ИННОВАЦИИ № 6 (140), 2010
Быть или не быть: газовый альянс
А.С. Качелин,
к. э. н., МВА, заместитель начальника отдела Минэнерго России, [email protected], [email protected]
Статья посвящена рассмотрению возможности создания институциональной организации по изучению и прогнозированию спроса и ценообразованию на газ, которая из утопии постепенно превращается в бизнес-концепцию. Особое внимание уделено роли России в формировании и участии в газовом альянсе. Рассмотрены пути и перспективы участия новых стран-участниц ФСЭГ, так как некоторые потребители газа постепенно дозревают до понимания необходимости координации действий при поставках топлива на внешние рынки.
Ключевые слова: форум стран, лидирующих в мире по запасам и экспорту природного газа, газовый альянс, мировой газовый рынок, межправительственное соглашение, институциональная организация, страна-участница.
Российская Федерация, несомненно, играет первую скрипку в мировой энергетике. На долю России приходится более четверти мировых запасов газа (начальные суммарные ресурсы составляют 248 трлн. м3, в том числе суша — 174,8 трлн. м3, шельф — 73,8 трлн. м3, что составляет 40,6% от мировых) это делает ее ведущим игроком на мировом газовом рынке1. Наши ближайшие конкуренты: Иран и Катар — вместе обладают примерно 30% мировых запасов газа (табл. 1), которые, являются, по сути, монополистами газа в мире. Следует справедливо отметить, что наши страны не являются конкурентами, а составляют ядро среди стран — экспортеров газа. И в сегодняшних условиях между этими тремя госу-
дарствами складывается хорошее взаимодействие на мировом газовом рынке.
В 2009 году добыча газа в России, хотя и сократилась на 81,3 млрд. м3 (14%) по сравнению с предыдущим годом, составила 582,3 млрд. м3, или порядка 24% общемировой добычи.
Имея такие колоссальные запасы, Россия справедливо имеет право самостоятельно распоряжаться ими по своему усмотрению и создавать различные институциональные структуры, не оглядываясь на Западную Европу, США и Японию.
Первая попытка создать газовую институциональную структуру была предложена В.Путиным на встрече с С.Ниязовым в 2002 году в г. Ашхабаде.
1 «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года» утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р
Таблица 1
Первая десятка стран мира по запасам газа
Страны Запасы, трлн. м3 % от мировых запасов
Россия 47,8 27,2
Иран 26,7 15,2
Катар 25,7 14,6
Саудовская Аравия 6,8 3,9
ОАЭ 6,0 3,4
США 5,8 3,3
Нигерия 5,2 3
Алжир 4,6 2,6
Венесуэла 4,3 2,4
Ирак 3,1 1,8
Газовая ОПЕК 120,3 68,5
Мир 175,6 100
Примечание: жирным шрифтом выделены страны, входящие во ФСЭГ.
Однако туркменская сторона не поддержала инициативу российской стороны, опасаясь еще большей зависимости от России в проведении своей внешней газовой стратегии.
Тем не менее, производители газа нашли понимание в необходимости координации действий при поставках газа на внешние рынки.
Начало было положено 20 марта 2001 г. в г. Тегеране (Иран) когда основные игроки газового рынка собрались на форум стран, лидирующих в мире по запасам и экспорту природного газа (Gas Exporting Countries Forum) (далее — ФСЭГ). Впоследствии данный форум стали называть «газовой ОПЕК», не смотря на то, что не все его участники выступают за создание картеля. «Газовая ОПЕК« — условное название возможного картеля стран-производителей природного газа, устоявшееся среди российских и зарубежных экономистов и политиков. Так или иначе, само название «газовая ОПЕК» уже противоречит сути такой организации, так как механизм торговли природным газом в принципе отличается от торговли нефтью.
Значительная часть экспертов признает, что в обозримом будущем у поставщиков газа не будет возможности влиять на цену товара на мировом рынке, поэтому называть газовое объединение картелем нельзя. Если участники нефтяной ОПЕК могут оперативно изменять объемы добычи нефти, то газовые контракты, во-первых, имеют долгосрочный характер, а, во-вторых, сам рынок сильно фрагментирован. Газопроводы прочно связывают поставщика и потребителя, а транспортировать через океан газ можно только в более дорогой, сжиженной форме (сейчас поставки сжиженного природного газа составляют около четверти мирового экспорта). Единственно важным на сегодняшний день полем для деятельности ФСЭГ может стать договоренности по маршрутам будущих газопроводов, договориться о том, чтобы не строить конкурирующие друг с другом трубы, государства-экспортеры могут на региональном уровне.
Напомним, что цель создания ФСЭГ — развитие взаимопонимания, отстаивание интересов производителей, создание базы для исследований и обмена опытом и работа над совершенствованием устойчивого и прозрачного рынка «голубого топлива».
Особое мнение
Проанализировав заявления официальных лиц, можно с уверенностью сказать, что институциональная структура по изучению и прогнозированию спроса и ценообразованию на газ необходима:
1. В январе 2007 года лидер Ирана А. Хаменеи после визита в Тегеран И.Иванова высказал идею создания «газовой ОПЕК» на государственном уровне. «Наши страны могут создать организацию, связанную с сотрудничеством в газовой сфере, подобную ОПЕК. Половина мировых запасов природного газа находится в России и Иране», — заявил Хаменеи.
2. В.В. Путин во время визита в Катар в феврале
2007 года заявил: «Нужен ли он, будем ли мы его создавать — это отдельный разговор, но координировать свои действия производители газового сырья должны».
3. Кристоф де Маржери, глава третьей по величине энергетической компании европейского континента «Тоталь» (Total), заявил: «Что подобный альянс может сыграть позитивную роль в условиях, когда стоимость производства нефти и газа взлетели до облаков. Поиски способов избежания дублирования инвестиций, отвечают интересам потребителей. Именно ОПЕК помогла стабилизировать нефтяной рынок, и без этой организации нефтяные цены были бы гораздо выше. Уверен, что нефтяной альянс выполняет очень важную работу, удерживая цены под контролем».
4. А.Миллер, председатель правления ОАО «Газпром»: «Крупнейшие мировые производители газа уже не конкуренты, а союзники. Структура, кото-
ИННОВАЦИИ № 6 (140), 2010
ИННОВАЦИИ № 6 (140), 2010
рая объединит экспортеров газа, не может быть таким же картелем, как ОПЕК. Механизм координации действий, конечно же, необходим. Крупные производители газа заинтересованы в согласовании долгосрочных стратегий в области разведки, добычи и экспорта газа, в оптимизации инвестиционных программ для того, чтобы предложение всегда точно соответствовало спросу».
5. Посол Норвегии в России Ойвинд Нордслеттен: «Мы в газовый ОПЕК не верим, однако расширение диалога между поставщиками и потребителями энергоресурсов может служить укреплению взаимопонимания в этой сфере».
6. В. Язев, председатель комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи: «Действуя преимущественно в одиночку, поставщики газа проигрывают переговорные процессы, навязываемые потребителями, действующими организованно, как картель».
Лед тронулся...
Юридически форум учрежден 23 декабря
2008 года в Москве, где министры энергетики стран-участниц приняли устав ФСЭГ и подписали межправительственное соглашение.
К постоянным участникам ФСЭГ относятся: Алжир, Боливия, Бруней, Венесуэла, Египет, Индонезия, Иран, Катар, Ливия, Малайзия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты, Россия, Тринидад и Тобаго, Экваториальная Гвинея. Казахстан, Нидерланды и Норвегия и считаются странами-наблюда-телями. Эпизодически во встречах также принимают участие представители Туркменистана.
Цели форума:
• развитие взаимопонимания, одобрение диалога между производителями, потребителями, правительствами и отраслями промышленности, связанными с энергетикой;
• создание базы для исследований и обмена опытом;
• создание устойчивого и прозрачного рынка энергии.
Органы управления:
Министерская встреча:
Председателем Министерской встречи на срок до 31 декабря 2010 г. является Министр энергетики и горнодобывающей промышленности Алжира Ш. Хе-лиль. Последняя девятая встреча на уровне Министров состоялась 9 декабря 2009 г. в Дохе (Катар). В ходе этой встречи был избран Генеральный секретарь Форума (Л.В.Бохановский, Вице-президент компании ОАО «Стройтрансгаз»), который избирается на два года. Утвержден бюджет ФСЭГ на 2010 г. в размере 6,08 млн. долл. США. Подписано Соглашение о штаб-квартире ФСЭГ между Эмиром Катара и Президентом Министерской встречи.
Исполнительный совет:
Состоит из представителей всех стран-членов и наблюдателей (без права голоса), утверждается Министерской встречей. Председателем Исполнительного совета в срок до 31 декабря 2010 г. назначен Заместитель Министра энергетики и нефтяных ресурсов Боливарианской Республики Венесуэла И.Ореллана.
Секретариат:
Согласно ст. 28 Устава ФСЭГ, главы подразделений и другие официальные лица Секретариата назначаются Генеральным секретарем по представлению стран-членов и с одобрения Исполнительного совета (в случае назначения глав подразделений), или путем прямого найма.
В рамках работы штаба ФСЭГ будут созданы аналитические и юридические управления, а также управление по направлениям бизнеса — добыча, переработка, транспортировка и так далее. На первом этапе штаб форума будет состоять из 20 человек, а в дальнейшем расширен до 40 человек2.
На встрече министров в 2008 году, где В. Путин предложил придать ФСЭГ статус организации, министр энергетики Венесуэлы Рафаэль Рамирес заявил, что есть возможность построить на базе форума «солидную организацию, в основе которой имеются те же принципы, которые породили ОПЕК». Эта организация должна обеспечить установление справедливой цены на газ.
Удар по интересам стратегического партнера
Реакция со стороны Западной Европы и США последовала незамедлительно, что создание такого картеля позволит России установить еще более жесткий контроль над энергопотреблением в государствах Европы. Палата представителей конгресса США обратилась к тогдашнему госсекретарю Кондолизе Райс с письмом по поводу создания «газовой ОПЕК». В нем зампредседателя комитета по иностранным делам палаты Илеана Роз-Летинен требует проинформировать правительство России о том, что «создание газового картеля будет рассматриваться как умышленная угроза США, а сама «газовая ОПЕК» — не что иное, как глобальная организация по вымогательству и рэкету».
Позиция Западной Европы и США заключается в том, чтобы вынудить экспортеров построить как можно больше газопроводов и терминалов по регазификации СПГ, и за счет этого устроить между поставщиками здоровую конкуренцию, предоставляя новым участникам рынка льготные кредиты. Но погашать затраты газопроизводителям все равно придется за счет газовых цен, поэтому нельзя исключать, что в некоторых случаях «плановое хозяйство», подразумевающее учет тенденций спроса и объединение инвестиций разных стран в строительство дорогостоящих газопроводов, может оказаться эффективнее
2 «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5065 (241) от 16 декабря 2009 г.
«свободного рынка». В то же время количество источников газа для Европы не так велико, чтобы можно было устроить между ними реальную конкуренцию
На протяжении всех последних лет США активно противились созданию подобной организации. Единственное это означает, что геополитическое и экономическое влияние Вашингтона на международной арене снижается.
Следует отметить, что противниками участия Российской Федерации в «газовом кружке» являются и некоторые внутренние представители федеральных органов власти, которые не совсем ясно, чьи интересы отстаивают. Однако к большому счастью, они в меньшинстве и России по праву необходимо быть активным игроком Форума стран экспортеров газа и в последующем организовать институциональную организацию по согласованию и координации ценовой политики, объемов и условий добычи, экспорта и инвестиций в данной отрасли. Данную организацию можно назвать, например, Евразийский газовый союз или газовый альянс производителей и потребителей газа, которая не будет являться закрытым «клубом по интересам».
* * *
Прогрессирует интеграция новой России в мировую экономическую систему. И эта реальность, с одной стороны, несет России ряд вызовов и проблем, а с другой — благоприятные возможности для позиционирования страны в мировой экономике, возможности занять достойное место в современном мире. Соотношение политики и экономики в мире существенно изменилось. Если раньше экономика нередко «расплачивалась» за политические амбиции, то сегодня политика, как правило, влияет на достижение экономических целей.
Нам необходимо быть реалистами и забыть об идеи вступления в ВТО, так как данный «кружок по интересам» управляется нашим стратегическим партнером из-за Тихого океана. И нам пора начать принимать суверенные решения и инициативы по образованию институциональных структур, отвечающих интересам Российской Федерации.
Не надо бояться увеличения политических рисков, надо наращивать конкурентные преимущества на мировом рынке. Во все времена США, разрабатывали ли они систему ПРО, определяли ли судьбу Югославии, Ирака, Афганистана или Косова, поступали так, как считали нужным поступать, исходя из интересов собственной безопасности. Стоило только России заявить о своей заинтересованности в создании газовой ОПЕК, как из-за океана в наш адрес полился поток обвинений в намерении создать угрозу «для мировых энергопоставок», «глобальном вымогательстве и рэкете», в желании «напасть на США и их союзников с использованием энергетики в качестве оружия». Институциональная газовая организация на данном
3 http://www.rbcdaily.ru/2008/10/21/focus/386884
этапе могла бы заняться созданием условий для справедливого распределения доходов между добывающими и транспортирующими газ странами.
Необходимо отдавать себе отчет, что у нас могут возникнуть определенные трудности. Эти трудности условно можно поделить на два вида — внутригрупповые противоречия между основными участниками будущей институциональной газовой структуры и внешнее давление со стороны США.
Среди внутригрупповых противоречий будет разница в объемах добычи и экспорта газа, из-за чего участники Форума стран — экспортеров газа (ФСЭГ) никак не могут договориться о том, кому же из них будет принадлежать лидирующая роль в будущей газовой структуре. Ситуацию, очевидно, будет осложнять и внешний фактор — давление со стороны США. Учитывая то, что Вашингтон с каждым годом становятся все более и более зависимыми от импорта природного газа, их сопротивление созданию международной газовой монополии выглядит вполне логично. Более того, США не заинтересованы в том, чтобы с созданием институциональной организации по газу произошло разделение рынков нефти и газа, так как они фактически лишаются возможности контролировать газовый рынок, прежде всего через Саудовскую Аравию.
Таким образом, позиция России по ФСЭГ должна заключаться в следующем:
рассматривать ФСЭГ как площадку для обмена мнениями, открытую для всех заинтересованных сторон — как поставщиков, так и потребителей газа, а также как центр проведения совместных исследований в области повышения эффективности газодобычи, транспортировки, включая сжиженный газ, и использования природного газа, а также будут разрабатываться рекомендации по гармонизации законодательства стран-участниц в области разведки, добычи, переработки, транспортировки, хранения и сбыта газа; для согласования и координации ценовой политики, объемов и условий добычи и экспорта стран-эк-спортеров газа.
России институциональная газовая организация выгодна еще и тем, что Иран и особенно Катар располагают современными технологиями производства сжиженного газа, который дороже и все больше востребован на мировом рынке, чем газовое сырье. Так что эти технологии могут пригодиться и России, в последние годы развивающей производство и экспорт сжиженного газа. Одним словом, с помощью «газовой ОПЕК», как полагают эксперты, наверняка ускорится индустриализация российской газовой промышленности. И мировой авторитет России с созданием этой структуры, напротив, только возрастет.3 Таким образом, для России это будет означать появление нового динамичного стимула к расширению ее влияния на мировой арене. Причем речь пойдет не только о сближении в рамках единого газового про-
ИННОВАЦИИ № 6 (140), 2010
ИННОВАЦИИ № 6 (140), 2010
екта России с Ираном и монархиями Персидского залива, а также сможет более эффективно регулировать поставки газа из Средней Азии и блокировать реализацию лишних газовых проектов в этом регионе.
Кроме этого, создание институциональной газовой организации может стать противодействием не менее спорной идее «энергетического НАТО», то есть организации стран-потребителей, которая хотела бы приобретать газ на границе Западной Европы с Россией по оптовым ценам, не разрешая экспортерам торговать на розничном рынке Европы. При этом основная часть маржи между розничными и оптовыми ценами оставалась бы европейским посредникам, а не газопроизводителям, лишая их средств на под-
держание добычи. А также диктату своих условий, с которым Россия столкнулась в Турции, где избыток трубопроводов и поставщиков привел к диктату потребителя и резко увеличил сроки окупаемости инфраструктурных проектов.
Еще одной принципиальной задачей создания институциональной газовой организации приведет к более скоординированному взаимодействию экспортеров газа, к усилению их политического влияния и даст определенный перевес при ведении переговоров с Западной Европой, в проведении собственной ценовой политики, независимой от мировой нефтяной конъюнктуры, так как в настоящий момент цены на газ привязаны к корзине цен на нефтепродукты.
A gas alliance: to be or not to be?
A.S. Kachelin, PhD, MBA, deputy chief of the Russian Ministry of Energy
The article considers the possibility of establishing institutional organization for the study and forecasting of demand and pricing, which of the utopia is gradually transformed into a business concept. Particular attention is paid to Russia’s role in the formation of and participation in a gas alliance. The ways and prospects for participation of new member countries GECF, as some consumers of gas gradually build up to understanding the need for coordination in the supply of fuel to foreign markets.
Keywords: Forum countries, leading the world in reserves and exports of natural gas, natural gas alliance, a global gas market, the intergovernmental agreement, the institutional organization, the participating countries.
ПОДПИСНОЙ ТАЛОН
ЖУРНАЛ ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
е%”<1«айеИ! .
ИННОВАЦИИ
Подписка в редакции — это получение журнала сразу после выхода тиража.
Подписка на 2010 год (12 номеров) — 10320руб. 00 коп.
(Десять тысяч триста двадцать рублей), в том числе НДС — 938 руб 18 коп.
Название организации______________________________________________________
Фамилия, имя, отчество____________________________________________________
Должность_________________________________________________________________
Почтовый адрес (адрес доставки)_
Просим высылать нам журнал «Инновации» в количестве_______экземпляров.
Нами уплачена сумма_________________________________________________________________
Платежное поручение_________________________от______________________20___г.
Банковские реквизиты редакции:
ОАО «Трансфер», ИНН 7813002328, КПП 781301001, р/с 40702810727000001308 в Приморском филиале ОАО «Банк Санкт-Петербург», г. Санкт-Петербург, к/с 30101810900000000790, БИК 044030790
Дата заполнения подписного талона_________________________Подпись________________
Подписку на год или на полугодие можно оформить с любого месяца. Заполненный подписной талон мы принимаем по факсу: (812) 234-09-18. Контактное лицо: А. Б. Каминская По каталогу «Агентство “Роспечать"» «ГАЗЕТЫ. ЖУРНАЛЫ — 2010» (Москва) подписка оформляется на общих основаниях. Подписной индекс: 38498.