Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ В УСЛОВИЯХ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ В УСЛОВИЯХ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воротилов Алексей Юрьевич, Родионова Елена Витальевна

Рассматривается развитие агропромышленного комплекса Республики Марий Эл в условиях присоединения России к ВТО. Сделан вывод, что в 2013-2014 гг. продолжилась положительная динамика развития АПК республики по преобладающей части показателей. Рост импорта сельскохозяйственной и продовольственной продукции не оказал значительного воздействия на развитие предприятий региона. Введенные в августе 2014 г. экономические меры по обеспечению безопасности страны можно рассматривать как дополнительную возможность для повышения конкурентоспособности продукции отечественного аграрного сектора, ускоренного импортозамещения на продовольственном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воротилов Алексей Юрьевич, Родионова Елена Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ В УСЛОВИЯХ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 338.436.33(470.343):339.52

Воротилов А.Ю., Родионова Е.В.

Vorotilov A. Yu., Rodionova E. V.

РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ В УСЛОВИЯХ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

THE DEVELOPMENT OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF MARI EL REPUBLIC

IN RESPONSE TO RUSSIA'S ACCESSION TO THE WORLD TRADE ORGANIZATION

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований («Оценка влияния вступления России во Всемирную торговую организацию на социально-экономическое развитие Республики Марий Эл»), проект № 14-12-12006.

Рассматривается развитие агропромышленного комплекса Республики Марий Эл в условиях присоединения России к ВТО. Сделан вывод, что в 2013-2014 гг. продолжилась положительная динамика развития АПК республики по преобладающей части показателей. Рост импорта сельскохозяйственной и продовольственной продукции не оказал значительного воздействия на развитие предприятий региона. Введенные в августе 2014 г. экономические меры по обеспечению безопасности страны можно рассматривать как дополнительную возможность для повышения конкурентоспособности продукции отечественного аграрного сектора, ускоренного импортозамещения на продовольственном рынке.

The paper considers the development of agro-industrial complex in Mari El Republic after Russia's accession to the World Trade Organization. Based on the analysis, the authors draw a conclusion that in 2013-2014 there was obvious positive dynamics in most indicators of agricultural complex development. Import growth in agricultural and food products didn't exert a significant impact on the development of local enterprises. The economic initiatives introduced in August 2014, aimed at providing the economic safety of the country, can be considered as additional measures to improve the competitiveness of national agricultural products, accelerated import substitution in the food market.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, Республика Марий Эл, Всемирная торговая организация.

Key words: agro-industrial complex, Mari El Republic, World Trade Organization.

22 августа 2012 г. Россия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО) в качестве полноправного члена. Членство в организации предоставляет государствам множество преимуществ, среди которых: более благоприятные условия доступа на мировые рынки; устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров; возможность реализации экономических интересов при выработке правил международной торговли и др.

В то же время членство в ВТО приводит к повышению степени открытости внутреннего рынка, вследствие чего увеличивается приток в присоединившуюся страну импортной продукции, растет конкурентное давление на отечественных производителей вплоть до их вытеснения. Кроме того, вновь вступившее в ВТО государство обеспечивает снижение уровня протекционистской защиты и государственной поддержки внутреннего производства, что оказывает прямое влияние на снижение рентабельности и инвестиционных возможностей предприятий.

Следует отметить, что вступление России в ВТО имеет сильно дифференцированные региональные и отраслевые эффекты. Наибольшим рискам при присоединении страны к ВТО подвергаются приграничные регионы с высокой долей импорта продукции, субъекты Федерации и моногорода со специализацией на импортозамещающем производстве.

Среди отраслей, для которых членство страны в ВТО представляет серьезную угрозу, специалисты в первую очередь называют агропромышленный комплекс (АПК). Повышенная вероятность негативного варианта развития АПК определяется низкой конкурентоспособностью аграрного сектора и наличием комплекса системных проблем, накопившихся в его функционировании к моменту вступления страны в ВТО.

Рассмотрим функционирование в новых условиях членства страны в ВТО агропромышленного комплекса Республики Марий Эл.

Марракешское соглашение об учреждении ВТО сопровождается совокупностью приложений, регулирующих различные аспекты сферы торговли товарами, услугами, защиты прав интеллектуальной собственности. Непосредственное отношение к агропромышленному комплексу в первую очередь имеет АоА - Соглашение по сельскому хозяйству.

Концепция ВТО предполагает деление всех мер государственной поддержки на несколько «корзин»: «желтую», «зеленую», «голубую». В объеме ограничиваются только меры «желтой корзины», оказывающие искажающее воздействие на торговлю. В соответствии с достигнутыми договоренностями Россия обязалась сократить меры «желтой корзины» с 9 млрд. долл. в 2012-2013 гг. до 4,4 млрд. долл. в 2018 г.

Россия подтвердила, что после вступления в ВТО (как и ранее) не будут использоваться прямые экспортные субсидии аграрному сектору.

Средневзвешенная ставка тарифа на сельскохозяйственные товары снижается на этапе вступления в ВТО до 15,178%, после окончания переходного периода - до 11,275% (средневзвешенная ставка Единого таможенного тарифа до присоединения к ВТО составляла 15,634%) [5].

При этом изменения тарифов по отдельным товарным группам сильно дифференцируются. Наиболее значительные изменения тарифов, которые могут оказать негативное воздействие на развитие предприятий АПК республики, происходят на мясо и мясные продукты, молоко и молокопродукты, масложировую продукцию. Так, на ввоз живых свиней импортная пошлина снижается с 40 до 5%, свинины - с 75 до 65% (в сверхквотной части), готовых мясных изделий - с 0,4 евро до 0,25 евро за кг при отказе от адвалорной составляющей и др.

В соответствии с условиями присоединения России к ВТО сохранено квотирование импорта на отдельные виды продукции при установлении срока окончания квотирования только для свинины 31 декабря 2019 г., а также право вводить специальные защитные меры.

По оценкам экспертов, делать обоснованные выводы о последствиях вступления России в ВТО можно будет через 5-7 лет. Но выявить некоторые изменения можно уже сейчас, по результатам 2013 г.

В сельском хозяйстве Республики Марий Эл получили развитие животноводство мясомолочного направления, птицеводство, свиноводство, растениеводство, специализирующееся на выращивании зерна, картофеля и овощей. Основные виды выпускаемой продукции пищевой промышленности - мясо и колбасные изделия, мясные консервы и полуфабрикаты, масло животное, сыры жирные, цельномолочная продукция, хлеб и хлебобулочная продукция, кондитерские изделия и др. В настоящее время наиболее крупными предприятиями АПК республики являются агрохолдинг «Йола» (ЗАО «Йошкар-Олинский мясокомбинат» и ЗАО ПЗ «Шойбулакский»), ООО «Птицефабрика Акашевская», ЗАО «Марийское», ЗАО «Сернурский сырзавод», ОАО «Тепличное», ООО мясокомбинат «Звениговский», ЗАО племзавод «Семеновский» и др.

Наиболее острыми проблемами агропромышленного комплекса республики являются нестабильное состояние молочного скотоводства; технико -технологическое отставание сельского хозяйства; недостаточный уровень доходов и рост закредитованности сельскохозяйственных предприятий; ограниченный доступ товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры и возрастающей монополизации торговых сетей; медленные темпы социального развития сельских территорий, отток трудоспособного населения из сельской местности в города.

По оценке аналитического центра ВТО-ИНФОРМ, в результате присоединения страны к ВТО потери республиканского растениеводства могут составить 1,47 - 1,62 млрд. руб. (17,5 - 19,4%), животноводства - 2,68 - 2,57 млрд. руб. (20,4 - 19,7%), пищевой промышленности - 4,5 - 4,12 млрд. руб. (36,9 - 32,9%) [6].

Как известно, в целях адаптации экономики к вступлению страны в ВТО в октябре 2012 г. был принят План действий Правительства Российской Федерации по адаптации отдельных отраслей экономики к условиям членства Российской Федерации в ВТО. Мероприятия по аграрному сектору составляют в общем перечне около 25% (без учета общесистемных мер).

Правительством Республики Марий Эл 27 марта 2013 г. было принято Постановление № 89 «О мерах по адаптации экономики Республики Марий Эл к условиям Всемирной торговой организации». Министерство сельского хозяйства и продовольствия республики является одним из исполнителей по 13 мероприятиям из 32.

Главными инструментами по адаптации агропродовольственного сектора республики к требованиям ВТО являются Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на 2013-2020 гг., утвержденная Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20 ноября 2012 г. № 428; инвестиционные проекты основных организаций АПК республики, направленные на создание новых производств и техническое перевооружение, модернизацию производства; мероприятия по оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей и обеспечению агропромышленного комплекса республики квалифицированными кадрами.

Положительную роль в развитии республиканского АПК сыграли изменения, внесенные в 2012-2013 гг. в российское налоговое законодательство: продление срока действия нулевой ставки налога на прибыль по сельскохозяйственной деятельности; установление пониженной ставки НДС при ввозе племенного скота и биоматериала; освобождение от налога на доходы физических лиц производственных субсидий и грантов по программам поддержки начинающих фермеров и строительства семейных животноводческих ферм и др.

По итогам 2013 г. объем государственной поддержки сельскохозяйственного производства составил 1264,893 млн. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 992,807 млн. руб., республиканского бюджета Республики Марий Эл -272,086 млн. руб.

Объем производства сельскохозяйственной продукции составил 29,7 млрд. руб. (110% к уровню 2012 г.), индекс производства продукции растениеводства - 99,7%, животноводства - 118,6%. Рост производства в сельскохозяйственных организациях составил 120,3%, при этом увеличение производства было обеспечено главным образом за счет прироста производства мяса птицы - на 47,1%, мяса свиней - на 28,4%.

Индекс промышленного производства пищевых продуктов, включая напитки, составил 115,4% [2].

В 2014 г. положительная динамика развития АПК республики по большинству показателей продолжилась. Так, индекс производства продукции сельского хозяйства в январе - августе 2014 г. составил 115,4%. Производство мяса в хозяйствах всех сельскохозяйственных товаропроизводителей за этот период увеличилось на 30,9% по

отношению к январю - августу 2013 г., производство молока - на 1,6%, однако производство яиц снизилось на 2,2% [7].

Интенсивности производства мяса птицы и свиней способствует реализация крупнейших инвестиционных проектов в этом направлении. ООО «Птицефабрика Акашевская» продолжается реализация проекта по созданию современного высокотехнологичного птицеводческого комплекса общей стоимостью порядка 33 млрд. руб. Проектом предусмотрено создание объектов на территории 10 районов республики. Предприятием уже реализовано пять очередей реконструкции и модернизации птицекомплексов, сегодня опережающими темпами ведутся работы по строительству новых объектов в рамках VI, VII и VIII очередей предприятия. Агрохолдингом «Йола» реализованы инвестиционные проекты по строительству трех современных свинокомплексов с автоматизацией всех технологических процессов в трех муниципальных районах на сумму свыше 2 млрд. руб. В данном сегменте наиболее адаптированными к условиям ВТО остаются именно эти предприятия.

В целом результаты функционирования АПК республики в 2013-2014 гг. показывают, что прогнозы о существенном негативном влиянии вступления страны в ВТО на развитие отрасли пока не оправдываются.

В то же время следует обратить внимание на то, что по итогам 2013 г. импорт сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в РФ увеличился на 3,7% до 41,9 млрд. долл. [1], при этом рост импорта товаров, аналоги которых производятся основными налогообразующими предприятиями АПК республики, наблюдается по 12 позициям из анализируемых 18 [3]. В I квартале 2014 г. рост импорта наблюдался по 8 позициям, во II квартале 2014 г. - по 7 позициям [4].

Данная тенденция не оказала сильного влияния на развитие предприятий республики, ведущих свою деятельность в основном на внутренних рынках Поволжья, однако она требует внимания органов управления на федеральном, республиканском и корпоративном уровнях.

Среди планируемых федеральным центром новых направлений государственной поддержки значительное положительное влияние на развитие АПК республики в будущие периоды могут оказать программы региональной помощи неблагоприятным для сельскохозяйственного производства регионам, а также инструменты продовольственной помощи низкодоходным слоям населения, относящиеся к неограниченным по объемам мерам «зеленой корзины».

В июле 2013 г. в Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» внесены изменения, установившие понятие неблагоприятных для производства сельскохозяйственной продукции территорий. Согласно расчетам Министерства сельского хозяйства РФ, Республика Марий Эл может быть отнесена к неблагоприятным регионам по значению интегрального показателя социально-экономического развития сельских территорий и рассчитывать на соответствующую господдержку.

Выделение АПК как одной из отраслей максимального риска присоединения страны к ВТО не означает неизбежных отрицательных последствий для будущего развития аграрного сектора. Результаты функционирования комплекса в перспективе определяются, с одной стороны, степенью эффективности государственного регулирования развития отрасли в качественно новых для нее условиях внешней конкуренции, разработанных в соответствии с правилами ВТО; с другой - усилиями аграрного бизнеса в области инновационного развития и существенного повышения конкурентоспособности производимой продукции.

Прямое влияние на результаты хозяйствования в АПК окажет и дальнейшее развитие политической ситуации в мире в связи с событиями на Украине, сопровождающееся введением экономических санкций со стороны государств Запада и

принятием Россией специальных экономических мер для обеспечения экономической безопасности страны. Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ от 7 августа 2014 г. № 778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»», которые ввели ограничения либо запрет на ввоз на территорию страны сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из США, стран ЕС, Канады, Австралии и Норвегии, можно рассматривать как мощный стимул и дополнительную возможность для повышения конкурентоспособности продукции отечественного аграрного сектора, наращивания объемов производства, ускоренного импортозамещения на продовольственном рынке.

Литература

1. АПК: Итоги 2013 года и перспективы развития // Министерство сельского хозяйства Российской Федерации : Официальный интернет-портал. URL: http://www.mcx.ru/documents/ document/show/26559.htm (дата обращения: 07.10.2014).

2. Итоги работы агропромышленного комплекса за 2013 год / Оперативная информация // Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл. URL: http://марийэл.рф/minselhoz/Pages/operativ.aspx (дата обращения: 07.10.2014).

3. Мониторинг динамики импорта в РФ товаров, аналоги которых производятся в РМЭ, за 2013 год / Документы Республики Марий Эл в связи с вступлением России в ВТО // Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл. URL: http://марийэл.рф/mecon/Pages/documentsRME.aspx (дата обращения: 07.10.2014).

4. Мониторинг динамики импорта в РФ товаров, аналоги которых производятся в РМЭ, за I, II и III кв. 2014 / Документы Республики Марий Эл в связи с вступлением России в ВТО // Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл. URL: http://марийэл.рф/mecon/Pages/documentsRME.aspx (дата обращения: 07.10.2014).

5. О правилах внутренней поддержки сельского хозяйства в рамках ВТО // Аналитический вестник. 2012. № 14 (457). С. 29-42. URL: http://council.gov.ru/activity/ analytics/ analytical_bulletins/25923 (дата обращения: 07.10.2014).

6. Потери регионов России от присоединения к ВТО. URL: http://wto-inform.ru/ upload/map/respublika_mapiy_el.pdf (дата обращения: 07.10.2014).

7. Сведения о состоянии сельского хозяйства на 1 сентября 2014 года / Аналитическая информация // Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл. URL: http://марийэл.рф/minselhoz/Pages/analit.aspx (дата обращения: 07.10.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.