Научная статья на тему 'Развитие АПК в условиях экономической интеграции'

Развитие АПК в условиях экономической интеграции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие АПК в условиях экономической интеграции»

РАЗВИТИЕ АПК В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ Ефименко А.Г., д.э.н., доц., зав. каф. УО «Могилевский государственный университет продовольствия»

В рамках Концепции программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы предусматривается, что рост конкурентоспособности пищевой промышленности может быть достигнут за счет внедрения новых высоких технологий, обладающих наибольшей добавленной стоимостью и низкой энерго- и материалоемкостью, и производства экологически чистых продуктов. Используемые при этом инструменты государственного воздействия следует ориентировать на поддержку инициативы организаций АПК, стимулируя в соответствующих направлениях их инвестиционно-инновационную и экспортную активность [1].

В настоящее время Республика Беларусь входит в состав Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП). Функционирование Таможенного союза и Единого экономического пространства предполагает проведение Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией согласованной политики в аграрной сфере, основанной на единых принципах регулирования деятельности субъектов хозяйствования и государственной поддержки сельского хозяйства, единых правил в области конкуренции и предоставления субсидий, выработку единой ценовой политики. Интеграция государств-членов ТС и ЕЭП открывает широкие перспективы для экономического развития, создает дополнительные конкурентные преимущества для стран-участниц. Одной из главных целей функционирования ТС и ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения. Основные принципы - обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников. Страны значительно продвинулись в направлении учета взаимных интересов и налаживания сбалансированных торговых отношений. В целях проведения согласованной аграрной политики Беларуси, Казахстана и России создана определенная правовая база, в результате чего стоимость взаимной торговли стабильно возрастает. К позитивным результатам экономического взаимодействия, которые были достигнуты в последние годы в странах-участницах Сообщества следует отнести укрепление национальных экономик, проведение

значительных социально-экономических преобразований на базе рыночных механизмов, активизация участия государств в международных экономических процессах и т.д. [4].

В условиях экономической интеграции главным условием стабильности и повышения конкурентоспособности организаций АПК является инновационность, т. е. способность создавать и продавать новые технологии и продукты, использовать новые методы организационной деятельности. Инновационное развитие - это не только основной инновационный процесс, но и совершенствование системы факторов и условий, необходимых для его осуществления. Инновационная направленность выдвигает повышенные требования к качеству и конкурентоспособности выпускаемой продукции, а ограниченность доступа к ресурсам инновационного развития выдвигает на первый план необходимость эффективного использования инновационных механизмов развития АПК.

Среди отраслей агропромышленного комплекса перерабатывающая промышленность является одной из самых перспективных и быстро развивающейся. В Республике Беларусь перерабатывающая промышленность занимает третье место, уступая машиностроению и топливной промышленности по объему выпущенной продукции в общем объеме промышленного производства (ее удельный вес составляет 17,9 %). В 2013 г. в различных отраслях перерабатывающей промышленности функционировало 807 предприятий. В отрасли занято 150,5 тыс. чел., что составляет около 14,5 % от числа работающих в промышленном секторе. Наибольшую долю в перерабатывающей промышленности занимают предприятия государственной собственности, доля иностранных предприятий - 5,2 %. Анализ статистических данных показывает, что за 20102013 гг. в Республике Беларусь объем производства отрасли вырос на 15,5 %, что способствовало росту полученной прибыли от реализации продукции. Рентабельность реализованной продукции в 2013 г. по сравнению с 2010 г. увеличилась на 2,2 п.п., рентабельность продаж - на 1,2 п.п., что свидетельствует о повышении эффективности производства. В 2013 г. наибольший удельный вес в объеме производства отрасли занимают мясная (23,9 %), масло-сыродельная и молочная (23 %) и мукомольно-

крупяная (16,9 %), что отражает предпочтения в продуктах питания населения.

Необходимо отметить, что в 2013 г. в Республике Беларусь было произведено основных видов продовольствия собственного производства в достаточных объемах для обеспечения безопасности в соответствии с критериями и нормативами, определенными Концепцией национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь [2].

В насыщении потребительского рынка республики приоритеты отданы продукции отечественных производителей. Доля отечественной продукции в структуре продаж составляет свыше 90 %. Учитывая, что в республике производство сырья и продовольствия превышает потребности внутреннего рынка, с целью повышения эффективности перерабатывающих предприятий важна реализация продукции на внешних рынках. Значительную часть сельскохозяйственного сырья и продовольствия предприятия поставляют на экспорт, который в 2013 г. составил 5796,4 млн. долл. США. Сальдо внешней торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием является положительным за последние годы и в 2013 г. равно 1,6 млрд. долл. США. При этом увеличилась доля экспорта и в настоящее время удельный вес стоимости экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия в объеме производства сельского хозяйства и пищевой промышленности составляет более 55 %. Стоимость экспорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия в Республике Беларусь в 2013 г. по сравнению с 2010 г. увеличилась на 71,5 %. Рост стоимости экспорта произошел, как из-за увеличения объемов экспорта, так и за счет повышения цен на данную продукцию.

За 2011-2013 гг. темп роста экспорта по основным видам продукции составил: мясо и пищевые мясные продукты - на 48,9 %, моло-копродукты - на 50,2 %, продукты животного происхождения - на 78,2 %, яйца - на 99,4 %, прочие овощи - на 165,4 %, готовая продукция из мяса и рыбы - на 152,3 %, продукты переработки овощей и плодов - на 77,9 %, разные пищевые продукты - на 146,6 %, желатин - на 58,3 %, льноволокно - на 71,5 %. Необходимо отметить, что основными экспортными товарами в данной группе являются продукты животного происхождения: их удельный вес в общем объеме экспорта в 2013 г. составляет свыше 70 %. В 2013 г. удельный вес экспорта молокопродуктов в общем объеме экспорта продукции составил 36,9 %, мяса и мясопродуктов - 23,9 %, сахара и кондитерских изде-

лий - 6 %, рыбы и продукции из рыбы - 4,6 %, плодов - 2,5 %.

Географическая направленность экспорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия Беларуси на данном этапе расширяется, при этом основными потребителями являются страны СНГ, в том числе Россия. В 2013 г. в Россию было поставлено 81,2 % от общего объема экспорта аграрной продукции. В Европу поставляется - 6,9 % экспортной продукции

[3].

Таким образом, к положительным тенденциям развития экспорта следует отнести то, что внешняя торговля сельскохозяйственной продукцией и продовольствием Республики Беларусь развивается достаточно динамично. Стоимость экспорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия в Республике Беларусь в 2013 г. по сравнению с 2010 г. увеличилась на 71,5 %.

Проведенные исследования показали, что экономический рост в АПК Республики Беларусь должен сопровождаться созданием и широким внедрением как ресурсосберегающих, так и экологически чистых и малоотходных технологий, разработкой новых видов экологичной продукции. Необходимо предпринять меры в сфере технического регулирования, стимулировать внедрение энергоэффективных и экологичных технологий на производстве. Важно проводить работу по снижению импортной составляющей в национальном производстве, ориентируясь, прежде всего, на отечественное сырье, материалы и комплектующие, а также по минимизации импорта в целом.

Для повышения эффективности функционирования организаций АПК в целом назрела необходимость определить и утвердить механизм поддержки экспорта данной продукции, включающий страхование экспортных рисков, возможные льготы, включающие вопросы возврата НДС, механизма «такс-фри» и ряд других.

При субсидировании инновационных проектов в АПК определить в качестве основных требований рыночные подходы: конкурентоспособность (продукции, организации, отрасли); возвратная система финансирования инновационных проектов; расширение практики конкурсного размещения бюджетных средств и долевое участие в финансировании проектов заинтересованных организаций.

В Республике Беларусь на перспективу ставится задача продолжения процесса интеграции всех сфер аграрно-промышленного комплекса, в котором первостепенное значе-

ние получат сферы переработки, хранения, транспортировки и доведения сельскохозяйственной продукции до потребителя, а также высококачественная перерабатывающая и пищевая промышленность.

В конечном счете, развитие инновационной деятельности в организациях АПК способствует повышению конкурентоспособности продукции (работ, услуг), отрасли, их устойчивому развитию, а также обеспечению продовольственной безопасности Республики Беларусь.

Источники

1. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2011 № 669 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gov-emment.bv/upload/docs/file5a5cae06fafe4b28.PDF.

2. Концепция национальной продовольственной безопасности. - Минск: Ин-т аграрной экономики НАН Беларуси, 2004. - 96 с.

3. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Бела русь. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/ /belstat.gov.by/.

4. Таможенный союз: рынки сырья и продовольствия / под ред. З.М. Ильиной. - Минск: Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2013.- 199 с.

ОСОБЕННОСТИ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Гнатюк С.Н., к.э.н., доц., зав. каф. ГУВПО «Белорусско-Российский университет»

Сельское хозяйство является главным элементом агропромышленного комплекса Республики Беларусь. На долю вида экономической деятельности «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» приходится около 8% ВВП. По объемам производства основных видов сельхозпродукции Республика Беларусь является одним из лидеров среди стран постсоветского пространства. В стране в 2014 г. на душу населения произведено 113 кг мяса в убойном весе, 707 кг молока, 417 яиц, 662 кг картофеля. В республике обеспечена продовольственная безопасность. Потребности населения в продуктах питания на 83-85% удовлетворяются за счет собственного производства. Импорт продовольственных ресурсов составляет около 8%. Доля жизненно важных продуктов в структуре импорта составляет 5-10%. В аграрном секторе трудится более 330 тыс. работников, или 8% от общей численности занятых в экономике республики. Вместе с тем в сельском хозяйстве республики имеются определенные проблемы. Только за 2013 г. почти в два раза (до 917) увеличилось количество убыточных предприятий, а сумма их чистого убытка возросла в 3,8 раза и приблизилась к 4 трлн. руб. По итогам года деятельность отрасли без учета господдержки оказалась отрицательной: убыточность составила -2,1%. При этом объем господдержки на 30% превысил размер чистой прибыли, полученной сельхозпредприятиями [1].

Сельское хозяйство является объектом государственного регулирования во всех странах мира. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 347 целью аграрной политики является [2]:

- повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для обеспечения сбалансированности внутреннего продовольственного рынка и наращивания экспортного потенциала;

- формирование эффективного рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с развитой инфраструктурой, в т.ч. путем поэтапного перехода к свободному ценообразованию, повышения эффективности производственно-экономической деятельности субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства;

- создание благоприятного инвестиционного климата и увеличение объема инвестиций в АПК;

- содействие структурным изменениям в АПК, включая изменения внутрипроизводственных и имущественных отношений, обеспечивающее свободное развитие всех форм собственности;

- поддержание паритета цен на промышленную продукцию, работы (услуги), используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, и индекса цен на сельскохозяйственную продукцию;

- обеспечение права граждан на достаточное питание, в т.ч. путем оказания внутренней продовольственной помощи нуждающейся части населения;

- обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в т.ч. оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве;

- сохранение и воспроизводство при-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.