Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ'

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FOOD SECURITY / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / AGRICULTURAL COMPLEX / ИМПОРТ / IMPORT / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ / RUSSIAN FOREIGN TRADE POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болдырева Инна Александровна

В статье рассмотрена проблема влияния внешнеторговой политики России на состояние экономической безопасности отечественного агропромышленного комплекса. Проанализированы последствия мер тарифного и нетарифного регулирования импорта продовольственных товаров в условиях членства России во Всемирной торговой организации и сложившейся геополитической ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC SECURITY OF THE AGRICULTURAL COMPLEX IN TERMS OF CURRENT RUSSIAN FOREIGN TRADE POLICY

The article estimates the influence of Russian foreign trade policy on economic security of domestic agricultural complex. The effects of the measures of tariff and not-tariff regulation of food import in terms of Russia’s membership in the World Trade Organization and the current geopolitical situation are analyzed.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ»

5. Кузминых Ю. В., Богачев Ю. К. Государственное регулирование лесного экспорта в Российской Федерации // Лесной журнал. 2011. № 3. С. 127-133.

6. Постановление Правительства РФ от 30.08.2013 № 754 (в ред. от 27.08.2014) «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7. Кузминых Ю. В. Таможенное регулирование экспорта необработанных лесоматериалов в условиях членства России во Всемирной торговой организации // Вестник Российской таможенной академии. 2013. № 3. С. 22-18.

8. Прогноз лесного сектора Российской Федерации до 2030 года / Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН. Рим, 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www. fao.org.

И. А. Болдырева

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

В статье рассмотрена проблема влияния внешнеторговой политики России на состояние экономической безопасности отечественного агропромышленного комплекса. Проанализированы последствия мер тарифного и нетарифного регулирования импорта продовольственных товаров в условиях членства России во Всемирной торговой организации и сложившейся геополитической ситуации.

Ключевые слова: экономическая безопасность; продовольственная безопасность; агропромышленный комплекс; импорт; конкурентоспособность; внешнеторговая политика России.

Усиление процессов экономического вхождения России в мировое хозяйство и одновременно происходящие геополитические кризисы обусловливают возрастающую значимость проблем обеспечения экономической безопасности страны, в том числе на территориальном и отраслевом уровнях.

В системе народного хозяйства агропромышленный комплекс (АПК) является отраслью, состояние и динамика воспроизводственных процессов в которой обусловливают обеспечение продовольственной безопасности государства. Продовольственная безопасность - это такое состояние экономики, при котором независимо от конъюнктуры мировых рынков гарантируется стабильное обеспечение населения продовольствием в количестве, соответствующем научно обоснованным параметрам (предложение), с одной стороны, и создаются условия для поддержания потребления на уровне медицинских норм (спрос), с другой стороны [1, с. 54].

Стратегия обеспечения продовольственной безопасности должна выстраиваться исходя из системного единства интересов субъектов АПК и продовольственного

рынка. Соответственно, продовольственная безопасность государства может быть достигнута только при обеспечении экономической безопасности самого АПК, под которой следует понимать совокупность финансово-экономических, правовых, социальных и экологических условий достижения стабильности и устойчивого развития отрасли в целях самообеспечения населения страны качественными продуктами питания в необходимых объемах.

К внешним угрозам экономической безопасности АПК принято относить, прежде всего, увеличение объемов импорта продовольствия, обострение конкуренции на мировом рынке продовольствия, стремление развитых стран к доминированию и ущемлению интересов РФ на мировом рынке продовольствия.

Прогнозирование текущего потенциала национального продовольственного рынка начинается с анализа наиболее вероятных путей развития его продовольственного комплекса при различных возможных изменениях внешней среды, общеэкономических условий в стране и демографической ситуации [2, с. 21].

В рамках исследования особенностей и последствий участия России в международных интеграционных процессах наиболее актуальным сегодня представляется рассмотрение последствий для российского АПК, связанных с членством России во Всемирной торговой организации (ВТО) и введением экономических санкций в связи с политической ситуацией, сложившейся в Украине.

Еще до вступления в ВТО среди отраслей, наиболее уязвимых и подверженных рискам членства в ВТО, называлось отечественное сельское хозяйство. Согласно экспертной оценке Ассоциации российских промышленников потери экономики страны к 2020 г., обусловленные вступлением в ВТО, составят в сельском хозяйстве и пищевой промышленности около 2,3 трлн. руб., или 3% ВВП [3, с. 26].

В соответствии с обязательствами, взятыми Россией при вступлении в ВТО, средневзвешенная импортная ставка таможенных пошлин сокращена с 10 до 7,8%. Наибольшее снижение ставок предусмотрено по группам продовольственных товаров. От либерализации торговых правил, по оценкам экспертов, в значительной степени пострадают именно АПК и пищевая промышленность, так как существенно снижены импортные таможенные пошлины на мясо и мясопродукты, молочные продукты с длительным сроком хранения (сыры, сухое молоко и др.), рис, сахар, сезонные овощи.

В течение семи лет с момента присоединения к ВТО Россия должна будет продолжать применять режим тарифного квотирования при импорте говядины, свинины и мяса птицы. Однако объемы квот будут иметь тенденцию к сокращению. До присоединения к ВТО эти товарные группы достаточно надежно были защищены мерами таможенно-тарифного регулирования. К моменту вступления в ВТО объемы внутреннего потребления данных продуктов превысили возможности внутреннего производства. По молоку уровень продовольственной независимости составлял в 2012 г. 80,2%, а по мясу - 75,9%, что примерно на 10% ниже пороговых уровней, установленных «Доктриной продовольственной безопасности России».

Тарифные обязательства, взятые Россией по ввозу мяса и мясопродуктов, ставят под угрозу развитие наиболее быстрорастущей отрасли сельского хозяйства - свиноводства (табл. 1). Сокращение квоты на ввоз свинины (с 500 до 430 тыс. т в год), обнуление импортных пошлин в рамках квоты (с 15%), снижение с 40 до 5% ставки на ввоз живых свиней, уменьшение пошлины на свиной шпик

и субпродукты с 25 до 15% приведут к увеличению физических объемов импорта по данным товарным группам и создадут серьезные проблемы у отечественных сельхозпроизводителей [4, с. 36].

Таблица 1

Изменение размера таможенного тарифа на продовольственные товары в условиях ВТО*

Наименование товара Уровень тарифа по ЕТТ, % Уровень тарифа в условиях ВТО, %

Свиньи живые 40 5

Свинина свежая, охлажденная или замороженная:

- свинина сверх квоты 75 65

- свинина по квоте 15 0

Пищевые субпродукты 25 15

Прочие мясо и пищевые мясные субпродукты 25 15

Молоко и сливки сгущенные 25 15

Молочная сыворотка 38 15

Сыры и творог 19 9,5

Рис 29 10

Масло пальмовое 0,4 3

Колбасы 25 9

* Данные аналитического центра ВТО-информ [Электронный ресурс]. URL: http://www. WTO-inform.ru.

Особенно остро проблема выживаемости встанет перед сельхозпроизводителями, реализующими крупные инвестиционные проекты. В 2006-2012 гг. в свиноводство инвестировано примерно 300 млрд. руб., в том числе свыше 200 млрд. руб. в виде субсидируемых кредитов. Рентабельность отрасли возросла в среднем до 25%, поэтому относительно высокая доходность позволяла рассчитывать на окупаемость проектов в течение семи-восьми лет. Учитывая, что большинство новых свинокомплексов построено с привлечением кредитных ресурсов, в условиях ВТО вероятно увеличение срока окупаемости инвестиционных проектов при вынужденном снижении отпускных цен.

В то же время возможности по снижению себестоимости продукции отечественного животноводства ограничены. Регулировать снижение себестоимости производители мяса смогут, вероятнее всего, за счет снижения закупочных цен на корма. В результате этого существенные убытки понесут уже производители кормовых культур. Сокращение же объемов отечественного свиноводства приведет к снижению спроса на фуражное зерно. В результате этого снижение импортных пошлин и квот на продукцию свиноводства может привести не только к рискам отечественного животноводства, но и к рискам в сфере кормопроизводства.

Одним из отрицательных последствий членства в ВТО для российского сельхозпроизводителя станет рост цен на минеральные удобрения. До вступления в ВТО многие отечественные сельхозпроизводители приобретали минеральные удобрения по ценам, согласованным с Российской ассоциацией производителей удобрений. С 1 января 2013 г. они вынуждены покупать их по мировым ценам, которые на 35-40% выше ранее действовавших.

В рамках принятых Россией обязательств в связи с членством в ВТО предполагается постепенное сокращение господдержки сельского хозяйства в два раза с 9,0 млрд. руб. в 2012 г. до 4,4 млрд. долл. в 2018 г. и последующие годы. В Российской Федерации не практикуются, как, например, в США, государственные меры поддержки для предприятий, несущих ущерб от растущего импорта аналогичной или сходной по производству продукции [5].

К новым условиям функционирования сложнее всего будет адаптироваться мелким и средним предприятиям. Крупные агрохолдинги, модернизированные сельхозпредприятия имеют в этом отношении больше возможностей для поддержания конкурентоспособности.

В настоящее время представляется важным проанализировать итоги первых двух лет членства России в ВТО, оценить, насколько подтвердились ранее даваемые прогнозы относительно рисков для сельхозпроизводителей в краткосрочном периоде. Следует признать, что существует сложность выявления влияния факта членства в ВТО на состояние АПК России, в том числе связанных с общей тенденцией стагнации российской экономики в 2012-2013 гг. В то же время динамика отдельных показателей достаточно убедительно свидетельствует о том, что негативные последствия проявились в АПК уже в первый год членства России в ВТО.

Так, с сентября 2012 г. наблюдалось ежемесячное увеличение импорта свинины в Россию, что привело к необходимости снижения отпускных цен отечественных производителей. По итогам 2012 г. Россия импортировала свинины на 66 тыс. т больше, чем в 2011 г., убытки отрасли свиноводства составили 50 млрд. руб. при объеме господдержки в 5,7 млрд. руб.

В товарной структуре импорта доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в 2013 г. увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2012 г. на 5,7%. Рост импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в среднем увеличился за 2013 г. по сравнению с 2012 г. на 4,8%. Однако по отдельным товарным группам увеличение импорта было более существенным (от 10 до 40%). По сравнению с 2012 г. возросли физические объемы импортных закупок молока и сливок сгущенных (на 26,6%), масла сливочного (на 16,7%), масла подсолнечного (на 5,4%), сахара белого (на 10,3%), зерновых культур (на 19,4%).

В условиях присоединения к ВТО, когда возможность диверсификации в области принятия таможенно-тарифных решений снижается, возникает необходимость активизации нетарифных мер. Появляется необходимость повышения эффективности адресных мер защиты рынка, которые должны быть оперативно задействованы в тех случаях, когда снижение уровня тарифной защиты ведет к росту импорта и ущербу для отечественного производства [6].

Практика функционирования отечественного АПК в условиях членства в ВТО уже на начальном этапе подтвердила необходимость использования нетарифных инструментов регулирования импорта. Весной 2013 г. Роспотребнадзор ввел запрет импорта свинины из Европейского союза (ЕС) в связи с несоблюдением санитарных норм, что было воспринято ЕС как протекционистская мера со стороны России. В результате этого в 2013 г. импорт свежего и мороженого мяса составил только 87,9% от физических объемов аналогичного периода 2012 г. (табл. 2).

Таблица 2

Динамика импорта Россией продовольственных товаров из стран дальнего зарубежья, млн. долл. США *

Показатели импорта Сентябрь 2014 г. В % к Сентябрь 2013 г. в % к

сентябрю 2013 г. августу 2014 г. сентябрю 2012 г. августу 2013 г.

Всего, в том числе 21 337,5 92,3 103,4 104,7 100,0

продовольственные товары и сырье для их производства: 2 533,0 92,4 102,9 97,2 103,0

мясо и субпродукты, 407,8 75,6 91,4 83,8 106,4

из них: говядина 249,1 119,1 96,7 82,3 119,5

свинина 85,7 42,0 74,5 89,7 98,4

мясо птицы 26,2 46,5 79,5 96,1 104,4

рыба и водные беспозвоночные, 188,1 87,4 125,2 105,5 100,4

из них: рыба мороженая 92,9 108,4 124,7 125,1 110,2

филе рыбное 22,8 93,6 139,6 85,3 125,1

молочные продукты 48,7 24,8 60,4 112,5 104,5

овощи 33,6 48,5 94,5 117,9 110,2

фрукты и орехи 291,8 88,9 102,9 94,2 103,7

зерновые культуры 11,6 79,2 91,4 77,8 111,4

масло растительное 109,2 97,0 96,1 83,6 110,4

сахар 40,7 111,5 112,0 109,6 157,3

* Данные Росстата [Электронный ресурс]. и^: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru.

Данные официальной статистики свидетельствуют о том, что в течение первых месяцев с момента вступления России в ВТО наблюдался скачок ввоза продовольствия, но он быстро сошел на нет, а затем последовало снижение объемов импорта продовольственных товаров и сырья для их производства.

Дальнейшее влияние на внешнеторговую политику России в отношении импорта продовольственных товаров оказывают сложившиеся в 2014 г. геополитический кризис и введение экономических санкций США и ряда стран ЕС в отношении России. Россия в ответ на экономические санкции Запада на год ограничила импорт ряда товаров из стран, которыми были введены санкции против нее, а именно США, государств ЕС, Канады, Австралии и Норвегии. В соответствующий список попали говядина, свинина, фрукты, птица, сыры и молочная продукция, орехи и другие продукты.

Продовольственное эмбарго, введенное Россией в условиях кризиса с 7 августа 2014 г., мотивировано в том числе санкциями этих стран к крупнейшим банкам РФ с государственной долей в уставном капитале, которые выступают финансовыми институтами развития аграрного сектора. Сбербанк, Россельхозбанк, Газпромбанк, ВТБ, ВЭБ участвуют в финансовом обеспечении проектов индустриализации и модернизации сельского хозяйства за счет заимствования средств на мировом межбанковском рынке. Введение санкций ЕС и США путем прекращения кредитования российских банков поставило в очень сложное положение

реализацию тысяч инвестиционных проектов в АПК. В этих условиях банки вынуждены кредитовать аграриев уже под 15-16% годовых, а в некоторых случаях даже под 20%. Для сравнения: минимальные среднегодовые ставки по кредитам в России за 2013 г. составили 11%, однако даже такие ставки не позволяли конкурировать с сельхозпродукцией зарубежных производителей, которые кредитуются под 2-3% годовых.

При этом внутренние резервы российского АПК для развития ограничены. Это подтверждает снижение сальдированного финансового результата (прибыли) в целом по сельскому хозяйству со 113,6 млрд. руб. в 2012 г. до 77,8 млрд. руб. в 2013 г. При этом объемы государственной финансовой поддержки отрасли сократились со 165,3 млрд. руб. в 2013 г. до 130,4 млрд. руб. в 2014 г. Из выделяемых государством на поддержку сельского хозяйства средств только 50% приходится на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам).

Ключевыми проблемами сложившегося в отрасли за последние десятилетия затяжного системного кризиса являются:

- неадекватная ценовая политика в отношениях «производитель - переработчик - торговая сеть»;

- устаревшая материально-техническая база;

- недостаточность собственных и заемных финансовых ресурсов для осуществления инвестиционных вложений;

- диспропорции в развитии отдельных подотраслей;

- дискриминация малых форм хозяйствования;

- неэффективность мер государственного регулирования и т. д.

Изменение вектора внешнеторговой политики государства на продовольственном рынке и применение соответствующих мер тарифного и нетарифного регулирования в отношении импорта сельскохозяйственной продукции, прежде всего, влияют на реализацию инвестиционных проектов в АПК, а также способствуют изменению внутренних цен на продукцию отрасли.

На этом фоне краткосрочный характер санкций России в виде продовольственного эмбарго в отношении отдельных стран ЕС не только не решает проблемы повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, но и усугубляет ситуацию неопределенности и повышает уровень рисков в АПК. В первую очередь, данная проблема затрагивает интересы переработчиков сельскохозяйственной продукции, большая часть которых лишилась своих основных поставщиков сырья. Для мясоперерабатывающих предприятий переход на отечественное сырье приведет к значительному удорожанию готовой продукции. Кроме того, смена импортеров из стран ЕС на импортеров из Латинской Америки не решает проблему импортозамещения продовольствия для России.

В связи с тем, что меры тарифного регулирования ввоза продовольственных товаров и сырья для их производства в условиях членства России в ВТО ограничены, в среднесрочной перспективе можно прогнозировать введение новых нетарифных ограничений на импорт продовольствия после снятия годового продовольственного эмбарго по продукции с более коротким инвестиционным циклом (например, продукции птицеводства). Это может быть как введение новых временных количественных ограничений импорта, так и применение санитарных и ветеринарных норм и стандартов.

В долгосрочном плане, в случае успешной реализации инвестиционных проектов с длительным циклом окупаемости (выращивание крупного рогатого скота, проекты в свиноводстве), государство также постепенно может вводить нетарифные меры ограничения на ввоз соответствующей продукции этих подотраслей.

В заключение необходимо отметить, что экономическая безопасность АПК государства, с одной стороны, достигается за счет необходимого уровня его развития, способности удовлетворять первичные потребности населения в продовольствии, с другой стороны, находится в определенной зависимости от внешнеторговой политики государства, которая, в свою очередь, обусловливается политическими, экономическими и финансовыми изменениями в мировой системе.

Использованные источники

1. Кулагина Н. А. Роль экономической безопасности АПК в обеспечении продовольственной безопасности страны // Актуальные вопросы экономических наук: сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Новосибирск: Изд-во НГТУ. 2010. Ч. 1. С. 53-58.

2. Блау С. Л. Методические подходы к оценке национальной потребности в продовольствии при таможенном регулировании внешней торговли // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2010. № 2 (51). С. 17-25.

3. Последствия присоединения России к Всемирной торговой организации / К. А. Бабкин, А. В. Кузнецов, Е. А. Корчевой, В. В. Пронин, В. А. Самохвалов. М.: ООО «Радуга», 2012. 42 с.

4. Оболенский В. П. Обязательства России в ВТО: плюсы и минусы // Российский внешнеэкономический вестник. 2012. № 2. С. 18-36.

5. Быстров Г. М. Системные проблемы внешнеторговой политики России // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 1. С. 85-91.

6. Болдырева И. А. Роль таможенной политики в решении актуальных проблем экономической безопасности в условиях членства России в ВТО // Вестник Российской таможенной академии. 2013. № 2. С. 5-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.