (0,2%) 15,2 20,8 (0,6%) <30

да Экваториальная Гвинея <0,1 (<0,1%) 5,3 6,9 (0,2%) <30

ФСЭГ и наблюдатели 124,4 (67,0%) - 1507,2 (44,7%) -

Мир в целом 185,7 (100%) 55,1 3369,9 (100%)

Источник: BP Statistical Review of World Energy 2014. L.: BP, 2014. Pp. 6, 20, 22.

Негативное воздействие НТП на функционирование Форума проявляется не только за счет роста доли альтернативных источников энергии в мировом энергопотреблении, но и в результате появления новых способов добычи и транспортировки газа. К изменению структуры мирового рынка приводит развитие технологий сжижения природного газа. Традиционно мировой рынок газа разбивался на отдельные региональные рынки, структура экспортеров и импортеров на которых определялась сетью трубопроводов. Из-за необходимости значительных первоначальных инвестиций в строительство трубопроводов региональные рынки функционировали на основе двух основополагающих принципов: во-первых, доминирования долгосрочных контрактов с условием «бери или плати» (минимальный уровень отбора газа в год, который оплачивается вне зависимости от фактического объема потребления), во-вторых, привязки цен на газ к ценам на нефть.

В отличие от газа, поставляемого по трубопроводам, место продажи которого естественным образом привязано к конечной точке трубопровода, место продажи сжиженного природного газа (СПГ) зависит только от наличия мощностей по хранению и разжижению СПГ. Кроме того, СПГ продается по краткосрочным контрактам, по более волатильным ценам, чем цена, прописанная в долгосрочных контрактах при поставках трубопроводного газа. Себестоимость транспортировки СПГ также, как правило, ниже.

К 2013 г. доля СПГ в мировом экспорте газа достигла 32%. В результате рынок продавца постепенно превращается в рынок покупателя. Состав крупнейших экспортеров и импортеров по состоянию на 2013 г. показан в таблице 2.

10 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

15 Q

Таблица 2

Ведущие экспортеры и импортеры природного газа, 2013 г., млрд м3

Экспорт

Трубопроводы СПГ

1 Россия 211,3 14,2

2 Норвегия 102,4 3,8

3 Катар 19,9 105,6

4 Канада 78,9 0

5 Нидерланды 53,2 0,2

6 Алжир 28,0 14,9

Мир в целом 710,6 325,3

Импорт

1 Япония 0 119,0

2 Германия 95,8 0

3 США 78,9 2,7

4 Италия 51,6 5,5

5 Южная Корея 0 54,2

6 Китай 27,4 24,5

Мир в целом 710,6 325,3

Источник: BP Statistical Review of World Energy 2014. L.: BP, 2014. Pp. 6, 20, 22.

Значительное отрицательное воздействие на функционирование ФСЭГ оказала сланцевая революция, начавшаяся в 2006-2008 гг., в момент создания Форума. Крупнейший потребитель газа, США, в перспективе может значительно сократить импорт газа или даже перейти в категорию экспортеров СПГ, что окажет значительное влияние на географическую структуру торговли газом. При этом следует привести и противоположную точку зрения относительно перспектив сланцевой революции - ряд экспертов считает, что она может оказаться фикцией1.

Вскоре после создания Форума негативное влияние на работу ФСЭГ стала оказывать разновекторная политика членов организации. Катар, являющийся членом ОПЕК, и изначально специализировавшийся на добыче нефти (хотя доля эмирата в общемировых запасах нефти существенно меньше доли газа), в 1990-е гг. инвестировал значительные средства в мощности по добыче газа и созданию СПГ2. Изначально мощности Катара по сжижению газа были ориентированы на американский рынок, однако США в результате сланцевой революции за 2005-2013 гг. увеличили добычу газа на 35%3. В этих условиях Катар стал переориентироваться

1 Симония Н.А. Момент истины для сланцевой «революции» / Н.А. Симония // Эксперт. - 2015. - №1. - С. 22.

2 Бирюков Е.С. Создание финансовых центров / Е.С. Бирюков // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. - 2013. - № 12 (287). - С. 86.

3 BP Statistical Review of World Energy. Ibid. - P. 22.

^ 16

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2015

на европейский рынок, что совпало с заинтересованностью ЕС в снижении зависимости от поставок из России. Катар осуществляет экспорт, в основном, сжиженного природного газа. Россия (также как Норвегия и Алжир) выступает за сохранение реального механизма газового ценообразования и поставок на основе долгосрочных контрактов, позволяющих заранее рассчитывать соотношение прибыли и издержек от строительства газопроводов и ввода в строй месторождений.

В этих условиях произошло резкое обострение конкуренции России и Катара на европейском рынке. Если доля РФ в импорте газа на европейском рынке в 2000 г. превышала 40%, то к 2013 г. она снизилась до 36%, за счет роста доли Катара4. Еще сильнее обострились противоречия в результате гражданской войны в Сирии, которая рассматривалась Катаром как сухопутный транспортный коридор для экспорта газа5. Ожидается дальнейшее снижение российской доли на европейском рынке. Газ является одним из немногих видов товаров, физический объем экспорта которого практически не увеличился начиная с 2000 г., произошло только увеличение стоимостного объема экспорта за счет роста цены (см. таблицу 3). Таким образом, значение газа для российского бюджета по сравнению со значением нефти и нефтепродуктов существенно снизилось.

Таблица 3

Динамика экспорта из России некоторых видов товаров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Годы 2000 2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Экспорт - всего, млрд долл. США 103,1 241,5 467,6 301,7 397,1 516,7 524,7 526,4

Уголь каменный, млн т 44,1 79,8 97,5 105 116 111 131 139

Нефть сырая, млн т 145 253 243 247 247 244 240 237

Нефтепродукты, млн т 62,7 97,1 118 124 133 132 138 151

Газ природный: 1) объем экспорта, млрд м3 194 207 195 168 174 187 179 196

2) средняя экспортная цена за 1000 м3, долл. США 85,9 151 354 249 273 343 346 342

Источник. Россия в цифрах 2014. Таблицы 26.15, 26.21.

Важным фактором развития мирового рынка газа является ситуация вокруг Ирана. За десятилетие с 2003 по 2012 гг. Иран нарастил производство газа в 2 раза, но все оно пока было ориентировано на внутренний рынок по причине экономи-

4 Бирюков Е.С. Россия и страны ССАГПЗ - наращивание экономического сотрудничества / Е.С. Бирюков // Азия и Африка сегодня. - 2013. - № 9. - С. 50.

5 Бирюкова О.В. Торговля услугами как локомотив интеграции / О.В. Бирюкова // Азия и Африка сегодня. - 2014. - № 5 (682). - С. 38.

10 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

17 ^

ческих санкций. В условиях потепления отношений между Ираном и странами Запада вероятность выхода иранского газа на рынок ЕС существенно возрастает, особенно принимая во внимание заинтересованность в этом обеих сторон. В 19902000 гг. в условиях западных санкций Иран неоднократно обращался к России с предложениями о совместных проектах, однако, под давлением со стороны США, все они не были реализованы российской стороной6. Например, в 1997 г. «Газпром», французская «Total» и малазийская «Petronas» подписали соглашение с Ираном о разработке крупнейшего месторождения «Южный Парс», однако, «Газпром» не получил планировавшиеся инвестиции в проект от Экспортно-импортного банка США, и реализация проекта не состоялась. В июле 2010 г. Москва и Тегеран подписали программу сотрудничества в нефтегазовой сфере, рассчитанную на 20 лет, предусматривавшую три основные направления кооперации: добыча, переработка и инновационные технологии. Тогда же Иран предложил использовать для реализации совместных проектов национальные валюты и создать совместный банк для финансирования проектов в энергетике, с привлечением к данному проекту Китая7. Однако США ввели санкции против банковской системы Ирана, которые распространялись и на иностранные банки, которые нарушали эти санкции, в результате проект также не был реализован8. «Оглядка на Запад» в иранском вопросе бумерангом отражается на России, в тот период, когда санкции были введены уже против российской экономики.

Значительное дипломатическое противодействие деятельности ФСЭГ оказывают импортеры газа, прежде всего, ЕС и США, а также экспортеры, не входящие в Форум, прежде всего Канада и Австралия. Основными импортерами газа в начале второго десятилетия этого века являлись Европа (43,3%), Азия (28,4) и Северная Америка (13,0%). Основными экспортерами являлись Россия 21,8% (часть из них - реэкспорт), другие страны Европы 19,6%, страны Ближнего Востока (прежде всего, Катар) - 15,6%, страны Северной Америки 11,9%. ЕС последовательно проводит политику снижения доли российского газа на европейском рынке. Это связано не только с санкциями и геополитической ситуацией в целом, но в значительной степени - и с желанием снизить риски зависимости от одного поставщика. Законодательство ЕС по регулированию рынка газа и, в частности, третий энергопакет запрещает одной компании производить, транспортировать и продавать газ. Следовательно таким компаниям, как «Газпром», придется

6 Федорченко А.В. Трансформационные процессы на Ближнем Востоке и в Северной Африке и национальные интересы России / А.В. Федорченко, А.В. Крылов // Ежегодник ИМИ - 2013. Вып. 1(3). - М.: МГИМО-Университет, 2013. - С. 180.

7 Алаев Л.Б. Восток и политика. Политические системы, политические культуры, политические процесс. Научно-методический комплекс / Л.Б. Алаев, Р.И. Беккин, А.Д. Воскресенский. - М., 2011. - C. 315.

8 Бирюкова О.В. Торговля услугами как локомотив интеграции / О.В. Бирюкова // Азия и Африка сегодня. - 2014. - № 5 (682). - С. 35-40.

^ 18

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2015

передавать часть функций другим поставщикам. Кроме того, ЕС требует от России пересмотра долгосрочных контрактов, составленных по принципу «бери или плати». В случаях, когда есть возможность приобрести более дешевый СПГ, ЕС либо не выбирает необходимый по контракту объем, либо настаивает на скидках или ретроактивных (то есть осуществляемых «задним числом») платежах со стороны России за уже купленный, но по высокой цене, газ. С 2012 г. скидки или ретроактивные платежи от «Газпрома» получили практически все его крупные европейские контрагенты - французская GDF Suez, немецкие Wingas и E.On., словацкая SPP, итальянские Eni и Sinergie Italiane, австрийская Econgas.

На протяжении нескольких лет Россия последовательно прорабатывала вопрос о строительстве газопровода «Южный поток», по которому газ должен был поставляться в ЕС в обход Украины через балканские и восточноевропейские страны - Болгарию, Сербию, Венгрию, Австрию, Словению, Грецию - с данными странами Россия еще в 2008-2010 гг. подписала соответствующие межправительственные соглашения. Однако в 2014 г. из-за позиции Болгарии и политики Европейской комиссии, блокировавших строительство, от проекта в его первоначальном виде пришлось отказаться, и инициировать прокладку газопровода через территорию Турции. В 2014 г. Россия и эта страна достигли соглашения о строительстве газопровода «Турецкий поток» пропускной способностью 63 млрд куб. м в год, из которых 14 млрд будет потребляться Турцией, а остальная часть реэкспортироваться в Европу.

Однако и Европейский Союз осуществляет планы по строительству через территорию Турции конкурирующего с россйско-турецким проектом трубопровода для поставки газа с азербайджанского месторождения Шах-Дениз и более крупных месторождений Туркменистана и Ирана в обход России, занимающей выгодное для транзита газа географическое положение. Россия в этих условиях вынуждена диверсифицировать поставки и более активно выходить на азиатский рынок.

В этих условиях конкуренция на азиатском рынке приобретает ключевое значение для поставщиков газа9. В рамках политики диверсификации экспорта и снижения политических рисков Россия в 2014 г. заключила с Китаем 30-летний контракт на сумму 400 млрд долл. о поставке 38 млрд куб. м газа. Соглашение предусматривает строительство трубопровода «Сила Сибири» протяженностью 4 тыс. км от Ковыктинского и Чаяндинского месторождений на юге Восточной Сибири до побережья Тихого океана, что соответствует задачам экономической безопасности. В конце 2014 г. было подписано предварительное соглашение стоимостью 284 млрд долл. на поставку 30 млрд куб. м газа в год с месторождений

9 Акимов А.В. Экспертная оценка прогнозных сценариев развития стран Востока до 2050 г. / А.В. Акимов // Восточная аналитика. Ежегодник 2013. - М.: ИВ РАН, 2014. - С. 6.

10 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

19 Q

Ямала до западной границы Китая по трубопроводу «Алтай». В случае реализации обоих соглашений Россия будет поставлять 17% потребляемого Китаем газа.

Контракты с Китаем имеют важное значение с точки зрения российских экономических интересов в контроле определенной доли на азиатском рынке газа, который является достаточно емким, но в то же время не сможет закупить газ от всех возможных поставщиков. Приход России на данный рынок одной из первых позволяет иметь на нем более прочные позиции. Для Китая контракты с Россией выгодны из-за достаточно низкой цены газа. В то же время после подписания контрактов с Китаем для таких стран-импортеров региона, как Япония, Южная Корея и Индия, будут доступны большие объемы СПГ, которые иначе были бы направлены в Китай. Несколько ухудшатся возможности выхода на азиатский рынок газа с дорогостоящих проектов в Австралии, Канаде, США и стран Восточной Африки, который будет поставляться в виде СПГ, поскольку теперь у покупателей будет возможность вести переговоры о несколько более низких ценах.

Существующие между членами Форума противоречия демонстрируют, что ФСЭГ не смог реализовать заложенный в нём потенциал и представляет собой в большей мере дискуссионную площадку, нацеленную на обмен опытом, взглядами и информацией по вопросам развития газодобывающей отрасли.

Неспособность членов ФСЭГ договориться по базовым вопросам содержит в себе угрозу интересам России. Наша страна является крупнейшим экспортером, поэтому изменение статус-кво на мировом газовом рынке автоматически несет в себе угрозу российским интересам. В условиях дальнейшей диверсификации импорта газа Европейским Союзом Россия неизбежно будет вынуждена осуществлять географическую диверсификацию экспорта за счет роста доли Азии.

БИБЛИОГРАФИЯ:

BP Statistical Review of World Energy 2014. - L.: BP, 2014. - 48 p.

Акимов А.В. Экспертная оценка прогнозных сценариев развития стран Востока до 2050 г. / А.В. Акимов // Восточная аналитика. Ежегодник 2013. - М.: ИВ РАН, 2014. - С. 5-7 (Akimov A.V. Ekspertnaya otsenka prognoznykh stsenariev razvitiya stran Vostoka do 2050 g. / A.V Akimov // Vostochnaya analitika. Ezhegodnik 2013. - M.: IV RAN, 2014. - S. 5-7)

Алаев Л.Б. Восток и политика. Политические системы, политические культуры, политические процесс. Научно-методический комплекс / Л.Б. Алаев, Р.И. Беккин, А.Д. Воскресенский. - М., 2011. - 685 C. (Alaev L.B. Vostok i politika. Politicheskie sistemy, politicheskie kul'tury, politicheskie protsess. Nauchno-metodicheskiy kompleks / L.B. Alaev, R.I. Bekkin, A.D. Voskresenskiy. - M., 2011. - 685 C.)

Бирюков Е.С. Россия и страны ССАГПЗ - наращивание экономического сотрудничества / Е.С. Бирюков // Азия и Африка сегодня. - 2013. - № 9. - С. 49-54 (Biryukov E.S. Rossiya i strany SSAGPZ - narashchivanie ekonomicheskogo sotrudnichestva / E.S. Biryukov // Aziya i Afrika segodnya. - 2013. - № 9. - S. 49-54)

^ 20

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2015

Бирюков Е.С. Создание финансовых центров / Е.С. Бирюков // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. - 2013. - № 12 (287). - С. 080-097 (Biryukov E.S. Sozdanie finansovykh tsentrov / E.S. Biryukov // Nauchno-analiticheskiy zhurnal Obozrevatel' - Observer.

- 2013. - № 12 (287). - S. 080-097)

Бирюков Е.С. Механизмы структурной перестройки экономики в странах Залива Энергетика: настоящее и будущее / Е.С. Бирюков // Азия и Африка сегодня. - 2015. - № 1 (690).

- С. 38-44 (Biryukov E.S. Mekhanizmy strukturnoy perestroyki ekonomiki v stranakh Zaliva Energetika: nastoyashchee i budushchee / E.S. Biryukov // Aziya i Afrika segodnya. - 2015. - № 1 (690). - S. 38-44)

Бирюкова О.В. Торговля услугами как локомотив интеграции / О.В. Бирюкова // Азия и Африка сегодня. - 2014. - № 5 (682). - С. 35-40 (Biryukova O.V. Torgovlya uslugami kak lo-komotiv integratsii / O.V. Biryukova // Aziya i Afrika segodnya. - 2014. - № 5 (682). - S. 35-40) Подберезкин А.И. Некоторые аспекты анализа военно-политической обстановки / А.И. Подберезкин, М.В. Александров, Д.А. Дегтерев - М., 2014. - С. 874 (Podberezkin A.I. Neko-toiye aspekty analiza voenno-politicheskoy obstanovki / A.I. Podberezkin, M.V Aleksandrov, D.A. Degterev - M., 2014. - S. 874)

Родионова И.А. На пороге «Азиатского индустриального века» / И.А. Родионова, Л.В. Шкваря // Азия и Африка сегодня. - 2012. - № 12 (665). - С. 2-5 (Rodionova I.A. Na poroge «Aziatskogo industrial'nogo veka» / I.A. Rodionova, L.V. Shkvarya // Aziya i Afrika segodnya.

- 2012. - № 12 (665). - S. 2-5)

Россия в цифрах 2014. - М.: Росстат, 2014. - Табл. 26.15, 26.21 (Rossiya v tsifrakh 2014.

- M.: Rosstat, 2014. - Tabl. 26.15, 26.21)

Симония Н.А. Момент истины для сланцевой «революции» / Н.А. Симония // Эксперт.

- 2015. - №1. - С. 22-28 (Simoniya N.A. Moment istiny dlya slantsevoy «revolyutsii» / N.A. Simoniya // Ekspert. - 2015. - №1. - S. 22-28)

Федорченко А.В. Трансформационные процессы на Ближнем Востоке и в Северной Африке и национальные интересы России / А.В. Федорченко, А.В. Крылов // Ежегодник ИМИ - 2013. Вып. 1(3). - М.: МГИМО-Университет, 2013. - С. 171-203 (Fedorchenko A.V Transformatsionnye protsessy na Blizhnem Vostoke i v Severnoy Afrike i natsional'nye interesy Rossii / A.V Fedorchenko, A.V. Kylov // Ezhegodnik IMI - 2013. Vyp. 1(3). - M.: MGIMO-Universitet, 2013. - S. 171-203)

10 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

21 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.