Научная статья на тему 'Вступление России в ВТО'

Вступление России в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПОШЛИНА / БАРЬЕРЫ / ИМПОРТ / ЭКСПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давыдова Алина Владимировна

В статье описывается современное состояние процесса вступления России во Всемирную торговую организацию. Рассмотрены тарифные и нетарифные методы регулирования ВЭД. Автором сделано заключение о возможных последствиях вступления России в ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вступление России в ВТО»

ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО RUSSIA’S WTO ACCESSION

Давыдова Алина Владимировна,

студентка 4 курса экономического факультета,

Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва, г. Саранск

A.V. Davydova,

4rd year student, Faculty of Economics, Ogarev Mordovia State University, Saransk

В статье описывается современное состояние процесса вступления России во Всемирную торговую организацию. Рассмотрены тарифные и нетарифные методы регулирования ВЭД. Автором сделано заключение о возможных последствиях вступления России в ВТО.

The paper describes the current state of the process of Russia's accession to the World Trade Organization. Considered tariff and non-tariff regulation of foreign trade activity. Authors to conclude that the consequences of Russia's accession to the WTO.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, государственное

регулирование, пошлина, барьеры, импорт, экспорт.

Keywords: foreign economic activity, regulation, tariff, barriers, import, export.

Россия стремилась стать членом Всемирной торговой организации с 1993 года. 16 декабря 2011 года Восьмая министерская конференция Всемирной торговой организации (ВТО) в Женеве после 18 лет переговоров о возможном членстве одобрила протокол о вступлении России в эту организацию. Протокол с российской стороны подписала министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина, а со стороны ВТО - глава организации Паскаль Лами. По этому требуется осторожный и взвешенный подход в внешнеэкономической политики чтобы минимизировать экономические и финансовые потери как

государства, так и отечественных предприятий, так как доходы от ВЭД играют важную роль в доходах бюджета. На 2011 год они составили 41 % от общей сумме доходов федерального бюджета (Рис 1).

Государственное регулирование ВЭД осуществляется воздействием на субъекты ВЭД методами тарифного и нетарифного регулирования. Тарифные методы направлены на регулирование внешнеторговых отношений при помощи системы таможенных пошлин.

Рис.1. Доля доходов от ВЭД в федеральном бюджете [4]

Таможенная пошлина - разновидность акцизного налога, взимаемого таможенными органами при перемещении товаров через государственную границу. Так пошлина выполняет три основные функции:

- фискальную - пополнение госбюджета;

- протекционистскую - защита отечественных производителей;

- регулирующую, связанную с регулированием товарных потоков в страну и из страны.

Таможенные пошлины базируются на таможенных тарифах, которые представляют собой перечень ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию страны (импортный таможенный тариф) или вывозимым с нее (экспортный таможенный тариф).

Существуют различные виды классификации таможенных пошлин. Наиболее распространенными является по объему обложения - выделяются импортные, экспортные, транзитные; по способу взимания - адвалорные, специфические, комбинированные.

Нетарифные барьеры - ограничения внешней торговли, не связанные с применением таможенных пошлин. Существуют различные подходы к классификации нетарифных барьеров. В наиболее общем виде среди нетарифных методов можно выделить следующие группы:

1. Меры прямого ограничения, связанные с количественным контролем, включающие следующие инструменты:

Соглашения о добровольных ограничениях экспорта,

Лицензирование - для ввоза или вывоза определенных товаров в стране требуется получение соответствующего документа - лицензии.

Квотирование - установление странами соответствующих количественных ограничений на ввоз и вывоз конкретных товаров.

Контингентирование экспорта и импорта - это количественные или стоимостные ограничения экспорта и импорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран.

Антидемпинговые процедуры - судебные и административные разбирательства претензий, которые предъявляют национальные предприниматели против иностранных поставщиков, обвиняя их в продаже товаров по заниженным ценам, которые могут нанести ущерб местным производителям аналогичной продукции. Органы власти, судьи обязаны приостановить движение товара, обвиненного в демпинге, и разобраться по существу претензий, компенсационные пошлины и сборы;

2. Меры косвенного ограничения, носящие неколичественный характер, среди которых можно выделить два способа воздействия:

- совокупность мер не направленных непосредственно на какие-либо ограничения внешнеторговых отношений, но само их наличие и действие фактически приводит к этому:

а) наличие определенных стандартов (технических, включая стандарты качества, санитарных и ветеринарных норм, требования к упаковке, маркировке, доставке);

б) введение дополнительных таможенных или иных административных

формальностей; отсутствие возможностей применения национального режима к иностранным фирмам и предпринимателям (различные тарифы при оплате грузовых и пассажирских потоков, разрешение на перемещение грузов иностранцами только через определенные порты и железнодорожные станции)

- совокупность финансовых мер, регулирующих импортно-экспортные потоки:

а) специальные правила импортных платежей;

б) множественные валютные курсы;

в) ограничения на накопление иностранной валюты;

г) импортные депозиты;

д) отсрочки импортных платежей;

е) субсидирование и кредитование экспорта.

Особое место в ряду нетарифных методов занимают паратарифные барьеры. Паратарифные барьеры - разновидность нетарифных барьеров, которые увеличивают стоимость импортируемого товара сверх таможенной пошлины (на определенный процент или на определенную величину на единицу товара) к данной категории торговых барьеров относятся:

1. внутренние налоги и сборы, которыми облагаются импортируемые товары (в РФ налог на добавленную стоимость)

2. различные таможенные сборы, не имеющие внутреннего аналога (в том числе сборы за таможенное оформление, хранение, таможенное сопровождение, а также регистрационный сбор на импортные транспортные средства и другие сборы), специальные налоги, добавочные пошлины, вводимые в целях улучшения финансового положения государства или защиты национального производства

3. декретированая таможенная оценка - установление таможенной стоимости определенных товаров, применяемой для исчисления таможенных пошлин и сборов, в административном порядке.

Относительно импорта были приняты следующий ряд тарифных и нетарифных мер по соглашениям с ВТО. Сельского хозяйства коснутся

изменения в свиноводстве. Пошлина на ввоз свинины будет снижена до 5% с ранее действовавших 40%. Прогнозируется снижение ставок также на злаки (с 15,1% до 10%), молочную продукцию (с 19,8% до 14,9%), растительные масла (с 9% до 7,1 %), масличные культуры с 19,8% до 14,9%, зерновые культуры с 15,1 % до 10,0%. Обязательства предусматривают уровень внутренней поддержки для сельского хозяйства 9 млрд. долларов США до 2013 г. Затем в течение переходного периода предполагается снижение внутренней поддержки к 2018 г. до 4,4 млрд. долларов США [3].

С момента присоединения к ВТО Россия продолжит применение режима тарифного квотирования при импорте охлажденного и мороженого мяса крупного рогатого скота, свинины и мяса птицы с сохранением отдельных стран 0-вых квот по мясу. В случае отмены квот Россия должна будет установить обычную ввозную пошлину на мясо крупного рогатого скота на уровне не выше 27,5%, на мясо птицы на уровне не выше 37,5%, на свинину на уровне не выше 25% [1]. В машиностроении иностранная продукция облагается весьма высокими пошлинами, но российским потребителям не стоит ждать их значительного снижения. К примеру, с даты присоединения пошлины вернуться на уровень 25%, на новые автомобили и она будет действовать в течение 3 лет с даты присоединения. Начиная с 4 года до 7 года - пошлина будет снижаться с 25% до 15% примерно равными долями. Так же снижение пошлин произойдет по новым автомобилям с 15,5% до 12,0,%. Пошлины же по остальным товарным позициям сектора значительно снижены не будут.

По высокотехнологичному, строительному и научному оборудованию после присоединения пошлины будут отменены совсем, а по компьютерной и офисной технике и их комплектующим в течение 3-х лет.

По экспорту на данный момент система расчета пошлин на нефть и нефтепродукты «60-66» которая была введена в РФ с 1 октября 2011 года для стимулирования добычи нефти и увеличения глубины ее переработки останется прежней. Новая формула расчета пошлины на нефть учитывает не 65% от разницы между ценой мониторинга и ценой нефти в 182,5 доллара за тонну, а

60%. Ставки пошлин на светлые и темные нефтепродукты унифицированы на уровне 66% от пошлины на нефть, при этом сохраняется повышенный уровень пошлины на экспорт бензина - 90% от пошлины на нефть. Предельная ставка на природный сжиженный газ установлена на уровне 21 %, но не более 40 eвpo/1000 кг без обязательств по снижению. Сокращение ряда антидемпинговых мер относительно ряда товаров металлургической и химической промышленности [1].

Вступление России в эту Всемирную организацию имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Согласно мнения главы департамента торговых переговоров Минэкономразвития М.Медведкова: «Без членства в ВТО мы не сможем успешно провести модернизацию, завоевать новые рынки». Проще станет экспортировать отечественную продукцию за рубеж. Сейчас ежегодные потери от дискриминационных санкций против наших предприятий составляют 2 млрд. долларов [1]. По степени дискриминации Россия находимся на втором месте в мире после Китая. Будучи членом ВТО, Россия сможет защитить своих производителей на внешних рынках. Это важно для металлургов, производителей химических удобрений, нефтяников. Развитие торговли в долгосрочной перспективе должно способствовать повышению занятости.

Так же создадутся более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации. Повышение доходов государства - за счет роста торгового оборота, повышение эффективности внешнеэкономической деятельности - благодаря выходу продукции на новые рынки. Главными положительными последствиями вступления России в ВТО должны стать либерализация экономики и улучшение бизнес-климата. Что приведет к росту доходов бюджета от ВЭД (Таблица 1).

Наименование 2010 год (тыс. рублей) 2011 год (тыс. рублей) 2012 год (тыс. рублей) 2013 год (тыс. рублей) 2014 год (тыс. рублей)

Налоги на ввозимые товары на территорию РФ 1 199 567 857,7 1 559 768 776 1 874 258 935 2 146 153 054 2 465 947 889

Доходы от ВЭД 3 227 703 347 4 442 102 025 4 474 343 737 4 565 245 432 4 950 177 675

Таблица 1 - Изменение доходов бюджета от ВЭД и налогов на ввозимые товары на

территорию РФ 2010-2014 гг.

Отрицательными сторонами вступления России в ВТО будет снижение тарифных и нетарифных методов регулирования ВЭД, это в первой очереди отразиться на доходах бюджета. «Мы подсчитали, что в самый последний год переходного периода, а это семь лет, при существующем объеме торговли, импорта, падение бюджетных доходов от пошлин составит 230-240 миллиардов рублей - порядка 8,5 миллиарда долларов», - высказал свое мнение М.Ю. Медведков, напомнив, что, по условиям вступления России в ВТО, снижение таможенных импортных пошлин будет происходить постепенно, в течение 7 лет [2]. Вступление в ВТО повлияет на риск связанный с возможностью большого притока импорта сельскохозяйственной продукции, что даже при существующей программе поддержки не сможет оградить мелких и средних сельхозпроизводителей от возможности обанкротиться, что так же приведет к потере продовольственной безопасности. Россия станет еще более зависимой от импорта продовольствия. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с отечественного рынка будет практический невозможно, это же это относиться и к высокотехнологичным видам производства, которые только начали развиваться.

Библиографический список:

1. Оболенский В. Россия в Таможенном союзе и ВТО: новое в торговой политике. // Мировая экономика и международные отношения, №12, 2011 г.,

С.25

2. «Что нам даст вступление в ВТО?» // «Российская газета»,№ 5671 от 29.12.2011 г.

3. Официальный сайт Министерства экономического развития // http ://www.economy. gov.ru

4. Официальный сайт Министерства финансов РФ // http://www.minfin.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.