Научная статья на тему 'Нормативно-правовое регулирование в сфере образовательной деятельности'

Нормативно-правовое регулирование в сфере образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18029
1776
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL ACTIVITIES / REGULATORY SUPPORT / REGULATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыплакова Светлана Анатольевна, Быстрова Наталья Васильевна, Госельбах Ольга Игоревна

В статье рассматриваются вопросы нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности в вузе. Авторы анализируют деятельность образовательной организации с точки зрения правового аспекта. Определено, что нормативно-правовое обеспечение это средства, способы и приемы, обеспечивающие как повышение качества образования, так и инновации, эффективность, стабильность образовательных процессов, а также реализация намеченных проектов, планов и определение путей совершенствования личности в образовательном процессе. А, нормативно-правовое обеспечение образовательной организации совокупность документов, регламентирующих структуру, функции, задачи учебного заведения, организацию его работы, а также права и обязанности имеющих к ней отношения субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цыплакова Светлана Анатольевна, Быстрова Наталья Васильевна, Госельбах Ольга Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое регулирование в сфере образовательной деятельности»

УДК 378

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Цыплакова Светлана Анатольевна, к.п.н, доцент ([email protected]) Быстрова Наталья Васильевна, к.п.н, доцент ([email protected]) Госельбах Ольга Игоревна, студентка ([email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

В статье рассматриваются вопросы нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности в вузе. Авторы анализируют деятельность образовательной организации с точки зрения правового аспекта. Определено, что нормативно-правовое обеспечение это средства, способы и приемы, обеспечивающие как повышение качества образования, так и инновации, эффективность, стабильность образовательных процессов, а также реализация намеченных проектов, планов и определение путей совершенствования личности в образовательном процессе. А, нормативно-правовое обеспечение образовательной организации - совокупность документов, регламентирующих структуру, функции, задачи учебного заведения, организацию его работы, а также права и обязанности имеющих к ней отношения субъектов.

Ключевые слова: профессиональное образование, образовательная деятельность, нормативно-правовое обеспечение, регулирование.

В условиях реформирования системы образования в РФ актуальным является вопрос об оптимизации деятельности образовательных учреждений. Одним из приоритетных направлений реализации принципов современной образовательной политики является совершенствование нормативно-правового регулирования сферы образования и образовательной деятельности. На сегодняшний день нормативно-правовое обеспечение образовательной организации и его соответствие законодательству на разных уровнях является объектом повышенного внимания в сфере управления профессиональным образованием со стороны органов контроля и надзора, учредителей, участников образовательной деятельности и общественности.

В связи с происходящими в обществе радикальными изменениями возникает необходимость в улучшении нормативно-правовой базы системы профессионального образования. Каждый год образовательные организации обязаны выполнять требования по ежегодному обновлению основных профессиональных образовательных программ, учитывая особенности развития таких сфер, как культура, наука, экономика, техника и другие, а также запросы потенциальных работодателей. Становится очевидно, что дан-

ные изменения требуют совершенствования как нормативно-правовой базы учебного заведения, так и принятие наиболее прогрессивных, направленных на устойчивое развитие образовательного процесса, законодательных актов [1].

Нормативно-правовое обеспечение это средства, способы и приемы, обеспечивающие как повышение качества образования, так и инновации, эффективность, стабильность образовательных процессов, а также реализация намеченных проектов, планов и определение путей совершенствования личности в образовательном процессе. Потребность в совершенствовании нормативно-правовой базы в системе профессионального образования определена радикальными изменениями, которые связаны с социально-экономическими, политическими и образовательно-прогностическими условиями в Российской Федерации [2].

Нормативно-правовое регулирование - это один из главных инструментов реализации государственной политики (как на региональном, так и на федеральном уровне). Сфера государственной политики в России традиционно охватывает систему целей и приоритетов развития страны, социальной сферы, экономики, общества, сформированная государственной вла-стью[3].

Россия закрепила общественную и государственную значимость образования с помощью принятия Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», соответствующих статей Конституции Российской Федерации, а также введение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), и иных образующих систему образовательного законодательства нормативно-правовых документов.

К настоящему времени нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности в России, в целом, сформировано. Его основу составляет вступивший в законную силу 01.09.2013 г. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Новый закон, в отличие от существовавшего ранее, определяет единые требования и принципы к ведению образовательной деятельности вне зависимости от ступени и вида образования.

Нормативно-правовое обеспечение образовательной организации - это совокупность документов, регламентирующих структуру, функции, задачи учебного заведения, организацию его работы, а также права и обязанности имеющих к ней отношения субъектов. Разработка нормативно-правовой базы учебного заведения определена строгой необходимостью в обеспечении повышения качества образования и прогрессивного развития общества .[6].

За соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере образования наблюдают лица, исполняющие соответствующие мероприятия по надзору. В первую очередь, они контролируют содержание нормативно-правовой базы образовательной организации, которая была разработана и

принята на локальном уровне, а далее и непосредственную деятельность организации, то есть, как локальные акты реализуются на практике [4].

Перед учебным заведением ставится задача по трансформации модели нормативно-правового обеспечения федерального уровня на уровень конкретного учебного заведения. Следовательно, нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности должно выполнять единые функции, которые свойственны федеральному уровню нормативно-правовой базы, так и частные, ориентированные на правовое регулирование, упорядочение отношений между субъектами образовательного процесса в вузе.

Локальные акты образовательной организации - это основанные на законодательстве официальные правовые документы, принятые в установленном порядке компетентным органом управления образовательной организации и регулирующие отношения в рамках данной образовательной организации [9].

Многие авторы, в том числе Т.Н. Трошкина и А.Н. Козырин, обоснованно считают, что локальный акт имеет важное значение для правового регулирования образовательных отношений, так как принимается по главным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности. Они также дают возможность учитывать мнение всего коллектива и представительных органов, студентов и работников образовательных организаций, так как данные вопросы, «ближе» всего к участникам образовательных правоотношений [7].

Особенность регулятивных возможностей данного вида источников образовательного права способствует созданию конкуренции локальных юрисдикций, формирование повышающих стимулов субъектов отношений в сфере образования к развитию, инновациям и оперативным изменениям.

С помощью локальных актов вводится уникальный правовой режим организации и осуществление образовательной и другой деятельности в пределах конкретной организации. Этот режим дает возможность выработать совокупность взаимосвязанных социально-культурных, экономических и организационно-правовых условий, обеспечивающих функционирование [8].

Авторы исследования подчеркивают, что нормативно-правовое обеспечение управления образовательной организацией - это главная составляющая всех видов и уровней управления. Сложная правовая среда, в которой существует современное образовательное учреждение, обязывает его, как издателя правовых актов, следить за изменениями в нормах права на местном, международном, федеральном, региональном уровнях. Своевременность, оперативность, полнота и точность представления информации считаются основой качества принимаемых управленческих решений в образовательной организации.

В настоящее время на базе Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина» (Мининский университет) функционирует сайт Университета, режим доступа http://www.mininuniver.ru/,

включающий нормативно-правовую документацию и локальные акты, регламентирующие как учебный процесс, так и деятельность образовательной организации в целом, а конкретно:

- Устав образовательной организации;

- Лицензия на реализацию образовательной деятельности (с приложением)

- Свидетельство о государственной аккредитации (с приложениями)

- План по финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденный законодательством РФ, бюджетные сметы.

- Локальные нормативные акты, правила внутреннего трудового распорядка и коллективного договора, правила внутреннего распорядка обучающихся.

- Отчеты о результатах самообследования.

- Документы о порядке оказания платных образовательных услуг (в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг), а также документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе.

- Предписание органов, осуществляющих надзор (государственный контроль) в сфере образования и отчеты об исполнении данных предписаний.

Обучение в Мининском университете осуществляется на основании Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. В данном образовательном учреждении накоплен конкретный опыт, имеется видение каждой основной профессиональной образовательной программы, которое дает возможность построить план подготовки выпускников в соответствии с образовательными стандартами и ориентацией на работу в соответствующих сферах.

Внедрение компетентностного подхода к организации обучения в Университете и введение ФГОС гарантирует освоение не только отдельных знаний и умений, а комплексной процедуры, в которой для каждого направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов. Компетентностный подход акцентируется на итогах подготовки студентов к профессиональной деятельности. Под результатом подразумевается не только усвоенная информация, но и умение специалистов действовать в разных ситуациях, адекватно применяя приобретенные профессиональные умения и знания [6].

В данное время Университет поставил перед собой цель создать механизм устойчивого развития ОПОП, который будет обеспечивать повышение качества подготовки выпускника, способного к успешной профессиональной деятельности [4].

Уровень требований, предъявляемый в промежуточных аттестациях обучающихся (экзаменационные сессии), отвечает и содержанию и требованиям образовательных стандартов. В соответствии с Положением о

формированиях фондов оценочных средств, по всем дисциплинам для проведения промежуточной аттестации, а также текущего контроля успеваемости, утвержденные решением Ученого Совета НГПУ им. К.Минина, созданы фонды оценочных средств.

В ходе проведения промежуточных аттестаций помимо подготовок специальных вопросов и устных опросов по билетам применяются следующие формы: проведение тестирований, в том числе и электронные тестирова-ния(ЬМБМооё1е), различные творческие задания, коллективные рефераты, кейсы, которые помогают учащимся раскрыть свои креативные способности, практические умения и навыки [3]. Кроме индивидуальных оценок также используются групповые и взаимооценки (рецензирование работ друг друга и оппонирования исследовательских работ).

Контроль за выполнением требований образовательных стандартов к качеству подготовки специалистов осуществляется на основании Положения «О текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся», утвержденный решением Ученого Совета.

Все виды учебных мероприятий, предусмотренных программами дисциплин - практические занятия, семинары, лабораторные работы и другие -относят к текущему контролю. Мероприятия по текущему контролю успеваемости проводятся в течение семестра, в соответствии с учебными рабочими планами [9].

Зачеты, экзамены, курсовые работы, курсовые проекты и др. формы контроля, установленные учебным планом, относят к промежуточному контролю. Экзамен - это заключительный этап в изучении дисциплин или их частей; он имеет цель проверить знания по теории и выявить навыки применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыки самостоятельной работы с научной и учебной литературой. Формой проверки усвоения учебного материала семинарских и практических занятий чаще всего служат зачеты.

Число промежуточных и текущих форм контроля соответствует утвержденному учебному плану и требованиям образовательных стандартов. При проведении промежуточных и текущих форм контроля, уровень требований определяется основной профессиональной образовательной программой, учебно-методическими и электронными учебно-методическими комплексами дисциплин, обеспечивающих подготовку специалистов [5].

Таким образом, наличие локального регулирования отношений в образовательных учреждениях стала одной из приоритетных задач, поставленных законодателем перед образовательными организациями. Перед университетом ставится задача по трансформации моделей с нормативно-правового обеспечения Федерального уровня на уровень конкретного вуза. Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности в НГПУ им. К. Минина с одной стороны выполняет общие функции, которые свойственны федеральному уровню нормативно-правовой базы, а также

частные, которые ориентируются на правовое регулирование и упорядочение отношений между субъектами образовательных процессов в вузе.

Список литературы

1. Быстрова Н.В., Цыплакова С. А. Профессиональная школа как объект управления // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 6-10.

2. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Профессионально-образовательное проектирование. Учебное пособие / Мининский университет. Нижний Новгород, 2019.

3. Прохорова М.П., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф., Седых Д.В. Инновационная деятельность преподавателя в системе профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-7. С. 140-146.

4. Седых Е.П. Проектный подход к управлению образовательной системой высшего образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 293-298.

5. Седых Е.П. Система нормативного правового обеспечения проектного управления в образовании // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 1.

6. Царапкина Ю.М., Цыплакова С.А., Быстрова Н.В. Педагогическое проектирование информационной образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 334-337.

7. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Пулькина Е.Е. Исследование проблем управления процессом профессиональной подготовки студентов в вузе // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 56-60.

8. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Тюмина Н.С., Сергеева Д.С. Проектирование учебной деятельности студентов вуза // Школа будущего. 2018. № 1. С. 97-103.

9. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Тюмина Н.С., Сергеева Д.С. Проектирование учебной деятельности студентов вуза // Школа будущего. 2018. № 1. С. 97-103.

Tsyplakova Svetlana Anatolievna, associate professor ([email protected])

Bystrova Natalya Vasilyevna, associate professor ([email protected]) Goselbah Olga Igorevna, student Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University ([email protected])

REGULATORY REGULATION IN THE SPHERE OF EDUCATIONAL ACTIVITY

Annotation: The article deals with the issues of regulatory support of educational activities at the university. The authors analyze the activities of the educational organization in terms of the legal aspect. It is determined that the regulatory framework is the means, methods and techniques that ensure both improving the quality of education and innovation, efficiency, stability of educational processes, as well as the implementation of planned projects, plans and identifying ways to improve the personality in the educational process. And, the legal and regulatory support of an educational organization is a set of documents regulating the structure, functions, tasks of an educational institution, the organization of its work, as well as the rights and obligations of the subjects having relation to it.

Keywords: vocational education, educational activities, regulatory support, regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.