Научная статья на тему 'Педагогическая характеристика структурных компонентов независимой оценки качества образования'

Педагогическая характеристика структурных компонентов независимой оценки качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / QUALITY / ОЦЕНКА / EVALUATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / EDUCATIONAL ORGANIZATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыплакова Светлана Анатольевна, Сундеева Марина Олеговна, Тюмина Наталья Сергеевна

В статье авторами рассматривается педагогическая характеристика структурных компонентов независимой оценки качества деятельности образовательной организации. Проведен анализ основных методологических подходов к оценке качества образования: аксиологический, социокультурный, компетентностный и т.д. В соответствии с избранными теоретическими подходами были определены принципы реализации независимой оценки качества деятельности образовательной организации. В ходе исследования авторами выявлены требования к реализации независимой оценки качества деятельности образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цыплакова Светлана Анатольевна, Сундеева Марина Олеговна, Тюмина Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CHARACTERISTICS OF STRUCTURAL COMPONENTS OF INDEPENDENT ESTIMATION OF QUALITY OF EDUCATION

In the article the authors consider the pedagogical characteristics of the structural components of the independent assessment of the quality of the activity of the educational organization. The analysis of the main methodological approaches to the assessment of the quality of education: axiological, sociocultural, competence, etc. In accordance with the selected theoretical approaches, the principles for implementing an independent assessment of the quality of the activity of the educational organization were determined. In the course of the study, the authors identified the requirements for the implementation of an independent assessment of the quality of the activities of the educational organization.

Текст научной работы на тему «Педагогическая характеристика структурных компонентов независимой оценки качества образования»

следующий шаг, самостоятельное решение проблемы, студентам предлагается написать email от лица Jana Fialova к Maria Cervera с предложением о заключении сделки о покупке недвижимости в Праге. Последнее задание - это составление подобного диалога по предложенным ролям: Student A «You are a property lawyer and receive a call from a foreigner interested in buying property in your jurisdiction. Prepare to take a call»; Student B «You are interested in buying property in another country and phone a lawyer who has been recommended to you by a colleague. Write down the questions you need to ask».

В последнем юните практикума «Litigation and Arbitration» представлено письмо от адвокатской конторы Minchin & Lacey Solicitors, в котором адвокаты информируют о возбуждении дела от лица своей клиентки Ms Loushe против компании David Tyler Construction Ltd., где она работала. Студентам предлагается обсудить в группах информацию, полученную из письма и выразить свое отношение к данной ситуации: What is the purpose of the letter? What are the facts of the case? What legal actions might the recipient face? What must the recipient do to avoid litigation? Do you think Ms Loushe would be prepared to go back to work for David Tyler Construction Ltd? Support your opinion with reasons. What kind of settlement do you think would be acceptable to Ms Loushe? В качестве упражнения, направленного на совершенствование навыка решения проблемы в практической реальной ситуации, студентам предлагается написать письмо от лица адвоката Mr Tyler, отрицающего любые обвинения, необходимо также следовать правилам юридической корреспонденции.

Еще одним преимуществом метода кейса является то, что в силу своей специфики этот метод позволяет студентам использовать и демонстрировать на занятии свои лучшие стороны, даже при отсутствии блестящего знания английского языка. Это большое преимущество для групп, в которых учатся студенты с различным уровнем владения языком [6, c.135-136]. Достаточно большая разница в уровне владения английским языком как раз является одной из трудностей при обучении студентов юридических специальностей университета им. Н.И. Лобачевского.

Выводы. Суммируя все выше сказанное, можно подвести итог. Использование метода кейсов позволяет повышать мотивацию студентов будущих юристов к обучению английскому языку. Авторские методические разработки с использованием этого метода, аутентичных материалов, учитывающие условия обучения английскому языку в неязыковом вузе (небольшое количество часов, отведенное для аудиторных занятий; постановка при этом серьезной цели в рабочих программах дисциплины, такой как совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции студентов для осуществления профессионально-деловой деятельности, различный уровень владения английским языком в одной группе, отсутствие мотивации студентов) являются одним из возможных средств педагогического стимулирования мотивационной сферы студентов юридических специальностей в неязыковом вузе к обучению английскому языку.

Литература:

1. Христолюбова А.А. К вопросу о мотивации студентов нелингвистических специальностей к изучению иностранного языка // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 7 (49)-2016 Часть 2 - июль. с. 71-73.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. - 3-е изд. - М: МПСИ; В: МОДЭК, 2010. - 448 с.

3. Христолюбова А.А. Право в Великобритании: сравним с Россией: Практикум. Составитель: Христолюбова А.А. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2016. - 53 с.

4. Золотова М.В., Каминская Н.В. Профессионально-ориентированный подход в пособиях по английскому языку и роль преподавателя // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №51-5 (40). с. 193-201.

5. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.

6. Золотова М.В., Демина О.А. некоторых моментах использования метода кейсов в обучении иностранному языку // Теория и практика общественного развития. ООО Издательский дом «Хорс», 2015, № 4, с. 133-136.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Цыплакова Светлана Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Сундеева Марина Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Тюмина Наталья Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ НЕЗАВИСИМОЙ

ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье авторами рассматривается педагогическая характеристика структурных компонентов независимой оценки качества деятельности образовательной организации. Проведен анализ основных методологических подходов к оценке качества образования: аксиологический, социокультурный, компетентностный и т.д. В соответствии с избранными теоретическими подходами были определены принципы реализации независимой оценки качества деятельности образовательной организации. В ходе исследования авторами выявлены требования к реализации независимой оценки качества деятельности образовательной организации.

Ключевые слова: качество, оценка, образовательная организация, профессиональное обучение.

Annotation. In the article the authors consider the pedagogical characteristics of the structural components of the independent assessment of the quality of the activity of the educational organization. The analysis of the main methodological approaches to the assessment of the quality of education: axiological, sociocultural, competence, etc. In accordance with the selected theoretical approaches, the principles for implementing an independent assessment of the quality of the activity of the educational organization were determined. In the course of the study, the authors identified the requirements for the implementation of an independent assessment of the quality of the activities of the educational organization.

Keywords: quality, evaluation, educational organization, vocational training.

Введение. Обязательным условием реализации независимой оценки качества деятельности образовательной организации является выбор надежного методологического ориентира, позволяющего выявлять закономерные связи и отношения изучаемого явления. Поэтому необходимо выделить теоретические подходы и принципы, на которые необходимо опираться, моделируя процесс реализации независимой оценки качества деятельности образовательной организации.

Формулировка цели статьи. Целью статьи является исследование педагогической характеристики структурных компонентов независимой оценки качества деятельности образовательной организации.

Изложение основного материала статьи. Проанализировав основные категории, характеризующие подходы к оценке качества образования мы можем выделить следующие:

Подход - точка зрения, позиция исследователя, обуславливающая основу исследования, а так же проектирование и моделирование того или иного процесса, явления.

Оценочная деятельность - деятельность, которая включает в себя действия, связанные со сбором и анализом информации об объекте оценивания, и установлением соответствия фактического состояния объекта исследования его нормативному состоянию.

Качество образования - характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

В данной связи повышение качества образования возможно благодаря комплексному использованию основных методологические подходов к оценке качества (Т.И. Алиева, М.В. Крулехт, Л. А. Парамонова).

Аксиологический подход - предполагает изучение ценностей, являющихся основанием структуры и содержания системы оценки качества образования.

В настоящее время, в основу государственной политики в сфере образования заложены идеи гуманизации, поэтому основной профессионально-педагогической ценностью учитывающейся при определении оценки качества образования с точки зрения аксиологического подхода выступает обучающийся. Степень признания самоценности личности, его права на развитие и на проявление индивидуальных способностей, создание условий для его творческой самореализации определяют оценочную шкалу данного подхода к качеству образования.

Социокультурный подход в оценке качества образования определяется характером взаимодействия обучающихся с группой сверстников, преподавателями, окружающими людьми и миром. В данном случае необходимо оценить уровень самостоятельного поведения и способность обучающихся решать повседневные жизненные ситуации.

Социокультурный подход предполагает организацию педагогического таким образом, чтобы:

- формирование личности происходило с учетом конкретных культурных условий жизнедеятельности человека;

- подбор содержания образования происходил с учетом содержания современной мировой культуры;

- организация взаимодействия обучающегося с миром культуры осуществлялась в рамках всех возрастных структур и на всех уровнях развития.

Поскольку элементы культуры, накопленной человечеством, не могут быть переданы в готовом виде через выработанные нормы и правила, то с позиций данного подхода, при оценке рассматривается качество специально организованной педагогом деятельности по освоению обучающимися культуры как системы ценностей, организации их жизни на уровне культур. В данной связи особое внимание при оценке такого образовательного процесса следует уделить степени знакомства с традициями национальной культуры (народным календарем, обычаями, обрядами).

Компетентностный подход является перспективным, с учетом требований государства, предъявляемых к современному процессу обучения, а именно формирование у обучающихся ключевых компетенций: общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных.

Оценка качества образования в рамках компетентностного подхода осуществляется изучением уровня сформированности основных компетенций у обучающихся, что дополняется суждениями об обстоятельствах, в которых проводились наблюдения. При этом учитываются не только профессиональные знания, умения и навыки владения профессиональной деятельностью, но личностные и нравственные качества обучающихся, интеллектуальная, лингвистическая, социальная и физическая компетентности, произвольность труда и самостоятельность, инициативность и коммуникабельность, креативность и творческая активность.

В соответствии с избранными теоретическими подходами нами были определены принципы реализации независимой оценки качества работы образовательной организации как основные положения, определяющие содержание, организационные формы, методы процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями:

- принцип динамичности позволяет оперативно вносить коррективы во все элементы модели, с учетом изменения внешних и внутренних факторов, влияющих на независимую оценку качества деятельности образовательной организации;

- принцип целостности - с учетом тектологическим подходом к моделированию оценки качества образования, проявляется в и нтеграции теоретического и практического аспектов деятельности образовательной организации, а также предполагает единство критериальной базы оценки образовательных организаций различного уровня;

- принцип инвариантности предполагает универсальный характер модели, что позволяет использовать ее в различных образовательных организациях;

- принцип социальной ориентированности позволяет соблюдать и учитывать интересы всех сторон,

заинтересованных в оценке качества образования, и в процессе осуществления образовательной деятельности;

- принцип социального партнерства обусловливает привлечение к процедуре независимой оценки качества деятельности общественных институтов и организаций на основе взаимных интересов и потребностей, через разработку критериев и показателей оценки качества деятельности образовательной организации, принципов формирования рейтингов или других форм сопоставления и оценки;

- принцип объективности предполагает независимость суждений, установление фактических данных, претендующих на соответствие критериям валидности и достоверности, ориентированность на научно-обоснованные критерии, привлечение к процедуре оценки наиболее авторитетных экспертов в своем роде деятельности.

Модель реализации независимой оценки качества деятельности образовательной организации должна представлять собой системный объект и обеспечивать комплексную и целостную оценку деятельности образовательной организации по системе сопряженных параметров.

Основным системообразующим фактором построения модели независимой оценки качества деятельности образовательной организации является цель - установление соответствия предоставляемых образовательной организацией услуг потребностям заинтересованных сторон.

В ходе исследования нами выявлены требования к реализации независимой оценки качества деятельности образовательной организации:

- добровольная основа проведения независимой оценки;

- объективность и беспристрастность всех процедур и этапов оценки;

- использование информации об образовательной организации, находящейся в открытом доступе;

- открытость и публичность полученных результатов независимой оценки;

- наличие у экспертов, проводящих независимую оценку, опыта в данной деятельности и использование ими валидного инструментария для проведения оценочных процедур;

- учет запросов потребителей образовательных услуг и заинтересованных сторон.

К числу специфических функций реализации независимой оценки качества деятельности образовательных организаций мы относим: информационную, прогностическую, стратегическую интегративную, социальную, мотивационную, административную:

1. Информационная функция направлена на получение достоверных знаний, сведений о состоянии образовательной организации и качестве предоставляемых ею услуг. Информационная функция обеспечивает непрерывный обмен данными между образовательной организацией, заинтересованными сторонами и социальными партнерами, направленный на реализацию государственной образовательной политики, коррекцию и уточнение программы собственной деятельности. Данная функция позволяет получить объективный срез развития образовательной организации на момент проведения исследования и осуществить корреляцию данных на основе сопоставления деятельности образовательных организаций одного уровня.

2. Прогностическая функция независимой оценки качества деятельности образовательной организации заключается в обосновании перспектив развития образования, предвидении хода образовательных процессов, тенденций развития личности; социально-экономическом, научно-техническом, психолого-педагогическом обосновании процесса реализации образовательной политики в регионе; опережающем отражении окружающей действительности.

3. Стратегическая функция независимой оценки качества деятельности образовательной организации заключается в выявлении альтернативных путей развития образовательной организации на основе общих тенденций, определении стратегических приоритетов развития на основе полученной объективной оценки, выявлении сильных сторон и областей для улучшения деятельности, решение перспективных проблем развития личности и повышения профессиональной активности будущих специалистов на основе лучших практик развития региона.

4. Интегративная функция независимой оценки качества деятельности образовательной организации объединяет отдельные компоненты модели оценки в единое целое; синтезирует различные виды деятельности в образовательном учреждении, формируя целостную картину, отражающую не только результативность образовательной организации по отдельным процессам, но и успешность принимаемых управленческих решений по координации деятельности как внутри образовательной организации, так и за ее пределами. Интегративная функция реализации независимой оценки качества деятельности образовательной организации выражается также в интеграции экономических, социальных, психологических, педагогических, научно-технических, социальных факторов.

5. Социальная функция реализации независимой оценки качества деятельности образовательной организации заключается в формировании интеллектуального, нравственного и ресурсного потенциала общества в лице обучающихся, а следовательно, и в содействии политическому, экономическому и культурно-технологическому развитию общества. Формирование критериев независимой оценки качества деятельности обусловливают полное включение общества в процесс оценивания, выделение наиболее значимых моментов деятельности образовательной организации, непосредственный контакт производителя и потребителя образовательных услуг;

6. Мотивационная функция позволяет образовательной организации, услуги и программы которой подвергаются независимой оценке качества, осуществлять собственный сравнительный анализ деятельности, выявлять области для её улучшения, перенимать лучшие практики, определять возможные перспективы развития;

7. Административная функция подразумевает принятие учредителем образовательной организации управленческих решений на основании проведенной независимой оценки качества.

Выводы. Таким образом, анализ структурных компонентов модели независимой оценки качества деятельности образовательной организации позволил выделить следующие критерии оценки образовательного учреждения, определяющие качество образования:

- качество условий осуществления образовательного процесса;

- качество образовательного процесса;

- качество результатов предоставления образовательных услуг.

Литература:

1. Волкова Е.Н., Кошелева А.Н., Богдановская И.М., Хороших В.В. Модель оценки профессиональных компетенций и уровня квалификации педагогов-психологов на основе профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» // Вестник Мининского университета. 2017. № 4 (21). С. 9.

2. Дружинина А.И., Цыплакова С.А. Интенсификация: тенденция развития образования и фактор повышения качества обучения // В сборнике: Современные направления модернизации российского образования: проблемы и перспективы материалы II Всероссийской студенческой заочной научно-практической конференции. БФ ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»; отв. ред. Е.А. Кудрявцева. 2016. С. 46-48.

3. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Политеоретические основы профессионально-педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2016. № 3 (16). С. 2.

4. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Профессиологические основы профессионально-педагогического образования // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 1. С. 38-43.

5. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Управление педагогическим процессом как системой // Школа будущего. 2016. № 4. С. 138-144.

6. Седых Е.П. Система обеспечения гарантий качества и компетентности преподавательского состава: опыт Мининского университета // В сборнике: Внедрение европейских стандартов и рекомендаций в системы гарантии качества образования Сборник материалов VIII Международного Форума гильдии экспертов. Гильдия экспертов в сфере профессионального образования. 2013. С. 226-229.

7. Федоров А.А., Седых Е.П., Родионова Е.Л. Независимая оценка качества работы образовательных организаций: опыт нижегородского региона // Нижегородское образование. 2015. № 4. С. 16-22.

8. Цыплакова С.А. Обеспечение качества в высших учебных заведениях // В сборнике: Теоретические основы и инструментарий профессиологической экспертизы качества педагогического образования (для специалистов системы общего и профессионального образования) Сборник научных статей. под науч. ред. С.И. Назаровой. Санкт-Петербург, 2015. С. 52-55.

9. Цыплакова С.А. Профессионально-педагогическое образование и тенденции его развития // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 274-280.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Цыплакова Светлана Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье автором было рассмотрено педагогическое моделирование, как способ исследования, обусловленный стратегиями системного, прогностического, компетентностного, личностно-деятельностного подходов. Определено, что при разработке способов моделирования проектной деятельности педагога профессионального обучения следует опираться на ведущие идеи общенаучной теории моделирования. Выявлены исходные теоретические положения педагогического моделирования и функции (познавательная, прогностическая, эвристическая). Определена процедура моделирования проектной деятельности, которая представлена поэтапно, соответственно структурным компонентам деятельности.

Ключевые слова: моделирование, проектная деятельность, профессиональное образование, подход.

Annotation. In the article the author examined pedagogical modeling as a research method, conditioned by strategies of system, prognostic, competence, personality-activity approaches. It is determined that when developing methods for modeling the project activity of a teacher of vocational training, one should rely on the leading ideas of the general scientific theory of modeling. The initial theoretical positions of pedagogical modeling and functions (cognitive, prognostic, heuristic) are revealed. The procedure for modeling the project activity is defined, which is presented in stages, according to the structural components of the activity.

Keywords: modeling, project activity, professional education, approach.

Введение. Выбор моделирования как способа исследования проектной деятельности педагога профессионального обучения обусловлен стратегией системного и прогностического подходов к проектной деятельности. Применение данных подходов позволяет создать представление об изучаемом объекте, которое содержит объяснительную функцию. В этом случае моделирование выступает в качестве преобразующей деятельности.

Отличительной особенностью моделирования является то, что с помощью построения модели можно оценить последствия каких-либо действий без экспериментов на реальном объекте. Модель заменяет объект в процессах планирования и прогнозирования.

Формулировка цели статьи. В связи с этим целью статьи является анализ педагогического моделирования проектной деятельности в системе профессионального образования.

Изложение основного материала статьи. Термин «модель» в переводе с итальянского означает -«образец, эталон». Первоначальное значение данного слова было связано со строительством, и почти во всех европейских языках оно употреблялось для обозначения образца или вещи сходной в своих характеристиках с другой вещью.

При разработке способов моделирования проектной деятельности педагога профессионального обучения следует опираться на ведущие идеи общенаучной теории моделирования, сущность которой заключается в следующем: изучение объекта и накопление фактов о нем - построение и изучение модели - использование результатов исследования модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.