Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie. ru/ Том 7, №3 (2015) http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol7-3 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/95EVN315.pdf DOI: 10.15862/95EVN315 (http://dx.doi.org/10.15862/95EVN315)
УДК 339.54
Минтусов Вадим Константинович
ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления»
Россия, Москва1 Аспирант E-mail: [email protected]
Влияние членства России в ВТО на торговлю сельскохозяйственной продукцией и продовольствием
1 Россия, Москва, ул. Мусы Джалиля, д. 4, корп. 2, кв. 357
Аннотация. Данное исследование посвящено проблемам экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия в Российской Федерации в современных условиях. Необходимость поиска новых торговых партнеров послужила одной из причин вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), что, вместе с открывающимися возможностями, влечет за собой и определенные обязательства и ограничения для страны. В исследовании рассмотрена динамика внешней торговли продовольствием в посткризисный период, дана беспристрастная оценка значения вступления России в ВТО для сельскохозяйственной торговли и производства на основе статистических данных, с учетом того, как может быть затронута экономика развивающихся стран Европы. Исследование также затронуло последствия ввода Россией продовольственного эмбарго, как для самой страны, так и для развивающихся стран Европы. Исследование выявило взаимозависимость России, нуждающейся в импортном продовольствии, и развивающихся стран, использующих Россию, как крупный рынок сбыта. Для обеспечения продовольственной и экономической безопасности страны необходимо снизить уровень зависимости национальной экономики от зарубежных товаров, что требует поиска перспективных направлений для импортозамещения. Результаты исследования позволяют сделать выводы о перспективах сотрудничества Российской Федерации с торговыми партнерами в рамках ВТО, а также о возможных последствиях современной торговой политике государства.
Ключевые слова: сельскохозяйственное производство; экспорт и импорт продовольствия; нормы Всемирной торговой организации; продовольственное эмбарго; импортозамещение; внешняя торговля; продовольственная безопасность.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Минтусов В.К. Влияние членства России в ВТО на торговлю сельскохозяйственной продукцией и продовольствием // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №2 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/95EVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/95EVN315
Сельскохозяйственный сектор имеет особую важность для России и ее торговых партнеров, так как страна является одновременно и крупным экспортером, и импортером многих важных товаров. Такие товары, как мясо, молочная продукция и сахар, остаются чувствительными к конкуренции со стороны импорта, и вступление России в ВТО может позволить развивающимся странам-экспортерам этих продуктов получать преимущество от большего доступа на российские рынки. В то же время, Россия является и важным экспортером, в особенности касательно таких продуктов, как пшеница и ячмень: например, страны-импортеры получат преимущество от большей стабильности рынка, следующей из обязательства России следовать правилам ВТО, касающимся экспортных ограничений в этой области. Увеличенный доступ к рынку для некоторых товаров, таких как вино и виноград, вероятнее всего, даст преимущество как странам-экспортерам, так и российским потребителям.
В связи с этим все более актуальным становится вопрос, как ограничения на доступ к рынку, поддержка национальных производителей, а также экспортная конкуренция в рамках соглашения о вступления России в ВТО, могут повлиять на отдельные товары, и что это может значить для отдельных стран-экспортеров и стран-импортеров. Наконец, как условия вступления России в ВТО могут повлиять на сельское хозяйство стран Таможенного Союза России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии (ЕАЭС) и их международную торговлю с другими странами.
Принятие Россией правил и экономических предписаний ВТО, наряду с обязательствами, выполняемыми перед торговыми партнерами, как указано в Протоколе Вступления и Отчете Рабочей Группы, становится основой для значительных реформ в России, и в немалой степени они коснутся сельскохозяйственного сектора. Также на агропромышленный комплекс окажут влияние новые условия взаимодействия российской экономики с остальной частью мира. Обратная сторона медали тоже имеет огромную значимость: как сельское хозяйство России в соответствии с новыми условиями будет влиять на производительность мировой сельскохозяйственной деятельности, и, что еще более важно, какое воздействие это будет иметь с точки зрения продовольственной безопасности и возможности реагировать на изменение климата.
Рост в агропромышленном производстве в России в течение последних лет произошел наряду с увеличением импорта сельскохозяйственной продукции. Увеличение импорта следовало из реальной оценки рубля, выросших совокупных чистых доходов, возросших внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию и ограниченной возможности удовлетворения потребительского спроса посредством внутреннего производства.
В течение 2011-2013 годов значения импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия достигли рекордного уровня. Средняя общая величина импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия в этот период составила 31,8 млрд. долл. Это почти на 52 процента больше, чем в предыдущий трехлетний период 2008-2010 годов.
В то время как импорт сельскохозяйственной продукции значительно вырос с 2005 года к 2012 году, темп роста уменьшился. В 2008 году импорт сельскохозяйственных продуктов увеличился на 27,5 процентов по сравнению с предыдущим годом. В 2010 году темп роста импорта составлял 18,8 процентов. Увеличение импорта в 2010 году следовало за сокращением в 2009 году из-за обесценивания рубля и увеличения спроса на национальную продукцию. В 2010 году импорт сельскохозяйственных продуктов превысил показатели 2008 года, и чистый импорт достиг 25,2 млрд. долл. Доля импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия в общем импорте России составляла 15,5 процентов.
В 2008-2012 годы существенных изменений в структуре импорта по происхождению не было. Страны СНГ держали долю приблизительно 10 процентов импорта сельскохозяйственной продукции в России, в то время как доля других стран составляла около 90 процентов. Кроме того, доля импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия в общем импорте России увеличилась с 2008 года. Его доля составила 12,5 в 2008 году, 17,6 процентов в 2009 году и 15,5 процентов в 2010 году.
Импорт мяса в России регулируется путем квотирования, главным образом, направленным на ЕС и США. Квотирование стало несколько жестче в последние несколько лет из-за внедрения политики протекционизма для поддержки развития национального производства птицы и свинины в России. В частности, квоты для домашней птицы были значительно снижены за 2009-2011 годы, а квоты на свинину были снижены в 2010 году, хотя до этого были увеличены в 2009 году.
На молочном рынке защитные меры были использованы в результате увеличения импорта и падения цен производителей на молоко в 2008 году. Специфический компонент комбинированной ставки импортной пошлины на масло был увеличен с 0,22 евро до 0,35 евро за килограмм в начале 2009 года, в то время как адвалорная составляющая осталась на уровне 15 процентов. Пошлина на сухое молоко была увеличена с 15 до 20 процентов от ее таможенной стоимости. В конце сентября 2009 года Россия увеличила импортные пошлины на сыр.
Торговые партнеры России сгруппированы в три категории: развитые страны, развивающиеся страны и страны СНГ. Страны СНГ были выделены в отдельную группу из -за специфических исторических и экономических отношений между Россией и этими странами (Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии; соглашения о свободной торговле между Россией, Украиной, Казахстаном, Белоруссией, Киргизией, Молдавией и Узбекистаном).
Доля развивающихся стран в экспорте России составляет более чем 20 процентов и относительно стабильна. Страны СНГ составляют приблизительно 15 процентов. Развитые страны представляют собой главных реципиентов российского экспорта в стоимостном выражении.
Доля импорта из развивающихся стран в совокупном импорте России постоянно растет. Она составляла 13,1 процента в 2000 году и 31,4 процента в 2012 году. Напротив, доля импорта из стран СНГ уменьшилась с 34,3 процентов в 2000 году до 13,8 процентов в 2012 году. Доля импорта из развитых стран относительно стабильна.
Почти половину российского экспорта в страны СНГ и импорта из стран СНГ составляет торговля с Белоруссией и Казахстаном.
Развивающиеся страны превосходят страны СНГ по объему торговли сельскохозяйственной продукцией с Россией. В 2012 году экспорт сельскохозяйственной продукции из России в развивающиеся страны составил 39 процентов от общей стоимости экспорта сельскохозяйственной продукции. Доля импорта сельскохозяйственной продукции из развивающихся стран в Россию составила более чем 31 процент.
Доля российских поставок сельскохозяйственной продукции в страны СНГ составляет приблизительно 36 процентов от общего экспорта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. Приблизительно 20 процентов экспорта сельскохозяйственной продукции России было направлено в Белоруссию (7,2 процента) и Казахстан (12 процентов). Доля импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия из стран СНГ в общей величине импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия в России составляет 17
процентов. Существенная доля импорта прибывает из Белоруссии (7,4 процента). Импорт из Казахстана незначителен.
С точки зрения отдельных товарных групп, наибольшей стоимостью в импорте из развивающихся стран в 2012 году обладали фрукты и орехи (2604,8 млн. долл.), мясо (2228,2 млн. долл.), сахар (1176,3 млн. долл.), овощи (903,2 млн. долл.), табак (662,4 млн. долл.), а также жиры и масла (654,4 млн. долл.). Импорт из развивающихся стран составляет значительную долю общего импорта этих товарных групп в России. Например, импорт из развивающихся стран составил более чем 70 процентов общего импорта сахара в России, более чем 55 процентов общего импорта табака и более чем 47 процентов общего импорта фруктов и орехов. Кроме того, развивающиеся страны являются важными поставщиками кофе, чая, мате и специй на российский рынок.
Вступление России в ВТО и соблюдение многосторонних обязательств по поддержке внутреннего рынка, доступа к рынку, санитарным и фитосанитарным мерам, а также техническому регулированию будет стимулировать увеличенную прозрачность регулирования внешней торговли, улучшение доступа импорта на российский рынок, а также будет ограничивать возможности России по поддержке сельскохозяйственных производителей и наложению неправомерных мер, препятствующих торговле. Страны, экспортирующие сельскохозяйственную продукцию и продовольствие в Россию, получат следующие преимущества:
• сокращение российских таможенных пошлин;
• содействие торговле;
• предсказуемость регулирования внешней торговли России;
• унификация и прозрачность нетарифных мер регулирования торговли в России.
На фоне роста потребительского спроса эти преимущества приведут к увеличению российского импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Довольно вероятно, что, реагируя на рост потребительского спроса, увеличение импорта сельскохозяйственных и продовольственных товаров превысит увеличение во внутреннем производстве. В частности, так может произойти с продукцией животноводства.
Таким образом, членство России в ВТО обеспечит значительные торговые преимущества в первую очередь для развивающихся стран. В случае нарушения Россией обязательств, они могут использовать систему разрешения международных торговых споров ВТО, чтобы требовать возмещения ущерба, что было невозможно до вступления России в ВТО.
Впрочем, на деле все несколько сложнее: ввиду того, что на недавние санкции со стороны Европы Россия ответила продовольственным эмбарго, структура внешней торговли сельскохозяйственной продукцией претерпела значительные изменения в 2014 году, и определить ее динамику на ближайшие годы становится затруднительно, так как импортозамещение, по мнению экспертов, займет 3-4 года, хотя эмбарго не рассчитано на столь долгий срок и вводилось без переходного периода, усложнив доступ на российский рынок сотен тысяч тонн продуктов. По данным Министерства сельского хозяйства РФ, в 2014 году импорт мяса снизился на 849 тыс. тонн (47%) по сравнению с 2013 годом, импорт молока и молочной продукции снизился на 3,6 млн. тонн (39%), а овощей и фруктов было ввезено на 1,6 млн. тонн (25%) меньше, чем годом ранее. Очевидно, что подобный результат не мог не сказаться на стабильности экономики России. Данные Федеральной службы государственной статистики показывают, что уже в октябре 2014 по сравнению с октябрем 2013 года цены на
сырое молоко выросли на 13%, на картофель, крупный рогатый скот и свиней - на 14%, на птицу - на 29%.
Для борьбы с растущей вследствие эмбарго инфляцией, а также для обеспечения внутреннего рынка продовольственной продукцией, Россия стала активно налаживать партнерство со странами Латинской Америки (в частности, с Бразилией, Аргентиной, Эквадором и Чили). По мнению владельцев крупных российских агрохолдингов, продовольственное эмбарго может поспособствовать развитию сельскохозяйственного сектора экономики России благодаря вытеснению многих зарубежных фирм-конкурентов с рынка страны. Представители стран, не попавших под эмбарго, также видят в сложившейся ситуации перспективы для освоения огромного российского рынка сбыта.
Европейские же страны в большинстве своем остаются недовольными сложившейся ситуацией, как с экономической, так и с социально-политической точки зрения, пытаясь заручиться материальной поддержкой у Европейского Союза, а помощью в защите торговых интересов - у ВТО. Однако же выделить средства всем обратившимся за компенсациями странами у ЕС возможности пока нет, а обжалование эмбарго в ВТО представляется затеей малоперспективной, так как рассмотрение дел в ВТО может растягиваться до пяти лет, и если в процессе разбирательства Россия отменит эмбарго, никаких мер со стороны ВТО не последует. В связи с этим остается лишь держать руку на пульсе и искать пути импортозамещения для того, чтобы снизить до минимума угрозу продовольственной безопасности России, возникающую при высоком уровне зависимости от импорта зарубежного продовольствия как на текущем этапе, так и в перспективе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Официальный сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс] / Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. - Режим доступа: http://kremlin.ru/news/6752.
2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/.
3. Официальный интернет портал Министерство сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.htm.
4. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?id=13858&Itemid=2095&option=com_content.
5. Васильева, Е.В. Механизм формирования самообеспеченности региона продовольственной продукцией в условиях функционирования России в ВТО [Текст] / Е.В. Васильева, Е.Б. Дудникова, С.И. Ткачев // Вестник Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И. Вавилова, 2013. - №13.- С. 7780.
6. Глотов О.А. Продовольственная безопасность Российской Федерации: риски и угрозы, основные направления государственно-экономической политики [Текст] // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2011. - №1 - 2. - С. 240 -246.
7. Продовольственное эмбарго 2014 / А. Пермяков, С. Дружинин. [Электронный ресурс] // Деловой квартал. -2014 - Режим доступа: http://ekb.dk.ru/wiki/prodovolstvennoe-embargo-2014, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
8. Пахомова Т.В. Молочная отрасль в условиях ВТО [Текст] // Т.В. Пахомова / Современная экономика: проблемы, пути решения, перспективы: сборник научных трудов. - Кинель: РИЦ СГСХА, 2014. - 241 с.
9. Пылыпив А.М. Основные направления государственной инновационной политики в системе АПК / А.М. Пылыпив, П.И. Гражданова [Текст] // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в научной среде». - Уфа Аэтерна, 2014. - С. 80-84.
10. Steaks from the steppe [Электронный ресурс] // The Economist. - 2014 - Режим доступа: http://www.economist.com/news/asia/21613306-russias-food-embargo-west-good-state-backed-beef-industry-steaks-steppe, свободный. - Загл. с экрана. -Яз. англ.
Рецензент: Данильцев Александр Владимирович, доктор экономических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления».
Mintusov Vadim Konstantinovich
State University of Management Russia, Moscow E-mail: [email protected]
Influence of Russia's membership in WTO on agricultural
and food trade
Abstract. This research is devoted to problems of export and import of agricultural products and food in Russian Federation in current conditions. Necessity of searching for new trade partners served one of the reasons of the entry of Russia into the World Trade Organization (WTO) which, along with the opening opportunities, also involves certain obligations and restrictions for the country. The research reviews foreign food trade dynamics during the post-crisis period, the importance of Russia's accession to the World Trade Organization for agricultural trade and production on the basis of statistical data, and shows how the economy of developing European countries can be affected. The research also reviews consequences of Russia's implementation of food embargo both for the country itself, and for the developing European countries. Research revealed interdependence of Russia which is in need of foreign food, and developing countries which are using Russia as a large sales market. Reducing the scale of national economy's dependence on foreign goods is crucial for providing food and economic security of the country that demands searching for perspective ways of import substitution. Results of this research allow drawing conclusions on prospects of cooperation of the Russian Federation with trade partners within the WTO, and also on possible consequences of current trade policy of the state.
Keywords: agricultural production; food exports and imports; WTO regulations; food embargo; import substitution; foreign trade; food security.
REFERENCES
1. Ofitsial'nyy sayt Prezidenta Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyy resurs] / Doktrina prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii. - Rezhim dostupa: http://kremlin.ru/news/6752.
2. Ofitsial'nyy sayt Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/.
3. Ofitsial'nyy internet portal Ministerstvo sel'skogo khozyaystva Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.htm.
4. Ofitsial'nyy sayt Federal'noy tamozhennoy sluzhby Rossii [Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.customs.ru/index.php?id=13858&Itemid=2095&option=com_content.
5. Vasil'eva, E.V. Mekhanizm formirovaniya samoobespechennosti regiona prodovol'stvennoy produktsiey v usloviyakh funktsionirovaniya Rossii v VTO [Tekst] / E.V. Vasil'eva, E.B. Dudnikova, S.I. Tkachev // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta im. N.I. Vavilova, 2013. - №13.- S. 7780.
6. Glotov O.A. Prodovol'stvennaya bezopasnost' Rossiyskoy Federatsii: riski i ugrozy, osnovnye napravleniya gosudarstvenno-ekonomicheskoy politiki [Tekst] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki. -2011. - №1 - 2. - S. 240 -246.
7. Prodovol'stvennoe embargo 2014 / A. Permyakov, S. Druzhinin. [Elektronnyy resurs] // Delovoy kvartal. -2014 - Rezhim dostupa: http://ekb.dk.ru/wiki/prodovolstvennoe-embargo-2014, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. - Yaz. rus.
8. Pakhomova T.V. Molochnaya otrasl' v usloviyakh VTO [Tekst] // T.V. Pakhomova / Sovremennaya ekonomika: problemy, puti resheniya, perspektivy: sbornik nauchnykh trudov. - Kinel': RITs SGSKhA, 2014. - 241 s.
9. Pylypiv A.M. Osnovnye napravleniya gosudarstvennoy innovatsionnoy politiki v sisteme APK / A.M. Pylypiv, P.I. Grazhdanova [Tekst] // Sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Innovatsionnye protsessy v nauchnoy srede». - Ufa Aeterna, 2014. - S. 80-84.
10. Steaks from the steppe [Elektronnyy resurs] // The Economist. - 2014 - Rezhim dostupa: http://www.economist.com/news/asia/21613306-russias-food-embargo-west-good-state-backed-beef-industry-steaks-steppe, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. - Yaz. angl.