независимыми государствами, сегодня возрождается нацизм, осуществляются героизация коллаборационистов, которых власти этих стран ставят в один ряд с истинными героями-освободителями. Всестороннее изучение ВОВ позволяет понять студентам различия в трактовках тех или иных событий военных лет и не допустить пересмотра истории страны в будущем. Наша задача-передавать из поколения в поколение правду о войне и Великой победе. Воспитать чувство гордости за свою Родину, за наш народ и героические страницы истории России.
Следующий вид работы - волонтерская помощь ветеранам труда и ветеранам войны. Раньше было развито тимуровское движение - помощь ветеранам. Чаще всего это была физическая помощь. Сейчас наши студенты оказывают не только трудовую помощь, но и психологическую - помогают ветеранам почувствовать себя нужными, важными и интересными молодому поколению. Каким образом?
1) совместные встречи на открытых уроках, классных часах, общетехникумовских и городских мероприятиях, вечера-чаепития.
2) изготовление сувениров, памятных подарков.
3) оформление праздничных поздравительных открыток.
4) сбор исторических, документальных материалов (запись воспоминаний, создание выставок, экспозиций).
Общаясь и помогая ветераном, у студентов развивается чувство глубокого уважения к героическому поколению, пережившему все тяготы военного времени, формируется ощущения себя достойными наследниками победителей в войне.
Основная задача данных методов и приемов состоит в том, чтобы ориентировать студентов на приоритет знаний и умений в современной жизни, на необходимость серьезного и осмысленного отношения к учебе, которое способствует всестороннему развитию, формированию правильных жизненных позиций, успешному освоению выбранной профессии. Список использованной литературы:
1. Грецов А. Г. Психологические тренинги с подростками: учебное пособие / Грецов А. Г. - СПб. : Питер, 2008. - с. 56-74
2. Павлов И. В. Педагогические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних: [Учеб. пособие]. - Чебоксары: ЧГПИ, 1996. - с. 7-14
3. Сластенин В.А. Педагогика. - М., АСАДЕМА, 2004г.
4. Усова, Е. Б. Психология девиантного поведения [Электронный ресурс] : электрон. учебник / Е. Б. Усова - Режим доступа: http://psyera.ru/suicidalnoe-povedenie-520.htm
© Зайцева Г.Н., Баранцова Ю.Ю., 2021
УДК 1174
Ильина Н. А.
учитель-логопед, высшая квалификационная категория МБДОУ «Детский сад «Жаворонок», г. Абакан РФ
Нурбобоева О. И.
педагог-психолог, высшая квалификационная категория МБДОУ «Детский сад «Жаворонок», г. Абакан РФ
РАЗРАБОТКА ВАРИАТИВНОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ОПЫТА В РАМКАХ СЕТЕВОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ «ВАРИАТИВНЫЕ МОДЕЛИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Аннотация
В рамках сетевой инновационной площадки «Вариативные модели социокультурной
образовательной среды для детей младенческого и раннего возраста» нашим дошкольным учреждением была организована предметно- пространственная среда по социально-коммуникативному развитию. Перед нами встала задача организации такой среды, которая будет помогать ребенку социализироваться в новой незнакомой обстановке, формировать позитивный опыт общения с детьми и взрослыми, способствовать развитию речи ребенка. Пространство было организовано в виде «Зон настенного группового материала», предполагающее развитие как умственной, так и физической активности детей. Такая предметно-пространственная среда позволит развивать в детях креативность, общительность, любознательность, стремление познавать новое.
Ключевые слова:
Предметно-пространственная среда, ранний возраст, настенные пазлы, бизиборд, настенные картины, стена для ИЗО деятельности, стена для театральной деятельности, настенные книги.
Наше дошкольное учреждение в этом году включено в состав участников федеральной сетевой инновационной площадки «Вариативные модели социокультурной образовательной среды для детей младенческого и раннего возраста». Именно поэтому перед нами встала задача по организации развивающей предметно-пространственной среды по социально-коммуникативному развитию. Работать над этим мы начали не так давно, поэтому данная модель среды рассматривается нами в перспективе.
Ранний возраст - это время, когда дети только еще привыкают к условиям новой коллективной жизни с другими детьми и незнакомыми пока взрослыми. Когда ребенок приходит в детский сад, для него все незнакомо: группа, воспитатели, и, расставаясь с родными людьми, ему очень тяжело, поэтому главная задача воспитателя - это получить доверие ребенка. Большую роль в этом будет играть, конечно же, среда, в которой ребенок находится, которая будет завлекать своей доступностью, яркостью, разнообразием и новизной.
Создавая модель такой среды в группе, мы учитываем рекомендации программы Ирины Александровны Лыковой «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет, в которой одной из задач является формирование позитивного опыта общения в разных ситуациях взаимодействия с другими людьми.
В соответствии с программой продумываем организацию пространства в группе таким образом, чтобы всегда можно было заинтересовать впервые прибывших детей, и чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься той или иной деятельностью, успешно адаптироваться к новым условиям жизни. В группах мы планируем отказаться от стационарных зон, сковывающих игровую и речевую инициативу детей, предлагающих готовые сюжеты. Пространство группового помещения полифункционально в каждой из его частей.
«Зона» - образное название. Оно не означает, что предметы располагаются где-то по углам комнаты. Понятие включает в себя предметы, предназначенные для развития у детей в группе умственной и физической активности. Упор делается на речевые способности, навыки общения и креативность.
Пространство помещения будет организовано в виде «Зон настенного группового материала», которые комплектуются настенными развивающими панелями и дополнительным оснащением, обеспечивающим среду для малышей.
1. Настенные пазлы. К стене, с помощью дюбель-гвоздей, крепятся настенные многофункциональные панели в виде пазлов. На них можно прекрасно разместить различное игровое оборудование в зоне доступности малышей. Эти панели отлично подойдут для размещения тематического оформления группы. На них легко крепить любой материал и также легко его убрать.
2. Бизиборд- это развивающая доска, оснащенная закрепленными на ней предметами, которая позволяет разговорить самых неразговорчивых и привлечь к общению самых замкнутых ребят. Играя с предметами пальчиками, одновременно учим детей проговаривать звукоподражания, называть предметы и действия с ними, тем самым расширяется словарный запас, формируется слоговая структура слова. Можно включить и проговаривание чистоговорок и рифмовок. Таким образом, мы улучшаем звукопроизношение, делаем речь детей более четкой и внятной. Яркие, красочные бизиборды с сюжетной тематикой помогают формировать также грамматический строй речи и связную речь. Дети составляют
предложения, придумывают короткие сказки и рассказы.
3. Посредством настенных картин планируем использовать технологию «Вхождение в картину» направлена на развитие речи и эстетического чувства дошкольников, формирования коммуникативной компетентности, а также формирования произвольного внимания, деятельности наблюдения как индивидуальной, так и коллективной. Тематика настенных картин меняется: они могут отображать какой-либо развернутый сюжет. Главное, сюжет картины должен быть понятен ребенку, картина может быть рассмотрена с пояснениями взрослого, сравнениями и доступна для обозрения. Например, сценка из жизни ребенка или пейзаж, отвечающий текущему времени года.
4. Стена для ИЗО деятельности. Рисунки на стенах в группе - это чудесный сигнал, что малыш становится частью общества и хочет как-то в нем звучать и транслироваться, чтобы его шедевры были видны всем. И это очень важная составляющая полноценного социально-коммуникативного развития ребенка.
Планируем разные варианты.
1. Приклеить на стену ватман (можно даже в небольшой рамке, чтобы воспитанник не выходил за края) или же оклеить стену в групповой комнате самыми простыми белыми обоями, дав ребенку простор для творчества. Настенные шедевры у них получаются куда выразительнее.
2. Покрасить маркерной краской стену, по которой рисуют маркерами и фломастерами. Не понравилось творение - стер тряпочкой, и стена опять как новая.
З.Она будет состоять из настенных вертикальных раскрасок. При работе используются безопасные водные краски или восковые мелки.
Каждое изобразительное упражнение сопровождается разговором - вопросами, объяснениями, описаниями: ребенок не только развивает мелкую моторику, но и пополняет словарный запас. Предложения становятся более грамотными и осмысленными, ребята сами стремятся к общению.
5. Стена для театральной деятельности представляет собой поверхность, на которую крепятся персонажи и декорации. Можно использовать магнитную доску или фланелеграф. Она удобна для детей своей видностью, т.е. все участники видят, что за действие происходит, доступна для детей: можно подойти и самим показать действие, либо просто придумать его совместно с детьми.
6. Настенные книги (Виммельбухи).-Что же такое виммельбух? Виммельбух - это детская книга для рассматривания. Виммельбухи объединяют такие образовательные области: как речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие. Виммельбух - не просто привлекательная для ребенка книга, но еще и очень полезная. Разглядывая изображения, ребенок легко погружается в созданную художником атмосферу и с удовольствием впитывает новые знания. Примерно с 2-3 л. возраста дети начинают распознавать движение на картинках, узнавать в нарисованных предметах то, что уже видели в жизни. Поэтому им будут интересны люди и предметы в движении. Главная задача для детей - выделять из общего движения какие-то знакомые предметы: ворону, кошку. Рассматривание виммельбухов похоже на то, как маленькие дети ведут себя на улице: «Что это? А это кто такой? Куда он идет?» - можем мы услышать от маленьких крох. Легко и непринужденно вы познакомите его с разнообразием животного мира, временами года, особенностями жизни в городе и деревне. Тематика этих книг очень разнообразна.
Виммельбухи, несмотря на минимальное содержание текста, а точнее, благодаря его отсутствию, замечательно развивают речь ребенка и обогащают его словарный запас. Сюжет по иллюстрациям виммельбуха можно придумывать самим, что тренирует детское воображение, улучшает фантазию и опять же речь. Каждый раз эту книгу можно прочитать по - новому, ребёнок тоже учится читать по - своему. На первых порах ребёнок будет рассматривать с взрослыми. [1]
Для каждого возраста есть свои рекомендации по чтению виммельбухов.
Дети до 1 года. Такие малыши ещё не могут на длительное время концентрировать внимание, а обилие деталей может их быстро утомить, поэтому необходимо рассматривать с ребёнком 1 -2 разворота.
С детьми 1 -2х лет можно начать рассказывать простые истории.
В 2-Зхлетнем возрасте постепенно углубляем истории о героях книг.
Детей старше Зх лет необходимо вовлекать в дискуссию по читаемой книге, задавать вопросы, просить рассказать свою историю с героем/героями виммельбуха, поднимать новые темы для обсуждения.
Можно сказать, что это книга на вырост, потому что одни и те же иллюстрации подойдут детям разного возраста: малыши будут изучать крупные детали, дети постарше - обращать внимание на мелких персонажей, искать спрятанных героев, выполнять разные задания и даже учиться счету.
Книги виммельбух рекомендованы также логопедами, которые активно используют их в качестве инструмента в своей практике. Ребенок получает новые знания, задавая взрослому множество вопросов.
Мы считаем, что такая пространственная среда позволит сделать наш детский сад самым ярким и красочным, а малышей - общительными и любознательными!
Список использованной литературы: 1. Электронный ресурс: www.the-village.ru
© Ильина Н. А., Нурбобоева О. И., 2021
УДК 371.398
Козлов А. В.
преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности МБОУ СОШ № 20
г. Белгород, РФ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА - ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Аннотация
В российских школах около 70% учеников 8-11 классов хотели бы исключить ОБЖ из программы обучения. Об этом гласят результаты исследования, проведённого в 2020 году Институтом прогрессивного образования. Данный предмет хотят исключить из программы 70 процентов опрошенных. Ученики пояснили, что ОБЖ не дает практических навыков по выживанию, а сами уроки зачастую являются формальными.
Ключевые слова:
Краеведение, мотивация, формирование практических навыков, интеграция обучения с жизнью
Целями обучения ОБЖ в основной школе являются:
-безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
-понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
-принятие обучающимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
-антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение обучающихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
- отрицательное отношение обучающихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
- готовность и способность обучающихся к нравственному самосовершенствованию.
Как повысить мотивацию школьников к изучению предмета, сделать его действительно нужным и полезным? В условиях возрастания рисков аварий, катастроф, чрезвычайных ситуаций социального характера становится все более очевидной необходимость изучения курса ОБЖ с использованием краеведческого компонента, так как умение обеспечить безопасность жизнедеятельности в различных