УДК 631.145:338.439
DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-6-102-110
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
ASSESSMENT OF THE FOOD SECURITY STATE IN THE REGION UNDER THE CONDITIONS OF THE SANCTIONS ECONOMY
Е.Л. Дyгuнa,
Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ [email protected]
E. Dugina,
East-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude
Л.Б. rapMaeea,
Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ [email protected]
L. Garmaeva,
East-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude
A.B. Дугин, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ [email protected]
A. Dugin,
East-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude
Рассмотрено экономическое содержание понятия «продовольственная безопасность». Определены внутренние угрозы продовольственной безопасности, в частности, несоответствие объемов производства и потребления основных продовольственных товаров согласно рациональным нормам, дифференциация реальных доходов и снижение уровня жизни населения, неэффективное использование агроресурсного потенциала агропродовольственного комплекса. Отмечено, что внешние угрозы продовольственной безопасности связаны с развитием процессов глобализации мировой экономической системы, усиливающих импортозависи-мость страны.
Показано, что на фоне санкционной экономики созданы благоприятные условия для реализации программы импортозамещения, которое является приоритетным направлением развития агропродоволь-ственного комплекса. Выделены позитивные тенденции в увеличении объемов производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции. Это позволило не только повысить уровень самообеспеченности населения основными продуктами питания высокого качества по доступным ценам, но и существенно нарастить экспортный потенциал страны. Дана оценка состояния продовольственного обеспечения населения Республики Бурятия. Отмечено, что за последние три года произошли некоторые изменения в структуре производства продовольственной продукции, в частности, приостановлено производство макаронных изделий, увеличилось производство мясопродуктов, консервов, колбасных изделий, сократилось производство хлебобулочных и кондитерских изделий, что в конечном счете оказало влияние на структуру потребления населения региона. Так, вследствие сокращения производства и импорта молока и молочных продуктов, фруктов сократилось их потребление. В то же время увеличилось потребление овощей и бахчевых культур, незначительно сократилось потребление хлебобулочных изделий и мясопродуктов. Предложена инновационно-инвестиционная модель обеспечения продовольственной безопасности региона и страны в условиях санкционной экономики
Ключевые слова: продовольственная независимость; импортозамещение; продовольственная безопасность; продовольственное обеспечение; санкционная экономика; продовольственное эмбарго; продукты питания; инновационно-инвестиционная модель; сельское хозяйство; оценка
© Е. Л. Дугиna, Л. Б. rapMaeea, 102
А. В. Дугин, 2018
The economic content of the concept "food security" is considered. Internal threats to food security have been identified, in particular, the inconsistency in the volume of production and consumption of basic food products in accordance with rational norms, differentiation of real incomes and a decrease in the standard of living of the population, ineffective use of the agro-food potential of the agro-food complex. It is noted that external threats to food security are related to the development of the processes of globalization of the world economic system, which strengthen the country's import dependence.
It is shown that, against the backdrop of the sanctions economy, favorable conditions have been created for the implementation of the import substitution program, which is a priority for the development of the agro-food complex. Positive trends in the increase in the volume of production of agricultural and food products are highlighted. This allowed not only to increase the level of self-sufficiency of the population with basic high-quality food products at affordable prices, but also to significantly increase the country's export potential. An estimation of the state of food provision for the population of the Republic of Buryatia is given. It is noted that over the past three years there have been some changes in the structure of food production, in particular, the production of pasta has been suspended; the production of meat products, canned food and sausage products has increased; the production of bakery and confectionery products has decreased, which ultimately influenced the structure of consumption of the population region. So, due to the reduction in the production and import of milk and dairy products, fruits, their consumption declined. At the same time, consumption of vegetables and melons has increased, and consumption of bakery products and meat products has decreased slightly. The innovation-investment model of ensuring the food security of the region and the country in the conditions of the sanctions economy is proposed
Key words: food independence; import substitution; food security; food security; sanctions economy; food embargo; food products; innovation and investment model; agriculture; evaluation
ведение. Важнейшим элементом жизнедеятельности общества является продовольственное обеспечение, состояние которого определяет экономическую безопасность страны в целом.
Продовольственная безопасность является одним из основных элементов экономической безопасности страны. В системе экономической безопасности формируется механизм противодействия внешним и внутренним угрозам и обеспечения продовольственной безопасности страны.
Так, к внутренним угрозам обеспечения продовольственной безопасности следует отнести рассогласованность объемов производства и потребления основных продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами, дифференциация реальных доходов населения, снижение уровня и качества жизни граждан, а также недостаточное эффективное использование агроресурсного потенциала АПК. Внешние угрозы продовольственной безопасности обусловлены развитием процесса глобализации в мировой экономике, повышением уровня импортозависимости страны [8].
Устойчивое развитие агропродоволь-ственного комплекса обеспечивается на
основе создания благоприятного инновационно-инвестиционного климата для привлечения новых инвестиций, направленных на модернизацию производства продовольственной продукции.
Цель исследования состоит в оценке продовольственной безопасности региона. Достижение поставленной цели предопределило решение следующих задач: оценка состояния системы продовольственного обеспечения региона, сравнительный анализ производства и потребления важнейших видов продовольственной продукции Республики Бурятия, разработка приоритетных направлений устойчивого развития агропродовольственного комплекса и обеспечение продовольственной безопасности региона на основе инновационно-инвестиционной модели в условиях санкционной экономики.
Методы и методология исследования. В работе использован методический подход, основанный на систематизации развития социально-экономических процессов в рамках представленной проблемы. Предложен методический подход, который позволил дать оценку продовольственного обеспечения населения Республики Буря-
тия основными продуктами питания. На основе проведенного анализа дана оценка уровня самообеспеченности населения продовольственными товарами, предложены приоритетные направления устойчивого развития АПК региона.
Результаты исследования. Продовольственная безопасность — это такое состояние экономики России, при котором население обеспечено соответствующими ресурсами, потенциалом, гарантиями, независимо от внешних и внутренних условий удовлетворяются его потребности в продуктах питания в соответствии с физиологическими нормами [3].
С одной стороны, продовольственная безопасность представляет собой непрерывную способность государства и общества обеспечивать потребности населения и физическую доступность продуктов питания высокого качества, а с другой — это совокупность социально-экономических процессов интеграции, реструктуризации инновационно-инвестиционной деятельности в системе агропродовольственного рынка, обеспечивающих физиологическую экономическую доступность и удовлетворение потребностей населения в высококачественных продуктах питания в соответствии с уровнем реальных доходов потребителей.
В Доктрине продовольственной безопасности представлены основные продукты питания и минимальный уровень их собственного производства: зерно — 95 %, сахар — 80 %, растительное масло — 80 %, мясо — 85 %, молоко — 90 %, рыба — 80 %, картофель — 95 %, пищевая соль — 85 % [5].
В условиях введенных странами ЕС и США экономических санкций со стороны России предпринимаются ответные меры и создаются благоприятные условия для развития сельского хозяйства, где импортоза-мещение является приоритетным направлением развития АПК [1].
Положительные тенденции наращивания объемов производства сельскохозяйственной продукции российскими товаропроизводителями в перспективе позволят обеспечить продовольственную независи-
мость России по основным продуктам питания. Однако достижение продовольственной независимости является только одним из ключевых элементов, необходимых для обеспечения продовольственной безопасности страны [2].
Кроме того, в бюджете 2018 г. предусмотрена государственная поддержка в размере 262 млрд р., которая будет направлена на субсидирование ставок банковского кредитования и железнодорожных тарифов на транспортировку зерна, а также планируется увеличить расходы на поддержку предприятий сельскохозяйственного машиностроения [7].
Согласно Доктрине продовольственной безопасности, необходимо увеличить объем инвестиций на развитие АПК. Так, в 2016 г. рост инвестиций составил 247 млрд р., что позволило приблизиться к обеспечению населения страны основными продуктами питания в соответствии с установленными нормами потребления [9; 10].
В процессе реализации Программы импортозамещения экспорт продукции АПК вырос на 15 % [1]. Так, если в 2007 г. Россия экспортировала сельскохозяйственную продукцию в 40 стран мира, сейчас — в 140, при этом среднегодовые темпы роста производства сельскохозяйственной продукции в 2014—2017 гг. составили 3,6 %. Это позволило не только полностью обеспечить собственные потребности, но и существенно нарастить экспортный потенциал России.
За последние три года произошли позитивные перемены в системе агропродо-вольственного рынка России. Несмотря на сложные природно-климатические условия, впервые за последние сто лет произведено 130 млн т зерна, удалось не только увеличить объемы экспорта, но и обеспечить внутренние потребности в зерне. Поэтому в ближайшие годы проблем с зерном в России не предвидится (при среднем потреблении 33...35 млн т зерновых).
Современная экономическая ситуация диктует необходимость увеличения объема экспорта на рынках продовольственной продукции. Рассмотрим систему продоволь-
ственного обеспечения в Республике Бурятия. В настоящее время производством продуктов питания в республике занимается более 350 организаций, наиболее развито предпринимательство в хлебопекарной, кондитерской и мясной отраслях, ежегодно предприятиями обновляется до 10 % производимого ассортимента. За последние два года внедрено свыше 100 новых
наименований мясной продукции, около 30 наименований молочной продукции, более 70 видов хлебобулочных изделий, свыше 30 наименований кондитерской продукции [4].
Рассмотрим подробнее состояние структуры основных производителей продовольственной продукции Республики Бурятия (табл. 1).
Таблица 1 / Table 1
Основные субъекты агропродовольственного рынка Республики Бурятия / Main sub-projects of
the agro-food market of the Republic of Buryatia
Отрасли / Industries Количество предприятий / Number of enterprises Ведущие предприятия / Leading enterprises
Мукомольно-крупяная / Flour-and-cereals 8 Макаронные изделия / Pasta: ИП Теймурова E. Ю. / IP Teimurova E. Yu. Мукомольные / Flour milling: - ИП Нефедова М. В. (ОАО «Бурятхлебпром») / IE Nefedova M. V. (OJSC "Buryatkhlebprom"); - ИП Петров В. П. / IE Petrov V. P.; - ИП Манушкин В. П. / IE Manushkin V. P.; Крупяные / Cereals: - ООО «Еланская гречиха» / LLC "Elanskaya buckwheat"
Хлебопекарная / Bakery 181 ОАО «Бурятхлебпром» / OJSC "Buryatkhlebprom" ООО «Хлебушек» / LLC "Khlebushek"
Молочная / Dairy 18 ООО «Молоко Бурятии» / LLC "Milk of Buryatia" ООО «Бичурский маслозавод» / LLC "Bichur creamery"
Плодоовощеконсервная / Fruit canned food 1 ООО «Агро-В» / LLC "Agro-V"
Масложировая / Oil and fat products 1 ИП Кунгуров А. Н. / IE Kungurov A. N.
Кондитерская / Confectionery 59 Кондитерская фабрика «Амта» (АО «Каравай») / Confectionery factory "Amta" (JSC "Karavay") Кондитерская фабрика «Тарко» / Confectionery factory "Tarko" ОАО «Бурятхлебпром» / OJSC "Buryatkhlebprom" ООО «ХлебУлан-Удэ» / LLC "Khleb of Ulan-Ude"
Рыбная / Fish 18 ООО «Рыбозавод «Байкал» / LLC "Fishfactory Baikal" СПК «Кабанский рыбозавод» / SEC "Kabansky Fishery Plant" ООО «Рыбопродукт» / LLC "Fish Products" ОАО «Нептун» / JSC "Neptune" ОАО «Нижнеангарский рыбозавод» / JSC "Nizhneangarsky Fishery Plant"
Мясная / Meat 98 ООО «Бурятмяспром» / LLC "Buryatmyasprom" ООО «Бурятская мясоперерабатывающая компания» / LLC "Buryat meat-processing company" ООО «Пиката» / OOO Pikata ООО «МПФ Селенга» / LLC "MPF Selenga"
Результаты проведенного исследования показывают, что в 2016 г. по сравнению с 2014 г. произошло увеличение производства колбасных изделий, мясных консервов на 4 и 96 % соответственно. В то же время сократилось производство хлебобулочных, кондитерских изделий и практически остановлено производство макаронных изделий.
Таблица 2 / Table 2
Производство важнейших видов продовольственной продукции Республики Бурятия в 2014—2016 гг. / Production of the most important types of food products of the Republic
of Buryatia in 2014-2016
Показатели / Indicators 2014 г. 2015 г. Темп роста 2015 г. к 2014 г. / Growth rate of 2015 by 2014 2016 г. Темп роста 2016 г. к 2014 г. / Growth rate 2016 by 2014
абс. / abs. отн., % / rel.,% абс. / abs. отн., % / rel.,%
Колбасные изделия / Sausages 13947,7 13757,8 -189,9 98 14629,2 681,5 104
Консервы мясные, тыс. усл. банок / Canned meat, thousand usl. Cans 9631,9 24135,1 14503,2 250 18947,9 9316 196
Товарная пищевая рыбная продукция / Commodity food fish products 3510,2 3740,6 230,4 107 3428,3 -81,9 97
Мука / Flour 1582,9 1338,9 -244 85 1280,7 -302,2 80
Крупа / Groats 108 264 156 244 79,9 -28,1 74
Хлеб и хлебобулочные изделия / Bread and bakery products 38589,5 38031,9 -557,6 98 34771,3 -3818,2 90
Макаронные изделия / Pasta 3924,9 - - - - - -
Кондитерские изделия / Confectionery 6718,7 5781,8 -936,9 86 6209,3 -509,4 22
Оценка уровня продовольственной смотрим подробнее потребление основных
безопасности зависит не только от объемов продуктов питания населением Республики
собственного производства, но и потребле- Бурятия (табл. 3). ния основных продуктов питания. Рас-
Таблица 3 / Table 3
Потребление основных продуктов питания на душу населения Республики Бурятия, тыс. т / Consumption of basic foodstuffs per capita in the Republic of Buryatia, thous. t
Основные виды продуктов питания / Main types of food 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Мясо и мясопродукты в пересчете на мясо / Meat and meat products in terms of meat 68 68 67
Молоко и молочные продукты в пересчете на молоко / Milk and dairy products in terms of milk 264 264 251
Яйца и яйцепродукты, шт. / Eggs and eggproducts, pieces flour, cereal 210 206 206
Картофель / Potatoes 101 100 101
Овощи и продовольственные бахчевые культуры / Vegetables and food melon crops 67 72 71
Фрукты и ягоды / Fruits and berries 35 36 33
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупа) / Bread products (bread and pasta interms of flour, flour, kr-pa) 118 118 116
Результаты исследования показывают, что в Республике Бурятия наиболее развиты хлебобулочная, кондитерская и мясная отрасли промышленности, в которых насчитывается 181, 59 и 98 предприятий соответственно.
Рассмотрим производство основных продуктов питания по товарным группам в Республике Бурятия (табл. 2).
Данные табл. 3 показывают, что в 2016 г. по сравнению с 2014 г. произошло снижение потребления мяса и мясопродуктов на 1,5 %, овощей и бахчевых культур — на 1,4 %, хлебобулочных изделий — на 1,7 %.
Кроме того, вследствие сокращения производства и импорта молока и молочных продуктов их потребление снизилось на 4,93 %, фруктов и ягод — на 8,4 %. В то же время потребление картофеля осталось на прежнем уровне, а овощей увеличилось на 4,9 %.
По оценкам экспертов, питание большинства населения республики не соответствует научно обоснованным нормам потребления, рекомендованным АМН РФ, тем не менее структура потребления в последние годы улучшается, что свидетельствует о том, что в последние годы агро-продовольственный рынок функционирует более эффективно.
Рациональное использование агроре-сурсного потенциала способствует увеличению объемов внутреннего производства продуктов питания для обеспечения продовольственной безопасности региона [9].
Обеспечение продовольственной безопасности регионов и страны в целом в условиях санкционной экономики возможно на основе инновационно-инвестиционной модели [6], которая представлена на рисунке.
Государственная целевая программа импортозамещения включает следующие направления:
— государственная поддержка развития новых инновационных процессов производства в агропродовольственной сфере;
— активизация инвестиционных процессов на основе создания благоприятного инвестиционного климата;
— модернизация предприятий агропро-довольственного комплекса, внедрение современных технологий, нового более производительного оборудования;
— повышение конкурентоспособности предприятий агропродовольственной сферы;
— совершенствование системы налогообложения субъектов агропродовольствен-ного комплекса;
— институциональное обеспечение поддержки и кооперирования сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе малых инновационных форм бизнеса;
— ориентация производства на повышение конкурентоспособности и импор-тозамещение, интеграцию и привлечение иностранного капитала;
— обеспечение экологической безопасности страны;
— организация управления проектами, проведение их экспертизы, отбор и утверждение;
— финансовое, научное, кадровое, информационно-консультативное и аутсор-синговое обеспечение;
— создание кластерных объединений посредством идентификации определяющих связей в агропродовольственных системах.
Приоритеты государственного регулирования в обеспечении продовольственной безопасности базируются на институциональном развитии агропродовольственной сферы, инновационно-техническом перевооружении, реконструкции и реструктуризации, ресурсном обеспечении [8].
Заключение. Социально-экономическое развитие Республики Бурятия в течение последних лет характеризуется тенденцией роста по всем основным макроэкономическим показателям. Реализация комплекса мер по стимулированию экономического роста, улучшению инвестиционного климата, сохранению потребительского спроса позволила сохранить высокие темпы роста валового регионального продукта. За последние три года ВРП вырос на 18,2 %. Объем выпуска промышленной продукции увеличился на 28,8 %, сельского хозяйства — на 5,5 %, объем платных услуг населения — на 58,5 % [7].
Инновационно-инвестиционная модель обеспечения продовольственной безопасности/ Innovation-investment model of food security
Однако существует разрыв между фактическим потреблением и производством продовольствия на душу населения. Так, значительное отставание производства от установленных рациональных норм наблюдается относительно молока и молочных продуктов, мяса и яиц. В то же время, сравнивая данные по потреблению этих продуктов питания, следует отметить, что население потребляет в разы больше, чем производится в регионе. Это свидетельствует о том, что на территории Республики Бурятия большая доля продовольственных товаров поступает из других регионов Российской Федерации (Иркутская, Новосибирская области, Алтайский край, Красноярский край и др.), в том числе и по импорту (Китай, Монголия, Белоруссия и др.). В этих условиях необходимо сокращать импорт продовольственных товаров, заменяя его
Список литературы_
отечественными продуктами питания, что является главной задачей не только российского агропромышленного комплекса, но и региональных АПК.
В условиях импортозамещения сельскохозяйственные товаропроизводители при условии государственной финансовой поддержки получают возможность расширить объемы производства, повысить качество и укрепить конкурентные преимущества на агропродовольственном рынке.
Таким образом, приоритетные направления государственной поддержки и регулирования в системе обеспечения продовольственной безопасности предполагают инновационно-инвестиционное развитие агропродовольственного комплекса, адресное финансирование (субсидии, дотации, кредиты и др.) конкурентоспособных субъектов системы продовольственного обеспечения страны.
1. Абдулрагимов И. А. Инструменты интенсификации импортозамещения в АПК Российской Федерации // Вопросы экономики и права. 2015. № 3. С. 54—57.
2. Алтухов А. И. Импортозамещение как необходимое условие обеспечения продовольственной независимости страны // Экономика сельского хозяйства. 2015. № 4. С. 2—7.
3. Алтухов А. И. Продовольственная безопасность России в условиях зарубежных санкций // АПК: Экономика, управление. 2014. № 3. С. 3—10.
4. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия на 2012—2016 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.egov-buryatia.ru (дата обращения: 23.03.2018).
5. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rad.su/documents/doktrina (дата обращения: 19.04.2018).
6. Парамонова П. Ф. Агропродовольственный рынок региона: теория и практика. Краснодар: КубГАУ, 2016. 429 с.
7. Прогноз социально-экономического и научно-технологического развития агропродовольственного комплекса Российской Федерации с учетом мировых тенденций на период до 2030 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iagpran.ru/jouarnal.php&tid (дата обращения: 23.04.2018).
8. Трухачев В. И., Агаркова Л. В. Стратегия управления продовольственной безопасности регионального АПК // Экономика сельского хозяйства. 2015. № 4. С. 55—61.
9. Ali Ekber Yildirim. Rusya'dan et, sut ve balik ithalati yapilacak // Dunya. 2018. 14 марта.
10. Jakub Olipra. Blokada zywnosci z Zachodu nie da sukcesu rosyjskim producentom // Forsal. 2018. 24
февр.
References_
1. Abdulragimov I. A. Voprosy ekonomiki iprava (Issues of Economics and Law), 2015, no. 3, pp. 54—57.
2. Altukhov A. I. Ekonomika selskogo hozyaystva (Economics of agriculture), 2015, no. 4, pp. 2—7.
3. Altukhov A. I. APK: Ekonomika, upravlenie (AIC: Economy, Management), 2014, no. 3, pp. 3—10.
4. Doklad o rezultatah i osnovnyh napravleniyah deyatelnosti Ministerstva selskogo hozyaystva i prodovolstviyaRespublikiBuryatiya na2012—2016gg. (Report on the results and main activities of the Ministry of Agriculture and Food of the Republic of Buryatia for 2012-2016). Available at: http://www.egov-buryatia.ru (Date of access: 23.03.2018).
5. Doktrina prodovolstvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii (The doctrine of food security of the Russian Federation). Available at: http://www.rad.su/documents/doktrina (Date of access: 19.04.2018).
6. Paramonova P. F. Agroprodovolstvenny rynok regiona: teoriya ipraktika. Krasnodar (Agro-food market of the region: theory and practice). Krasnodar: KubGAU, 2016. 429 p.
7. Prognoz sotsialno-ekonomicheskogo i nauchno-tehnologicheskogo razvitiya agroprodovolstvennogo kompleksa Rossiyskoy Federatsii s uchetom mirovyh tendentsiy na period do 2030 g. (Forecast of socioeconomic and scientific-technological development of the agro-food complex of the Russian Federation, taking into account the world trends for the period until 2030). Available at: http://www.iagpran.ru/jouarnal.php&tid (Date of access: 23.04.2018).
8. Trukhachev V. I., Agarkova L. V. Ekonomika selskogo hozyaystva (Economics of agriculture), 2015, no. 4, pp. 55—61.
9. Ali Ekber Yildirim Dünya [Dünya]. 2018. 14 March.
10. Jakub Olipra. Forsal [Forsal]. 2018. 24 Feb.
Коротко об авторах_
Дугина Евдокия Лазаревна, д-р экон. наук, профессор кафедры экономики, организации и управления производством, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ, Россия. Область научных интересов: продовольственная безопасность, продовольственный рынок, конкурентоспособность предприятий продовольственного комплекса [email protected]
Гармаева Людмила Бургэдовна, аспирант, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ, Россия. Область научных интересов: экономика агропродовольственного комплекса, агропродоволь-ственный рынок, продовольственная безопасность [email protected]
Дугин Александр Валерьевич, аспирант, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ, Россия. Область научных интересов: экономика инноваций в системе продовольственного обеспечения, продовольственный рынок, продовольственная безопасность [email protected]
Briefly about the authors_
Evdokia Dugina, doctor of economic sciences, professor, Economics, Organization and Management of Production department, East-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude, Russia. Sphere of scientific interests: food security, food market, competitiveness of enterprises of the food complex
Lyudmila Garmaeva, postgraduate, East-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude, Russia. Sphere of scientific interests: agro-food complex economy, agro-food market, food security
Alexander Dugin, postgraduate, East-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude, Russia. Sphere of scientific interests: economy of innovations in the system of food supply, food market, food security
Образец цитирования _
Дугина E. Л., Гармаева Л. Б., Дугин А. В. Оценка состояния продовольственной безопасности региона в условиях санкционной экономики // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2018. Т. 24. № 6. С. 102—110. DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24 -6-102-110.
Dugina E., Garmaeva L., Dugin A. Assessment of the food security state in the region under the conditions of the sanctions economy // Transbaikal State University Journal, 2018, vol. 24, no. 6, pp. 102—110. DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24 -6-102-110.
Статья поступила в редакцию: 15.05.2018 г. Статья принята к публикации: 28.05.2018 г.