Научная статья на тему 'Разработка требований к системе управления налоговыми расходами бюджетов публично-правовых образований'

Разработка требований к системе управления налоговыми расходами бюджетов публично-правовых образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
налоговые расходы / управление / стратегия / требования / базовая налоговая система / tax expenses / management / strategy / requirements / basic tax system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ольга Владиленовна Макашина

Статья посвящена вопросам управления налоговыми расходами бюджетов публично-правовых образований. В материале рассматривается программа технической помощи МВФ в области оценки налоговых расходов: базовая стратегия, промежуточный вариант, продвинутая стратегия. Сделан вывод о недостаточности такой поддержки. Сформулированы требования к системе управления налоговыми расходами публично-правовых образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ольга Владиленовна Макашина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of requirements for the system of management of tax expenditures of budgets of public legal entities

The article is devoted to the management of tax expenditures of budgets of public legal entities. The article discusses the IMF technical assistance program in the field of tax expenditure assessment: basic strategy, intermediate option, advanced strategy. The conclusion is made about the insufficiency of such support. The requirements for the tax expenditure management system of public legal entities were formulated.

Текст научной работы на тему «Разработка требований к системе управления налоговыми расходами бюджетов публично-правовых образований»

Аудиторские ведомости. 2023. № 4. С. 201—203. Audit journal. 2023;(4):201 —203.

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Научная статья УДК 336.025

https://doi.org/10.2441 2/1 727-8058-2023-4-201 -203 NIION: 201 7-0074-4/23-1 85

EDN: https://elibrary.ru/SQUEVR MOSURED: 77/27-021-2023-04-385

Разработка требований к системе управления налоговыми расходами бюджетов публично-правовых образований

Ольга Владиленовна Макашина1' 2

1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, OVMakashina@fa.ru

2 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Аннотация. Статья посвящена вопросам управления налоговыми расходами бюджетов публично-правовых образований. В материале рассматривается программа технической помощи МВФ в области оценки налоговых расходов: базовая стратегия, промежуточный вариант, продвинутая стратегия. Сделан вывод о недостаточности такой поддержки. Сформулированы требования к системе управления налоговыми расходами публично-правовых образований.

Ключевые слова: налоговые расходы, управление, стратегия, требования, базовая налоговая система

Благодарности: статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по Государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации за 2023 г.

Для цитирования: Макашина О.В. Разработка требований к системе управления налоговыми расходами бюджетов публично-правовых образований // Аудиторские ведомости. 2023. № 4. С. 201—203. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2023-4-201-203. EDN: https://elibrary.ru/SQUEVR.

TAXES AND TAXATION

Original article

Development of requirements for the system of management of tax expenditures of budgets of public legal entities

Olga V. Makashina1, 2

1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, OVMakashina@fa.ru

2 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

Abstract. The article is devoted to the management of tax expenditures of budgets of public legal entities. The article discusses the IMF technical assistance program in the field of tax expenditure assessment: basic strategy, intermediate option, advanced strategy. The conclusion is made about the insufficiency of such support. The requirements for the tax expenditure management system of public legal entities were formulated.

Keywords: tax expenses, management, strategy, requirements, basic tax system

Acknowledgements: the article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budget funds under the State assignment of the Financial University under the Government of the Russian Federation for 2023.

For citation: Makashina O.V. Development of requirements for the system of management of tax expenditures of budgets of public legal entities // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2023;(4):201—203. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2023-4-201-203. EDN: https://elibrary.ru/SQUEVR.

© Макашина О.В., 2023

В целях формирования комплексной системы управления налоговыми расходами в Концепции повышения эффективности бюджетных расходов [1], принятой в январе 2019 г., были определены мероприятия, необходимые для ее внедрения, часть из которых на данный момент времени уже реализована. В частности, законодательно закреплены понятие «налоговые расходы» и необходимость их оценки; установлены единые методологические подходы к оценке эффективности налоговых расходов для всех публично-правовых образований; утвержден порядок формирования перечня налоговых расходов и проведения оценки их объемов и эффективности.

Однако, несмотря на определенные шаги по внедрению системы управления налоговыми расходами, предстоит еще предпринять достаточно усилий, чтобы она успешно функционировала. К системе управления налоговыми расходами должны предъявляться определенные требования, выполнение которых позволит обеспечить ее качественную организацию, а значит, будет достигнута цель — эффективное управление налоговыми расходами.

Исследованиями в области предоставления налоговых льгот и преференций занимаются многие страны. Международный валютный фонд (далее — МВФ) предлагает странам техническую помощь в оценке налоговых расходов и представлении отчетности [2]. Программа технической помощи МВФ в области оценки налоговых расходов и отчетности по ним признает, что практика представления отчетности о налоговых расходах является эволюционирующим процессом. По мере развития странами своего институционального потенциала их способность производить более точные оценки налоговых расходов будет возрастать. Таким образом, МВФ помогает странам составлять оценки налоговых расходов в соответствии с тремя альтернативными стратегиями.

Базовый вариант: эта стратегия состоит: (1) из определения базовой налоговой системы; (2) подготовки перечня налоговых расходов; (3) подготовки простых затрат оценки краткого перечня налоговых расходов; (4) подготовки краткого раздела или приложения к годовому бюджетному документу с анализом структуры налоговых расходов с указанием основных статистических данных об их количестве, распределении по налогам и краткого изложения оценок.

Промежуточный вариант: в дополнение к базовой стратегии этот подход включает в себя: (1) основу для сбора необходимых данных для оценки налоговых расходов; (2) использование Microsoft Excel для оценки длинного списка налоговых расходов; (3) краткий отчет о налоговых расходах, который будет опубликован вместе с ежегодным бюджетным отчетом или отдельно.

Продвинутый уровень: в дополнение к промежуточным задачам эта стратегия включает простые модели микросимуляции для ключевых налогов (подоходный налог с физических лиц и корпораций, налог на добавленную стоимость).

Однако одной технической поддержки недостаточно. Система управления налоговыми расходами должна соответствовать определенным требованиям. Требования необходимы, так как они позволяют понять, что система должна делать, позволяют предотвращать и разрешать конфликтные ситуации, упрощают расстановку приоритетов, позволяют оценить степень прогресса в предоставлении отчетности о налоговых расходах.

С учетом вышесказанного сформулируем требования, предъявляемые к системе управления налоговыми расходами бюджетов публично-правовых образований. К таковым, на наш взгляд, следует отнести следующие.

1. Юридическое требование о представлении отчетов о налоговых расходах. Такое требование должно быть зафиксировано в бюджетном законодательстве страны на федеральном (государственном) уровне.

2. Отчеты о налоговых расходах должны представляться с определенной периодичностью. Как правило, это ежегодные отчеты о налоговых расходах.

3. Определение налоговых расходов. Такое требование возникает в силу необходимости ликвидировать разночтения понятия «налоговые расходы». Определение также должно быть зафиксировано в бюджетном законодательстве страны.

4. Определение базовой системы налогов (системы контрольных показателей). Необходимо устанавливать такие показатели по каждому отдельному налоговому расходу и вместе по всем планируемым налоговым расходам, определив тем самым базовую налоговую систему.

5. Планирование охватываемых налоговых категорий. Должна быть создана структура для планирования и администрирования налоговых расходов, соизмеримая с большим количе-

ством налоговых расходов. Структура должна основываться на передовой международной практике и мнениях заинтересованных сторон.

6. Налоговые расходы должны быть классифицированы в соответствии с их целями, масштабом, возрастом и рисками, с тем чтобы обосновать распределение административных ресурсов пропорционально затратам и воздействию, для достижения которых предназначены налоговые расходы.

7. Оценка налоговых расходов с использованием метода упущенных доходов. Должна быть разработана надежная методология оценки соотношения цены и качества различных видов налоговых расходов, гарантирующая качество оценок.

8. Ежегодно необходимо проверять, по-прежнему ли цели налоговых расходов соответствуют целям правительства.

9. Использовать независимые источники данных для дальнейшей проверки причин изменения стоимости первоочередных налоговых расходов.

10. Устанавливать и документировать четкие требования к должностным лицам, ответственным за эффективность налоговых расходов с точки зрения затрат.

11. Разработка прогнозов будущих налоговых расходов — оценка величины налоговых расходов на будущие годы. Такой подход согласуется со среднесрочными бюджетными рамками, поскольку позволяет лучше распределять расходы и доходы в среднесрочной перспективе.

Способность управлять налоговыми расходами — это процесс развивающийся. Поэтапная реализация этого процесса позволяет идти от простого к сложному. Упор на простоту должен обеспечить результат, который является одновременно выполнимым и полезным для повышения прозрачности финансового управления.

Мероприятие по внедрению концепции управления налоговыми расходами следует

планировать стратегически, принимая во внимание политический и институциональный потенциал страны.

Отдельно следует отметить важность качества отчетности о налоговых расходах. Для того чтобы результаты были достигнуты, необходимо обеспечить достоверность налоговой отчетности.

Таким образом, можно сделать вывод, что соблюдение в полной мере сформулированных требований при внедрении концепции управления налоговыми расходами приведет к существенным улучшениям для повышения качества отчетности о налоговых расходах. Так как конечным продуктом системы управления налоговыми расходами является управленческое решение по введению налоговых льгот и преференций или отказ от них, обеспечение данных требований возможно на основании общей концепции системы принятия решений.

Список источников

1. Распоряжение Правительства РФ от 31 октября 2019 г. № 117-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019—2024 годах».

2. Tax Expenditure Reporting and Its Use in Fiscal Management: A Guide for Developing Economies // International Monetary Fund, March 2019.

References

1. Decree of the Government of the Russian Federation No. 117-r dated October 31, 2019 "On approval of the Concept of Improving the Efficiency of Budget Expenditures in 2019—2024".

2. Reporting on tax expenditures and its use in fiscal management: A Guide for Developing Economies // International Monetary Fund, March 2019.

Информация об авторе

О.В. Макашина — профессор Департамента общественных финансов Финансового факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, профессор кафедры государственных и муниципальных финансов Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, доктор экономических наук, профессор.

Information about the author Olga V. Makashina — Professor of the Public Finance Department of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Professor of the Department of State and Municipal Finance of the Plekha-nov Russian University of Economics, Doctor of Economic Sciences, Professor.

Статья поступила в редакцию 18.09.2023; одобрена после рецензирования 09.10.2023; принята к публикации 18.10.2023.

The article was submitted 18.09.2023; approved after reviewing 09.10.2023; accepted for publication 18.10.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.