ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
179
Экономика
УДК 631.145(5Н.54)
Е.Л. Дугина, Е.В. Доржиева, Л.Б. Гармаева
РАЗВИТИЕ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
Представлена актуальность данной проблемы в условиях импортозамещения. Представлен обзор точек зрения и уточнено экономическое содержание понятия агропродовольственного рынка: с одной стороны, как динамично развивающаяся система социально-экономических отношений между производителями и потребителями, с другой, как экономический процесс обеспечения потребности населения высококачественными продуктами питания по доступным ценам. Дана оценка современного состояния и развития агропродовольственного рынка Республики Бурятия, проведен анализ производства, потребления, ввоза и вывоза основных продуктов питания региона. Показано, что вследствие сокращения импорта и производства молока и молочных продуктов снизилось их потребление. Несмотря на то, что питание большей части населения Республики Бурятия не соответствует научно обоснованным нормам потребления, структура потребления улучшается. Это свидетельствует о том, что агропродовольственный рынок функционирует достаточно эффективно в последние годы. На основе проведенного анализа предложены приоритетные направления развития агропродовольственного рынка, в частности, совершенствование развития производственной инфраструктуры, активизация государственной поддержки АПК и межрегионального сотрудничества, создание благоприятной конкурентной среды для повышения конкурентоспособности агропродовольственной продукции. Реализация этих направлений позволит улучшить продовольственное обеспечение населения региона основными продуктами питания.
Ключевые слова: агропродовольственный рынок, государственное регулирование, экономические санкции, контрсанкции, агропромышленный комплекс, продовольственное обеспечение, продукты питания.
Сельское хозяйство, активно пытающееся встроиться в мировую экономику, в данный момент находится в состоянии, когда сельскохозяйственные товаропроизводители испытывают значительные трудности, принимает на себя обязательства по ограничению государственной поддержки его развития. Особенно актуальным становится развитие агропродовольственного рынка в условиях экономических санкций ряда стран: США, Канада, Евросоюза и контрсанкций России.
Агропродовольственный комплекс России остается одним из важнейших приоритетов социально-экономического развития отдельных регионов и страны; в целом он относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих жизнедеятельность общества. Однако создание конкурентоспособного агропродовольственного производства невозможно без усиления роли государства и поддержки аграрного сектора экономики. Объективная необходимость государственного регулирования сельского хозяйства обусловлена рядом причин, среди которых важнейшими являются: необходимость обеспечения продовольственной безопасности, низкая конкурентоспособность и производительность этой отрасли, ценовой диспаритет на сельскохозяйственную продукцию и оборудование, низкий уровень оплаты труда работников и т. д.
Оценка опыта работы российского агропромышленного комплекса в условиях импортозамеще-ния и эффективности применяемых мер господдержки отрасли показала, что, хотя в развитии наблюдаются положительные тенденции по стабилизации и модернизации производства, вступление России в ВТО закрепило неравные условия конкуренции между отечественными и зарубежными производителями и привело к дальнейшему росту импорта и убыточности сельскохозяйственного производства. Поэтому в современных условиях необходимы существенные изменения направленности и применяемых мер государственной поддержки в АПК, чтобы обеспечить ожидаемый положительный эффект в краткосрочном периоде.
Одним из приоритетных направлений развития агропродовольственного рынка стало импорто-замещение. По мнению российских ученых, процесс импортозамещения должен протекать в наиболее конкурентоспособных отраслях: именно такими отраслями является агропромышленный комплекс и агропродовольственный рынок.
Вместе с тем импортозамещение не решает проблему зависимости страны от поставок продовольствия, этот процесс призван создать для отечественных производителей условия для стабильного развития, чтобы добавленная стоимость продуктов питания, потребляемых на внутреннем рынке, создавалась внутри страны. Как показывает опыт зарубежных стран, вслед за этапом импортозаме-щения следует этап экспансии наиболее конкурентных отраслей продовольственного комплекса за пределы локального рынка и развитие экспорта.
Далее следует отметить, что нехватка отечественного сельскохозяйственного сырья является одним из основных факторов, сдерживающих импортозамещение в системе продовольственного комплекса, что приводит к импорту более дорогой продукции с высокой добавленной стоимостью. По этой причине производство дефицитного сельскохозяйственного сырья является особенно актуальной и привлекательной задачей. Для выработки государственной политики по стимулированию импортозамещающего производства ключевую роль играет определение наиболее значительных барьеров, проблем, недостатков, сдерживающих развитие продовольственного комплекса. Вместе с тем низкие внутренние цены не могут рассматриваться в качестве причины недостаточно успешного импортозамещения. В существующих условиях снижения реальных доходов населения и его благосостояния меры по ограничению импорта должны использоваться эффективно.
Введение Россией ответных санкций в отношении стран ЕС, США, Австралии, Норвегии привело к значительному сокращению поставок импортных продуктов: сыров на 30 %, свинины на 20 %, мяса птицы на 8 %, рыбы и морепродуктов на 14,9 %, молока и молочных продуктов на 10,2 %, овощей на 5,8 %, фруктов и ягод на 14,7 %. В данных условиях местные товаропроизводители получили возможность расширять собственное производство и занимать определенную нишу рынка. Как показывает практика, в России есть все предпосылки для того, чтобы обеспечить население республики основными продуктами питания собственного производства [2].
В современной экономике существует множество подходов к определению понятия агропродо-вольственного рынка. Рассмотрим более подробно содержание данного понятия. Так, например, О.Н. Фетюхина считает, что агропродовольственный рынок представляет сложную социально-экономическую систему с эмерджентным действием в виде конкурентных преимуществ, ограниченных спросом на основе платежеспособной потребности в агропродовольственных товарах, а также их предложением [7].
По мнению П.В. Михайлушкина, агропродовольственный рынок - это экономический процесс, обеспечивающий потребности населения в продовольствии с рационально сбалансированным соотношением между конкретными продуктами питания, представленными на рынке, их ценой и качеством, реализованными потребностями и спросом.
Анализируя представленные выше определения, можно сказать, что агропродовольственный рынок, с одной стороны, рассматривается как сложная система социально-экономических и организационных отношений между субъектами, направленная на обеспечение населения основными продуктами питания. С другой стороны, агропродовольственный рынок рассматривается как экономический процесс, обеспечивающий потребности населения в продовольствии в соответствии с соотношением спроса и предложения на рынке [3].
Нам представляется, что агропродовольственный рынок - это динамично-развивающаяся система экономических отношений между производителями и потребителями в процессе производства, распределения, обмена и потребления основных продовольственных товаров в условиях благоприятной конкурентной среды с целью обеспечения продовольственной независимости страны.
Региональный агропродовольственный рынок представляет собой систему экономических отношений между продавцами и покупателями в процессе обмена и потребления продуктов питания, обусловленных специфическими особенностями его функционирования в рамках отдельного региона. Главной целью функционирования агропродовольственного рынка региона является обеспечение населения высококачественными продуктами питания по доступным ценам в определенном ассортименте и создание благоприятных условий для развития конкурентной среды экономических субъектов.
Функционирование региональных агропродовольственных рынков становится неизбежным на основе развития межрегиональных связей, расширения сотрудничества в рамках Евразийского пространства, обеспечивая при этом снижение негативного влияния внутренних и внешних факторов. Независимо от уровня и особенностей социально-экономического развития каждый регион России особенно остро нуждается в создании новой инновационно-инвестиционной модели взаимовыгодного сотрудничества на основе рационального использования ресурсного потенциала.
Республика Бурятия является динамично развивающимся аграрным регионом России с высоким научным, инновационным и образовательным потенциалом. В настоящее время в республике реализуется ряд республиканских целевых программ и более 20 инвестиционных проектов в сфере агропромышленного комплекса, ожидаемыми результатами которых является значительное увеличение производства основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольственного сырья. В структуре агропромышленного комплекса Республики Бурятия пищевая промышленность занимает значительный удельный вес и относится к числу стратегически важных отраслей, определяющих обеспечение населения продуктами питания, и включает в себя 11 подотраслей, связанных с переработкой сельскохозяйственного сырья и производством продуктов питания и напитков для населения. Ведущими отраслями в системе агропродовольственного комплекса являются мясная, молочная, хлебопекарная, кондитерская, плодоовощная и др.
В структуре агропродовольственного комплекса важную роль играет агропродовольственный рынок.
Развитие агропродовольственного рынка Республики Бурятия в значительной степени определяется уровнем обеспечения населения основными продуктами питания. Рассмотрим более подробно анализ производства основных продуктов питания в Бурятии на душу населения в год (табл. 1).
Таблица 1
Производство важнейших видов продовольственной продукции Республики Бурятия
в 2014-2016 годы, т.
Виды продовольственных товаров 2014 г. 2015 г. Темп роста 2015 г. к 2014 г. 2016 г. Темп роста 2016 г. к 2014 г.
Абс. Отн., % Абс. Отн., %
Колбасные изделия 13947,7 13757,8 -189,9 98 14629,2 681,5 104
Консервы мясные, тыс. усл. банок 9631,9 24135,1 14503,2 250 18947,9 9316 196
Пищевая рыбная продукция 3510,2 3740,6 230,4 107 3428,3 -81,9 97
Мука 1582,9 1338,9 -244 85 1280,7 -302,2 80
Крупа 108 264 156 244 79,9 -28,1 74
Хлеб и хлебобулочные изделия 38589,5 38031,9 -557,6 98 34771,3 -3818,2 90
Кондитерские изделия 6718,7 5781,8 -936,9 86 6209,3 -509,4 92
Результаты проведенного исследования показывают, что в 2016 г. по сравнению с 2014 г. произошло увеличение производства колбасных изделий, мясных консервов на 4 % и 96 % соответственно. В то же время произошло сокращение производства хлебобулочных, кондитерских изделий и практически остановлено производство макаронных изделий.
Оценка уровня продовольственной безопасности зависит не только от объемов собственного производства, но и потребления основных продуктов питания. Рассмотрим более подробно потребление основных продуктов питания населением Республики Бурятия (табл. 2).
Результаты исследования показывают, что в 2016 г. по сравнению с 2014 г. произошло незначительное снижение потребления мяса и мясопродуктов на 1,5 %, овощей и бахчевых культур на 1,4 %, хлебобулочных изделия на 1,7 % в связи со снижением реальных доходов населения региона.
Кроме того, вследствие сокращения производства и импорта молока и молочных продуктов снизилось их потребление на 4,93 %, фруктов и ягод на 8,4 %. В то же время потребление картофеля осталось на прежнем уровне, а овощей увеличилось на 4,9 %.
По данным мониторинга Минэкономики Республики Бурятия доля присутствия товаров местных производителей в емкости продовольственного рынка региона в течение ряда лет составляет около 30 %, соответственно ввозится из-за пределов республики около 70 % продовольственных товаров. Так, на территорию Республики Бурятия завозятся следующие продукты питания: мясо птицы, колбасные изделия, масло животное, сыры, цельномолочная продукция, консервы мясные, овощные, фруктовые, рыбные, кондитерские изделия, яйцо куриное, хлебобулочные изделия.
Таблица 2
Потребление основных продуктов питания на душу населения Республики Бурятия,
2014-2016 годы, кг
Виды основных продуктов питания 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Мясо и мясопродукты в пересчете на мясо 68 68 67
Молоко и молочные продукты в пересчете на молоко 264 264 251
Яйца и яйцепродукты, шт 210 206 206
Картофель 101 100 101
Овощи и продовольственные бахчевые культуры 67 72 71
Фрукты и ягоды 35 36 33
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупа) 118 118 116
По данным таможенной статистики, внешнюю торговлю осуществляли 438 участников внешнеэкономической деятельности. В 2016 г. экспортно-импортные операции совершались с 39 странами дальнего и ближнего зарубежья, основные торговые партнеры - Китай, Монголия, Республика Беларусь и др.
Рассмотрим более подробно товарную структуру экспорта и импорта (табл. 3) Республики Бурятия в 2011-2015 гг.
Таблица 3
Структура экспорта и импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья Республики Бурятия в 2011-2015 гг. (в фактически действовавших ценах)
Экспорт
2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
млн $ США % млн $ США % млн $ США % млн $ США % млн $ США %
Всего 731,1 100 949,1 100 1299,7 100 1278,9 100 1567,5 100
В том числе:
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 24,7 3,4 26,3 2,8 21,4 1,6 14,2 1,1 12,6 0,8
Импорт
Всего 188,8 100 253 100 163,4 100 146,1 100 112,7
В том числе:
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 34,8 18,4 31,2 12,3 29,1 17,8 26,5 18,1 30,1 26,7
Результаты исследования показывают, что доля экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в 2015 г. по сравнению с 2011 г. снизилась на 2,6 %, по сравнению с 2014 г. на 0,8 %. Это свидетельствует о том, что значительная часть продовольственных ресурсов остается в регионе. В то же время доля импорта продовольственных товаров также снижается, однако в 2015 г. в связи с повышением курса доллара объем импорта по сравнению с 2014 г. увеличился на 0,2 %. Увеличение произошло за счет возобновления поставок конины из Монголии и роста поставок овощей и фруктов из Китая [4].
По оценкам экспертов, питание большинства населения Республики Бурятия не соответствует научно обоснованным нормам потребления, рекомендованным АМН РФ. Тем не менее структура потребления в последние годы улучшается и это свидетельствует о том, что агропродовольственный рынок функционирует более эффективно в последние годы.
При этом следует отметить, что существенную долю в стоимости продовольственных товаров составляют инфраструктурные и логистические затраты. Высокий уровень этих издержек снижает конкурентоспособность продовольственных товаров. Кроме того, несовершенная инфраструктура сбыта сельскохозяйственной продукции и продовольствия (первичная переработка, хранение и
транспортировка сельскохозяйственной продукции) отрицательно влияет на развитие агропродоволь-ственного рынка Республики Бурятия. Ускоренное развитие рыночной инфраструктуры должно проводиться по пути обеспечения доступа к агропродовольственному рынку сельскохозяйственных товаропроизводителей вне зависимости от категорий хозяйств и их месторасположения.
В современных условиях развитие агропродовольственного рынка Республики Бурятия будет осуществляться по следующим направлениям:
- ускоренное развитие рыночной инфраструктуры;
- активизация системы мер государственной поддержки по расширению межрегионального сотрудничества;
- развитие конкуренции с целью повышения конкурентоспособности агропродовольственной продукции.
Государственное регулирование развития агропродовольственного рынка осуществляется посредством реализации программных мероприятий, которые в основном направлены на поддержку развития сельскохозяйственного производства, сдерживающим фактором является невысокий уровень развития инфраструктуры, обеспечивающей закуп, хранение сельскохозяйственного сырья и продовольствия, наличие большого количества посреднических структур.
Систему государственного регулирования и поддержки следует выстраивать по целевым программам с тем, чтобы учитывать региональные особенности, стимулировать приоритетные направления развития производства, формировать новые организационно-правовые формы хозяйствования, исключать непроизводственные затраты. Государственная поддержка это, прежде всего, защита интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, причем используемая не только как тактический прием, но и как стратегический ресурс, позволяющий решать приоритетные, перспективные задачи развития агропромышленного комплекса.
Не менее важным направлением развития агропродовольственного рынка является расширение межрегионального сотрудничества, требующего скоординированных усилий органов государственной власти, общественных организаций, хозяйствующих субъектов, это обусловлено необходимостью выработки концептуальных подходов для развития сотрудничества между российскими регионами, а также их зарубежными партнерами.
Весьма важным представляется развитие агропродовольственного рынка на основе межрегиональных связей как условие сбалансированного развития региональных АПК страны, снижения зависимости от негативного влияния факторов внешней среды и комплексной реализации ее торгового потенциала. Независимо от форм хозяйствования и уровня социально-экономического развития, каждый российский регион остро нуждается в организации эффективной торговли между субъектами РФ, причем их потенциальные возможности позволят осуществлять более рациональный и взаимовыгодный обмен сельскохозяйственной продукцией и продовольствием. Это является несомненным и бесспорным преимуществом каждого регионального агропродовольственного рынка в условиях глобализации мировой торговли. Более того, развитие межрегиональной торговли играет важную роль в осуществлении межотраслевого и межрегионального обмена и установлении связей между региональными АПК.
Вместе с тем расширение географии межрегиональных связей, позитивные перемены в социально-экономической жизни населения регионов и возросший торгово-экономический, научно-технический и социально-культурный потенциал Республики Бурятия настоятельно требуют придания этой работе комплексного характера, выведения межрегионального сотрудничества на качественно новый организационно-технологический уровень.
Развитие конкуренции с целью повышения конкурентоспособности агропродовольственной продукции возможно на основе снижения тарифов на энергоресурсы, осуществления государственной поддержки в форме субсидирования товаропроизводителям, повышения дисциплины поставок; доступности кредитных ресурсов, усиления конкурентных преимуществ в сфере кредитования и страхования.
В условиях санкционной экономики особенно актуальным становится развитие межрегиональных связей в системе агропродовольственного рынка. Оценка потенциальных возможностей российских регионов позволит наиболее рационально использовать агроресурсный потенциал и осуществлять взаимовыгодный обмен сельскохозяйственным сырьем и продовольственной продукцией. Более того, развитие внутренней межрегиональной торговли играет важную роль в осуществлении межотраслевого и межрегионального обмена и установлении прочных связей между региональными агропродовольст-венными комплексами. При этом создаются благоприятные инвестиционные условия для развития конкурентной среды, расширения международных связей с зарубежными партнерами.
Таким образом, развитие агропродовольственного рынка Республики Бурятия на основе предложенных направлений позволит улучшить обеспечение населения региона основными продуктами питания и укрепить продовольственную безопасность страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Григорьев Н.В. Стратегические направления развития производства мяса и мясного рынка в регионе // Новосибирск: Агро-Сибирь, 2013. 200 с.
2. Дугина Е.Л., Гармаева Л.Б. Materials of international scientific and practical conference innovations in science, education and production of Kazakhstan: 2 т. // Развитие агропродовольственного рынка в условиях импортоза-мещения, 2015. С. 19.
3. Кундиус В. А., Михайлушкин П. В., Полтарыхин А. Л. Инновационное развитие интеграционных процессов в свеклосахарном подкомплексе АПК [Текст]: монография. Краснодар: Атри, 2011. 362 с.
4. Министерство сельского хозяйства РФ: Официальный сайт. URL: http://www.mcx.ru
5. Стратегия развития мясного животноводства в Российской Федерации до 2020 г. URL: http://myasoportal.ru/ analitika/strategiya-razvitiya-myasnogo-zhivotnovodstva-do-2020-gshamil-khusnullovich-vakhitov-zamestitel-min.
6. Россия в цифрах. 2015: Крат. стат. сб./ Росстат. M., 2015. 543с.
7. Фетюхина О.Н. Теоретические аспекты развития агропродовольственного рынка России в условиях глобализации // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2016.
8. Храмова Е. Развитие российского агропродовольственного рынка в транзитных условиях. М.: ИЭПП, 2013.
Поступила в редакцию 03.02.2018
E.L. Dugina, E.V. Dorzhieva, L.B. Garmaeva
DEVELOPMENT OF THE AGRO-FOOD REGIONAL MARKET IN THE CONDITIONS OF SANCTION ECONOMICS
The article shows the relevance of this problem in the context of import substitution; provides an overview of several points of view and clarifies the economic content of the concept of the agro-food market. On the one hand, it is a dynamically developing system of socio-economic relations between producers and consumers. On the other hand, it is an economic process of providing the population with high-quality food at affordable prices The estimation of the current state and the development of the agro-food market of the Republic of Buryatia is given; the analysis of production, consumption, import and export of the region's main food products is carried out. It is shown that due to the reduction in imports and production of milk and dairy products, their consumption has decreased. Despite the fact that the food of the majority of the population of the Republic of Buryatia does not meet scientifically based consumption standards, the consumption pattern is improving. This indicates that the agro-food market has been operating quite efficiently in recent years. Based on the analysis carried out, priority directions for the development of the agro-food market are proposed, in particular, the improvement of the production infrastructure development, the activation of state support for the agro-industrial complex and interregional cooperation, the creation of a favorable competitive environment for the improvement of the competitiveness of agro-food products. The implementation of these directions will improve the food supply of the region's population with basic food products.
Keywords: agro-food market, state regulation, economic sanctions, counter-sanctions, agro-industrial complex, food security, food products.
Дугина Евдокия Лазаревна,
доктор экономических наук, профессор
E-mail: [email protected]
Доржиева Елена Викторовна, кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected]
Гармаева Людмила Бургэдовна, аспирант E-mail: [email protected]
ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный
университет технологий и управления»
670013, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, д. 40 В
Dugina E.L.,
Doctor of Economics, Professor, E-mail: [email protected]
Dorzhieva E.V.,
Candidate of Economics, Associate Professor E-mail: [email protected]
Garmaeva L.B., postgraduate student E-mail: [email protected]
East-Siberian State University of Technical and Management Klyuchevskaya st., 40 V, Ulan-Ude, Russia, 670013