Научная статья на тему 'Финансовый аспект таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в России в условиях углубления интеграционных процессов'

Финансовый аспект таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в России в условиях углубления интеграционных процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
524
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА / ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / BUDGET SYSTEM / BALANCE AND STABILITY OF THE FEDERAL BUDGET / CUSTOMS AND TARIFF REGULATION / THE CUSTOMS UNION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова О. Б., Хапилин С. А.

В работе обобщаются приоритетные направления совершенствования таможенно-тарифной политики России в условиях вступления во Всемирную торговую организацию, формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана, обеспечения макроэкономической стабильности, сбалансированности и устойчивости федерального бюджета. Обосновывается тезис о необходимости унификации базовых параметров таможенно-тарифного регулирования в Таможенном союзе, а также использования новых «бюджетных правил» с целью создания необходимых финансовых резервов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the priorities for improvement of customs and tariff policy in Russia in context of joining the World Trade Organization, the formation of the Customs Union and the Common economic space of Russia, Belarus and Kazakhstan, conservation of macroeconomic stability, balance and stability of the federal budget. The thesis of the necessity of unification of the basic parameters of customs and tariff regulation of the Customs Union, as well as improvement of the structure of the Common Customs Tariff of the Customs Union, the use of new «fiscal rules» in order to create the necessary financial reserves is concluded.

Текст научной работы на тему «Финансовый аспект таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в России в условиях углубления интеграционных процессов»

Иванова О.Б.

доктор экономических наук, профессор кафедры финансов Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Эл. почта: ivanovaoh@ mail.rH Хапилин С.А.

кандидат экономических наук, доцент кафедры международной торговли и таможенного дела Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Эл. почта: [email protected]

ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ УГЛУБЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Ключевые слова: Бюджетная система, сбалансированность и устойчивость федерального бюджета, таможенно-тарифное регулирование, Таможенный союз.

В работе обобщаются приоритетные направления совершенствования таможенно-тарифной политики России в условиях вступления во Всемирную торговую организацию, формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана, обеспечения макроэкономической стабильности, сбалансированности и устойчивости федерального бюджета. Обосновывается тезис о необходимости унификации базовых параметров таможенно-тарифного регулирования в Таможенном союзе, а также использования новых»бюджетных правил»с целью создания необходимых финансовых резервов.

Одним из ключевых условий широкой интеграции России в мировую экономику является модернизация в экономическом, организационном и правовом плане инструментария таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Развертывание активной таможенно-тарифной политики является сущностной компонентой необходимой России реформационной альтернативы, без задействования которой в принципе невозможен переход российской экономики в режим быстрого, устойчивого и высококачественного роста. Оптимизацию и рационализацию инструментария таможенно-тарифного регулирования необходимо проводить с учетом целого ряда долгосрочных факторов: экономических интересов государства и регионов; интересов национальных производителей и потребителей; определения финансовых возможностей для достижения ключевых целей и результатов долгосрочной стратегии социально-экономического развития России; сохранения макроэкономической стабильности при обеспечении сбалансированности и устойчивости федерального бюджета как ключевого звена бюджетной системы Российской Федерации; минимизации бюджетных рисков и негативных последствий вступления России в ВТО.

Современная таможенно-

тарифная политика России, соответствуя в целом международным требованиям, имеет ряд трансформационных особенностей, связанных с вступлением России в ВТО, формированием Таможенного союза и Еди-

ного экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана.

Во-первых, наблюдается значительное снижение уровня тарифной защиты. Ключевым результатом присоединения России к ВТО стало связывание ставок ввозных таможенных пошлин и снижение уровня таможенно-тарифной защиты и понижение пошлин по 9% тарифных линий, в первую очередь, на товары, по которым уровень тарифной защиты был повышен в 2007-2011 гг. в рамках антикризисных мер. По итогам 2012 года средневзвешенная ставка импортного тарифа, рассчитанная исходя из объема налогооблагаемого импорта из стран дальнего зарубежья (под процедурой выпуска для внутреннего потребления), составила 9,14 %, в среднесрочной перспективе согласно прогнозам Правительства РФ она будет постепенно снижаться с учетом выполнения обязательств в связи с присоединением к ВТО. Средневзвешен-

ная ставка Единого таможенного тарифа будет снижаться: на 0,91 процентного пункта в 2013 году (в среднем до 8,23%), на 0,63 процентного пункта в 2014 году (в среднем до 7,60%), на 0,54 процентного пункта в 2015 году (в среднем 7,06%) и на 0,44 процентного пункта в 2016 году (в среднем 6,62%) [1]. В долгосрочной перспективе Минэкономразвития России прогнозируется снижение тарифной защиты до уровня 5-5,3% в 2019 г.

При этом рассчитанные Минфином России и Минэкономразвития России бюджетные проектировки, в основу которых положен умеренно-оптимистичный сценарий социально-экономического развития, демонстрируют негативную динамику поступления таможенных пошлин в среднесрочной перспективе, несмотря на прогнозируемый рост стоимостных объемов как экспорта, так и импорта (табл. 1).

Таблица 1 - Основные параметры прогноза внешнеэкономических показателей, учитываемых при формировании бюджетных ^ проектировок до 2015 гг. [2]

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Импорт (млрд долл.) 305,6 351,0 388,1 425,9 466,1

Ввозные таможенные пошлины 189,3 104,2 81,4 100,1 93,7

(в % к предыдущему году)

Экспорт (млрд долл.) 516,5 552,4 520,3 545 575,3

Вывозные таможенные пошлины 131,4 96,9 79,1 102,3 102,4

на нефть сырую (в % к предыдущему году)

Вывозные таможенные пошлины 146,2 109,5 79,8 97,4 126,0

на товары, выработанные из нефти

(в % к предыдущему году)

Вывозные таможенные пошлины 187,5 122,7 100,0 97,6 110,9

на газ природный (в % к предыдущему году)

Представленные данные по динамике и структуре доходов от поступления таможенных пошлин свидетельствуют о наличии противоречий между необходимостью активизации инвестиционного роста российской экономики и исчерпанием ресурсов для его поддержания, консервации экспортно-сырьевого характера российской экономики, росте технологической зависимости от развитых стран, наличии перманентной угрозы дефицита торгового баланса, что обусловливает необходимость тщательной проработки таможенно-тарифной политики в напралвении содействия увеличению добавленной стоимости, создаваемой на территории Российской Федерации и в целом на единой таможенной территории Таможенного союза.

Второй особенностью таможенно-тарифного регулирования в Таможенном союзе является сравнительно низкая степень дифференциации ставок Единого таможенного тарифа, что затрудняет реализацию структурных задач тарифной политики и не в полной мере соответствует потребностям для развития российской экономики. Адвалорные (стоимостные) ставки Единого таможенного тарифа от 0% до 20%.составляют свыше 90% от всего тарифа. По адвалорной составляющей самыми защищенными являются группы товарной номенклатуры, не имеющие существенного значения для перехода российской экономики на инновационный путь развития: мясо и мясные субпродукты; ковры и напольные покрытия; оружие и боеприпасы; алкогольные и безалкогольные напитки; готовые

текстильные изделия; жемчуг природный. В совокупности с большим числом неадвалорных ставок таможенных пошлин структура Единого таможенного тарифа и незначительным количеством тарифных пиков свидетельствует о его преимущественной фискальной направленности и недостаточной роли в обеспечении структурной модернизации экономики.

Многочисленные исследования и расчеты, проводимые Российской академией наук, ведущими российскими учеными [3, 4, 5] свидетельствуют о невозможности преодоления технологичного отставания без радикальной структурной модернизации и диверсификации отечественной промышленности, основанной на реализации мер по кардинальному перелому тенденции наращивания импорта путем организации сборочных производств иностранных автомобилей и бытовой техники; им-портозамещению в отечественном станкостроении, производстве металлообрабатывающего оборудования, сельскохозяйственной техники; развитию электронной промышленности и микроэлектроники. Реализация данных мер невозможна без их отражения в Едином таможенном тарифе путем основанной на межотраслевых расчетах дифференциации тарифных ставок.

Одновременно в приоритетном порядке должна решаться и задача взаимоувязки интересов развития российской экономики с интересами аналогичных или сопряженных производств других членов Таможенного союза [6]. С момента образования Таможенного союза России, Бело-

руссии и Казахстана так и не были выработаны унифицированные направления таможенно-тарифной защиты национальных экономик государств-участников. В рамках национального регулирования до настоящего времени сохраняются базовые для создания единой системы таможенно-тарифного регулирования элементы: перечень стран, которым государства-члены Таможенного союза предоставляют режим наибольшего благоприятствования, тем самым применяя к товарам из данных стран базовые ставки Единого таможенного тарифа; предоставление ряда льгот по уплате ввозной таможенной пошлины.

Создание Единого экономического пространства предполагает согласование основных принципов и инструментов таможенно-тарифной политики, которое должно привести к решению ключевых структурных проблем во внешней торговле в странах Таможенного союза, включая сырьевую направленность экспорта, низкий уровень диверсификации экспорта и низкую долю в нем высокотехнологичных товаров, способствовать модернизации экономик стран Таможенного союза и увеличению инновационной активности отечественных предприятий [7].

Третьей характерной чертой таможенно-тарифной политики является недостаточная проработка инновационной составляющей таможенного тарифа, что особенно негативно сказывается в условиях декларируемого перехода к инновационно-ориентированному экономическому росту. 23 августа 2012 г. вступила в силу новая редакция еди-

ной Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза, утвержденная решением совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. Незначительные поправки, внесенные в Единый таможенный тариф Таможенного союза в части кодов, связаны с выделением отсутствующих ранее кодов товаров, по которым были зафиксированы ставки пошлин в качестве тарифных обязательств России по вступлению в ВТО.

Вместе с тем, реализация инновационной стратегии экономического роста предполагает четкую дифференциацию таможенно-тарифных мер в отношении оборудования, не имеющего отечественных аналогов, современное технологическое оборудование, прогрессивные материалы, полуфабрикаты и компоненты, используемые для налаживания и обеспечения деятельности отечественных инновационных производств.

Эффективным инструментом для целей точечной селекции предпринимаемых мер таможенно-тарифного, а также нетарифного и налогового регулирования в отношении инновационных товаров может стать делегированные Федеральной таможенной службе полномочия по ведению классификатора дополнительной таможенной информации, предусматривающему необходимость указания дополнительного четырехзначного кода товара к установленной Товарной номенклатурой ВЭД Таможенного союза базового десятизначного кода. Данный классификатор позволяет в

кодированном виде представить детализировать информацию о декларируемых товарах, в частности, влияющих на его таможенную стоимость, качественные, ассортиментные характеристики. В настоящее время из 96 групп номенклатуры дополнительная информация представляется для товаров из 22 групп.

Императивы экономического развития России на инновационной основе предполагают распространение требований по указанию дополнительного кода на товары, необходимые для инновационного развития российской экономики, с целью анализа и мониторинга их ввоза на таможенную территорию и последующего уточнения товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. Не менее значимой как для государства, так и для участников ВЭД, является взаимоувязка работы по совершенствованию таможенного тарифа с правоохранительными задачами и задачами по обеспечению национальной безопасности, что предполагает детализацию в таможенном тарифе стратегически значимых товаров и товаров двойного назначения [8].

Четвертой характерной чертой российской таможенно-тарифной политики является сохранение экспортных пошлин на широкий круг товаров, служащих для России инструментом изъятия природной ренты (нефть и газ), ограничения вывоза ряда товаров (аграрные товары, необработанная древесина, лом и отходы металлов), пополнения доходов бюджета (полимеры, металлы, рыба и морепродукты).

В рамках обязательств России перед ВТО предусмотрены снижение или отмена вывозных таможенных пошлин по истечении переходного периода на все товары, облагаемые вывозными пошлинами в настоящее время, за исключением природного газа, нефти и нефтепродуктов. Аналогичной позиции придерживаются представители либерального направления российской научной мысли [9, 10], дополнительно предлагая комплекс мер по замене экспортных пошлин на газ, нефть, нефтепродукты повышением ставок налога на добычу полезных ископаемых, введением налога на добавленный доход.

Не отрицая справедливость приведенных доводов и целесообразность принятых в рамках вступления России в ВТО обязательств по последовательному снижению или отмене вывозных таможенных пошлин на значительное количество товаров, следует отметить, что в России экспортные пошлины, в первую очередь, от нефтегазовых товаров, являются одним из важнейших источников доходов государственного бюджета, их фискальная роль чрезвычайно велика (табл. 2).

Из представленных данных видно, что в 2012 г. суммарные поступления экспортных пошлин были равны 3710,3 млрд руб., что составило 32,7% доходов федерального бюджета. Суммарные поступления от нефтегазового экспорта в 20002012 гг. составили 2,3 трлн долл., объем золотовалютных резервов увеличился с 12,5 млрд. долл. в 2000 г. до 537,6 млрд. долл. на 1 января 2013 г.

Таблица 2 - Динамика доходов бюджета от внешнеэкономической деятельности в 2011-2012 гг., млрд руб. [11]

2011 г. 2012 г. Темп прироста, %

Доходы бюджета 11 352 12 854 13,2%

Поступления от 4 658 4 963 6,5%

внешнеэкономической

деятельности (без

НДС и акциза)

Вывозные пошлины 3 710 4 099 10,5%

нефть 2 332 2 490 6,8%

газ 384 434 13,0%

нефтепродукты 936,5 1 130 20,7%

Ввозные пошлины 69,3 733 5,8%

В условиях реализации современного этапа бюджетной реформы важнейшей мерой обеспечения долгосрочной устойчивости федерального бюджета и противодействия бюджетным рискам становится использование механизма ограничения роста расходов федерального бюджета, не обеспеченных надежными источниками доходов в долгосрочном периоде. При этом существенным требованием является восстановление достаточных объемов резервов, источником пополнения которых служат доходы от экспорта нефти и газа для их возможного использования в случае ухудшения макроэкономической ситуации.

В соответствии с введенными с 2013 г. новыми «бюджетными правилами» нормативная величина Резервного фонда определяется в размере 7% ВВП, после наполнения которого 50% нефтегазовых доходов формируют Фонд национального благосостояния, остальные 50% направляются в федеральный бюджет на реализацию инфраструктурных и других приоритетных проектов. Соблюдение этих правил должно обеспечить бездефицитность федерального бюдже-

та, начиная с 2015 года, сокращение ненефтегазового дефицита федерального бюджета к 2020 году до 7,5% ВВП, увеличение объема суверенных фондов (без учета использования 50% нефтегазовых доходов, подлежащих зачислению в ФНБ) к 2020 году до 11,0 % ВВП [12].

Вместе с тем, несмотря на высокие цены на нефть, экспортные доходы не становятся фактором роста российской экономики, их влияние на рост промышленного производства существенно снижается (с 90,8% в кризисный 2009 г. до 35% в настоящее время). В данном контексте рядом ученых подчеркивается, что выделение значительной части доходов из федерального бюджета, замораживание нефтегазовой составляющей российских доходов и неиспользование их государством для выполнения своих функций приводит к торможению экономического роста, завышению налогов для финансирования искусственного дефицита бюджета, сокращению ликвидности, и, как результат, росту внешнего частного долга, недофинансированию социальной сферы, что противоречит интересам национальной экономики [13].

В этих условиях реформирование системы экспортных пошлин требует комплексного подхода, оценки макроэкономических и микроэкономических последствий таких решений и должно быть связано с точечными, тщательно выверенными шагами по совершенствованию механизма их исчисления в рамках изменения общей системы налогообложения нефтяного комплекса, внедрению особых льготных формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов нефти (сверхвязкая нефть и нефть с особыми физико-химическими характеристиками и др.).

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в условиях необходимости минимизации негативных последствий вступления России в ВТО, необходимости обеспечения макроэкономической стабильности, сбалансированности и устойчивости федерального бюджета, углубления интеграционных процессов в рамках таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана императивами таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности должны стать:

1) унификация базовых параметров таможенно-тарифного регулирования в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана (механизм предоставления тарифных льгот и преференций, определение стран, которым предоставляется режим наибольшего благоприятствования), проведение единой таможенно-тарифной политики на основе определения императивов промышленной политики в рамках создаваемого Единого экономического

пространства, направленные на увеличение объемов внутрирегиональной торговли, стимулирование процессов замещения товаров из дальнего зарубежья товарами из стран Таможенного союза;

2) трансформация структуры Единого таможенного тарифа Таможенного союза, направленная на: углубление промышленной кооперации, поддержку экспортоориенти-рованных производств в Таможенном союзе; повышение пошлин до согласованного с ВТО уровня на ряд чувствительных сельскохозяйственных, продовольственных, промышленных товаров; повышение конкурентоспособности отдельных секторов отечественной промышленности и сельскохозяйственного производства; локализацию обрабатывающих производств зарубежных компаний на территории государств-членов Таможенного союза, повышение экономической доступности иностранных технологий и высокотехнологичного оборудования в целях повышения технического и технологического уровня отечественного производства;

3) совершенствование механизма установления ставок вывозных таможенных пошлин, корректировка уровней ставок вывозных таможенных пошлин и перечней товаров, облагаемых экспортными пошлинами, в том числе: сокращение числа товаров, облагаемых экспортными пошлинами; совершенствование порядка расчета и корректировки ставок вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты;

4) соблюдение законодательно закрепленных «бюджетных правил»

использования нефтегазовых доходов и регулирующих определение предельного объема расходов федерального бюджета, что должно обеспечить создание «подушки безопасности» с целью обеспечения макроэкономической стабильности в случае резкого падения доходов федерального бюджета, а также минимизации роста долговых обязательств федерального бюджета.

Реализация данных положений будет способствовать более эффективному включению экономики России в мировую экономику, устранению дисбалансов и асимметрии внешнеторгового баланса России, обеспечению сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Основные направления таможенно-тарифной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов [Электронный ресурс] http: //www. government. ru

2. Основные направления бюджетной политики на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 гг. [Электронный ресурс] http://www.minfin.ru.

3. Амосов А. О долгосрочной стратегии модернизации и развития промышленности // Экономист. № 9. 2012. С. 3-15.

4. Винслав Ю. Национальная промышленная политика: еще раз об абсолютной модернизационной необходимости и ключевых параметрах развертывания // Российский экономический журнал. №2 4. 2012. С. 3-26.

5. Глазьев С.Ю., Ивантер В.В., Макаров В.Л., Некипелов А.Д., Та-

таркин А.И., Гринберг Р.С., Фетисов Г.Г., Цветков В.А., Батчиков С.А. Ершов М.В., Митяев Д.А. О стратегии развития экономики России // Экономическая наука современной России. № 3. 2011.

6. Гринберг Р. Евразийский союз: хрупкие надежды // Международная экономика. № 1.2013. С. 87-89.

7. Единая торговая политика и решение модернизационных задач ЕЭП. - Санкт-Петербург, 2012. С. 190-195.

8. Chatelus R. Global security: the dilemma posed by dual-use goods in the Customs tariff // WCO news. № 10.

2012. P. 45-46.

9. Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика [Электронный ресурс] http: //www. strategy2020. rian.ru

10. Бобылев Ю.Н. Экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты: необходимость отмены и сценарный анализ последствий. - М.: Издательство Института Гайдара, 2012. - 84 с.

11. Кудрин А. Влияние доходов от экспорта нефтегазовых ресурсов на денежно-кредитную политику России // Вопросы экономики. № 3.

2013. С. 5-8.

12. Государственная программа Российской Федерации «Управление государственными финансами». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 293-р от 4 марта 2013г. [Электронный ресурс] http//www.mmfm.ru.

13. Дмитриева О. Деформация бюджетной политики и управления долгом вследствие формирования стабилизационных фондов // Вопросы экономики. № 3. 2013 С. 20-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.