Научная статья на тему 'Ожидания почти оправдались, опасения сохранились (Форум стран-экспортеров газа)'

Ожидания почти оправдались, опасения сохранились (Форум стран-экспортеров газа) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
281
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗ / ФОРУМ / СТРАНЫ-ЭКСПОРТЕРЫ / ОПЕК

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кащеев А. В.

Об организации стран-экпортеров нефти (ОПЕК) известно достаточно много. Это влиятельная организация, решения которой способствуют стабилизации ситуации на рынке нефти. Пример деятельности ОПЕК вдохновил некоторые страны выдвинуть идею организации «газового ОПЕК». Ряд стран, прежде всего США, высказались резко против реализации подобных идей, опасаясь, что согласование позиций экспортеров приведет к росту цен на газ и, соответственно, к росту платежей за импортный газ в США. Ниже дается анализ ситуации, сложившийся в последние недели в отношениях между странами экспортерами газа в мировой экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ожидания почти оправдались, опасения сохранились (Форум стран-экспортеров газа)»

Ожидания почти оправдались, опасения сохранились

(Форум стран-экспортеров газа)

А.В. Кащеев

(Всероссийская академия внешней торговли)

Об организации стран-экпортеров нефти (ОПЕК) известно достаточно много. Это

- влиятельная организация, решения которой способствуют стабилизации ситуации на рынке нефти. Пример деятельности ОПЕК вдохновил некоторые страны выдвинуть идею организации «газового ОПЕК». Ряд стран, прежде всего США, высказались резко против реализации подобных идей, опасаясь, что согласование позиций экспортеров приведет к росту цен на газ и, соответственно, к росту платежей за импортный газ в США. Ниже дается анализ ситуации, сложившийся в последние недели в отношениях между странами - экспортерами газа в мировой экономике.

В столице Катара г. Доха 9 апреля 2007 г. состоялся Форум стран-экспортеров газа (ФСЭГ), в работе которого приняли участие представители (в основном министры) 14 стран-членов организации (Алжир, Боливия, Бруней, Венесуэла, Египет, Индонезия, Иран, Катар, Ливия, Малайзия, Нигерия, ОАЭ, Россия, Тринидад и Тобаго) и двух стран-наблю-дателей (Норвегия, Экваториальная Гвинея).

Первоначало в период подготовки к этой встрече представлялось, что она будет всего лишь очередной ежегодной, шестой по счету со времени образования форума в мае 2001 г. в Тегеране. На всех предшествовавших сессиях или конференциях (официальное название не определено) Форума обсуждались рутинные, как правило, технические вопросы, не привлекавшие особого внимания участников газового рынка или СМИ.

Правда, на последней встрече, состоявшейся 25 апреля 2005 г. в Тринидаде и Тобаго, было предложено на следующей сессии утвердить три организационных уровня проведения работы: министерская конференция, встречи экспертов и "исполнительное бюро".

Однако очередной форум, намеченный на весну 2006 г. в Каракасе (Венесуэла), по ряду причин, в том числе под давлением США, не состоялся и организация его проведения через год была предложена Катару. Там для его под -готовки была создана Служба связи, которая, будучи подразделением компании "Катаргаз", как бы исполняла роль "исполнительного бюро".

Именно в этот период заинтересованные организации и независимые эксперты приступили к обсуждению возможностей активизации деятельности Форума по координации работы продуцентов и экспортеров природного газа. Появилась идея превращения Форума в нечто вроде "газовой ОПЕК" и это вполне естественно, если учесть позиции его участников в мировой газовой сфере и напомнить, что часть из них одновременно являются членами истинной, нефтяной ОПЕК.

По нашим подсчетам, основанным на данных такого авторитетного источника, как BP Statistical Review of World Energy, в 2005 г. на долю 14 стран, входящих во ФСЭГ, приходилось 72,7% мировых запасов природного газа, 41,5% производства, 25,6% потребления,

52,7% экспорта, в том числе 40,8% газа, поступающего на мировой рынок по трубопроводам, и 86,3% - в виде сжиженного природного газа (СПГ).

Вполне понятно, что ведущее положение в Форуме, как и в мире, занимает Россия. Ее удельный вес в суммарных показателях этой организации достигает по запасам - 36,6%, в производстве - 52,1%, потреблении - 57,6%, экспорте - 39,8%, в том числе по трубопроводам - 69,6%. В экспорте собственного СПГ Россия в 2005 г. еще не участвовала.

По запасам газа из членов Форума за Россией идут Иран и Катар и с большим отставанием - ОАЭ, Нигерия и Венесуэла, по добыче - Алжир, Иран, Индонезия, Малайзия, ОАЭ, а по экспорту Алжир, Индонезия, Малайзия и Катар. При этом все они выступают крупнейшими поставщиками СПГ, а серьезным экспортером газа по трубопроводам является только Алжир. Крупная итальянская энергетическая корпорация Enel импортирует из Алжира 6 млрд куб. м газа в год. В начале текущего года она договорилась с алжирской государственной компанией Sonartrach об увеличении поставок на 1 млрд куб. м в год. В 2008 г. предполагается начать строительство нового газопровода Galsi мощностью 8-10 млрд куб. м, который свяжет Алжир с Италией через Сардинию. Завершить его сооружение планируется в 2011 г. Для Индонезии и Малайзии поставки по газопроводам занимают второстепенное место, в Катаре они отсутствуют.

В числе стран, не входящих в Форум, крупнейшими продуцентами газа выступают США и Канада, важное место занимают Великобритания, Норвегия, Нидерланды, а также Саудовская Аравия, Казахстан и Туркмения. Наконец, крупнейшим экспортером в этой группе выступает Канада, за которой следуют Норвегия и Нидерланды. Все они поставляют газ по трубопроводам. Приведенный перечень показывает главных игроков на газовом рынке и основных конкурентов членов ФСЭГ.

Из подробных данных, приведенных в таблице, очевидно, что из членов Форума, кроме России, серьезные позиции на европейском трубопроводном газовом рынке занимает лишь Алжир, а для Италии еще и Ливия. Вместе с тем на мировом рынке СПГ основными поставщиками выступают Индонезия, Малайзия, Катар, Алжир, а также Тринидад и Тобаго, Нигерия, Оман, Бруней, ОАЭ и Египет.

Главными потребителями трубопроводного газа выступают ЕС и США. Основными покупателями СПГ являются Япония, Республика Корея и Испания и лишь за ними идут США, получившие в 2005 г. 70% СПГ из Тринидада и Тобаго, а 85% всех закупок газа поступило туда по трубопроводам из Канады. Тем не менее, именно США стали главным оппонентом ФСЭГ.

Причиной активности ведущих участников Форума и их контрагентов в период подготовки встречи в Катаре и после нее, видимо, следует признать обострение проблем глобальной энергетической безопасности, повышение значимости природного газа как энергетического ресурса, стремление экспортеров укрепить свои позиции в сложных взаимоотношениях с потребителями, обеспечить стабильность рынка.

Согласно прогнозу, подготовленному экспертами ведущей американской нефтегазовой ТНК Exxon Mobil, мировое потребление энергоресурсов к 2030 году возрастает наполовину и достигает 16 млрд тонн в нефтяном эквиваленте, а среднегодовой темп прироста составит 1,6%. В ближайшие 30 лет нефть и газ останутся основными энергоресурсами, удельный вес которых сохранится на уровне 60% мирового потребления. Снижение их значимости в пользу альтернативных источников энергии вроде этанола, скорее всего не оправдается. На долю последних к концу указанного периода придется не более 20% мирового потребления энергоресурсов. Наибольший темп прироста - 1,7% в год прогнозируют природному газу. При этом основной рост спроса придется на развивающиеся страны, прежде всего Китай и другие азиатские государства, показывающие самое значительное увеличение населения.

Рост потребления газа поставит перед рынком вопрос об оптимальных способах его транспортировки. Пока таковым признают метод сжижения газа и перевозки судами, а значит рынок СПГ будет активно расширяться и превращаться в мировой. В 2005 г. на долю СПГ пришлось 6,9% мирового потребления природного газа, а общее производственные мощности по СПГ составляли 246 млрд куб.м. По прогнозу МЭА, к 2010 г. они увеличатся до 476 млрд куб. м, или на 93,5%. Наконец, по оценке упомянутой ТНК, доля СПГ в мировых газовых потоках к 2030 г. может увеличиться

на 15% до 725 млрд куб.м. МЭА считает, что в производство СПГ и создание необходимой инфрастуктуры будет вложено около 100 млрд евро.

Основное производство СПГ переместится из стран Юго-Восточной Азии на Ближний Восток, прежде всего в Катар. Эта страна уверенно превращается в крупнейшего продуцента и экспортера СПГ и, что еще важнее - в центр региональной, а в дальнейшем возможно и глобальной торговли. Рост производства СПГ в Катаре будет обеспечен за счет освоения очень крупного месторождения "Северный купол" на шельфе Персидского залива, запасы которого превышают 10 трлн куб. м.1

Превращению Катара в международный центр торговли будет способствовать намечаемое Международной товарной биржей открытие там биржевой площадки для спотовой торговли СПГ Ожидают, что она будет неуклонно расширяться, постепенно тесня, нынешнюю практику торговли по долгосрочным контрактам либо по прямым двусторонним соглашениям. Открытие биржевой площадки сможет увеличить гибкость таких сделок и станет серьезным шагом к радикальному изменению системы ценообразования на газ, включая ослабление ее привязанности к ценам на нефть.

Заметного увеличения экспорта СПГ в страны Дальнего Востока ожидают от России. Главным импортером СПГ станут США, где приступили к масштабному созданию инфра-стуктуры для его приема, которым хотят подкрепить поступление канадского трубопроводного газа. Крупными покупателями останутся Япония и Республика Корея и станут Китай и возможно Индия. Например, Республика Корея надеется уже с 2008 г. ежегодно в течение 20 лет получать из России, по крайней мере, 1,5 млн т СПГ. Более того, по заявлению посла Республика Корея в РФ, его страна к 2012 г. могла бы увеличить импорт российского СПГ до 7 млн т в год.

Вполне оправданные деловые переговоры газодобывающих государств по вопросам, представляющим первостепенный интерес, вроде оценки своего производственного, экспортного и транспортного потенциалов, способности к выработке и проведению скоординированного курса и трансформации ФСЭГ в действенную организацию, защищающую их эко-

номические и политические интересы, привлекли внимание участников рынка и средств массовой информации. Более того, по поводу намерений участников Форума появились достаточно провокативные комментарии.

Еще в ноябре 2006 г. в прессу, точнее в британскую The Financial Times, "слили" материалы конфиденциального аналитического доклада экономического комитета НАТО, в котором содержалось предостережение о возможных планах России по созданию газового картеля с Алжиром, Катаром, Ливией, странами Центральной Азии и, вероятно, Ираном, с тем чтобы получить некий экономический рычаг давления на европейских потребителей. Этот доклад был разослан послам 26 стран, входящих в блок.2

Как бы отвечая на это "предостережение", вскоре после его появления глава экспертного управления Президента России А. Дворкович заявил: "Мы ни в коем случае не будем ни инициировать вопрос, ни настаивать на нем. Любое создание картелей является лишь одним из возможных, но, как показывает практика, совсем не обязательным эффективным способом решения таких проблем". По его словам, теоретически такое объединение поставщиков, в случае согласия всех потенциальных участников, возможно, но Россия уже показала, что существует "множество механизмов обеспечения стабильности энергетического рынка на долгосрочный период без всяких картелей". Глава Минтопэнерго В. Христенко в свою очередь назвал "газовую ОПЕК" "плодом разыгравшегося воображения", а зампред "Газпрома" А. Медведев заявил, что создание газового картеля наподобие ОПЕК невозможно.

В дальнейшем, однако, появились, причем на самом высоком уровне, подтверждения вероятности именно такого развития событий. Особенно острую реакцию вызвало высказывание духовного лидера и руководителя Исламской Республики Иран Аятоллы Али Хаменеи. Подчеркивая важность сотрудничества с Россией на встрече с находившимся в Тегеране в конце января текущего года секретарем Совета Безопасности РФ И. Ивановым, он сказал: "Наши страны, помогая друг другу, могут создать организацию, связанную с сотрудничеством в газовой сфере, подобную ОПЕК".

Спустя два дня на специально созванной пресс-конференции И. Иванов заявил, что никто не создает такую организацию, а участившиеся переговоры стран-производителей газа по координации газовой политики назвал "естественной формой сотрудничества стран-экспортеров".

"Что касается организационного оформления такого сотрудничества, то такая идея общего плана в Иране была высказана, но не как предложение для обсуждения, а как общая идея о том, что производителям газа необходимо искать такие формы сотрудничества, которые позволяли бы в полной мере обеспечивать их интересы", - отметил И.Иванов.3 Тем самым он постарался снять или хотя бы уменьшить озабоченность, а точнее недовольство основных импортеров газа из ЕС и США, переходившее в крайнее раздражение при упоминании "газового картеля" и возможного участия в нем Ирана.

Развернулась заочная, подчас весьма острая дискуссия сторонников и противников консолидации производителей газа, что хорошо проявилось в разноречивых высказываниях по поводу задач предстоящего Форума. Интерес к нему возрастал с приближением намеченной даты и особенно обострился после встреч Президента В.В. Путина с руководителями Катара и обсуждения обоюдных интересов, включая сотрудничество в газовой сфере.

Выступая 12 февраля 2007 г. в Дохе на пресс-конференции по итогам российско-катарских переговоров, Президент В.В. Путин подтвердил, что на них, в частности, шли разговоры о координации взаимодействия двух стран в газовой сфере. "Для нас очень важно сотрудничать друг с другом, помогать друг другу на мировых рынках. Для нас очень важно вырабатывать общие подходы и защищать интересы производителей, создавать единые условия работы производителей, строить соответствующую систему отношений с нашими основными потребителями. И в этом смысле для нас наши партнеры в Катаре представляют большой интерес, и я уверен, что наши специалисты обязательно приедут на конференцию, которая здесь, в Катаре, в апреле должна состояться".

Отвечая на вопрос корреспондента "Франс пресс", отвергла ли Россия предложение о создании картеля по газу, В.В. Путин заявил: "Я бы не сказал, что мы отвергли предложение о создании картеля. Мы ничего не отвергали - наоборот, я сказал, что это интересное предложение. А нужен ли этот картель, будем ли мы его реализовывать - это отдельный разговор. Но координировать свои действия производители углеводорода, конечно, должны. И я уже подтвердил готовность российской стороны принять участие в конференции производителей газа. К чему это приведет организационно, мы пока не знаем. Я согласен с Его Высочеством: нам не нужно повторять ничего, что мы считаем ошибочным с точки зрения деятельности других организаций картельного типа, но координировать свою работу с нашими коллегами мы, конечно, будем".4

В свою очередь эмир Катара Хамад Бен Халифа Аль-Тани сказал: "Мы договорились с господином Президентом Путиным о встрече между странами - экспортерами газа: эти страны будут обсуждать, будет ли создан какой-то альянс в будущем. Мы считаем, что разница между организацией ОПЕК и газовым картелем заключается в том, что ОПЕК может поднять и понизить цены, а газовые контракты - они долговременные, долгосрочные: на 20 лет и больше. Поэтому собрание, которое будет в Катаре, надеемся, увенчается успехом и обсудит этот фактор".

На следующий день, уже в Саудовской Аравии, на пресс-конференции в Аммане в связи с завершением визитов в страны Ближнего Востока Президент В.В. Путин уже на вопрос российского корреспондента, правда ли, что Россия активно продвигает идею "газовой ОПЕК" и даже является ее автором, ответил: "Мы не являемся инициатором создания газового картеля. Что касается инициативы наших катарских партнеров, то мы заинтересованы в том, чтобы координировать наши действия на мировых рынках. Между тем хочу обратить Ваше внимание на то, что потребители углеводородов координируют свою деятельность, в том числе и в рамках международных организаций, таких, например, как МЭА. Есть и другие площадки, где основные потребители

свои действия координируют. Что же мешает производителям координировать свои действия? И я думаю, что эти действия не будут направлены на подрыв энергетической безопасности, а напротив. Во всяком случае, мы намерены принимать участие в таком процессе, который укрепляет международные энергетические рынки".5

Под впечатление российско-катарских переговоров министр энергетики США С. Бод-ман заявил: "Все инициативы, старые или новые, взять под контроль поставку энергоресурсов на рынки и ограничить роль рынка в формировании цен, противоречат долгосрочным интересам и поставщиков, и потребителей".6

Еще в прошлом году, после того как "Газпром" и алжирская государственная газовая компания "Sonotrach" подписали меморандум о взаимопонимании, еврокомиссар ЕС по энергетике А. Пибалгс признался: "Контекст этих переговоров между Россией и Алжиром заставляет нас нервничать".

Представитель МЭА, которое своей политикой и решениями фактически не редко играет роль картеля покупателей, в отношении возможного картеля продавцов заявил: "Картели ведут к неверному поведению и не укрепляют надежность поставок. Поднятие цен путем формирования картеля будет способствовать снижению спроса у потребителей или их переходу на другие энергоносители". При этом, однако, Агентство почему-то забывает отметить, что крупнейшие потребители в лице энергетических ТНК при поддержке государства не редко стремятся сбить цены, прибегая при этом к скрытым картельным соглашениям.

Глава МЭА Клод Мандиль, считая, что создание "газовой ОПЕК" повредит торговле и, напомнив, что поставки газа осуществляются по долгосрочным контрактам, в марте в интервью агентству Рейтер задал вроде бы риторический вопрос: "Означает ли это, что принцип соблюдения договоров будет нарушен? Это может иметь серьезные последствия, и я надеюсь, что никто не имеет этого в виду". И далее он добавил: "Если вокруг газового картеля станет слишком много шума, я подозреваю, что страны-потребители газа приложат большие усилия, чтобы стать от него менее зависимыми". Он заметил, что с газом, в отличие от нефти, конкурируют другие виды топлива, что дает потребителям возможность выбора.7

Еще раньше, в феврале, заместитель исполнительного директора МЭА У. Рэмси высказал достаточно парадоксальное мнение: "Любая страна, богатая природными ресурсами, например Иран, Россия или Катар, не может быть заинтересована в формировании картеля, который в конечном итоге выдавит их из бизнеса. Чтобы сохранить ценовое давление, им придется уходить из добычи".8

Как бы реагируя на высказывания такого рода, замминистра промышленности и энергетики РФ А. Реус, выступая 15 февраля на пленарном заседании газового подфорума международной энергетической "Недели КЭРА

- 2007" с докладом "Роль Российской Федерации в укреплении глобальной экономической безопасности (рынок газа)", выразил мнение, что создание международной организации в газовой сфере на подобие ОПЕК вполне оправдано. "Мы можем только приветствовать новые возможности для энергетического диалога. Мы считаем создание таких площадок делом разумным и оправданным".

Вместе с тем, комментируя идею создания "газового картеля", он призвал "не делать акцент на слове картель". Наконец, 15 марта, присутствуя на саммите ОПЕК, А. Реус подтвердил, что в России не отказались от идеи создания "газовой ОПЕК".

Высказываясь по поводу предстоявших задач Форума, президент Алжира А.Бутефли-ка отметил, что "газовая ОПЕК" - интересная идея, и он поддерживает создание подобной организации, а министр энергетики и нефти Венесуэлы Р.Рамирес заявил, что "поддерживает идею "газовой ОПЕК", которая дополнит ОПЕК, что станет прекрасным механизмом для регулирования двух главных элементов энергетического рынка".

Идею создания газового аналога ОПЕК поддержал глава третьей по величине нефтегазовой компании Европы Total Кристоф де Маржери. В интервью газете The Times в середине февраля он заявил, что "возможный картель мировых производителей газа мог бы играть позитивную роль в условиях стремительного роста цен на это топливо". По его мнению, такая организация "поможет избежать неэффективных инвестиций".10

В подтверждение своего мнения о таких соглашениях он сказал: "Без ОПЕК мировые цены на нефть были бы гораздо выше".

Президент Союза независимых производителей газа В.Баранов, выступая в марте на радио "Эхо Москвы", заявил, что идею создания "газовой ОПЕК" не стоит политизировать, ибо "это, прежде всего, интеграция, а Россия как ведущая газовая держава должна интегрироваться в газовое сообщество мира".

По его мнению, такая организация "дает возможность координации по крупным газодобывающим объектам, по транспортным потокам, по внедрению современных технологий, по ценам и стратегическому планированию". Наконец, по поводу возможного влияния газового картеля на ценообразование В. Баранов заметил: "Мировые цены могут упасть лишь на короткий период, а вообще они всегда растут - это закон экономики".11

Глава правления E.ON. Ruhrgas, одного из крупнейших партнеров "Газпрома", как бы успокаивая европейских потребителей, высказал мнение в доброжелательной для оппонирующих сторон манере: "Подобная идея нереальна хотя бы потому, что мировой газовый бизнес осуществляется преимущественно на основе долгосрочных договоров о поставках между производителями и импортерами. Такие договоры заключаются, как правило, на десятилетия вперед, и такая форма кооперации отвечает интересам сторон".

Ряд азербайджанских парламентариев, несмотря на рост добычи газа, сооружение международного газопровода и усиление позиций на газовом рынке, высказались против присоединения к "газовой ОПЕК", опасаясь, что на фоне России и Ирана, их страна будет играть в таком объединении роль "придатка".

Участвуя в работе российского форума "ТЭК России в XXI веке", зампред правления ОАО "Газпром" А. Медведев 4 апреля, т.е. почти накануне встречи в Дохе, комментируя журналистам заявление госсекретаря США К. Райс, грозившей воспрепятствовать созданию "газовой ОПЕК", заявил, что "никому не дано право ограничивать газовых производителей в создании подобной организации".12 При этом, правда, можно напомнить, что еще пару месяцев назад он с той же твердостью утверждал, что создание газового картеля невозможно.

Начальник департамента ВЭД "Газпрома" С. Цыганков там же и в тот же день отметил: "Нам кажется, что газовые компании за-

интересованы в согласованных действиях на рынке. Любой инструмент, который защищает интересы производителей газа, будет поле-

зен".13

Наконец, после того как собравшиеся 9 апреля в Дохе участники форума провели приватные встречи и обмен мнениями, министр энергетики Катара Абдала аль-Аттыйя заявил, что эта идея пока сложно реализуема хотя бы потому, что единой позиции у членов Форума нет. И действительно, если министр энергетики Боливии Карлос Кирога посчитал, что создание организации наподобие картеля, регулирующей ценовую политику, необходимо, то его коллега из Тринидада и Тобаго Лени Сейс полагает, что вначале нужно провести анализ рынков и способов регулирования мировых цен на газ, что может быть сделано в рамках рабочей группы.14

В результате - на открытии Форума министр энергетики Катара, заявил, что в его повестку "не входит вопрос о создании картеля". "Мы собрались здесь для обсуждения наших интересов", - подчеркнул министр. "Я ненавижу слово "картель". Мы не создаем картель, мы только обсуждаем наши интересы".15 Но любопытнее всего, что эту же точку зрения подтвердил и министр нефти Ирана Казем Вазири Хамане. "Мы обменяемся мнениями по техническим проблемам и обсудим ситуацию на мировом рынке голубого топлива".

По своего рода компромиссному предложению России в рамках Форума, как главный итог его работы была образована "группа высокого уровня", которая призвана проанализировать работу ФСЭГ, подготовить темы для дальнейшего обсуждения, представить предложения по созданию секретариата форума. Еще одной важной задачей группы станет изучение механизмов ценообразования в газовой отрасли. Решение о создании группы было принято всеми членами ФСЭГ единогласно. При этом его даже не стали оформлять специальным соглашением.

По словам главы Минпромэнерго, Россия станет организатором группы, и встречи будут проходить не менее шести раз в год. В. Христенко отметил, что финансировать работу группы будут все страны-участницы. "Ее состав пока не определен, мы ждем предложений от министров. Но я считаю, что от Рос-

сии должен быть уровень не ниже директоров департаментов министерств или заместителей министра".16

Министр энергетики и минеральных ресурсов Алжира Шакиб Халил подтвердил, что Алжир намерен ввести в группу "экспертов в области газа высокого уровня. Это могут быть специалисты алжирской госкомпании Sonatrach, ведь чиновники не всегда хорошо разбираются в вопросах газового рынка". А вот его коллеги из Индонезии и Ливии считают, что их страны должны представлять чиновники уровня замминистра.17

В. Христенко заявил, что слово "картель" - это то, что все журналисты больше всего хотели услышать и от него, и от представителей всех остальных стран-экспортеров газа, собравшихся в Дохе. "Что бы я ни говорил, что бы ни говорили мои коллеги, в результате интерпретации это начинает выглядеть только как газовый картель".18 При этом, однако, В. Христенко, который неоднократно утверждал, что не является сторонником газового картеля, не стал отрицать, что в перспективе его создание возможно.19

Неформальным и куда более важным результатом встречи выглядит призыв стран-экспортеров газа к странам-потребителям, который сформулировал катарский министр "Запад реагирует негативно, но - они должны садиться и обсуждать с нами, прежде чем вводить в отношении поставщиков новые формы регулирования или сборов. Нам нужно создать доверительные отношения межу производителями и потребителями, послать позитивный сигнал друг другу, а не сыпать взаимными обвинениями".

Председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер уже после завершения работы Форума высоко оценил принятые решения

о создании рабочей группы высокого уровня для подготовки повестки дня следующей встречи, которая состоится в Москве, а также проведении масштабного исследования современного рынка газа с позиции стран-экспорте-ров. Он отметил, что это станет важным следующим шагом формирования эффективной международной организации, объединяющей крупнейших экспортеров газа.

По его мнению, "вопросы безопасности газового рынка в последнее время выходят

на первый план и крупнейшим игрокам необходима тесная координация своих действий, производственных и инвестиционных планов, экспортных стратегий. Только совместными усилиями можно обеспечить безопасность спроса и предложения на рынке энергоресурсов и предсказуемость развития рынка, что одинаково важно и для поставщиков и для потребителей газа".20

Эксперт по вопросам газового рынка из Оксфорда Джонатан Штерн отметил, что группа, скорее всего, постарается составить новый порядок ценообразования, а не станет регулировать цены на природный газ, как поступает ОПЕК с нефтью.21

Вместе с тем, глава крупнейшей французской газовой компании Gaz de France , как бы подтверждая сохранившиеся опасения, уже после окончания Форума заявил: "Если "газовая ОПЕК" будет создана, это станет плохой новостью для потребителей по двум причинам. Во-первых, газ - это вид энергии, добыча которой достигнет наибольшего развития в течение ближайших тридцати лет. Наши потребности в газе будут расти все больше. Во-вторых, с каждым годом будет расти зависимость Европы, потому что объем ее собственной добычи сокращается.

"Газовая ОПЕК" будет пытаться регулировать цены и объем добычи, а это не очень хорошо. Долгосрочные контракты, характерные для газового рынка, исключают возможность резкого изменения цен. Тем не менее, я считаю, что нам нельзя легкомысленно подходить к такой возможности. Она обязывает нас задуматься о новой европейской политике. Европа должна заняться безопасностью поставок и укреплением своих газодобывающих компаний".

Оценивая поведение представителей крупных импортеров накануне, во время и после окончания встречи ФСЭГ министр В. Христенко весьма точно отметил: "Причины озабоченности стран-потребителей газа и их резких высказываний надо искать внутри" этих стран, ибо им "очень выгодно из стран-экспортеров газа нарисовать монстра, создать образ глобальной угрозы, чтобы отвлечь от своих проблем. Это традиционный политический прием".

Это, несомненно, верное замечание министра можно дополнить. Не вызывает сомне-

ния, что руководство ЕС запугивает потребителей мнимой угрозой "газовой ОПЕК" для того, чтобы использовать ее в качестве весомого аргумента необходимости укрепления единства стран-членов Союза в газовом диалоге с Россией и прежде всего усиления давление на нее по поводу ратификации Энергетической хартии. Такой курс во многом объясняет ответное стремление России способствовать согласованию позиций стран-экспортеров газа при защите своих интересов в стабилизации рынков на выгодных им условиях, приемлемых для стран-импортеров.

В сфере ценообразования одной из главных обоюдовыгодных задач может стать отказ от существующей ныне увязки цен на газ с ценами на нефть или для начала - их ослабления. При решении вопросов координации позиций экспортеров для них, и прежде всего для России, представляется важным не столько формальное создание "газовой ОПЕК", сколько достижение реальных договоренностей между главными поставщиками о совместных действиях. Именно этому были посвящены переговоры на разных уровнях в ходе подготовки и проведения Форума.

С особенно резким осуждений "газовой ОПЕК" выступила еще накануне Форума член Палаты представителей Конгресса США Иле-ана Рос-Летинен, которая в письме госсекретарю США оценила возможное создание этой организации как угрозу безопасности США и "мощную долговременную угрозу для мировых энергопоставок". Более того, она предложила администрации Буша "ясно заявить российскому правительству о том, что США будут считать формирование картеля недружественным актом, который негативно скажется на сотрудничестве в других областях".22

Ряд американских и европейских СМИ поспешил выдать это мнение за решение Конгресса, что должно было способствовать нагнетанию ожиданий решения Форума. Однако они лишь поторопились, но в принципе не ошиблись, ибо 25 апреля юридический комитет сената рассмотрел, единогласно одобрил и передал для голосования в Конгресс США законопроект "О противодействия нефтяным картелям".

Предыдущие версии этого закона рассматривались Конгрессом с 2000 года, но не были утверждены. Ныне его положения рас-

пространяются не только на нефть, но и на природный газ. "Незаконными и нарушающими требования настоящего акта будут коллективные действия в форме картеля или иной ассоциации... со стороны любого зарубежного государства, инструмента или агента любого зарубежного правительства по ограничению добычи или распределения нефти, природного газа или другого нефтепродукта, по установлению или сохранению цен на нефть, природный газ или иной нефтепродукт, а также по любым ограничениям на торговлю нефтью, природным газом или другим нефтепродуктом", - говорится в законопроекте.

В нем также утверждается, что любое зарубежное государство, участвующее в картельных или иных совместных и коллективных действиях в сфере нефти и газа, будет теперь лишено возможности воспользоваться правом "суверенного иммунитета", и поэтому генеральный прокурор США получает право преследования таких государств в судебном порядке в любом суде на территории США в соответствии с американскими антимонопольными законами. Меры, которые суды США могут предпринять, если будет принят этот закон, останутся на усмотрении судей. В подобных случаях это обычно арест или конфискация активов правительств других стран в США.23

Как и следовало предполагать, со стороны России последовала незамедлительная негативная реакция. "Решение о создании каких-либо союзов должны приниматься суверенными государствами, - заявили в департаменте информации и печати МИД РФ, - США не в первый раз пытаются принимать законы, которые распространяли бы свое действие за пределы национальной территории страны".

Глава думского Комитета по международным делам К. Косачев сказал еще понятнее: "У сената США нет ни малейших юридических оснований, что бы то ни было запрещать России и другим государствам, которые имеют собственную газодобывающую отрасль". "Мы согласны с заявлением Госдумы и полностью разделяем эту позицию", - заявил пресс-секретарь главы "Газпрома" С. Куприянов.24

Аргументированное, логичное мнение по поводу инициативы американских сенаторов, "вызвавшей недоумение", высказал В. Христенко, который считает, что "навешивание яр-

лыков - это попытка отобрать у суверенных государств их суверенные права, включая право на диалог и совместное решение отраслевых или региональных проблем".

Выступая 27 апреля на сессии Единой энергетической комиссии ООН в Женеве, российский министр по поводу указанного законопроекта сказал: "В современном демократическом обществе любой имеет право на мнение, предложение. Задача эффективного государственного аппарата современной демократии - выбраковка идей: а) неэффективных, б) противоречащих международному праву и законодательству страны, в) нереализуемых на практике. Мне кажется, что озвученная выше идея будет отсечена вторым и третьим фильтрами из вышеперечисленных".

Эксперт по энергетике из Университета Кента доктор Амелия Хедфилд, повторяет уже широко распространенный и в основном верный тезис: "Строить такой картель сейчас еще слишком рано: в отличие от нефти, газ пока продается по долгосрочным контрактам, и поставщик привязан трубой к определенному рынку. Изменить ситуацию мог бы сжиженный природный газ. Если СПГ станет главным товаром, тогда появятся хорошие шансы создать "газовую ОПЕК".25

Представляется, однако, что в таком понимании содержится лишь наиболее понятная перспектива развития газового рынка, превращение его из регионального в мировой. Она рассчитана на достаточно длительный период, который потребуется для расширения производства и транспортировки СПГ и снижения его себестоимости, что позволит успешно конкурировать с трубопроводным газом и другими углеродами.

Однако это направление не учитывает быстрого увеличения потребления газа, опережающий его рост производства СПГ, не меньшую, чем у поставщика привязку потребителя к трубе, усиление позиций "Газпрома" и других экспортеров на внутренних рынках стран ЕС, включая распределительные сети и газохранилища, и, наконец, заинтересованность экспортеров СПГ в сохранении высоких цен, обеспечивающих им окупаемость крупных инвестиций.

Кроме того, уже сегодня между крупными экспортерами газа, пока в основном в

Европе, складывается система раздела рынка, обменных операций и взаимозаменяемости с участием трубопроводного газа и СПГ К примеру, "Газпром" закупает СПГ для поставок в США ради того, чтобы обозначиться на новом рынке в преддверии экспорта СПГ с Сахалина, а в будущем с шельфовых месторождений северных морей.

Наконец, расширяются договоренности между Россией и Алжиром о снабжении газом южной Европы. В будущем не только как конкуренты, но и как участники соглашения к ним могут подключиться Азербайджан, Казахстан, Туркмения, Иран (проект Набуко). Этим же государствам предстоит договариваться о координации поставок газа в Китай и другие страны Дальнего Востока.

Все перечисленное и многое другое позволяет полагать, что уже сегодня имеются реальные предпосылки для существенной активизации работы Форума стран экспортеров газа, по началу, по крайней мере, в узком составе, а в дальнейшем с включением всех заинтересованных участников.

Хотя опыт экспортеров нефти необходимо учитывать, сравнивать Форум с ОПЕК, а тем более переименовывать его в нечто вроде "ОГЕК" или повторять термин "газовый картель", вовсе не следует, дабы не возбуждать без нужды настрой стран-потребителей.

Принятое в Дохе по инициативе России решение о создании "группы высокого уровня", призванной выработать пути превращения Форума из аморфной в действенную организацию по координации политики экспортеров газа, представляется вполне достойной реакцией на реальные требования рынка.

В соответствии с Коммюнике 6-й Министерской встречи Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ) в Москве 22-23 мая под председательством Российской Федерации состоялась первая встреча Комитета высокого уровня.

Участники встречи обсудили широкий круг вопросов, представляющий взаимный интерес и касающихся ситуации на глобальном газовом рынке и развития организационной структуры ФСЭГ. Представители стран-учас-тниц ФСЭГ согласились продолжить работу Комитета и провести следующую встречу в конце июня - начале июля 2007 г.

Таблица

Удельный вес членов ФСЭГ в мировой газовой сфере в 2005 г.

Доказанные запасы Добыча Потребление Экспорт1

трлн куб. м % млрд куб. м % млрд куб. м % млрд куб. м %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мир, всего 179,83 100,0 2763,0 100,0 2749,6 100,0 721,46 100,0

В том числе Члены ФСЭГ, всего 130,76 72,7 1147,3 41,5 702,7 25,6 380,15 52,7

из них

Алжир 4,58 2,5 87,8 3,2 24,1 0,9 64,76 9,0

Боливия 0,74 0,4 10,4 0,4 10,37 1,4

Бруней 0,34 0,2 12,0 0,4 9,15 1,3

Венесуэла 4,32 2,4 28,9 1,0 28,9 1,1

Египет 1,89 1,0 34,7 1,3 25,5 0,9 8,03 1,1

Индонезия 2,76 1,5 76,0 2,8 39,4 1,4 36,29 5,0

Иран 26,74 14,8 87,0 3,1 88,5 3,2 4,32 0,6

Катар 25,78 14,3 43,5 1,6 15,9 0,6 27,10 3,8

Ливия 1,49 0,8 11,7 0,4 5,36 0,7

Малайзия 2,48 1,4 59,9 2,2 34,9 1,3 30,30 4,2

Нигерия 5,23 2,9 21,8 0,8 12,04 1,7

ОАЭ 6,04 3,4 46,6 1,7 40,4 1,5 7,14 1,0

Россия 47,82 26,6 598,0 21,6 405,1 14,7 151,28 21,2

Тринидад и Тобаго 0,55 0,3 29,0 1,0 14,01 1,9

Примечание к таблице:

1 В том числе экспорт СПГ: всего 188,81, в том числе члены ФСЭГ - 148,89 (78,8%), из них Алжир - 25,68 (13,6%), Бруней - 9,15 (4,8%), Египет - 6,93 (3,7%), Индонезия - 31,46 (16,7%), Катар - 27,10 (14,4%), Ливия - 0,87 (0,5%), Малайзия - 28,52 (15,1%), Нигерия - 12,4 (6,3%), ОАЕ - 7,14 (3,8%), Тринидад и Тобаго - 14,0 (7,4%).

Подсчитано автором по данным BP Statistical Review of World Energy, June 2006.

Примечания:

1”Время новостей”, 15.03.07.

2http://www.icvector.ru/fondovi_news. php?idn=5644&nt=2; 05.04.07.

3”Независимая газета”, 01.02.07.

4http://president.kremlin.ru/text/appears/2007/ 02/118233.html; 27.04.07.

5http://free-bird.kub.kz/respublika. php?sid=16788; 05.04.07.

6Там же.

7http: //www. marchmont. ru/news. php?article =creatin-gasopec&n=1&n=1&phpsessid=5f463ee 868759332f9c0323e846a4e58; 05.04.07.

8”Газета”, 16.02.07.

9”Коммерсантъ”, 16.03.07.

10http: //www. ntv. ru/text/news/index.j sp?nid= 103713; 05.04.07.

11http://www.finmarket.ru/z/nws/

news.asp?id=581449&hot=581567

12http://www.rusenergy.com/newssystem/

opened/37/20070404/308794.asp

13http://www.rustrubprom.ru/print.php/ 9690_0_3_0_c/ 05.04.07.

14http://www.newsru.com/finance/10apr2007/ gasopek_print. shtml

15http: //www. neftegas.ru/lenta/show/7003 3 / 16http://www.newsru.com/finance/10apr2007/ gasopek_print. shtml 17Там же.

18Там же.

19Там же.

20http://www.rusenergy.com/newssystem/

opened/37/20070410/309002.asp

21http: //www.neftegas.ru/lenta/show/7003 3 /

10.04.07.

22”Коммерсантъ”, 09.04.07. 23http://www.rusenergy.com/newssystem/ opened/37/20070427/309762.asp 24Там же.

25”Независимая газета”, 05.04.07.

З

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.