Научная статья на тему 'Механизмы борьбы за безопасность на российских дорогах в контексте федеральной целевой программы на 2013–2020 годы'

Механизмы борьбы за безопасность на российских дорогах в контексте федеральной целевой программы на 2013–2020 годы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
235
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / FEDERAL PROGRAM / ROAD SAFETY / CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS / INDIVIDUAL ENTREPRENEURS / NON-PROFIT PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зелик Виталий Анатольевич, Романов Максим Юрьевич

В статье в рамках концепции новой федеральной целевой программы по повышению безопасности дорожного движения, рассчитанной на 2013–2020 гг., предлагается конкретная модель организации борьбы за безопасность на дорогах ради безопасности жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fight mechanisms for safety on the Russian roads in a context of the federal target program for 2013–2020

Within the concept of a new federal program to improve road safety for the years 2013–2020, a particular model of organization for road safety for the safety of life.

Текст научной работы на тему «Механизмы борьбы за безопасность на российских дорогах в контексте федеральной целевой программы на 2013–2020 годы»

Механизмы борьбы за безопасность на российских дорогах в контексте федеральной целевой программы на 2013-2020 годы

В статье в рамках концепции новой федеральной целевой программы по повышению безопасности дорожного движения, рассчитанной на 2013-2020 гг., предлагается конкретная модель организации борьбы за безопасность на дорогах ради безопасности жизни.

Ключевые слова: федеральная программа, безопасность дорожного движения, институты гражданского общества, индивидуальные предприниматели, некоммерческое партнерство.

V.A. Zelik, Master of Law, Head of a Chair of Criminal Law of the Southern Institute of Management; e-mail: vzelik@mail.ru;

M.Yu. Romanov, 3rd year student of the Faculty of Law of the Southern Institute of Management; e-mail: r-en@mail.ru

Fight mechanisms for safety on the Russian roads in a context of the federal target program for 2013-2020

Within the concept of a new federal program to improve road safety for the years 2013-2020, a particular model of organization for road safety for the safety of life.

Key words: federal program, road safety, civil society institutions, individual entrepreneurs, non-profit partnership.

Зелик Виталий Анатольевич

кандидат юридических наук,

заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Южного института менеджмента (e-mail:vzelik@mail.ru)

Романов Максим Юрьевич

студент 3 курса юридического факультета

Южного института менеджмента

(e-mail: r-en@mail.ru)_

Концепция новой федеральной целевой программы повышения безопасности дорожного движения, рассчитанная на 2013-2020 гг., является логическим продолжением профильной программы на 2006-2012 гг. и направлена на сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий к 2020 г. на 25% по сравнению с 2010 г.

Разработчик программы - Министерство внутренних дел Российской Федерации -сформулировал основные задачи следующего этапа целевой программы:

1. Повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения.

2. Организационно-планировочные и инженерные меры, направленные на совершенствование организации движения транспортных средств и пешеходов в городах.

3. Развитие системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

4. Совершенствование нормативно-правовых, методических и организационных основ системы управления деятельностью в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Содержание обсуждаемого документа позволяет сделать вывод, что в числе задач, поставленных перед органами внутренних дел, не упоминается привлечение широких слоев общественности, объединенных в общественные организации, ставящие своей целью организацию борьбы с нарушителями дорожного движения.

Программа, действие которой заканчивается в этом году, в целом показала эффективность использования программно-целевого подхода при решении задач по обеспечению безопасности дорожного движения.

Вместе с тем, уровень дорожной аварий-ности в России, по сравнению со странами с развитой автомобилизацией, остается высоким.

Достичь снижения одного из основных показателей аварийности предлагается посредством реализации в регионах России комплекса таких мероприятий, как развитие системы фото- и ви-

236

деофиксации нарушений ПДД, обеспечение безопасности детей и пешеходов, устранение мест концентрации ДТП, повышение уровня пассивной безопасности автомобиля, оказание своевременной помощи пострадавшим в автоавариях.

Приоритетной задачей новой профильной программы будет повышение правосознания и ответственности участников дорожного движения. Программа дает возможность концентрировать ресурсы государства на реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, а также применять принципы бюджетного планирования, ориентированного на результат.

Однако при всех положительных качествах сформулированных направлений борьбы за безопасность дорожного движения, по нашему мнению, в проекте Программы не акцентируется внимание на роли общественности.

Статья 8 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г. предусматривает участие общественных объединений в осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения и профилактики аварийности посредством коллективных усилий членов этих организаций [1].

Подпункт 1 п. 7 ст. 9 Федерального Закона «О полиции» посвящена общественному доверию и поддержке граждан и призывает органы внутренних дел к привлечению граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка [2].

Развивая положения упомянутых выше федеральных законов, целесообразно включить в новую федеральную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения на 2013-2020 годы.» в качестве возможного правового механизма деятельность общественных объединений в сфере безопасности на дорогах [5].

Для достижения наибольшего эффекта необходимо привлечь внимание общественности, институтов гражданского общества для решения задач государственной политики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, гармонизации законодательства с учетом международных правовых инструментов в области дорожного движения. Это укрепит наше общее транспортное пространство, поможет найти эффективные способы решения одной из острейших и глобальных проблем современности [4].

Президент Российской Федерации Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию 12 декабря 2012 г. особо подчеркнул, что многие граждане уже сегодня по своей инициа-

тиве на уровне муниципалитетов выстраивают систему общественного контроля «Такой настрой людей мы обязаны поддержать», -говорится в его послании. Более того, перед правительством стоит очень серьезная задача: к 2020 г. создать и модернизировать 25 млн рабочих мест: «Именно качественные рабочие места станут локомотивом роста зарплат и благосостояния граждан, - сказал В.В. Путин». Рассматривая поставленные задачи как руководство к действию, можно сделать однозначный вывод: для достижения безопасности на дорогах нужна политическая воля, консолидированная с активностью общественного движения.

Как показал экспресс-опрос 303 респондентов, 198 из которых - лица разных профессий, разного возраста и материального достатка -выразили желание официально работать, отслеживая и фиксируя факты нарушения правил дорожного движения во взаимодействии с ГИБДД.

В этих целях предлагается следующая модель организации борьбы за безопасность на дорогах ради безопасности жизни:

1. Основной фигурой, участвующей в наблюдении за порядком на дороге, является физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя (ИП). Обязательным условием участия в программе является наличие у индивидуального предпринимателя камеры видеорегистратора.

2. Индивидуальные предприниматели объединяются под эгидой некоммерческой организации (некоммерческого партнерства), которая обеспечивает организацию работы ИП и их взаимодействие с органами ГИБДД; контролирует деятельность ИП и оказывает им консультационные услуги.

3. Фиксируя нарушения на дороге, ИП через некоммерческое партнерство передает материалы в ГИБДД, которая привлекает нарушителя к ответственности, а в случае уклонения от добровольного исполнения наказания в виде штрафа передает дело в суд.

4. ИП за каждый зафиксированный и надлежаще доказанный факт получает вознаграждение за счет средств целевой программы.

5. Средства, полученные от нарушителя, могут распределяться в дальнейшем между бюджетом и ГИБДД.

Указанная схема взаимодействия общественной (или некоммерческой организации) дает следующие преимущества:

1. Возрастает общественная активность в борьбе за безопасность движения, что дисциплинирует общество в целом, влечет неотвратимость наказания, повышение дисциплины как со стороны участников дорожного движения, так и со стороны тех, кто за ними наблюдает. Укрепление дорожной дисциплины, взаимоуважения

237

водителей, пешеходов и ГИБДД - один из путей-становления гражданского общества.

2. Важное значение имеет тот факт, что государство, показывая свое желание взаимодействовать с активными членами общества, поощряя результаты их усилий материально, не несет затрат на организацию работы ИП. Она окупается через систему штрафов, уплачиваемых нарушителями дорожного движения.

3. Достигается поставленная в Программе задача - расширение фото- и видеофиксации нарушений ПДД.

4. Наконец, достигается еще одна важная цель - пенсионеры, военнослужащие в отставке, инвалиды и другие получат реальную возможность обрести рабочее место, что даст возможность реализовать задачи, поставленные государством [3].

Основные причины, требования и правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (в ред. от 23 июля 2010 г.) [6]. Необходимо поэтапное возрастное обучение и воспитание участников дорожного движения. Отчетливо осознавая тот факт, что, не воспитав законопослушного пешехода, общество не получит дисциплинированного водителя, тем не менее, особое внимание хотелось бы обратить на процесс подготовки водителей. Однозначно можно констатировать, что существующая система подготовки водителей не отвечает предъявляемым требованиям и не в состоянии изменить к лучшему положение дел. Этот вывод подтверждает официальная статистика ГИБДД. Об этом публично заявили подписавшие Обращение профессионального сообщества сферы подготовки водителей транспортных средств к депутатам Государственной Думы Российской Федерации. В нем они указывают, что: «...низкое качество подготовки водителей лежит в основе высокой аварийности на дорогах». Причинами такого положения дел является:

1. Извращенная бизнес-идеология существования образовательных учреждений сферы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств, которая базируется на основополагающем принципе: «Минимум затрат - максимум дохода».

Формированию такой идеологии процесса подготовки водителей в полной мере способствует приказ Минобрнауки России «Об утверждении примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий» от 18 июня 2010 г. № 636. Уже в первом абзаце приказа определено: «. примерная программа подготовки водителей транспортных средств представляет собой минимум

требований к результатам и содержанию подготовки»; как результат - «Минимум требований к подготовке водителей».

Избыточное количество учреждений дополнительного образования сферы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств не позволяет создать систему квалифицированного преподавания предметов, включенных в программу, а их бизнес-идеология исключает возможность создания безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями по слуху, желающих стать автолюбителями.

2. Отсутствие надлежащего контроля со стороны Минобрнауки субъектов Российской Федерации, лицензирующих этот вид деятельности.

3. Существующая система приема квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, определенная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396, досконально известна гражданам страны и неоднократно освещалась в СМИ. Общество склонно к выводу, что ее необходимо если не менять, то совершенствовать. В этой связи целесообразно:

1) изложить п. 5 разд. III постановления Правительства Российской Федерации № 1396 от 15 декабря 1999 г. в следующей редакции: «.документ о прохождении обучения с заключением образовательного учреждения о степени готовности кандидата в водители к сдаче квалификационных экзаменов.»;

2) разработать и внедрить в практику систему применения к учреждениям сферы подготовки и переподготовки водителей штрафных санкций за низкое (допороговое) качество теоретических знаний и практических навыков кандидатов в водители по итогам квалификационных экзаменов в органах ГИБДД;

3) шире использовать потенциал таких общественных организаций, как «Общество защиты прав потребителей» и других, для контроля за деятельностью учреждений по подготовке водителей.

Есть целый ряд и других «болевых точек» в существующей системе подготовки и переподготовки водителей, непосредственным образом влияющих на безопасность дорожного движения, требующих принятия безотлагательных, радикальных мер; в частности:

1. На конкурсной основе определить единый Центр дополнительного профессионального образования, реализующий программу ДПО «Повышение квалификации преподавательского состава учреждений дополнительного образования сферы обучения водителей транспортных средств» с обязательной выдачей лицензии на право обучения. Деятельность такого Центра следует рассматривать как инвестиционный проект, не требующий средств из краевого бюджета.

238

2. На базе Федеральной примерной программы подготовки водителей транспортных средств разработать краевую единую программу их обучения, максимально повысив требования к содержанию и результатам обучения.

3. Перейти от системы «подготовки» водителей в автошколах к системе их «обучения» в специализированных учебных центрах (СУЦ).

Реализация данных предложений позволит:

подчинить процесс обучения водителей транспортных средств и повышения квалификации педагогов единой, апробированной временем системе образования в стране;

исключить возможность «свободного» посещения занятий учащимися, а значит, повысить дисциплину будущих водителей начиная с этапа обучения;

предоставить будущим водителям возможность осознано выбрать время для обучения;

снизить стоимость обучения.

Кроме того, предлагаемая поэтапная система обучения позволит свести к минимуму коррупционную составляющую как в процессе обучения, так и при сдачи квалификационных экзаменов.

4. Войти в Правительство Российской Федерации с предложением об отмене п. 22 постановления от 15 декабря 1999 г. № 1396, ограничивающего 3 месяцами срок действия положительной оценки, полученной на теоретическом экзамене кандидатом в водители.

5. Предложить Правительству Российской Федерации изменить систему лицензирования деятельности СУЦ. Целесообразно рассмотреть вопрос о предоставлении права лицензирования СУЦ, обучающих кандидатов в водители практике вождения ТС после согласования с органами ГИБДД субъектов Российской Федерации. Одновременно пересмотреть нормативы обучения будущих водителей практике вождения. Километраж, а не часы должен стать определяющим фактором по допуску водителей к самостоятельному управлению автомобилем, тем более, что Примерная программа подготовки водителей однозначно не

1. О безопасности дорожного движения: федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (в ред. от 23.07.2010) // СПС «Консультант Плюс».

2. Бельский К. С. Полицейское право: лекционный курс / под ред. А. В. Куракина. М., 2004.

3. Дроздов А. В. О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации // Общество и право. 2011. № 1 (33).

4. Пустовойт И. И. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения // Общество и право. 2012. № 5.

регламентирует понятие «учебный час»: или академический, или астрономический.

6. В качестве законодательной инициативы предложить депутатам Государственной Думы Российской Федерации рассмотреть вопрос об обязательном прохождении в рамках созданных СУЦ курсов восстановления практических навыков вождения лицами, отбывшими наказания в местах лишения свободы.

7. Целесообразно на федеральном уровне законодательно закрепить положение для иностранных граждан, лиц, временно пребывающих на территории Российской Федерации с намерением осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по перевозке людей и грузов автомобильным транспортом, обязанность в установленном законодательством Российском Федерации порядке проходить переаттестацию в объеме теоретического экзамена и получать временное водительское на срок пребывания в Российской Федерации.

8. При успешной сдаче квалификационных экзаменов в органах ГИБДД выдавать временное удостоверение сроком действия 3 года и определить критерии права выдачи постоянных удостоверений по истечении этого срока. Это позволит повысить ответственность «молодых» водителей за соблюдение ПДД, а значит, и сократить случаи ДТП.

Такой подход найдет поддержку в среде страхового сообщества.

С высокой степенью вероятности можно утверждать, что общество готово с пониманием принять даже самые непопулярные меры государства, направленные на сохранение жизни и здоровья граждан страны. В то же время подмена системной профилактики аварийности на дорогах регулярным повышением штрафов, которые не меняют общую ситуацию, нежелательна.

Учитывая социальную важность проблемы, необходима политическая воля государства, тем более что это именно тот случай, когда промедление смерти подобно.

1. On the Road Safety: the Federal Law of 10.12.1995 № 196-FL (as amended on 23.07.2010) //HLS «ConsultantPlus».

2. Belsky K.S. Police law: lecture course / ed. byA.V. Kurakin. M, 2004.

3. Drozdov A. V. About condition of security of traffic in Russian Federation // Society and law. 2011. № 1(33).

4. Pystovoit I.I. Measures of maintaining of manufacturing of administrative infringements of traffic // Society and law. 2012. № 5.

239

5. О федеральной целевой программе повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах: постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 100 (в ред. от 14.02.2009) // СПС «Консуль-тантПлюс».

6. Кашкина Е.В. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и проблемы его реализации // Административное и муниципальное право. 2008. № 7.

5. On the federal target program Improving road safety in 2006-2012: Decree of the Russian Federation of Government of 20.02.2006 № 100 (as amended on 14.02.2009) // HLS «Consultant-Plus».

6. Kashkina E.V. The Federal Law «On the Road Safety» and the problems of its implementation // Administrative and Municipal Law. 2008. № 7.

240

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.