JURISPRUDENCE
Научная статья ■УДК 342.95
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-4-239-245 EDN: https://elibrary.ru/dqgvrx NIION: 2015-0066-4/23-793 MOSURED: 77/27-011-2023-04-992
Развитие административио-правовогорегулирования разрешительных полномочий МВД России в области обеспечения безопасности дорожного движения:
исторический аспект
Александра Михайловна Зарина1, Татьяна Сергеевна Бессонова2
1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
1,2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
1 sistersashenka86@yahoo.com
2 bessonowatatiana@yandex.ru
Аннотация. Для анализа современного состояния разрешительной системы ГИБДД в сфере безопасности дорожного движения достаточно важное значение имеет исторический анализ развития законодательства. Выделяется восемь этапов развития, последний из которых связан с определенными проблемами и повышением аварийности на дорогах. Однако на сегодняшний день государством приняты эффективные меры по обеспечению безопасности дорожного движения.
Ключевые слова: разрешительная система, безопасность дорожного движения, регистрация, перевозки, транспортное средство
Для цитирования: Зарина А. М., Бессонова Т. С. Развитие административно-правового регулирования разрешительных полномочий МВД России в области обеспечения безопасности дорожного движения: исторический аспект //Вестник экономической безопасности. 2023. №4. С. 239-245. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-4-239-245. ЕБ№ БОСУРХ.
Original article
The development of administrative and legal regulation ofthe licensing powers ofthe Ministry oflnternal Affairs ofRussia in the field ofroad safety:
a historical aspect
Alexandra M. Zarina1, Tatyana S. Bessonova2
1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia
12 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
1 sistersashenka86@yahoo.com
2 bessonowatatiana@yandex.ru
Abstract. To analyze the current state of the traffic police licensing system in the field of road safety, the historical analysis of the development of legislation is quite important. There are eight stages of development, the last of which is associated with certain problems and an increase in accidents on the roads. However, today the state has taken effective measures to ensure road safety.
Keywords: licensing system, road safety, registration, transportation, vehicle
For citation: Zarina A. M., Bessonova T. S. The development of administrative and legal regulation of the licensing powers of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the field of road safety: a historical aspect. Bulletin of economic security. 2023;(4):239-45. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-4-239-245. EDN: DQGVRX.
Актуальной на сегодняшний день является проблема высоких статистических показателей аварийности в Российской Федерации, в связи с чем в качестве приори-
тетного направления развития государственной политики выделяется эффективное правовое регулирование сферы безопасности дорожного движения. Государство,
© Зарина А. М., Бессонова Т. С., 2023
обеспечивая достойный уровень жизни населения, особое внимание уделяет организации мероприятий в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
В современную систему обеспечения безопасности дорожного движения входят: механизм реализации прав субъектов, закрепленный в нормативных правовых актах, а также материальные, технические, экономические средства. Полномочия по осуществлению обозначенной функции государства в России и за рубежом осуществляли компетентные органы, на разных этапах исторического развития сначала полиция, затем - милиция и сегодня ГИБДД.
Разрешительная система прошла достаточно длительный путь становления в разные периоды истории. Для эффективного применения законодательства, а также выделения положительного практического опыта необходимо обратиться к историческому развитию разрешительных полномочий.
Административное право в классическом понимании выделяет три метода правового регулирования общественных отношений: предписание, дозволение, запрет.
Предписание представляет собой метод, при котором возложение обязанностей на субъекта по реализации определенных действий происходит при наличии конкретных условий. Дозволение предписывает лицу возможность совершать те или иные деяния по своему усмотрению. Запрет говорит о такой юридической обязанности, которая запрещает совершение действий в от-дельныхусловиях [21, с. 104].
Если говорить о сфере обеспечения безопасности транспортных перевозок, то необходимо применять специальные административные методы правового регулирования. В качестве самого распространенного по применению метода является - разрешение. Например, в предпринимательских отношениях распространение запретительного метода может препятствовать развитию экономики, в свою очередь активное применение дозволения может создать негативные, общественно-опасные последствия в будущем для государственных и общественных институтов. В свою очередь, эффективная реализация метода разрешения позволяет сохранить баланс интересов государства и общества, учесть особенности правового регулирования грузопассажирских перевозок, развивая обозначенные отношения.
Метод разрешения подразумевает под собой реализацию определенных административных процедур, которые облечены в правовую форму. Форма предопределяет отдельный разрешительный режим, включающий в себя критерии и особенности реализации процедуры. Большинство ученых говорят о применении ограничительного действия разрешительных процедур по отношению к субъектам права, в противном случае возможность потенциальной реализации их понижается. Президент России ранее уже обозначил указанную проблему [20].
Разрешительная система является административно-правовым институтом в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, однако полная нормативная правовая база на сегодняшний день отсутствует [19].
Разрешительная система получила стремительный импульс к развитию в 90-е годы XX века, в связи с переменами в политическом, экономическом и социальном устройстве страны, что в последующем отразилось на количестве, отдельных характеристиках и видах лицензий (разрешений) [13, с.14].
Следует отметить, что в процессе исторического развития при появлении гужевых повозок возникли вопросы регулирования безопасности дорожного движения, при чем изменения правовой базы были обусловлены возрастанием интенсивности процесса перевозок.
На сегодняшний день при проведении исторического анализа существует восемь этапов развития законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
На первоначальном этапе происходило становление законодательной базы обеспечения безопасности дорожного движения, что было связано прежде всего с эксплуатацией гужевого транспорта, возникновением дорожной отрасли и регулированием вопросов повышения безопасности дорог.
Конец XVII в. связан с организацией и систематизацией норм права в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в которых регулировались правовые отношения определению максимальной скорости движения автотранспорта, очередность проезда дорог с перекрестками и т. д.
В конце XIX - начале XX вв. начался второй этап, который связан с изобретением автомобиля и его массовой эксплуатацией в субъектах Российской Федерации, что повлекло за собой полное изменение действующего законодательства.
Развитие разрешительной системы было положено с началом формирования автопарка в России. В 1900 г. житель Санкт-Петербурга получил первым в стране документы с фотокарточкой на право управления транспортным средством. Регламент процедуры экзаменов и образец оформления документа определялся органами местного самоуправления. Так, в Постановлении Санкт-Петербургского губернатора определяло для будущего водителя не только требования правил дорожного движения, но и знания местности города и его дорожной карты. Также разрешение устанавливало отдельные технические характеристики автомобиля.
Кандидат, изъявивший желание сдавать экзамен на право управления транспортным средством должен предоставить заявление в органы местного самоуправления с описанием технических характеристик автомобиля. Далее государственный орган проводил технический осмотр транспортного средства, проводился медицинский осмотр лица для выявления физических недостатков, препятствующих управлением автомобилем. Заключительная часть связана с прохождением практической части экзамена и выявлению навыков управления ав-
JURISPRUDENCE
томобиля. До испытаний не допускались лица моложе семнадцати лет [14, с.70-71].
1909 г. стал переломным моментом для России, которая подписала документы о присоединении к международной «Конвенции о передвижении автомобилей» [1]. Таким образом, были установлены минимальные стандарты к техническому состоянию автомобилей и критерии, характеризующих водителей для осуществления право переезда за рубеж. Именно тогда появились международные водительские удостоверения, паспорта-свидетельства для свободного передвижения по стране.
В результате проведенной революции 1917 г. произошли определенные сбои в сфере разрешительной системы: постоянно менялись правила оформления документа - водительского удостоверения, который выдавался органами местного самоуправления и действовал в пределах территории его выдачи. Данные изменения были достаточно неудобными для граждан страны. И только по прошествии определенного времени государство решило реформировать данную сферу общественных отношений.
К началу XX в. наблюдается значительное увеличение на дорогах транспортных средств, в силу чего растет количество ДТП, что предопределило установление новых требований как к техническим характеристикам автомобиля, так и самим водителям. Отдельной проблемой исследователи выделяли наличие разных видов транспорта: трамваев, автомобилей, мотоциклов, гужевых повозок и т. д., правовое положение которых на тот момент не было урегулировано. Принятие отдельных правовых норм требовало развитие коммерческой инфраструктуры. Именно в этот период разработаны и определены основные направления развития современной разрешительной системы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
В период с 1918 г. до начала 1930-х гг. прошел свое историческое развитие третий этап, который сформировал государственную систему безопасности дорожного движения, что было предопределено увеличением показателей производства автомобильного транспорта в России.
Особую роль в развитии правовых отношений в послевоенный период сыграло усиление роли охраны общественного порядка, в том числе и безопасности дорожного движения. Государственные органы модернизировали законодательство, а также создали органы, реализующие функции правопорядка - милицию. Так, было создано подразделение - Госавтоинспекция (далее - ГАИ), которая реализовывала функции организации и охраны безопасности дорожного движения.
В дальнейшем начиная со второй половины 1936 г. и до середины 1939 г. произведены организационно-штатные изменения. Аппарат бывшего Цудортранса1
1 Центральное управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта при Совете Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик — государствен-
был передан в ГАИ, вследствие чего создана новая служба с выделением отдельных структурных подразделений и формирование кадров.
29 июня 1929 г. ВЦИК и СНК РСФСР разработали новый документ - постановление «Об утверждении Положения о крайоблуправлениях», который определил особенности создания квалификационных комиссий. Экзамен проводился для водителей трех категорий: работающих на автобусах, грузовых автомобилях и такси.
Только в 1936 г. право выдачи разрешений на управление транспортными средствами было передано ГАИ. Данный документ именовался «удостоверением шофера». Указанный государственный орган реализовывал задачи по руководству деятельностью квалификационных комиссий, решения проблем, связанных с недостатками работы школ [12, с. 252].
Следует отметить, что вплоть до начала 1960-х гг. в составе милиции функционировали два подразделения, реализовывающие обеспечение безопасности дорожного движения: ГАИ и отделы регулирования уличного движения (ОРУД) в городах. Завершающий этап формирования указанных подразделений пришелся на предвоенные годы. Отличительной особенностью являлась хорошая подготовка кадров, также значительно снизились показатели аварийности на дорогах. Лидирующую позицию в строительстве дорог, развития автомагистралей, установке светофоров, дорожных знаков занимала Москва. В данный период функции милиции трансформировались, система управления строилась на основе принципа централизации. Особое внимание уделено техническому оснащению ГАИ и ОРУД.
Обеспечение безопасности дорожного движения значительно изменилось и вышло на новый уровень развития к 1930 г., чему способствовало развитие экономики, системы дорог и магистралей. Развивались такие направления деятельности как информационно-аналитическое, проектное и ремонтно-эксплуатационное дело. Органы государственной власти СССР учредили ЦАНИИ2 и Автордор, являющейся общественной организацией, осуществляющей свою деятельность на добровольной основе по развитию автотраспорта.
На четвертом этапе, который продлился с 1941 г. по 1945 г. изменены задачи и направления осуществления безопасности дорожного движения, что связано с затыжным периодом ведения Великой Отечественной войны. Сотрудники ГАИ и ОРУД полностью изменили механизм своей работы под военные нужды того времени. Осуществлена большая работа по мобилизации
ный орган СССР с правами объединённого народного комиссариата Союза ССР (в ранге министерства), ответственный за планирование, руководство и регулирование дорожного хозяйства и автомобильного транспорта, для контроля за состоянием и эксплуатацией транспортных средств в автомобильных хозяйствах всех ведомств Союза, а также транспортно-эксплуатационного и складского дела в СССР.
2 Центральный автоэксплуатационный научно-исследовательский институт.
автомобилей, тракторов, мотоциклов для обеспечения нужд армии.
10 октября 1942 г. издано постановление СНК СССР согласно которому ГАИ проводила курсы переподготовки водителей на автомобилях, работающих по принципу газогенератора [14, с. 190].
ГАИ и Наркомздравом СССР были изменены требования подготовки водителей - значительно понижены критерии оценки здоровья, в связи с сокращением Здоровых людей и квалифицированных сотрудников по профессии - водитель [10, с. 23].
С 1945 г. по 1960 г. продлился пятый этап трасфор-мации сферы безопасности дорожного движения. Данный период связан с расцветом и быстрым развитием промышленного производства автомобилей. Одновременно развивалась сфера безопасности дорожного движения.
Данные изменения были предопределены достижением высоких показателей в промышленной, строительной, культурной сфере, сельском хозяйстве, строительстве, появлением городов-спутников. Набор задач Гаи значительно вырос, ее правовое положение и значимость в системе общественных отношений изменилось, повышается обеспечение безопасности дорожного движения.
Изменения, предусмотренные в 1955-1957 в сфере обеспечения безопасности дорожного движения предопределили создание единых новых правил дорожного движения, создано Типовое положение о ГАИ МООП РСФСР. Расширяются полномочия по взаимодействию подразделений милиции. Впоследствии в 60-е гг. XX в. произошло сокращение в системе МВД подразделений ОРУД, их функции переданы в ГАИ.
Водителей стали делить на любителей и профессионалов. Последние классифицировались на несколько видов, исходя из стажа и опыта работы. Так, 1 и 2 класс водителей допускался к управлению разнообразными видами транспортных средств, 3 класс мог допускаться к управлению автомобилями, оборудованными специальными сигналами.
В 1956 г. приняты изменения в законодательстве, в соответствии с которыми ГАИ должны были осуществлять выдачу право управления ТС, что являлось первичной квалификацией. Функция повышения квалификации осуществлялась транспортными организациями по желанию руководства [12, с. 253].
Со второй половины 1960-х гг. начинается шестой этап, завершившийся в 1980гг., который заключался в комплексном пересмотре проблем обеспечения безопасности дорожного движения и систематизации правовой базы. Количество задач, возлагаемых на ГАИ, возросло, однако подразделения не смогли разрешить большой объем работы.
Вопросы обеспечения безопасности того периода рассматривались с позиции социальной составляющей государственных интересов, которые необходимо разрешать комплексно и системно. Органы государ-
ственной власти реализовали ряд мер, направленных на решение данных проблем, регламентировав вопросы предупреждения ДТП, уделив особое внимание ответственности государственных органов и должностных лиц. В данный период развивались такие направления безопасности дорожного движения как улучшение технического обслуживания, строительство дорог и магистралей, повышение квалификации водителей, проведение занятий по пропаганде дорожного движения.
В 1972 г. пересмотрены правила проведения квалификационного экзамена на право выдачи водительского удостоверения, в связи с чем СССР подписал документы по ратификации Конвенции о дорожном движении 1968 г. [2]. Данное событие предопределило издание МВД СССР 13 февраля 1976 г. приказа вместе с Положением о порядке присвоения квалификации водителя, выдачи водительских удостоверений, допуска водителей к управлению транспортными средствами, которое определило порядок проведения подготовки лиц к экзамену на разные виды ТС. Однако специализированные экзаменационные отделения на тот момент отсутствовали.
1974 г. ознаменован созданием в системе МВД СССР регистрационно-экзаменационных подразделений. Они осуществляли функции по учету ТС организаций и физических лиц, выдаче водительских удостоверений, технических паспортов, государственных номерных знаков, организация деятельности учебных заведений по подготовке водителей и проведению экзаменов [11, с. 111-112].
Экзаменационные подразделения имели в наличии такие аппараты для принятия испытаний как, например, Вятка-5, Вятка-10, Вятка-20, допускавшие к сдаче сразу несколько лиц.
Уже в 1980-е гг. в СССР полностью сформирована система регистрационно-экзаменационных подразделений, создано более 600 отделений разного уровня - республики, области, района и 192 группы сотрудников [11, с. 113-114; 12, с. 253-254].
С 1980-х гг. начинается развитие седьмого этапа развития системы безопасности дорожного движения, который продлился вплоть до 1998 г., когда принято Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации (далее - ГИБДД) [7], которой были переданы полномочия ГАИ. В системе безопасности дорожного движения произведены крупные социально-экономические изменения.
90-е годы XX в. стали переломным момент в формировании сферы безопасности дорожного движения и характеризовались сложностями правового регулирования, обусловленные государственным кризисом, сократились расходы на строительство дорог и магистралей, также наблюдалось снижение уровня подготовки водителей. Общественность все чаще обращает внимание на коррупционные проявления в среде сотрудников
JURISPRUDENCE
ГИБДД. В результате чего наблюдается рост смертности и травматизма лиц на дорогах.
Восьмой этап исторического формирования системы безопасности ГИБДД начался с принятия обозначенного выше Положения и не окончен до настоящего времени, который направлен на устранение угрозы национальной безопасности России.
Первые преобразования начались с правового регулирования лицензионной деятельности в сфере транспорта - принято «Положение о лицензировании перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств на автомобильном транспорте в Российской Федерации» [8; 18]. Процедура лицензирования являлась обязательной для грузовых и пассажирских перевозок как международного, так и местного значения. Лицензия подтверждала соответствие требований профессиональной подготовки водителей, а также исправность технического состояния транспортного средства. Оценке подлежало финансовое состояние предприятия [16].
Приказом Министерства транспорта РФ от 30 марта 1994 г. № 15 «Об утверждении требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте» [9] определены критерии к организациям - обладателям лицензий. Данная работа проводилась для профилактики ДТП.
В дальнейшем Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ [5] упразднены перевозки на автотранспорте грузоподъемностью свыше 3,5 тонн и перевозка более 8 пассажиров, осуществляемых для личных целей. Тенденция сокращения отдельных видов перевозок продолжена в концепции принятия Федерального закона от 2 июля2005 г. № 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [6]. В связи с чем отсутствовал контроль качества со стороны государственных органов транспортных услуг, в результате чего повысилось предложение на рынке услуг и снизилась безопасность денной деятельности.
4 мая 2011 г. принят Федеральный закон № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [4]. Следует отметить, что в России принята уведомительная система организации допуска организаций-перевозчиков на рынок согласно Федеральному закону от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [3]. В законе устанавливались требования по обязательному уведомлению организациями, индивидуальными предпринимателями
о моменте реализации перевозки пассажиров, а также согласовывает обязательства по соблюдению законодательства. Данный нормативный акт негативно отразился на деятельности перевозчиков [17].
В целях укрепления правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения начала реализовы-ваться принятая в 2008 г. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.», которая складывалась на основе предыдущего опыта исторического развития. Изменен подход к осуществлению подготовки водителей организациями, построена новая система наказаний за административные правонарушения в сфере безопасности дорожного движения, активная пропаганда и применение современных технологий при организации дорожного движения, преобразование транспортной инфраструктуры. Изменения проявились в практической деятельности подразделений ГИБДД.
2004 г. ознаменован преобразованиями в организационной системе. Так, при упразднении Министерства путей сообщения России, отделения Министерства транспорта РФ образовался Ространснадзор, наделенный контрольно-надзорными полномочиями, но не осуществляющий непосредственные функции по обеспечению безопасности движения [15, с. 253-254].
На сегодняшний день государство реализует политику по сокращению аварийности на дорогах. Современная тенденция ужесточения санкций норм за нарушения безопасности дорожного движения, проведение регулярной пропаганды ведет к положительным результатам, также проведенный исторический анализ проблем обеспечения безопасности дорожного движения показывает, что только комплексный системный подход с применением межотраслевых связей имеет положительный результат снижения смертности и аварийности на дорогах страны. Достижение высоких показателей в обозначенной сфере возможно посредством привлечения как отдельных государственных органов, так и общественных институтов.
Список источников
1. Международная Конвенция относительно передвижения автомобилей. 11 октября 1909 года // Электронная библиотека исторических документов // http:// docs.historyrussia.org/ru/nodes/138589-mezhdunarodnaya-konventsiya-otnositelno-peredvizheniya-avtomobiley-11-oktyabrya-1909-goda.
2. Конвенция о дорожном движении (Заключена в г. Вене 08.11.1968) // СПС «КонсультантПлюс».
3. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СПС «КонсультантПлюс».
4. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
5. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (утратил силу) // СПС «КонсультантПлюс».
6. Федеральный закон от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (утратил силу) // СПС «КонсультантПлюс».
7. Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (вместе с «Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации») // СПС «КонсультантПлюс».
8. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1992 г. № 118 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств на автомобильном транспорте в Российской Федерации» (утратило силу) // СПС «КонсультантПлюс».
9. Приказ от 30 марта 1994 г. № 15 «Об утверждении Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте» (зарегистрирован Минюстом России 4 мая 1994 г., регистрационный № 554) (утратил силу) // СПС «Гарант».
10. Войтенков Е. А. Историко-правовые особенности и этапы становления отечественной системы обеспечения безопасности дорожного движения // Общество и право. 2010. № 3. С. 17-28.
11. Войтенков Е. А. Организационно-правовые основы деятельности МВД СССР по обеспечению безопасности дорожного движения во второй половине 60-х - середине 80-х гг. XX в. : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 180 с.
12. Губенков А. О. Становление и развитие института, наделенного административно-правовыми полномочиями по допуску водителей к участию в дорожном движении в России // Административное право и административный процесс. 2015. № 1 (51). С. 251-255.
13. Ермаганбетов A.C. Общая характеристика разрешительной системы и особенности ее проявления в сфере пассажирских перевозок автобусами // Безопасность дорожного движения. 2021. № 3. С. 13-18.
14. Квитчук А. С. Система обеспечения безопасности дорожного движения в России : историко-право-вое исследование : дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2006. 360 с.
15. Майоров В. П., Петров А. Ю. Государственный контроль и надзор в сфере обеспечения безопасности дорожного движения // Вестник Нижегородского
университета имени Н. И. Лобачевского, 2015, № 5-6. С. 249-255.
16. Матанцева О. Ю. Методологические принципы обеспечения финансовой устойчивости на основе оценки стоимости автотранспортного бизнеса : монография / О. Ю. Матанцева ; Министерство транспорта РФ, Федеральное государственное унитарное предприятие Научно-исследовательски институт автомобильного транспорта (НИИАТ). М., 2004.
17. Матанцева О. Ю. Экономически устойчивая деятельность субъектов автотранспортного рынка // Право и экономика. 2015. № 1 (323). С. 69-73.
18. Матанцева О. Ю. Правовые аспекты экономической устойчивости автотранспортной организации : монография. М., 2016. 248 с.
19. Пархоменко И. К., Иванова Ю. К. Миграционный контроль как важный элемент российской дореволюционной миграционной политики // История государства и права. 2008. № 10.
20. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 г. // Российская газета. 2013. № 282.
21. Шергин А. П. К концепции механизма административно-правового регулирования // Административное и административно-процессуальное право. Актуальные проблемы. М., 2004.
References
1. International Convention concerning the movement of motor vehicles. October 11, 1909 // Electronic Library ofHistorical Documents // http://docs.historyrussia. org/ru/nodes/138589-mezhdunarodnaya-konventsiya-otnositelno-peredvizheniya-avtomobiley-11 -oktyabrya-1909-goda.
2. Convention on Road Traffic (Concluded in Vienna on 08.11.1968) // RLS «ConsultantPlus».
3. Federal Law of December 26, 2008 № 294-FZ «On the Protection of the Rights of Legal Entities and Individual Entrepreneurs in the Implementation of State Control (Supervision) and Municipal Control» // RLS «ConsultantPlus».
4. Federal Law «On Licensing Certain Types of Activities» dated 04.05.2011 № 99-FZ // RLS «ConsultantPlus».
5. Federal Law of 08.08.2001 № 128-FZ «On Licensing Certain Types of Activities» (repealed) // RLS «ConsultantPlus».
6. Federal Law № 80-FZ dated July 2, 2005 «On Amendments to the Federal Law «On Licensing Certain Types of Activities», the Federal Law «On the Protection of the Rights of Legal Entities and Individual Entrepreneurs during State Control (Supervision)» and the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses» (repealed) // RLS «ConsultantPlus».
7. Decree of the President of the Russian Federation of June 15, 1998 № 711 «On additional measures to ensure road safety» (together with the «Regulations on
the State Inspectorate for Road Safety of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation») // RLS «ConsultantPlus».
8. Decree of the Government of the RussianFederation of February 26,1992 № 118 «OnApproval of the Regulations on the Licensing of Transportation, Freight Forwarding and Other Activities Related to the Implementation of the Transport Process, Repair and Maintenance of Vehicles in Road Transport in the Russian Federation» (repealed) // RLS «ConsultantPlus».
9. Order dated March 30, 1994 № 15 «On approval of the requirements for ensuring road safety imposed when licensing transportation activities in road transport» (registered by the Ministry of Justice of Russia on May 4, 1994, registration № 554) (lost force) // RLS «Garant».
10. Voitenkov E. A. Historical and legal features and stages of formation of the domestic system for ensuring road safety // Society and Law. 2010. №3.P. 17-28.
11. Voitenkov E. A. Organizational and legal foundations of the activities of the Ministry of Internal Affairs of the USSR to ensure road safety in the second half of the 60s - mid-80s. XX century : dis. ... cand. legal sciences. M., 2006. 180 p.
12. Gubenkov A. O. Formation and development of an institution endowed with administrative and legal powers to allow drivers to participate in road traffic in Russia // Administrative law and administrative process. 2015. № 1 (51).P. 251-255.
13. Ermaganbetov A. S. General characteristics of the licensing system and features of its manifestation in the field
of passenger transportation by buses // Safety of road traffic. 2021. № 3. P. 13-18.
14. Kvitchuk A. S. The system for ensuring road safety in Russia : historical and legal research : dis. ... dr. jurid. sciences. SPb., 2006. 360 p.
15. Maiorov V. I., Petrov A. Yu. State control and supervision in the field of road safety // Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N. I. Lobachevsky, 2015, № 5-6. P. 249-255.
16. Matantseva O. Methodological principles of ensuring financial sustainability based on the assessment of the cost of motor transport business : monograph / O. Yu. Matantseva ; Ministry of Transport of the Russian Federation, Federal State Unitary Enterprise Research Institute ofMotor Transport (NIIAT). M., 2004.
17. Matantseva O. Economically sustainable activity of subjects of the motor transport market // Law and Economics. 2015. №. 1 (323). P. 69-73.
18. Matantseva O. Legal aspects of the economic sustainability of a motor transport organization: monograph. M., 2016. 248 p.
19. Parkhomenko I. K., Ivanova Yu. K. Migration control as an important element of Russian pre-revolutionary migration policy // History of State and Law. 2008. № 10.
20. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly ofDecember 12,2013 //Rossiyskaya Gazeta. 2013.№282.
21. Shergin A. P. To the concept of the mechanism of administrative-legal regulation // Administrative and administrative-procedural law. Actual problems. M., 2004.
Информация об авторах
A. M. Зарина - доцент кафедры уголовного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доцент Департамента международного и частного права Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент;
Т. С. Бессонова - доцент Департамента международного и публичного права Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат исторических наук, доцент.
Information about the authors
A. M. Zarina - Associate Professor of the Department of Criminal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Associate Professor of the Department of International and Private Law of the Faculty ofLaw of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate ofLegal Sciences, Associate Professor;
T. S. Bessonova - Associate Professor of the Department of International and Public Law of the Faculty of Law of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 25.09.2023; одобрена после рецензирования 02.10.2023; принята к публикации 16.10.2023.
The article was submitted 25.09.2023; approved after reviewing 02.10.2023; accepted for publication 16.10.2023.