УДК 338
Л. Г. Котова, Л. Н. Крапчина
ПУТИ СОХРАНЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация.
Актуальность и цели. Продовольственная безопасность государства - важная составляющая его национальной безопасности. Ее сохранение и повышение в условиях глобализации мировой экономики являются сложной задачей любого отдельно взятого государства. Особенно остро проблема сохранения продовольственной безопасности в последние годы стоит перед Россией, вступившей в ВТО. Это и определяет актуальность темы исследования.
Материалы и методы. Среди методов исследования следует подчеркнуть системный анализ проблемы сохранения и повышения продовольственной безопасности государства в рамках глобальных процессов. Немаловажное значение при изучении поднятой в статье проблемы имеет эволюционный метод, подтверждающий многоуровневость, неповторяемость, нелинейность и необратимость процессов экономических изменений. Применение эволюционного подхода определяет необходимость использования монографического метода. Первой комплексной работой, посвященной рассматриваемому вопросу, можно считать монографию Хромова Ю., в которой рассмотрены международные аспекты продовольственной безопасности.
Результаты. В настоящей статье рассмотрена проблема сохранения и в перспективе повышения продовольственной безопасности России в связи с подписанием соответствующего договора о вступлении страны во Всемирную торговую организацию. В статье обозначены реальные угрозы для отечественной экономики от вступления в ВТО, с которыми Россия в ближайшее время начнет сталкиваться. В то же время делается акцент на возможные перспективы страны по поставке продовольствия на внешний рынок в связи с обострением глобальной продовольственной проблемы.
Выводы. Исследования, проведенные в области обеспечения продовольственной безопасности государства, показали: экономика России претерпевает серьезные изменения, которые порождают новые проблемы и обостряют старые. В целях решения проблемы продовольственной безопасности страны необходима разработка комплекса мер экономического, правового и социального характера, некоторые из которых представлены в настоящей статье. Особое внимание при этом должно уделяться разработке системы мероприятий по защите отечественных товаропроизводителей аграрного сектора экономики.
Ключевые слова: аграрный сектор экономики, агробизнес, Всемирная торговая организация (ВТО), продовольственный кризис, продовольственная безопасность государства.
L. G. Kotova, L. N. Krapchina
WAYS OF MAINTAINING AND IMROVING FOOD SECURITY IN THE RUSSIAN FEDERATION IN CONDITIONS OF WORLD ECONOMY GLOBALIZATION
Abstract.
Background. Food security of the state is an important component of its national security. Its maintenance and increase in conditions of world economy globalization is a complex challenge for any individual state. The problem of food security maintenance is particularly acute in recent years for Russia as it has joined WTO. It also defines relevance of the subject of the research with its purpose being the search of ways of maintaining and improving food security of the Russian Federation in modern conditions.
Materials and methods. Among the research methods it is necessary to underline the system analysis of the problem of maintaining and improving food security of the state within the global processes and, in particular, the changes taking place in the world economy. In the study of the problem the evolutionary method is of special importance as it confirms the multilevelness, uniqueness, nonlinearity and irre-versibility of the processes of economic changes. Application of the evolutionary approach in the research defines the need of using a monographic method. The first complex work, devoted to the subject matter, is considered to be the monograph by Yu. Khromov, which analyzes the international aspects of food security.
Results. The article considers the problem of maintenance and prospective improvement of food security in Russia as the country has entered the World Trade Organization. In article describes the real threats for domestic economy due to entering the WTO, which Russian is about to encounter. At the same time, the emphasis is placed on possible prospects of the country on delivery of food to the foreign market based on aggravation of the global food problem.
Conclusions. The research, conducted in the field of the state's food safety provision, showed that the economy of Russia undergoes serious changes which generate new problems and aggravate the old. In order to solve the problem of food security of the country it is necessary to develop a package of measures of economic, legal and social character, some of which are presented in the present article. Thus, the special attention has to be paid to development of the system of actions for protection of domestic producers in the agrarian sector of the economy.
Key words: agrarian sector of economy, agribusiness, World Trade Organization, food crisis, state's food security.
Проблема продовольственной безопасности возникла в конце ХХ в. в связи с осознанием ситуации, когда перепроизводство продовольствия в развитых странах сопровождалось массовым голодом в ряде стран третьего мира. Это со всей очевидностью продемонстрировало, что продовольственная нестабильность связана не столько с теорией убывающего плодородия Мальтуса или неразвитостью аграрного сектора, сколько с уровнем экономического развития отдельных государств.
Анализ происходящих в мире процессов позволяет утверждать, что вскоре продовольственная зависимость станет основным рычагом внешнеполитического принуждения, определяющим место той или иной страны в мировом сообществе. Фактически продовольственно зависимым, не способным самостоятельно обеспечивать себя базовыми продуктами питания странам, в недалекой перспективе грозит сильнейшая конъюнктурная зависимость от стран-поставщиков, стагнация экономики на уровне простого воспроизводства, фактическая потеря суверенитета и обороноспособности. Продовольственная безопасность как вид национальной безопасности требует активного развития экономики, позволяющей удовлетворять вне зависимости от внут-
ренних и внешних угроз потребности населения в жизненно важных продуктах питания в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни [6].
Вхождение России во Всемирную торговую организацию (ВТО) состоялось 22.08.2012 г. Спорные вопросы о плюсах и минусах членства России в ВТО в большей мере касаются именно сельского хозяйств. Вступление РФ в ВТО повлекло за собой, прежде всего, особые риски для отечественного агропромышленного комплекса. Российские предприятия АПК опасаются за снижение конкурентоспособности своей продукции. Министерство сельского хозяйства РФ обеспокоено риском увеличения срока окупаемости капвложений и снижением их инвестиционной привлекательности аграрного производства [3].
Почти все российские экономисты признают, что наибольшие риски негативных последствий от членства России в ВТО испытают сельское хозяйство, пищевая промышленность, сельскохозяйственное машиностроение и другие виды деятельности, призванные обеспечивать продовольственную безопасность государства. Это подтверждает пример экономической ситуации за последние 15 лет прибалтийских государств, Украины, Кыргызстана и ряда других стран, ставших в свое время членами ВТО.
По сельскохозяйственным товарам средний таможенный тариф в ближайшие два-три года будет снижаться незначительно - всего на 0,4 процентных пункта. Однако к 2020 г. он снизится в 1,3 раза - до 11,3 %. По промышленным товарам после повышения тарифа в 1,2 раза в краткосрочном периоде он должен будет снизиться до 6,4 %, т.е. в 1,8 раза. Наконец, средневзвешенный тариф должен снизиться с 11,9 до 7,1 %, т.е. в 1,7 раза. Чувствительный уровень защиты могут обеспечить ставки таможенной пошлины на уровне 20-25 % от цены импортных товаров. При тарифных ставках 7-11 % Россия утратит возможность существенного импортозамещения, особенно по агро-продовольственной продукции.
Общий принцип принимаемых обязательств по либерализации российского рынка мяса - сохранение импортных квот на современном или близком к нему уровне до 2018 г., в том числе: по говядине - 570 тыс. т, свинине -430 тыс. т, мясу птицы - 350 тыс. т. По отношению к прогнозируемому импорту это около 20-40 % его стоимости. Таможенные пошлины в пределах квоты и вне ее дифференцированы: по говядине - в 3,7 раза, по мясу птицы -в 3,2 раза. Иная ситуация по свинине, где внутри квоты предусмотрена нулевая ставка, т.е. беспошлинный ввоз 430 тыс. т свинины. Это отрицательно скажется на отечественном свиноводстве, что подтвердила практика Украины, рынок которой заполнен импортным салом, а многие свиноводческие хозяйства обанкротились. Если за ближайшие 7-8 лет животноводство в России не достигнет уровня конкурентоспособности, сопоставимого с уровнем основных экспортеров мяса, отечественное животноводство и, прежде всего, производство говядины может рухнуть. Чтобы этого не произошло, требуется обновление породного состава скота и птицы, переход на новые ресурсосберегающие технологии, возрождение собственного кормопроизводства, принципиально новый уровень зооветеринарного обслуживания, комплексная переработка мясного сырья и пр.
По прогнозам экспертов, условия ВТО до 2018 г. не будут сильно влиять на динамику импорта, поскольку импортные пошлины и квоты практически не изменятся по говядине и мясу птицы. Начнет действовать фактор есте-
ственного замещения импорта за счет прироста собственного производства, особенно в птицеводстве. По говядине ожидается снижение импортной зависимости с 34 до 25 %, по мясу птицы - полное освобождение от этой зависимости и реальная перспектива увеличения экспорта продукции.
Однако значительный рост импорта ожидается по свинине, так как внутриквотная пошлина обнуляется уже с 2013 г., а в 2020 г. с отменой квот устанавливается единая пошлина на импортную свинину в размере 25 %. Почти неизбежная стагнация отрасли приведет к увеличению объема импорта и повышению его доли в потреблении свинины с 22 до 31 %. Это может нанести сильный удар по отечественному свиноводству. В настоящее время, надо признать, поддержка сельского хозяйства явно недостаточна, в 2-4 раза ниже, чем в европейских государствах. Весьма чувствительной для агропро-довольственного сектора России будет также отмена экспортных субсидий на все виды сельскохозяйственной и продовольственной продукции. Начиная с 2014 г. Россия обязана снижать установленный предел, что приведет к еще большему различию в уровнях конкурентоспособности российской продукции и продукции, импортируемой из стран с лучшей технологией и более эффективной поддержкой. Некоторым барьером для нежелательного импорта в настоящее время является запрет Роспотребнадзора на ввоз продукции, запрещенной российским законодательством. Присоединение к ВТО существенно меняет положение, обязывая Россию применять действующую нормативную базу данной организации. Приостанавливать поставки продукции можно будет только на основании двухсторонних решений заинтересованных сторон.
Среди прочих эксперты выделяют следующие существенные угрозы:
- снижение уровня продовольственной независимости и безопасности России в связи с возрастающим импортом продовольствия при либерализации доступа на рынки крупных мировых экспортеров, если доля импортной продукции в потреблении населения составит более 30 %, то такая угроза станет реальной;
- ухудшение финансового положения российского агробизнеса из-за возрастающей конкуренции со стороны крупных международных корпораций с тенденцией монополизации ими внутреннего рынка и каналов внешней торговли;
- угрозы тем отраслям аграрного сектора, где произойдет существенное снижение тарифных ставок на импорт и отмена квотирования при одновременном сокращении уровня государственной поддержки.
В результате этого можно сделать вывод - членство России в ВТО не только не повысит уровень продовольственной безопасности страны, но с высокой долей вероятности создаст реальные угрозы для его понижения.
Таким образом, при неизбежном снижении доли России в экспорте сельхозпродукции из-за низкой конкурентоспособности на мировом рынке и при одновременном увеличении доли в импорте из-за либерализации торговых режимов, дефицит торгового баланса этого сегмента внешней торговли к 2020 г. составит около 4 млрд долл.
С другой стороны, если продовольственный кризис будет нарастать, включая угрозу массового голода на африканском континенте, российская продукция, прежде всего зерно, будет востребована в значительных объемах.
В частности, перспективы есть для продукции птицеводства, картофеля, овощей, но скорее всего ареалы такого рынка будут все больше концентрироваться в границах Таможенного Союза и Евразийского Экономического Союза, а также в Восточных регионах мира [4]. Западное направление (ЕС) пока мало заинтересовано в российской сельскохозяйственной продукции, кроме вариантов экологически чистой продукции.
Проведенный анализ вышерассмотренных проблем показал, в целях повышения продовольственной безопасности РФ необходимо проведение следующих мероприятий:
- продление до 2020 г. ряда налоговых льгот для сельхозпроизводителей, в том числе льгот по налогу на прибыль;
- усиление таможенного администрирования ввоза сельскохозяйственной продукции со стороны Федеральной таможенной службы;
- принятие федерального закона «О ветеринарии», гармонизация отечественного законодательства с требованиями международных организаций;
- определение порядка запрета на закупки сельскохозяйственной продукции для государственных и муниципальных нужд в случае, если страной происхождения таких товаров не являются страны Единого экономического пространства;
- внесение изменений в закон «О сельском хозяйстве» с целью определения критериев неблагоприятных регионов для ведения сельского хозяйства. Поддержка таких регионов будет относиться к «зеленой корзине», а значит, выплаты сельхозпроизводителям не будут подлежать ограничениям;
- оказание продовольственной помощи низкодоходным слоям населения, поддержка питания отдельных социальных групп (например, школьное питание), реформирование системы закупок продовольствия для государственных нужд (например, закупка отечественного продовольствия министерством обороны, закупки в государственный резерв и т.д.).
Необходимо также определить размеры компенсации потерь, неизбежных при либерализации российского продовольственного рынка. Важно рассмотреть возможность компенсации удорожания средств производства для сельского хозяйства, субсидирования затрат на маточное поголовье в животноводстве, создать механизм частичного погашения кредитной задолженности фермерских хозяйств и сельскохозяйственных организаций, а также субсидирования процентных ставок по новым кредитам и поддержки кредитной кооперации. Для более полной и эффективной реализации данных мероприятий в обязательном порядке требуется использовать целевые федеральные и региональные программы решения экономических, социальных, экологических проблем на основе применения современных инновационных, информационных, институциональных систем.
Список литературы
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы».
2. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации // Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120.
3. Карташов, Ф. Н. Конкурентоспособность сельского хозяйства России в условиях присоединения к ВТО / Ф. Н. Карташов, Т. С. Пиянзина // Системное управление : электронное научн. период. изд. - 2012. - № 4 (18).
4. Крылатых, Э. Н. Многофункциональность агропродовольственной сферы: методология исследований для разработки стратегии развития / Э. Н. Крылатых. -М. : Энциклопедия российских деревень, 2012.
5. Крылатых, Э. Н. Продовольственная стратегия России на долгосрочную пе-респективу / Э. Н. Крылатых. - М. : ООО Восход-А, 2012.
6. Кумахов, Б. А. Проблемы региональной продовольственной безопасности / Б. А. Кумахов // Аграрная Россия. - 2011. - № 1. - С. 7.
7. URL: http://www.gks.ru
References
1. Gosudarstvennaya programma razvitiya sel'skogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov sel'skokhozyaystvennoy produktsii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gg. [The State program of agricultural development and agricultural products, raw materials and food markets regulation for 2013-2020]. Available at: http://www.garant.ru/hotlaw/ federal/412981/
2. Doktrina prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii [Doctrine of food security in the Russian Federation]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/6752
3. Kartashov F. N., Piyanzina T. S. Sistemnoe upravlenie : elektronnoe nauchnoe peri-odicheskoe izdanie [System management, electronic scientific periodical]. 2012, no. 4 (18).
4. Krylatykh E. N. Mnogofunktsional'nost' agroprodovol'stvennoy sfery: metodologiya is-sledovaniy dlya razrabotki strategii razvitiya [Multifunctionality of the agricultural food sphere: methodology of research for working out a development strategy]. Moscow: Entsiklopediya rossiyskikh dereven', 2012.
5. Krylatykh E. N. Prodovol'stvennaya strategiya Rossii na dolgosrochnuyu perespektivu [Food strategy of Russia for a long term prospect]. Moscow : OOO Voskhod-A, 2012.
6. Kumakhov B. A. AgrarnayaRossiya [Agrarian Russia]. 2011, no. 1, p. 7.
7. Available at: http://www.gks.ru
Котова Людмила Геннадьевна
кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономической теории и международных отношений, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Крапчина Людмила Николаевна
кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономической теории и международных отношений, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Kotova Lyudmila Gennad'evna Candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of economics and international relations, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Krapchina Lyudmila Nikolaevna Candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of economics and international relations, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 338 Котова, Л. Г.
Пути сохранения и повышения продовольственной безопасности Российской Федерации в условиях глобализации мировой экономики /
Л. Г. Котова, Л. Н. Крапчина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. - 2014. - № 1. - С. 56-62.