Научная статья на тему 'Продовольственная безопасность в системе экономической безопасности региона (по материалам Краснодарского края)'

Продовольственная безопасность в системе экономической безопасности региона (по материалам Краснодарского края) Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
791
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FOOD SECURITY / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / AGRARIAN SECTOR / ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ / FOOD PRODUCTS / ИМПОРТ / СИСТЕМНЫЕ РИСКИ / SYSTEMIC RISKS / IMPORTATION

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Франциско Ольга Юрьевна

Одной из важнейших составляющих национальной безопасности страны выступает продовольственная безопасность, уровень обеспечения которой зависит, в частности, от эффективности развития и функционирования агарного сектора экономики. Анализ объемов производства основных продуктов питания в Краснодарском крае и сравнение их с рекомендуемыми объемами потребления показал, что по ряду продуктов (мясо, молоко, рыба) потребность за счет краевого производства покрывается менее чем на половину, что вызывает опасения в состоянии продовольственной безопасности края и необходимость поставок данных групп продуктов из других регионов или импортировать. Выделенные системные риски продовольственной безопасности региона позволяют обосновать стратегические приоритеты нивелирования внешних и внутренних угроз экономической безопасности края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Франциско Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOOD SECURITY IN THE SYSTEM OF ECONOMIC SECURITY OF THE REGION (BASED ON THE DATA OF KRASNODAR REGION)

One of the most important components of national security is a food security, the provision level of which depends, in particular, on the efficiency of the development and functioning of agrarian sector of the economy. Analysis of the production volume of basic food products in Krasnodar region and their comparison with recommended amounts of consumption have showed that for a number of products (meat, milk, fish) the need by means of the regional production is covered by less than half, which causes concern in a state of food security in the region and the need for supply of these groups of products from other regions or for their importation. Specified systemic risks of food security in the region can justify the strategic priorities of leveling of internal and external threats to the economic security of the region.

Текст научной работы на тему «Продовольственная безопасность в системе экономической безопасности региона (по материалам Краснодарского края)»

http://vestnik-nauki.ru/

2015, Т 1, №2

УДК 338.439

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА (ПО МАТЕРИАЛАМ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

О.Ю. Франциско

FOOD SECURITY IN THE SYSTEM OF ECONOMIC SECURITY OF THE REGION (BASED ON THE DATA OF KRASNODAR REGION)

O.Yu. Frantsisko

Аннотация. Одной из важнейших составляющих национальной безопасности страны выступает продовольственная безопасность, уровень обеспечения которой зависит, в частности, от эффективности развития и функционирования агарного сектора экономики. Анализ объемов производства основных продуктов питания в Краснодарском крае и сравнение их с рекомендуемыми объемами потребления показал, что по ряду продуктов (мясо, молоко, рыба) потребность за счет краевого производства покрывается менее чем на половину, что вызывает опасения в состоянии продовольственной безопасности края и необходимость поставок данных групп продуктов из других регионов или импортировать. Выделенные системные риски продовольственной безопасности региона позволяют обосновать стратегические приоритеты нивелирования внешних и внутренних угроз экономической безопасности края.

Ключевые слова: продовольственная безопасность; аграрный сектор; продукты питания; импорт; системные риски.

Abstract. One of the most important components of national security is a food security, the provision level of which depends, in particular, on the efficiency of the development and functioning of agrarian sector of the economy. Analysis of the production volume of basic food products in Krasnodar region and their comparison with recommended amounts of consumption have showed that for a number of products (meat, milk, fish) the need by means of the regional production is covered by less than half, which causes concern in a state of food security in the region and the need for supply of these groups of products from other regions or for their importation. Specified systemic risks of food security in the region can justify the strategic priorities of leveling of internal and external threats to the economic security of the region.

Keywords: food security; agrarian sector; food products; importation; systemic risks.

Аграрный сектор экономики является базовой составляющей народного хозяйства, ведь именно он является поставщиком продуктов питания для населения и сельскохозяйственного сырья для дальнейшей переработки промышленными предприятиями, гарантом обеспечения продовольственной безопасности страны. В настоящее время проблема обеспечения населения регионов и страны в целом продуктами питания имеет первостепенное значение, поскольку ее решение, с одной стороны, создает предпосылки осуществления импортозамещения, позволяет сформировать эффективные механизмы противодействия внешним политическим и экономическим воздействиям, с другой, - повысить эффективность сельского хозяйства. Поэтому вопросы обеспечения продовольственной безопасности регионов несомненно актуальны и требуют пристального внимания и рассмотрения. В ходе данного исследования проведён анализ уровня продовольственной безопасности Краснодарского края, дана сравнительная оценка уровня производства важнейших продуктов питания на территории региона с рекомендуемыми объемами потребления, выделены системные риски продовольственной безопасности края,

http://vestnik-nauki.ru/

наличие которых является основанием для принятия ряда стратегических мероприятии, направленных на их нивелирование.

Продовольственная безопасность является важной составной частью экономической безопасности и национальной безопасности в целом. Обеспечение продовольственной безопасности предполагает гарантию удовлетворения населения страны продуктами питания в объеме, достаточном для поддержания нормального процесса жизнедеятельности. Для нивелирования негативных факторов внешней среды экономического и политического характера, влияющих на продовольственную безопасность страны, необходимо проводить программы по снижению зависимости государства от импортных поставок продовольствия.

Так, согласно Доктрине продовольственной безопасности до 2020 г., для обеспечения продовольственной безопасности государства, объем сельскохозяйственной продукции и продовольствия, производимой отечественными товаропроизводителями должен составлять по зерну и картофелю не менее 95% всего необходимого населению страны объема, по молоку и молокопродуктам - не менее 90%, по мясу и мясопродуктам, соли пищевой - не менее 85%, по сахару, растительному маслу и рыбной продукции - не менее 80% от необходимого населению объема [1].

Для того чтобы рассчитать объем продовольствия, необходимый для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения страны, целесообразно обратится к нормам потребления продуктов питания, которые изначально были разработаны и рекомендованы ВОЗ, а уже затем на их основании отдельные страны разработали свои нормы потребления, учитывающие особенности питания, традиции, обычаи своих народов. В России рациональные нормы потребления пищевых продуктов утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 02.08.2010 г. №593н [2], кроме того в Федеральном законе «О потребительской корзине в целом по РФ» [3] приведены объемы потребления продуктов питания, включаемых в потребительскую корзину для основных социально-демографических групп страны. Согласно этим документам рекомендуемые объемы потребления пищевых продуктов следующие (табл. 1).

Таблица 1 - Рекомендуемые объемы потребления пищевых продуктов, кг чел./год

Группа продуктов Рекомендации Министерства здравоохранения и социального развития РФ Рекомендации закона о потребительской корзине РФ

трудоспособное население пенсионеры дети в среднем

Хлебобулочные и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые 95-105 126,5 98,2 77,6 100,8

Картофель 95-100 100,4 80,0 88,1 89,5

Овощи и бахчевые 120-140 114,6 98,0 112,5 108,4

Фрукты и ягоды 90-100 60,0 45,0 118,1 74,4

Мясо и мясопродукты 70-75 58,6 54,0 44,0 52,2

Молоко и молочные продукты в пересчете на молоко 320-340 290,0 257,8 360,7 302,8

Яйца, шт. 260 210 200 201 203,7

Рыба и рыбопродукты 18-22 18,5 16,0 18,6 17,7

Сахар 24-28 23,8 21,2 21,8 22,3

Масло растительное 10-12 11,0 10,0 5,0 8,7

Соль 2,5-3,5 4,9 4,2 3,5 4,2

Нормы, рекомендуемые законом о потребительской корзине, ниже показателей, обозначенных в приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ по всех выделяемым позициям продуктовых групп за исключением хлебобулочных изделий и соли.

http://vestnik-nauki.ru/

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю в регионе в 2014 г. проживало 5404,3 тыс. человек. Исходя из этого, мы можем рассчитать объем производства основных продуктов питания в Краснодарском крае, приходящийся на одного жителя с тем, чтобы определить в дальнейшем уровень обеспеченности населения края продуктами питания собственного производства и соответственно уровень его продовольственной безопасности (табл. 2).

Таблица 2 - Производство основных пищевых продуктов в Краснодарском крае

Группа продуктов 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. Темп роста 2014 г. в % к 2010 г.

Хлебобулочные и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые 203,8 221,7 222,0 212,9 208,9 102,5

Картофель 97,1 107,0 107,7 104,0 111,7 115,0

Овощи и бахчевые 136,9 154,3 156,9 148,6 155,1 113,2

Фрукты и ягоды 39,4 50,0 57,7 72,0 63,7 161,7

Мясо и мясопродукты 18,3 21,4 22,5 24,5 26,4 144,1

Молоко и молочные продукты в пересчете на молоко 123,9 132,2 146,4 149,3 152,2 122,8

Яйца, шт. 333,4 311,1 310,7 274,7 258,9 77,7

Рыба и рыбопродукты 4,1 3,8 3,0 4,4 4,5 108,9

Сахар и кондитерские изделия 329,6 387,7 242,8 214,9 225,5 68,4

Масло растительное 121,6 118,2 169,7 150,9 166,8 137,2

Приведенные данные показывают, что производство всех выделенных групп продуктов, за исключением яиц и кондитерских изделий, за анализируемый период возросло. Следует отметить, что соль в крае не производят, потребности в ней полностью покрываются за счет поставок из других регионов и импорта.

Нас интересует в первую очередь уровень обеспеченности населения края продуктами питания в объеме, рекомендованном нормами потребления, поскольку только в этом случаем мы можем говорить об обеспечении продовольственной безопасности региона. Сравнение норм потребления и производства представлено на рис. 1.

Данные показывают, что по таким группам продуктов как хлебобулочные и макаронные изделия, картофель, овощи и бахчевые, яйца, сахар и кондитерские изделия, масло растительное нормативная потребность полностью удовлетворяется за счет производства, осуществляемого на территории края. Что касается фруктов и ягод, то потребность в них удовлетворяется за счет местного производства по нормам закона о потребительской корзине РФ, а по нормам Министерства здравоохранения и социального развития РФ удовлетворяется только на 67,1%. По таким важнейшим продуктам питания как мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, рыба и рыбопродукты потребность за счет краевого производства покрывается менее чем на половину. Недостаточное производство данных продуктов питания должно компенсироваться поставками из других регионов страны, либо импортом. Соответственно продовольственная безопасность региона по обозначенным группам продуктов не обеспечивается.

http://vestnik-nauki.ru/

Рисунок 1 - Обеспеченность населения края основными продуктами питания согласно установленным нормам, кг

Рассмотрим динамику импорта продовольствия в Краснодарском крае (табл. 3).

Таблица 3 - Импорт продовольственных товаров в ^ Краснодарском крае, тыс. т

Группа продуктов 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. Темп роста 2014 г. в % к 2010 г.

Макаронные изделия 4,51 8,33 9,04 11,18 10,91 241,91

Картофель 49,78 251,32 61,77 72,09 18,46 37,08

Овощи и бахчевые 1,71 2,05 1,36 0,87 1,79 104,68

Фрукты и ягоды 144,39 202,33 308,30 364,76 36,62 25,36

Мясо и мясопродукты 0,43 1,27 1,42 2,81 1,04 241,86

Рыба свежая и мороженная 0,36 0,45 2,74 2,74 3,77 в 10,47 раз

Сахар и кондитерские изделия 257,27 234,02 48,71 98,82 0,80 0,31

Динамика импорта продуктов питания в Краснодарском крае показывает, что за анализируемый период произошли существенные изменения в его объемах. Такая тенденция возникла в силу ряда причин: во-первых, существенную роль сыграл указ президента России от 06.08.2014 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», по которому запрещен ввоз в Россию ряд мясных и молочных продуктов, рыбы, овощей, фруктов и орехов, страной происхождения которых является определенный перечень государств, что соответственно сократило объемы поставок данной продукции; во-вторых, девальвация национальной валюты делает невыгодными импортные поставки продовольствия вследствие повышения их стоимости. Ряд экспертов полагают, что продовольственное эмбарго окажет положительное влияние на развитие агропромышленного комплекса страны за счет вытеснения зарубежных поставщиков, расширения рынков сбыта.

http://vestnik-nauki.ru/

2015, Т 1, №2

Таким образом, анализ текущей ситуации показывает, что состояние продовольственной безопасности Краснодарского края по ряду продуктов питания вызывает серьезные опасения, при том, что регион обладает благоприятными природно-климатическими условиями для развития агропромышленного комплекса, но эти возможности не используются в должном объеме. Системные риски продовольственной безопасности Краснодарского края можно свести к следующему [4]:

1) потенциал АПК реализован не полностью, по отдельным видам продовольствия сохраняется высокий уровень зависимости от импорта, что актуализирует проблему импортозамещения по ним;

2) подконтрольность некоторых крупных производителей сельскохозяйственной продукции аутсайдерам - иностранным юридическим лицам;

3) высокий уровень трансакционных издержек, обусловленный незавершенностью земельной реформы и переходом к сельскохозяйственному зонированию;

4) сокращение численности трудоспособного населения в сельской местности и искоренение традиционных видов производства в личных подсобных хозяйствах;

5) снижение качества продовольствия;

6) низкий уровень эффективности (убыточность) сельскохозяйственных производителей.

Таким образом, рассчитав объем производства основных продуктов питания в Краснодарском крае, приходящийся на одного жителя, и сравнив его с рекомендуемыми объемами потребления, доказано, что по некоторым важнейшим видам продовольствия (мясопродукты, молочные и рыбные продукты) потребности населения региона удовлетворяются менее чем на половину, что свидетельствует об угрозе продовольственной безопасности края. В связи с этим необходимо дополнительно дать оценку системным рискам продовольственной безопасности региона, выделение которых позволит в дальнейшем разработать ряд мероприятий по нивелированию внешних и внутренних угроз экономической безопасности края.

Обеспечение экономической безопасности в продовольственной сфере региона сопряжено с реализацией целого ряда стратегических приоритетов, перечень и иерархия которых обусловлены необходимостью противодействия как внешним, так и внутренним угрозам экономической безопасности региона и государства в целом - требуется пересмотр и корректировка действующей доктрины обеспечения продовольственной безопасности с учетом изменения стратегических приоритетов и увеличения роли продовольственной сферы в системе экономической безопасности региона, ее влияния на устойчивость развития региональной социально-экономической системы.

1 Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 30.01.2010 г. №120 - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

2 Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания [Электронный ресурс]: приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 02.08.2010 г. №593н - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

3 О потребительской корзине в целом по Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 03.12.2012 г. №227-ФЗ - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

4 Молчан А.С., Кочьян Г.А., Шадрина Ж.А. Трансформация угроз экономической безопасности в продовольственной сфере // The International Scientific and Practical Congress

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вестник науки и образования Северо-Запада России

http://vestnik-nauki.ru/ -------

~~^ --2015, Т. 1, №2

of Economists and Jurists «The global systemic crisis: new milestone in development or an impasse?» ISAE «Consilium». г. Давос, Швейцария, 2015. С. 153-157.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Франциско Ольга Юрьевна ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет», г. Краснодар, Россия, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической кибернетики. E-mail: fricsoolga@mail.ru

Frantsisko Olga Yurievna FSEI HPE «Kuban State Agrarian University», Krasnodar, Russia, PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economic Cybernetics. E-mail: fricsoolga@mail.ru

Корреспондентский почтовый адрес и телефон для контактов с авторами статьи: 350051, Краснодар, ул. Монтажников, 10/1, кв. 64. Франциско О.Ю.

8(908)679-64-47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.