Научная статья на тему 'К вопросу об обучении студентов СПО неязыковых вузов грамматическому аспекту английского языка с использованием коммуникативной методики'

К вопросу об обучении студентов СПО неязыковых вузов грамматическому аспекту английского языка с использованием коммуникативной методики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1408
443
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / грамматика / английский язык / коммуникативная методика. / students / grammar / English / communicative approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дидиченко Р. Н.

В статье рассматривается коммуникативная методикаобучения английскому языку студентов неязыковых вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the communicative method of teaching English language high schools students.

Текст научной работы на тему «К вопросу об обучении студентов СПО неязыковых вузов грамматическому аспекту английского языка с использованием коммуникативной методики»

Территория науки, 2013.№3

товары через Интернет и узнавать заранее мнение, о чем-либо в социальной сети.

Подводя итог всему мною вышесказанному, хотелось бы отметить главное: нельзя совершенно точно сказать, что социальные сети плохо влияют на молодое поколение, но и однозначно положительным его назвать нельзя. Ясно одно - игнорировать воздействие социальных сетей на современную молодежь невозможно. Как явление - соц. сети вошли в нашу жизнь только «вчера», но уже стали ее неотъемлемой частью. А это означает, что и сама жизнь современного человека будет претерпевать значительные изменения.

Список литературы

1. Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Т. Социальные

сети: модели информационного влияния, управления и

противоборства / Под ред. гл.- корр. РАН Д.А. Новикова. М.: Изд-во физико-математической литературы, 2010. — 228 с.

2. Патченко Т. С. Роль средств массовой информации в формировании ценностных ориентаций современной российской молодежи: дис. ... канд. соц. наук. Ставрополь, 2007.

Дидиченко Р.Н.

К ВОПРОСУ ОБ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ СПО

НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ ГРАММАТИЧЕСКОМУ АСПЕКТУ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОММУНИКАТИВНОЙ МЕТОДИКИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: студенты, грамматика, английский язык,

коммуникативная методика.

Аннотация: в статье рассматривается коммуникативная методика обучения английскому языку студентов неязыковых вузов.

Keywords: students, grammar, English, communicative approach.

Abstract: The article discusses the communicative method of teaching English language high schools students.

Совершенно неоспоримым является тот факт, что в настоящее время знание хотя бы одного иностранного языка просто необходимо, в особенности, если речь идет об английском языке - языке международной коммуникации. Владеть иностранным языком - это не значит знать грамматические правила, лексику. Речь идет не просто о

8

Территория науки, 2013.№3

знании языка, а об умении использовать его в реальном общении, т.е. о практическом владении, следовательно, о развитии «коммуникативной компетенции». При этом языковая компетенция и ее составляющая часть - грамматические навыки и умения, занимают ведущее место в процессе достижения этой цели.

Несомненным является то, что коммуникация возможна лишь при наличии языковой компетенции, основу которой составляют грамматические навыки и умения. Язык необходим для того, чтобы на нем общаться непринужденно практически так, как на своем родном. Обучение общению предполагает сознательное усвоение не только лексических, но и грамматических единиц. В этой связи представляется немаловажным подробнее заострить внимание на грамматике и ее основополагающей роли при обучении английскому языку в неязыковом вузе.

Грамматика - это один из важнейших аспектов обучения иностранным языкам, т.к. полноценная коммуникация не может происходить при отсутствии грамматической основы. Для организации коммуникативно-ориентированного занятия по английскому языку нецелесообразно придерживаться традиционного метода обучения, который заключается в работе над грамматической стороной языка, ограничиваясь чтением правила, тренировкой в предложениях. Ведь в отсутствии реальной коммуникации на занятиях по иностранному языку появляются пробелы в знаниях у студентов, а главное трудности в выражении своих мыслей.

Коммуникативная методика предлагает нам другой подход в обучении грамматике. Она направлена на приобретение

коммуникативных навыков. Она учит студентов выражать свои мысли и эмоции, используя грамматические структуры. При этом учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы студенты как можно точнее имитировали условия реального языкового общения.

К сожалению, надо признать, что большинство студентов среднего профессионального образования (СПО), поступив после школы в неязыковой вуз, имеют крайне низкие базовые знания по английскому языку. Это касается как словарного запаса, так и грамматических умений и навыков, находящихся у них на довольно низком уровне сформированности. Речевая активность многих еще вчерашних школьников практически равняется нулю. Это объясняется тем, что при обучении во многих школах предпочтение отдается в письменным формам работы или чтению, редко используется практика диалогов и работа в паре. В результате вчерашние школьники, а ныне студенты СПО, не могут связывать английские слова в предложения, даже если

9

Территория науки, 2013.№3

владеют хоть какими-то грамматическими правилами, а ведь именно на отделении СПО в неязыковом вузе приоритет отдается грамматическому аспекту английского языка, хотя и лексикотематическому материалу также, безусловно, уделяется большое внимание. Но именно на отделении СПО закладывается тот грамматический базис, который в дальнейшем будет способствовать лучшему усвоению студентами учебного материала и, тем самым, более успешному их обучению уже на отделении высшего образования.

Как уже было выше сказано, обучение грамматике должно вестись не просто ради заучивания правил, а для того, чтобы студент мог оперировать этими правилами уже в процессе коммуникации, грамотно оформляя свои высказывания, то есть это означает, что обучение грамматике должно иметь коммуникативную направленность. Учитывая цели и условия обучения в неязыковом вузе, характер знаний и умений учащихся, представляется неверным следовать общепринятой школьной последовательности в схеме структура-система-речь. Более правомерным является системный подход, в основе которого лежит рассмотрение объекта изучения системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Так представляется, что общая схема работы по усвоению иноязычного грамматического материала в неязыковом вузе должна быть: система-структура-речь, т.е. после системной подачи грамматических явлений (например, групп временных форм и т.д.) необходима работа над менее объемными блоками для отработки в речевых ситуациях. Коммуникативная цель обучения грамматике позволяет сформулировать основное требование к объему грамматического материала, подлежащего усвоению: он должен быть достаточным для пользования языком как средством общения в заданных программой пределах и реальным для усвоения его в данных условиях.

Основное место при коммуникативном обучении иностранному языку занимают игровые ситуации, работа с партнером, задания на поиск ошибок, которые не только позволяют наращивать лексический запас, но учат мыслить аналитически. На занятиях студентам необходимо дать возможность использовать язык в реальных жизненных ситуациях. Это, в свою очередь, позволяет им научиться применять грамматические и лексические формы для выражения собственных мыслей. Коммуникативно-ориентированное обучение грамматике позволяет повысить мотивацию, расширяет экспрессивные возможности речи и придаёт естественность высказываниям учащихся в учебных условиях. Поэтому большое внимание на уроках уделяется

10

Территория науки, 2013.№3

работе в парах и мини-группах. Такая форма работы вполне применима при работе над такими традиционно сложными для студентов темами как порядок слов в предложении, времена английского глагола, объектный и субъектный инфинитивный обороты и т.д.

Очевидно, что изучение наиболее сложных конструкций более эффективно осуществляется с опорой на иноязычные модели. Например, студенты делятся на группы по три-четыре человека. Им предлагается готовая модель какого-либо грамматического явления и ряд лексических единиц (существительных, глаголов, прилагательных, наречий), из которых предлагается составить наибольшее количество аналогичных конструкций. Такие формы работы поддерживают оптимальную динамику занятия, давая студентам благоприятную возможность для самореализации. Также при парно-групповой форме занятий студентам могут предлагаться темы или вопросы для обсуждения, и они пробуют свои силы в реальном общении. Студенты должны научиться воспринимать речь собеседника, стараться строить как можно более понятные и четкие фразы. Важную роль здесь играют творческий подход к занятиям и их самостоятельная познавательная деятельность. Взаимодействия в группе организуются как свободное общение участников, обмен мнениями, дискуссии, ролевые игры, импровизации и др. Эффективность коммуникативных заданий возрастает, если предварительно проводится традиционная работа над словарным запасом и грамматическими навыками обучаемых.

Одним из средств, помогающих решить задачи обучения общению, является коммуникативная игра. В отличие от традиционных тренировочных упражнений, позволяющих сосредоточиться на языковой форме и на частой её повторяемости, коммуникативные игры концентрируют внимание участников на содержании, и обеспечивают частую повторяемость языковой формы, тренируя все виды навыков и умений в чтении, письме, слушании и говорении. Практика показывает, что усвоение грамматического материала целесообразно проводить на следующих этапах:

1. предъявление речевого образца ,

2. тренировка и применение в речи.

Для каждого из этапов следует использовать соответствующие их целям упражнения. На I этапе усвоения необходимо осмыслить грамматическое явление, уяснить его содержание, форму и употребление. Ознакомление с новым учебным материалом для продуктивного усвоения осуществляется чаще всего в учебно-речевых

11

Территория науки, 2013.№3

ситуациях, предъявляемых устно или в чтении. Этому этапу соответствуют следующие упражнения:

1. подчёркивания;

2. выписывание;

3. грамматический разбор;

На II этапе происходит тренировка грамматического материала и формирование грамматических речевых навыков. Формирование речевого грамматического навыка предполагает развитие навыка относительно точного воспроизведения изученного явления в типичных для его функционирования речевых ситуациях общения, требующих адекватного грамматического оформления высказывания. Обучение грамматической стороне устной речи, связанное с формированием соответствующих автоматизмов, осуществляется через следующие тренировочные упражнения:

1. имитационные;

2. повторительные;

3. трансформационные;

4. подстановочные (таблицы);

5. упражнения игрового характера.

Тренировочные упражнения сами по себе не ведут к умению участвовать в коммуникации. Отработка отдельных элементов, грамматических структур - это обязательный этап овладения языком. Но кроме этого необходимо развивать навыки спонтанной коммуникации в соответствии с потребностями ситуации, а для этого требуется система коммуникативно-ориентированных упражнений.

На III этапе осуществляется окончательное оформление грамматических речевых умений и навыков. Упражнения этого этапа должны иметь коммуникативную значимость. Студентам можно предложить следующие виды заданий:

1. коммуникативные задания;

2. учебные и естественные речевые ситуации;

3. коммуникативные игры.

Методические приёмы, задания и практические способы обучения грамматическим явлениям на каждом этапе должны быть разнообразными. В коммуникативно-ориентированном обучении используются коммуникативные задания, которые можно разделить на две большие группы: “функционально-коммуникативные” и

“взаимодействия в группе”. Функционально-коммуникативные задания включают сравнение набора картинок и изображений, восстановление логической последовательности в серии фотографий или фрагментов текста, обнаружение отсутствующих элементов в

12

Территория науки, 2013.№3

изображениях и текстах, формулирование точных инструкций партнёру для успешного выполнения им задания, поиск ответа на вопрос путём соединения вместе всех фактов известных остальным участникам и др.

Взаимодействия в группе организуются как свободное общение участников, обмен мнениями, дискуссии, ролевые игры, импровизации, скетчи и др. Эффективность коммуникативных заданий возрастает, если предварительно проводится традиционная работа над словарным запасом и грамматическими навыками обучаемых.

Ориентиром в организации обучения служат естественные речевые ситуации и учебные речевые ситуации.

Можно предложить следующие задания:

“Разыграйте диалог между покупателем и продавцом одежды”

“Расскажите о планируемой поездке”. Студенты должны научиться придумывать содержание воображаемого разговора.

К заданиям, основанным на, коммуникативной задаче, традиционно относят различные ролевые, игры, моделирование коммуникации и т.д. Такие задания реализуются с помощью различных карточек, буклетов и других раздаточных материалов.

Дискуссия представляет собой одну из форм спора как словесного состязания. Это обмен мнениями в отношении какого-либо предмета с целью достижения единства взглядов на этот предмет. Следует упомянуть, что при выполнении речевых заданий нельзя останавливаться для разбора языковых ошибок. Если какая-либо языковая ошибка повторяется, следует взять её на заметку и на последующих занятиях провести необходимые упражнения. Подобные дискуссии удаются лишь в том случае, если преподаватель хорошо знает, что вызывает интерес и эмоциональное отношение студентов. Например, можно начать рассказ и остановиться на самом интересном месте, тогда студенты будут вынуждены задавать вопросы. Важное условие реального общения - необходимость говорить на иностранном языке - достижимо в заданиях, предполагающих иностранного получателя информации. Например, предлагается написать письмо иностранцу, рассказать о своём городе, хобби и т.д. Можно предложить прослушать сообщение о погоде на завтра и сказать, какая погода будет в Лондоне.

Одним из средств, помогающих решить задачи обучения общению, является коммуникативная игра. В отличие от традиционных тренировочных упражнений, позволяющих сосредоточиться на языковой форме и на частой её повторяемости, коммуникативные игры концентрируют внимание участников на содержании, и

13

Территория науки, 2013.№3

обеспечивают частую повторяемость языковой формы, тренируя все виды навыков и умений в чтении, письме, слушании и говорении. Коммуникативные игры обладают высокой степенью наглядности и дают студенту возможность ощутить работу языка как средства живого общения. Организация и методика проведения данного вида игр предполагают:

1. объяснение сути и правил игры всей группе (инструктаж);

2. обеспечение необходимым лингвистическим, инструктивным материалом всех участников игры (индивидуальные карточки с заданиями или запись ключевых (опорных) выражений на доске);

3. демонстрация части игры преподавателем и учащимися;

4. пробная игра мини-группы перед всей группой;

5. игра всей группы с использованием опорных материалов;

6. игра всей группы без опорных материалов;

7. фронтальное общение преподавателя с группой, общая беседа (после игры);

8. анализ действий участников.

Студенты должны развивать способность осуществлять

коммуникативную деятельность самостоятельно не только на репродуктивном уровне, но и на продуктивном, творческом. Такая способность отличает лишь личность свободную, раскрепощенную, умеющую действовать «от своего собственного лица», т.е. умеющую реализовать свои личные коммуникативно-познавательные

потребности. А развивать свои коммуникативно-познавательные потребности студент может в учебном процессе, построенном с использованием приемов, стимулирующих ситуацию реального речевого общения (разыгрывание диалогов-образцов, деловые игры и т. д.).

В условиях коммуникативного подхода в обучении иностранному языку методы и приёмы обучения грамматической стороне языка должны базироваться на следующих принципах:

1. речемыслительной активности;

2. функциональности;

3. принцип ситуативности;

4. новизны;

5. личностной ориентации общения.

Представляется целесообразным подробнее остановиться на сущности этих принципов построения содержания обучения.

1.Речевая направленность. Обучение иностранным языкам через общение. Это означает практическую ориентацию занятия. Правомерны лишь занятия на языке, а не о языке. Научить говорить

14

Территория науки, 2013.№3

можно только говоря, слушать - слушая, читать - читая. Прежде всего, это касается упражнений: чем упражнение более подобно реальному общению, тем оно эффективнее. В речевых упражнениях происходит плавное, дозированное и вместе с тем стремительное накопление большого объема лексики и грамматики с немедленной реализацией; не допускается ни одной фразы, которую нельзя было бы использовать в условиях реального общения.

2. Функциональность. Речевая деятельность имеет три стороны: лексическую, грамматическую, фонетическую. Они неразрывно связаны в процессе говорения. Отсюда следует, что слова нельзя усваивать в отрыве от их форм употребления. Необходимо стремиться, чтобы в большинстве упражнений усваивались речевые единицы. Функциональность предполагает, что как слова, так и грамматические формы усваиваются сразу в деятельности.

3. Ситуативность, ролевая организация учебного процесса. Необходимость обучать на основе ситуаций признают все, понимают это, однако различно. Описание ситуаций (« У кассы», «На вокзале» и т. п.) не является ситуациями, оно не способно выполнить функции мотивации высказываний, развивать качества речевых умений. На это способны лишь реальные ситуации (система взаимоотношений людей как выразителей определенных ролей). Чтобы усвоить язык, нужно не язык изучать, а окружающий мир с его помощью. Желание говорить появляется только в реальной или воссозданной ситуации, затрагивающей говорящих.

4. Новизна. Она проявляется в различных компонентах занятия. Это, прежде всего новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнера, условий общения). Это новизна используемого материала (его информативность), новизна организации урока (его видов и форм), и разнообразие приемов работы. В этих случаях студенты не получают прямых указаний к запоминанию, происходит непроизвольное запоминание.

5. Личностная ориентация общения. Безликой речи не бывает, речь всегда индивидуальна. Любой человек всегда отличается от другого и своими природными свойствами (способностями), и умением осуществлять учебную и речевую деятельность, и своими характеристиками как личности: опытом (у каждого он свой), контекстом деятельности (у каждого свой набор деятельностей, которыми он занимается и которые являются основой его взаимоотношений с другими людьми), набором определенных чувств и эмоций (один гордится своим городом, другой - нет), своими

15

Территория науки, 2013.№3

интересами, своим статусом (положением) в коллективе. Коммуникативное обучение предполагает учет всех личностных характеристик.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Коллективное взаимодействие - такой способ организации процесса, при котором студенты активно общаются друг с другом, и условием успеха каждого являются успехи остальных. Организация учебных занятий в виде парной, групповой работы обучаемых, способствующих созданию атмосферы общения, моделирующих реальные жизненные ситуации повышают интерес студентов к усвоению языкового материала. Механическое воспроизведение упражнений вытесняется игровыми ситуациями, подключающими не только память, но и логику. Студенты любят инсценировать и быть участниками воображаемых ситуаций. Учебная деятельность, построенная на использовании личного опыта студентов, их мнений, идей, чувств интересна, потому что высказывания непредсказуемы, разнообразны и оригинальны. Постоянная смена речевых ситуаций придает занятию новизну, а характер упражнений (диалогическое общение, групповая работа)-обеспечивает коллективное взаимодействие.

Далее будут описаны коммуникативные приемы в обучении грамматике английского языка, которые целесообразно использовать на разных этапах обучения параллельно с нормативной грамматикой, поскольку они повышают мотивацию, расширяют экспрессивные возможности речи и придают естественность высказываниям студентов в учебных условиях. Ситуативное упражнение состоит из трех основных компонентов: задание, описание ситуации и речевая реакция. Задание. В зависимости от конкретной цели и вида упражнения задание к нему может иметь самую разнообразную направленность, общий смысл которой в том, чтобы студенты отреагировали на ситуацию.

Например: Role play an interview, Write a reply to a letter, Tell your partner about the following, In pairs imagine that... Описание ситуации. Оно включает информацию о деталях обстановки, собеседниках, а также содержит речевой стимул, выраженный словесно или вытекающий из смысла ситуации. Например: In pairs, imagine that one of you is a mother( father) of three children, who is looking for a babysitter, and you are going to interview a person by phone, who calls you and wants to work for you. Try to find out by asking different questions if he(she) is suitable for this position. Обстановка: мать/ отец детей у себя дома говорит по телефону. На другом конце провода - потенциальная няня для детей. Участники разговора: мать/отец детей и няня. Речевой

16

Территория науки, 2013.№3

стимул: Желание найти подходящую няню. Речевая реакция. Это тот речевой продукт, который, согласно ожиданиям преподавателя, должны выдать студенты, реагируя на задание и описание ситуации

Примеры создания ситуаций для высказываний по некоторым грамматическим темам.

1.Видовременные формы глагола.

-You are on the Isolated Island. What five things will you need? Discuss in your group and tell everybody. Prove that these things are necessary.Use Future Simple -A Fire at home. What things will you take and why? Discuss with your friend.

-You’ve returned from your friend’s birthday party. Tell everybody about it. Begin with the words: “It’s been a wonderful party for me...”Use Present Perfect.

-Bob is late for classes. He explains the reason to his teacher. Use the Passive Voice of the verbs: ( to be left alone in the house, not to be awakened, etc.)

-Your friend is going to the party. Use Passive Voice of the verbs: to be invited to the party, to be accompanied by, to be picked up by, to be introduced to, to be offered smth., to be invited to sing etc.

-You visited your sick friend. Describe your visit to her. Use Past Simple of the verbs: to catch the flue, to sneeze, to cough, to have high temperature etc.

-Your friend shows up in wet clothes. He explains that he had to walk in a pouring rain. Use the necessary forms of the verbs: not to listen to the weather forecast, the car to brake down, to start raining heavily, to walk along the streets.

-You keep a dog. Describe your duties. Use the verbs: to wake up, to feed, to walk, to see the veterinary. -Dick was standing at the door of his house. He wanted to open the door but he couldn’t find the key. ... Finish the story.

-Little Jack spent his first day at school and returned home disappointed. He told his mother.

-What will happen, if your cat has eaten the sausage and your mother hasn’t cooked dinner?...

-Listen! Something is making a strange noise...Finish the story. Use Present Progressive and Present Simple. -There is a nice saying “Business before pleasure”. How do you choose between business and pleasure? Tell a story using Present Simple.

-You’ve got an idea to go hiking with your friends. Where will you go? What will you take with you? Discuss with your partners using Future Simple.

17

Территория науки, 2013.№3

-Your friend has come on a visit to you for a day or two. He was in your town (Voronezh) three years ago. He has noticed some changes in your town. Speak about these changes using Present Perfect and Past Simple.

-You will be busy next week. Tell your friend what you will do. Use the verbs: to go, to see, to buy, to meet, to have, to play, to discuss etc. in Future Simple.

-Work in a group of three or four. Each of you is responsible for some months of the year. Write horoscopes for these months on cards and read them in the classroom.

-I feel very tired these days. Use the phrases: too many dances, to sit up late, to work too hard, to read till early morning, to do much heavy work etc.

2. Модальные глаголы.

-Discuss with your partner the situation. Model: A: I had to sit up late yesterday. B: Why did you have to sit up late?

-Make up the dialogue. Use the words given to you: to drop in and see me, to come to tea, to discuss the project, Sunday. Model: A: Could you come and see me tomorrow? B: I’m sorry I can’t come tomorrow I’ll be busy, but I can do it on Sunday.

-Next week you are going on holiday. Make a list of things you will have to do before your departure. Begin with the following: First I shall have to buy the train ticket...Use the following phrases: to choose a good book for reading; to ring your girl-friend up; to buy some food; to buy sunglasses and summer shoes. Use the model verb “to have to” in Future Simple.

Можно использовать следующие коммуникативные задания, учебные речевые ситуации и коммуникативные игры:

1. Выберите из ряда реплик одну, вспомните жизненную ситуацию, которая предшествовала этой реплике, опишите её группе или речевому партнёру в форме Present Perfect . Группа или партнёр стараются отреагировать на ситуацию соответствующей репликой, согласно контексту.

2. Отработку умения строить вопросы можно построить в форме расспроса с целью заполнения анкеты друг на друга. Тренируя вопросительные структуры, можно показать фотографию и попросить их расспросить о том, где и когда это было, а на следующее занятие они приносят свои фото и работают в парах.

Вариация: предлагаем вжиться в роль одного персонажа на фото и рассказать, что было до и после .Каждый получает картинку с изображением человека, даёт ему /ей имя, обозначает глаголами в

18

Территория науки, 2013.№3

начальной форме род его занятий или хобби. Необходимо составить рассказ об этом человеке в соответствующей временной форме.

3.На карточках записаны словосочетания, характеризующие виды занятий во время летнего отдыха. Один показывает в пантомиме действия, другие его отгадывают. При этом отрабатывают The Present Continuous Tense.

Как видно из приведённых примеров любая грамматическая тема может быть использована при обсуждении актуальных и интересных для студентов тем в ситуациях, приближенных к естественным. Важно чётко определить цель задания, чтобы побудить их к активному использованию языка для осуществления успешной практической деятельности. Рассмотренные виды работы предполагают выражение собственных мыслей, личностную вовлеченность студентов в процесс общения и, следовательно, носят подлинно речевой характер, что в наибольшей степени соответствует задачам формирования коммуникативной компетенции. Коммуникативно-ориентированные задания для отработки грамматических правил вызывают интерес студентов и привлекают к активному участию в их выполнении. Занимательная тема задания, обсуждение какой-то важной проблемы или учебная игра формируют их внутреннюю мотивацию.

В результате использования коммуникативно-ориентированных заданий студенты овладевают способами практических действий с грамматическим материалом и интегрируют его в речи, в виде постановки вопросов, объяснения, в рассказах, выражении мыслей, высказывание идей. Данные приёмы значительно способствуют решению учебных задач. Опыт показывает, что обучение грамматике с применением коммуникативной технологии может использоваться с самого раннего этапа и изучаться на материале говорения, чтения, аудирования и письма.

Существует много разнообразных форм контроля, но самой эффективной, как показывает анализ, является обратная связь, которая осуществляется в учебной деятельности на каждом занятии, а не только в тестах или в выполнении домашних заданий. И именно коммуникативные личностно-ориентированные упражнения обеспечивают эту обратную связь и помогают выполнять функцию контроля умений учащихся грамотно пользоваться языком. Исходя из всего вышесказанного, можно с полной уверенностью сделать вывод о том, что коммуникативно-ориентированное обучение грамматике студентов СПО позволяет повысить их мотивацию, расширяет экспрессивные возможности речи, придавая естественность высказываниям студентов в учебных условиях. Это способствует

19

Территория науки, 2013.№3

большей эффективности и продуктивности в достижении образовательных задач при обучении иностранному языку в неязыковом вузе.

Список литературы

1. Берман, И.М. Методика обучения английскому языку [Текст] / И.М. Берман - М.: Высшая школа, 1970. - 230 c.

2. Вайсбурд Л.М. Типология учебно-речевых ситуаций // Психолого-педагогические проблемы интенсивного обучения иностранным языкам. - М., 1981.

3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку/Н.Д.Г альскова.-М.:Аркти-Г лосса,2000.-165 с.

4. Гальскова Н.Д. Педагогическое сотрудничество в контексте современной модели обучения иностранным языкам // Обучение иностранному языку как коммуникативному взаимодействию. Сб. научн. тр. Вып. 443, М., 1999.

5. Китайгородская, Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе, 1988. -№6 - С. 18-20.

6. Мильрут Р.П. 3.Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике(упрощенным предложениям) / Р.П. Мильрут //Иностранные языки в школе.-2002.-№2 С. 15-21.

7. Обучение иностранным языкам в школе и ВУЗе под ред. Колковой, М.К. [Текст] // Методическое пособие для преподавателей -СПб.: КАРО, 2001. - 235 с.

8. Пиевская И.М. О типологии дискурса в рамках современной парадигмы языкознания // Территория науки. 2007. № 1. С. 107-111.

Лазуренко Л.М.

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: гражданское воспитание, молодежь, студенческая среда.

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы и перспективы

гражданского воспитания студенческой молодежи.

Keywords: civic education, youth, student environment.

Abstract: This article deals with the problems and prospects of civil education of students.

20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.