Научная статья на тему 'РАЗРЕШАЕМ КОНФЛИКТЫ ИГРАЯ ОБУЧЕНИЕ КАДЕТ ПРИЕМАМ ПРОФИЛАКТИКИ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ФОРМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КВЕСТА'

РАЗРЕШАЕМ КОНФЛИКТЫ ИГРАЯ ОБУЧЕНИЕ КАДЕТ ПРИЕМАМ ПРОФИЛАКТИКИ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ФОРМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КВЕСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВЕСТ / QR-КОД / БЕСКОНФЛИКТНОЕ ОБЩЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА / ТЕХНИКА РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА / QUEST / QR CODE / CONFLICT-FREE COMMUNICATION / CONFLICT RESOLUTION STRATEGY / CONFLICT RESOLUTION TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ондар Лилия Монгуновна

В статье предлагается сценарий психологического квеста «Стоп: конфликт!» для воспитанников кадетских училищ. Сформулированы требования к проведению квестов, даны рекомендации по проведению психологических квестов для детей и подростков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ондар Лилия Монгуновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOLVE CONFLICT BY PLAYING CADET TRAINING IN METHODS OF PREVENTING AND RESOLVING CONFLICT SITUATIONS IN THE FORM OF A PSYCHOLOGICAL QUEST

The article offers a psychological quest scenario «Stop: conflict!» For pupils of cadet schools. Requirements for conducting quests are formulated, recommendations on conducting psychological quests for children and adolescents are given

Текст научной работы на тему «РАЗРЕШАЕМ КОНФЛИКТЫ ИГРАЯ ОБУЧЕНИЕ КАДЕТ ПРИЕМАМ ПРОФИЛАКТИКИ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ФОРМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КВЕСТА»

]=ТГГ ilfi

1 ^шМГЩЖЕ

У1.М. ОНДАР

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

L.M. ONDAR

РАЗРЕШАЕМ КОНФЛИКТЫ ИГРАЯ

RESOLVE CONFLICT BY PLAYING

ОБУЧЕНИЕ КАДЕТ ПРИЕМАМ ПРОФИЛАКТИКИ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ФОРМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КВЕСТА

CADET TRAINING IN METHODS OF PREVENTING AND RESOLVING CONFLICT SITUATIONS IN THE FORM OF A PSYCHOLOGICAL QUEST

Сведения об авторе. Ондар Лилия Монгуновна — педагог-психолог ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище», кандидат психологических наук (г. Кызыл. E-mail: ondarlm@mail.ru).

Аннотация. В статье предлагается сценарий психологического квеста «Стоп: конфликт!» для воспитанников кадетских училищ. Сформулированы требования к проведению квестов, даны рекомендации по проведению психологических квестов для детей и подростков.

Ключевые слова: квест, QR-код, бесконфликтное общение, стратегия разрешения конфликта, техника разрешения конфликта.

Information about the author. Liliya Ondar — educational psychologist FGCO «Kyzylskaya presidential cadet Academy», candidate of psychological Sciences (Kyzyl. E-mail: ondarlm@mail.ru)

Summary. The article offers a psychological quest scenario «Stop: conflict!» For pupils of cadet schools. Requirements for conducting quests are formulated, recommendations on conducting psychological quests for children and adolescents are given.

Keywords: quest, QR code, conflict-free communication, conflict resolution strategy, conflict resolution technique.

Игровой подход к методике обучения разрешению конфликтов в виде квеста применен в Кызылском президентском кадетском училище на этапе адаптации воспитанников к обучению и проживанию в училище.

Как форма деловой игры квест представляет собой цепочку заданий (интеллектуального, творческого, спортивного характера), связанных между собой какой-либо тематикой и общей целью. В ходе игры команды перемещаются из одного места в другое, а на этапе завершения игры получают ответ на основную загадку. Выполняя задания, дети учатся взаимодействовать в команде, договариваться, распределять обязанности, помогать друг другу, что способ-

ствует сплочению детского коллектива. Участие в квесте требует проявления смекалки, наблюдательности, находчивости, сообразительности, аналитических способностей, коммуникативных качеств, тренировки памяти и внимания.

Выделяют следующие требования к проведению квеста:

1) название квеста должно быть кратким, привлекательным и оригинальным, а сама игра должна быть динамичной и яркой;

2) квест носит развлекательный характер и должен быть связан с интересами и желаниями детей. Усвоение знаний зависит от активности участников и должно приносить удовольствие;

3) разрабатываются сюжет, задания, правила, критерии игры, предусматриваются награды (например, «сладкий» приз);

4) на первом этапе обозначается проблема. Здесь важно вызвать удивление, заинтересованность детей, ввести «интригу». На протяжении игры должны присутствовать элементы соревновательности, таинственности, эффекты неожиданности;

5) игра должна отвечать требованиям логичности, целостности, подчиненности определенному сюжету и теме;

6) на начальных этапах задания должны быть легкими, чтобы дети попали в ситуацию успеха. Затем задания постепенно усложняются;

7) соблюдение регламента.

чСШЕЖШВ

СЦЕНАРИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КВЕСТА «СТОП: КОНФЛИКТ!»

Цель: развитие у кадет навыков бесконфликтного общения.

Участники: кадеты 5-6-7-х классов.

Материалы и оборудование: компьютер, экран, медиапроектор, презентация, бланки с тестовыми заданиями, маршрутные листы, фрагменты из мультфильмов, музыкальные и видеофрагменты для сопровождения упражнений, раздаточный материал в виде карточек, ручки, цветные карандаши и фломастеры, клей, ножницы, цветная и белая бумага формата А4, ватман АЗ, стикеры разных форм и цветов на клейкой основе, старые журналы, толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, психологический словарь, сертификаты для награждения.

Каждая команда с маршрутным листом проходит 5 станций. Ведущие оценивают правильность прохождения маршрутов. По итогам прохождения станции команды получают (}11-коды.

Организационный момент.

За несколько дней до игры дети получают пригласительные билеты. Непосредственно перед игрой проводится деление участников на команды. Его можно проводить разными способами. Затем команды придумывают названия, выбирают капитана, девиз, получают схему квеста и задания.

Озвучиваются условия игры: команды проходят 5 станций; по прохождении каждой станции команда получает карточку с С^11-кодом; критерии игры (соблюдение регламента, сплоченность команды, содержательность выполненных заданий, правильность и оригинальность ответов).

Переход к теме квеста.

Ведущий: Ребята! Все мы когда-нибудь с кем-нибудь конфликтуем. Такова жизнь. Участники обсуждают высказывание Ч. Диксона «Если в вашей жизни нет кон-

фликтов, проверьте, есть ли у вас пульс».

Предлагается игра-энергизатор:

- поменяйтесь местами те, кто ни разу в жизни ни с кем не поссорился;

- поменяйтесь местами те, кто хоть один раз дрался;

- поменяйтесь местами те, кто умеет мириться после ссоры;

- поменяйтесь местами те, кто умеет извиняться...

Конфликты происходят потому, что мы все разные, у нас разные мнения, интересы. В этом несложно убедиться. Нескольким участникам предлагается завершить предложение «Я отличаюсь от других людей тем, что...».

Итак, мы все такие разные, с разными характерами, интересами, привычками. Тем не менее

живем в обществе, учимся в одном училище. Раз мы разные, то и конфликты между нами неизбежны. Наш квест посвящен теме конфликтов.

СТАНЦИЯ «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О КОНФЛИКТЕ?»

Ведущий: К сожалению время от времени мы попадаем в ситуации, определяемые как конфликтные. Они вносят напряжение в отношениях, лишают покоя и радости, не дают возможности полноценно жить.

Упражнение «Плюсы и минусы конфликта». В режиме мозгового штурма предлагается перечислить позитивные и негативные следствия конфликтных ситуаций.

Кадеты подводятся к мысли о том, что конфликты - это

Таблица 1 Ситуации

Ситуация 1 Ты идешь по коридору, и тебя кто-то нечаянно задел плечом. Ты разозлился и ударил в ответ.

Ситуация 2 Воспитатели отправляют тебя исправлять оценку, а ты хочешь идти на футбол. Ты нехотя идешь, так как должен выполнять распоряжения педагогов.

Ситуация 3 Тебя обозвали на перемене. Ты спрашиваешь, зачем он хочет тебя обидеть, ведь гораздо лучше просто общаться.

Ситуация 4 У тебя плохое настроение, и ты сидишь в комнате и читаешь книгу. Тебя одноклассники зовут поиграть в настольную игру. Ты отвечаешь уклончиво, что, возможно, выйдешь к ним через полчаса.

Ситуация 5 У твоего друга серьезные проблемы с алгеброй, поэтому он постоянно просит у тебя списать домашнее задание, и ты даешь. Но однажды учительница заметила, что у тебя и твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она сказала, что, если еще раз ты дашь другу списать домашнее задание, у тебя будут большие неприятности. Ты в следующий раз даешь другу списать начало домашнего задания, а дальше пусть он решает сам.

Ситуация 6 Приятель схватил твой ластик без разрешения. Ты отнимаешь ластик и берешь его карандаш в отместку.

Ситуация 7 Один кадет говорит другому: «Я никогда не буду сидеть с тобой за одной партой: разляжешься, как слон, а мне неудобно писать!». Другой отвечает... (предложите оптимальную стратегию).

Ситуация 8 На протяжении учебного года между взводами одной роты идет конкуренция за оценки, за учительское уважение, за первенство. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах - «стычки», ссоры и даже были случаи драк. Эта ситуация напрягает всю роту. Как ребята конструктивно могут разрешить данную ситуацию?

Ситуация 9 Твой сосед по парте не носит учебников и пользуется твоими. Тебе это не нравится. Твоя стратегия?

/дгоспт

не только разрушающая сила, но и толчок к развитию и росту личности. Этот рост будет выражаться в необходимости понимания чужой точки зрения, в понимании собственных предвзятых мнений, стереотипов, представлений о другом человеке и в понимании себя.

Включается проектор, на экране высвечивается слайд, на нем басня И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука». Дается задание - дать определение конфликта. Могут использоваться словари.

После анализа ответов участников делается вывод, что конфликт - это столкновение про-

Таблица 2 Ситуации

тивоположных интересов, взглядов, мнений, разногласие.

На следующем слайде представлены основные понятия темы: конфликтология, конфликтный человек, инициатор конфликта, участники конфликта, конфликтная ситуация, объект конфликта, посредник (медиатор), пособники. Затем демонстрируются слайды о видах, структуре и динамике конфликта. Кадеты анализируют причины и последствия конфликтов в своем взводе.

На станции предлагается разгадать кроссворд «Конфликт», состоящий из 10 слов. Для выполнения данного задания кадеты должны

1. Ты слишком высокого мнения о себе. Ты ведешь себя так, как будто ты самый главный здесь.

2. Ты никогда никому не помогаешь (громко, агрессивно).

3. У тебя такой страшный взгляд.

4. С тобой бесполезно договариваться о чем-либо. Ты все равно все забудешь.

5. У тебя такой противный голос, он действует мне на нервы.

6. Посмотри, на кого ты похож!

7. Ты слишком много болтаешь ерунды.

8. Что ты вечно на всех кричишь?

9. У тебя полностью отсутствует чувство юмора.

10. Ты слишком плохо воспитан.

11. Что ты распсиховался?

12. Ты опять взял мою вещь?

13. Из-за тебя вечно отстает наш взвод.

вспомнить материал, полученный ранее на уроках психологии.

В кроссворде заложено ключевое слово «Дружба». Когда участники его разгадают, они поют песню о дружбе (фонограмма включается).

СТАНЦИЯ «СТРАТЕГИИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА»

Упражнение «Встреча на узком мостике». Двое участников становятся на проведенной на полу линии друг к другу на расстоянии около 3-х метров.

Ведущий объясняет ситуацию: «Представьте себе, что вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились и вам надо разойтись. Мостик - это линия. Кто поставит ногу за его пределами -упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть».

Обсуждение упражнения проводится по схеме:

1. Что происходило с участниками пар? Как они разрешили данную ситуацию?

2. Как вы думаете, как можно назвать данную тактику поведения в конфликтной ситуации?

3. Кто оказался в выигрыше при решении ситуации?

4. Было ли решение ситуации эффективным?

5. Какие эмоции испытывал каждый из участников ситуации?

Ведущий: Мы видим, что в одной и той же ситуации происходит выбор различных стратегий поведения. Каждый человек действует в конфликтной ситуации по-разному, в психологии это определяется как стратегии поведения в конфликте.

Демонстрируется фрагмент из мультфильма «Мост», затем таблица «Стратегии разрешения конфликта, их достоинства и недостатки».

Обсуждение: Какая из этих пяти стратегий чаще встречается в реальной жизни? Какой способ вы используете чаще всего в разре-

рмотш

ч*Ш03Т м

п. ^ГКА

да алйте жить р,РУ*на

•г.

'О ¿f&Mt/TVCb

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

HtXU/fw

Штмхг

м3

nffOcr n '//

шении конфликтов с друзьями? С педагогами? С родителями?

Если позволяет время, можно предложить тест на определение стратегии разрешения конфликта.

Затем детям раздаются карточки с описанием ситуаций и даются задания: определить стратегию разрешения конфликта и предложить наиболее эффективную.

Затем команде даются цифры (10 шт.), по которым она должна угадать зашифрованное слово -«компромисс». Цифры: 10,12,14, 14,16,16,17,18,19,19. Цифры обозначают номера той или иной буквы в алфавите.

СТАНЦИЯ «ТЕХНИКИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ»

Дается задание - ознакомиться с разными техниками снятия напряжения в конфликтных ситуациях.

Упражнение «Достойный ответ». Команды в режиме мозгового штурма находят достойный ответ на предлагаемые фразы-«вы-пады».

СТАНЦИЯ «ФИНИШНАЯ»

Команда получает лист бумаги АЗ, на котором составляет красочный коллаж с памяткой «Правила бесконфликтного существования в нашем взводе». Затем проводится презентация коллажа. Оцениваются: участие всех членов команды, наличие общего сюжета, красочность, содержательность.

Заключительный этап. После прохождения всех станций команды сдают маршрутные листы ведущему. Затем участники расшифровывают кодовое предложение по <311-кодам. Зашифровать можно одну из пословиц о дружбе и мире.

При подведении итогов эксперты могут определить самую дружную, организованную, сплоченную, творческую команду, с учетом нормативов времени и объемов выполненной работы. Все участники награждаются сертификатами.

Рефлексия игры. Участники, сидя в кругу, завершают предложения: «Игра помогла мне увидеть

в себе такие качества, как...», «Мне понравилось, как играл...», «Сегодня я узнал...».

Ведущий: Какое впечатление оставил квест? Прибавилось ли уверенности в своих силах? Появилось ли желание воспользоваться способами предотвращения и погашения конфликтов? Где нам понадобятся знания этой темы?

Предлагаемый квест открыт для изменений и дополнений. Можно менять количество и название станций. Можно включить станции с обыгрыванием конфликтов «Кадет - Педагог», «Кадет - Родитель».

Существуют разные вариации проведения квестов. Например, в некоторых случаях детям сразу выдается карта или схема квеста, в других случаях можно выдать задание, выполнив которое, они должны понять, куда следовать. Такой способ организации квеста, когда задания даются по цепочке, называется линейный. В штурмовом квесте каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино. В кольцевом квесте команды отправляются по кольцевой траектории: выполняя определенные задания, они вновь и вновь возвращаются в пункт «А».

Отметим, что классификации квестов разнообразны. Квесты бывают одноразовые и многоразовые, одиночные и групповые. Есть сюжетные квесты - квесты, направленные на последовательное развитие игровых событий; несюжетные - квесты, направленные на легализированное развитие игровых событий. Можно провести поисковый квест, когда группа пытается обнаружить, доставить какой-нибудь предмет; квест-по-ход, в ходе которого детям предлагается путешествовать с места на место, искать подсказки, улики или элементы головоломки, которые нужно собрать воедино, чтобы победить. Эти игры требуют просторного помещения и могут быть проведены в условиях большой территории.

Разнообразны формы квестов и задания, выполняемые в них. Квесты проводятся в форме соревнований, проектов, исследований, экспериментов, расследования происшествий, поиска клада, разгадывания зашифрованных слов и т.д. В качестве заданий можно предложить головоломки, ребусы, шарады, загадки, сбор пазлов, расшифровку тайных писем, текста с зеркальным отображением, текста с шифром наоборот, цифровую шифровку слов, выход из лабиринта.

ЛИТЕРАТУРА

1.Анцупов,А.Я. Конфликтология- М.: Питер, 2007.490 с.

2. Ефимова, Г.З., Кичеро-ва, М.Н. Образовательные квесты как креативная педагогическая технология для студентов нового поколения // Интернет-журнал «Мир науки», 2016. Т. 4. № 5. URL: http://mir-nauki. сот/ PDF/28PDMN516. pdf (дата обращения: 13.04.2017).

3. Игумнова, Е.А., Радец-кая, И. В. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования // Современные проблемы науки и образования, 2016. № 6.; URL: http://www. science-education, ru/ru/article/ view?id=25517 (дата обращения: 26.03.2018).

4. Ильгамова, С. Что такое конфликт? // Школьный психолог, 2007. №13. С. 8-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.