Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ КОСМИЧЕСКОМ ПРАВЕ: СОЧЕТАНИЕ ПУБЛИЧНОГО И ЧАСТНОГО'

МЕХАНИЗМЫ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ КОСМИЧЕСКОМ ПРАВЕ: СОЧЕТАНИЕ ПУБЛИЧНОГО И ЧАСТНОГО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
494
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО / СПОР / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВА / ЧАСТНЫЕ ЛИЦА / КОММЕРЧЕСКИЙ АРБИТРАЖ / СУД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киченина Виктория Сергеевна

В статье рассматриваются особенности разрешения споров в международном космическом праве с учетом возрастающего количества коммерческих лиц, участвующих в такой деятельности. Рассмотрены механизмы решения споров как между государствами, так и частными лицами. Исследованы особенности процедуры решения споров в рамках Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. Также проанализированы Правила арбитражного урегулирования споров, связанных с космической деятельностью 2011 г. Рассмотрены особенности разрешения споров в рамках Проект Конвенции Ассоциации международного права об урегулировании споров в области космического права 1984 г. и обобщены варианты механизмов разрешения споров в сфере космической деятельности, в том числе такие, как возможность рассмотрения таких споров в Международном Суде ООН, так и создание специализированного суда при международной организации для разрешения коммерческих споров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISPUTE RESOLUTION MECHANISMS IN INTERNATIONAL SPACE LAW: A COMBINATION OF PUBLIC AND PRIVATE

The article discusses the features of dispute resolution in international space law, taking into account the increasing number of commercial entities involved in such activities. The mechanisms of dispute resolution between both states and individuals are considered. The features of the dispute resolution procedure under the Convention on International Liability for Damage Caused by Space Objects of 1972 are investigated. The Rules of Arbitration settlement of Disputes related to Space activities are also analyzed. The features of dispute resolution within the framework of the Draft Convention of the International Law Association on the Settlement of Disputes in the Field of Space Law of 1984 are considered and options for dispute resolution mechanisms in the field of space activities are summarized, including both the possibility of considering such disputes in the International Court of Justice of the United Nations and the creation of a specialized court under an international organization for the resolution of commercial disputes.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ КОСМИЧЕСКОМ ПРАВЕ: СОЧЕТАНИЕ ПУБЛИЧНОГО И ЧАСТНОГО»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Механизмы разрешения споров в международном космическом праве: сочетание публичного и частного

Киченина Виктория Сергеевна,

к.ю.н., доцент кафедры международно-правовых дисциплин Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии

E-mail: vskichenina@yandex.ru

В статье рассматриваются особенности разрешения споров в международном космическом праве с учетом возрастающего количества коммерческих лиц, участвующих в такой деятельности. Рассмотрены механизмы решения споров как между государствами, так и частными лицами. Исследованы особенности процедуры решения споров в рамках Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. Также проанализированы Правила арбитражного урегулирования споров, связанных с космической деятельностью 2011 г. Рассмотрены особенности разрешения споров в рамках Проект Конвенции Ассоциации международного права об урегулировании споров в области космического права 1984 г. и обобщены варианты механизмов разрешения споров в сфере космической деятельности, в том числе такие, как возможность рассмотрения таких споров в Международном Суде ООН, так и создание специализированного суда при международной организации для разрешения коммерческих споров.

Ключевые слова: космическое право, спор, ответственность, государства, частные лица, коммерческий арбитраж, суд.

Космическая деятельность в последнее время все больше привлекает внимание коммерческих организаций. Согласно действующим нормам, государства несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве независимо, осуществляется ли она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами, а также и за обеспечение того, чтобы национальная деятельность проводилась в соответствии с нормами и принципами международного космического права [1]. В данной связи возникают вопросы, связанные с механизмами решения споров не только между государствами, но и между коммерческими организациями, а также между коммерческими организациями и государствами.

В рамках космической деятельности существуют разнообразные правоотношения, связанные не только с запуском и эксплуатации космических объектов, но и их разработкой, изготовлением, испытанием, а также оказанием иных связанных с космической деятельностью услуг[3].

С ростом числа негосударственных субъектов ожидается увеличение числа сложных трансграничных споров, связанных с космической деятельностью. Предметом таких споров могут быть, помимо прочего, несвоевременная поставка спутников, проблемы с запуском спутников, неисправные спутники на орбите, продажа и покупка спутников на орбите, аренда спутниковой емкости, право работать на определенных орбитальных позициях, аннулирование арендованного спектра и резервирование емкости для государственного использования^].

Действующая Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г.[4] (далее Конвенция об ответственности), содержит следующие механизмы урегулирования споров между государствами:

- требование о компенсации должно быть предъявлено запускающему государству по дипломатическим каналам;

- если запрашивающее государство не поддерживает дипломатические отношения с запускающим государством, оно может попросить другое государство начать дипломатический этап или может запросить это у Генерального секретаря ООН;

5 -о

сз

<

- претензия должна быть представлена не позднее, чем через год после даты причинения ущерба или идентификации запускающего государства;

- представление претензии не требует предварительного исчерпания каких-либо внутренних средств правовой защиты, что отличается от традиционного международного права. Однако ничто не мешает государству или его гражданам подавать жалобы властям и юрисдикции запускающего государства. Тем не менее, запрещено параллельное использование урегулирования спора, предусмотренного Конвенцией об ответственности;

- решение по претензиям должно быть принято в течение года после уведомления, в противном случае претензия должна перейти на следующий этап.

Если урегулирование претензии не достигнуто путем дипломатических переговоров, заинтересованные стороны создают по требованию любой из сторон Комиссию по рассмотрению претензий (далее - Комиссия):

- Комиссия состоит из трех членов;

- каждое государство должно выбрать одного члена, а третий, выполняющий функции председателя, выбирается государствами вместе. Если они не могут прийти к соглашению в течение четырех месяцев, государства могут обратиться к Генеральному секретарю ООН с просьбой назначить председателя в течении последующего двухмесячного периода;

- комиссия сама определяет свою процедуру, место или места, где она заседает, а также все другие административные вопросы. Решение Комиссии является окончательным

и обязательным, если об этом была достигнута договоренность между сторонами; в ином случае Комиссия выносит окончательное определение рекомендательного характера, которое стороны рассматривают в духе доброй воли. Комиссия излагает обоснование своего решения или определения.

Но данный механизм актуален для решения споров между государствами.

В 2011 году были разработаны Правила арбитражного урегулирования споров, связанных с космической деятельностью [5] (далее - Правила), в которых были сформулированы новаторские решения, связанные с возможностью решения споров между частными лицами.

Правила были приняты в целях устранения пробелов в существующих механизмах разрешения споров в международном космическом праве, а также, для того, чтобы служить средством добровольного и обязательного разрешения споров с учетом уникальности этой сферы деятельности. Данные Правила основаны на Арбитражном ре-„ гламенте ЮНСИТРАЛ 2010 г., которые представ-2 ляют собой устоявшиеся процессуальные правилу ла, обычно используемые сторонами в междуна-еЗ родном арбитраже. Во введении к Правилам отме-Ц чается, что они отражают особые характеристики

споров, имеющих космический компонент, включающий использование космического пространства государствами, международными организациями и частными субъектами и элемент международного публичного права, относящийся к спо-рам[6].

Правила отличаются гибкостью в отношении применимого права и разработаны так, чтобы реалистично уравновешивать различные элементы и затрагиваемые интересы. Важно отметить, что Правила предназначены для специального арбитража.

При разработке правил были учтены следующие важные моменты:

- конкретные особенности споров, касающихся космического пространства;

- предоставление сторонам свободы выбора третейского суда в составе одного, трех или пяти человек;

- обеспечение возможности составления специального списка арбитров, о котором упоминается в ст. 10 и списка научных и технических экспертов, о которых говорится в ст. 29 Правил;

- предложение возможных вариантов разработки процедур обеспечения конфиденциальности;

- существует свобода выбора места арбитража (ст. 18) и используемого языка (ст. 19).

- все решения должны быть сделаны в письменной форме и являются окончательными и обязательными для сторон. Стороны должны выполнить все решения без промедления (ст. 34). Таким образом, можно выделить два основных механизма решения споров существующие на сегодняшний день. Они определены Конвенцией об ответственности и Правилами арбитражного урегулирования споров, связанных с космической деятельностью[7].

Также, в связи с рассмотрение вопросов о механизмах решения споров, интересен Проект Конвенции Ассоциации международного права об урегулировании споров в области космического права 1984 г. (далее - Проект Конвенции).

Важным элементом Проекта Конвенции является ее широкая сфера применения. В нем значительное внимание уделяется возможностям частных организаций использовать механизмы урегулирования споров на максимально равной основе с государстввми. Все процедуры урегулирования споров, предусмотренные Проектом Конвенции, открыты не только для государств и межправительственных организаций, являющихся участниками Конвенции, но и для субъектов, не являющихся Высокими Договаривающимися Сторонами, за исключением Международного Суда (ст. 10.2). Этими другими субъектами являются, прежде всего, частные компании, для которых возможность обязательного разрешения споров с использованием арбитражных процедур, как правило, имеет особое значение. Более того, им разрешен прямой доступ даже к предлагаемому Международному трибуналу по космическому праву. Это представ-

ляло (и до сих пор представляет) очень либеральный подход в международном праве.

В Проекте Конвенции указано, что любой спор, касающийся сферы ее действия может быть передан в соответствии с процедурами, предусмотренными только после исчерпания внутренних средств правовой защиты, если этого требует международное право (ст. 12). Также в ст. 13 указано, что любое решение, вынесенное судом или трибуналом, обладающим юрисдикцией в соответствии с настоящей Конвенцией, является окончательным и должно выполняться всеми сторонами спора.

Суд или Трибунал, обладающий юрисдикцией, применяет настоящий Проект Конвенции и другие нормы международного права, не противоречащие Проекту Конвенции, а также любые другие нормы права которые стороны в споре согласились применять или которые суд или Трибунал сочтет применимыми в силу характера спора [10].

Проект Конвенции предусматривает следующие обязательные судебные процедуры урегулирования споров:

- арбитражная процедура. В данном случае список арбитров составляется и ведется Генеральным секретарем ООН; при не достижении согласия о кандидатурах арбитров, назначение производит Председатель Международного трибунала по космическому праву, а до создания этого Трибунала, Председатель Международного Суда ООН.

- Международный трибунал по космическому праву. Он учреждается и функционирует в соответствии с положениями Проекта Конвенции, состоит из 15 членов, которые пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Трибунал устанавливает свои правила и процедуры, а также может образовывать камеры в составе трех или более арбитров для рассмотрения конкретных категорий споров.

- Международный суд ООН. Предполагается, что государства могут обращаться в Международный суд ООН для разрешения споров, связанных с космической деятельностью.

Таким образом, был разработан еще один механизм разрешения споров в рамках Проекта Конвенции, при этом сочетающий как публичный, так и частный элементы.

Если же возвращаться к вопросу существующих механизмов, то здесь возникает вопрос о причинах невостребованности сторонами Правил арбитражного урегулирования споров. Согласно данным исследования, проведенным в 2020 г. были представлены следующие статистические дан-ные[12]. Из 38 рассмотренных общих споров 32 были коммерческими и 6 между инвесторами и государствами.

Также 34 спора были связаны со спутниками, и в большинстве своем это запуск и доставка спутников на орбиту. Если говорить об арбитражных учреждениях, где преимущественно рассматривались споры, то это в первую очередь ICC, но также

имело место рассмотрения споров в ICDR, LCIA, SCC, НК1АС, ICSID и МКАС.

Далее также определенный интерес представляет опрос[13], проведенный среди практикующих юристов компаний, которые являются поставщиками спутникового оборудования или услуг, связанных с оборудованием, согласно которому, Постоянная палата третейского суда не была указана респондентами в качестве арбитражного учреждения, которое использовалось сторонами спора для разрешения своих споров, связанных с космосом, в течение последних пяти лет. Это может указывать на недостаточную осведомленность о ее работе в этой сфере.

На вопрос, какие улучшения и нововведения сделают арбитраж более подходящим для разрешения споров, связанных с космосом, респонденты выразили заинтересованность в создании специального списка арбитров со специальным опытом в отрасли / секторе, более широкую отраслевую гармонизация стандартов и процессов, повышение эффективности. Меньшая группа респондентов также выразила потребность в более отраслевых арбитражных учреждениях и отраслевых арбитражных правилах.

Стоит также обратить внимание на возможность использовать специальный судебный процесс в Международном Суде ООН.

Согласно ст. 26 Статута Международного Суда ООН[5], возможно создание камер двух типов: палату, которая занимается конкретным делом; или одна или несколько палат, которые рассматривают конкретную «категорию» дел. Специальные палаты действуют аналогично арбитражным трибуналам, потому что эти палаты созданы специально для решения конкретных споров, что является тем же случаем, что и арбитражные трибуналы. По сути, это дает те же преимущества, что и Арбитражный суд, но в форме решения, вынесенного палатой Международного суда ООН. Кроме того, также очень важно отметить, что эти решения специальных палат рассматриваются как решение, вынесенное Международным судом ООН, что в свою очередь, делает его обязательным для сторон в соответствии со ст. 59 Статута.

Специальная палата Международного суда ООН обладает рядом преимуществ над специализированным арбитражным судом:

- с политической точки зрения, уже было замечено, что решения Международного суда ООН имеют большую известность, чем решения Арбитражного суда, который, в свою очередь, повышает вероятность соблюдения этих решений;

- решения Международного суда ООН считаются «более престижными» по сравнению с арбитражными решениями. Также Специальная судебная палата Международного Суда ООН обходится сравнительно дешевле, чем Арбитражный суд, потому что, согласно ст. 33, «расходы» на разбирательство в Международном Суде ООН несет Международный Суд. Но такие про-

5 -о

сз

<

цедуры актуальны для рассмотрения споров между государствами.

Таким образом, у механизмов разрешения споров, связанных с космосом, существует множество возможностей развития, причем в разных направлениях. И здесь, наверное, наиболее важным является осведомленность потенциальных участников о возможностях тех или иных процедур и учреждений и органов, которые могут такие споры рассматривать[7].

Также интересными представляются инициативы ОАЭ. Дубай в 2021 объявил о создании году «космического суда» для урегулирования коммерческих споров. Такой Трибунал будет базироваться в Международном финансовом центре Дубая (DIFC).

Теперь компании и учреждения, расположенные как в ОАЭ, так и за рубежом, будут иметь возможность подавать жалобы в Трибунал.

В апреле 2021 также было объявлено о создании рабочей группы, которой поручено создать Руководство по космическим спорам, включающее набор руководящих принципов решения споров, связанных с космосом, а также организовать курсы для обучения судей. Планируется, что такие суды будут разрешать споры, связанные с несвоевременной поставкой некачественного оборудования, его компонентов, а в перспективе, споры, связанные с космическими ресурсами и космическим туризмом, а также смогут компетентно выносить решения по вопросам привлечения к ответственности и возмещения ущерба в случае любого космического коммерческого спора[2].

Таким образом, в настоящий момент существует несколько подходов к созданию механизмов разрешения споров, ряд в виде предложений, а некоторые уже существуют и могут применяться:

1. Использование механизма, закрепленного в Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. (такой вариант применим только при рассмотрении споров между государствами);

2. Обращение в существующие арбитражные центры для рассмотрения споров, связанных с космической деятельностью между коммерческими субъектами;

3. Использование Правила арбитражного урегулирования споров, связанных с космической деятельностью 2011 г.;

4. Создание арбитражного суда для рассмотрения конкретного спора (ad hoc);

5. Создание специального Трибунала по космическим спорам, где могут рассматриваться споры как между государствами, так и между коммерческими субъектами (Проект Конвенции);

6. Создание трибунала («космического суда») для рассмотрения споров, вытекающих их широкого спектра отношений, связанных с космической деятельностью (пример ОАЭ);

7. Рассмотрение подобных споров специальной палатой Международного суда ООН (такой ва-

риант применим только при рассмотрении споров между государствами); 8. Кроме этого, возможно применение механизма по аналогии с судом ВОИС. То есть создание при международной организации судебного органа, который мог бы разрешать споры между невластными субъектами в сфере космической деятельности.

Какой механизм будет наиболее эффективным для такой категории споров, наверное, может показать только время и практика применения тех или иных процедур, начиная хотя бы уже с существующих. В любом случае, потребность в таких механизмах очевидна с учетом расширения участия частного сектора в отношениях, связанных с космической деятельностью.

Литература

1. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г. // СПС «КонсультантПлюс»

2. Дубайский международный финансовый центр (DIFC) https://www.difccourts.ae/media-centre/newsroom/dubais-courts-space-launches-international-working-group-explore-space-related-legal-innovations (дата обращения 28.12.2021 г.)

3. Закон РФ от 20 августа 1993 г. № 5663-I «О космической деятельности» // СПС «Консультант-Плюс»

4. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. // СПС «КонсультантПлюс»

5. Статут Международного суда ООН 1945 г. https://www.un.org/ru/icj/statut.shtml(дата обращения 28.12.2021 г.)

6. Charles B. Rosenberg, Vivasvat Dadwal. The 10 Year Anniversary of the PCA Outer Space Rules: A Failed Mission or The Next Generation? http:// arbitrationblog.kluwerarbitration.com/2021/02/16/ the-10-year-anniversary-of-the-pca-outer-space-rules-a-failed-mission-or-the-next-generation/(да-та обращения 28.12.2021 г.)

7. Iram Majidt Is Space Law Truly Rocket Science?: A Comprehensive and Critical Analysis of the Dispute Resolution Mechanism in Space-Related Disputes - Part 2. https://www.scconline.com/ blog/post/2021/06/07/is-space-law-truly-rocket-science-a-comprehensive-and-critical-analysis-of-the-dispute-resolution-mechanism-in-space-related-disputes-part-2/(дата обращения 28.12.2021 г.)

8. Iram Majidt. Is Space Law Truly Rocket Science?: A Comprehensive and Critical Analysis of the Dispute Resolution Mechanism in Space-related Disputes - Part 1 https://www.scconline.com/ blog/post/2021/05/14/is-space-law-truly-rocket-science-a-comprehensive-and-critical-analysis-of-the-dispute-resolution-mechanism-in-space-

related-disputes-part-1/(дата обращения 28.12. 2021 г.)

9. Frans G. von derDunk. Space for dispute settlement mechanisms - dispute resolution mechanism for space/ A legal considerations https://www. researchgate.net/publication/280071186_ SPACE_FOR_DISPUTE_SETTLEMENT_ MECHANISMS_-_DISPUTE_RESOLUTION_ MECHANISMS_FOR_SPACE_A_few_legal_ considerations(дата обращения 28.12.2021 г.)

10. Lotta Viikari. International law associations draft convention on the settlements of disputes related to space activity journal https://journal.arbitration.ru/ upload/iblock/d12/Arbitration_ru_N2_26_March_ April2021.pdf(дата обращения 28.12.2021 г.)

11. Optional rules for arbitration of disputes relating to other space activities 2011 (дата обращения 28.12.2021 г.)

12. Viva Dadwala, Madeleine Macdonaldb. Arbitration of Space-Related Disputes: Case Trends and Analysis. (дата обращения 28.12.2021 г.)

13. Viva Dadwala, Eytan Tepperb. Arbitration in Space-related Disputes: A Survey of Industry Practices and Future Needs (дата обращения 28.12.2021 г.)

DISPUTE RESOLUTION MECHANISMS IN INTERNATIONAL SPACE LAW: A COMBINATION OF PUBLIC AND PRIVATE

Kichenina V.S.

Saint Petersburg branch of the Russian customs Academy

The article discusses the features of dispute resolution in international space law, taking into account the increasing number of commercial entities involved in such activities. The mechanisms of dispute resolution between both states and individuals are considered. The features of the dispute resolution procedure under the Convention on International Liability for Damage Caused by Space Objects of 1972 are investigated. The Rules of Arbitration settlement of Disputes related to Space activities are also analyzed. The features of dispute resolution within the framework of the Draft Convention of the International Law Association on the Settlement of Disputes in the Field of Space Law of 1984 are considered and options for dispute resolution mechanisms in the field of space activities are summarized, including both the possibility of considering such disputes in the International Court of Justice of the United Nations and the creation of a specialized court under an international organization for the resolution of commercial disputes.

Keywords: space law, dispute, liability, States, individuals, commercial arbitration, court.

References

1. Treaty on the Principles of the Activities of States in the Exploration and Use of Outer Space, including the Moon and Other Celestial Bodies, 1967 // SPS "ConsultantPlus"

2. Dubai International Financial Center (DIFC) https://www. difccourts.ae/media-centre/newsroom/dubais-courts-space-launches-international-working-group-explore-space-related-legal-innovations (accessed 12/28/2021)

3. The Law of the Russian Federation of August 20, 1993 N 5663-I "On space activities"// SPS "ConsultantPlus"

4. Convention on International Liability for Damage Caused by Space Objects, 1972 // SPS "ConsultantPlus"

5. Statute of the International Court of Justice of the United Nations of 1945 https://www.un.org/ru/icj/statut.shtml (accessed 12/28/2021)

6. Charles B. Rosenberg, Vivasvat Dadwal. The 10 Year Anniversary of the PCA Outer Space Rules: A Failed Mission or The Next Generation? http://arbitrationblog.kluwerarbitration. com/2021/02/16/the-10-year-anniversary-of-the-pca-outer-space-rules-a-failed-mission-or-the-next-generation/(accessed 28.12.2021 г.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Iram Majidt Is Space Law Truly Rocket Science?: A Comprehensive and Critical Analysis of the Dispute Resolution Mechanism in Space-Related Disputes - Part 2. https://www.sc-conline.com/blog/post/2021/06/07/is-space-law-truly-rocket-science-a-comprehensive-and-critical-analysis-of-the-dispute-resolution-mechanism-in-space-related-disputes-part-2/(ac-cessed 28.12.2021 г.)

8. Iram Majidt. Is Space Law Truly Rocket Science?: A Comprehensive and Critical Analysis of the Dispute Resolution Mechanism in Space-related Disputes - Part 1https://www.scconline. com/blog/post/2021/05/14/is-space-law-truly-rocket-science-a-comprehensive-and-critical-analysis-of-the-dispute-resolution-mechanism-in-space-related-disputes-part-1/(accessed 28.12.2021 г.)

9. Frans G. von derDunk. Space for dispute settlement mechanisms - dispute resolution mechanism for space/ A legal considerations https://www.researchgate.net/publication/280071186_ SPACE_FOR_DISPUTE_SETTLEMENT_MECHANISMS_-_ DISPUTE_RESOLUTION_MECHANISMS_FOR_SPACE_A_ few_legal_considerations(accessed 28.12.2021 г.)

10. Lotta Viikari. International law associations draft convention on the settlements of disputes related to space activity journal https://journal.arbitration.ru/upload/iblock/d12/Arbitration_ru_ N2_26_March_April2021.pdf(accessed 28.12.2021 г.)

11. Optional rules for arbitration of disputes relating to other space activities 2011 (дата обращения 28.12.2021 г.)

12. Viva Dadwala, Madeleine Macdonaldb. Arbitration of Space-Related Disputes: Case Trends and Analysis. (accessed 28.12.2021 г.)

13. Viva Dadwala, Eytan Tepperb. Arbitration in Space-related Disputes: A Survey of Industry Practices and Future (accessed 28.12.2021 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.