Научная статья на тему 'Проблема мотивации студентов юридических специальностей к изучению английского языка'

Проблема мотивации студентов юридических специальностей к изучению английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ / STUDENTS' MOTIVATION / АВТОРСКАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА / AUTHOR'S COURSE BOOKS / МЕТОД КЕЙСОВ / CASE STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Христолюбова Алина Александровна

В статье рассматривается проблема мотивации студентов юридических специальностей к обучению английского языка в неязыковом вузе. Среди прочих педагогических стимулов, повышающих мотивацию, особое место отводится авторской методической разработке с использованием метода кейсов и учитывающей условия обучения в неязыковом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Христолюбова Алина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivation Problem of Juridical Specialities Students in Teaching English

The article deals with motivation problem of juridical specialities students while teaching English at non-linguistic universities. We give special attention to the author’s course book among other educational stimuli that increase students’ motivation. In the book we use the case-study method and we take into consideration conditions of the organization of foreign language teaching process at non-linguistic universities.

Текст научной работы на тему «Проблема мотивации студентов юридических специальностей к изучению английского языка»

19. Pugacheva A.S., Filippova V.P., Kon A.Y., Dorzhieva L.B., Silchenok I.S., Pugacheva N.B., Lunev A.N., Mustafina A.A. Market Regulators of Service Spheres Innovative Development as a Tool of Regional SocioEconomic Policy // International Review of Management and Marketing. 2016. ^ 6. № 2. C 294-300.

20. Pugacheva N.B., Kashina S.G., Kirillova T.V., Ovchinnikova I.G., Kudyashev N.K., Lunev A.N., Pavlova O.A., Valeyev A.S. The Mechanism of State-Public Management of Vocational Education in the Region // International Review of Management and Marketing, 2016, ^ 6, № 2, a 6-11.

21. Terentyeva I.V., Akhmetzyanova G.N., Mukhomorova I.V., Perezhogina O.N., Pugacheva N.B., Gainullina R.R., Lunev A.N., Lezhnin V.V. Development Strategy of Service Sector in Conditions of Federal States Entities Autonomy Increasing // International Review of Management and Marketing. 2016. ^ 6. № 2. C 1-5.

22. Terentyeva I.V., Pugacheva N.B., Lunev A.N., Korshunova O.V., Selivanova O.G. Management of the formation of general cultural competence of the university students //Modern Journal of Language Teaching Methods. Vol. 7, Issue 6, June 2017. Рр. 11-20.

23. Terentyeva I.V., Starodubtsev M.P., Timonin A.I., Pugacheva N.B., Zykova N.N., Lunev A.N., Ezhov S.G., Starikova L.D. Assessment of state services quality and availability in the socio-cultural sphere // International Review of Management and Marketing, 2016, ^ 6, № 1, ^ 122-127.

Педагогика

УДК: 378.14

кандидат педагогических наук Христолюбова Алина Александровна

Нижегородский национальный исследовательский университет имени Н. И. Лобачевского (г. Нижний Новгород)

ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К ИЗУЧЕНИЮ

АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье рассматривается проблема мотивации студентов юридических специальностей к обучению английского языка в неязыковом вузе. Среди прочих педагогических стимулов, повышающих мотивацию, особое место отводится авторской методической разработке с использованием метода кейсов и учитывающей условия обучения в неязыковом вузе.

Ключевые слова: мотивация студентов, авторская методическая разработка, метод кейсов.

Annotation. The article deals with motivation problem of juridical specialities students while teaching English at non-linguistic universities. We give special attention to the author's course book among other educational stimuli that increase students' motivation. In the book we use the case-study method and we take into consideration conditions of the organization of foreign language teaching process at non-linguistic universities.

Keywords: students' motivation, author's course books, case study.

Введение. Среди педагогических стимулов, формирующих коммуникативную компетенцию будущих специалистов и повышающих мотивацию студентов неязыковых специальностей к обучению иностранного языка, можно назвать современные педагогические технологии, использование новейших средств обучения, а именно аутентичных материалов, авторских методических пособий преподавателей и интернет - ресурсов [1, с. 72].

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является анализ стимулирующих средств, направленных на повышение мотивации студентов юридических специальностей к обучению английскому языку в условиях неязыкового вуза.

Изложение основного материала статьи. В Нижегородском национальном исследовательском университете им. Н.И. Лобачевского целью обучения дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруденции» (для большинства студентов это английский язык) является совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции, требуемой для осуществления профессионально-деловой деятельности. Профессиональный английский язык изучается студентами на продвинутом этапе (2-й курс бакалавриата). Согласно рабочим программам обучение «Иностранному языку в сфере юриспруденции» проходит в 3-м семестре. Трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, т.е. всего 72 часа, из которых 36 часов -контактная работа обучающихся с преподавателем (практические занятия), 36 часов отводится на самостоятельную работу обучающихся. В конце обучения предусмотрен зачет.

В подобных условиях обучения иностранному языку студентов, будущих юристов, в неязыковом вузе, при катастрофически малом количестве аудиторных часов (2 часа 1 раз в неделю) в течение одного семестра, достижение указанных целей ставит перед преподавателем множество проблем. Одной из основополагающих нам представляется мотивация студентов, поскольку студенты неязыкового вуза в большинстве своем не демонстрируют особой заинтересованности в изучении английского языка, и как следствие, их знания и умения предмета не слишком высоки.

Вопрос мотивации волнует многих отечественных и зарубежных ученых. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в деятельность учения, учебную деятельность. Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов: 1.) самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; 2.) организацией образовательного процесса; 3.) субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками); 4.) субъектными особенностями педагога, системой его отношений к ученику; 5.) спецификой учебного предмета. Учебная мотивация системна, характеризуется направленностью, устойчивостью, динамичностью [2, с. 257-258].

Особенности образовательного учреждения, Нижегородского национального исследовательского университета им. Н.И. Лобачевского, а также организация преподавания английского языка описаны выше. Специфика данного учебного предмета, личность педагога и определяют выбор средств, стимулирующих мотивационную сферу обучающихся, чьи субъектные особенности и являются предметом постоянной озабоченности автора данной статьи.

В настоящем исследовании хотелось бы подробнее остановиться на одном из источников стимулирования мотивационной сферы студентов юридических специальностей 2-го курса университета им. Н.И. Лобачевского - практикуме, разработанном на кафедре английского языка для гуманитарных специальностей ННГУ им. Н. И. Лобачевского на основе аутентичных материалов на английском языке. Данная методическая разработка учитывает количество часов, предусмотренных программой, особенности учебного процесса вуза и компетенцию студентов данного этапа обучения [3]. Практикум предназначен для работы со студентами вузов, обучающихся по направлениям подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» и 40.05.03 «Судебная экспертиза».

Разработка вышеупомянутого пособия обусловлена следующими факторами. К сожалению, учебники ведущих британских издательств не всегда соответствуют потребностям наших студентов по ряду причин. Прежде всего, в большинстве своём они отражают одно очень широкое направление (например, только EAP -English for Academic Purposes или только EOP - English for Occupational Purposes), при этом их разделение достаточно жесткое. Кроме того, имеющиеся зарубежные пособия дают недостаточно страноведческого материала и информации об академических сообществах и реалиях стран изучаемого языка. Собственные разработки российских вузов позволяли и позволяют достаточно успешно решать вопросы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку. Различные формы организации учебных материалов, от традиционных практикумов до электронных учебных объектов, дают возможность оперативно создавать эффективные пособия для любых специальностей. А в нынешних условиях актуальным стало создание учебников, позволяющих восполнить недостаток учебных разработок по ряду направлений подготовки, комбинировать ESP, EAP и EOP, в том числе и на уровне бакалавриата, так, чтобы учитывать ситуацию российского вуза и сетку часов, и соответствовать реальным потребностям студентов-бакалавров нелингвистических направлений подготовки [4].

Целью рассматриваемой методической разработки является совершенствование коммуникативной компетенции студентов юридических специальностей для осуществления профессионально-деловой деятельности. Представленные тексты юридической тематики, описывающие особенности права в Великобритании, призваны развить умение читать и переводить тексты профессиональной направленности (Task 1). Комплекс упражнений, сопровождающий тексты каждой главы, дает возможность усвоения юридической терминологии (Task 2), приобретения навыков говорения (Tasks 3, 4).

Поскольку все вышеописанные части разработки (Tasks 1-4) призваны помочь студентам усвоить юридическую терминологию, концепты и понятия избранной ими специальности на английском языке, особого внимания с точки зрения мотивации студентов данного этапа обучения английскому языку в сфере юриспруденции, на наш взгляд, заслуживает часть 5 данного пособия (Task 5). Упражнения Case study (Task 5) с использованием аутентичных текстовых материалов призваны мотивировать обучающихся к овладению навыками профессионального общения на иностранном языке.

Словарь Э.Г Азимова, А.Н. Щукина дает следующее определение термину «кейс-стади». Это -«методика ситуативного обучения, основанная на реальной действительности и реальных проблемах, требующая от учащегося целесообразного решения в предложенной ситуации. Включает в себя описание конкретной практической ситуации с постановкой проблемы, справочную и дополнительную информацию о ситуации, методические материалы и указания. Развивает умения определять проблему, рассматривать ее со всех точек зрения, осуществлять поиск недостающей информации, аргументировать свою точку зрения» [5, с. 93].

«Метод кейсов активно используется преподавателями иностранного языка в учебном процессе, так как позволяет приблизить обучение к реальным жизненным ситуациям, повысив тем самым мотивацию обучаемых. Целесообразно применение метода кейса на продвинутых этапах обучения, когда студенты уже обладают достаточным уровнем сформированности познавательных, исследовательских компетенций наряду с языковыми» [6, c. 133].

«В настоящее время метод кейсов широко используется при языковой подготовке специалистов любого профиля: физиков, биологов, инженеров, экономистов, психологов. Это понятно, ведь языковая подготовка будущих специалистов должна быть направлена на развитие не только общих коммуникативных компетенций, но и профессионально ориентированных языковых компетенций. Метод case study дает студентам возможность выработать и развить компетенции, необходимые для их профессиональной деятельности: совершенствовать навыки анализа, синтеза, принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях; работать в команде, развивая навыки сотрудничества; осуществлять поиск и анализ информации, необходимой для выполнения поставленных задач; делать отчеты; выступать со своими решениями перед аудиторией; уметь правильно планировать свое время, чтобы уложиться во временные рамки, определенные сценарием кейса. Считается, что наиболее целесообразно применять данный метод, когда студенты изучают иностранный язык для специальных целей. На этом уровне студенты уже обладают достаточным объемом профессиональных знаний и могут изучить ситуацию более компетентно. Использование кейс-метода предоставляет студентам возможность проявить свои профессиональные знания на практике. Кроме того, происходит овладение новой лексикой, идиомами, синтаксическими структурами. Применительно к обучению иностранному языку кейс-метод помогает решить ряд важнейших задач, так как обучение на основе ситуационного анализа:

1) создает необходимую языковую среду и мотивирует студентов использовать иностранный язык для реального общения;

2) способствует эффективному развитию навыков всех видов речевой деятельности (чтения, аудирования, говорения и письма, если конечный результат представлен в письменном виде);

3) помогает формировать навык деловой коммуникации, а также ряд аналитических, творческих и социальных навыков.

Метод кейсов широко используется в преподавании медицины, юриспруденции, экономики и менеджмента» [6, c. 134].

«Кейс легко создается преподавателем, который осведомлен о языковом уровне группы, научных интересах студентов, специфике получаемой профессии. » [6, c. 135-136].

При разработке Task 5 с упражнениями Case study практикума для студентов юридических специальностей «Право в Великобритании: сравним с Россией» автор предпринял попытку учесть вышеописанные особенности метода кейсов. Практикум состоит из 8 юнитов, каждый из которых посвящен

отдельной отрасли права «Contract Law» (Договорное право), «Tort Law» (Деликтное право), «Criminal Law» (Уголовное право), «Company Law» (Право, регулирующее деятельность компаний), «Commercial Law» (Торговое право), «Real Property Law» (Совокупность правовых норм, относящихся к недвижимости), «Litigation and Arbitration» (Судебные споры). Исключением является первый юнит «A Career in Law», в котором речь идет о возможностях карьеры в сфере юриспруденции.

В 1-м юните в 5-й части (Task 5) размещено объявление о приеме на работу «Barker Rose Graduate Recruitment Programme» в английскую юридическую компанию, что представляет конкретную практическую ситуацию, приближенную к реальной. Далее предлагаются упражнения на поиск дополнительной информации о специальностях Barrister, Solicitor и представление докладов в классе, упражнение на обсуждение в группах различных аспектов объявления: How will Barker Rose help students to become solicitors? Would the Barker Rose Graduate Recruitment Programme be of interest to you? Why (not)?, вопросов, направленных к самим студентам и актуальных для них: Do you need to have a law degree to qualify for the programme? If you had the chance to speak to someone about the programme, what questions would you ask? Наконец, студентам самим предлагается откликнуться на данное объявление о работе, написав email «Write an email to Barker Rose. Ask the questions you discussed in Exercise 11. Use the opportunity to give some information about yourself, your professional and academic background and why you are interested in applying for the programme.» - что является упражнением, направленным на развитие навыка принятия решения для поставленной выше проблемы.

В юните 2 «Contract Law» в упражнении Сase Study предлагается прочитать и перевести email адвоката Mr Dawe с рекомендациями и советами своему клиенту Mr McKendrick о расторжении контракта с компанией Drexler Inc. После изучения словаря этого письма и правил построения писем подобного жанра студентам дается задание написать свое письмо-рекомендацию клиента по образцу, используя факты, приведенные в Fact File.

В юните 3 «Tort Law» Сase Study направлено на изучение информации об известном судебном деле, относящемуся к юрисдикции деликтного права, компании Palsgrafv. The Long Island Railroad Company в суде Court of Appeals of New York, рассматриваемом в 1928г. После прочтения фактов, представленных в пособии, студентам предлагается найти больше информации о Palsgrafv. The Long Island Railroad Company, Court of Appeals of New York с последующим представлением докладов. Далее дается задание на обсуждение в группах следующих деталей дела: What is the name of the case? Who is the defendant? Who is the claimant? What is the defendant alleged to have caused? What was the lower court ruling? What happened when the case was appealed? В качестве кульминации решения проблемы студентам предлагается представить и обсудить ситуацию рассмотрения данного судебного дела в юрисдикции Российской Федерации «Discuss what you think might have happened if this case had been brought to court in your jurisdiction».

В юните 4 «Criminal Law» в Task 5 дается для прочтения статья «FSA fines auditor for market abuse», в которой рассказывается о судебном деле. В нем содержится обвинение бывшего менеджера по аудиту частной компании в злоупотреблении служебным положением и использованию служебной информации в целях обогащения. В следующем упражнении студенты должны найти дополнительную информацию об упомянутых в статье реалиях the Financial Services and Markets Act, a UK Act of Parliament и представить доклады в классе. В последнем упражнении студентам предлагается в группах обсудить подробности дела, свое отношение к нему, рассказать о подобных делах в своей стране: What is the profession of the appellant? Which crime was he found guilty of? What did he know about the company in question? How much profit did the appellant make on the sale of the shares? What do you think can be done to prevent cases of market abuse (like the one described above) from occurring? How serious do you think white-collar crime is? What do you think are the most important effects of white-collar crime on society? Should people who commit business crimes be punished in the same way as people who commit other crimes? Have there been any well-publicised cases of corporate crime in your jurisdiction?

В юните 5 «Company Law» в качестве постановки проблемы приводится письмо, полученное частной компанией Baggers plc, владеющей супермаркетом, в котором указываются возможные нарушения подписанного компанией договора «the Companies Act 2006». Как дополнительная справочная информация в следующем упражнении для ознакомления дается статья договора «section 172 of the Companies Act 2006», в следующем упражнении несколько правил для правильной интерпретации юридических документов. Далее для обсуждения в группах вопросы: Which of the provisions of statute 172(1) might Baggers be in breach of? Explain the meaning of statute 172(2) to a partner. What kind of situations might it cover? Prepare by rewriting statute 172(2) in your own words. Read statute 172(3). In what way is the duty it imposes limited? В последнем упражнении Case Study, направленном на выработку навыка принятия самостоятельного решения, студентам дается задание написать письмо от лица юриста в компанию Baggers plc, в котором нужно изложить законные пути решения сложившейся ситуации, сослаться на необходимые статьи договора и выразить свое мнение.

В юните 6 «Commercial Law» в первом упражнении студентам предлагается прочитать сопроводительное письмо студентки юридической специальности Julia Schwende на практику, в котором она отвечает на объявление о работе. Далее в группах студенты отвечают на вопросы: What kind of organisation is she applying to? Which areas of the law is she interested in? What legal work experience has she had? Which documents are enclosed in the letter? Underline the adverbs used in the letter. Why do you think the writer uses so many adverbs? What effect does it have? В следующем упражнении студентам предлагается другое объявление о работе на время практики «Powderhouse Sommerville LLP International Commercial Law Internship.», которое они обсуждают в группах: Who can apply for the internship? How will students be chosen for the internship? When and where will the internship take place? How can a student apply? В завершение изучения юнита студентам предлагается задание написать свое сопроводительное письмо о приеме на практику, ответив на объявление.

В 7-м юните «Real Property Law» жизненная ситуация изложена в форме диалога по телефону между испанкой Marta Cervera, заинтересованной в покупке недвижимости в Праге, и юристом из Чехии Jana Fialova, в котором они обсуждают правовые аспекты заключения подобной сделки. После прочтения диалога студенты отвечают на вопросы по содержанию диалога: How did Marta Cervera first hear about Jana Fialova? Does Ms Cervera need to form a company to buy a property in the Czech Republic? What made Ms Cervera consider investing in a buy-to-let in Prague? How does Ms Fialova describe the process of buying property in Prague? Who normally pays the stamp duty in the Czech Republic? How long can incorporation take in the Czech Republic? Как

следующий шаг, самостоятельное решение проблемы, студентам предлагается написать email от лица Jana Fialova к Maria Cervera с предложением о заключении сделки о покупке недвижимости в Праге. Последнее задание - это составление подобного диалога по предложенным ролям: Student A «You are a property lawyer and receive a call from a foreigner interested in buying property in your jurisdiction. Prepare to take a call»; Student B «You are interested in buying property in another country and phone a lawyer who has been recommended to you by a colleague. Write down the questions you need to ask».

В последнем юните практикума «Litigation and Arbitration» представлено письмо от адвокатской конторы Minchin & Lacey Solicitors, в котором адвокаты информируют о возбуждении дела от лица своей клиентки Ms Loushe против компании David Tyler Construction Ltd., где она работала. Студентам предлагается обсудить в группах информацию, полученную из письма и выразить свое отношение к данной ситуации: What is the purpose of the letter? What are the facts of the case? What legal actions might the recipient face? What must the recipient do to avoid litigation? Do you think Ms Loushe would be prepared to go back to work for David Tyler Construction Ltd? Support your opinion with reasons. What kind of settlement do you think would be acceptable to Ms Loushe? В качестве упражнения, направленного на совершенствование навыка решения проблемы в практической реальной ситуации, студентам предлагается написать письмо от лица адвоката Mr Tyler, отрицающего любые обвинения, необходимо также следовать правилам юридической корреспонденции.

Еще одним преимуществом метода кейса является то, что в силу своей специфики этот метод позволяет студентам использовать и демонстрировать на занятии свои лучшие стороны, даже при отсутствии блестящего знания английского языка. Это большое преимущество для групп, в которых учатся студенты с различным уровнем владения языком [6, c.135-136]. Достаточно большая разница в уровне владения английским языком как раз является одной из трудностей при обучении студентов юридических специальностей университета им. Н.И. Лобачевского.

Выводы. Суммируя все выше сказанное, можно подвести итог. Использование метода кейсов позволяет повышать мотивацию студентов будущих юристов к обучению английскому языку. Авторские методические разработки с использованием этого метода, аутентичных материалов, учитывающие условия обучения английскому языку в неязыковом вузе (небольшое количество часов, отведенное для аудиторных занятий; постановка при этом серьезной цели в рабочих программах дисциплины, такой как совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции студентов для осуществления профессионально-деловой деятельности, различный уровень владения английским языком в одной группе, отсутствие мотивации студентов) являются одним из возможных средств педагогического стимулирования мотивационной сферы студентов юридических специальностей в неязыковом вузе к обучению английскому языку.

Литература:

1. Христолюбова А.А. К вопросу о мотивации студентов нелингвистических специальностей к изучению иностранного языка // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 7 (49)-2016 Часть 2 - июль. с. 71-73.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. - 3-е изд. - М: МПСИ; В: МОДЭК, 2010. - 448 с.

3. Христолюбова А.А. Право в Великобритании: сравним с Россией: Практикум. Составитель: Христолюбова А.А. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2016. - 53 с.

4. Золотова М.В., Каминская Н.В. Профессионально-ориентированный подход в пособиях по английскому языку и роль преподавателя // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №51-5 (40). с. 193-201.

5. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.

6. Золотова М.В., Демина О.А. некоторых моментах использования метода кейсов в обучении иностранному языку // Теория и практика общественного развития. ООО Издательский дом «Хорс», 2015, № 4, с. 133-136.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Цыплакова Светлана Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Сундеева Марина Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Тюмина Наталья Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ НЕЗАВИСИМОЙ

ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье авторами рассматривается педагогическая характеристика структурных компонентов независимой оценки качества деятельности образовательной организации. Проведен анализ основных методологических подходов к оценке качества образования: аксиологический, социокультурный, компетентностный и т.д. В соответствии с избранными теоретическими подходами были определены принципы реализации независимой оценки качества деятельности образовательной организации. В ходе исследования авторами выявлены требования к реализации независимой оценки качества деятельности образовательной организации.

Ключевые слова: качество, оценка, образовательная организация, профессиональное обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.