Научная статья на тему 'Развитие агропромышленного комплекса среднего Урала: инновационные подходы'

Развитие агропромышленного комплекса среднего Урала: инновационные подходы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аглоткова С. В.

Агропромышленный комплекс Свердловской области один из важнейших секторов экономики Свердловской области, от его устойчивой работы зависит продовольственная безопасность области, состояние экономики в целом, уровень жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT of AGRICULTURE of AVERAGE URAL: INNOVATIVE APPROACHES

The agriculture of Sverdlovsk area one of the major sectors of economy of Sverdlovsk area, from its steady work depends food safety of area, a condition of economy as a whole, a standard of living of the population.

Текст научной работы на тему «Развитие агропромышленного комплекса среднего Урала: инновационные подходы»

Продовольственный комплекс: проблемы и пути решения - Экономика

сельского хозяйства и сельских территорий без существенной помощи государства становится все менее возможным. В подобном положении находилось фермерство США в годы “Великой депрессии”. Тогда почти половина фермеров оказалась должниками, фермы отдавались кредиторам. Начались фермерские волнения. В этой ситуации новый президент США Ф.Д. Рузвельт, несмотря на мощное сопротивление сторонников свободного рынка, вводит мораторий на всю фермерскую задолженность. Конгресс утверждает аграрную программу, принимает закон о рефинансировании фермерской задолженности. Устраняется неэквивалентность обмена. Все это постепенно преобразило сельское хозяйство, ставшее одним из самых высокоэффективных в мире. Правитель-

Инновационно-интеграционная стратегия развития аграрного сектора области позволяет более качественно и в сроки выполнять мероприятия, направленные на эффективное развитие агропромышленного комплекса.

В Свердловской области на протяжении последних лет государственное регулирование АПК осуществляется на основе целевых программ. Так, в настоящее время действует областная государственная целевая программа «Развитие сельского хозяйства в Свердловской области» на 2007-2009 годы. В результате реализации первого этапа этой программы за счет средств областного бюджета в 2007 году приобретена и передана для работы юридическим и физическим лицам, в том числе сельскохозяйственным товаропроизводителям, сельскохозяй-

ство США и сейчас вмешивается во все сферы аграрной политики и экономики, а государственная поддержка фермерскому хозяйству составляет примерно 100 млрд долл. в год. То же делают и страны ЕС, где доля государственных вложений в совокупный валовой продукт сельского хозяйства достигает 45%.

Пришло время и нашему Президенту остановить глумление над крестьянами, предпринять решительные шаги, как когда-то это сделал американский Президент. В частности, списать все долги, устранить неэквивалентность обмена между селом и городом, увеличить целевую государственную поддержку сельскому хозяйству. Это было бы эпохальное решение, позволившее вернуть сельскому хозяйству надежду на цивилизованное развитие, крестьянам

ственная техника, автомобили и оборудование, а именно: 18 комплектов оборудования для птицеводства, три комплекта оборудования для молочного животноводства, три комплекта оборудования для свиноводства, семь комплектов оборудования для молокоприемных пунктов, 14 единиц специализированного автотранспорта для приема и перевозки молока, комбинированная машина для посева и другое оборудование.

В результате реализации областной государственной целевой программы «Создание комплекса по выращиванию и переработке растительноядных рыб в Свердловской области» на 2007 год приобретено и доставлено к местам зарыбления 16 млн.штук личинок растительноядных рыб, выращен один миллион штук сеголетков, приобретено 11,5 т кормов для выращивания растительноядных

- социальную и экономическую полноправность граждан нашего общества, создать новые рабочие места, избавляющие их от необходимости копаться с мотыгой на индивидуальных грядах. Развитие сельского хозяйства создало бы дополнительно миллионы рабочих мест в других отраслях народного хозяйства. Страна в этом случае смогла бы уверенно двигаться по пути обретения продовольственной независимости, обеспечивать свое население продуктами собственного производства, пополнять казну налогами и сборами.

Изложенное свидетельствует о том, что мировой кризис может сильно ударить по России. И надеяться, что он обойдет нас стороной, что нам удастся переждать его в тихой гавани не приходиться. Будем надеяться, что наш крик души дойдет до властьимущих.

рыб, приобретено 57 делевых садков для содержания и выращивания растительноядных рыб. Осуществлено научное обеспечение программы.

Мероприятия, запланированные областной государственной целевой программой «Инженерное обустройство земель для ведения коллективного садоводства» на 2007 год, выполнены в полном объеме. Так, например, осуществлено строительство подъездной автодороги протяженностью 1,358 км к коллективному саду «Уран-1» в Березовском городском округе, подъездной автодороги протяженностью 1,125 км к коллективному саду «Монтажник» в Сысертском городском округе и подъездной автодороги протяженностью 1,31 км к коллективному саду «Марамзино» в Бе-

Agriculture, Sverdlovsk area, innovative approaches of development, the tendency of development of an agriculture, the state support, priority directions of support of an agriculture.

Литература

1. Шульгин B.B. Три столицы. - М.: Современник, 1991. - 278 с.

РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА СРЕДНЕГО УРАЛА: ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ

(продолжение, начало в №5 за 2008 год)

С.В. АГЛОТКОВА,

кандидат экономических наук, доцент, начальник отдела экономического анализа и прогнозирования в АПК Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области, г. Екатеринбург

Ключевые слова: агропромышленный комплекс,

Свердловская область, инновационные подходы развития, тенденции развития сельского хозяйства, государственная поддержка, приоритетные направления поддержки сельского хозяйства.

лоярском городском округе.

Осуществляя контроль за ходом выполнения программных мероприятий, постоянно проводится мониторинг, в том числе о ходе выполнения программ, докладывается на коллегиях Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области и заседаниях Правительства Свердловской области.

Отличительная особенность данных программ - они сбалансированы как по ресурсам, так и по источникам финансирования.

И еще одна их черта - это финансово-экономический механизм, который опирается не только на бюджетные ресурсы, но и на инвестиции и собственные средства организаций АПК.

Сформированный региональный организационно-экономический механизм легко восприимчив к инновациям.

Не случайно за последние годы получили развитие энерго- и ресурсосберегающие технологии в растениеводстве и животноводстве. Так, на реализацию программ ресурсосбережения в 2006 году были направлены субсидии из областного бюджета на техническое оснащение и перевооружение сельскохозяйственного производства в сумме 571 млн руб., в 2007 году - 811 млн рублей.

В растениеводстве ресурсосберегающие технологии применяются при обработке почвы и посеве зерновых культур, заготовке кормов и уборке урожая. В животноводстве -на молочно-товарных фермах при производстве молока и свиноводстве - по всему циклу содержания свиней и производства мяса.

Об эффективности данных технологий красноречиво говорят такие цифры: например, в расчете на один гектар при обработке почвы по ресурсосберегающим технологиям расход дизельного топлива в среднем составляет 8,7 л, тогда как при традиционной технологии - 16 л, или в 1,8 раза больше. Затраты труда составляют 0,72 чел.-часа, в то время, как по традиционной технологии - 1,47 чел.-час. Себестоимость зяблевой обработки одного гектара составляет 197 руб., а при традиционной технологии - 338 руб.

Применение ресурсосберегающих технологий на обработке почвы и прямом посеве зерновых культур позволяет сельскохозяйственным товаропроизводителям ежегодно экономить дизельное топливо в объеме 2,0-2,2 тыс.тонн в среднем на сумму от 33 до 40 млн рублей.

Ресурсосберегающие технологии производства молока успешно применяются в таких хозяйствах, как Колхоз «Россия», Колхоз «Урал», ЗАО «АПК Белореченский», ЗАО «Агрофирма Черданская», ООО «Агрофирма Ман-чажская», ЗАО «Агрофирма «Патруши» ОАО «Каменское» и др.

В этих хозяйствах используется современное оборудование с доением в доильных залах, и свыше 4 тыс-.голов КРС переведены на беспривязное содержание, что позволило увеличить производительность труда почти в 2,5 раза.

Если в среднем по области затраты труда на производство центнера молока составляют 4,2 чел.-часа, то в таких хозяйствах, как СХПК «Би-тимский» - 2,2 чел.-часа, ЗАО «АПК Белореченский» - 1,9 чел.-часа, Колхоз «Россия» - 1,4 чел.-часа.

Инновационными для Свердловской области являются такие подходы, как распределение бюджетных ассигнований с применением нормативных методов, исходя из того или иного приоритета развития сельского хозяйства, а также применения специально разработанной методики оценки эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на поддержку сельхозтоваропроизводителей.

В настоящее время вопрос оценки эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области, принимает особую актуальность.

Анализ эффективности совокупной поддержки сельского хозяйства проводится в Свердловской области с 2004 года. Следует отметить, что если коэффициент эффективности совокупной поддержки сельского хозяйства Свердловской области по итогам 2004 года по товарной продукции был равен 1,0, то в 2006 году этот показатель составил 1,13. Эффективность бюджетной поддержки в 2007 году в целом по области в отрасли животноводства составляет 1,8; в растениеводстве - 1,15, то есть, другими словами, на каждый вложенный бюджетный рубль прирост товарной продукции составляет 1 руб. 80 коп. и 1 руб. 15 коп. соответственно.

На 2008 год поставлена задача довести этот показатель до 1,20.

Эффективному использованию бюджетных средств во многом способствует такой организационный механизм, как постоянно действующая комиссия по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей, которым планируется предоставление субсидий из областного бюджета на инвестиционные цели (приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, строительство и реконструкция производственных объектов), в состав которой включены наряду со специалистами Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства экономики и труда Свердловской области и представители органов законодательной и исполнительной власти области, а также представители го-

Экономика. Инновации

сударственных научных учреждений и отраслевых Союзов (Союз животноводов Урала, Союзсельхозтова-ропроизводителей и переработчиков мясной продукции Свердловской области, Союз «Средуралптицепром», Союз предприятий молочной промышленности Свердловской области).

В результате работы комиссии за 2006 год рассмотрено около 600 инвестиционных проектов (бизнес-планов), в 2007 - 640, за первое полугодие 2008 года рассмотрено более 360 бизнес-планов. Следует отметить, что с участием бюджетных средств преимущественно приобретается современная энергоемкая техника.

Сельхозтоваропроизводители, успешно защитившие бизнес-план, могут рассчитывать на бюджетную поддержку из областного бюджета в форме субсидирования на возмещение затрат в размере до 80% стоимости сельскохозяйственной техники и оборудования и до 50% стоимости строительства и реконструкции. Кроме того, учитывая компенсационный характер субсидий, в случае недостаточности собственных средств сельхозтоваропроизводителей для первоначальной оплаты расходов и привлечения кредитных ресурсов, одновременно рассматривается вопрос субсидирования части затрат на уплату процентов по привлеченным кредитам.

Большое внимание в области уделяется проблемам укрепления кадрового потенциала.

В 2007 году подготовлено 260 специалистов с высшим профессиональным образованием или 104% к уровню 2006 года, 120 специалистов со средним профессиональным образованием (109%), 840 человек с начальным профессиональным образованием (102,4%). Прошли переподготовку и повысили квалификацию 1932 человека. На эти цели из областного бюджета организациям агропромышленного комплекса возмещены расходы по подготовке и переподготовке кадров в сумме 2,2 млн рублей.

В декабре 2007 года коллегией Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области утверждена отраслевая целевая программа «Обеспечение квалифицированными кадрами организаций агропромышленного комплекса Свердловской области на 2008-2015 годы».

Программа предполагает решение таких задач, как укрепление организаций АПК всех уровней квалифицированными специалистами, подготовленными к работе в современных условиях, создание на базе Уральской государственной сельскохозяйственной академии областного информационно-консультационного центра и межрайонных сельских консультационных служб, выполняющих задачи по формированию и освоению

инновационных предложений, координации информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей, дальнейшее совершенствование системы целевой подготовки специалистов для агропромышленного комплекса области, обучающихся за счет средств организаций АПК и средств областного бюджета, а также системы организации трудоустройства выпускников и другие мероприятия.

В рамках данной программы также предусматривается строительство и приобретение жилья молодым специалистам на сумму от 75 млн руб. в 2008 году до 125 млн руб. в 2015 году.

Особенностью данной программы является то, что теперь созданные в Свердловской области отраслевые Союзы также будут участвовать в работе по формированию учебных планов и программной подготовке специалистов с учетом запросов и интересов работодателей, а также решать вопросы закрепления молодых кадров на сельскохозяйственном производстве.

В последние годы в аграрном секторе Свердловской области прослеживаются научные подходы к реализации избранной стратегии инновационно-инвестиционного развития.

Наряду с программно-целевым отрабатываются и системные, комплексные подходы в этом секторе экономики.

Ярким свидетельством такого подхода является разработка концепции, а затем и Комплексной программы социально-экономического развития территорий сельских населенных пунктов в Свердловской области на период 2008-2015 годов («Уральская деревня»).

Разработка Программы «Уральская деревня» продиктована необходимостью повышения благосостояния сельского населения путём привлечения к активной трудовой деятельности, закрепления молодежи в сельской местности на основе развития сельскохозяйственного и промышленного производства, малого предпринимательства, социального развития, рационального использования природных ресурсов.

Эту задачу можно решить, имея четкую социальную идеологию и экономическую базу, видение долгосрочной перспективы, систему продуманных целенаправленных мер, определяющих условия жизнедеятельности человека.

Высокая социальная значимость вопроса требует взаимодействия всех уровней управления и хозяйствования.

Программа «Уральская деревня»

- это направления, на основе которых следует строить среднесрочную и долгосрочную перспективу разви-

тия каждого из 1843 сельских населенных пунктов Свердловской области и практическую деятельность исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Программа «Уральская деревня» разработана с учетом положений Схемы размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года, Концепции обеспечения продовольственной безопасности населения Свердловской области на период до 2015 года, Концепции «Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года, Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Свердловской области на 2002-2020 годы.

Стратегической целью Программы является переход сельской местности к устойчивому развитию на основе создания достойных условий для жизни и деятельности населения. Приоритетными задачами Программы являются:

1. Создание в сельской местности саморазвивающихся хозяйственных систем в результате:

1) формирования конкурентоспособного и экологически гармоничного сельского и лесного хозяйства;

2) диверсификации сельскохозяйственного производства путем повышения экономической активности населения;

3) всестороннего развития кооперации в производственной, снабженческой, финансовой и других сферах;

4) развития современной инфраструктуры: производственной (автомобильные дороги, связь и информация, коммунальные системы) и социальной (жилищное хозяйство, здравоохранение, образование, культура, спорт, организация отдыха и досуга, иное).

2. Повышение привлекательности проживания в сельской местности путем разработки государственных и негосударственных форм содействия ее развитию.

Для достижения стабильной продовольственной безопасности, устойчивого развития сельских территорий, повышения занятости и уровня жизни сельского населения необходимо решение основных задач в рамках следующих направлений:

1) повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

2) создание предпосылок для улучшения жилищных условий в сельской местности, в том числе за счет увеличения ввода и приобретения жилья для семей молодых специалистов в бюджетной сфере и сельскохозяйственном производстве;

3) восстановление и наращивание потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села;

4) введение в хозяйственный обо-

Экономика. Инновации

рот не менее 100 тыс. га пашни для увеличения объемов производства зерна в 2015 году до 1,2 млн тонн;

5) обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего за счет технического и технологического перевооружения сельскохозяйственного производства и внедрения современных ресурсосберегающих машин и технологий;

6) содействие интеграционным процессам по развитию производственных связей между производителями сельскохозяйственной продукции и предприятиями, осуществляющими её промышленную переработку, на основе формирования агрофирм и укрепления их технической, технологической, финансовой и кадровой базы;

7) ускоренное техническое перевооружение и модернизация производства в предприятиях, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции;

8) содействие приросту инвестиций в сельское хозяйство Свердловской области;

9) реализация в 2007-2010 годах крупных инвестиционных проектов, таких как:

- строительство свиноводческого комплекса по модульной системе полного производственного цикла на территории двух муниципальных образований, что позволит увеличить объём производства мяса на 25,0 тыс. тонн;

- создание агрофирмы по производству бройлеров по технологическому замкнутому циклу на 6 производственных площадках путем проведения комплексной реконструкции и технологического переоснащения оборудования, что позволит увеличить объём производства мяса птицы на 30,0 тыс. тонн;

10) создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, привлечение союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей к участию в разработке и исполнении концептуальных мероприятий и целевых программ;

11) повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет увеличения объёмов государственной финансовой поддержки, в том числе мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях и повышению удельного веса страхования площадей посевов сельскохозяйственных культур;

12) развитие конкурентоспособного сельскохозяйственного производства;

13) сохранение и обеспечение роста поголовья скота во всех категориях хозяйств;

14) эффективное использование природных ресурсов;

15) внедрение в производство новых перспективных сортов сельскохозяйственных культур и передовых технологий;

16) создание акционерных обществ, агрофирм, крестьянских (фермерских) хозяйств и потребительских кооперативов, в том числе кредитных;

17) развитие предприятий лесного комплекса;

18) возрождение ремесел, в том числе народных художественных промыслов;

19) расширение доступности банковских и финансовых услуг населению и товаропроизводителям;

20) обеспечение экологической безопасности;

21) активизация работы организаций потребительской кооперации, включая организацию предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции;

22) содействие улучшению предпринимательского и инвестиционного климата;

23) внедрение новых форм торговли и бытового обслуживания населения, организация специализированных сельскохозяйственных рынков для продажи продукции населением;

24) увеличение объёмов закупа сельскохозяйственной продукции, грибов, ягод и дикорастущих трав у населения;

25) повышение квалификации и уровня подготовки рабочей силы;

26) создание условий для развития малого предпринимательства;

27) повышение качества медицинского обслуживания, общего и профессионального образования;

28) строительство и ремонт дорог, объектов дорожной инфраструктуры, развитие коммунальных систем;

29) газификация сельских населенных пунктов,

30) улучшение культурного обслуживания населения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31) развитие физической культуры и спорта;

32) предоставление рекреационных услуг городскому населению.

Программа «Уральская деревня» построена таким образом, что без внимания не остается ни один сельский населенный пункт, даже если в нем число жителей не превышает 510 человек, а также предусмотрено возрождение брошенных деревень. В

рамках Программы предусматривается развитие не только сельскохозяйственного производства, но и сферы образования, здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта, туризма, отдыха, социальной защиты населения, а также демографическая политика, транспортная инфраструктура, газификация, жилищное строительство, потребительский рынок, банковское и финансовое обслуживание сельского населения.

Программа изменила подход к сельской территории, как только к чисто аграрному производству, в ней комплексно рассматриваются и проблемы всех сторон жизнеобеспечения населения.

Реализация данной программы позволит улучшить демографическую ситуацию на селе, обеспечить высокий уровень занятости на селе, дополнительно развить социально-инженерную инфраструктуру села. Одним словом, повысить уровень качества жизни сельских жителей, а по некоторым позициям довести его до городского.

Несмотря на позитивные тенденции в развитии агропромышленного комплекса Свердловской области, существует ряд проблем, затрудняющих осуществление намеченных мероприятий. Выявленные дестабилизирующие факторы были сгруппированы и доведены до Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Приведем отдельные из них:

1) наблюдается растущий уровень неэквивалентного обмена между сельским хозяйством и промышленностью, что характеризуется устойчивым ростом цен на материальнотехнические ресурсы, потребляемые в сельскохозяйственном производстве, при незначительном росте цен на сельскохозяйственную продукцию, а иногда и их снижении;

2) отмечены низкие темпы технической и технологической модернизации отраслей агропромышленного комплекса, обновления основных производственных фондов, на что оказывают негативное влияние следующие факторы:

- отсутствие типовой проектносметной документации на строительство ряда объектов агропромышленного комплекса и длительные сроки проведения экспертизы проектносметной документации;

- задержка в решении вопросов по энерго-газоснабжению вновь строя-

Экономика. Инновации

щихся объектов;

- повышение отдельными банками в одностороннем порядке ставки за пользование кредитными средствами по ранее заключенным инвестиционным кредитам;

3) имеет место отсутствие филиальной сети (представительств) Свердловского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк» в муниципальных образованиях для кредитования малых форм хозяйствования;

4) отсутствие на областном и муниципальном уровне залоговых и гарантийных фондов для предоставления обеспечения по кредитам, привлекаемым малыми формами хозяйствования. Кроме того, условия предоставления гарантий Свердловской области невыполнимы для предоставления гарантий вновь созданным сельскохозяйственным потребительским кооперативам в связи с отсутствием ликвидного обеспечения на предоставляемую гарантию;

5) дефицит квалифицированных кадров, вызванный социальной непривлекательностью сельских населенных пунктов. Решение проблемы затрудняют следующие причины:

- неритмичное и позднее выделение средств федерального бюджета для оказания государственной поддержки гражданам, молодым специалистам (или их семьям) на строительство (приобретение) жилья, что существенно затрудняет решение вопроса оформления сделок по приобретению жилья на вторичном рынке;

- отсутствие государственной поддержки гражданам на реконструкцию имеющегося жилого помещения путем пристройки жилого помещения к имеющемуся жилому дому, что позволило бы достаточно большой категории граждан, относящихся к многодетным и (или) малоимущим семьям, улучшить свои жилищные условия, сократить сроки решения жилищной проблемы, учитывая, что реконструкция является менее затратным мероприятием по сравнению с новым строительством.

Смеем надеяться, что по каждой из вышеприведенных проблем будут разработаны меры федерального характера, которые позволят повысить эффективность функционирования сформированного экономического механизма хозяйствования в АПК Свердловской области, а в отдельных случаях приведут и к синергетическому эффекту.

Литература

1. Постановление Правительства Свердловской области № 51-ПП от 29.01.2008 г. «О государственной программе «Развитие агропромышленного комплекса Свердловской области» на 2008-2012 годы».

2. Постановление Правительства Свердловской области № 1176-ПП от 28.11.2007 г. «О Комплексной программе социально-экономического развития территорий сельских населенных пунктов в Свердловской области на период 2008-2015 годов («Уральская деревня»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.