Научная статья на тему 'Разработка упражнений, направленных на развитие учебной самостоятельности студентов неязыкового вуза при обучении иностранному языку в регионально-этническом контексте'

Разработка упражнений, направленных на развитие учебной самостоятельности студентов неязыкового вуза при обучении иностранному языку в регионально-этническом контексте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / НЕЯЗЫКОВОЙ ВУЗ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / КОРЕННЫЕ НАРОДЫ ЯКУТИИ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ / STUDENTS / NON-LINGUISTIC UNIVERSITY / FOREIGN LANGUAGE / INDIGENOUS PEOPLES OF YAKUTIA / METHODOLOGY OF EDUCATION / REGIONAL AND ETHNIC CONTEXT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парникова Галина Михайловна

Статья описывает один из элементов методики развития учебной самостоятельности при обучении иностранному языку. Специально разработанные упражнения выполнены с учетом специфической категории студентов. Студенты неязыкового вуза приняли участие в нашем эксперименте. Они принадлежат к коренным народам Якутии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Парникова Галина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EXERCISES DIRECTED AT DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL INDEPENDENCE OF STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITY WHILE LEARNING FOREIGN LANGUAGE IN THE REGIONAL-ETHNIC CONTEXT

The article describes one of elements of methodology of development of educational independence while learning foreign language. Specially developed exercises are formulated according to specific category of students. Students of non-linguistic university participated in our experiment. They belong to indigenous peoples of Yakuta.

Текст научной работы на тему «Разработка упражнений, направленных на развитие учебной самостоятельности студентов неязыкового вуза при обучении иностранному языку в регионально-этническом контексте»

материал, т.е. учебная информация должна быть предоставлена студентам в общей логике организации управленческой деятельности в условиях целенаправленной оптимизации работы отечественного начального образования.

Гносеологическая составляющая предполагает четкую ориентацию процесса по освоению учебного материала на активное включение приемов ассоциативно-мнемонического анализа. На ее основании происходит существенная активизация как собственно познавательной деятельности учащихся, так и их креативных способностей. Поэтому познавательный процесс необходимо выстраивать на основе принятии четко структурированной учебной информации, а также ориентации на ее осознанную переработку с целью создания объективной картины оптимальных способов и средств повышения эффективности образовательного процесса современной начальной школы.

Одновременно нами была проведена самооценка студентами уровня своей культуры управления качества, в ходе которой мы использовали методику заполнения опросных листов с характеристиками основных компонентов (аксиологического, онтологического и гносеологического) и определением уровня их освоения. Как показали полученные в ходе опроса данные, значительная часть магистрантов находится на 1 (нормативном) уровне - 64%, лишь небольшая часть осваивает культуру управления на 2 (индивидуальном) -20% и 3 (корпоративном) уровнях - 11%, а 4 (универсальный) отмечает у себя только 5% респондентов.

Полученные нами данные свидетельствовали о том, что в ходе обучения студентами были продемонстрированы следующие качественные изменения:

• осознание профессиональной и личностной значимости дисциплин, связанных со сферой культуры управления качеством в современном образовании посредством повышения их статуса среди учебных курсов различных циклов и модулей, а также активной оценочной/экспертной работы в процессе практической деятельности (практикумы и практики в начальной школе);

• формирование целостной картины оптимизации работы учителя за счет включения вариативных способов и средств оценки и самооценки собственной профессиональной деятельности и работы своей школы как образовательной организации;

• повышение уровня сформированности гносеологических аналитико-рефлексивных умений, познавательной активности и самостоятельности студентов на основании использования оптимальных способов организации собственной учебной деятельности в контексте общего алгоритма управления любыми процессами.

Выводы. Таким образом, результаты экспериментальной апробации заявленной модели формирования культуры управления качеством в современном образовании показали, что данный алгоритм может быть использован в качестве средства повышения общей и профессиональной культуры будущих учителей и усиления их мотивации на самореализацию в сфере начального образования. Это позволяет считать правомерным общий вывод о продуктивности предложенной модели формирования исследуемого феномена. В то же время, проведенное исследование не претендует на полное решение задач формирования культуры управления качеством будущих педагогов, но открывает проблемное поле, требующее дальнейшего изучения. Предложенный нами подход к реализации культурологической образовательной парадигмы в системе высшей профессиональной школы посредством развития феномена культуры управления качеством может быть оформлен в относительно самостоятельную научную область.

Литература:

1. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования / http://fgosvo.ru/

2. Государственная программа развития образования 2013 - 2020 гг. / http://static.govemment.ru/media/files/0kPx2UXxuWQ.pdf

3. Богачек И.А., Онищенко Э.В. Управление качеством в ВУЗе в условиях Болонского процесса. Монография. - М.: «Экон-Информ», 2010 - 283 с.

4. Педагогика. Учеб. пособие / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

Педагогика

УДК:378

кандидат педагогических наук, доцент Парникова Галина Михайловна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

РАЗРАБОТКА УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РЕГИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

Аннотация. Статья описывает один из элементов методики развития учебной самостоятельности при обучении иностранному языку. Специально разработанные упражнения выполнены с учетом специфической категории студентов. Студенты неязыкового вуза приняли участие в нашем эксперименте. Они принадлежат к коренным народам Якутии.

Ключевые слова: студенты, неязыковой вуз, иностранный язык, коренные народы Якутии, методика обучения, регионально-этнический контекст.

Annotation. The article describes one of elements of methodology of development of educational independence while learning foreign language. Specially developed exercises are formulated according to specific category of students. Students of non-linguistic university participated in our experiment. They belong to indigenous peoples of Yakuta.

Keywords: students, non-linguistic university, foreign language, indigenous peoples of Yakutia, methodology of education, regional and ethnic context.

Опубликовано за счет гранта РФФИ 17-16-14003-ОГН\18

Введение. Многие исследователи уделяют особое внимание разработке и использованию упражнений как важного фактора повышения эффективности учебного процесса по иностранному языку (И.Л. Бим [1], Н.Д. Гальскова [2], И.А. Зимняя [3], Н.Ф. Мещанова [4], Р.П. Мильруд [5], Е.И. Пассов [6], А.В. Щепилова [7] и др.). Они предъявляют ряд требований к упражнениям:

> четкая постановка задач;

> мотивация к процессу и результатам учебной деятельности;

> наличие опоры для выполнения;

> учет уровня подготовки по иностранному языку целевой аудитории;

> постепенное увеличение уровня трудностей с учетом имеющихся/сформированных навыков и умений обучающихся;

> прогнозирование возможных трудностей при выполнении упражнения и способы их снятия.

Согласно И. Л. Бим, упражнение - это базовая (основная) единица обучения в методике преподавания

иностранных языков, которая обладает определенным потенциалом: образовательным, воспитательным, развивающим [1]. Существует корреляция между адекватностью использования того или иного комплекса упражнений и эффективностью всего иноязычного обучения. Выполнение упражнения продиктовано определенной логикой: от постановки цели до использования ответов для самоконтроля. По мнению автора, к общим характеристикам упражнений относятся: иерархическая зависимость упражнений в соответствии с соподчиненностью задач урока; алгоритмизация процедуры выполнения упражнения исходя из целей обучения; ситуативность; повторяемость.

Е. И. Пассов делит упражнения на языковые/условно-коммуникативные/речевые (тип); осознание/понимание/усвоение/проверка языкового материала, развитие устной коммуникации, снятие трудностей (цель методики); классные/домашние (место выполнения); устные/письменные (форма) [6].

Изложение основного материала статьи. Самостоятельная работа студентов по иностранному языку как средство их вовлечения в самостоятельную учебную деятельность организована так, что упражнения сопровождают иноязычные тексты, сложность которых постепенно увеличивается. При выполнении упражнения, многократно совершая определенную последовательность речевых действий (чтения, аудирования, говорения, письма), у студентов развивается учебная самостоятельность. Отдельное внимание уделяется инструкциям к выполнению упражнений как способу управления самостоятельной учебной деятельности студентов для развития их учебной самостоятельности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе.

Инструкции, которые реализуются на начальном этапе развития учебной самостоятельности, имеют своей задачей ознакомить студентов с содержанием отдельного интегрированного умения или освоить основные способы выполнения самостоятельной учебной деятельности. Разработанные упражнения содержат инструкции, задача которых - активизировать мотивационно-побудительную фазу иноязычной речевой деятельности. На этом этапе они подробны и детальны с описанием логики и последовательности действий студента.

Пример инструкции:

Ознакомьтесь с предоставленными преподавателем ключевыми словами и словосочетаниям по содержанию текста. Используйте данный перечень при аудировании. Прослушайте отрывок беседы двух друзей, обсуждающих планы на сегодняшний вечер. Запомните название американского триллера, на который они собираются сходить. Зафиксируйте в письменном виде цену на билеты, время начала сеанса и название кинотеатра. Самостоятельно заполните таблицу, предоставленную преподавателем, для перевода со словарем предложений с английского языка на русский. Сравните свои результаты с результатами одногруппников. Осуществите исправления, при необходимости.

На следующем этапе развития учебной самостоятельности предусмотрено формирование более сложных умений. Инструкция не предполагает углубление в детали и составлена по вектору цель-результат и цель-задача. Предыдущий этап развития учебной самостоятельности обеспечил иноязычную речевую деятельность с большей степенью самостоятельности, активности, инициативы. Студенты владеют определенным алгоритмом самостоятельных учебных действий.

Пример инструкции:

В группе из трех человек Вы должны подготовить мини-проект на английском языке по теме «Чему мы научились за первый год обучения в университете?» Время на подготовку проекта - 15 минут. Обратите внимание на примерный план выступления, подготовленный преподавателем. Используйте 5-7 клише из записанных на доске в своей речи. Общее количество слайдов - не больше 10. Используйте личные/групповые фотографии, чтобы аргументировать свои заключения. Время устного выступления - 5 минут.

Третий этап предполагает завершение развития учебной самостоятельности обучающихся при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Преподаватель ограничивается разъяснением лишь общих условий для осуществления иноязычной речевой деятельности. Студенты самостоятельно ставят конечную/промежуточную цель самостоятельной учебной деятельности, осуществляют отбор и алгоритм самостоятельных учебных действий для ее достижения, контроль и рефлексию.

Пример инструкции:

Управление международных связей университета объявило конкурс на участие в студенческой обменной программе с университетом Тромсо (Норвегия). Участвовать могут студенты 2-го и старше курсов неязыковых специальностей, интересующиеся вопросами развития коренных народов Арктики в области истории, культурологии, социологии, экономики, экологии, добычи природных ископаемых. Требования к уровню владения иностранным языком - не ниже В1. Приветствуется наличие сертификатов/грамот/дипломов об участии в научно-исследовательской работе. Собеседование на английском языке состоится 15.10.2018 г. в ауд. 234 ГУК в 14.00. Необходимо подготовить и принести с собой перевод на английский язык своей зачетной книжки, мотивационного письма и двух рекомендаций от учебного подразделения или с места прохождения практики.

Дополнительно мы разработали специальные упражнения для развития учебной самостоятельности студентов неязыкового вуза из числа коренных народов Республики Саха (Якутия) при обучении иностранному языку в регионально-этническом контексте, сгруппированные по основным особенностям, возникающих у исследуемой категории обучающихся:

I. Упражнения, направленные на устранение позиции пассивного слушателя.

Цель упражнений данной группы заключается в преодолении инертности и нерешительности студентов из числа коренных народов Якутии в незнакомой обстановке. Основная задача - развитие коммуникативных умений обучающихся в устной и письменной формах. Упражнения отличаются содержанием, отличным от привычного, предлагаемых стандартными учебными изданиями по иностранному языку в неязыковом вузе. Тематика упражнений продиктована интересами/увлечениями/проблемами, свойственных данной возрастной группе.

Пример упражнения.

Remember the situation when you were faced (last time) with a difficult decision-making? Describe your situation. What did you decide in the end? How long did it take to make a decision? Was it really hard?

Пример упражнения.

Pre-reading exercise. Work with your partner and discuss the following questions:

1. Is it easier to work with friends or more complicated?

2. Would you be worried about doing business with a member of your family?

3. How many of the people you work with do you mix socially?

Пример упражнения.

You are a cross-cultural consultant hired by a foreign executive who is going to do business for the first time in your country. Prepare some advice to give your client about business practices.

Use of language: addressing/greeting (formal? informal?)

Non-verbal communication: handshaking, gestures?

Business negotiations: punctuality / respecting the agenda? Negotiating styles: direct? indirect?

Attitudes: gift giving, eating, humor? Conversation topics: religion? politics? salaries?

Пример упражнения.

Complete SWOT analysis on the following topics: the best friend, WhatsApp, October, prince on a white horse, 10 000 $, NEFU, Engineering Institute, Master program.

II. Упражнения, направленные на устранение медлительности, общей сдержанности в проявлении внешних эмоций.

Данная группа упражнений направлена на выработку индивидуального стиля работы в реализации самостоятельной учебной деятельности. Активно используются тактики здоровой конкуренции и эмоционального стимулирования. Чаще применяются в качестве после текстовых заданий для закрепления новой лексики, носят творческий характер. Составлены, исходя из особенностей обучающихся оперировать образами, а также настойчивости в преодолении трудностей.

Пример упражнения.

Role play.

1) You need to create a website about your engineering company. Discuss in small groups of 3-4 the following points using your own theoretical knowledge and practical experience:

• Planning your site

• Technical issues

• Site navigations

2) Design your website on a separate sheet of paper

Пример упражнения.

Your task is to make a very detailed plan to organize our wedding. It will happen in December. Now it is January. If you plan everything well, you will celebrate the best wedding in a city and save money.

III. Упражнения, направленные на устранение устойчивости межличностных улусных связей (нежелания покинуть комфортную среду):

Данная группа упражнений предусматривает работу в микрогруппах из 3-4 человек (парную работу) ввиду особенностей студентов в выраженном предпочтении групповой форме работы. Направлены на снижение непринятия вмешательства со стороны и для преодоления обособленной среды коммуникации. Широко используются тактики осознания, признания реальности существующей ситуации, возможной коррекции ситуации, ее глубокого анализа, визуализации теоретических знаний СРС.

Пример упражнения.

Discuss in small groups of 3-4: which words do you associate with the term "globalization"? Give your reasons.

• Population

• Competition

• Brands

• Internet

Пример упражнения.

Discuss in small groups of 3-4. What do you notice about people when you meet them for the first time: voice; face; hair; clothes; something else? How accurate are your first impressions of people? Have you ever met anyone famous? What do you remember about her/him?

Пример упражнения.

An important decision to make up early is to decide what legal form your business / job / company will take. Whatever you decide is not irrevocable, but it will take time and money to undo mistakes. In small groups discuss some pluses and minuses of: state business; sole trader; partnership

Пример упражнения.

The owner has given you money to improve the COFFEE BAR. Work in groups and decide what improvements to make. Think about the things below.

Bar area/equipment:

• How will you change the bar area?

• What food/drinks will you sell? Write a list of 10-12 items on the menu board.

• What equipment are you going to buy? Where will you put it?

Decorations:

• Are you going to paint the walls? What colour?

• What would you like to put on the walls? How many posters/pictures do you think you need and where will you put them?

• Are you going to buy any plants? Where will you put them?

Furniture:

• How many stools/tables/chairs can you buy? Where will you put them?

• Is there anything else you would like to buy?

IV. Упражнения, направленные на преодоление языкового барьера (основной язык коммуникации обучающихся - якутский).

Группа упражнений направлена на развитие критического мышления студентов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Применяются приемы переключения языковых кодов и предупреждения/профилактики ошибок. Способствуют развитию положительной мотивации к содержанию самостоятельной учебной деятельности средствами изучаемой дисциплины: наблюдение, анализ, рефлексия.

Пример упражнения.

Определите видо-временную форму глагола в предложении. Сравните порядок слов в русском, английском и якутском языках.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Когда я пришел туда, собрание уже закончилось.

While I came there, the meeting had already been finished.

Мин онно кэлбиппэр, мунньах номнуо буппут этэ.

Пример упражнения.

Напишите транскрипцию следующих слов, обращая внимание на английские дифтонги. Найдите аналоги в якутском языке.

Sing, girl, furniture, song, near, pain, oyster.

Пример упражнения.

Прочитайте текст. Найдите схожие звуки с якутскими дифтонгами ыа, уо, иэ, Ye и долгими гласными аа, ыы, оо, уу, ээ, ии, ее, YY Осуществите критический анализ результатов.

City law firms are rapidly increasing their presence in the Middle East in an effort to counter a slowdown in London. Clifford Chance, the world's biggest law firm by revenue, opened a new office in Abu Dhabi yesterday with 14 lawyers drawn from offices including London. It expects the office to double in size in the next two years. Allen & Overy, Freshfields Bruckhaus Deringer and Herbert Smith have opened offices in the oil-rich emirate in the past year, while others, such as Norton Rose, are awaiting regulatory approval to join them. Abu Dhabi is the latest emirate to become fashionable.

Выводы. Несмотря на большое количество упражнений для развития всех видов иноязычной речевой деятельности, проблема разработки упражнений для развития учебной самостоятельности студентов-северян неязыкового вуза при обучении иностранному языку в регионально-этническом контексте остается актуальной, что обусловлено следующими факторами: особенности обучающихся при изучении иностранного языка; наличие определенного речевого опыта у обучаемых; этап обучения студентов; характер учебной деятельности обучающихся.

Литература:

1. Бим, И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе / И.Л. Бим: - М.: Просвещение,1988: - 256 с.

2. Гальскова, Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 240 с.

3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - 2-е изд. - М.: Логос, 2004. - 384 с.

4. Мещанова, Н.Ф. Методические аспекты развития культуры восприятия англоязычного аутентичного телетекста у учащихся старших классов гимназии: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Москва, 2004. - 226 с.

5. Мильруд, Р.П. English Teaching Methodology (Методика преподавания английского языка): учебное пособие для вузов / Р.П. Мильруд. - М.: Дрофа, 2005. - 256 с.

6. Пассов, Е.И. Упражнения как средства обучения / Е. И. Пассов, Е.С. Кузнецова. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. - 40 с.

7. Щепилова, А.В. Теория и методика обучения французскому языку как второму иностранному. -М.: Центр ВЛАДОС, 2005. - 245 с.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Петрова Светлана Сергеевна

Российский государственный профессионально-педагогический университет (филиал) Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (г. Нижний Тагил)

РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Развитие тонкой моторики у дошкольника посредством художественной творческой деятельности определяет его готовность к школе.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, моторика, тонкая моторика, изобразительная деятельность.

Annotation. The development of fine motor skills in preschoolers through creative art activities determines its readiness for school.

Keywords: preschool children, motor skills, fine motor skills, visual activity.

Введение. В ФГОС ДО [1] уделяется внимание целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования, которые свидетельствуют о том, что у дошкольников непременно должно быть развито воображение, которое реализуется в многообразных видах деятельности. Именно изобразительная деятельность помогает сформировать и развить тонкую моторику у детей, являющуюся наиболее доступным видом деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.