Научная статья на тему 'Внедрение игровых технологий как одно из условий создания предметно-развивающей среды для образования детей дошкольного возраста'

Внедрение игровых технологий как одно из условий создания предметно-развивающей среды для образования детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
554
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИГРА / ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЙ КОМПЛЕКТ ИГР / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ РЕБЕНКА / ОПТИМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / EDUCATIONAL SPACE / GAME / GAME TECHNOLOGY / SUBJECT-DEVELOPING ENVIRONMENT / DEVELOPING ACTIVITIES / COGNITIVE ACTIVITY / INTELLECTUAL-DEVELOPING SET OF GAMES / HEALTH-SAVING / MULTI-LEVEL TASKS / AGE CHARACTERISTICS / SUBJECT POSITION OF THE CHILD / OPTIMAL CONDITIONS FOR THE FULL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахаев Андрей Васильевич, Стеблецова Ирина Станиславовна, Ахаева Наталья Васильевна

В статье рассматривается проблема внедрения игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Обоснована актуальность ее исследования в условиях современного информационного общества и востребованности личности, владеющей навыками soft skills. Обозначена необходимость создания специальных условий для развития личности ребенка через формирование предметно-развивающей образовательной среды. Обоснована необходимость разработки новых подходов к применению игровых технологий в учебно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста. Актуализируется важность разработки специальных инновационных методик, направленных на личностное, интеллектуальное и творческое развитие ребенка. Обоснована роль игровых технологий как одного из факторов создания предметно-развивающей образовательной среды. Предложена инновационная методика использования в образовательном процессе для детей дошкольного возраста интеллектуально-развивающего комплекта серии «Мой Казахстан». Описаны ее особенности, направленность на создание оптимальных условий для полноценного развития детей. Обоснована результативность использования игрового комплекта через его апробацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахаев Андрей Васильевич, Стеблецова Ирина Станиславовна, Ахаева Наталья Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF GAME TECHNOLOGIES AS ONE OF THE CONDITIONS FOR CREATING A SUBJECT-DEVELOPING ENVIRONMENT FOR THE EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

The article deals with the problem of introducing game technologies in working with children of preschool age. The article substantiates the relevance of its research in the modern information society and the demand for a person who has soft skills. The necessity of creating special conditions for the development of the child's personality through the formation of a subject-developing educational environment is indicated. The necessity of developing new approaches to the use of game technologies in educational work with children of preschool age is justified. The importance of developing special innovative methods aimed at the personal, intellectual and creative development of the child is updated. The role of game technologies as one of the factors of creating a subject-developing educational environment is substantiated. An innovative method of using the intellectual and developmental set of the "My Kazakhstan" series in the educational process for preschool children is proposed. It describes its features and its focus on creating optimal conditions for the full development of children. The effectiveness of using the game kit through its testing is justified.

Текст научной работы на тему «Внедрение игровых технологий как одно из условий создания предметно-развивающей среды для образования детей дошкольного возраста»

педагогически науки

Ахаев Андрей Васильевич, Стеблецова Ирина Станиславовна, Ахаева Наталья Васильевна ВНЕДРЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СОЗДАНИЯ ...

UDC 37.01

DOI: 10.34671/SCH.BSR.2020.0401.0001

ВНЕДРЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СОЗДАНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© 2020

AuthorlD: 894362 SPIN: 6479-4824 ResearcherlD: W-1990-2018 ORCID: 0000-0002-0035-6336

Ахаев Андрей Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, академик Академии педагогических наук Казахстана и Международной Академии Конкорд Франция, Президент Центр международного партнерства (070004, Казахстан, Усть-Каменогорск, ул. Орджоникидзе, 4, e-mail: ahaev_valeo@mail.ru) AuthorlD: 869835 SPIN: 3896-2240

Стеблецова Ирина Станиславовна, кандидат педагогических наук, член-корреспондент Академии педагогических наук Казахстана, доцент кафедры педагогического образования и менеджмента Восточно-Казахстанский государственный университет имени С.Аманжолова (070004, Казахстан, Усть-Каменогорск, ул.Крылова, 79, e-mail: ira1969st@mail.ru) Ахаева Наталья Васильевна, доктор педагогических наук, член-корреспондент Академии педагогических наук Казахстана, директор Валеологическая специализированная школа - комплекс для одарённых детей (070004, Казахстан, Усть-Каменогорск,, ул.Школьная, 41, e-mail: tihtilova75@mail.ru) Аннотация. В статье рассматривается проблема внедрения игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Обоснована актуальность ее исследования в условиях современного информационного общества и востребованности личности, владеющей навыками soft skills. Обозначена необходимость создания специальных условий для развития личности ребенка через формирование предметно-развивающей образовательной среды. Обоснована необходимость разработки новых подходов к применению игровых технологий в учебно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста. Актуализируется важность разработки специальных инновационных методик, направленных на личностное, интеллектуальное и творческое развитие ребенка. Обоснована роль игровых технологий как одного из факторов создания предметно-развивающей образовательной среды. Предложена инновационная методика использования в образовательном процессе для детей дошкольного возраста интеллектуально-развивающего комплекта серии «Мой Казахстан». Описаны ее особенности, направленность на создание оптимальных условий для полноценного развития детей. Обоснована результативность использования игрового комплекта через его апробацию.

Ключевые слова: образовательное пространство, игра, игровая технология, предметно-развивающая среда, развивающая деятельность, познавательная активность, интеллектуально-развивающий комплект игр, здоровьесбере-жение, разноуровневые задания, возрастные особенности, субъектная позиция ребенка, оптимальные условия для полноценного развития детей дошкольного возраста.

INTRODUCTION OF GAME TECHNOLOGIES AS ONE OF THE CONDITIONS FOR CREATING A SUBJECT-DEVELOPING ENVIRONMENT FOR THE EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

© 2020

Akhaev AndreyVasilyevich, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academician of the Academy of Pedagogical Sciences of Kazakhstan and the International Academy of Concord France, President

Center for International Partnership (070004, Kazakhstan, Ust-Kamenogorsk, Ordzhonikidze str., 4, e-mail: ahaev_valeo@mail.ru) Stebletsova Irina Stanislavovna, Candidate of Pedagogical Sciences, corresponding member of the Academy of Pedagogical Sciences of Kazakhstan, Associate Professor of the Department of Pedagogical Education and Management S. Amanzholov East Kazakhstan State University (070004, Kazakhstan, Ust-Kamenogorsk, Krylova str., 79, e-mail: ira1969st@mail.ru) Akhaeva Natalia Vasilyevna, Doctor of Pedagogical Sciences, corresponding member of the Academy

of Pedagogical Sciences of Kazakhstan, Director Valeological specialized school-complex for gifted children (070004, Kazakhstan, Ust-Kamenogorsk, Shkolnaya str., 41, e-mail: tihtilova75@mail.ru) Abstract. The article deals with the problem of introducing game technologies in working with children of preschool age. The article substantiates the relevance of its research in the modern information society and the demand for a person who has soft skills. The necessity of creating special conditions for the development of the child's personality through the formation of a subject-developing educational environment is indicated. The necessity of developing new approaches to the use of game technologies in educational work with children of preschool age is justified. The importance of developing special innovative methods aimed at the personal, intellectual and creative development of the child is updated. The role of game technologies as one of the factors of creating a subject-developing educational environment is substantiated. An innovative method of using the intellectual and developmental set of the "My Kazakhstan" series in the educational process for preschool children is proposed. It describes its features and its focus on creating optimal conditions for the full development of children. The effectiveness of using the game kit through its testing is justified.

Keywords: educational space, game, game technology, subject-developing environment, developing activities, cognitive activity, intellectual-developing set of games, health-saving, multi-level tasks, age characteristics, subject position of the child, optimal conditions for the full development of preschool children.

ВВЕДЕНИЕ требуют соответствующего развития системы образо-

Быстрые темпы развития современного общества вания. Происходящие изменения ставят новые задачи,

Akhaev AndreyVasilyevich, Stebletsova Irina Stanislavovna, Akhaeva Natalia Vasilyevna pedagogical

INTRODUCTION OF GAME TECHNOLOGIES AS ONE OF THE CONDITIONS ... sciences

одна из которых - создание специальных условий для развития личности ребенка. Для решения данной задачи необходимо формирование образовательного пространства, максимально способствующего развитию личности и ее интеллектуального и творческого потенциала. В сфере дошкольного образования, являюшегося предметом нашего научного интереса, одним из важных аспектов является формирование предметно-развивающей образовательной среды.

МЕТОДОЛОГИЯ

В научной литературе проблеме создания предметно-развивающей среды посвящены труды Новоселовой С.Л., Вороновой М.Н., Веремеенко Ю.Е., Андросовой Н.А. [1, 2]; Галанова А.С. [3]; Расцветаевой О.Н. [4]; Апсаликовой Ю.Г. [5] и др. Все авторы отмечают важную роль предметно-развивающей среды в развитии ребенка, в ряде исследований выделяются ее значимые функции (познавательная, стимулирующая, информационная, развивающая) [6, 7, 8, 9].

На наш взгляд, процесс создания предметно-развивающей среды требует разработки и соблюдения определенных психолого-педагогических условий. Наиболее важное из них - специальная организация образовательного пространства, наполнение его предметами и игровыми материалами, максимально способствующими развитию личностных качеств, познавательной деятельности, творческих способностей ребенка дошкольного возраста, реализации индивидуальности.

Другое немаловажное психолого-педагогическое условие - использование в образовательном процессе игровых технологий, в том числе, инновационных, а также специально подобранных развивающих игрушек. Данная проблема рассмотрена в различных аспектах в трудах исследователей Акимовой Л.А. [10], Булановой-Топорковой М.В. [11], Беспалько В.П. [12], Бондаревской Е.В. [13], Выготского Л.С. [14], Давыдова В.В. [15], Зориловой Л.С. [16], Кукушина В.С. [17], Монахова В.М. [18], Селиванова В.С. [19], Талызиной Н.Ф. [20], Шмакова С.А. [21], Эльконина Д.Б. [22] и многих других [23-31]. Авторами отмечается, что игра развивает самостоятельность дошкольников, активизирует и стимулирует их познавательную деятельность. Использование игровых технологий позволяет создавать проблемные ситуации, в ходе разрешения которых развиваются востребованные компетенции ребенка, жизненный опыт, готовность к общественно-значимым видам деятельности. Обоснование идей внедрения инновационных игровых технологий, учитывая их особенности и эффективность в дошкольном возрасте, нашло отражение в наших наиболее ранних публикациях [32-35].

Следующее психолого-педагогическое условие создания предметно-развивающей среды - формирование субъект-субъектных отношений, устанавливающих равнозначность позиций взрослого и ребенка в игре, признание индивидуально-психологических свойств и личностных особенностей каждого индивидуума.

Потенциал игры и игровых технологий, их возможности во взаимном развитии субъектов образовательного процесса неоспоримы. Вместе с тем, одной из актуальных проблем является необходимость методически грамотно использовать игровое пространство, игровые технологии и развивающие игрушки (игры) в образовательном процессе, чтобы они имели максимальный эффект в целях развития личности. Весьма важной при этом является организация здоровьесберегающей среды и др. Исходя из этого, одной из значимых проблем является разработка новых методических подходов к применению игровых технологий в образовательной деятельности детей дошкольного возраста, обусловливающих создание предметно-развивающей среды и оказывающих эффективное влияние на развитие субъектов образовательной деятельности.

С целью решения выявленной проблемы нами была разработана методика с использованием в образова-6

тельном процессе для детей дошкольного возраста интеллектуально-развивающего комплекта серии «Мой Казахстан».

Серия разработана казахстанским брендом развивающих игрушек «BalaBoom» совместно с Национальной ассоциацией производителей развивающих игрушек «Sanaly urpaq», лабораторией игровых инновационных образовательных технологий и методик «ZiatkerBala» и представляет собой настольные игры, пазлы (беззамковые с рамкой; пазлы-вкладыши с рамкой; геометрические пазлы с прямолинейной резкой) в комплекте с развивающими карточками, фотографиями, описаниями и заданиями.

Комплект игрушек соответствует нормам, предъявляемым Государственным общеобязательным стандартом образования [36] и выполняет культурологическую, эстетическую, гуманизирующую, воспитательную, креативную, когнитивную, информационную, функциональную, образовательную и другие важные функции.

Основными педагогическими условиями эффективности предложенной нами методики являются:

1) организация образовательного процесса с учетом «зоны ближайшего развития» (Л.С.Выготский) детей, их возрастных и индивидуальных особенностей, опорой на активную мыслительную деятельность;

2) создание специальной предметно-развивающей среды, предоставляющей каждому субъекту образования возможности для осуществления разных видов совместной и индивидуальной деятельности, саморазвития, самореализации, познавательной активности;

3) организация педагогического процесса на идеях педагогической поддержки и сопровождения, направленных на развитие познавательной деятельности, раскрытие личностного, интеллектуального и творческого потенциала ребенка;

4) использование в образовательном процессе игровых технологий, методов и приемов, способствующих развитию и саморазвитию личности.

Используемый нами в образовательном процессе интеллектуально-развивающий комплект серии «Мой Казахстан» максимально направлен на создание вышеперечисленных педагогических условий.

Приведем несколько примеров дидактических игр интеллектуально-развивающего комлекта «Мой Казахстан» [37]:

а) дидактическая игра мемори «Казахские и Русские сказки» (Образовательная область: «Коммуникация». Раздел: «Художественная литература». Возраст: 4-6 лет. Количество участников: 2-6 чел. Интеграция с образовательными областями: «Познание», «Социум»).

Цель: закрепить знания детей о казахских и русских сказках, их персонажах, развивать зрительную память.

Содержание игры: воспитатель перед началом игры перемешивает все карточки и раскладывает их рядами лицевой стороной (картинкой) вниз. Игроки по очереди открывают (переворачивают) по 2 карточки. Если открыты одинаковые карточки, то игрок забирает их себе и открывает следующую пару карточек. Если карточки не совпадают, игрок кладёт их на прежнее место лицевой стороной вниз, и право хода переходит к следующему участнику. Когда непарные карточки возвращаются на место, все играющие стараются запомнить, где какая картинка лежит. Побеждает игрок, набравший наибольшее количество карточек.

В методических рекомендациях предлагаются различные варианты игры («Кто первый? «Кто быстрее?», «Лото по памяти», «Найди пропажу», «Идём в гости», «Опиши маршрут» и др.

б) дидактическая игра мемори «Цифры» (Образовательная область: «Познание». Раздел: «Формирование элементарных математических представлений». Возраст: 4-6 лет. Количество участников: 2-6 чел. Интеграция с образовательной областью «Коммуникация»).

Balkan Scientific Review. 2020. Т. 4. № 1(7)

педагогически науки

Ахаев Андрей Васильевич, Стеблецова Ирина Станиславовна, Ахаева Наталья Васильевна

ВНЕДРЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СОЗДАНИЯ ...

Цель: научить детей прямому и обратному счёту от 1 до 10, закреплить названия цифр, развить зрительную память.

Содержание игры: воспитатель перед началом игры все карточки перемешивает и раскладывает рядами лицевой стороной (цифрами) вниз. Игроки по очереди открывают (переворачивают) по 2 карточки. Если открыты одинаковые карточки, то игрок забирает их себе и открывает следующую пару карточек. Если цифры не совпадают - игрок кладёт их на прежнее место лицевой стороной вниз и право хода переходит к следующему участнику. Когда непарные карточки возвращаются на место, все играющие стараются запомнить, где какая цифра лежит. Побеждает игрок, набравший наибольшее количество карточек.

Предлагаемые варианты игры (описаны подробно в дидактическом пособии): «Кто первый?», «Кто быстрее?», «Лото по памяти», «Найди пропажу», «Путаница», «Какой цифры не стало?», «Убираем цифры» и др.

В интеллектуально-развивающем комплекте «Мой Казахстан» также представлены познавательные игры: «Народ Казахстана», «Домино «Домашние животные», дидактические игры мемори «Казахские и русские народные инструменты», «Предметы казахского и русского быта», «Народ Казахстана», игра-ходилка «НурСултан. Символы столицы», «Танграм», «Панорама «Юрта», «Силуэт», «Колышки»; пазлы «Красная книга. Животный мир», «Животный мир. Регионы Казахстана», «Домашние животные с детенышами», «Казахская латиница», геометрические пазлы «Казахская юрта», «Мой город», «Животный мир Восточного Казахстана», «Животный мир Западного Казахстана», «Животный мир Северного Казахстана», «Животный мир Центрального Казахстана», «Животный мир Южного Казахстана», наборы развивающих карточек.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Интеллектуально-развивающий комплект серии «Мой Казахстан» прошел апробацию в КГУ «Валео-логическая специализированная школа-комплекс для одаренных детей» управления образования Восточно-Казахстанской области. Результаты опытно-педагогической работы доказали его эффективность и позволили сформулировать следующие важные преимущества разработанной нами методики с использованием интеллектуально-развивающего комплекта серии «Мой Казахстан»:

1) направленность на воспитание любви к родному краю, формирование в сознании детей понятий патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности. Игровой комплект может использоваться в качестве регионального компонента. Так, например, в серии представлены: познавательная игра «Народ Казахстана», позволяющая узнать исторические факты об этносах, проживающих на территории Казахстана; игра-ходилка «Нур-Султан», знакомящая детей с достопримечательностями столицы Казахстана; игры «Красная книга. Животный мир», «Животный мир. Регионы Казахстана», представляющие собой карту Казахстана с изображением животных, занесенных в Красную книгу, а также животных, проживающих в отдельных регионах страны; пазл-вкладыш «Казахская латиница», представляющая собой набор символов современного казахского алфавита на латинице; геометрический пазл «Казахская юрта» - изображение внутреннего убранства юрты, с предметами обихода, одеждой, утварью; геометрический пазл «Мой город» - серия с изображениями памятных мест конкретного региона или населенного пункта и др.;

2) целенаправленность на «сохранение, укрепление и развитие духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья детей» [33]. Весь игровой комплект изготовлен исключительно из экологически чистых материалов - древесины,

шлифованной березовой фанеры; цветовое решение выполнено в строгом соответствии с тестом Люшера. Физиологическая функция - развитие мелкой моторики и координации движений рук. Все это способствует снижению утомляемости, созданию предметно-развивающей среды, соответствующей нормам здоровьесбере-жения и ведения здорового образа жизни;

3) возможность интеграции предлагаемой нами методики с различными авторскими игровыми методиками, а также методами стимулирования положительной мотивации и познавательной активности дошкольников;

4) игровая цель комплекта - развитие внимания, логики, памяти, мышления, привитие умения переходить от частного к общему, созданию целостных образов через объединение отдельных фрагментов.

Интеллектуально-развивающий комплект серии «Мой Казахстан» может быть использован для развития коммуникативных компетенций, социальных и интеллектуальных навыков, мелкой моторики; познавательной, исследовательской деятельности, критического мышления и аналитических способностей; самостоятельности и инициативы; положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности и активного вовлечения в процесс обучения; приобретения навыков практических действий в различных ситуациях и др.;

5) образовательная деятельность с использованием интеллектуально-развивающего комплекта строится по принципу «спиральности», от постепенного наращивания знаний и умений от простого - к сложному, от легкого - к трудному, развития личностных компетенций через постепенное усложнение проблемно-поисковых элементов;

6) методика предполагает использование активных стратегий обучения;

7) прилагаемый к интеллектуально-развивающему комплекту сборник методических и дидактических материалов и рекомендаций позволяет эффективно выстроить диалог между субъектами образовательного процесса, отобрав адекватные целям и задачам занятий развивающие задания, сформулированные с учетом возрастных особенностей детей, а также разного уровня их интеллектуальных и творческих способностей;

8) для каждого изделия разработана инструкция. Имеется Сертификат соответствия ТР ТС, Сертификат ISO 9001 и Свидетельство о регистрации объектов авторского права.

Интеллектуально-развивающий комплект серии «Мой Казахстан» предназначен для воспитателей, психологов, логопедов, дефектологов, родителей, а также студентов и преподавателей педагогических колледжей и университетов.

В целом, работа с игровым комплектом позволит реализовать перечисленные выше психолого-педагогические условия, направленные на создание предметно-развивающей среды для организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

ВЫВОДЫ

Таким образом, серия развивающих игрушек «Мой Казахстан» имеет огромный образовательный потенциал в силу своих социально-педагогических возможностей и является уникальной для решения задач личностного развития дошкольника, создания специальных педагогических условий для социализации ребенка, интеллектуального и творческого развития, формирования ведущих общечеловеческих ценностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. — Москва: Айресс — Пресс, 2007. 119 с.

2. Воронова М.Н., Веремеенко Ю.Е., Андросова Н.А. Организация трансформируемой развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада [Электрон. ресурс]. URL: https://www. elibrary.ru/download/elibrary_25487260_5062l62l.pdf

_3. Галанов А.С. Создание развивающей среды для проявления ода-

Akhaev AndreyVasilyevich, Stebletsova Irina Stanislavovna, Akhaeva Natalia Vasilyevna

INTRODUCTION OF GAME TECHNOLOGIES AS ONE OF THE CONDITIONS .

pedagogical sciences

ренности детей в конструкторской деятельности [Электрон. ресурс]. URL: http://www.doshkolka.ru/pedagogu/16-obmen-opytom/202-sozdanie-razvivayushchej-sredy-dlya-proyavleniya-odarennosti-detej-v-konstruktorskoj-deyatelnosti.html (дата обращения: 19.01.2020).

4. Расцветаева О.Н. Дошкольная образовательная среда в структуре государственного образовательного стандарта ДОУ // Образование и наука в современных условиях. №4(5). 2015. С.105-106.

5. Апсаликова Ю.Г. Основные направления проектирования образовательной среды ДОУ [Электрон. ресурс]. URL: https://solncesvet. ru/opublikovannyie-materialyi/osnovnyie-napravleniya-proektirovaniya (дата обращения: 10.01.2020).

6. Гусельникова Ю.А. Сборник научно-методических материалов по итогам работы ДОУ Кировского района в рамках городской ста-жировочной площадки «Создание предметно-развивающей среды в ДОУ, ориентированной на ребёнка. — Новосибирск, 2016. 52 с.

7. Васильева В.А. Сущность и значение предметно-развивающей среды для развития дошкольника [Электрон. ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/11/29/sushchnost-i-znachenie-predmetno-razvivayushchey-sredy-dlya-razvitiya (дата обращения: 08.01.2020).

8. [Электрон. ресурс]. URL: http://lib.knigi-x.ru/

9. [Электрон. ресурс]. URL: https://aneks.center/

10. Акимова Л.А. Педагогика здоровья. — Оренбург, Экспресс-печать, 2013. 428 с.

11. Буланова - Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. - Ростов н/Д, Феникс, 2002. 544 с.

12. Беспалько В.П. Качество образовательного процесса // Школьные технологии. 2007. №3. С.164-177.

13. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания //Педагогика. 2007. №8. С.44-53.

14. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М., Смысл, ЭКСМО, 2005, 1136 с.

15. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.,1996. 259 с.

16. Зорилова Л.С. Духовные идеалы личности: теория, история и современные проблемы формирования. —М, 1999. 50 с.

17. Кукушин В.С., Буланова-Топоркова М.В. Дидактика (теория обучения): учебное пособие. - Ростов на Дону: Издательский центр "МарТ"; Ростов на Дону: Феникс, 2010. 366 с.

18. Монахов В.М. Проектирование (собственной) методической системы учителя // Школьные технологии. 2001. №4. С.48-64.

19. Селиванов В.С. Средство воспитания как педагогическая категория // Педагогика. 2000. №9. С.34-36.

20. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М., 1998. 450 с.

21. Шмаков С.А. Игры, развивающие психические качества личности школьника. Методическое пособие URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=20074028 (дата обращения: 18.01.2020).

22. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы игры дошкольника / Психология дошкольника: хрестоматия. - Москва, 2000. 142 с.

23. Терентьева Е.В. Роль игры в формировании предпосылок универсальных учебных действий // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 307-310.

24. Шинкарёва Н.А., Цвентарных М.А. Игры с правилами как средство развития дружеских взаимоотношений детей седьмого года жизни // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 311-314.

25. Linkov A.Y., Klinkov G.T. Person-oriented learning based on its sociological derivation // Научен вектор на Балканите. 2018. № 1. С. 5-7.

26. Наимова З.К. Развивающие игры для детей с помощью сказок //Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 46-48.

27. Ошкина А.А. Квест-игра как культурная практика: содержание и технология организации в дошкольном образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 279-282.

28. Шавшаева Л.Ю., Самсоненко Л.С. Формирование адекватной самооценки старших дошкольников в процессе игровой деятельности //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 250-253.

29. Klinkov G.T. Technological and profiling education at universities: active methods // American Journal of Pedagogy and Education. 2014. Т. 4. № 2. С. 7-15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Игнатенко Т.Ф. Эмпатия как условие игрового взаимодействия //Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 25-28.

31. Медведева Е.Ю., Силантьева А.А. Формирование лексической стороны речи у дошкольников с онр посредством использования компьютерных игр // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 141-143.

32. Стеблецова И.С., Ахаев А.В. Реализация новых подходов к применению игровых технологий - один из эффективных путей развития одаренности детей дошкольного возраста //Bulletin almanach science association France-Kazakhstan. 2016. Volume 3. С.5-15. [Электрон. ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29759683

33. Ахаева Н.В., Стеблецова И.С. Игровые технологии как здоро-вьесберегающий фактор в развитии одаренности детей дошкольного возраста // Bulletin almanach science association France-Kazakhstan. 2016. Volume 3. С.27-36. [Электрон. ресурс]. URL: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=29759685

34. Стеблецова И.С., Ахаева Н.В. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через применение инновационных игровых технологий // Bulletin almanach science association France-Kazakhstan. 2016. Volume 3. С.16-26. [Электрон. ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29759684

35. Ахаева Н.В., Стеблецова И.С. Роль дидактической карты в

организации игровой деятельности детей дошкольного возраста с помощью интеллектуально-развивающего комплекта «VALEO» // Bulletin almanach science association France-Kazakhstan. 2016. Volume 3. С.37-45. [Электрон. ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=29759686

36. Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования / Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года №604. [Электрон. ресурс]. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/ V1800017669 (дата обращения: 20.01.2020).

37. Интеллектуально-развивающий комплект «BalaBoom» (серия «Мой Казахстан»). Методические рекомендации / Н. Ю. Саратова, Н. В. Ахаева, В. И. Жарликова, Ю. В. Кутовая, А. А. Вотинцев. - Алматы: ОО «Центр Открытой Науки», 2020 г. — 25 с.

8

Balkan Scientific Review. 2020. Т. 4. № 1(7)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.