Научная статья на тему 'Приоритеты развития сельского хозяйства промышленного региона'

Приоритеты развития сельского хозяйства промышленного региона Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
725
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Берестов Александр Павлович

Развитие сельского хозяйства в промышленно развитых территориях с высокой численностью городского населения рассматривается на примере Свердловской области в контексте приоритетного национального проекта. В данной отрасли отмечаются некоторые моменты стабилизации, между тем есть еще и не решенные вопросы, в реализации которых определенные надежды возлагаются на национальный проект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Берестов Александр Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRIORITIES OF DEVELOPMENT OF THE AGRICULTURE IN INDUSTRIAL REGION

Agricultural development of industrial territories with their large urban population is considered by the example of Sverdlovsk region in the context of the priority national project. This branch of industry shows some signs of stabilization. However there are also some outstanding problems expected to be solved through realization of the national project.

Текст научной работы на тему «Приоритеты развития сельского хозяйства промышленного региона»

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА»

ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА

Берестов А.П.

Развитие сельского хозяйства в промышленно развитых территориях с высокой численностью городского населения рассматривается на примере Свердловской области в контексте приоритетного национального проекта. В данной отрасли отмечаются некоторые моменты стабилизации, между тем есть еще и не решенные вопросы, в реализации которых определенные надежды возлагаются на национальный проект.

Впервые в социально-экономической политике российского государства развитие агропромышленного комплекса, в том числе сельского хозяйства, определено в качестве приоритетного национального проекта, реализация которого должна повлиять на продовольственную независимость и уровень жизни населения страны, повышение роли отечественного крестьянства в развитии экономики страны, а также положительном решении проблем в сфере демографии.

В связи с этим существенно возросло внимание федеральных и региональных органов власти к сельскому хозяйству, повысилась исполнительская дисциплина и ответственность управленческих кадров всех уровней.

В качестве объекта исследования развития аграрного сектора промышленно развитых территорий в контексте приоритетного национального проекта взята Свердловская область, в которой проживает 4,4 млн. человек, из них большая часть (83%) - в городах и поселках городского типа и немногим более 0,7 млн. (17%) - в сельской местности. Общая земельная площадь области свыше 4,1 млн. га, в том числе на долю пашни приходится немногим более трети, или около 1,5 млн. га.

Сельское хозяйство Свердловской области составляет в валовом региональном продукте 4,5% (2005 г.). В действительности же значение сельского хозяйства в экономике области намного выше, так как оно по существу является мультипликатором развития других отраслей экономики, показателем состояния социально-экономических процессов в агропромышленном комплексе и регионе в целом.

В результате проводимой аграрной реформы в сельском хозяйстве радикально изменились экономические, финансовые и правовые условия хозяйствования, осуществлен переход от административной планово-распределительной к рыночно ориентированной системе экономики. Производством сельскохозяйственной продукции в области занимаются 315 сельскохозяйственных организаций (из них приходится на долю кооперативов - 43,9%, акционерных обществ открытого и закрытого типа - 10%, обществ с ограниченной ответственностью - 20,3% и государственных (унитарных) предприятий - 10,6%), около 1,8 тысячи крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) и 259 тысяч личных подсобных хозяйств населения. Кроме того, индивидуальным и коллективным садоводством и огородничеством занимается 587 тыс. семей. В области производится свыше 0,9%) общероссийских объемов зерна, 2,7% картофеля, более 2% овощей, молока, скота и птицы.

Исследования показывают, что негативные процессы, проявившиеся в сельском хозяйстве в результате ошибок, допущенных при реализации аграрной реформы, полностью остановить до сих пор не удалось.

Продолжается сокращение посевных площадей, что в основном происходит за счет сельскохозяйственных организаций и касается не только зерновых и зернобобовых, но и картофеля, овощей и кормовых культур.

В животноводстве в среднем по хозяйствам всех категорий по-прежнему отмечается сокращение поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров. В то же время по крупному рогатому скоту эта негативная тенденция обусловлена только состоянием дел в хозяйствах населения (в сельхозорганизациях она продолжалась до 2005 г.), а по молочному стаду - состоянием дел как в сельскохозяйственных организациях, так и хозяйствах населения.

Остается сложным и положение с материально-техническим обеспечением отрасли, что становится одной из основных причин неудовлетворительного функционирования агропромышленного комплекса.

В сельскохозяйственных организациях области, например, только за период 2001-2005 гг. количество используемых тракторов уменьшилось на одну треть, зерноуборочных комбайнов - на 30% (табл. 1).

Таблица 1

Наличие основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных

организациях Свердловской области (на конец года), тыс. шт.

Виды техники 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

Тракторы 12,3 11,4 10,3 9,3 8,4

Комбайны:

зерноуборочные 2,3 2,2 2,0 1,7 1,6

кормоуборочные 1,2 1Д 1,1 0,9 0,8

Таблица составлена по данным Свердловского облкомгосстата.

Ъез тракторов, на которых смонтированы землеройные, мелиоративные и другие машины.

Это приводит к повышению технических нагрузок на основные виды сельскохозяйственных машин, которые в среднем в 2 - 3 раза превышают нормативные. Так, нагрузка пашни на 1 трактор в хозяйствах Свердловской области возросла с 99 в 2001 г. до 130 га в 2005 г., при нормативной - 73 га. На 1 зерноуборочный комбайн приходилось соответственно 201 га посевов зерновых культур, а в 2005 году - 232 га (табл. 2).

Таблица 2

Нагрузка на основные виды техники в сельскохозяйственных предприятиях

Свердловской области

Показатели 2001г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

Приходится пашни на 1 трактор, га 99 110 120 128 130

Приходится посевов зерновых культур на 1 зерноуборочный комбайн, га 201 188 192 208 232

Таблица составлена по данным Свердловского облкомгосстата.

Большинство имеющейся техники выработало свой амортизационный срок. Критическое положение сложилось с зерноуборочными комбайнами, свыше 75 процентов которых продолжает эксплуатироваться за пределами сроков их полной амортизации. В животноводстве в таком состоянии эксплуатируется более 80 процентов оборудования.

Сохраняется низкий уровень внесения на один гектар посева минеральных и органических удобрений. Так, в 2005 г. минеральных удобрений в пересчете на 100% питательных веществ было внесено здесь на один гектар посева почти в 6,5 раза меньше, чем в 1990 г., ив 1,2 раза по сравнению с 2001 г. Уменьшилось за этот же период более чем в 3,5 раза погектарное внесение органических удобрений. Кратковременная стабилизация, наблюдаемая здесь за последние годы, вновь сменилась негативной тенденцией.

Основной причиной, вызвавшей системный кризис в аграрном секторе, продолжает оставаться ценовой диспаритет (внешний и внутренний).

Первый обусловлен образованием так называемых «ножниц цен» на сельскохозяйственную и промышленную продукцию и услуги для села. На рынке техники, например, диспаритет цен проявился в том, что для покупки одних и тех же технических средств требовалось продавать всё большее количество сельскохозяйственной продукции. Так, в 1990 году для приобретения одного трактора хозяйство должно было продать 22,5 т зерна, а в 2005 году - уже 203,8 т.

Второй сформировался в самом агропромышленном комплексе и образуется на разных стадиях движения продукции: производство, переработка и реализация. В результате, например, молоко в среднем закупается по цене 6,5 руб. за литр, а реализуется через торговую сеть в несколько раз дороже, что противоречит интересам сельхозтоваропроизводителей, на долю которых приходится основная часть затрат.

Несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию к стабилизации и улучшению экономического положения сельскохозяйственных организаций (сократилась доля убыточных организаций, выросли балансовая прибыль и уровень рентабельности продукции сельского хозяйства), принципиально обстановка пока не изменилась (табл. 3).

Количество убыточных хозяйств сократилось, однако, доля их в общем числе еще велика. Остается убыточным производство крупного рогатого скота на мясо. Уровень рентабельности хозяйств, даже с учетом субсидий, по-прежнему недостаточен для обеспечения расширенного воспроизводства, укрепления технической базы и повышения уровня технической оснащенности производства, для чего, по мнению экономи-стов-аграрников, необходимая ее (рентабельности) величина должна приближаться к 30-40%.

С начала 2006 года в стране реализуется один из приоритетных национальных проектов «Развитие АПК», который предусматривает два основных направления по поддержке сельскохозяйственного производства: ускоренное развитие животноводства и стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе. В результате осуществления этого проекта производство молока должно к 2008 г. возрасти на 4,5%, а мяса — на 7%. Одновременно объемы реализации продукции, производимой хозяйствами населения и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, предполагается увеличить на 5-7%. Все это позволит повысить инвестиционную при-

влекательность и конкурентоспособность животноводства и даст определенный импульс дальнейшему развитию отраслей АПК.

Развитие животноводства будет способствовать не только улучшению обеспечения населения животноводческой продукцией, а перерабатывающей промышленности - сырьем, но и одновременно устранению одной из причин безработицы и бедности на селе.

При этом реализуется и важнейшая общегосударственная экономическая задача -ощутимое повышение благосостояния сельских жителей, и тем самым создаются благоприятные условия для решения вопросов по обеспечению продовольственной безопасности населения страны в целом и ее регионов. По этой причине ускоренное развитие животноводства можно считать ключевым звеном в выполнении Национального проекта «Развитие АПК». В то же время в решении вопросов по обеспечению продовольственной безопасности населения регионов большое значение имеют два фактора: возможность поставок основной продукции из других территорий страны и самообеспеченность этих регионов продуктами питания, изготовленными из сырья местных сельхозтоваропроизводителей.

Таблица 3

Финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных организаций

(без подсобных хозяйств) Свердловской области

Показатели 2000 г. 2001 * г. 2002V. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

Доля убыточных организаций в общем их числе, % 50,1 49,7 57,2 55,6 41,0 39,4

Балансовая прибыль, млн. руб. 481,1 746,3 402,6 252,0 691,4 1095,6

Уровень рентабельности по всей деятельности**, % 9,4 12,4 5,7 3,2 7,6 п,з

Уровень рентабельности продукции сельского хозяйства**, %, в т.ч.: 12,1 16,9 11,5 6,9 8,3 13,9

- продукции растениеводства 37,8 24,9 21,6 21Д 22,4 16,0

из нее: зерно 48,4 32,4 8,1 17,7 40,7 П,7

картофель 87,3 36,6 36,1 48,3 4,9 7,6

овощи открытого грунта 26,9 28,5 25,1 49,4 14,0 23,8

- продукции животноводства 8,3 15,9 10,3 5,2 6,9 13,6

из нее: молоко и молочные продукты 37,7 40,4 25,5 23,1 26,7 31,8

скот и птица на убой в живой массе: -0,2 1,4 -7,0 -7,5 3,9

- крупный рогатый скот -29,8 -21,4 -22,2 -29,7 -29,0 -25,6

- свиньи -34,7 -18,6 -5,6 0,9 -11,8 8,0

- птица 10,8 13,7 12,7 3,8 -3,2 14,6

Яйца 16,2 31,6 25,4 17,4 28,3 19,9

Таблица составлена по данным Свердловского облкомгосстата. С 2001 г. без малых сельскохозяйственных предприятий. С учетом дотаций и компенсаций.

Влияние этого фактора на формирование продовольственного рынка в Уральском федеральном округе и изучение потенциальных возможностей поступления продукции в округ из других регионов страны мы попытались установить путем анализа обеспеченности населения федеральных округов России продуктами питания, произведенными из местного сельскохозяйственного сырья. Для этого были рассчитаны коэффициенты самообеспеченности территорий по основным видам сельскохозяйственной продукции. Эти коэффициенты представляют собой отношение объемов душевого производства продукции к его фактическому потреблению. При окончательном расчете учитывались производственные расходы и потери продукции.

Результаты анализа самообеспеченности федеральных округов Российской Федерации в 2005 г. приведены в табл. 4.

Таблица 4

Уровень самообеспеченности населения основными продуктами питания

Показатели Центральный Северо-Запад-ный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный

Среднегодовая численность населения, тыс. чел. 37451,1 13679,6 22805,6 30610,7 12261,7 19735,2 6570,0

Молоко и молочные продукты

Душевое - потребление, кг 227 247 203 279 195 253 168

- производство, кг 172 141 198 326 160 276 89

Самообеспеченность, %* 67 50 86 103 72 96 47

Мясо и мясопродукты

Душевое - потребление, кг 60 54 48 54 53 55 58

- производство, кг 29 19 41 44 30 41 14

Самообеспеченность, %* 48 35 85 81 56 74 24

Яйца

Душевое - потребление, шт. 253 270 237 264 265 231 204

- производство, шт 210 285 228 312 334 273 151

Самообеспеченность, %* 79 101 92 113 120 113 71

Картофель

Душевое - потребление, кг 126 99 109 153 124 161 153

- производство, кг 293 172 144 308 263 319 247

Самообеспеченность, %* 163 122 93 141 149 139 113

Овощи и бахчевые

Душевое - потребление, кг 96 85 129 103 93 103 114

- производство, кг 91 68 147 119 94 106 84

Самообеспеченность, %* 85 72 103 104 91 93 66

Таблица составлена по материалам Росстата. Частное от деления производства на потребление (предварительно из производства исключаются потери и производственные расходы).

По наиболее ценной (белковой) продукции ситуация складывается следующим образом.

Молоко. Полностью себя обеспечивает молоком и молочной продукцией при сложившемся уровне душевого потребления и имеет возможность поставлять ее за пределы своих территорий только Приволжский федеральный округ. Близок к этому состоянию Сибирский ФО. Самый низкий уровень обеспеченности за счет местного производства наблюдается в Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах.

Мясо. Ни в одном из рассматриваемых федеральных округов в настоящее время не удалось решить вопрос самообеспеченности мясом и мясопродукцией при сложившемся уровне среднедушевого потребления. Самый низкий его уровень наблюдается также в Северо-Западном и Дальневосточном федеральном округах.

Яйцо. Обеспечивают население своих территорий при сложившемся уровне душевого потребления и имеют возможность вывоза части продукции Северо-Западный, Приволжский, Уральский и Сибирский федеральные округа. Низкий уровень самообеспеченности сохраняется в Центральном, Южном и Дальневосточном округах.

Следует отметить, что фактическое душевое потребление по отдельным видам продукции в различных округах различается, и порой существенно. Так, например, Уральский федеральный округ по потреблению молочных продуктов на душу населения уступает Приволжскому на 30 %. По душевому потреблению мяса на первое место вышел Центральный округ, который почти на четверть превосходит Южный округ, а Уральский - на 13 %.

В то же время фактическое душевое потребление по всей рассмотренной продукции во всех округах значительно ниже научно обоснованных медицинских норм. Исключение составляет яйцо, по которому регионы приближаются к рекомендуемым нормам питания. И здесь ближе всех к нормативу подходят Северо-Западный, Уральский и Приволжский округа.

По продукции растительного происхождения (картофель, овощи) ситуация складывается более благоприятной.

Картофель. Душевое потребление по этой продукции в Приволжском, Сибирском и Дальневосточном округах выше рекомендуемых медицинских норм потребления. В Центральном и Уральском - близко к ним. Относительно более низкий уровень душевого потребления картофеля сложился в Северо-Западном и Южном округах. При этом просматривается высокая самообеспеченность по всем округам, за исключением Южного, что потенциально позволяет вывозить эту продукцию за пределы обозначенных регионов.

Овощи и бахчевые. Наиболее высокое душевое потребление отмечается в Приволжском и Южном федеральных округах, при полной их самообеспеченности. Остальные округа не обеспечивают себя этой продукцией за счет собственного производства. Самое низкое душевое потребление отмечается в Дальневосточном и Северо-Западном округах.

Проведенный анализ показывает, прежде всего, отсутствие существенных возможностей поставлять мясомолочную продукцию из южных и центральных сельскохозяйственных территорий Российской Федерации в связи с ее ограниченностью даже при фактическом уровне душевого потребления. Следовательно, при повышении этого уровня, что реально в случае роста платежеспособного спроса населения, вопрос с поставками этой продукции становится еще более проблематичным. Что касается карто-

феля и яиц, то здесь основным сдерживающим фактором будут транспортные издержки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, учитывая высокую численность населения Центрального федерального округа, около половины которого проживает в г. Москве и Московской области, а также принимая во внимание уровень доходов москвичей - 24840 руб. (2005 г.), способствующий их высокой покупательной способности, можно предположить, что излишняя продукция европейской территории России будет перераспределяться в пользу этого региона (табл. 5).

Таблица 5

Денежные доходы населения (в месяц) по федеральным округам

Федеральные округа 200 1 Г. 2005 г.

руб. в % к РФ руб. в % к РФ

Центральный 4299,6 140 10968,8 137

г. Москва 10282,0 336 24839,9 310

Северо-Западный 3084,1 101 8916,9 111

Южный 1907,9 62 5337,5 67

Поволжский 2319,4 76 6155,5 77

Уральский 3819,8 125 9308,5 116

Сибирский 2576,0 84 6621,8 83

Дальневосточный 3303,9 108 8736,8 109

*Таблица составлена по материалам Росстата.

Что касается Свердловской области, то обеспеченность населения за счет местного производства в настоящее время достигается (и с определенным запасом) только по двум видам сельхозпродукции: картофелю и яйцу. Появление излишков этой продукции позволяет вывозить ее за пределы области. Наиболее низким уровень самообеспеченности сохраняется по молоку и мясу, следовательно, увеличение производства этой продукции должно быть приоритетным (табл. 6).

Таблица б

Уровень самообеспеченности населения основными продуктами питания

по Свердловской области в 2005 г.

Продукция Душевое (кг) Самообес-

потребление производство печенность, %

Молоко и молочные

продукты 217 138 56

Мясо и мясопродукты 57 27 47

Яйцо, шт. 300 326 104

Картофель 124 224 127

Овощи и бахчевые 92 80 78

Таблица составлена по материалам Росстата.

Наращивание производства этой продукции за счет местного производства позволяет улучшать потребительские ее качества, например по мясу, за счет поставок на продовольственный рынок не мороженого, а парного или охлажденного мяса в ассортименте.

Высокоэффективного развития этой отрасли можно добиться в первую очередь, за счет высокотехнологичного производства в крупных сельскохозяйственных организациях, приняв в качестве стратегической задачи в животноводстве повышение продуктивности скота и птицы, за счет, прежде всего, улучшения племенной работы и создания полноценной кормовой базы, а также внедрения в отрасли новейших технологий и обеспечения ее высококвалифицированными кадрами.

На развитие животноводства в 2006 году из областного бюджета в рамках приоритетного национального проекта выделено 1283,2 млн. руб., которые были направлены на проведение работ по улучшению породного состава животных и модернизации животноводческих ферм, с оснащением их современным энергосберегающим оборудованием. В федеральный реестр национальных инвестиционных проектов было включено двенадцать проектов по строительству, реконструкции и модернизации животноводческих ферм, по которым заключены кредитные договоры на сумму 912,3 млн. руб. Начато строительство молочного комплекса для беспривязного содержания коров на 1200 голов в колхозе «Россия» Ирбитского района. Аналогичный комплекс на 1800 голов строится в ОАО «Агрофирма «Патруши» Сысертского района.

В настоящее время в Свердловской области имеются большие возможности по расширенному воспроизводству молочного стада за счет высокопродуктивного молодняка крупного рогатого скота, полученного путем искусственного осеменения коров. Здесь реальную помощь оказывает ООО «Уралплемцентр», который содержит быков-производителей со средней продуктивностью матерей 7580 кг и жирностью молока 4,17%. С другой стороны, многие хозяйства области увеличили закупки племенных животных за счет средств приоритетного национального проекта, используя лизинг.

Проводимые меры способствовали повышению продуктивности коров. В 2006 году в сельскохозяйственных организациях области удой в среднем на корову составил свыше 4162 кг, что превысило показатели предыдущего года на 511 кг. Наиболее высокие результаты достигнуты в агрофирме «Уральская» (г. Новоуральск), ЗАО «Агрофирма «Патруши» Сысертского района, колхозе «Россия» Ирбитского района, где средний удой на корову превысил 7 тыс. кг молока. Кроме того, в 13 хозяйствах области удои на одну корову колебались от 5 до 6 тыс. кг, а в 30 хозяйствах - от 4 до 5 тыс. кг. Повышение продуктивности коров, несмотря на сокращение их численности, привело к росту производства молока по сравнению с 2005 г. на 8,5%.

За этот же период в этой категории хозяйств выросло производство мяса более чем на 6,8%, за счет свинины (19,2%) и птицы (9,2%).

В области принята программа развития свиноводства, по которой за период 2006-2010 гг. намечается ввод в эксплуатацию 19 корпусов комплекса для выращивания свиней в ООО «Агрокомплекс «Горноуральский» Горнозаводского округа, а также осуществляется реконструкция и модернизация комплекса по выращиванию свиней на 12 тыс. голов в ООО «БМК» Богдановичского округа.

Кроме того, на территории Камышловского и Богдановичского округов начал строиться уникальный и один из крупнейших в России свинокомплекс «Уральский», который будет оснащен новейшим оборудованием и компьютерным управлением, позволяющим максимально автоматизировать процессы ухода и кормления животных. В этом комплексе будет содержаться 200 тысяч голов свиней, что позволит ему ежегодно производить 23 тысячи тонн мяса. Здесь важно отметить, что для комплекса закуплено 10 тысяч свиноматок высшей генетической линии мясной породы из Дании. Общая сумма инвестиций составит 4,5 миллиарда рублей.

Большое внимание в формате национального проекта уделяется переоснащению птицеводства. Так, в 2006 году на техническое перевооружение отрасли было направлено свыше 4 млрд. руб. инвестиций, или на 35% больше, чем в предыдущем году. Основной акцент при этом был сделан на внедрение новых технологий кормления и содержания птицы. На техническое перевооружение освоено свыше 500 млн. руб. инвестиций, реконструирован 21 корпус с заменой устаревшего оборудования.

Программой «Развитие овцеводства в Свердловской области на 2006-2010 годы» предусматривается возродить овцеводческие предприятия, создать племенные репродукторы по овцам мясошерстной породы и довести поголовье овец к 2010 году до 10,0 тыс. голов.

Для обеспечения отрасли животноводства кормами в области разработана и действует программа развития кормопроизводства на 2010-2015 годы.

Одним из направлений реализации приоритетного Национального проекта «Развитие АПК» в Свердловской области является стимулирование развития малых форм хозяйствования в сельской местности - личных подсобных хозяйств населения, крестьянских (фермерских) хозяйств, потребительских кооперативов и индивидуальных предпринимателей.

С этой целью из областного и федерального бюджетов выделяются средства для их поддержки. Субсидии направляются на производство животноводческой и племенной продукции, повышение плодородия почв, расширение посевов зерновых и зернобобовых культур, приобретение сельхозтехники, технологического оборудования и горючесмазочных материалов. Наряду с этим, малому аграрному бизнесу предоставляются льготные бюджетные кредиты для приобретения племенного скота, сельскохозяйственной техники и оборудования на условиях лизинга.

По всем направлениям государственной поддержки в 2006 году только фермерский сектор получил более 113,5 млн. руб., почти на треть выше уровня предыдущего года. Благодаря этому в К(Ф)Х увеличилось поголовье крупного рогатого скота почти на 3 тыс. голов (в том числе - на 1 тыс. коров), на 9 тыс. - свиней по сравнению с уровнем 2005 года. В этом же году крестьянские (фермерские) хозяйства произвели 80 тыс. т зерна (в весе после доработки), или 110% к уровню 2005 года, 46 тыс. т картофеля (158,6%), 16 тыс. т овощей (145,5%) и 25 тыс. т молока (151,6%). Однако резервы в развитии этой категории хозяйств еще далеко не исчерпаны и доля их в общем объеме производства основной сельскохозяйственной продукции области пока колеблется в пределах 2-3%. Исключение составляет зерно, по которому участие крестьянских (фермерских) хозяйств в общеобластном его производстве заметно и составляет 11%.

Для поддержки развития животноводства в хозяйствах населения области действует 31 пункт искусственного осеменения, 63 пункта по забою скота, ветеринарным обслуживанием охвачены все муниципальные образования области через сеть из 51 областного учреждения ветеринарии. В 2006 году осуществлен закуп молока из личных подсобных хозяйств, который составил 6900 тонн, что в 2,8 раза больше, чем в 2005 году. Лучших результатов в организации работы по закупу достигли Талицкое, Алапаев-ское, Слободо-Туринское, Артинское, Ирбитское, Каменское управления.

Для увеличения объёмов производства мяса в личных подсобных хозяйствах граждан и обеспечения закупа у населения скота и поставки его на мясоперерабатывающие предприятия Свердловской области принято постановление Правительства Свердловской области от 22.05.2006г. № 424 - 1111 «О мерах по увеличению мясных ресурсов в хозяйствах населения Свердловской области в 2006-2007 годах». В

2006 году объем закупа скота от населения сельскохозяйственными и перерабатывающими организациями Свердловской области составил около 2,5 тыс. тонн (в живом весе).

В 2006 году на развитие производства сельскохозяйственной продукции личными подсобными хозяйствами населения, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами заключено 284 кредитных договора на сумму 138,9 млн. рублей, в том числе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, - 202 на сумму 32,1 млн. рублей. Произведена выплата субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, в сумме 5,7 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета 3,6 млн. рублей.

Всего в 2006 году создано семь сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в т. ч. четыре снабженческо-сбытовых («Фортуна» в Артинском округе, «Калугин» в Камышловском округе, «Фермер» в Слободотуринском районе, «Семена Режа» в Режевском округе) и 3 кредитных.

Несмотря на проводимую работу с населением, необходимо заметить, что в целом в этом секторе остановить наметившееся в последние годы сокращение поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров, не удалось. Не удалось также остановить снижение производства скота на мясо, молока и яиц.

По-прежнему, на наш взгляд, одним из основных вопросов, который необходимо активно решать, остается улучшение возможностей и условий сбыта продукции ЛПХ и упрощение правил предоставления кредитов.

Постановление Правительства Свердловской области от 15.03.2006г. № 245-1111 «О соглашении о взаимоотношениях между Правительством Свердловской области и Свердловским областным союзом потребительских обществ на 2006 год» предусматривает развитие потребительской кооперации по обслуживанию сельского населения Свердловской области (в частности, организацию закупок сельскохозяйственной продукции).

С 1 января 2007 г. вступил в силу Закон Свердловской области № 53-03 от 04.07.2006 г. «Об областной государственной целевой программе «Развитие сельского хозяйства в Свердловской области» на 2007—2009 годы». Особенность этой программы заключается в том, что она направлена на техническое перевооружение животноводства и, прежде всего, таких ее отраслей, как молочное скотоводство, свиноводство и птицеводство. Предусматривается три этапа реализации программы: начальный, развивающий, завершающий. На последнем этапе будет проведено зачисление современной техники и технологического оборудования в государственную казну Свердловской области с последующей передачей в безвозмездное пользование юридическим и физическим лицам, являющимся сельскохозяйственными товаропроизводителями.

На реализацию данной программы будет направлено 450 млн. руб. бюджетных средств по 150 млн руб. ежегодно. Предполагается получить прирост товарной продукции по 1 руб. 27 коп. на каждый бюджетный рубль.

Несмотря на создание равных условий хозяйствования для предприятий всех типов и организационно-правовых форм, основными производителями товарной продукции животноводства и зерна в ближайшей перспективе, на наш взгляд, должны быть крупные сельскохозяйственные организации. Преимущества крупного производства проявляются, прежде всего, в рациональном и эффективном использовании техники и технологии, в оптимальном сочетании отраслей, высоком уровне товарности.

Продукция крупных предприятий реализуется без посредников, следовательно, по более низкой цене для потребителя. При эффективном ведении производства у крупных сельхозорганизаций больше возможностей приобретать высокопроизводительную технику, использовать новейшие технологии и на этой основе повышать производительность труда и увеличивать доходы.

За счет крупных коллективных сельскохозяйственных организаций в первую очередь решаются социальные и экономические вопросы развития сельских территорий, так как эти организации, являясь селообразующими, обеспечивают жизненные потребности местного населения. В то же время под эгидой высокоразвитого крупного сельхозпроизводства и в кооперации с ним появляется возможность успешно функционировать и развиваться малым формам агробизнеса.

Реализация приоритетного Национального проекта «Развитие АПК» требует, кроме активного изучения и внедрения новых технологий, своевременного обновления знаний специалистов всех категорий. Поэтому в области должно уделяться постоянное внимание переподготовке и повышению квалификации кадров агропромышленного комплекса региона.

Успех реализации Национального проекта «Развитие АПК» в конечном итоге зависит от хорошо скоординированной работы всех структур агропромышленного комплекса области. При этом залог успешной его реализации - в комплексности. Только поэтапное осуществление запланированных мероприятий по каждому из направлений позволит агропромышленному комплексу Свердловской области выйти на новую ступень развития, базирующегося на современных интенсивных технологиях, эффективном и конкурентоспособном производстве, высококвалифицированных специалистах.

В то же время необходимо понимать: все, что делается в рамках Национального проекта «Развитие АПК», следует рассматривать как начало и стимул системных преобразований в отрасли. Позитивные тенденции в развитии агропромышленного комплекса должны быть продолжены и закреплены в будущем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Свердловской области «Об областной государственной целевой программе "Развитие сельского хозяйства в Свердловской области" на 2007 - 2009 годы» от 04.07.2006 г., № 53-03.

2. Информация о реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК » в Свердловской области в 2006 году (www.midural.ru/selhoz/index.htm).

3. Соловьева Л. Региональная бюджетная поддержка сельского хозяйства // АПК: экономика, управление. 2007. № 2. С. 28 - 30.

4. Чемезов A.C. Стратегия развития АПК Свердловской области // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. № 7. С. 44 - 47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.