Научная статья на тему 'Сравнительный анализ подходов к обеспечению безопасности дорожного движения (на примере ФРГ, США, России)'

Сравнительный анализ подходов к обеспечению безопасности дорожного движения (на примере ФРГ, США, России) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1530
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОТА С НАСЕЛЕНИЕМ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ШТАТОВ / СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ / ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ / СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / WORK WITH THE POPULATION / LEGISLATION OF THE STATES / SYSTEM OF ORGANIZATION OF PREVENTIVE WORK / CENTRALIZATION OF MANAGEMENT / SCOPE OF ACTIVITIES / INCREASE ROAD SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Затолокин Александр Александрович, Гирко Ангелина Олеговна

В статье исследуются пути решения проблем, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения. На основе изучения специфики рассматриваемой деятельности зарубежных стран авторы обосновывают ряд мер, направленных на повышение безопасности на дорогах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of the safety on the road (for example, Germany, USA, Russia)

In the paper the solutions to the problems related to ensuring road safety are considered. The authors on base of the study of the specificity of the considered activities of foreign countries substantiate a number of measures aimed at improving road safety in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ подходов к обеспечению безопасности дорожного движения (на примере ФРГ, США, России)»

Затолокин Александр Александрович

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД Краснодарского университета МВД России

Гирко Ангелина Олеговна

курсант 3 курса факультета подготовки сотрудников полиции для подразделений охраны общественного порядка Краснодарского университета МВД России

(e-mail: zatolokin09@rambler.ru)

Сравнительный анализ подходов к обеспечению безопасности дорожного движения (на примере ФРГ, США, России)

В статье исследуются пути решения проблем, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения. На основе изучения специфики рассматриваемой деятельности зарубежных стран авторы обосновывают ряд мер, направленных на повышение безопасности на дорогах Российской Федерации.

Ключевые слова: работа с населением, законодательство штатов, система организации профилактической работы, централизация управления, сферы деятельности, повышение безопасности дорожного движения.

A.A. Zatolokin, Master of Law, Lecturer of the Chair of Administrative Activity and Traffic Safety of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia;

А.О. Girko, 3rd year student of the Faculty of Training of Police Officers for Departments of Public Order of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: zatolokin09@rambler.ru

Comparative analysis of the safety on the road (for example, Germany, USA, Russia)

In the paper the solutions to the problems related to ensuring road safety are considered. The authors on base of the study of the specificity of the considered activities of foreign countries substantiate a number of measures aimed at improving road safety in the Russian Federation.

Key words: work with the population, legislation of the States, system of organization of preventive work, centralization of management, scope of activities, increase road safety.

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения, несомненно, является актуальной в современном мире. В докладе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, англ. World Health Organization, WHO) за 2013 г. указано, что «во всем мире общее число случаев смерти в результате дорожно-транспортных аварий остается недопустимо высоким - 1,24 миллиона случаев в год» [1]. Подавляющее большинство (90%) всех смертельных случаев на дорогах приходится на страны со средним и низким уровнем дохода, к которым относится и Российская Федерация. В нашей стране, учитывая всю важность данной проблемы, используется программно-целевой метод управления в этой

сфере. Так, с 2006 г. разработаны, приняты и осуществляются мероприятия в рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения». Использование данного метода позволило сократить число погибших в дорожно-транспортных происшествиях на 18,9% (в количественном выражении этот показатель снизился с 34506 человек в 2004 г. до 27991 человека в 2012 г.) [2]. Тем не менее, данные о показателях аварийности в Российской Федерации в проекции на аналогичные данные стран Запада свидетельствуют о том, что проводимой работы явно недостаточно. Подтверждением этому служат цифры статистики: в Германии число погибших в ДТП составляет чуть более четырех человек [3,

77

с. 4] на сто тысяч населения, в США этот показатель равняется 11,4, в России - 20. Возникают резонные вопросы: что у нас не так, что необходимо изменить (а возможно, позаимствовать), для того чтобы поменять ситуацию в лучшую сторону?

Оставим вопросы ментальности ученым из других областей знаний, предпримем попытку почерпнуть положительное в деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в наиболее развитых странах - ФРГ и США, выдвинув гипотезу о возможности перенесения таковых моментов на российскую действительность. Общеизвестно, что безопасность на дороге зависит от гармоничного функционирования системы «человек - автомобиль - дорога - среда». Учитывая тот факт, что авторынок в настоящее время является интернациональным, т.е. автомобили как европейских марок, так и американских успешно функционируют и на дорогах Российской Федерации, а среда (в частности, погодные условия) в рассматриваемых странах примерно одинакова, то что-либо перенимать из подсистем «автомобиль» и «среда» нецелесообразно. Вместо исключенных дополним систему другим крайне важным элементом и получим: «человек - дорожный полицейский (сотрудник по обеспечению безопасности дорожного движения) - дорога». Воздействие на данные элементы, а именно их усовершенствование, позволит за определенный промежуток времени кратно повысить безопасность на дорогах Российской Федерации.

«Человек». В Германии существует специальная программа по профилактике ДТП, которая включает в себя обучение правилам поведения на дороге и правилам обеспечения собственной безопасности. Особое внимание в ФРГ уделяется школьникам начальных классов. И это вполне оправдано, ведь именно данная категория в наибольшей степени подвержена опасности на дороге (в силу недостаточного уровня знаний о соотношении скорости, тормозного пути и проч.), также учитывается педагогический эффект - в малолетнем возрасте существует возможность привить человеку неприятие правонарушения. Школьников учат не просто теории, а конкретному пониманию дорожной обстановки, вырабатывая навыки до автоматизма, проводя занятия в большинстве случаях в реальной дорожной обстановке. При этом в занятия с детьми вовлечены и их родители.

В США успешно функционирует двухуровневая система дорожно-транспортного воспитания [4, с. 55]. На первом уровне детей готовят к движению в городе в качестве пе-

шеходов и велосипедистов. Второй уровень предусматривает школьное изучение предмета «Подготовка водителя» (Driver Education). По окончании курса школьник может обратиться с подтверждающим сертификатом (Certificate of Completion) в Департамент транспортных средств (Department of Motor Vehicles, DMV), где ему выдадут водительское удостоверение.

«Дорожный полицейский (сотрудник по обеспечению безопасности дорожного движения)». Бесспорно, на безопасность дорожного движения будут влиять и такие факторы: качество подготовки полицейских; взаимодействие их с участниками дорожного движения;

эффективность административно-юрисдик-ционной деятельности (т.е. процесс от выявления полицейским нарушения и до привлечения к ответственности нарушителя).

Подготовка полицейских в Германии делится на три ступени: теоретическая (лекции и семинары); подготовка в учебных центрах (практические занятия, ролевые игры и учения);

стажировка (работа в составе действующего экипажа под руководством наставника).

Кроме полиции ФРГ, правопорядок и безопасность на дорогах Германии охраняют сотрудники Европейской дорожной полиции (TISPOL) [5], одной из задач которой является снижение аварийности и тяжести последствий ДТП к 2020 г. на 50%. Полицейские различных государств проводят оперативно-профилактические мероприятия на любой территории Евросоюза. Задействование полицейских не просто из другого региона страны, а из другого государства позволяет исключить возможность проявления коррупции в любом виде и добиться максимального положительного эффекта от такого рода трансграничного полицейского сотрудничества.

Относительно США сразу необходимо отметить, что в данном государстве презюмируется честность полицейского! Кроме того, при сопоставлении показаний полицейского и гражданина в ходе судебного заседания суд будет на стороне полицейского, т.к. последний является лицом, не заинтересованным в исходе дела, в отличие от гражданина, заинтересованного в сохранении водительского удостоверения (ID) [6]. Кроме полиции, в США при правительстве существует Национальное управление безопасности дорожного движения на трассах (NHTSA) [7], которое отвечает за снижение смертности, травматизма и экономических потерь в результате автомобильных аварий. Причем NHTSA является надведомственной

78

организацией, осуществляя контроль за работой МВД, полиции, органов здравоохранения и образования.

Дороги в Германии и в США отличаются от российских кардинально. Всем известны скоростные магистрали Германии (autobahn). В Германии ограничений скорости на автобанах нет, однако есть нижний предел (60 км/час) и рекомендованная скорость - 130 км/час. Данные магистрали оборудуются различными электронными табло и понятными знаками, позволяющими получать исчерпывающую информацию о дороге и о том, что находится впереди.

В США - на родине автомобильных пробок -продолжают совершенствовать дорожное движение. В частности, на многих автодорогах (фривей) имеется полоса (carpool lane) [6, с. 38] по крайней левой стороне, по которой могут двигаться автомобили, перевозящие двух и более пассажиров. Причем одиночный водитель не имеет права въезжать на данную полосу.

Однако в настоящее время наметилась тенденция к радикальному контринтуитивному подходу в организации дорожного движения как в Германии, так и в США. Суть такого подхода заключается в строительстве дорог, которые кажутся опасными, и они становятся безопасными (Г. Мондерман) [7]. Так, сразу в нескольких населенных пунктах Германии (среди которых Бомте) проходил эксперимент по ликвидации светофорных объектов и дорожных знаков. Суть эксперимента заключается в создании вместо привычных перекрестков с традиционными дорожными «инструментами» кольцевых развязок без знаков, без светофоров, без разметки и бордюров, отделяющих проезжую часть от пешеходной зоны. В США транспортные инженеры пошли по этому же принципу, а именно в штате Флорида в местечке под названием Уэст-Палм-Бич была изменена привычная организация дорожного движения следующим образом: с нескольких главных улиц были удалены транспортные сигналы и полосные указатели, люди и автомобили были сближены за счет сужения проезжей части [7]. В результате движение на данных улицах стало более медленным, однако сократилось количество ДТП и время поездок.

В завершение считаем необходимым ответить на поставленный нами выше вопрос (что необходимо изменить, чтобы поменять ситуацию в лучшую сторону?).

1. Работа с населением должна осуществляться под лозунгом «Готовим водителя в детском саду!». И пусть данные слова не пока-

жутся громкими или же саркастичными. В работу с населением по изучению ПДД должны быть вовлечены различные организации, но в первую очередь - ГИБДД и образовательные учреждения. Конечно же, все это требует материальных затрат, однако необходимо сопоставить материальные затраты на реализацию обучающих программ и:

гибель трудоспособного населения;

утрату здоровья в результате ДТП (связанную также с выплатами по временной нетрудоспособности или инвалидности).

Несомненно, государство не может за свой счет оплачивать обучающие программы, здесь необходимо задействовать финансовые возможности Российского союза автостраховщиков, получающих прибыли за проведение технического осмотра транспортных средств и страховые премии.

В школе следует ввести обязательный предмет - «Безопасность дорожного движения». Причем теоретический экзамен на знание ПДД разрешить сдавать в 11 классе, с получением соответствующего свидетельства. Экзамен должен быть факультативным: желающие получить свидетельство и, соответственно, в дальнейшем водительское удостоверение сдают данный экзамен, нежелающие - нет. Но обучение проходят все без исключения школьники.

2. Подготовка сотрудников полиции в нашей стране не вызывает сомнения в качестве выпускников. Так, на примере Краснодарского университета МВД России можно с уверенностью заявить, что ведомственным вузом проводится огромная работа, нацеленная на подготовку высококвалифицированных кадров полиции, в том числе для подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения. Профессорско-преподавательский состав в полной мере реализует требования руководства МВД России к модернизации процесса обучения, обозначенные Дорожной картой дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации [8, с. 75]. В своих предыдущих работах мы более подробно останавливались на осуществляемых в вузе мероприятиях, направленных на повышение качества подготовки сотрудников ГИБДД, в частности:

профилизации аудиторного фонда кафедр практической направленности обучения;

проведении слушателями выпускного курса совместно с практическими сотрудниками ГИБДД широкомасштабных оперативно-тактических учений [9];

79

систематическом проведении выездных практических занятий с полным погружением в реальную дорожную обстановку [10];

проведении в 100% случаях практических занятий не в аудиториях, а на учебно-полигонных комплексах, в условиях, максимально приближенных к реальным.

Насыщение процесса обучения деловыми играми, учениями и практическими занятиями - компетенция не только в общем вузов, но и кафедр, тем более это касается дисциплин специализации.

Поэтому вопрос в России стоит не в подготовке кадров, а заключается несколько в другом: в «заинтересованности» полицейского в исходе дела (административного материала);

в недоверии полицейскому (в случаях отсутствия подтверждения в форме свидетельской базы, данных средств фото-, видеоаппаратуры);

даже не побоимся гнева «правозащитников», но в презумции невиновности.

Представляется интересным опыт функционирования Европейской дорожной полиции, а именно в части создания в Таможенном союзе подобной структуры. Давайте на минутку представим, что не совсем адекватный водитель заявляет инспектору о том, что он позвонит его начальству. Какому начальству такой водитель будет звонить в случае остановки сотрудниками Дорожной полиции Таможенного союза?

1. URL: http://www.who.int/violence_injury_ prevention/road_safety_status/2013/ru/ (дата обращения: 21.10.2014).

2. URL: http://www.rg.ru/2013/10/08/bezopas-site-dok.html (дата обращения: 21.10.2014).

3. Шманева Л.В. «Трижды три» по-немецки// Stop газета. 2014. № 9(209).

4. Петровский Н. Воспитание с колес //Твоя дорога. 2013. № 4(34).

5. URL: https://www.tispol.org.

6. Петровский Н. Почему в Америке безопаснее? // Твоя дорога. 2013. № 4(34).

7. URL: http://www.nhtsa.gov.

8. Затолокин А.А. Учебный полигон МРЭО: история возникновения, тенденции развития // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2014. № 1(23).

9. URL: http://youtube.com/Краснодар+/ново-сти за 18.11.2013 (дата обращения: 21.10.2014).

10. Палий В.М., Затолокин А.А. Опыт проведения выездных практических занятий по безопасности дорожного движения с курсантами образовательных организаций МВД России // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2013. № 3(21).

Тем более сотрудники такого подразделения будут значительно эффективней бороться с транснациональной преступностью, с кражами и угонами транспортных средств, с проблемами машин-«двойников».

Кроме внедрения Дорожной полиции Таможенного союза, в России необходим единый орган, который будет осуществлять руководство силами и средствами, задействованными в процессе обеспечения безопасности дорожного движения, и более того, нести ответственное за состояние таковой, - Министерство безопасности дорожного движения.

3. И последнее - организация дорожного движения путем бесконечного расширения проезжей части, исключения появления пешеходов на ней, строительство многоуровневых развязок требуют больших материальных затрат и свободных площадей. Во многих старых русских городах просто нет возможности для расширения проезжей части, не говоря уже о средствах. Поэтому выход - в активизации пешеходного движения в центре городов. В этой связи представляется интересной теория упомянутого нами выше Г. Мондермана. Однако с оговоркой принятия данной теории не как аксиомы, не как дани новой европейской моде, не как бездумного следования чему-то необычному, а в четких конкретных случаях, обоснованных отечественными инженерами и архитекторами.

1. URL: http://www.who.int/violence_injury_ prevention/road_safety_status/2013/ru/ (date of access: 21.10.2014).

2. URL: http://www.rg.ru/2013/10/08/bezopas-site-dok.htmll (date of access: 21.10.2014).

3. Shmaneva L.V. «Three times three» German // Stop newspaper. 2014. № 9(204).

4. Petrovsky N. Education on wheels // Your road. 2013. № 4(34).

5. URL: https://www.tispol.org.

6. Petrovsky N. Why is America safer? // Your road. 2013. № 4(34).

7. URL: http://www.nhtsa.gov.

8. Zatolokin A.A. Training ground vehicle registration and examinations of driving: history, development trends // Bull. of the Krasnodar University of Russian MIA. 2014. № 1(23).

9. URL: http://youtube.com/Krasnodar+/novosti for 18.11.2013 (date of access: 21.10.2014).

10. Paly V.M., Zatolokin A.A. Experience of carrying out of exit practical employment of securing of safety of traffic with cadets of educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia // Bul. of the Krasnodar University of Russian MIA. 2013. № 3(21).

80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.